Помост

Вопросы веры

Монастырь это определение

МОНАСТЫРЬ

МОНАСТЫРЬ

от греч. monasterion — келья отшельника) — община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными церковью. Так же называется и совокупность богослужебных, жилых и хоз. построек, предназначенных для использования монаш. общиной. М. имеются у части христиан (католиков, православных и монофизитов), а также у буддистов. Первые будд. М. были созданы в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии, первые христ. М. — в 3-4 вв. в Египте. Значит, часть христ. М. в Европе образовалась в период феодализма. В начальный период своего существования М. сыграли определенную положит, роль в развитии экономики и культуры, однако это было лишь побочным продуктом их осн. деятельности, направленной на пропаганду религии, укрепление церкви, служение силам политич. реакции. В социалистич. об-ве М. занимаются чисто релит, деятельностью. В нашей стране М. имеются у Рус. правосл. церкви, груз. правосл. церкви, арм.-григо-рианской церкви и у ламаистов.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

монастырь

Смотреть что такое «монастырь» в других словарях:

  • МОНАСТЫРЬ — (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка

  • МОНАСТЫРЬ — муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | моск. церковный двор, погост … Толковый словарь Даля

  • Монастырь — (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

  • монастырь — Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См … Словарь синонимов

  • МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, монастыря, муж. (греч. Monasterion). 1. Земельно церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти… … Толковый словарь Ушакова

  • МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. • В… … Толковый словарь Ожегова

  • монастырь — МОНАСТЫРЬ, лавра, обитель, пустынь, скит МОНАСТЫРСКИЙ, лаврский, скитский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Монастырь — (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

  • Монастырь — (Битолія). См. Славяно греко турецкая война 1912 13 гг.1 Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия

  • МОНАСТЫРЬ — (от греч. monasterion келья отшельника) в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). В русском государстве до секуляризации М. были крупными… … Юридическая энциклопедия

  • МОНАСТЫРЬ — Поставить к монастырю кого. Жарг. угол., арест. Расстрелять кого л. ТСУЖ, 142. Беззаботный монастырь. Дон. 1. О беспечной, беззаботной жизни. 2. О беззаботном, беспечном человеке. СДГ 2, 141. Девий (девичий, девочий) монастырь. Арх. Ирон. О… … Большой словарь русских поговорок

В Википедии есть страница «монастырь».

Русский

В Викиданных есть лексема монастырь (L129075).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. монасты́рь монастыри́
Р. монастыря́ монастыре́й
Д. монастырю́ монастыря́м
В. монасты́рь монастыри́
Тв. монастырём монастыря́ми
Пр. монастыре́ монастыря́х

мо-нас-ты́рь

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -монастырь- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Монастырь

Значение

  1. религ. община монахов или монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, обычно владеющую землями и капиталами ◆ Когда всё надоест, уйду в монастырь. ◆ Мужской монастырь. ◆ Женский монастырь.
  2. собир. члены этой общины ◆ Однако вскоре весь монастырь узнал о прибытии благодетельницы. А. П. Ладинский, «Анна Ярославна — королева Франции», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. совокупность церквей, жилых помещений и территорий, принадлежащих такой общине ◆ За год мы собрали средства на восстановление монастыря. ◆ Сквозь пары // Вдали чернели две горы, // Наш монастырь из-за одной // Сверкал зубчатою стеной. М. Ю. Лермонтов, «Мцыри», 1838—1839 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. обитель

Антонимы

Гиперонимы

  1. община

Гипонимы

  1. аббатство, лавра

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: монастырёк
  • пр. существительные: монах, монахиня, монашенка, монашество
  • прилагательные: монашеский, монастырский
  • наречия: по-монастырски

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • женский монастырь
  • подвести под монастырь
  • со своим уставом в чужой монастырь не ходят

Перевод

община

  • Абхазскийab: аберҭыҧ
  • Аварскийav: монастырь
  • Азербайджанскийaz: monastır
  • Албанскийsq: manastir м., monastir м.
  • Алеманнскийgsw: Chloschter
  • Амхарскийam: ገዳም (gedam)
  • Английскийen: monastery, convent, cloister
  • Арабскийar: دير (dir)
  • Арагонскийan: monesterio м.
  • Арамейскийarc (сир.): ܕܝܪܐ
  • Армянскийhy: վանք (vank)
  • Астурийскийast: monesteriu м., cenobiu м.
  • Африкаансaf: klooster
  • Баскскийeu: monasterio
  • Башкирскийba: монастырь
  • Белорусскийbe: манастыр м., кляштар м., плябанія
  • Болгарскийbg: манастир м.
  • Боснийскийbs: manastir м.
  • Бретонскийbr: manati ; leandi
  • Валлийскийcy: mynachlog ж., mynachdy м.
  • Валлонскийwa: moustî м.
  • Варайскийwar: monasteryo
  • Венгерскийhu: kolostor; kerengő
  • Венетскийvec: monastier
  • Вепсскийvep: monastir’
  • Верхнелужицкийhsb: klóšter м.
  • Вилямовскийwym: kłūster ср.
  • Вырускийvro: kluustri
  • Вьетнамскийvi: tu viện
  • Галисийскийgl: mosteiro м.
  • Греческийel: μοναστήρι ср., μονή ср.
  • Грузинскийka: მონასტერი
  • Гуараниgn: pa’irogusu
  • Гэльскийgd: mainistir м., manachainn ж.
  • Даргинскийdar: монастырь
  • Датскийda: kloster
  • Древнеанглийский†ang: mynster
  • Ивритhe: מינזר, מנזר
  • Идишyi: מאָנאַסטיר м.
  • Идоиio: kuvento
  • Интерлингваиia: monasterio
  • Ирландскийga: mainistir ж.
  • Исландскийis: klaustur ср.
  • Испанскийes: monasterio м., convento м.
  • Итальянскийit: monastero м., convento м.
  • Казахскийkk: монастырь
  • Калмыцкийxal: кийд, күрә
  • Каталанскийca: monestir м.
  • Китайский (упрощ.): 修道院
  • Корейскийko: 수도원 (sudowon)
  • Кхмерскийkm: វត្ត
  • Латинскийla: monasterium ср.
  • Латышскийlv: klosteris м.
  • Литовскийlt: vienuolynas м.
  • Люксембургскийlb: Klouschter ср.
  • Македонскийmk: манастир м.
  • Маратхиmr: मठ
  • Монгольскийmn: хийд, хүрээ
  • Немецкийde: Kloster ср. -s, Klöster
  • Нидерландскийnl: klooster ср.
  • Норвежскийno: kloster
  • Нормандскийroa-nor: monastéthe; monastère
  • Окситанскийoc: monastièr м., convent м.
  • Осетинскийos: моладзандон
  • Палиpi: vihāra; assama
  • Панджабиpa: ਮੱਠ
  • Персидскийfa: دیر ,صومعه (deyr, dayr)
  • Польскийpl: klasztor м.
  • Португальскийpt: mosteiro м., monastério м.
  • Пьемонтскийpms: monastè
  • Румынскийro: mănăstire ж.
  • Санскритsa: मंदिर (ma.ndir), मठ
  • Сардинскийsc: monastériu м., cumbentu м.
  • Сербскийsr (кир.): манастир м.; самостан
  • Сербскийsr (лат.): manastir м.
  • Словацкийsk: kláštor м., monastier м.
  • Словенскийsl: samostan м.
  • Суахилиsw: monasteri
  • Таджикскийtg: дайр
  • Тайскийth: วัด
  • Татарскийtt (кир.): кәшишханә
  • Тувинскийtyv: хүрээ
  • Турецкийtr: manastır
  • Туркменскийtk: monastyr
  • Удмуртскийudm: монастырь, вӧсясконни-улонни
  • Узбекскийuz: monastir, (монастир)
  • Украинскийuk: монастир м., (католический — еще) кляштор м.
  • Фарерскийfo: kleystur
  • Финскийfi: luostari
  • Французскийfr: cloître м., monastère м., couvent м.
  • Фризскийfy: kleaster
  • Фриульскийfur: munistîr, covent
  • Хиндиhi: मंदिर (ma.ndir); मठ
  • Хорватскийhr: manastir м., samostan м.
  • Чеченскийce: монастырь
  • Чешскийcs: klášter м.
  • Шведскийsv: kloster ср.
  • Эрзянскийmyv: монастырь
  • Эсперантоиeo: monaĥejo
  • Эстонскийet: klooster
  • Якутскийsah: манастыыр
  • Японскийja: 修道院

Библиография

  • монастырь // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Аварский

монастырь

Существительное.

Корень: —.

  1. религ. монастырь ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От ср.-греч. μοναστήριον «уединение», из μονάζω «быть одиноким». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. monasterium.

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Богатырь и монастырь Охота на слова

      Сравним два слова: богатырь и монастырь. В них много общего, в частности, одинаковый состав гласных – о, а, ы; этимологические словари указывают на общий суффикс -ырь и на то, что они заимствованы; богатырь якобы пришло из тюркского, где было слово богатур, образованное от древне-монгольского bayatur – «храбрый воин», в такой форме в русском языке оно возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом -ырь.
      Подумать только: заимствованное слово возникло под влиянием отечественного прилагательного. Авторы словарей воспитаны на том, что Русь триста лет находилась под игом татаро-монгольских завоевателей, а потому без каких-либо доказательств русские заимствуют у кочевников исконно русские слова. Второе слово монастырь заимствовано якобы еще древнерусским языком из греческого от monasterion, оно подверглось аналогичному влиянию слов на –ырь (типа пустырь).
      Сразу возникает недоуменный вопрос. Неужели в русском языке было так много слов на –ырь, что новые заимствования из иностранных языков попадали под влияние давно сложившихся форм? Я не поленился и посчитал. Вот эти слова на -ырь: пузырь, упырь, пастырь, пластырь, поводырь, пустырь, псалтырь, панцирь, кондырь (лекарственная трава рода конопли). Всего восемь-десять слов, и еще несколько диалектных, типа немтырь (немой), нетопырь (летучая мышь). Неужели эти слова могли оказать влияние на формирование заимствованных? А мне-то всегда казалось, что именно слова богатырь и монастырь являются основными в группе слов на -ырь? Посмеемся вместе, к тому же пластырь, пастырь, псалтырь и панцирь и кондырь – слова явно заимствованные. Значит, не сходятся концы с концами в этимологической науке.
      Поработаем со словами, сделаем им, как говорится препарацию.
      бог-а-тырь богат-ырь бо-гат-ырь
      мон-а-стырь мо-на-стырь мо-наст-ырь
      Похоже, что оба слова сложные, имеют вполне русские корни, которые сегодня просто перестали такими восприниматься. Оставим пока первое, займемся монастырем. Словари упорно утверждают, что первый корень мон (от греческого monos «один») указывает на один, как в словах Монблан, монарх, монах (инок), хотя нам известно, что с древних времен монастыри – это целое братство, объединение людей одной веры, занятых служением богу. И не осталось в памяти народов даже смутных воспоминаний, что монастырь – обитель одного. Были на Руси пустынники, отшельники, столпники, жившие одиноко, вдали от людей, но это не считалось монастырями, хотя иногда за счет паломников вокруг отшельников в пустошах и пустынях вырастали иногда монастыри.
      Вот какую характеристику дает Владимир Даль.
      Монастырь – обитель, общежитие братий и сестер, монахов и монахинь, иноков, монашество, монашеский обет. В Ярославле монастырями называли кладбища. Раскольничьи кладбища в Москве – это на деле монастыри.
      Нет оснований считать, что монастырь – это дело одного и что в первом корне греческое monos «один». Тогда не понятно, почему он так назван и какие скрытые пружины при этом действовали.
      Создатели новой хронологии Глеб Носовский и Анатолий Фоменко в словаре параллелизмов высказали мнение, что греческое слово monachus –»монах, монашеский», латинское monacha – «монахиня» произошли от славянского много, поскольку много и монах звучали практически одинаково. По мнению этих ученых практика отшельничества возникла позднее, в отшельники уходили из монастырей, а появились монастыри в силу необходимости, в связи с войнами, которые вела Империя во времена так называемого Великого «татаро-монгольского» нашествия на Европу, Азию, Африку и Америку.
      Вопрос призыва на Руси на военную службу решался хорошо известной тагмой – «данью крови», при которой в регулярное русское войско (Рать, или Орду) набирали крепких здоровых мальчиков в раннем детстве. Они проходили специальную подготовку, владели оружием, управляли лошадьми. Из них и вырастали казаки-татары. Пока они служили, у них не было возможности создать семью, а со своею прежней семьею они потеряли всякие контакты. Воины орды (рати), вышедшие в отставку после двух-трех десятилетий службы, оказывались не у дел. В родных местах, откуда их забрали в раннем детском возрасте, они никого не знали и их никто не помнил. Своей семьи у них не было, создать семью удавалось далеко не каждому, а в отставку они вышли далеко не дряхлыми. И власти Империи – цари-ханы — создали для отставных ордынцев, казаков-татар мужские монастыри. Потому, видимо, сперва отставных воинов стали называть монахами. Они занимались земледелием, охотой, рыболовством, ремеслами, собирали книги, писали летописи, а при необходимости подключались к боевым действиям.
      В словаре параллелизмов отмечается также, что монастыри богатели, становились центрами, к которым тяготело местное население. Монастыри были хорошо укреплены, а потому они никак не могли быть названы с использованием корня моно. Скорее всего, монах и монгол – это варианты слов много, множество, или мога, могута, мощь, магог. Авторы приводят сведения из других языков, например, по-шведски монах – это мунг, по-фински – мункки, а эти формы по звучанию очень близки словам монгол и много. Понятно, что сначала были мужские монастыри в качестве приюта для отставных воинов. А потом, когда Империя начала захват и присоединение гигантских территорий по всему миру, в регулярные части Орды стали набирать и взрослых, женатых мужчин. В результате многочисленных войн появились вдовы, о которых тоже власти должны были позаботиться, их стали объединять в женские монастыри. Таким образом, разветвленная система мужских и женских монастырей стала непосредственным следствием быстрого расширения Империи во все стороны в эпоху XIV – XV веков. А потом, когда началась эпоха Реформации, распада Империи и переписывания истории, о первоначальном предназначении монастырей было, видимо, преднамеренно забыто, а в форме слова, похоже, опять же преднамеренно указали связь с латинским monos «один».
      Выводы Г. Носовского и А. Фоменко находят подтверждение. К примеру, их утверждение, что при необходимости монахи привлекались к боевым действиям. Так, в «Задонщине» и в «Сказании о мамаевом побоище» рассказывается об участии монахов-чернецов в Куликовской битве. Это богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
      По оценке Даля, монастырь – это обитель, общежитие. По этому определению не скажешь, что речь идет о чем-то одиночном, о жилье одного человека. А как это решено в других языках? Какими словами названы монастыри в языках Западной Европы? В испанском это monasterio, convento, в итальянском convento, monastero, в венгерском kolostor, в финском luostari, в словенском samostan (самоорганизующийся?), в словацском klastor, klastorny. Ну как тут не вспомнить слово класс, которое обозначает совокупность, разряд, группу предметов или явлений, обладающих общими признаками? А в философии, истории и политике классы – это вообще гигантские группы людей, различающиеся своим отношением к средствам производства и к системе распределения общественных богатств.
      По сути все языки указывают, что монастырь это не один, а множество. А испанское и итальянское convento – это собрание, сходка, от латинского conventus.
      На множество, созвучное со словом класс, указывает и немецкое слово Kloster – «монастырь», где оно состоит из двух корней: klo можно сопоставить с комком, клубком, клубом, с тем, что объединяет, соединяет, привлекает что-то в одно место, а для второго корня –аste, -ster или -ste можно поискать родство в греческих словах asthenos «слабый», asthenia «астения, слабость», в немецких asten «тащить, дуть, чесать» или даже sterben «умирать». И тогда подтверждается наблюдение Носовского и Фоменко, что монастырь – это место, куда первоначально собирали слабых, немощных, старых воинов, и, наверняка, кто-то утверждал, что их собрали, чтобы они вместе умирали. Впрочем, есть еще латинские слова strages «убийство, резня, устрашение» и stratos «войско». Монастыри создавались не только на Руси, но и по всему завоеванному Великой Империей миру, они, видимо, были частью административной системы, военными поселениями, мерами устрашения на захваченных территориях.
      О монастырях вокруг Москвы следует сказать особо. Их еще и в ХIX веке называли сторожами и оберегами Москвы. Они равномерно располагались вокруг столицы, но в основном с южной и западной сторон. Это можно увидеть и сегодня по остаткам монастырских строений. А это дает основание предположить, что второй корень в слове монастырь стырь сопоставим со словами стерегу, сторожу, стража, устрашать. Если Москва была метрополией, то есть столицей гигантского государства, то она нуждалась в значительно большей защите, потому монастыри равномерно создавались вокруг нее и выполняли роль сторожей, охранителей. Чтобы подойти к столице, нужно было взять, завоевать укрепленные монастыри, поскольку оставлять у себя в тылу вооруженные и хорошо организованные военные подразделения очень опасно.
      Впрочем, не следует исключать и слово стар (старый), в этом случае монастырь – объединение старых и немощных. В XVII и XVIII веках на территории Франции и Англии для отставных воинов начали создавать хорошо оборудованные медицинские центры – дома инвалидов. В 1698 году Петр Великий посетил Гринвичский госпиталь и заявил королю, что дом инвалидов в Англии не хуже королевского дворца. Русский историк Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» тоже оставил рассказы о посещении им во Франции и Англии домов инвалидов. Это были те же монастыри, но созданы они в другую эпоху и при других возможностях.
      Вернемся к слову богатырь. Нет никаких оснований считать его заимствованным из древне-монгольского. Да и вообще, был ли такой язык, не является ли он плодом больного воображения некоторых исторических деятелей, задумавших переписать историю?
      Богатырь, по оценке Даля, человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разных чудищ. Богатырка – женщина богатырь, Богатыренок – мальчик богатырь. Богатырёшка, богатыришко, богатырище, богатырёв. Удивительно, но в словарях о происхождении русских фамилий нет фамилии Богатырев, поскольку происхождение ее очень понятно. Не является ли этот факт, а также наличие множества форм слова доказательством его русского происхождения?
      На Руси сложился очень своеобразный богатырский эпос, какого не было у западноевропейцев. Охранителями земли Русской всегда выступали богатыри, одно перечисление их, реальных и мифологических, занимает немало места.
      Реальные: Дмитрий Донской, Александр Невский, Василий Буслаев, Александр Пересвет, Андрей Ослябя и другие.
      Мифологические: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Василий Казимирович, Яким Иванович, Михайло Данилович, Василий Игнатьевич, Микула Селянинович, Святогор, Василий Буслаевич, Бова и многие другие.
      Итак, богатырь – слово исконно русское, сложное. Первый корень указывает на бога, богатство, а второй на участие в защите, охране (стережении) этого богатства. Видимо, в первых монастырях при накоплении богатств выделялись особо сильные воины для их охраны, а после наиболее сильные привлекались к охране власть имущих. Многие русские былины доносят до нас, что витязи, богатыри защищали не столько народ, сколько князей, царей. К примеру, в знаменитой былине «Илья Муромец и Калин-царь» рассказывается о встрече в чистом поле Ильи Муромца с двенадцатью святорусскими богатырями во главе с Самсоном Самойловичем. Вскоре после встречи все они отправляются в Киев, потому что у стольного города стоит вражеский Калин-царь, задумавший срубить головы князю Владимиру и Апраксе-королевичне. Богатырями-то их, видимо, назвали потому, что они стерегут богатых и богатство: богатых стерегут, а после в результате аккомодации (приспособления, упрощения) буква с отпала, осталось вполне самодостаточное и яркое слово богатырь.
      Подозреваю, что слово богатырь было исходным для образования аналогичных слов в европейских языках, например, Ritter «рыцарь» в немецком. Запишем слово латинскими буквами: bogatyr. При обратном прочтении, справа налево мы и получим слово риттер, при этом русская г прочитывается как немецкая r. Впрочем, этимологические словари вслед за Фасмером утверждают, что от немецкого Ritter образовалось русское рыцарь. А в испанском, к примеру, рыцарь называется словом caballero «всадник», в котором лежит русский корень, что и в слове кобыла.
      Похоже, что слова монастырь и богатырь неразрывно связаны не только формой, но и содержанием. А после того, как монастыри превратились в богослужебные заведения, лечение бывших воинов, немощных стариков было передано в богадельни. Владимир Даль поясняет, что богадельня – учреждение для призора дряхлых, увечных, неисцелимых и нищих; божий дом, божий приют. Второму корню дается пояснение: от делать, или отделять, деля, для. То есть учреждение, где делают пропитание и лечение для немощных, а может, где отделяют здоровых от больных, или продлевают жизнь больным? Судя по смыслу слова, богадельни – богоугодные заведения, они создавались при церквях, монастырях, общинах с благою целью – помочь обездоленным, но со временем превратились в обузу для власти, в богадельнях влачили жалкое существование нищие, убогие, калеки, бездомные. Попасть в богадельню считалось пределом несчастия. Само слово стало нести в себе негативный характер. В лексикон новой эпохи, связанной с революциями и гражданской войной в начале ХХ века, богадельня уже не вошла. Если кто-то употреблял его, то исключительно в негативном значении: «Здесь тебе не богадельня», то есть даром кормить никто не будет.
      А теперь стоит сказать еще об одном слове той далекой эпохи Великого завоевания. Если богатырь – это стерегущий богатство, если монастырь – это составная часть административной системы, то как называется вся эта гигантская система и каковы ее границы? Что можно узнать из этого слова?
      Самоназвание этой гигантской страны, похоже, было Великий Рус, именно в форме мужского рода. Только в это никто не верит, как и в то, что еще в средние века вся письменность в гигантской стране, которая охватывала большую часть планеты, велась на русском (славянском) языке.
      Другое название этой территории, видимо, в переводе на западные языки – Великие – Монголия, Мегалион, Империя, РИМ (обратное прочтение – МИР). И одним из символов власти этой империи была держава, золотое яблоко с крестом наверху, которое держали в левой руке. Солнце никогда не закатывалось в этой империи, потому что она простиралась по всему северному полушарию. Кстати, до сегодняшнего дня символом планеты Земля является кружок с крестиком вверху. Этим символом пользуются не только астрологи, астрономы, стенографисты, но и специалисты многих отраслей знаний.

      Монастырь, монашество

      Что такое монастырь

      «Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

      В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

      Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

      Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

      Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

      Деление монастырей по типу подчинения

      По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

      Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

      Ставропигиальные

      Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

      Епархиальные

      Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

      Приписные

      Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

      Управление монастырем

      Игумен

      Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

      Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

      Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

      Духовный собор

      Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

      Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

      Поступление в монастырь

      К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

      Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

      Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

      Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

      Формы монашеского жительства

      С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

      Отшельничество

      Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

      Скитское житие

      Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

      Общежитие

      Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

      Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

      Трудничество

      Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

      Послушничество

      По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

      Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

      Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

      Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

      Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

      Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

      Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

      С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

      Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

      В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

      Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

      Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

      • Монастырь без секретов
      • Монастыри и монашество. Традиции и современность
      • Монастырская жизнь
      • Путь в монастырь
      • Монашество — легкий ли это путь?
      • Монастырь live (Фото)
      • Ставропигиальные монастыри России
      • Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
      • Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
      • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
      • Самый труднодоступный монастырь России
      • Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
      • Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
      • Что мешает уйти в монастырь?
      • Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
      • Чудов монастырь
      • Монашество. Ответы священников
      • Иные люди
      • Последний лаврский монах
      • Записка о монастырях и монашестве
      • Истинная монашеская община — это прежде всего семья
      • Монах в миру?
      • Может ли монах вернуться в мир?
      • Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
      • Старец Илий о монашестве
      • Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
      • Чем питаются монахи? Полное меню
      • Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
      • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

      Монастырь 7 букв

      Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: монастырь 7 букв

      7 букв
      Бегинаж (французское beguinage) (бегейнхоф), в Бельгии и Нидерландах поселок наподобие монастыря, с кельями для одиноких женщин (вдов и сирот).
      Бегинки Религиозный устав общин, тяготевших к монашескому укладу, был менее строгим, чем в монастырях, однако духовная жизнь бегинок зачастую была столь же интенсивной
      Варрава Даже его родительская привязанность к Абигайль (которую он «любит, как Агамемнон Ифигению») кончается тем, что он отравляет ее, а вместе с ней и весь женский монастырь
      Венеция Церковь и монастырь Сан-Джорджо Маджоре (16 век).
      Вифлеем В Вифлееме с 386 года (и до конца жизни) был настоятелем монастыря Иероним, один из отцов христианской церкви
      Гиацинт А вот настоятельница британского монастыря XII века Гильде-гарда из Бингена рекомендовала гиацинт от отеков глаз
      Городец В начале 15 века в Федоровском монастыре в Городце жил живописец, будущий учитель Андрея Рублева, вошедший в историю как Прохор с Городца
      Горчица В средневековых монастырях нередко назначались монахи-mustardarius, которые должны были готовить горчицу для общей трапезы, а позднее – и на продажу
      Дюрталь Гюисманса «Там, внизу» (1891), «В пути» (1895), «Собор» (1898), «В монастыре» (1903).
      Инокиня Инокиня — Обитательница кельи; Обитательница монастыря
      Камилла В результате Ансельмо умер от горя, Лотарио позднее пал в битве, а Камилла окончила свои дни в монастыре
      Каперсы Во многих монастырях мира настурцию собирают, употребляют в пищу листья, цветы и стебли цветка
      Карапет Его назвали Мшо Султан (Султан Муша-Тарона — места его монастыря) или Султан Святой Карапет
      Келарня — Кладовая для хранения припасов в монастырях; в старообрядческих скитах — также столовая и кухня
      Кенельм Вскоре после этого монастырь был разграблен и стерт с лица земли
      Козетта Однажды зимним вечером в гостинице появился сбежавший с каторги Жан Вальжан, который пообещал скончавшейся у него на руках Фантине взять на себя заботу о Козетте Вальжан вырывает девочку из цепких лап Тенардье и поселяется с ней на окраине Парижа, а затем в монастыре, где Козетта получает образование
      Коимбра Главное здание университета с капеллой (16 век) и библиотекой (18 век), Старый собор (конец 12 века), Новый собор (конец 16 века), монастырь Санта-Круш (12 век, перестраивался в начале 16 века).
      Кордова Собор , церковь Сан-Пабло (романская, 13 век), Сан-Николас (13 век), церковь монастыря Кармен Кальсадо (16 век).
      «Маковец» Само название «Маковец» (так назывался холм, на котором Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь; ныне Троице-Сергиева лавра) определяло обращение к истокам русской культуры, к поискам духовной преемственности
      Мюнстер По преданию, его начали варить монахи-бенедиктинцы в VII веке (само название «мюнстер» происходит от слова «монастырь»).
      Наланда буддийский монастырь в Магадхе, который славился ученостью монахов, обучавших большое количество учеников
      Обитель — 1) Монастырь
      Патерик (греческое Paterikon, от pater отец), сборники жизнеописаний отцов церкви, монахов какого-либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми
      Пустынь 3) Небольшой монастырь, возникший в пустынной, незаселенной местности
      Радонеж Сергий Радонежский основал к северу от Радонежа монастырь — Троице-Сергиеву лавру
      Ризница Обычно находилась внутри храма, иногда являясь пристройкой или (в монастырях) отдельным зданием
      Солотча В 1390 году рязанским князем Олегом Ивановичем основан мужской монастырь Рождества Богородицы, частично сохранившийся до наших дней
      Теберда В селе Нижняя Теберда Сентинский (христианский) храм (X век), Спасо-Преображенский монастырь (конец XIX века).
      Трапеза — 1) Общий стол для приема пищи в монастыре
      Тристан Выросший в стенах монастыря герой хочет разыскать своих родителей и с этой целью путешествует по дорогам родной Франции на пару с белокурой красавицей Исандрель , которую преследует одержимый алхимик
      Фельяны Название получили от бывшего монастыря ордена фельянов, в помещении которого члены клуба проводили свои заседания
      Филофей (годы рождения и смерти неизвестны) — русский писатель и публицист первой половины ХУI века, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Ивану III и Василию III
      Черемша Причина была самая уважительная для уклада жизни монастыря: черемша повышала чувственность
      Шаолинь — Буддийский монастырь в Центральном Китае
      Шартрез (La grande Chartreuse), знаменитый картезианский монастырь французского департамента Изеры; 1084 основан святым Бруно, 1793 разрушен, 1816 возобновлен; 1903 закрыт; в окрестностях (Fourvoirie), производство знаменитого ликера Шартрез, приготовляемого из мелиссы, перечной мяты, померанцевых корок, корицы, гвоздики, дягильного и аирного корней; цвет зеленый
      Шигадзе Монастырь Чжон-Луньбу, бывшая резиденция панченэртни (панченламы).
      Шоколад Когда о шоколаде стало известно вне стен монастырей, Испания начала выращивать деревья какао в своих многочисленных колониях и получала огромную прибыль от продажи шоколада
      Эйнгард Получил образование в школе Фульдского монастыря
      Похожие запросы: монастырь • 5 букв • 6 букв • 8 букв • 9 букв • 4 буквы • 3 буквы • 12 букв • 11 букв • 10 букв • 13 букв
      Смотрите также: • Дервиш 5 букв • Матико 7 букв • Калорийный • Следующее • Вентиляция 14 букв • Глицерин 10 букв • Ботанический сад 4 буквы • Традиционная 4 буквы • Лидерство 5 букв • Сеньор 4 буквы • Дх__ 4 буквы
      Популярные запросы • 1 • Последние запросы
      Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
      Фильтры для слов • Поиск слов
      Ссылка на эту страницу:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх