Помост

Вопросы веры

Митрополит

Митрополия

Не следует путать с термином Метрополия.

Митропо́лия в христианстве — область, находящаяся в канонической власти митрополита; обычно подразумевает несколько епархий, объединенных в так называемый митрополичий округ. В древней Церкви именовалась ἤ ἐπαρχία.

В истории Русской церкви

Основные статьи: Киевская митрополия до 1458 года, Литовская митрополия, Галицкая митрополия, Киевская митрополия, Московская митрополия

Трёхступенчатая структура организации управления Поместной церквью: Патриархат — митрополия — епархия, с древности существует во многих Православных церквах.

Православные митрополии на Руси существовали в юрисдикции Константинопольской православной церкви начиная с учреждения Киевской митрополии в конце X века после крещения Руси.

Эпизодические попытки местных князей иметь обособленную митрополию происходили в XI—XII веках, и в XIV веке привели к временному выделению Литовской и Галицкой митрополий. С 1458 года до 1470 года Киевская митрополия, пребывала во Флорентийской унии. Затем в 1596—1620 годах Киевская митрополия вновь пребывала в Брестской унии. После возобновления она существовала в структуре Константинопольской церкви вплоть до присоединения к Московскому Патриархату в 1687 году.

С 1461 года была выделена Московская митрополия, просуществовавшая до 1589 года — времени получения автокефалии от Константинопольской церкви и образования Московского патриархата.

После получения автокефалии в Русской православной церкви данная структура была утрачена — образованный в 1589 году Московский патриархат не включал в себя митрополии как объединения нескольких самостоятельных епархий.

Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на русских церковных соборах XVII века, однако тогда не был разрешён. В начале XX века этот вопрос вновь стал обсуждаться епархиальными епископами, духовенством, церковными учеными и общественностью. По итогам глубоких дискуссий был разработан проект, представленный на рассмотрение Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918 годов.

7 сентября 1918 года Собор вынес определение, в котором было сказано: «Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Совету…».

На рубеже 1920-1930-х годов заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и временным при нем Синодом во исполнение постановления Поместного Собора были образованы церковные области (округа) и принято Положение о полномочиях областного архиерея. Однако в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Русскую церковь коммунистических репрессий эта структура была утрачена, и ей не было позволено возродиться во второй половине 1940-х годов, после «конкордата» Сталина и Московской Патриархии.

В 2011 году Патриарх Кирилл (Гундяев) начал реформу епархиального устройства Русской православной церкви: 5—6 октября 2011 года было утверждено «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви», и в результате в Московском патриархате, как и в других Поместных церквах, будет введена трёхступенчатая структура организации епархиального управления: Патриархат — митрополия — епархия.

В результате реформы постепенно на территории России могут возникнуть около 80-ти митрополий, границы каждой из которых чаще всего должны совпадать с границами одного из 83-х субъектов Российской Федерации. А епархии соответственно со временем приобретут чаще всего районное значение и их границы должны совпадать с границами нескольких районов входящих в состав республик, краёв и областей Российской Федерации.

Отличие митрополии от митрополичьего округа заключается в организации органов управления. Высшая церковная власть в митрополичьем округе принадлежит синоду под председательством главы митрополичьего округа. Синод округа состоит из епархиальных и викарных архиереев округа. В митрополиях действуют не синоды, а архиерейские советы, на которых решаются координационные вопросы деятельности епархий, входящих в митрополии.

В современной Католической церкви

Также Провинция — объединение нескольких диоцезов и архидиоцезов, возглавляемое архиепископом — митрополитом. В состав митрополии обязательно должен входить как минимум один архидиоцез (возможно и больше). Центр митрополии обязательно совпадает с центром архидиоцеза. Три архиепископа — митрополита в латинском обряде Католической церкви исторически носят титул Патриарха (Патриарх Венеции, Патриарх Лиссабона и Патриарх Иерусалима).

См. также

В Википедии есть портал
«Православие»
  • Епархия
  • Митрополичий округ
  • Русская православная церковь
  • Епархии Русской православной церкви

Примечания

Ссылки

  • Антон Карташев. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ, Том первый, Церковное управление в киевский период

Католические территориальные единицы

Ординарные

Епархия / Диоцез · Архиепархия · Митрополия

Особые

Апостольская администратура · Военный ординариат · Территориальная прелатура · Территориальное аббатство

Миссионерские

Миссия Sui iuris · Апостольская префектура · Апостольский викариат

Митрополит

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит Иларион (Алфеев): Всем в своей жизни я обязан Церкви

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

Тысяцкий.

Тысяцкий являлся вторым после посадника по значению в Новгородской республики лицом. Тысяцкий занимался регулированием торговых отношений, торговым судом, созывом ополчения, обороной города и республики, имел полицейские функции. Он также, как и посадник получал свои полномочия на неопределнный срок, имел в подчинении целый штат мелких агентов, исполнявших различные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решения веча и призывали к суду, извещали суд о преступлении, производили обыски и т.д. Кроме этого тысяцкий занимался военным судом — судом над собранными ополченцами. По мнению С.Ф. Платонова тысяцкий избирался в противовес посаднику из низших классов новгородского общества Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Часть I. — М.: ВЛАДОС, 1994. — С. 135., но это мало вероятно. К тому же против этого мнения говорит то, что в во второй половине XV в. тысяцким был Дмитрий Борецкий, сын посадника Исаака Борецкого и Марфы Борецкой, происходивший из очень знатной и влиятельной семьи.

Архиепископ.

Также одной из важнейших выборных должностей в Новгородской республики был архиепископ, называемый новгородцами владыкой. После отсоединения от Киевской Руси в 1136 г. епископ Новгородский стал избираться вечем. Вече выбирало три кандидатуры на этот пост и бумажки с этими кандидатурами клали на престол Софийского Собора, а потом слепой или мальчик выбирал одну из бумажек. Человек, имя которого было написано в этой бумажке, становился епископом Новгородским, а с 1156 г. — архиепископом Новгородским. Из этого правила было одно исключения: архиепископ Новгородский Аркадий сам назначил себе приемника. Архиепископ Новгородский председательствовал на заседаниях Господы, осуществлял право церковного суда, наблюдал за торговыми мерами и весами, был хранителем государственной казны. К его голосу постоянно прислушивались высшие чины новгородскрой администрации. Архиепископ являлся крупнейшим феодалом Новгородской республики, владел обширными землями, образовавшимися, в основном, из конфискованных владений князя.

митрополит

— епископ митрополии, т. е. главного города области (Επάρχια) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают, что название М. явилось не ранее 1-го вселенского собора (325 г.); другие, если не название, то функции деятельности М., особые от общих епископских, усматривают еще в лице самих апостолов; третьи полагают, что митрополичья юрисдикция установлена во II в. и была вызвана назревшей необходимостью централизации в областном церковном управлении. На 1-м вселенском соборе и на соборе Антиохийском 341 г. юрисдикция М. была окончательно установлена, увеличена в объеме и точно регламентирована. Кроме права созывать областные соборы, им были усвоены: право надзора за церковными делами всей области, так что ни один епископ без М. не мог постановлять чего-либо важного; право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas); принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков; утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство. При открытии епископской вакансии в области, М. извещал о том всех епископов, приглашая их к избранию нового епископа, и все епископы должны были собраться для того в митрополию или прислать письменное согласие на избрание кого-либо. При избрании самого М. должны были присутствовать все епископы лично (см. Епископ) Трулльский собор (692 г.) постановил, чтобы митрополичьи округи в точности совпадали с диоцезами государственного деления империи, но это правило соблюдалось только на Востоке: на Западе держались указаний апостольского происхождения церквей, почему митрополия римского епископа обнимала десять областей, прилегавших непосредственно к Риму. В этом смысле на Востоке папу долго еще называли (например, Михаил Пселл в XI в.) митрополитом, хотя, согласно определению Халкидонского собора, он, наравне с епископами Иерусалима, Антиохии, Александрии и Константинополя, носил название патриарха. Права митрополичьей юрисдикции сначала и на Западе были те же, что и на Востоке. Собор Толедский 589 г. усилил права митрополита, позволив ему, с согласия областного собора, подвергать подведомых ему епископов наказаниям. С образованием новых германских государств значение митрополичьего управления изменилось в той мере, в какой прежние митрополии в это время утратили свое значение, и место областных церковных соборов заступили имперские сеймы. К тому же деление на диоцезы здесь отсутствовало. Правда, папа Захария пытался восстановить митрополичью систему церковного управления, но попытка его не имела успеха. Карл Великий, по настоянию папы Адриана, своими капитуляциями установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях; но фактически прежняя власть М. не могла осуществляться вполне уже потому, что на сеймах подведомственный ему епископ являлся на равных с ним правах представительства и, по обстоятельствам или по выдающимся способностям представительства, епископ имел иногда в делах собрания большее значение, чем М. С течением времени западные М. вместо того, чтобы самим вместе с собором избирать епископов, как было в начале, должны были ограничиться правом «исследовать законность» избрания и правом посвящения. Мало-помалу епископы сделались совершенно независимыми от М., политические права тех и других были совершенно одинаковы — оба были одинаково подчинены королю; но король мог защищать епископа против М., М. же не мог защищать епископа против короля; епископ мог апеллировать на М. к папе, а М. должен был тем не менее приглашать епископов своей митрополии к участию в своих решениях. Лишь в Англии митрополичье управление держалось прочно; епископы кентерберийский и йоркский пользовались правами М. во всей их первоначальной полноте. В последующее время юрисдикция M. на Западе чем далее, тем более сокращалась, в той мере, в какой развивалась централизующая система папизма. Сардикийский собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции епископов на М. и постановлять по ним окончательное решение. Папа Николай I (858—867) постановил, что без его согласия ни один епископ не может быть низложен. Иннокентии III усвоил себе право непосредственного суда во всех делах о епископах, а Александр III постановил, что на всякий суд, духовный и светский, даже в незначительных делах (in causis minimis) возможна апелляция к папе. На соборе Равеннском (877 г.) постановлено, что каждый М., который не испросит у папы паллиума, должен считаться низложенным. Григорий VII требовал от М. присяги в том, что они будут защищать папство, во всякое время являться к папе по первому призыву и т. д. Климент IV (1264—1268) усвоил себе право полного распоряжения всеми приходами и бенефициями. В XI в. от М. отнято, наконец, даже право созывать провинциальные соборы, через учреждение должностей сначала апостолического викария, а затем папского легата, которые посылались из Рима для созыва соборов. Наконец, папы усвоили себе и все поместное церковное законодательство и кодификацию церковных законов. Папские декреталии получили значение канонов — то самое, какое имели определения соборов, и заменяли последние. От прежней митрополичьей юрисдикции к XIII в. на Западе уже ничего не осталось. Последующие столетия представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы епископализма с куриализмом, стремления отстоять права епископа вообще против всепоглощающего абсолютизма римской курии, так как не митрополитство только, но и самое епископство провозглашено было излиянием папства. Ныне в католической церкви название М. — лишь почетный титул. В восточных патриархатах титул М. удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи, и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов, но ввиду современного состояния их епархий — по необходимости — лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности М. осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны. Так, в Австрии права митрополичьего управления православных церквей часто нарушаются государственной властью.

Н. Б—в.

Митрополит

МИТРОПОЛИТ

греч. metropolis-человек из главного города), священнослужитель высшей (третей) степени христианской церковной иерархии. С IV в. титул М. присваивается епископам главных городов – метрополий. Духовная власть М. распространялась на церковный округ (митрополию), объединявший христианские общины метрополии и прилегающей области. М. мог иметь наместников (заместителей) в лице викарных епископов. Со времени введения христианства на Руси в качестве государственной религии и вплоть до XIV в. Русь в церковном отношении представляла собой одну митрополию, находившуюся в юрисдикции Константинопольского патриархата. М. на Руси были, как правило, греками, поставлялись Константинопольским патриархом. Первым М. из русских был Иларион (1051–1062). После падения Константинополя (1453) избрание М. окончательно перешло к русскому епископату. Главными городами русской метрополии последовательно были Киев, Владимир, Москва.

Власть М. была двоякая: с одной стороны, он был главой Русской церкви, с другой – имел свою отдельную епархию. Он избирал и рукополагал епископов, вместе с епископами он судил епископов. Как глава Русской церкви, М. председательствовал на соборах русского духовенства.

Ближайшее управление церковью М. ведал вместе с собором епископов, которых он призывал для совещания к себе. М. являлся главным начальником епархиальных архиереев. Ко времени татаро-монгольского нашествия на Руси было 15 епархий: черниговская, ростовская, владимиро-волынская, новгородская, туровская, полоцкая, тмутараканская, белгородская, переяславская и юрьевская, смоленская, галичская, рязанская, владимирская, перемышльская и угровская.

Власть епископа по отношению к подчиненному ему духовенству имела такое же значение и такую же силу по каноническим правилам, как и власть М. над епископом. Подобно тому, как М. правил церковью с помощью собора епископов, так и каждый владыка управлял епархией с помощью коллегии из местных священников. Эта коллегия называлась клиросом. В нее входили все соборные священники, имевшие также и свои приходские церкви.

М. и епископы с духовной властью соединили в Древней Руси значительную долю власти светской: кафедры обладали большими недвижимыми имуществами, оттого около духовных властей рано образуется «двор» из лиц светских. В ряду этих домовых людей выделяются бояре, частью поступившие на службу к М., частью получившие от него землю в пожизненное владение или купившие на таких же условиях. По волостям и селам назначались М. волостели и посельские. Казну архиерейскую сохранял казначей или эконом.

Права и преимущества русского духовенства в светском отношении в эпоху татаро-монгольского нашествия определялись ханскими ярлыками и льготными жалованными грамотами русских князей. Ярлыками запрещалось нарушать права духовенства, отнимать что-либо у духовных лиц и вообще вступаться в церковные дела под страхом смертной казни. Духовенство, на основании ярлыков, управлялось и судилось по своим уставам, будучи свободным от всех податей и повинностей; люди, жившие на землях церковных и монастырских, также были свободны от всех даней и повинностей.

В 1448 г. собор русских епископов провозгласил русскую церковь автокефальной (независимой). И с этого времени глава церкви – М. «всея Руси» – стал избираться без всякого участия Константинопольского патриарха. В 1458 г. русская митрополия окончательно разделилась на, две – Киевскую и Московскую. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх