Помост

Вопросы веры

Манихейство

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО — дуа­ли­сти­че­ское ре­лигиозное уче­ние, со­че­тав­шее эле­мен­ты хри­сти­ан­ст­ва, зо­роа­ст­риз­ма, буд­диз­ма и не­ко­то­рых других ве­ро­ва­ний; по ма­ни­хей­ским ис­точ­ни­кам, оно пред­став­ля­ет со­бой вос­ста­нов­ле­ние пер­во­на­чаль­ной ис­тин­ной ре­ли­гии.

На­зва­ние — по име­ни ос­но­ва­те­ля Ма­ни. Манихейство воз­ник­ло в середине III века в Южной Ме­со­по­та­мии, в IV-VII веках рас­про­стра­ни­лось от Западного Сре­ди­зем­но­мо­рья до Ки­тая. В VIII-IX веках яв­ля­лось официальной ре­ли­ги­ей Уй­гур­ско­го ка­га­на­та. На За­па­де про­суще­ст­во­ва­ло до VI-VII веков, в Северной Аф­ри­ке — до VIII века, в Ки­тае пред­по­ло­жи­тель­но до XIV века.

Ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции о манихействе вклю­ча­ют соб­ст­вен­но ма­ни­хей­ские па­мят­ни­ки, све­де­ния хри­сти­ан­ских и му­сульманских ав­то­ров, а так­же дан­ные рас­ко­пок. По пре­да­нию, Ма­ни из­ло­жил своё уче­ние в 7 ка­но­нических кни­гах на ара­мей­ском языке, от ко­то­рых дош­ли лишь от­рыв­ки и ци­та­ты: «Жи­вое Еван­ге­лие» (ве­ро­ят­но, из­ло­же­ние кос­мо­го­нии и не­ко­то­рые био­гра­фические све­де­ния), «Со­кро­ви­ще (Со­кро­вищ­ни­ца) жиз­ни» (ве­ро­ят­но, уче­ние о воз­не­се­нии свет­ло­го на­ча­ла из ма­те­рии и че­ло­ве­че­ских душ), «Праг­ма­тия» (воз­мож­но, тол­ко­ва­ние основной док­три­ны), «Кни­га тайн (та­инств)» (прит­чи и тол­ко­ва­ния различных по­ло­же­ний док­три­ны), «Кни­га ги­ган­тов» (пе­ре­ра­бот­ка на ос­но­ве эпи­зо­да из Быт. 6:2-4 ле­ген­ды о пад­ших ан­ге­лах и ги­ган­тах из 1-й Кни­ги Ено­ха), «По­сла­ния» (сборник пи­сем Ма­ни к уче­ни­кам), «Псал­мы» (2 псал­ма или 2 цик­ла псал­мов). Кро­ме это­го, Ма­ни при­пи­сы­ва­ют­ся со­чи­не­ния: «Ша­пу­ра­кан» (крат­кое из­ло­же­ние уче­ния, на­пи­сан­ное на сред­не­пер­сид­ском языке для персидского ца­ря Ша­пу­ра I), «Об­раз» (на­ри­со­ван­ные кар­ти­ны, ил­лю­ст­ра­ции к уче­нию), «Мо­лит­вы» (в ча­ст­но­сти, об­щие еже­днев­ные мо­лит­вы, об­ра­щён­ные к Солн­цу и Лу­не) и другое, от ко­то­рых так­же дош­ли лишь от­рыв­ки. Фраг­мен­ты пе­ре­во­дов со­чи­не­ний Ма­ни и его уче­ни­ков, его жиз­не­опи­са­ния, а так­же книг по ис­то­рии манихейства, ком­пен­диу­мы ма­ни­хей­ско­го уче­ния, мо­лит­вы, гим­ны, псал­мы, прит­чи, ли­тур­гические тек­сты на сред­не­пер­сид­ском, пар­фян­ском, со­гдий­ском, древнетюркском, уй­гур­ском и китайском язы­ках бы­ли най­де­ны в начале XX века в Центральной Азии (Тур­фан, Северный Ки­тай). Не­сколь­ко позд­нее в Егип­те бы­ла об­на­ру­же­на ма­ни­хей­ская литература на суб­ах­мим­ском (ли­ко­поль­ском) диа­лек­те копт­ско­го языке, пе­ре­ве­дён­ная с гре­че­ско­го и, воз­мож­но, с ара­мей­ско­го языка (так называемая библиотека из Ме­ди­нет-Ма­ди; ве­ро­ят­но, не позд­нее конца IV века). В Егип­те бы­ли най­де­ны так­же жиз­не­опи­са­ние Ма­ни на греческом языке, пред­по­ло­жи­тель­но пе­ре­ве­дён­ное с ара­мей­ско­го (так называемый Кёльн­ский ко­декс; V-VI века), фраг­мен­ты ма­ни­хей­ских книг, псал­мов, лич­ная пе­ре­пис­ка, хо­зяй­ст­вен­ные до­ку­мен­ты ма­ни­хей­ской об­щи­ны на копт­ском, греческом и сирийском язы­ках, си­рий­ско-копт­ский глос­са­рий (все не позд­нее конца IV века). Из­вест­на так­же латинская ру­ко­пись (V-VI века) фраг­мен­тов ма­нихей­ских книг, най­ден­ная в Те­бес­се (Восточный Ал­жир).

В ос­но­ве манихейства, ско­рее все­го, ле­жа­ла не­кая гно­сти­че­ская раз­но­вид­ность ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва (смотри в статье Гно­сти­цизм), эле­мен­ты ко­то­рой бы­ли ото­жде­ст­в­ле­ны со схо­жи­ми по­ло­же­ния­ми зо­роа­ст­риз­ма. За­мет­ное влия­ние на манихейство ока­за­ли буд­дизм (уче­ние о пе­ре­се­ле­нии душ и другое), эле­мен­ты вуль­га­ри­зи­ро­ван­ной ан­тич­ной фи­ло­со­фии и различных мис­ти­че­ских ре­лигиозных те­че­ний.

Со­глас­но манихейству, в ми­ре из­веч­но су­ще­ст­ву­ют 2 са­мо­стоя­тель­ных на­ча­ла: свет­лое (доб­рое) и тём­ное (злое). Тём­ное на­ча­ло в ли­це 5 тём­ных сти­хий по­шло вой­ной на свет­лое на­ча­ло и за­хва­ти­ло часть его. В кос­мической бит­ве свет­лых бо­жеств с тём­ны­ми де­мо­на­ми тём­ные сти­хии сме­ша­лись со свет­лы­ми. По­слан­ные вер­хов­ным свет­лым бо­гом («От­цом ве­ли­чия») бо­же­ст­ва: Дух жи­вой, Ве­ли­кий дух — Мать и Тре­тий по­сла­нец — со­тво­ри­ли из это­го сме­ше­ния и при­ве­ли в дви­же­ние ма­те­ри­аль­ный мир (из 5 яру­сов, от ви­ди­мых гла­зом не­бес до зем­ли, или пре­ис­под­ней) как ме­ха­низм раз­де­ле­ния свет­ло­го и тём­но­го на­чал. Де­мо­ны тьмы соз­да­ли Ада­ма и Еву и вло­жи­ли свет в их ду­шу, что­бы удер­жать у се­бя свет­лое на­ча­ло, но бо­же­ст­во, на­зы­вае­мое Ии­сус-Сия­ние, да­ло лю­дям выс­шее зна­ние и ука­за­ло путь к спа­се­нию. Тём­ное на­ча­ло бо­рет­ся за ду­шу че­ло­ве­ка, стре­мясь за­дер­жать её. На зем­лю пе­рио­ди­че­ски по­сы­ла­ет­ся ве­ро­учи­тель («апо­стол») и с по­мо­щью сво­его не­бес­но­го хра­ни­те­ля ос­но­вы­ва­ет ис­тин­ную ре­ли­гию. По­сле смер­ти «апо­сто­ла» его цер­ковь по­сте­пен­но при­хо­дит в упа­док. Та­ким об­ра­зом про­изош­ли все ре­ли­гии, су­ще­ст­во­вав­шие до манихейства. Спи­сок «апо­сто­лов» за­вер­ша­ет Ма­ни.

Со­глас­но ве­ро­ва­ни­ям при­вер­жен­цев манихейства, по­сле смер­ти ду­ша ли­бо воз­но­сит­ся в цар­ст­во све­та че­рез Солн­це и Лу­ну (у пра­вед­ни­ков), ли­бо воз­ро­ж­да­ет­ся в че­ло­ве­че­ском те­ле или другом ма­те­ри­аль­ном объ­ек­те, ли­бо идёт в ге­ен­ну (у за­ко­ре­не­лых греш­ни­ков). Ко­гда свет­лое и тём­ное на­ча­ла окон­ча­тель­но раз­де­лятся, ма­те­ри­аль­ный мир сго­рит, а ду­ши греш­ни­ков ос­та­нут­ся с тём­ным на­чалом.

В манихействе су­ще­ст­во­ва­ли 2 раз­ря­да ве­рую­щих: «из­бран­ни­ки» и «слу­ша­те­ли» — ря­до­вые ве­рую­щие. Эти­ка манихейства за­клю­ча­лась, пре­ж­де все­го, в не­при­чи­не­нии зла свет­ло­му на­ча­лу, за­клю­чён­но­му в жи­вой при­ро­де. «Из­бран­ни­ки» слу­жи­ли ору­ди­ем очи­ще­ния свет­ло­го на­ча­ла: оно ос­во­бо­ж­да­лось из съе­ден­ной ими пи­щи и из­но­шен­ной оде­ж­ды. «Из­бран­ни­кам» за­пре­ща­лись упот­реб­ле­ние жи­вот­ной пи­щи и ви­на, по­ло­вые сно­ше­ния, убий­ст­во жи­вых су­ществ (в том числе сбор и при­го­тов­ле­ние в пи­щу рас­те­ний). За­пре­ты для «слу­ша­те­лей» ог­ра­ни­чи­ва­лись ве­ге­та­ри­ан­ст­вом и не­про­ли­ти­ем кро­ви. Главной обя­зан­но­стью «слу­ша­те­лей» бы­ла за­бо­та об удов­ле­тво­ре­нии ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей «из­бран­ни­ков». В обя­зан­но­сти всех ве­рую­щих вхо­ди­ли так­же ре­гу­ляр­ное чте­ние мо­литв, со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний с пе­ни­ем псал­мов, со­блю­де­ние по­стов. Ма­ни­хей­ская ие­рар­хия вклю­ча­ла сле­дую­щие сту­пе­ни: гла­ва церк­ви, или «апо­стол», учи­тель (гла­ва круп­но­го объ­е­ди­не­ния об­щин), епи­скоп (гла­ва об­щин стра­ны или об­лас­ти), пре­сви­тер (гла­ва ме­ст­ной об­щи­ны), «до­мо­пра­ви­тель» (гла­ва объ­е­ди­не­ния «из­бран­ни­ков»). Упо­ми­на­ют­ся так­же про­по­вед­ни­ки, диа­ко­ны и пис­цы. Из празд­ни­ков из­вес­тен ве­сен­ний празд­ник Бе­мы (греческий — воз­вы­ше­ние, ал­тарь) — воз­мож­но, ма­ни­хей­ский ана­лог Пас­хи.

По мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, манихейство ока­за­ло влия­ние на хри­сти­ан­ские дуа­ли­стические ере­си (уче­ние пав­ли­ки­ан, бо­гомиль­ст­во и другое), не­ко­то­рые на­прав­ле­ния в ис­ла­ме и буд­диз­ме, ре­ли­гию ези­дов.

Религия, которую все ненавидели

Все мировые религии — непримиримые соперники, а потому очень редко соглашались друг с другом. Но в одном они все проявляли удивительное единодушие: стоило лишь произнести слово «манихейство», как скрежетать зубами начинали и христиане, и мусульмане, и даже относительно мирные буддисты.

Кто такие манихеи и в чем причина этой всеобщей к ним неприязни? Давайте разберемся.

Появление манихейства

Название религии образовалось от имени ее основателя — пророка Мани. Родился он в 216 году на территории нынешнего Ирака и жил примерно в тех же краях, что и уже знакомый нам Заратустра.

Портрет Мани. Надпись гласит:
«Мани, посланник света»

Мани принадлежал к знатному княжескому роду, а его родители, судя по всему, были членами одной из ранних гностических сект. Еще ребенком будущий пророк познакомился с христианством, зороастризмом и другими религиями, которые в то время были распространены в персидских землях.

Согласно преданию, когда Мани было 12 лет, к нему явился ангел и принес откровение от «Царя Светлого рая». Когда же пророку исполнилось 24 года, посланник повелел ему донести «истинное учение» до всего мира.

Этим Мани и занялся. Для начала он обратил в новую веру свою семью, а затем отправился проповедовать по всей империи Сасанидов. Также он наведался в Индию, где попутно познакомился с буддизмом.

Вскоре он сумел впечатлить своим учением брата царя Шапура, а через него добрался и до самого царя. Царю новый пророк понравился, и он сделал его своим фаворитом. Официальной религией государства по-прежнему оставался зороастризм, однако Мани разрешили свободно проповедовать свои идеи. Пророк охотно этим воспользовался и вместе с учениками массово «отмиссионерил» не только персов, но даже добрался до Римской империи.

А дальше что-то пошло не так. Империя Сасадинов окрепла, и увядший было зороастризм стал восстанавливать прежнее влияние. Начал он, как водится, с устранения главных конкурентов, которыми были в основном христиане и манихеи.

Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» (1315 г.). По одной из легенд Мани был распят, а по другой – с него живьем содрали кожу.

В это же время умер Шапур, и к власти пришел новый царь — Бахрам, который отнюдь не являлся поклонником Мани. И когда зороастрийские жрецы написали на пророка донос, царь охотно приказал заковать его в кандалы. Мани, которому было уже за 60, не пережил заключения и вскоре скончался.

Однако его учение уже успело набрать популярность. Очаги манихейства начали вспыхивать по всему древнему миру, вызывая раздражение как у властей, так и у официальных религий.

Учение Мани

За свою жизнь Мани написал целых семь «священных книг», но до нас дошли только их фрагменты (большей частью найденные уже в XX веке). Однако есть еще один источник информации об этом учении — трактаты христианских и исламских богословов, которые в свое время вели активную полемику с манихеями. Особенно интересны труды святого Августина, который сперва сам был манихеем, а потом стал ярым противником этой религии.

В целом учение Мани представляет собой ядреную смесь из гностицизма, христианства, зороастризма, буддизма и античной философии. Все это от души приправлено оккультизмом и астрологией, и изложено настолько «высоким поэтическим языком», что у непривычного человека через пять минут начинает болеть голова.

Если же не углубляться в детали, то манихейство можно свести к нескольким основным идеям. Главная из них — это дуализм, то есть учение о двух равноправных началах: темном и светлом. Сперва они жили бок о бок в одной вселенной и никак не пересекались. Но однажды демоны из царства тьмы напали на царство света, из-за чего произошло смешение двух начал.

Манихейский символ дуализма

Наш мир был создан для того, чтобы снова отделить свет от тьмы. И вот тут появляется вторая ключевая мысль: вся материя была сотворена из ошметков демонических сил, а значит в ней просто не может быть ничего хорошего. Противостоит этой гадкой материи мир духовный, порожденный светом.

Все бы ничего, но хитрые демоны решили подольше задержать у себя свет. Для этого они создали первых людей — Адама и Еву, в которых спрятали значительную часть светлых частиц. К счастью, к первым людям явился Иисус (!), который и указал им истинный путь.

Из этих идей и вытекала этика манихеев: люди должны помочь свету освободиться из нечестивой материи. Последователи Мани делились на две категории: избранники и слушатели. Избранники — это те, кто активно «освобождали свет». Для этого они отрицали всяческое насилие, не занимались сексом и придерживались настолько строгой вегетарианской диеты, что не имели права даже срывать растения. К слушателям предъявлялись менее суровые требования, поскольку их задачей было ухаживать за избранниками.

Согласно учению Мани, людей после смерти ждала разная участь. Души праведников отправлялись на луну и солнце, где у манихеев было что-то вроде рая. Середнячков ждала повторная инкарнация, а грешники, естественно, попадали в ад. Когда же свет и тьма окончательно отделятся друг от друга, то мир, по мнению манихеев, погибнет, а грешники навеки останутся во тьме.

Космология манихеев

И еще один важный момент: манихеи признавали все религии. По их словам, силы света периодически посылали на Землю своих апостолов, чтобы те передали людям истину. К этим посланцам относились Заратустра, Христос, Будда и еще несколько известных основателей религии. Однако со временем учение апостолов искажалось, а потому теряло свою ценность. И лишь Мани, последний в череде апостолов, смог-таки донести до людей настоящую веру.

Почему ненавидели манихеев

Если внимательно посмотреть на учение манихеев и их деятельность, то можно выделить четыре главных причины ненависти к ним.

Первая причина — миссионерская стратегия. Манихеи полностью не отвергали ни одну из мировых религий, а потому со спокойной совестью маскировались под другие конфессии. В землях христиан они называли себя христианами, в Персии становились примерными зороастрийцами, а спустя несколько веков научились имитировать даже ислам.

Пользуясь это нехитрой системой, манихеи устраивали «рейдерский захват» паствы, отжимая прихожан у других религий. Кстати, одна из последних манихейских общин долгие годы успешно косила под буддистов.

Манихейский храм Цаоань, который долгое время маскировался под буддистский

Вторая причина — в очень уж вольной трактовке чужих религий, которая зачастую выглядела откровенным кощунством. Например, согласно их учению, к Адаму и Еве явился не дьявол в образе змея, а Христос. Именно он уговорил первых людей отведать плоды от дерева познания Добра и Зла, чтобы те прозрели.

Изображение Мани в храме Цаоань, стилизованное под Будду

Третья причина в том, что манихеи считали все мировые конфессии «недорелигиями», о чем особо не стеснялись говорить. Такое снисходительно-высокомерное отношение («мы Д’Артаньяны, а вы заблуждаетесь») вкупе с предыдущим пунктом, могло легко раздраконить даже самого миролюбивого богослова.

И, наконец, четвертая причина — это типичное для гностиков неприятие материального мира, которое во все века вызывало у здравомыслящих людей неприязнь. Естественно, другие религии тоже практиковали аскезу. Но именно от манихейской «тяги к духовному» за версту несло откровенным стремлением к уничтожению всего человечества.

Судьба манихейства

Хотя до нашего времени само манихейство и не дотянуло, оно успело прогреметь на весь мир и оказало влияние на культуру Азии, Европы и Северной Африки. Несмотря на непрерывные гонения, учение Мани умудрялось в разные века находить все новых и новых приверженцев.

Первоначально оно было распространено среди народов Персии и сопредельных государств. Затем оно перекинулось в Рим, где его преследовали сперва языческие императоры, а потом и христианские. Какой-то время своеобразным центром манихейства был Самарканд (современный Узбекистан).

Пик могущества манихеев пришелся на VIII–IX век, когда манихейство стало официальной религией Уйгурского каганата. После его падения, учение Мани успело докатиться до Сибири (Хакассии), а в Китае отдельные его очаги встречались вплоть до XIV века (по другим данным — аж до XVII века).

Но даже после того, как манихеев изгоняли из той или иной страны, их идеи продолжали жить и дальше. Наследниками манихеев на Востоке были маздаки, а также некоторые течения в исламе и буддизме. На Западе под влиянием учения Мани возникла целая плеяда гностических сект, таких как павликане, богомилы и катары.

Мне бы очень хотелось сказать, что сегодня манихейство осталось в прошлом, но это не так. Отчетливое влияние этой религии можно заметить у «Аум Синрике», «Церкви объединения Муна» и прочих тоталитарных сект. Также о манихействе с восторгом отзывались эзотерики Николай Рерих и Рудольф Штайнер, у которых и в наши дни немало поклонников.

Манихе́йство — религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне.

Прежде манихейство считалось то христианской ересью, то обновленным парсизмом; ряд авторитетов (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельной религией, наряду с буддизмом, христианством и исламом. Родиной манихейства была Месопотамия, основателем — Мани (+ 277).

С момента своего возникновения и на протяжении всего IV в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул блж. Августин Иппонийский и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в Христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в XIII в. в результате монгольских завоеваний. В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в XI и XII вв.

Жестокие гонения, которым манихейство подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство, богумильство и в особенности западное перерождение последнего — ересь катаров, или альбигойцев.

Учение

Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение:

«Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) — в стране персидской; еще в другое — через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской».

По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по Евангелию Иоанна (Ин. 14, 16 и далее).

Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально, — к свету и тьме. Но «природа света едина, проста и истинна», следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно, существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Светлое бытие

Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого, или благого, бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или «Царя светлости», его среду, или «светлый эфир» и его царство, или рай, «землю светлости». Божество имеет пять нравственных атрибутов, или «членов», — любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств — спокойствие, знание, рассуждение, «тайна» (или скрытность) и понимание; наконец, «земля светлости» имеет также пять «членов», или особых способов бытия, аналогичных «стихиям» нашего мира, но только в их положительном, или добром, свойстве: воздух, или благотворное веяние, ветер, или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра, или света, сходятся вместе для произведения одного конкретного существа — первочеловека, или небесного Адама.

Темная сторона

Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления, или «члены», темной земли суть: яд, или зараза (в противоположность благотворному веянию, или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы — сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмой первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов «светлой земли»: он надевает «тихое веяние», как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризой, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные «матерью жизни» (то же, что «райская земля») светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения с тьмой. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мировой машины Мани видел в Месяце и Солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, Месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, Солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунной областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди — Адам и Ева, в которых и перешли световые частицы небесного «панциря». Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии — Сифову и Каинову. Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранников (см. выше).

Иисус Христос

Взгляд Мани на Христа представляет, в сохранившихся известиях, некоторое противоречие. По одним указаниям, небесный Христос действует через человека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покидает Его при распятии; по другим — человека Иисуса вовсе не было, а был только небесный дух, Христос, с призрачной видимостью человека. С точки зрения Мани в этом вопросе важно было только устранить идею воплощения или действительного индивидуального сочетания божественной и человеческой природы в Христе — а она одинаково устранялась и при том, и при другом из упомянутых представлений. — После совершенного откровения истины в учении самого Мани, «сыны света» извлекут и соберут все светлые элементы, заключенные в человеческом мире, и тогда возгорится все физическое мироздание, для окончательного выделения последних еще остающихся в нем световых частиц. После этого навеки утвердятся пределы двух миров и оба будут пребывать в полной и безусловной отдельности друг от друга.

Учение о будущей жизни

Учение о будущей жизни согласно с принципом двойного дуализма: между добром и злом, с одной стороны, духом и материей — с другой. Души небесного происхождения, очищенные отчасти при жизни, отчасти после смерти (посредством различных мытарств, состоящих, главным образом, в страшных и отвратительных видениях), водворяются окончательно в «раю светлости», а души адского происхождения навек утверждаются в темном царств; тела же и тех, и других всецело уничтожаются, и ни о каком воскресении их не может быть речи.

Аскетика

Мани различал в своем учении теоретическую часть от практической. Последняя сводится, в сущности, к обязательному аскетизму: воздержанию от мяса, вина и половых сношений. Не могущие этого вместить не должны вступать в число верующих, но могут спасти себя, помогая разными способами манихейской общине. Между самими верующими различаются 3 степени:

  • слушатели, соответствовавшие «оглашенным» древней христианской церкви,
  • избранные, соответствовавшие христианским «верным», и
  • совершенные, соответств. церковному клиру.

Иерархия

В манихействе так и не возникло института священства, хотя, по замечанию словаря Брокгауза, есть указания на существование епископов и на верховного патриарха, пребывавшего в Новом Вавилоне.

Богослужение

Богослужебная сторона религии не получила в манихействе большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях манихейства обряд возложения рук, называвшийся «утешением» (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальной музыкой (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии.

Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, посвященные полемике с манихеями), но в конце XIX в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. 1930 в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Источниками для изучения собственно манихейства служили прежде главн. образом:

  1. «Acta disputationis Archela ï cum Manele» — сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Routh, «Reliquiae Sacrae», V, Оксф., 1848); хотя связанное с вымышленной историей, оно представляет ценные данные, — и
  2. сочинения блаж. Августина, из коих некоторые, посвященные специально манихейству, содержат выписки из манихейских книг; но Августин принадлежал в течение восьми лет к манихейству лишь на низшей ступени посвящения (auditor), поэтому сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно.

В XIX веке ученые ориенталисты открыли новые источники у арабских писателей; особенно важен в этом отношении изданный Флюгелем Фихрист-аль-улум («Сборник знаний»), с фрагментами из соч. Мани. Кесслер собрал и перевел сообщения о Мани и манихействе из 14 восточных писателей.

Первое научное соч. манихействе явилось в XVIII веке:

Манихейство

Считается, что основатель манихейства — вероучения, долгое время бывшего серьезным противником христианства — родился в 216 г. в Вавилонии, в местечке Мардину, близ Ктесифона. Подлинное его имя было Сураик, сын Фатака. Принятое же им позже священническое прозвание Мани значило «Дух» или «Ум».

Пишут, что он был сыном вавилонянина и знатной женщины из парфянского рода Камсаракан. Его отец, первоначально правоверный зороастриец, переменил свою религию, пристав к секте крестильников (члены этой секты считали подлинным Христом Иоанна Крестителя, а Иисуса отвергали как обманщика). В их учении первоначально воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он писал потом, по прямому указанию явившегося к нему ангела.

Сураик — основатель учения Мани

С детства он живо интересовался религиозными вопросами и испытал влияние многих вероучений. Как видно из дальнейшего, он хорошо знал христианство, брахманизм, буддизм и учение гностиков. Однако основой его собственной религиозной системы оставался зороастризм (хотя и в значительной степени переработанный).

Свою публичную деятельность Мани начал в очень молодые годы — в 238 г. при основателе Саса-нидской державы шахиншахе Арташире I. Согласно преданию, он отправился сначала в Индию, где основал первые общины адептов манихейства. Затем он возвратился на родину и обратил в свою веру сасанидского принца Пероза — брата нового персидского царя Шапура I. В 241 г., в день коронации, он был благосклонно выслушан самим шахиншахом и получил разрешение проповедовать свою религию в Иране.

Религия манихейства

По учению Мани, изложенному, согласно традиции, им самим в семи сочинениях (написанных по-арамейски), искони существовала некая Высшая Истина. Однако в своей очевидности и насущности она являлась в мир лишь время от времени, когда приходили Посланники, открывающие ее людям.

До Мани эта Истина передавалась в разных формах и всегда была лишь частичной и, следовательно, ущербной. Среди предшествующих ему посланников Мани называл Адама, Еноха, Ноя, Авраама и некоторых других библейских пророков. В гораздо более полной форме она была преподана Заратуштрой, Буддой и Иисусом Христом. Но их роль проявлялась лишь на локально ограниченных пространствах:

  • Будда проповедовал на Востоке
  • Заратуштра — в Иране
  • Иисус Христос — на Западе

Их задачей было подготовить человечество к полному откровению, которое как раз и должно открыться через высшее и главное звено в цепи Небесных Посланников — через Мани — апостола всего поколения современных людей, посланного проповедать Истину всей ойкумене.

Свет Истины, несомый Манихейством

Свет Истины, несомый манихейством, в отличие от той, что была сообщена его предшественниками, целостен, абсолютен, ничем не затемнен и потому совершенен. Сам Мани называл свое учение печатью (то есть завершением) всех откровений, а себя объявлял тем утешителем, которого обещал прислать Христос согласно Евангелию от Иоанна.

В чем же заключалось открытая им Истина? В своем вероучении Мани исходил из того положения, что окружающий нас мир есть арена жестокой борьбы двух начал: добра и зла, или, что то же самое, света и тьмы. Мир света он связывал с духовным началом, а мир зла и тьмы — с материальным.

Однако, писал он, природа света «проста и истина», следовательно, она не имеет никакого отношения к противоположному свойству зла или тьмы. Поскольку же зло несомненно существует, не вытекая из добра или света, значит, оно должно иметь собственное начало. Поэтому следует признать два безусловно самостоятельных первоначала, неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Область света или благого бытия имеет своим первоначалом Отца Света. Его среда есть «светлый эфир», а его царство есть рай, или «земля света». Этот Отец Света может проявляться в четырех формах:

  1. В форме Божества
  2. В форме Света
  3. В форме Силы
  4. В форме Мудрости

Светлый эфир нематериален и является носителем пяти умственных свойств:

  1. Спокойствия
  2. Знания
  3. Рассуждения
  4. Тайны
  5. Понимания

Земля света имеет пять способов бытия:

  1. Воздух или благотворное веяние
  2. Ветер или прохлада
  3. Свет
  4. Вода
  5. Согревающий огонь

Созданием и носителем светлых и добрых сил является высшее деятельное существо — Христос, или Небесный Адам.

Напротив, в царстве смерти, тьмы, зла и материи правит Царь Тьмы. Он связан с темной землей, которая также имеет пять способов бытия, противоположных земле света:

  1. Яд или зараза
  2. Бурный вихрь
  3. Мрак
  4. Туман
  5. Пожирающее пламя

В услужении у Царя Тьмы находятся мириады демонов, причастных к хаосу, смешению, возмущению и вообще крайне агрессивных. В противовес Христу все элементы темного царства собрались воедино для создания Сатаны — своего рода Адама Тьмы.

Процесс миротворчества начался с того, что Сатана устремился за пределы своего царства в область света. Против него выступил Христос. Схватка между ними была драматичной и чрезвычайно ожесточенной. После долгой борьбы Христос оказался побежден темными силами и на какое-то время увлечен на самое дно ада.

Согласно учению Мани Христос участвовал в схватке с Сатаной и проиграл ему, угодив в ад

Светлым силам, впрочем, удалось в конце концов освободить его, но светлые элементы, составлявшие его вооружение и одежду, оказались смешанными при этом с элементами темной области и образовали вместе нечто вроде первобытного хаоса. Эти частицы света, взятые в рабство материей, образуют Страждущего Христа. А та часть света, которая была освобождена, образовала Бесстрастного Христа. Своей силой он обитает на Солнце, а своей мудростью — на Луне.

Отец Света поручил Своим ангелам отделить светлые элементы от тьмы. Но из-за противоборства Царя Тьмы сделать это сразу не удалось. В результате сложной борьбы с враждебными демонами возник окружающий нас мир. Творениями светлых сил в нем являются Солнце и Луна, которых стали высасывать из этого мира частицы небесного света и отсылать их в высший Райский мир.

Сатана, заметив освобождение частиц света, решил собрать все имеющиеся в царстве тьмы частицы Страждущего Христа в одно место и заключить их в материю. Для этого он сотворил первого человека Адама. Частицы света были сосредоточенны в одном месте и составили его разумную душу.

Чтобы последняя не узнала о своем духовном происхождении, Сатана запретил человеку вкушать от древа познания. Но Бесстрастный Христос, явившись на землю в образе змея, научил Адама вкусить от древа познания, и человек узнал таким образом о своем происхождении. Чтобы затмить это создание, Сатана задумал раздробить разумную душу. Из материи и оставшейся еще небольшой части света он сотворил жену Адама Еву, в которой, по незначительности света, имела перевес материя.

Ева была создана для того, чтобы совратить Адама к чувственному наслаждению. Вопреки предупреждениям Христа, который заповедовал Адаму воздерживаться от желаний своей плоти, тот уступил обольщению Евы и пал. От брачного союза с нею родились дети, от последних народились новые поколения людей; при этом разумная душа, разделяясь по отдельным личностям, стала дробиться на все более мелкие частицы, которые Сатане удобно удерживать в материальных телах как в темницах.

Человек – это арена борьбы темных и светлых сил

На этом сложном мифологическом основании строилась этика манихейства. Мани учил, что человек есть арена борьбы темных и светлых сил. Целью его существования должно стать освобождение плененных плотью светлых элементов его души и воссоединение с Отцом Света. Эти элементы, однако, не могут быть просто «взяты» Отцом Света из этого мира, поскольку должны «искупить» свое падение.

Искупление должно совершиться человечеством на пути нравственного совершенствования и постепенного преодоления в себе греха. Процесс этот долгий и трудный. Оскверненная, грешная душа не может обрести освобождения после смерти и обречена на новые рождения в оковах плоти.

Поэтому ей суждено вновь и вновь возрождаться в этом мире страданиях и муках. И она будет пленницей этого мира до тех пор, пока ей не откроется Истина о самой себе. Для разъяснения этой Истины как раз и приходили все предшествующие Посланники, наиболее значительным из которых был Иисус.

Иисус с призрачной видимостью человека

Вообще, в религии манихейства, Иисус играл важную роль. Хотя основатель манихейства отвергал как ложную значительную часть евангелических рассказов, он однозначно признавал и высоко чтил их нравственное учение. Что касается взглядов Мани на природу Иисуса, то они были противоречивы.

По одним манихейским сочинениям, небесный Бесстрастный Христос действовал через человека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покинул его при распятии. По другим — человека Иисуса вовсе не было, но был только Небесный Дух — Христос с призрачной видимостью человека.

С точки зрения Мани в этом вопросе важно было устранить идею воплощения или действительного индивидуального сочетания божественной и человеческой природ в Иисусе. (Ведь дух и материя, по его учению, есть порождения разных, враждующих, миров ). Но как бы то ни было явление Иисуса ознаменовало новую эпоху в человеческой истории.

После этого «ветхий» человек пресуществился в «нового» — спасение приблизилось, но окончательно оно стало возможно лишь после совершенного откровения Истины в учении Мани. Тогда только человеку открылись все тайны бытия и он получил возможность исполнить предназначенную ему роль в мировой космической драме.

Все его усилия отныне должны быть направлены на то, чтобы отделить в своей душе элементы света от элементов тьмы и помочь освобожденным «искупленным» элементам света соединиться с самим светом. Окончательно процесс освобождения духа от тела, света от тьмы произойдет в последние времена и завершится Страшным судом, после чего землю охватит мировой пожар, который будет продолжаться 1468 лет.

Наконец, все элементы света вместе с освобожденными душами праведников уйдут на небо, а демоны с темными погибшими душами исчезнут в необъятной бездонной пропасти. Физические тела должны погибнуть в мировом пожаре, в котором уничтожится все материальное . Никакого воскресения мертвых, по учению Мани, не было и не могло быть.

С Мани заживо была содрана кожа

Наши сведения о второй половине жизни Мани отрывочны и неполны. Видимо, поначалу его проповедям никто не мешал, однако по мере роста манихейской церкви усилились нападки на нее со стороны зороастрийского жречества. В конце царствования Шапура Мани должен был уехать из Ирана (Существует предание о том, что в это время он путешествовал по Восточному Туркестану и даже побывал в Китае ).

При внуке Шапура, Варахране II, Мани вернулся на родину. Возможно, он надеялся на то, что отношение к его вероучению изменится. Однако Мани ошибся — новый шахиншах встретил его неприветливо и принудил вступить в открытый диспут с великим мобедом (главой зороастрийской церкви). Когда в конце этого спора Мани не согласился на требование своего противника решить дело судом Божьим — испытать истину посредством глотания расплавленного свинца, — и не показал никаких чудес в оправдание своей веры, Варахран произнес такой приговор:

Этот человек производит волнения, могущие привести царство к разрушению, а потому, прежде всего, необходимо, чтобы он сам был разрушен, дабы предупредить дальнейшие последствия

Мученическая смерть Мани последовала в 277 г. Согласно некоторым источникам, с него заживо была содрана кожа, которую набили соломой и повесили на царских воротах. Вскоре был распят на кресте и его преемник Сисинний.

Старая фреска, на которой изображен пророк Мани

Впрочем, история манихейства на этом не кончилась. Учение Мани оказалось очень жизнестойким и просуществовало еще около тысячи лет. Изгнанные из Ирана, манихеи рассеялись по всему миру от Европы до Китая. Известно, что в Римской империи это вероучение получило очень широкое распространение и на протяжении нескольких десятилетий оставалось опасным конкурентом христианства.

Основоположники учения Мани

На Востоке у него также было немало последователей (в VIII в. манихейство даже стало официальной религией Уйгурского каганата). Сторонники этой религии сумели создать достаточно сильную и разветвленную церковную организацию. Все верующие делились на три категории: «слушателей», «избранных» и «совершенных». (Последние соответствовали высшему церковному клиру). Отдельными областями руководили епископы, а во главе церкви стоял патриарх, местом пребывания которого считался Новый Вавилон.

Все манихеи должны были следовать строгим нравственным предписаниям. Истинный праведник не мог лгать, нарушать клятвы, свидетельствовать за злонравного человека, возводить гонения на невинного, вызывать неприязнь к кому-либо или к чему-либо путем распространения разных басен, не мог заниматься колдовством и волхованием. Ему надлежало поститься определенное количество раз в году и периодически исповедоваться перед главами общин. Таковы были заповеди для мирян.

«Избранные», то есть священники, кроме того, должны были воздерживаться от мясной пищи и хранить безбрачие. Им также вменялось в обязанность молиться за мирян («слушателей»).

Манихеи молились Солнцу и Луне

Подробности богослужения манихеев известны лишь в общих чертах. На молитвенных собраниях они исполняли особые гимны, сопровождая их музыкой и чтением книг Мани. Культ был очень простым. Не существовало ни жертвоприношений, ни изображений богов.

Четыре раза в день верующие обращались с молитвой к солнцу и луне, которые не считались богами, но почитались как видимые проявления света. Из обрядов манихеи совершали крещение, причастие и особое таинство «утешения» перед смертью, включавшее отпущение грехов.

Несмотря на то, что манихейство очень древняя религия по сей день можно найти последователей этого древнего учения, как на его родине в Иране, так и по все у миру.

МАНИХЕЙСТВО, религия, возникшая в Вавилонии в середине 3 в., как одна из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических (см. ГНОСТИЦИЗМ). С момента своего возникновения и на протяжении всего 4 в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул Августин и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в 13 в. в результате монгольских завоеваний.

В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в 11 и 12 вв. Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, посвященные полемике с манихеями), но в конце 19 в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. 1930 в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Мани (Манес) начал свою проповедь ок. 240 н.э. в Ктесифонте, столице правителей династии Сасанидов. Первоначально Шапур I, царь Персии, покровительствовал его религиозной деятельности, однако позднее Мани пал жертвой зороастрийских жрецов, которые, завидуя его славе, казнили его ок. 270. Религия Мани была основана на идее дуализма добра и зла, которые стали причиной возникновения мира и останутся главными действующими силами в этом мире вплоть до его конца. Хотя он, как и другие пророки и религиозные учители 3 в., утверждал, что использует разум для достижения религиозной истины (гносиса), в действительности его учение представляло собой разновидность популярной религиозной космогонии, основанной на мифе. Согласно его версии этого мифа, существовал извечный конфликт между князьями света (Богом и божественным посланцем света) и демонами тьмы (дьяволом, олицетворяющим материю, и его посланцами, архонтами), владения которых были первоначально отделены друг от друга, однако позднее смешались в результате события, которое в манихейском вероучении именуется «демоническим обольщением». Частицы божественной субстанции, света, были похищены демонами и использованы князем тьмы для сотворения земли с небом и всеми животными и растительными организмами и неодушевленными сущностями, наполняющими ее.

Однако до Адама и его потомства дошел божественный призыв освободить частицы света, заключенные в них самих, и тем самым способствовать процессу высвобождения светлой субстанции, заточенной в видимом космосе, и возвращения ее в царство света. Манихейство считает развитие природы, которое должно завершиться окончательным поглощением тьмы светом, частью духовного развития человека, цель которого заключается в освобождении себя от зла, принесенного Евой – еще одним творением дьявола. Ответ на вопрос о причинах существования зла в мире вместе с откровением, указывающим средство для победы над злом, являются важнейшими элементами учения Мани. Что касается получаемого человеком откровения о его собственной истинной природе и его роли в судьбах мироздания, то здесь Мани признает заслуги в осуществлении этого откровения таких религиозных учителей, как Будда, Зороастр и прежде всего Иисус Христос. Иисус в манихействе выступает в качестве вестника света, по значению в деле приближения окончательной победы света его превосходит только сам Мани, последний из великих пророков. Нет сомнений в том, что Мани, в своих посланиях именовавший себя «апостолом Иисуса», рассматривал христианство как важнейший источник религиозного вдохновения и видел в нем оправдание своей миссии по спасению мира.

Как община манихейство усвоило многие организационные черты, общие для целого ряда религиозных течений Ближнего Востока. Хотя приверженцы манихейства обязуются избегать магии и идолопоклонства, участвовать в деятельности секты и жить, соблюдая общие принципы воздержания, существовало резкое разделение на обычных верующих, называвшихся «слушателями», и «избранных». «Избранные» вели самую суровую аскетическую жизнь, поскольку считалось, что многословие и излишества в еде, как и все вообще мирские дела и желания, идут от сатаны. Хотя среди «избранных» существовала определенная иерархия, в манихействе так и не возникло института священства.

См. также ПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх