Помост

Вопросы веры

Молоканы

Название «молокане» было дано духовным христианам в 1765 году тамбовской консисторией за то, что они в пост употребляли молоко. Сами же молокане говорят, что название происходит от «словесного млека», о котором говорится в Первом послании Петра 2:2: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».

Основателем учения считается портной Семен Уклеин. Он женился на дочери духобора Иллариона Побирохина и сам стал духобором. Однако потом между Семеном и Илларионом началось непонимание: Уклеин был не согласен с Побирохиным в том, что богопознание происходит только путем духовного озарения. В результате он сблизился с протестантами рационалистического толка, а затем окончательно отделился от духоборов, создав свою общину.

Духовные христиане считают, что нужно поклоняться Богу в «духе и истине», как говорил Христос. Это означает, что важнее всего, с какими чувствами и верой человек поклоняется Богу. Т.к. «Бог есть Дух», его невозможно описать, и он стоит над всем материальным. Именно эта заповедь стала центральной в учении духовных христиан. Остальные же постановления, причислялись к загрязнению веры.

Молокане отвергают Священные предания, почитание икон, православную литургию и посещение храмов, все таинства церкви, в том числе крещение и евхаристию, а также православные молитвы и крестное знамение. Молокане собираются в молельных домах в комнатах, именуемых «горницами», поют псалмы, читают Евангелие и обсуждают духовные вопросы с пресвитером и старейшинами.

Самым важным для молокан является знание Библии всеми членами общины. Истина заключается в том, что «Бог есть Дух, а человек – Храм Божий. Дух обитает в каждом человеке, и все заповеди содержатся в одной: люби Бога как Отца нашего и человека, ближнего своего, ибо он есть сын Божий». Причащение же заключается во вкушении слова Божия через Писание.

Благодаря своему отношению к труду молокане были одними из наиболее зажиточных и влиятельных людей. Их образованность позволяла использовать новые технологии. Именно из-за отношения к труду, близкого к баптистскому, молокан называют русскими протестантами.

Молокане в течение всей своей истории преследовались властями, и даже признавались особо опасной изуверской сектой. Однако властям не удавалось уничтожить их, а запреты лишь укрепляли молокан в своей вере. В моменты послабления со стороны властей (правление Екатерины II и Александра I) молоканство распространялось особенно интенсивно, чем вызывало сильное недовольство православной церкви.

Т.к. применяемые запреты на распространение молоканства почти не работали, власти приняли решение о выселении их в дальние регионы. Наиболее крупная резервация была создана на Кавказе.

Первое поселение молокан в Северо-Восточном Азербайджане произошло в 1834 году в необитаемой горной долине реки Атачай.
В своём очерке Ф.А. Деминский отмечает, что молокане были переселены по распоряжению правительства из внутренних губерний, что «путь изгнанников был долог, крайне тяжёл и полон лишений». Им приведён рассказ хильмиллинского старожила.

«Мы шли сюда кто год, кто два, а то и три. Не знали, куда идём, что нас ожидает; шли семьями, с малыми детьми, да с больными. И холод, и голод, и побои перетерпели; шли на верную смерть. Пока передвигались через русские земли, хотя и встречали нас православные, как людей чужих, отщепенцев, а, все-таки, кое-как кормили; работаешь бывало целый день, как вол, а вечером и есть дадут. Вот тогда то, до самого места, где наши сёла теперь, натерпелись всего. Не дай Бог в другой раз».

В 1840 году в юго-западной части Северо-Восточного Азербайджана было основано ещё одно поселение молокан, получившее название Ивановка, которое находится в горной части и имеет исторические связи с молоканскими сёлами Северо-Восточного Азербайджана. Первыми поселенцами были 11 семей во главе с Иваном Першиным, пользующимся у земляков «непререкаемым» авторитетом. По его имени новое поселение и было названо Ивановкой.

С 1904 года в начале 20 века в сёлах и городах Северо-Восточного Азербайджана количество молокан составляло порядка 15-16 тысяч. В советское время ни в каких документах не отмечался состав населения по религиозным признакам, поэтому ни в каких официальных документах невозможно выяснить конкретно, сколько в населённых пунктах проживало человек молоканского происхождения.

В 1940 году, перед началом Великой Отечественной войны, в сёлах и городах Северо-Восточного Азербайджана проживало порядка 25-30 тысяч человек молоканского происхождения. В связи с известными событиями в конце 20 века произошла массовая миграция русского населения из Азербайджана. В настоящее время в Северо-Восточном Азербайджане осталось проживать всего несколько сот человек молоканского происхождения.

Отток молокан из сёл начался в последние 20 лет. Молоканские общины в сёлах не могли контролировать свою молодёжь, и молодые люди отходили от религии и приобщались к светскому образу жизни. Многие стали получать высшее образование, становились квалифицированными специалистами и уходили жить в города. Зачастую они выезжали за пределы своей республики, где у них было больше возможностей для карьерного роста. Поэтому начался отток молоканской молодёжи из республики в Россию и Украину. Со временем этот процесс усилился.

В Азербайджане из ранее многочисленных молоканских поселений к настоящему времени фактически сохранилось одно село Ивановка в Исмаиллинском районе. В остальных молоканских сёлах остались доживать по несколько десятков человек пожилого возраста, которым не на что и некуда было переезжать. После массового переселения молокан в республике ещё продолжают действовать малочисленные молоканские общины, в которых состоят лица преклонного возраста.

В современной Ивановке сохранилась до наших дней большая община верующих молокан. Мирские молокане не посещают богослужения, не являются членами духовной общины, но соблюдают обычаи и традиции своих отцов и дедов. Венчают детей и хоронят родных по молоканским обрядам. На похоронах проводят духовные беседы, читают из Слова Божьего, молятся и поют псалмы. Женщины поют плачевные песни по умершему, плачут с причитанием нараспев, высказывая боль и горечь утраты.

Поминальный обед у ивановцев состоит из традиционной лапши, риса с мясом или картофеля с мясом, чай из самовара с сахаром и конфетами. Все обряды молокане совершают без сбора пожертвований. Жатву- праздник сбора урожая -отмечают в зале торжеств местного дома культуры, где принимает участие администрация села, колхозники, молоканская община и приглашенные гости из других мест.

Основной проблемой молоканства является уменьшение количества верующих. Религия и традиции молокан постепенно исчезают под воздействием глобализации. Однако пресвитеры общин стараются спасти свое учение. Проводят разные мероприятия, программы для детей. Жителей села Ивановка никак нельзя сейчас назвать неверующими, у многих людей есть жажда познания Слова Божьего. В последние годы духовное состояние ивановцев изменилось.

Сегодняшнее поколение углубляется в Слово Божье, пусть и не посещая молитвенных собраний. Многие духовно встряхнулись, пересматривают свои взаимоотношения с Богом, свои мысли. Интерес к Священному Писанию не утерян со времени переселения молокан.

Молокане

Эта секта получила свое название от духоборческой в 80-х годах прошлого столетия. Основателем её был зять Побирохина, крестьянин Тамбовской губ. Борисоглебского у., портной по ремеслу, Семен Матвеев Уклеин. Прежде православный, он вступил в секту духоборцев; затем отделился от них и основал около себя свой кружок. Избрав из своих последователей, по примеру Побирохина, 70 апостолов, он торжественно с пением псалмов вошел с ними в Тамбов, чтобы открыто проповедовать новое учение. Но полиция захватила и заключила их в тюрьму. Мнимые апостолы обратились в православие и были освобождены; сам Уклеин отдан на увещание духовенству и, притворно обратившись в православие, также освобожден. Однако и после этого он продолжал пропаганду своего учения, только осторожнее, чем прежде. Он путешествовал по губерниям Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Екатеринославской, Астраханской, в земле Войска Донского и на Кавказе; а последователи занесли его учение в губернии Курскую, Харьковскую, Рязанскую, Пензенскую, Нижегородскую, Симбирскую, Оренбургскую и в Сибирь. Успех пропаганды еще более упрочился, когда с воцарением имп. Александра I, вместо преследований, настала веротерпимость к сектантам. Со времен имп. Николая I их постигла та же судьба, какая и духоборцев: в указах касательно одних обыкновенно стояло имя и других; между прочим, правительство назначило им для поселения места в Закавказье; многие из них переселились туда добровольно под влиянием распространившегося слуха (в 1830-х годах) об имеющем явиться там царе – Христе. В 1885 г. там считалось до 35 тысяч молокан. В последнее время молокане в значительном числе сами стали поглощаться штундобаптизмом, а некоторые стали заражаться учением толстовцев. Молокане, не поддавшиеся влиянию штундистов и толстовцев, считаются более или менее спокойными сектантами, имеющими в сравнении с последователями новых сект мало склонности к пропаганде своего лжеучения. Молоканством эта секта стала называться потому, что последователи ее в пост ели молоко. Сами же сектанты объясняют это название тем, что вкушают «словесное молоко»; обыкновенно же они называют себя «духовными христианами». Единственным источником вероучения молокане признают Св. Писание, причем библейские изречения толкуют произвольно, искажая их смысл до неузнаваемости, соответственно своему заранее измышленному лжеучению. Относясь враждебно к Православной Церкви и дерзостно глумясь над ее установлениями, молокане утверждают, что в настоящее время истинную церковь составляют только они, «духовные христиане», которые не приемлют ни преданий, ни постановлений соборных, а исповедуют только то, чему учит Библия. Они отвергают в церкви иерархию в смысле лиц, обладающих особыми полномочиями и особыми дарами благодати. «Один, говорят они. Архиерей – Христос; все мы – братья, все и священники; в церкви нашей нет ни больших, ни малых, все равны по благодати, есть только старцы – руководители в вере, но не священники и не учители». Догматическое учение молокан излагается в так называемых «обрядниках». Относительно воплощения и Лица Спасителя Уклеин учил, что Сын Божий для спасения рода человеческого бессеменно родился от Девы Марии. Но это рождение не означает принятия действительной человеческой плоти. Плоть Христова была не действительная, а такая, какую имел архангел Рафаил, сопутствовавший Товии. Сию плоть Сын Божий принес с неба и вселился с нею в утробу Богородицы. Не имея действительной плоти человеческой, Христос и не умирал, подобно всем людям, а умер особым каким-то образом. Воскресение мертвых, по их учению, будет не духовное, а плотское. В этом заключается все богословие Уклеина. Подобно духоборцам, молокане, признавая только духовное поклонение Богу, отвергают православное учение о таинствах и обрядах, о поклонении иконам и т.п. Что касается поста, то, по учению молокан, должно поститься не в определенные времена, а когда человек чувствует свою греховность и преобладание плоти над духом, причем пост должен состоять в совершенном воздержании от всякой пищи и пития. В пищу же можно употреблять все, кроме свиней, рыб, не имеющих чешуи, и т.п. Богослужение молокан состоит в чтении и пении известных мест из Св. Писания, преимущественно из Псалтири. Порядок в этом случае соблюдается такой. Старейший начетчик, которого молокане именуют «пресвитером», садится обыкновенно в переднем углу и, раскрывши Библию, прочитывает стих из нее; слушающие мужчины и женщины, парни, девицы и подростки подхватывают прочитанный стих и поют его все нараспев. Пение их, большей частью, однообразно и монотонно и отзывается напевом некоторых русских песен, конечно, не гармонирующих с высоким значением священного текста. Эти собрания их продолжаются несколько часов, и обыкновенно в то время, когда отправляются богослужения в православно-христианских храмах. Относительно государственной и гражданской жизни Уклеин учил, что для его последователей, как «духовных христиан», мирские власти и человеческие законы не нужны, а потому уклонения, напр., от платы податей, военной службы, присяги и т.п. для молокан являются непозволительными. С течением времени учение Уклеина и порядки, введенные им, стали подвергаться большим или меньшим изменениям. Молоканство в настоящее время разделяется на четыре толка; донской, прыгунов, общих (см. ниже) и староуклеинский. Особенностью учения староуклеинского толка является то, что старое поколение до сих пор содержит еретическое учение основателя секты Уклеина о Лице Иисуса Христа; молодое же поколение постепенно оставляет это учение, заменяя истинным учением. Молоканство считается сектой разлагающейся и вымирающей, подтверждением чего служит массовый переход молокан в штундизм и крайний упадок нравственности среди молокан. Грозящее секте разложение сознается и самими молоканами, которые, с целью поддержать свою секту, открыли в Баку «Общество образованных молокан» и «Общество самопросвещения духовных христиан». Оба общества имеют в виду цели религиозно-просветительные в духе учения своей секты. С той же целью молоканами издается печатный орган секты «Духовный христианин».

Молокане донского толка именуют себя «евангелическими христианами». Начало ему положено беглым помещичьим крестьянином, приписавшимся потом к казакам Павлоподольской станции Моздокского у., Исаией Крыловым, бывшим одним из главных помощников основателя молоканства, Уклеина. Общие догматические верования донских молокан этого толка, по-видимому, почти тождественны с верованиями молокан вообще. Подобно последним, донские молокане также отвергают почитание Божьей Матери, ангелов, угодников Божьих, мощей, креста, икон, крестное знамение и установленные посты. Но наряду с этим у них есть много похожего на практику Православной Церкви. Так, хотя они и учат, что имеют первосвященника Иисуса Христа, Который есть священник всегда; но из среды себя избирают человека в наставника и рукополагают его все, возлагая на него руки, при чтении молитв по чину Православной Церкви; только такой наставник, или «пресвитер», и считается у них правоспособным совершать их «священнодействия». В числе этих «священнодействий» донские молокане признают крещение, которое совершается у них через троекратное погружение крещаемого в воду, причем самая вода освящается молитвой, в коей испрашивается невидимое сошествие на воду Святого Духа. В сороковой день после рождения младенца у них положено чтение наставником очистительной молитвы родившей жене. Совершается у донских молокан также и причащение, предваряемое молитвами на освящение хлеба и вина и возглашениями наставника: «Со страхом Божиим и верой приступите», «Приимите ядите сие есть тело Христово» и т.п. Вообще донские молокане признают крещение, покаяние, или исповедь, причащение, или преломление хлеба, брак и елеосвящение, придавая им значение таинств, а не простых обрядов; причем чины совершения этих таинств, а также и других молитвословий, оказываются во многом заимствованными из православных служебника и требника. Сближаясь этим с Православной Церковью, донские молокане однако же всегда питали симпатии только к протестантству. Они охотно читают протестантские сочинения, к трудам же православных авторов относятся недоверчиво, видя в них искажение и намеренное «затемнение» истины. Этим и объясняется то обстоятельство, что в конце прошлого столетия среди молокан донского толка возникло сильное протестантское движение: одни из них прямо перешли в штундобаптазм, другие образовали особый толк – новомолоканство (см. штундомолокане). Донские молокане встречаются также в Таврической и в Оренбургской губерниях.

Уклеин, Семён Матвеевич

Семён Матвеевич Уклеин

Дата рождения:

1727 год

Место рождения:

Уварово

Подданство:

Россия

Дата смерти:

1809 год

Место смерти:

Уварово

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Уклеин.

Биография

Семён Уклеин, работавший портным, был дворцовым крестьянином в селе Уварово Борисоглебского уезда. Там он познакомился с Илларионом Побирохиным, проповедовавшим верование духоборов. Позже, вслед за Побирохиным, Уклеин переехал в село Горелое. Там он по-прежнему придерживался духоборческих взглядов. Некоторыми исследователями утверждается, что Уклеин лишь притворялся ревностным духоборцем: единственной причиной его нахождения в их среде была дочь Побирохина, на которой Семён впоследствии женился. Позже Уклеин разошёлся во взглядов с Побирохиным из-за Библии:

Уклеин в основу своего учения полагал библию, но объяснял ее рационалистически, а Побирохин, как духоборец, ставил внутреннее просвещение выше св. писания и библию называл хлопотницею».

Около 1760 года Семён окончательно покинул духоборов. Впоследствии многие духоборы ушли от Побирохина к Уклеину, составив свои общины. Через пять лет Семён с 70-ю избранными учениками прибыл в Тамбов для проповедования, но вскоре был арестован. Год спустя Семёна освободили из-за его возвращения в Православие. Он уехал в село Рассказово, где поселился со своими учениками. В 1785 году впервые был упомянут термин «Молоканство» в документах Тамбовской духовной консистории; впоследствии он стал общим для последователей Уклеина. Учение быстро распространялось, благодаря Семёну и его ученикам, часто путешествовавшим. В 1809 году Уклеин умер, его похоронили в родном селе Уварово.

Семён смог составить первую книгу молокан, Обрядник, а также сформулировать один из их основных догматов:

Сын Божий и Дух святой не равны Отцу в божественном достоинстве, что при воплощении Христос имел не человеческую плоть, но принял с неба такую, какую имел архангел Рафаил, сопутствовавший молодому Товию, что с этою плотью вселился в утробу Богородицы и не имея человеческого тела и не умер подобно людям, что одни только молокане могут получить вечное спасение, а все прочие осуждены будут на вечное мучение и что воскресение будет духовное, а не плотское.

Примечания

  1. П. А. Суворов. Семен Матвеевич Уклеин
  2. Так считают закавказские молокане. Однако чаще всего основателями молокан признают Матвея Семеновича Бакшина и Феодосия Косого
  3. 1 2 3 4 5 О. М. Новицкий Духоборцы. Их история и вероучение. — 2-е. — Киев, 1882.
  4. Духовные Христиане Молокане
  5. 1 2 Каретникова М. С. Русское богоискательство
  6. Антицерковные секты в Рассказовской волости до октябрьского переворота
  7. История миссионерского служения в России
  8. Синичкин А. Особенности возникновения и формирования российского баптизма
  9. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук, Ю. Б. Симченко, В. А. Тишков Русские. — 2-е. — Москва: Наука, 1992.

Ссылки

  • Семен Матвеевич Уклеин. Распространитель и организатор на почве священного писания молоканских общин в ХVIII веке.

«Икона не Бог, свинина не мясо»

Мало что можно сказать про молокан точно. Секта принадлежит к так называемому движению духовных христиан. Это движение включает в себя различные религиозные течения, которые появились сначала в царской, а затем в императорской России в XVII–XVIII веках: в некоторых источниках говорится, что они стали возникать ещё при Иване Грозном, в других — что серьёзно о себе заявили после церковного Раскола. Как бы там ни было, объединяет все эти движения с удивительными названиями — хлыстов, скопцов, молокан, духоборов и других — неприятие православной церкви и её обрядности, отрицание института духовной иерархии и основных догматов. Поэтому сразу следует отделить молокан от старообрядцев, чтобы никто их не путал. Старообрядцы никогда не считались и до сих пор не считаются сектой. Это приверженцы старых церковных, «дореформенных» обычаев. А молокане и другие духовные христиане — наоборот, своеобразные реформаторы. Молокан даже называют предтечей русского протестантизма.

Более того, долгое время они и сами называли себя сектой, хотя сейчас им это определение совсем не нравится. Так, на некоторых молоканских изданиях начала XX века писали в заглавии: журнал «секты духовных христиан, молокан».

Предполагаемым основателем молоканства считают Семёна Уклеина, которого в некоторых молоканских текстах ещё называют Сёмушкой. Про него известно, что родился в 1727 году, был крестьянином-портным в Тамбовском уезде, подружился с сектой духоборов (по другой версии — просто влюбился в девушку-духоборку), а потом поругался с ними и основал свою собственную секту. В одних источниках сказано, что молокане были и до него, а Уклеин просто помог им оформить идеологию и сколотить общины, в других — что до Сёмушки ничего не было. Причиной раздора с духоборами стало то, что Уклеин почитал Библию, а духоборы её не любили и знать не желали. Как бы там ни было, именно Уклеин первым сформулировал основные положения молоканства, среди которых есть, например, такое: «…одни только молокане могут получить вечное спасение, а все прочие осуждены будут на вечное мучение…».

Уклеин умер в 82 года. Он много проповедовал по Тамбовской и окрестной губерниям. Хотя лично его никуда не высылали, последователям молоканства пришлось нелегко: их отправляли на Кавказ и в Сибирь. Многие были высланы на территорию Армении, где основали крупные общины на берегу реки Воротан. Там в конце XX века оказались 50 семей. Армянский историк-этнограф Гевонда Алишан писал, что мужчины-молокане были бородатые, семьи жили в каменных домах с белёными стенами, имели много скота, пекли хлеб в русских печах. В общем, мало чем отличались от обычных русских людей.

Сложно сказать, сколь многочисленным было это движение. По некоторым данным, в СССР численность общины достигала миллиона человек, но никаких реальных подтверждений этому нет.

На сегодняшних день, по очень приблизительным оценкам, в России 300 тысяч последователей этого движения.

Духовные христиане (молокане) — одна из разновидностей духовного христианства. Течение получило широкое распространение в центре России во второй половине 18-го — 19 веках. По поводу возникновения течения, а также происхождения наименования «молокане» нет единого мнения. Некоторые историки утверждают, что молоканство выделилось из течения духоборов и оформилось в виде самостоятельного течения в конце 18-го века благодаря Семену Уклеину, портному, который, сначала был православным, затем, женившись на дочери лидера духоборов Побирохина оставил православие. Впоследствии между Уклеиным и Побирохиным произошел разрыв. Уклеин, порвав с духоборами, основал свое течение молокан. Другие ищут корни как молокан, так и духоборов в сектах, которые были распространены ранее. Так, Мельников-Печерский склонен отождествлять молокан и духоборов с иконоборцами. Такое видение истории кажется мне более похожим на истину. Мне кажется более обоснованным мнение, что Семен Уклеин не создавал нового учения, оно, вероятно, существовало задолго до него, но во время бурного развития молоканства он был активным сподвижником, организатором, и это послужило поводом считать его основателем.

Нет единства и по поводу названия. Некоторые связывают название «молокане» рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие — с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи — с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. И даже есть убеждение, что название «молокане» происходит от слова «мало»: «мало кануло», «мало по сравнению с православными» и т.п. Вряд ли есть основание отдать предпочтение какой-либо из этих версий, так как ни одна из них не подтверждена документально. По-видимому, «молокане» — это все же прозвище, которое дали им православные. Сами же молокане вполне примирились и приняли это прозвище, и многие связывают его с текстом Священного Писания: «:как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко» (1 Пет.2.2). Связали не безосновательно, так как любовь к «словесному молоку» — Слову Божию, действительно, присутствует в молоканских сообществах и проявляется как в порядке молитвенных собраний, так и в повседневной жизни. Многие молокане уверены, что название их течения имеет библейское происхождение и связано со словами Петра «возлюбите чистое словесное молоко».

Название «Духовные христиане» молокане связывают с одной стороны со стремлением найти духовный, сокровенный, часто иносказательный смысл в Писании (1 Кор.2:12-16), с другой стороны с жизнью не «по плоти», но «по духу». Молокане часто приводят слова Христа: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Повидимому, название «Духовные христиане», как раньше предпочитали называть себя молокане, как раз и отражает стремление молокан поклоняться Отцу в духе и истине, быть истинными поклонниками.

Молоканство неоднородно, это довольно широкий пласт различных по сути течений в христианстве. Из-за этого часто происходит путаница, когда исследователь записывает воззрения какого-то молоканина и обобщает его взгляды на молоканство в целом. Таких примеров я встречал довольно много в литературе и статьях о молоканах как прошлого, так и настоящего времени. Особенно этим грешат газетные статьи, написанныне непрофессионалами. Такие статьи пестрят преданиями, которые преподносятся как исторические факты. Хуже того, я встречал статьи, в которых по отношению к молоканам употребляются такие слова, как «настоятели», и это для людей, знакомых с воззрениями молокан, звучит по меньшей мере как нелепость. Поскольку духовное христианство долгое время существовало нелегально, а также учитывая то, что духовному христианству не свойственно подавление и гонение инакомыслящих, не удивительно, что даже в одной молоканской общине разные ее члены могут сильно отличаться во взглядах.

Несмотря на то, что молокане принадлежат к духовному христианству, нельзя утверждать, что все молокане, тем более все представители течения духовных христиан являются духовными в библейском смысле этого слова. Но я смею утверждать, что учение Духовных христиан (молокан), основанное на глубоком, проникновенном познании Слова Божия, любовь к чтению и изучению Священного писания, которая присуща молоканам, стремление «на практике» воплотить учение Иисуса Христа — все это дает благоприятную почву быть духовными в истинном смысле этого слова.

Хотя молоканство разнородно, очертить общие свойства, присущие молоканам, все же можно. Но прежде этого надо отметить, что в молоканстве существуют следующие основные направления.

  1. Постоянные, или Старопостоянные;
  2. Духовные (прыгуны);
  3. Максимисты;
  4. Евангельские (сухие баптисты).

Были еще Общие, Молокане-субботники, но в настоящее время вряд ли остались представители этого направления. Это наиболее признанное деление молокан на группы. К этому я хотел бы добавить, что по моим наблюдениям Закавказские старопостоянные молокане сильно отличаются от молокан Центральной России (исключая выходцев из Закавказья в результате миграции 1990-х годов), а также от молокан Западной Сибири. Также надо отметить и то, что в молоканстве существовали и существуют две «школы»: духовного толка и буквального. Представители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учения и явлений Библии. Буквальные ближе к православным и евангельским. Возможно, здесь проявляется влияние тех религиозных течений, из которых люди переходили в молоканство, и с котороыми молокане контактировали.

Представители этих направлений, как правило, принадлежат к разным общинам, но это не мешает им считать друг друга Духовными христианами (молоканами) и общаться между собой.

В 1921 году молокане организовали Союз Духовных Христиан — молокан, который просуществовал до 30-х годов. В 1991 году молокане создали вновь Союз общин, в котором предполагалось объединить общины молокан всех направлений. В него первоначально входили общины Постоянных и Евангеьских. Духовные тоже принимали активное участие. В настоящее время в Союз входят в основном Постоянные молокане.

Итак, назову некоторые черты, свойственные молоканам.

  • Молокане отвергают церковную иерархию, земное священство в виде «церковных должностей».
  • Многие видимые священнодействия, которые признаются другими христианскими течениями как новозаветные обряды, «таинства», «заповеди Господние» молокане рассматривают как обряды Ветхого завета, «относящиеся до плоти», «установленные до времени». Так, молокане, признавая «духовное крещение», «духовное причастие», не признают ни водного крещения, ни причастия, ни хлебопреломления, ни омовения ног в буквальном, вещественном виде.
  • Молокане не признают рукотворных храмов, образов, не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых. Храм признается и чтится опять же духовный.
  • Признавая святость во Христе, молокане, тем не менее, не «причисляют к лику святых», не поклоняются и не молятся святым, поклоняются и молятся только Богу. У Максимистов наблюдается более почтительное отношение к видным деятелям молоканского движения и особенно прыгунского, в частности к Максиму Гавриловичу Рудометкину, которого они считают «отцом духов».
  • Молитвенные собрания молокан сходны с собраниями протестантских (евангельских) течений. Молитвенные собрания евангельских духовных христиан (молокан) вообще почти не отличаются от баптистских (только не совершаются хлебопреломление и водное крещение). У других направлений молоканства различия более существенные. Молокане не используют музыкальных инструментов, пение у Постоянных только с использованием текстов из Библии, у прыгунов и максимистов в конце собрания пение стихов. Во время собрания пение чередуется с проповедями, которые проводятся на основе чтения из Библии и пояснения прочитанного. Рассказы стихов, сценки и т.п. не практикуются. У прыгунов и максимистов во время пения стихов в конце собрания при особом духовном настрое поднимают вверх руки и могут даже подпрыгивать. У Максимистов наряду с Библией в собрании используется книга «Дух и Жизнь». У прыгунов и максимистов практикуется пророчество, говорение «на иных языках». Молитвы у постоянных в основном текстами из Писания. Некоторые используют молитвы переданные устно от предков.
  • Признавая спасение по благодати через веру, молокане большое значение придают добрым делам. Здесь воззрения столь разнородны, что вряд ли можно обобщать, не погрешив против истины. Тем не менее, на мой взгляд, независимо от «теории» в практической христианской жизни молокане совмещают эти два коренных христианских стержня спасения, как впрочем, и христиане других направлений.

Разумеется, это далеко не полный список характерных черт молоканства. Возможно, другой представитель молоканского течения выделит другие черты, которые ему кажутся более существенными и более присущими молоканству. То, что я написал здесь — субъективный набросок, это мое видение, и я никоем образом не претендую на то, чтобы этот набросок воспринимался как объективное описание.

Сергей Петров
г.Тамбов.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх