Помост

Вопросы веры

Монастырь новый Иерусалим

Достопримечательности Истры и монастыря в Новом Иерусалиме

Среди интересных мест в Подмосковье особое занимает Истра в Новом Иерусалиме, а как добраться до этого города и что посмотреть в нем, может подсказать любой путеводитель или справочник для путешественников по Московской области.

Что посмотреть?

Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.

Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.

Оказавшись здесь, нужно увидеть:

  1. Новоиерусалимский монастырь со всеми его соборами, башнями, внутренними церквями и постройками.
  2. Силоамская купель.
  3. Гефсиманский сад.
  4. Скит патриарха Никона.
  5. Музей деревянного зодчества.
  6. Конюшни и скотник.
  7. Деревянные скульптурки из сказки про курочку Рябу.
  8. Музей (выставочный зал) «Новый Иерусалим».
  9. Мост для пешеходов с одним пилоном.
  10. Места, связанные с А.П. Чеховым.
  11. Площадь Революции.
  12. Городской парк.
  13. Дом культуры и отдыха.
  14. Вознесенская церковь.
  15. Сквер с мемориалом павшим защитникам и освободителям Истры и крестом Никона.
  16. Театр драмы Истры.
  17. Пожарный корпус и его музей.
  18. Рынок «Фермерский дворик».
  19. Церковь Жен Мироносиц.
  20. Скульптуры у школы Искусств.
  21. Площадь Дружбы.

В город Истра нужно ехать в погожий день, с комфортной температурой и в удобной обуви. Если будет лить дождь, будет холодно или же устанут ноги, то вместо обилия позитивных и светлых эмоций останутся только плохие воспоминания.

Монастырский комплекс

Осмотр Новоиерусалимского монастыря в Истре нужно начать с Воскресенского собора, его главной архитектурной и смысловой доминанты.

Воскресенский собор

Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.

Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.

Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.

С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.

Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.

Очень интересны переходы в соборе, на голубом фоне стен, с обилием лепнины в духе позднего барокко, можно увидеть иконы-картины, представляющие библейские сюжеты. Религиозные каноны живописи на них сведены к минимуму, причудливо переплетясь с классическим исполнением, напоминающим работы мастеров Возрождения. Очень необычно и действительно красиво.

Подземная церковь

Появление церкви Константина и Елены связано с легендой о найденном, разумеется, не в Истре, а в Израиле, кресте, на котором был распят Иисус. По преданию, исполняя повеление императора Константина, крест обнаружили на глубине 6 метров. Именно настолько и заглублена эта церковь, вниз ведут всего лишь 33 ступени.

Экскурсии именно в этом месте не особо интересные, гиды говорят много, но совершенно ни о чем. Лучше побродить внутри, просто читая таблички. Очень интересно выглядит ров, предназначенный для отвода в сторону грунтовых вод. Он облицован белыми изразцами и создает издали впечатление известняковой прожилки. Многие туристы бросают в него монетки.

Палаты и церковь Рождества Христова

Храм Рождества Христова представляет собой не только церковное здание, это единый комплекс, который объединяет:

  • церковь;
  • трапезные палаты с тремя залами;
  • покои настоятеля;
  • больничные палаты;
  • квасные погреба;
  • мастерские палаты солодежников и кузнецов;
  • караульные.

Комплекс часто называют палатами царевны Татьяны Михайловны, это связано с тем, что все здания были выстроены на ее деньги и с учетом ее пожеланий.

В принципе, это единственное место здесь, где иерусалимская ассоциация отсутствует полностью, так же, как и копирование библейских мест. Экскурсии по палатам очень интересные, особенно те, которые рассказывают об устройстве квасного производства и погребов, о статусном разделении трапезных и об обустройстве караульных.

Все здания выстроены строго в привычном национальном варианте барокко, то есть похожи на постройки московского Кремля, теремки и так далее.

Церковь Входа Господня

Расположена прямо над центральными воротами, которые являются ее составляющей частью.

Символизирует вход Иисуса в Иерусалим и составляет единый архитектурный ансамбль со стенами и башнями.

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

За пределами территории, напротив Иноплеменничьей башни, расположен источник с родниковой и освященной водой – Силоамская купель. Экскурсии по монастырю спускаются к нему, поэтому отдельно обходить стены с целью увидеть родник не нужно.

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?

Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:

  • со вторника по пятницу – с 10:00 до 18:00;
  • по субботам – с 10:00 до 21:00;
  • по воскресеньям – с 10:00 до 19:00.

Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.

Распорядок работы касс несколько иной:

Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.

Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.

На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.

Видео: новоиерусалимский монастырь.

Как доехать?

Точный адрес этого интересного места – Истра, Новоиерусалимская набережная, строение 1. Из Москвы в Истру можно доехать на личном автомобиле, на автобусе и на электричке.

На автомобиле схема проезда: Волоколамское шоссе – Новорижское шоссе – Волоколамское шоссе. Съезд на Новорижское нужен для объезда пробок неподалеку от Красногорска. Если их нет, то можно на него и не сворачивать, а проехать до Истры напрямую по Волоколамскому.

В том, как добраться на автобусе, тоже нет ничего сложного. Рейсы отходят от остановочного пункта Тушино, это у выхода из метро на станции «Тушинская». Нужен автобус 372, отходит он очень часто, каждые 10-20 минут, начиная с 7:00 и заканчивая в 22:00. Стоимость – 114 рублей, билеты продают и водители, и кондуктора, если они есть. В пути автобус находится около часа, если не становится жертвой пробки.

Отсюда же отправляются маршрутки и тут же ищут попутчиков-пассажиров частные водители.

Вся Московская область пронизана железнодорожным сообщением и путешествовать по ней удобнее всего именно на электричках. До Истры можно доехать с Рижского вокзала. Электрички ходят очень часто, первый поезд отходит в 4:10, а последний состав в Истру отправляется в 00:06.

Стоимость проезда на электричке составит:

  • 120 рублей – полный общий билет;
  • 60 рублей – стоимость для «льготников»;
  • 30 рублей – цена для детского билета.

Преимущества поездки в пригородном поезде очевидны:

  1. Доступность туалета, что важно всегда, но особенно актуально при поездке с детьми.
  2. Отсутствие опасности застрять в многокилометровых пробках, где одинаково стоят и автобусы, и маршрутки, и машины.
  3. Прибыв в Истру, по пути к монастырю можно увидеть много всего интересного, то есть, фактически сразу же начать познавательную прогулку.

В пути поезд находится от 1 часа 15 минут до полутора часов, что ничуть не дольше, чем поездка на автобусе, маршрутке или автомобиле.

Планируя съездить в Истру, нужно посетить официальный сайт Нового Иерусалима и уточнить, какие именно места монастыря доступны, нет ли изменений в рабочем графике и, разумеется, время проведения служб, во время которых всегда очень много людей, мешающих и осмотру, и простому передвижению по комплексу.

Также нужно понимать, что в этом месте нет ни одной целой оригинальной постройки, так как монастырь был полностью разрушен в ходе подмосковных боев во время войны. Здания восстановлены, в некоторых частично сохранились оригинальные фрагменты, некоторые выстроены заново «с нуля». На каждом из зданий есть соответствующие информирующие таблички, которые подробно описывают, что именно видит путешественник.

В целом Новый Иерусалим место интересное, устроено в нем все очень современно и удобно, варианты билетов тоже продуманы, единственное, чего не хватает многим обычным туристам, не паломникам, так это возможности подняться на колокольню для панорамного обзора.

Новоиерусалимский монастырь: как добраться и режим работы 2020, адрес и официальный сайт

Фото Новоиерусалимского монастыря

Расписание электричек Тушино — Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская — Тушино

Расписание электричек Курский вокзал — Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская — Курский вокзал

Расписание электричек Рижский вокзал — Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская — Рижский вокзал

Новоиерусалимский монастырь – это одна из самых известных и почитаемых обителей центральной части России, главной особенностью которой является то, что расположенный здесь Воскресенский собор построен по образу и подобию Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, хотя внешне обители совсем не похожи друг на друга.

Адрес Новоиерусалимского монастыря

Московская область, Истра, ул. Советская, дом №2

Как добраться до Новоирусалимского монастыря

  • На электричке — от Рижского вокзала, Курского вокзала или от станции «Тушино» (рядом находится одноименная станция метро метро). Стоимость проезда от станции «Тушино» меньше, чем от вокзалов, однако в летний сезон поезда могут быть переполнены из-за дачников. Ехать до станции «Истра» или «Новоиерусалимская». Затем идти пешком около 20 минут (2 км), также до обители можно добраться на автобусе, ехать до остановки «Монастырь»
  • На автобусе — от метро «Тушино» до города Истра курсирует автобус № 372, следовать до остановки «Почта», время в пути составит примерно час.

Режим работы Новоиерусалимского монастыря в 2020 г.

Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов.

Стоимость билетов в Новоиерусалимский монастырь в 2020 г.

  • Вход на территорию бесплатный
  • Имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефону +7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57 с 9:00 до 18:00.
  • Внимание! Не путайте Новоиерусалимский монастырь и музейный комплекс «Новый Иерусалим», который обладает богатым собранием художественных и исторических ценностей. Вход в музейный комплекс «Новый Иерусалим» платный.

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа – небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия – небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

  • Трапезная церковь Рождества Христова – в западной части обители
  • Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды – около 1000 метров, а высота – 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе – гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658 – 1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор – павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор – были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Телефон

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Архитектурный облик обители. Часть 2.


Всего 85 фото
Во второй части моего рассказа о чу́дном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре мы осмотрим по возможности все строения обители. В этом посте я уделю Воскресенскому собору именно то внимание, чтобы только подчеркнуть его центрально-исключительное расположение в архитектурном облике монастыря. Но уже в третьей части мы осмотрим внешне Воскресенский собор со всех сторон и ракурсов и уделим внимание его уникальным архитектурным деталям. В четвертой же части наконец посетим по возможности все святыни и достопримечательности, что находятся внутри Воскресенского собора.
Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь — один из самых значимых и известных в Подмосковье. Это — уникальное святое место, удивительное как по своему замыслу, так и по его реальному воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм — аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены — аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.
Святейший патриарх Никон отправил на Святую Землю ученого иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова, который по возвращении доставил патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма Рождества Христова.
Самая масштабная за много лет реконструкция монастыря закончена только в 2016 году и обновленный архитектурный облик монастыря предстает перед нами во всем своем великолепии.


Чтобы ориентироваться «на местности» используем план Ново-Иерусалимского монастыря с сайта sobory.ru разработанный А.В. Богдановым, четко лаконично и наглядно отражающим расположение всех строений обители находящихся как на территории так и за стенами монастыря


Основные постройки монастыря:
1. Воскресенский собор 2. Церковь Рождества Христова 3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим 4. Церковь Константина и Елены
Другие постройки монастыря:
5. Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.) 6. Братский корпус (XVII в.) 7. Братский корпус (XVII в.) 8. Трапезные палаты (XVII в.) 9. Палаты «монастырских детёнышей» (XVII в.) 10. Больничные палаты (XVII в.) 11. Настоятельские покои (XVIII в.)
12. Солодёжные и кузнечные палаты (XVII в.) 13. Башни и стены ограды (XVIIв.) 14. Елизаветинская башня (выход в Гефсиманский сад) 15. Келейный корпус (XVII в.)
16. Караульные палаты 17. Святой источник 18. Скит патриарха Никона 19. Часовня из с. Сокольники (копия сгоревшей часовни 1970 г.) 20. Церковь Богоявления Господня (1756 г.) из с. Семёновского. (сгорела в 2001 г.)
Слева от входа в Святые врата видим монастырский Келейный корпус изначально XVII века и затем перестроенный в неорусском стиле


В конце XVII в. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря была заменена каменной крепостной стеной и по ней поставлены восемь башен с надвратной Церковью Входа Господня в Иерусалим. До этого, при Никоне, монастырь был обнесен деревянной оградой с восемью шатровыми башнями. Постройка крепостной стены была осуществлена по проекту выдающегося архитектора Я.Г. Бухвостова.
Нарядная ярусная церковь с композицией «восьмерик на четверике» поставлена на широкие трехпролетные святые ворота. У каждого пролета – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.


Четыре башни старой деревянной ограды когда-то стояли по углам, четыре – между ними по сторонам света; проездные ворота находились в южной и западной башнях, а под северной был устроен колодец. Главный вход был там же, где и теперь – в восточной стене, а перед входом была большая площадь с гостевым домом для паломников, конюшнями, лавками и жильем для работников монастыря. Надвратная церковь также тогда была деревянной. Первый надвратный храм простоял недолго. Уже в начале 1690-х гг. начала возводиться каменная ограда с новыми святыми вратами и храмом. В 1690 г. подряд на строительство стен, башен и надвратного храма получил зодчий Яков Бухвостов.
Примерно в это же время артель Бухвостова взяла и другие подряды – на строительство Спасской церкви в Уборах и Успенского собора в Переславле-Рязанском (нынешней Рязани). Из-за нехватки времени и неисполнения взятых обязательств Бухвостов едва не угодил в тюрьму, но в конце концов после благополучного разрешения конфликта с заказчиками передал новоиерусалимское строительство артели Филиппа Ивановича Папуги и его товарищам, костромским крепостным братьям Емельяну и Леонтию Михайловым.


Над Святыми (Красными) вратами «в треугольнике» находится икона «Сошествие в ад», а сами врата ранее закрывались массивными железными створами с изображением Христа Спасителя на белом ослике в окружении жен-мироносиц – сюжет входа Господня в Иерусалим.


Центральные Святые врата (Красные)
Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена и обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690 году. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Еще кое-что об этом храме чуть позже.


Воскресенский собор и подземная Церковь святых равноапостольных Константина и Елены — вид из центрального входя Святых врат
Надвратная Входоиерусалимская церковь имеет центрическую симметричную композицию. На четверик святых ворот монастыря поставлен четверик, окруженный по сторонам света симметричными полукруглыми выступами, образующими четырехлепестковое основание храма. У четверика два ряда окон, украшенных резными барочными наличниками, ориентированными вертикально и придающими стройной высокой церкви еще бóльшую стройность и изящество. Окна светового восьмерика украшены уже значительно проще; два малых глухих восьмерика, поставленных на большой восьмерик, почти лишены декора – их украшают только небольшие колонки.

Церковь Входа Господня в Иерусалим — вид со стороны внутренней территории монастыря
Венчает высокую церковь удивительно пропорциональная глава луковичной формы, но не абсолютно круглая, а с гранями.

Между центральными и правыми арками в толще стены в XIX веке были устроены две часовни и иконная лавка. Сейчас центральные Святые врата открыты, ранее же они использовались для въезда транспорта, а вход для посетителей осуществлялся через два боковых арочных проема. Между арочными проемами ворот поставлены по паре колонн на пьедесталах; сами арки с внешней стороны поверху украшены зубчатым орнаментом.

Гульбище надвратной Церкви Входа Господня в Иерусалим

Парадная лестница для всхода на крепостные стены и ведущая к гульбищу надвратной церкви. На втором плане Дамасская башня.
Интерьер храма также ориентирован в высоту и прекрасно освещен. И под стать высокому храму, в нем был великолепный красный с золотом резной иконостас пяти ярусов. Доступа в эту церковь сейчас нет.

Воскресенский собор (вид со стороны и верхнего пролета парадной лестницы для всхода на крепостные стены и гульбище надвратной церкви)
В 1941 году при отступлении немецких войск из Истры храм был взорван и уничтожен до первого яруса. Восстановление началось в 1970-1976 гг. под руководством сначала А. Климанова, позднее – Г. Ларионова. С начала 1990-х гг. здесь разместилась выставка икон Воскресенского собора XVIII-XIX вв.
Стены и башни монастырской ограды начали строиться в одно время с надвратной церковью, но закончены были несколько раньше – в 1694 году. Как и в прежней деревянной ограде, башен восемь, хотя форма ограды и изменилась, приняв вид несимметричного многоугольника.

Все башни завершаются шатрами сложной формы: на большой шатер поставлен световой барабан с маленьким шатровым завершением. Форма башен разная – есть восьмигранные, есть круглые, а есть восьмигранные с цилиндрическим вéрхом. Не похожа на остальные западная Елизаветинская башня с проездными воротами. Башни и стены мы будем осматривать одновременно с остальным достопримечательностями архитектурного комплекса монастыря по мере их появления в виду.
Названия башни получили в XVIII веке, отчасти по аналогии с Иерусалимскими воротами: Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Ефремова и Давидов Дом. Северо-западная угловая башня носит название Иноплеменничей, а башня в северной стене – Варуховой. Внутреннее пространство башен разделено перекрытиями на два этажа, верхние из которых, с круглыми окнами, использовались как кельи, а нижние – как хозяйственные помещения.

Гефсиманская башня
Вообще же выстроен Новоиерусалимский монастырь был почти весь в едином стиле московского барокко. Это относится даже к хозяйственным постройкам – солодежне, кузнечным палатам, квасному погребу и караульным палатам. Все они были пристроены к монастырским стенам в 1690-х гг. Кроме перечисленных, в монастыре были и другие хозяйственные корпуса, не дошедшие до наших дней.

Дамасская башня
Массивной стене, выстроенной по всем правилам крепостного зодчества, так и не суждено было послужить для защиты монастырской братии от врагов. При этом в ней есть все необходимые ряды бойниц: подошвенного боя, ружейного боя и машикули. Вдоль стены с внутренней стороны на уровне второго яруса идет галерея, огражденная парапетом. В торжественные дни по ней шел крестный ход.

Только поначалу кажется, что все башни ограды – одинаковы. Но если пройти вдоль всей монастырской стены, то сразу бросается в глаза разница между башнями. Одни – круглые, другие – восьмигранные, третьи – с восьмигранным основанием и круглым верхним ярусом. Все башни увенчаны каменными шатрами, и только одна – Иноплеменничья – впоследствии была заново перекрыта деревянным шатром из-за того, что стала слишком крениться вбок.
Стены и башни также сильно пострадали в 1941 году и были восстановлены в 1960-1970-е гг. по проектам архитекторов А.М. Климанова, Л.К. Россова и Б.Л. Малхасова. Сейчас в башнях располагаются музейные экспозиции, а со стен открывается великолепный вид и на монастырь, и на его окрестности…

Территория монастыря — вид со стороны южной крепостной стены

Южная крепостная стена

Воскресенский собор и подземный храм святых равноапостольных Константина и Елены

Подземный храм святых равноапостольных Константина и Елены
В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания храма, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.23.

Храм святых равноапостольных Константина и Елены (вид с юга)

Храм святых равноапостольных Константина и Елены (вид с юга)

Храм святых равноапостольных Константина и Елены (вид с юга)
Перед нами величественный Воскресенский собор. В этой статье мы не будем на нем подробно останавливаться поскольку ему посвящена отдельная и даже две. Мы сейчас обходим Воскресенский собор вдоль его южной стороны.

Воскресенский собор — южная сторона

Вид на комплекс Трапезных палат (на юго-запад)

Слева направо — Сионская башня и угловая башня Давидов дом

Сионская башня и башня Давидов дом, современное здание трапезной, старые трапезные и больничный корпуса, больничная церковь Трех Святителей и палаты «монастырских детёнышей»
Южные ворота

Сионская башня
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г.

Трапезная палата на первом плане этого фото выше очевидно новое здание, на старых планах его нет
Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

В этом месте очевидно находилась или часовня или некое родовое захоронение, конкретно что здесь было мне пока не удалось узнать, надеюсь «на помощь зала»)

Здесь даже находится памятная белокаменная доска со славянской вязью
Здесь немного стоит отвлечься на восхитительную громаду Воскресенского собора «у нас за спиной»)

Вернемся к трапезным и больничным палатам

Церковь Трех Святителей и крепостная башня Давидов дом (на втором плане)
К трапезным палатам с юга примыкают больничные палаты, построенные в 1698 г. В конце XVIII века они были надстроены и переделаны под жилые помещения.

Больничные палаты
При больничных палатах была Церковь Трех Святителей, небольшая, с одной апсидой и двумя глухими восьмериками под главкой (схожими с трапезной Рождественской церковью). Второй этаж палат после разрушений 1941 года был разобран, однако сейчас как мы видим больничную церковь восстановили.

Церковь Трех Святителей, трапезная палата и палата «монастырских детенышей» (слева направо)
Палаты «монастырских детенышей». В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).

«Детёныши» – это одна из самых любопытных категорий лиц, живших на монастырских землях, которая в XVI–XVII веках, в связи с резким увеличением собственной монастырской запашки, подвергалась нещадной эксплуатации и попадала в кабальную зависимость от монастырей. С одной стороны, это были взрослые люди, обедневшие крестьяне и бобыли; они обрабатывали монастырские поля, косили, были рыболовами. Благодаря денежным вспомоществованиям от монастырей они обзаводились собственными дворами или получали запустелые дворы беглых и задолжавших крестьян. С другой стороны, большая часть детёнышей (особенно в XVII в.) происходила из сирот или детей монастырских крестьян и бобылей.

Палаты «монастырских детенышей»
По мнению Доброклонского, «детёныши – это люди, живущие на монастырских работах, отличающиеся по своему положению и от монастырских слуг и крестьян: детёнышей, — пишет он, — встречаем на разных работах в монастыре и в монастырских сёлах – один на стороже, другие – бегауля, третьи живут во дворах и пашут на монастырь землю… Может быть, это были безродные сироты, приёмыши, воспитанные монастырём. Различаясь на первых порах, они вероятно, с течением времени (при известном возрасте, семейном и экономическом положении) верстались по желанию в рядовые крестьяне или сливались с монастырскими слугами, с которыми сами сходились и по положению. …Кажется, иногда они сохраняли своё прежнее прозвание детёныша и тогда, когда достигали зрелого возраста и имели взрослых детей и зачислялись в крестьянскую общину».

Церковь Рождества Христова в трапезных палатах Новоиерусалимского монастыря была сооружена одновременно с самими тремя обширными палатами в 1686-1692 гг. По распоряжению царевны Татьяны Михайловны, пожертвовавшей деньги на строительство, каждая из трех палат трапезной служила своей цели. Так, средняя «трапеза», соединенная с Рождественской церковью, предназначалась для всех паломников, прибывших в монастырь, вторая – для трапез братии, а третья – по-видимому, более парадная, «гостиная мирским ясти всех чинов людям».

Рождественская трапезная церковь была сделана двухэтажной, вторым этажом она сообщалась с палатами. Архитектура ее типична для конца XVII века – в стиле московского барокко. Нижний этаж – «теплая» церковь – изначально был окружен открытой папертью, в XVIII веке замененной на сохранившуюся до наших дней аркаду, украшенную классицистическим рустом и пилястрами.

Верхняя, «летняя» церковь – в два яруса окон, перекрыта сомкнутым сводом, на который поставлены два восьмерика с главкой. Весь декор храма: наличники, колонки на апсиде, восьмерики под главкой, – выполнен в стиле московского барокко. Так же украшена не только церковь, но и все трапезные палаты.

Восточная сторона Рождественской церкви
В 1792 году, через сто лет после постройки, трапезные палаты сильно пострадали от пожара, случившегося в монастырской кухне. Выгорели все палаты, а церковную утварь с трудом удалось спасти, при этом многое все же было повреждено огнем. После ремонта, в 1810 г., в верхней части Рождественской церкви сделали деревянный потолок, опирающийся на два кирпичных столпа. Это сильно уменьшило пространство большого барочного храма и сделало его намного темнее. Поэтому уже в 1850-х гг. это «новшество» убрали и провели реставрацию под руководством архитектора К.А.Тона.

Роскошный тябловый иконостас Рождественской церкви был сожжен в 1922 г. В помещениях храма разместились музейные экспозиции. Во время колоссального разрушения монастыря фашистами в 1941г. Рождественская церковь почти не пострадала, и при реставрации был восстановлен изначальный облик внутреннего вида церкви и трапезных палат.
За Рождественской церковью скрываются Елизаветинская башня и выход в Гефсиманский сад

Вид на монастырь со стороны Гефсиманского сада
Заодно уж покажем и скит патриарха Никона с этой стороны монастырских стен ( о нем по всей видимости напрашивается отдельный пост).
Скит виден на дальнем плане на фото ниже слева.

Скит патриарха Никона
Невдалеке от стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, на искусственном островке в 1658 г. был поставлен «скит» патриарха Никона (иначе называемый Богоявленской пустынью). В 1661 г. здание перестраивали. В итоге получилось высокое строение в три этажа, совмещающее в себе жилые покои с домовой церковью наверху. Венчает его восьмигранный подкупольный световой барабан. Скит украшен полихромными изразцами, к сожалению, сохранившимися далеко не в полном виде. Утрачены также и печи с лежанками и изразцами, но по утверждениям исследователей, их вполне можно восстановить в прежнем виде. Неподалеку от Скита – спуск к реке Истре, где находится святой источник, из которого берут воду не только местные жители, но и приезжие, специально выбирающиеся сюда для этого. Место источника обозначено большим деревянным крестом.

Иордан (река Истра)

Возвращаемся-таки на территорию монастыря

Братский корпус

Ефремова башня за братским корпусом

Архимандричьи палаты
Рождественская церковь и Архимандричьи палаты (справа от церкви) — вид сверху

Иноплеменничья башня
В 1995 году церковь Рождества Христова была передана вновь образованной монастырской братии; в 1996 г. в ней начались восстановительные работы, а в 1997 г. церковь заново освятили.

Сейчас храм представляет собой очень интересную картину – он практически бок о бок соседствует с оставшимся в трапезных палатах музеем, и посетителю вполне может показаться поначалу тоже экспозиционным залом. Только посмотрев внимательнее, можно заметить, что здесь уже идет отнюдь не музейная жизнь.

Напомню еще раз, что о Воскресенском соборе у меня отдельные два поста

Палаты царевны Татьяны Михайловны
С 1685 по 1698 годы одновременно с трапезными палатами идет строительство палат царевны Татьяны Михайловны – одноэтажного кирпичного здания, стоящего между двух современных ему братских корпусов.

Палаты царевны Татьяны Михайловны
Палаты или Дворец царевны украшен достаточно скромно в стиле московского барокко; внешний облик его, как и братских корпусов, был сильно искажен в XIX веке, и восстановлен только после Великой Отечественной войны, в 1960-х гг. Вплоть до XX века Новый Иерусалим оставался царским богомольем, императорская фамилия оказывала ему немалую поддержку и часто здесь бывала.

Архимандричьи палаты и Палаты Царевны

Братский корпус (светло-желтого цвета) слева от Палат царевны Татьяны Михайловны

Северо-западная крепостная стена

Иноплеменничья и башня Варуха (справа)

Башня Варуха

Ефремова башня и Дамасская башня (на дальнем плане)

Башня Варуха

Дамасская башня

Братский корпус справа от Палат царевны Татьяны Михайловны

Солодёжные и кузнечные палаты (XVII в.)

Караульные палаты смежные со Святыми вратами

В заключение немного о некрополе Ново-Иерусалимского монастыря.
В монастыре – в Воскресенском соборе и вокруг него – некогда был обширный некрополь. Сейчас от него осталось немного – 74 надгробия, так как во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. В приделе Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона, а в списке похороненных здесь можно найти такие громкие дворянские фамилии, как Бестужевы-Рюмины, Голицыны, Нащокины, Шуваловы… Позднее здесь стали погребать людей разных сословий – купеческого, мещанского.

Надгробные именные плиты с южной стороны подземной церкви святых Константина и Елены

Надгробные именные плиты с северной стороны подземной Церкви святых Константина и Елены

У южной стены монастыря находятся уцелевшие надмогильные белокаменные плиты и литые чугунные надгробия

Ну что же, на этом наш ознакомление с общим архитектурным обликом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря окончено.
В третьей и четвертой частях мы (соответственно) осмотрим Воскресенский собор и прикоснемся к его святыням.

Портал Храмы России. Статья Новоиерусалимский монастырь и другие.
Басова Н.Ф. «Монастырские слуги» и «монастырские детёныши». Греков Б.Г. Монастырские детёныши // Вопросы истории. — 1945. — № 5 / 6. — С. 74 — 84.
Благодарю durasik за организацию этого «наполненного солнцем» путешествия)

Ново-Иерусалимский монастырь: уголок Святой Земли в городе Истра Московской области

В 50 километрах от Москвы – замечательное место, пейзаж которого на удивление напоминает израильские земли, где стоит храм Гроба Господня. Здесь свой Гефсиманский сад, подобный тому, где Иисус молился перед казнью.

Концепция монастыря

Река, названная на картах Истра, здесь переименована в Иордан, где крестился Христос. В Воскресенском соборе все рассказывает о Крестном пути Христа. Внутри храма – кувуклия, часовня, в которой находится Гроб Господень. У входа – камень, подобный тому, с которого Ангел указал на место захоронения Христа.

В начале Скорбного пути – храм-темница, где в оковах Спаситель провел ночь перед казнью. Наверху – Голгофа, гора, на которой позорной казни предавали преступников. Крест для нее привезли по заказу из Иерусалима.

Напротив входа в храм – камень миропомазания. Здесь лежал Иисус, снятый с креста. Справа от входа похоронен патриарх Никон, по замыслу и под руководством которого построен в XVII веке Ново-Иерусалимский Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь, об особенностях которого пойдет речь.

Ново-Иерусалимский храм – живая икона

Место для строительства монастыря выбрал Патриарх всея Руси Никон, который задумал построить под Москвой «копию Святой Земли» – икону на местности с глубоким символическим смыслом. По замыслу Никона, монастырь должен стать центром православного мира для славянских народов.

Об основании храма

Молодой царь Алексей Михайлович, будущий отец Петра I, безгранично доверял патриарху и поддержал грандиозный замысел. Свое любимое детище патриарх основал в Подмосковье в 1656 году – резиденция Патриархов должна расположиться недалеко от царской столицы, но чуть в стороне. Это символизировало отношение светской и церковной власти.

Сам никогда не бывавший в Иерусалиме, патриарх Никон все силы употребил для воплощения в жизнь замысла – создать точное подобие Иерусалимского храма Воскресенья Господня, чтобы русский народ созерцал места страстей и Воскресенья Христова. Он заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Модель храма Гроба Господня, сделанную из слоновой кости, Никону прислал в дар иерусалимский патриарх Паисий.

Особенности создания обители

Возводя монастырь в излучине реки Истры на высоком холме, патриарх Никон принялся воссоздавать своеобразный город-храм с точной копией окрестностей Иерусалима, подобие святых мест Палестины. Географические наименования изменили: окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, сёла – Преображенское, Назарет, Капернаум.

Быстрая извилистая река Истра получила название Иордан. Ручей, обтекающий монастырский холм – Кедронский поток. Город Истра до 1930 года именовался Воскресенском. Перепланировали и окрестности будущей обители: лес на берегу Истры вырубили, чтобы достичь сходства с пейзажем на Святой Земле, укрепили и насыпали холм, на котором возвели монастырь.

Личность патриарха Никона

Пользуясь доверием царя, патриарх Никон фактически управлял страной. Энергичный и властный патриарх проводил церковные реформы по европейскому образцу. Встречая недовольство бояр, противостоял ему решительно, даже жестко. Противников реформ преследовали и казнили. Действия Никона привели к страшному церковному расколу.

В 1658 году патриарх утратил доверие царя и удалился в монастырь, где лично руководил строительством Нового Иерусалима, как он называл свое детище. Патриарх хотел объединить здесь людей, чтобы они вместе молились, ценили жизнь и друг друга.

В 1666 году Никона лишили сана и отправили в отдаленный Ферапонтов монастырь простым монахом, вменив в вину иерусалимское переименование местности. Строящийся монастырь, чье строительство из-за опалы Никона прервалось на 14 лет, стали называть просто Воскресенским.

Архитектурно-ландшафтный ансамбль монастыря

В центре земель, предназначенных для монастыря, на глазах изумленных современников под руководством патриарха Никона, стал возникать Новый Иерусалим.

Что находится на территории

Здесь воспроизведена гора Голгофа, пещера Гроба Господня, место трехдневного погребения и Воскресения Спасителя. Территорию монастыря застроили деревянными сооружениями. Царь Алексей Михайлович жаловал обители новые вотчины в разных уездах, так что монастырь стал крупнейшим землевладельцем.

В центре монастырской территории на холме, названном Сионом, возвели главный собор по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Чтобы повторить его архитектуру, собор составили из четырех частей: центральный крестово-купольный храм, ротонда вокруг Гроба Господня, подземная церковь Константина и Елены, колокольня.

Воскресенский собор, являясь копией храма Гроба Господня, лишен суровости прототипа. В его облике отразились чаяния русского народа о райской красоте Горнего мира, о светлой жизни вечной.

Архитектурное устройство Воскресенского собора

Собор напоминает русский терем, украшенный снаружи наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Многоглавая композиция собора напоминает по форме пирамиду. Строили ее методом объединения независимых друг от друга частей в неделимое сооружение.

Наличники окон, столбы, карнизы и даже иконостас оплетали растительные узоры, покрывали невиданной красоты изразцовые цветы и травы. Самый красивый узор – павлиний глаз в виде цветка граната. Керамические пояса, декорированные растительными узорами, украшают внешнюю и внутреннюю отделку храма.

Узкие высокие окна, украшенные орнаментом, и множество лепнины создают неповторимую архитектуру храма, созданного в стиле барокко. Гигантский шатровый купол диаметром 23 метра покрывала цветная черепица.

Под главным куполом храма – место Гроба Господня, над которым роскошная высокая кувуклия с сенью из нескольких золоченых колонн, а в ней – резное изображение воскресшего Спасителя, сияющего лучами. Наверху кувуклии – золоченый крест.

У стены, на каменной четырехугольной гробнице, распростерта плащаница, заменяющая гроб, в которую вделана небольшая частица от Гроба Господня. Над ней – изображение воскресшего Спасителя с хоругвию в руке, символом победы над смертью.

В семиярусном алтаре – хоры, красные и судные ворота, перед которыми камень повития и помазания. На таком камне в Иерусалиме Иосиф и Никодим обвили плащаницей и помазали снятое с креста Тело Господне.

В соборе – 12-ярусный иконостас высотой 24 метра, украшенный позолотой, на иконах которого изображена Дева Мария с маленьким Иисусом, 12 апостолов и почитаемые святые. Около иконостаса – две сени: зеленая – для Патриарха, красная – для царя.

Воскресенский собор – единственное точное воспроизведение храма Гроба Господня в Иерусалиме. Необычная сложность строения, множество приделов (29 в одном соборе), особенности богослужения и устава – все перешло в Воскресенский собор от иерусалимского образца.

Ротонда – в традициях церковного строительства и храмовой архитектуры таких ротонд не бывает. Но в храме Гроба Господня у нее особая функция – она возведена над местом, где погребен Спаситель. Семиярусная колокольня с часами и верхушкой в виде луковичного купола восстановлена в 2010 году.

Для колокольни отлито 15 колоколов, один из них – стопудовый. Подземный храм Константина и Елены, уходящий на 6 метров под землю, примыкает к храму Воскресенья. В Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале. В Подмосковье ее окружили рвом, чтобы уберечь от разрушения сыростью.

Крепостные стены

Строительные работы в монастыре, остановившиеся после ссылки Никона, возобновились во времена правления Федора Алексеевича, ученика Никона. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей и пожаловал новые земли, активно участвовал в благоустройстве обители.

В 1861 году опального тяжело больного патриарха Никона Федор Алексеевич вернул из ссылки. Удрученный годами опалы, Никон скончался в пути. Тело патриарха погребено в Воскресенском соборе в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой. В конце XVII века деревянная ограда вокруг монастыря по царскому указу заменена крепостной стеной.

Каменная стена вокруг монастыря высотой 9 м., шириной – 3 и протяженностью 920 метров. Углы и изломы скрасили семь однотипных башен. Западные ворота украшала восьмая, Елизаветинская башня. Башни новоиерусалимского комплекса – обычный художественный элемент русских оград, без защитной функции, имеют палестинские названия: Гефсиманская, Дамасская, Сионская, Давидов дом, Входоиерусалимская.

У одной из башен по периметру стены – осиновая крыша, напоминание о предательстве, ведь Иуда после своего преступления повесился на осине. Трехпролетная арка Святых Ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим, вертикальная конструкция которой смотрится торжественно и строго.

Палаты Нового Иерусалима

По пути к реке – скит патриарха Никона. Здесь жил опальный патриарх, уединенно молился, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая им ноги.

Два нижних этажа четырехэтажного здания – служебно-хозяйственные помещения. На третьем этаже – приемная комната патриарха и церковь Богоявления Господня. На плоской крыше скита – восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими, Больничными, Кузнечными, Караульными, объединенными в целостную постройку, которую украшают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркулярной формы.

От храма Константина и Елены 33 ступени, изготовленные по числу земных лет жизни Христа, ведут вниз к Святому источнику. В годы богоборчества вода в нем мгновенно исчезла, будто в наказание за издевательство над верой и храмами. Источник возродился сам после того, как службы в заброшенном монастыре возобновились.

Храмы и постройки монастыря

  1. Воскресенский собор.
  2. Церковь Рождества Христова.
  3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.
  4. Церковь Константина и Елены.
  5. Палаты царевны Татьяны Михайловны.
  6. Братские корпуса.
  7. Настоятельские покои.
  8. Башни и стены ограды.
  9. Келейный корпус.
  10. Святой источник.
  11. Скит патриарха Никона.
  12. Церковь Богоявления Господня.

Новая церковь Рождества Христова возведена в два этажа в стиле барокко. Внизу – храм для богослужений, вверху – светлое помещение с окнами в 2 яруса.

Надвратная церковь построена в виде восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами, каждый из которых именуют по-своему: Красные ворота, Вход Иисуса в Иерусалим, Въездные ворота.

Над Красными воротами – изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами, украшенными зубчатым орнаментом. В позолоченном резном иконостасе – иконы «Воскрешение Лазаря» и «Иисус с учениками в доме Лазаря».

Церковь Константина и Елены – подземная церковь, уходящая в землю на 6 метров, прообраз того места, где был найден Животворящий Крест Господень. Римский император Константин объявил христианство официальной религией, его мать Елена, распространяла христианство и организовала раскопки в иерусалимской пещере, где был погребен Иисус Христос.

Там нашли крест, на котором распяли Спасителя, на месте пещеры Елена повелела устроить церковь. В церкви Подмосковья – большой иконостас чеканной работы с образами Иисуса Христа и Богородицы. Выше – Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.

Возрождение и современность

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на территории монастыря работало два музея. В 1941 году Воскресенский собор фашисты взорвали. Крест рухнул на землю, но не сгорел, хотя вокруг полыхал пожар. После взрыва собора кувуклия с Гробом Господним тоже уцелела. В 1959 году пострадавший монастырь восстановили, и музей возобновил работу.

В июле 2008 года монастырь посетили Президент России Дмитрий Медведев и патриарх Алексий II, после чего был создан Фонд по восстановлению монастыря. В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский собор вернули церкви, а музей открыли в новом здании, по соседству. В 2016 году восстановление, на которое потрачено 10 миллиардов рублей, окончательно завершено, обновленный красивый собор радует прихожан.

В монастыре проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, гостиница для паломников. В 44 церквах монастыря поочередно идут службы. У кувуклии с Гробом Господним всегда стоит очередь. Здесь оставлена часть старого настила из булыжника, по которому ходил патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной работы. С этой целью активизируется работа по сохранению и расширению архитектурно-художественного музея на территории монастыря.

В музее – 180 тысяч единиц разнообразных экспонатов архитектурных, исторических, этнографических и художественных коллекций. Шедевры Айвазовского, Шишкина и Левитана, Пикассо и Кустодиева, Дюрера, Фалька и Фаберже. В музее устроена постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI-начала XX веков.» Здесь собраны предметы живописи, иконостасы, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства.

В экспозиции «Особая кладовая» – предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI -XX веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров из эмали бытового серебра.

Отдельная экспозиция посвящена предметам из монастырских храмов и ризниц, материалам архитектурных раскопок и экспонатам музея памяти патриарха Никона. В музее представлены богословские книги и рукописи, зарубежные и русские иконы, картины и фрески, коллекция оружия.

Рядом с музеем – Гефсиманский сад и парк, где расположена конная школа, здесь можно прокатиться на лошади. Музей деревянного зодчества сохранил в первозданном виде деревенские подворья, бани и мельницы.

Святыни и монастырский некрополь

  1. Главная святыня – Гроб Господень находится в кувуклии, небольшой купольной часовне.
  2. Голгофа с крестом, то место, где распяли Иисуса. Внутри – кипарисовый крест, который патриарх Никон заказал в Палестине.
  3. Икона «Господь Вседержитель».
  4. Фрагмент омофора Никона – одеяние для епископа с изображением Иисуса Христа, благословляющего верующих.Сделан из атласа, расшитого золотом. серебром и шелковыми нитями.
  5. Разборная модель иерусалимского храма, сделанная из слоновой кости и кипариса и доставленная в Москву в 1649 году из Иерусалима патриархом иерусалимским Паисием.
  6. Антиминс XVII века – небольшой льняной плат с вшитой в него частицей мощей с изображением погребения Христа. Плат священ Никоном для свершения Божественной Литургии.
  7. Дарохранительница святой Марии Магдалины – святой сосуд из золоченого серебра для хранения Крови и Тела Иисуса.
  8. Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручница», присланная патриарху Никону из Афона в 1663 году.
  9. Икона Господа Вседержителя с припавшими к Нему митрополитом Московским Филиппом и патриархом Никоном.

Рядом с церковью Константина и Елены – монастырский некрополь. Здесь погребен прах патриарха Никона, дьякона Н.Никитина, Ивана Шушарина, биографа патриарха Никона. Также здесь погребены члены семей, владевшие окрестными землями возле монастыря, – Бестужевы, Самарины, Нащокины, Оленины, Загряжские, Сухово-Кобылины, жена и сын А.В. Суворова.

Видео: прогулка по монастырю и музейно-выставочному комплексу

Новоиерусалимский монастырь в Истре – частичка Палестины на московской земле

Адрес: Россия, Московская область, Истра, улица Советская, 2
Дата основания: 1656 год
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова (1685 год), церковь Рождества Христова (1692 год), надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим (1697 год), церковь Константина и Елены (1690 год)
Святыни: фрагмент омофора Патриарха Никона (1597 год), Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины, икона Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном (1657 год)
Координаты: 55°55’17.3″N 36°50’43.2″E
Объект культурного наследия Росcийской Федерации

Краткая история монастыря

Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор

Палаты «Нового Иерусалима»

Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины

Крепостная стена и Святые врата

Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк

Новоиерусалимский монастырь на карте

Краткая история монастыря

Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор

По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.

Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.

На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора

Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.

Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.

Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины

Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Вид западной стороны Воскресенского собора

Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря

На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:

  • высота – около 9 м;
  • толщина – 3 м;
  • общая протяженность – 920 м.

Вид на монастырские стены с башнями

Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.

Елизаветинская башня

3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.

Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк

В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.

Церковь Рождества Христова

На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.

Рейтинг достопримечательности

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх