Помост

Вопросы веры

Монастырь псково печерский

Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь на территории Псковской области считается одним из крупнейших в России. Его история начинается со второй половины XV века, и с тех пор он ни разу не закрывался. Долгое время обитель находилась в приграничном положении, вследствие чего подвергалась нападкам неприятелей, однако заступничество Божией Матери благодаря усердным молитвам перед ее образами «Успение» и «Умиление» не раз спасали монастырь и его жителей.

Не миновали обитель и разрушительные последствия в ходе боев во время Великой Отечественной войны, но силами братии удалось восстановить ее, по сей день она развивается и украшается. Псково-Печерский монастырь — место притяжения паломников, многие мечтают посетить его храмы, пещеры и поклониться местным святыням. Большой интерес обитель вызывает и у путешественников, желающих ознакомиться с ее богатой историей, оценить красоту архитектурного ансамбля и насладиться особенной умиротворяющей атмосферой этого места.

Псково-Печерский монастырь на google-панораме:

Расписание богослужений Псково-Печерского монастыря

Расписание служб по будним дням:

  • 6:00 — утреннее богослужение
  • 18:00 — вечерняя служба.

Также в определенные дни проводится таинство Соборования.

Расписание богослужений в выходные дни:

  • 6:30 — исповедь
  • 6:40 — часы
  • 7:00 — ранняя Божественная литургия
  • 9:30 — исповедь
  • 9:40 — часы
  • 10:00 — поздняя Божественная литургия
  • 18:00 — вечернее богослужение.

Отцы Псково-Печерского монастыря

Благодаря подвижническому труду иноков удалось создать эту обитель и превратить ее в одну из самых известных в нашей стране. Ее насельники совершали настоящий духовный подвиг, направляя свои усердные молитвы Богу о людях, приезжающих в обитель за помощью и советом. Было явлено множество чудесных исцелений, в благодарность за которые люди делали приношения, шедшие не только на нужды монастыря, но и на помощь ближним. Так, есть сведения о том, что братия помогала беженцам во время войн, выделяла средства на восстановление домов в окрестных селениях, разрушенных набегами неприятелей. Кроме того, монастырь во время перемирий выкупал у захватчиков пленных.

Многие старцы еще при жизни особо почитались верующими, наставляя и укрепляя в вере окружающих, но и после своей смерти они помогают людям, обращающимся к ним со своими молитвами. Имена многих из них занесены в историю обители. Среди тех, кто служил в монастыре в XX веке, часто выделяют архимандрита Алипия, приложившего много усилий по восстановлению обители после ВОВ, реставрации крепостных стен и башен. Многим паломникам знаком и архимандрит Адриан, ушедший из жизни в 2018 году. Он имел дар помогать людям, одержимым бесовской силой. В течение многих лет он принимал и наставлял паломников, став для многих духовником. Также памятны верующим игумены Гавриил и архимандрит Тихон (Секретарев).

В настоящее время священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря является митрополит Тихон (Шевкунов).

Посещение для паломников

Посетить обитель могут как организованные группы, так и одиночные паломники и путешественники. Паломнические центры организуют поездки из разных городов России.

Экскурсии в Псково-Печерский монастырь

При монастыре работает экскурсионная служба, проводящая экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов, для участия необходима предварительная запись. В ходе нее паломников знакомят с историей обители, экспозицией Ризницы и музея Старцев.

Одиночным паломникам следует учитывать, что группы на посещение Ризницы формируются в 14:00, музея Старцев — в 14:30.

Архитектурный ансамбль монастыря, © Shish_ka

Можно также посетить Богом зданные пещеры, для поддержания в них естественного температурного режима доступ туда ограничен, поэтому обязательно необходимо оставлять предварительную заявку на их посещение. Они открыты во вторник, среду, четверг, субботу, воскресенье с 9 до 16:00, по понедельникам и пятницам они закрыты. Для одиночных путешественников группы на посещение пещер формируются по будням в 12:00, в воскресенье и праздничные дни — в 13:00.

Кроме того, паломническая служба при подворье Псково-Печерского монастыря организует поездки по святым местам Пскова и области.

Гостиницы при Псково-Печерском монастыре

Паломники, приехавшие в обитель на несколько дней, могут разместиться в одной из монастырских гостиниц. Две из них расположены в шаговой доступности от монастырского комплекса и имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители, доехать от него до монастыря можно на автобусе, он совершает рейсы несколько раз в день. При паломническом центре работает трапезная, пообедать можно и в монастырском кафе, расположенном перед входом в монастырь.

Никольский храм, © Виктор Башкир

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.

Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.

Святые врата, © Сергей Василец

Иконы

Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.

Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.

Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.

Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.

Михайловский собор, © Алексей Бучанов

Храмы

Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.

На территории монастыря находятся следующие церкви:

  • Успенский пещерный храм
  • Сретенский храм
  • Покровский храм
  • Михайловский собор
  • Лазаревский храм
  • Никольский храм
  • Благовещенский храм
  • Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.

История

Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».

В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.

В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.

Звонница Никольского храма, © Алексей Бучанов

Как доехать до Псково-Печерского монастыря

В обитель приезжают паломники из разных городов, однако чаще всего здесь можно встретить путешественников из расположенных рядом Пскова и Санкт-Петербурга, также много паломнических поездок совершается из Москвы. Добраться до обители можно как в рамках организованной паломнической поездки, так и самостоятельно.

Как доехать из Пскова

Удобно добираться до Псково-Печерского монастыря на машине, расстояние от Пскова до него составляет около 50 км.

Как добраться до монастыря из Пскова на машине

Есть возможность доехать и на автобусе, рейсы осуществляют 2 перевозчика — ООО «Нива» и «Псковпассажиравтотранс», с расписанием и стоимостью билетов можно ознакомиться на их сайтах.

Еще один вариант — поездка на скоростном поезде «Ласточка».

Также можно доехать до монастыря на такси или, воспользовавшись сервисом поиска попутчиков, к примеру, BlaBlaCar.

Как доехать из Москвы

Напрямую до монастыря можно добраться на машине, для этого необходимо преодолеть расстояние примерно в 750 км.

Как доехать из Москвы до Псково-Печерского монастыря на машине

На общественном транспорте добраться из столицы можно через Псков, самый быстрый способ — на самолете, время в пути составляет чуть менее 1,5 часов. С расписанием рейсов можно ознакомиться на сайте авиакомпании.

Другой вариант — поездка на поезде, основная часть поездов отходит от Ленинградского вокзала.

Также можно доехать до Пскова на автобусе, ежедневно в этом направлении осуществляется несколько рейсов.

Как доехать из Санкт-Петербурга

Многие паломники предпочитают добираться до обители на машине, расстояние составляет около 350 км.

Как добраться из Санкт-Петербурга до монастыря на машине

До Печор можно доехать быстро и с комфортом по железной дороге — на «Ласточке», поезд довезет до места примерно за 4 часа.

Также есть прямое автобусное сообщение с Печорами, перевозками, к примеру, занимается компания «VIKING», отправление осуществляется от станции метро «Парк Победы». Ориентировочное время в пути — 5 часов.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, видео:

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Псково-Печерский монастырь

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

Монастырь, монашество

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Псковской епархии

  • Адрес: Россия, 181500, Псковская обл., г. Печоры, ул. Международная, 5
  • Проезд: любым транспортом до г. Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.

Основание монастыря

Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сретенский храм и Ризница

Расцвет обители в XVI веке

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы XVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156), Снетогорский (XIII в.), Велико-Пустынский, Спасо-Елеазаровский — уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырская стена и Никольский храм

Оборонительное значение монастыря

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.

В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х.Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827).

Монастырь в XX веке

В XX веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 года отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.

Однако, события 1917-1919 годов не минули монастырь. Его новый наместник с 1920 года, а вскоре и настоятель, отец Иоанн (Булин), нашел обитель в упадке, с почти полностью уничтоженным хозяйством и малочисленной братией. Положение осложнялось тем, что в 1925 году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в 1926 году был начат ремонт храмов, братских келий, восстановление разрушенного водопровода. В 1927 году был закончен капитальный внутренний ремонт Михайловского собора и он был освещен электричеством, на малой звонице у Никольского храма был восстановлен нарушенный в 1918 году древний звон времен Бориса Годунова. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования. Большую сумму, 250 000 эстонских марок, на ремонт Успенского собора передал глава Эстонской республики И. Темант. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Богослужения в монастыре шли по рассписанию, составленому настоятелем, которое включало в себя росписи по неделям: кто и когда служит раннюю литургию, позднюю литургию, всенощное бдение, проповедует и т.д.

В 1926 году архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Печорского, оставаясь при этом настоятелем обители. При нем монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены крестные ходы как по традиционным маршрутам, проходящим по Эстонии и Латвии, так и по новым. Некоторые крестные ходы растягивались на много дней и проходили через многие населенные пункты, увеличилось число паломников и молящихся в монастыре. Приезжали из Америки, Германии, Швеции и других стран. В то же время положение монастыря в Эстонии осложнялось. Эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, у настоятеля, епископа Иоанна, неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Автономной Православной Церкви по проблеме собственности обители. В конце концов владыка Иоанн был вынужден уйти на покой в 1932 году.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).

В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков). Монастырь находился на оккупированной немцами территории но наместник сумел найти ту тонкую и умную линнию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались совеские разведчики.

Тяжелым ударом для престарелого настоятеля был вывоз оккупантами из ризницы монастыря древних ценностей, якобы подальше от бомбежек, в другой православный монастырь под Ригой, на самом же деле в Германию. Воспрепятствовать этому о. Павел был бессилен. «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью, — писал он главе печорской оккупационной администрации Беккингу. — Не хочу, чтобы после моей смерти монах-проводник по пещерам всем посетителям, показывая на мой гроб, говорил: «Здесь похоронен Павел Горшков, который отдал все сокровища монастыря, что хранила до него братия пятьсот лет». Почти так и случилось. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

В военные годы подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959-1975). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

Старческое служение

Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.

Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII-начале XIX веков.

При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.

После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.

С 1967 года в монастыре подвизался известный старец, подвижник нашего времени Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006).

Монастырь в наши дни

Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов.

Древнейший из них — Успенский собор ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня.

Здесь, в центральной части храма помещается главная святыня обители — древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521 г.).

Иконостас (3 четверть XVII в.) украшен резьбой; царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой. Верхняя часть иноностаса — это как бы ветви и листья, между которыми вместо цветов или плодов вставлены небольшие овальные иконы Божией Матери, апостолов и пророков. Возле глухой южной стены храма устроена глубокая ниша, в ней помещается рака с мощами преподобномученика Корнилия.

В XVIII веке над соборной Успенской церковью был освящен в 1759 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на месте монастырской “судебной палаты”. В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо.

Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: “Умиление” (список с иконы “Владимирской” Богоматери) и ”Одигитрия” (принесенная из Смоленска), с XVII века находящаяся в монастыре Казанская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая (“Никола Можайский” XVI в.) из Никольского храма и многие другие иконы.

В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св.мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). Архимандриту Афанасию эту святыню в свое время передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскоcельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить ее для благоговейного почитания.

Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской Лавры (в стиле “украинского барокко”). Их пять, темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей святыми преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в честь их освящен придел собора в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен.

К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 году при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.

Напротив Успенского собора построен на рубеже XVIII — XIX веков небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании – монастырская лечебница.

На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор.

В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.

Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры — рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: “Богом зданные пещеры”. В нише, при входе в пещеры — гроб преподобной Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, — гробницы преподобных Марка, Ионы, Лазаря.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых “улиц”, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5″С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды – ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.

Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов.

Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в XVI в. на месте старой деревянной (1523). Она имеет шесть разновеликих — в соответствии с размерами колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591) — 2 тонны. Большой колокол — дар Петра Великого (1690) — 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.

К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а “годуновский” колокол отбивает часы.

Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) (1975-1988) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

В настоящее время продолжается благочестивая традиция по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме. Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала XX века) в июле 2000 года чудотворная ((икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.

В Майском микрорайоне города Печоры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и свт. Тихона, патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит.

В 2000 году монастырю были переданы развалины Мальской обители для восстановления и строительства скита.

Игумены, настоятели, наместники

Игумены

Архимандриты

Использованные материалы

  • «Духовенство Эстонской Православной Церкви МП » Приснопамятные пастыри » Епископ Иоанн (Булин)», статья с официального сайта Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата:

Псково-Печерский монастырь – многовековая служба и верность христианству

Псково-Печерский монастырь, расположенный в Псковской области города Печоры, – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия при правлении Хрущева монахи-фронтовики объявили о готовности отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена: свершилось чудо, партийное руководство не закрыло монастырь.

Архимандрит Алипий – воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, архимандрит Алипий – наместник монастыря – участник Великой Отечественной войны, отказался подчиняться безбожной власти. Врученный чиновником указ он бросил в растопленный камин и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. У меня 60 монахов, они будут сражаться до последнего человека. Мы откопаем петровские пушки и устроим вторую оборону Сталинграда».

Неизвестно, как бы поступило партийное начальство, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Потрясенная увиденным в монастыре, она плакали и сделала обители неплохую рекламу. Одна за другой сюда стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

История основания

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь основан во время Ивана Грозного. В конце XIV века на псковской земле в пещерах поселились монахи, бежавшие с юга от нашествия крымских татар. Местные охотники случайно нашли пещеру с надписью над входом: «Богом зданные пещеры» (Богом созданные). Местный юродивый каждый день стирал надпись, которая всякий раз возвращалась на прежнее место. Кем и когда сделана надпись – неизвестно.

Основатели монастыря – супружеская пара: священник Иоанн Шестник и матушка Мария, которые поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. Рядом с пещерами супруги своими силами устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. От тяжелой работы матушка Мария заболела и пред кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса.

Отец Иоанн, совершив отпевание, похоронил жену при входе в пещеры. На следующий день, обнаружив гроб на поверхности, вновь совершил чин отпевания и закопал гроб. На другой день чудо повторилось: гроб стоял на поверхности. Отец Иоанн увидел в этом Божию волю, он сделал в стене пещеры нишу и поставил туда гроб, который никуда не исчезал и не источал дурного запаха. С тех пор насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей.

После смерти жены отец Иоанн принял постриг с именем Иона. Скоро в устроенную церковь пришли иноки и образовали вокруг храма маленькую обитель, которую освятили в 1473 году. Это дата основания Псково-Печерского монастыря.

Каменные стены и башни

В 1523 году при игумене Дорофее монастырь укрепили каменными стенами с 6 башнями и 3 воротами для защиты от врагов: Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда польских войск Стефана Батория в 1581 году.

На дне оврага с протекающим по нему ручьем стоит Башня верхних решеток, самая высокая из башен монастыря, ее верхняя точка на высоте 25 метров. В нижней части башни – каменная арка, которая закрывается железной решеткой, чтобы осаждающие не проникли в крепость по ручью. Решетка и дала наименование.

Башня нижних решеток также стоит в овраге ниже по течению ручья и замыкает крепостную стену. В башне – 4 боевых яруса, что позволяет контролировать все направления возможных атак неприятеля. Над воротами крепостной стены – Боцницы, между которыми помещен киот с изображение Спаса. В настоящее время крепостные монастырские стены длиной 810 метров укреплены 9 башнями.

Комплекс Богом зданных пещер

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние П-образные пещеры протяженностью 15 метров. В них – гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из 7 подземных галерей – улиц с пещерной церковью Воскресенья Христова. Здесь расположено монастырское кладбище, где погребено 10000 человек. В пещерах держится постоянная температура +5 градусов по Цельсию. От входа идут семь подземных галерей. В стенах пятой и шестой улиц погребают иноков обители, они называются братскими галереями.

В других галереях хоронят благочестивых мирян и ратных людей. В конце центральной улицы установлен канун – небольшой стол, у которого совершаются панихиды. За кануном – большой деревянный крест.

В стенах установлены плиты с надписями и надгробными памятниками. В надписях – славные фамилии Суворовых, Ртищевых, и Нащокиных, Бутурлиных, и Мстиславских. В монастырских пещерах погребены предки Александра Пушкина, Кутузова, Мусоргского, а также предки Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Здесь захоронены митрополиты, архимандриты, старцы, монахи и послушники. В монастырских пещерах – надгробия псковских, торопецких, новгородских помещиков и их семей. Погребены в пещерах и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн. Пещеры монастыря – место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами, некрополь, который не имеет аналогов.

Храмы и святыни монастыря

Михайловский собор воздвигнут в память чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в войне 1812 года. Освящен во имя архангела Михаила в 1827 году. В честь избавления от нашествия установлен и Высочайше утвержден крестный ход из Печерского монастыря в Псков с 3 по 15 октября ежегодно.

Михайловский собор – крупнейшее здание в монастыре, стоит на высоком месте. Другие постройки обители – «в долу между гор» – поэтому только позолоченные купола с большими крестами Михайловского собора заметны при подъезде к монастырю.

Пещерный храм в честь Успения Божьей Матери – главный древнейший храм монастыря. На скате крыши – 5 темно-синих с золотыми звездами куполов спускаются вниз навстречу молящимся. Над входом в собор – икона Божьей Матери с предстоящими Ей преподобными Антоном и Феодосием

Здесь хранится икона «Умиление», украшенная алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в честь чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Храм устроен в горе, земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются 13 мощными столпами. В главном приделе находится царское место – специальная сень, где в старину молился царь при посещении монастыря.

В соборе – древние фрески с изображением святых отцов: преподобных Антония Великого и Антония Киево-Печерского. В глубине собора, в нише, – мощи святого игумена обители преподобного Корнилия. По традиции из года в год, из века в век в 6 часов утра у мощей преподномученика Корнилия совершается братский молебен.

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы устроен преподобным Корнилием в 1545 году. Находится за алтарем Сретенского храма и связан с ним через небольшую дверь. В дни богослужения в Сретенском храме пространство Благовещенского используется как ризница. В храме служат панихиды. Стены красного цвета с белой отделкой. Здесь хранится уникальный пояс, изготовленный из покрытых глазурью керамических плиток с древними надписями – летопись.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится поверх соборной Успенской церкви и выглядит, как второй этаж, потому что имеет с Успенским собором общий фасад, построенный в 1758 году. Вход в Покровский храм проходит через Богом зданные пещеры. Старинного убранства в церкви не сохранилось. Главное украшение храма – пятикупольное завершение крыши, ставшее визитной карточкой монастыря. Центральный купол крупнее прочих, остальные расположены в гармоничной асимметрии, связанной с изгибом склона горы.

Храм в честь Лазаря Четверодневного, построенный в 1792 году, – скромный каменный одноглавый храм с застекленной верандой. При монастыре устроена больница. Храм служил гостиницей для паломников, позднее обращен в дом настоятеля: настоятельский дом сгорел в 1848 году. В храме круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь.

Храм в честь преподобного Корнилия Псково-Печерского устроен над Святыми вратами в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. За этими вратами преподобный игумен Корнилий принял мученическую кончину. Во время правления Ивана Грозного преподобный Корнилий был игуменом монастыря. В один из приездов царя он вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом.

Разгневанный чем-то государь своей рукой отсек игумену голову, но тут же раскаялся. В отчаянии, подняв тело на руки, царь понес его в монастырь. Дорожка, по которой грозный повелитель нес тело игумена к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Храм в честь преподобных отцов Псково-Печерских. Рядом с пещерами – ход на Святую гору, где устроен фруктовый сад и растут величественные дубы. Древнейшая церковь в честь Псково-Печерских преподобных Антония и Феодосия. Церковь – уникальный тип деревянного зодчества на Руси. Основная часть храма – обычная клеть, простой сруб небольших размеров, как русская изба.

Храм в честь Николая Чудотворца устроен в 1565 году. В храме хранится образ Святителя, выполненный в оригинальном исполнении: резное изображение образа в полном святительском облачении. В храме служится ранняя Литургия. Рядом – небольшая каменная звонница с пятью колоколами неодинаковой величины. Колокола отбили монастырские люди в 1581 году от войск польского короля Стефана, который вывез их из храма Николая Чудотворца Кобылинской области.

В 1523 году в монастыре появилась Большая Звонница с 17 колоколами. Три крупных колокола – подарки Ивана Грозного, Бориса Годунова и Петра Великого. Колокол, подаренный Петром I, установлен на небольшую башню с часами. Так что сегодня по звону монастырских колоколов можно узнать не только о начале и конце службы, но и о местном времени.

Храм в честь Сретения Господня устроен в 1810 году. Здесь хранятся чудотворные иконы Божьей Матери «Троеручница» и «Взыскание погибших». С 1 апреля 2003 года в храме – рака с мощами преподобного Симкона Псково- Печерского.

Старчество

Монастырь во все времена привлекал паломников: кто-то ехал к святыне, кто-то за советом. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I, чтобы встретиться со старцем Лазарем Прозорливым. Старец на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, другу Иисуса Христа, восстал из гроба и прожил еще 16 лет. В беседе старец сказал государю: «Делание правды – светило для царя перед Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных».

Среди особо почитаемых старцев обители – преподобный Симеон (1869-1960), проживший в обители 67 лет. Старец обладал даром прозорливости и исцеления. В 1967 году насельником монастыря стал Иоанн Крестьянкин. Последние годы жизни старец тяжело болел, но люди со всей страны и из-за границы приезжали к нему за утешением и советом.

Обитель в наши дни

В 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 – с высшим образованием: инженеры, педагоги, фронтовики. А также несколько десятков послушников – кандидатов в монахи. Кандидатский срок – от 2 до 14 лет, в зависимости от их усердия. Монастырь платил пошлину государству за землю.

Монастырские здания – собственность государства, а монахов обслуживали 25 наемных работников. Наместнику монастыря, архимандриту Алипию, было в то время 53 года. Участник Великой Отечественной войны, он закончил Высшую художественную академию имени Грекова и Московскую духовную академию.

С 1995 года наместник монастыря архимандрит Тихон. Благодаря его стараниям, обитель благоустраивается и украшается. Построен братский каменный корпус у башни Нижних решеток с баней и прачечной, покрыты медью крепостные стены, а также отреставрированы купола храмов и древние росписи на фасадах.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Бережно хранятся традиции монастыря. В 7-ю неделю после Пасхи празднуется день чудотворной иконы «Умиление». Регулярно празднуется день Собора Псково-Печерских святых. Монастырь продолжает издательскую деятельность.

Видео: в монастырских пещерах

Монастыри Пскова

Псков – древний русский город, один из самых старых в сегодняшней России, находился далеко от восточных и южных границ Руси, практически избежал разорений татаро-монгольского ига. Город сохранил в себе всю русскую самобытность. А какой настоящий русский город без православных монастырей? Речь как раз и пойдет о них, о монастырях Пскова.

Свято-Успенский Псково-Печерский Мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь примечателен даже своим расположением. Из истории России, все мы знаем, что в древности монастыри, зачастую исполняли роль крепостей, защищали и оберегали жителей обители и близлежащих поселений от врагов. Так вот, обычно такие постройки находились либо на равнине, либо на возвышенности. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен же в овраге. История этого монастыря началась с того, что здесь, в пещере поселился инок – преподобный Марк. Хронологические рамки жизни Марка неизвестны.

Первое упоминание о монастыре, датировано 1472 годом. Именно в тот год, к Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю пришел священник Иоанн с 72 братьями. Здесь священник принял монашество с именем Вассы. Большой след в истории монастыря оставил настоятель Корнилий. Настоятелем он стал в 28 лет, и заведовал делами монастыря в течение 41 года. За это время Корнилий крестил многих язычников в православие. Многие из них потом стали монахами и священниками.

Число братьев в монастыре возросло в 10 раз. В монастыре появилась Никольская церковь, сама же обитель была обнесена крепкой каменной стеной с башнями и тремя воротами. Так же Корнилий вел монастырскую летопись. В летописи монах рассказывал о деяниях Ивана Грозного. То, было неспокойное время. Ивану Васильевичу легко внушили, что Корнилий хочет отделиться от Москвы. Царь отправился в поход. Оказавшись под стенами монастыря, Царь Иван Грозный пришел в ярость от мощи сооружений. Корнилий вышел из монастырских ворот встречать государя с хлебом и солью. Закончилось все тем, что Корнилию отсекли голову…

Иван Грозный быстро отошел от приступа гнева, и поняв свою ошибку понес тело Корнилия в монастырь. Желая загладить вину, монастырю были сделаны большие пожертвования, но потеря была невосполнимой. День памяти Корнилия 20 февраля. Будучи в Пскове обязательно посетите Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырь является историческим и духовным памятником Руси. В Успенской церкви монастыря хранятся мощи святого Корнилия, а в пещерах покоятся останки старцев, и святых настоятелей монастыря, в Соборе Архангела Михаила есть чудотворные иконы. На территории монастыря есть источник святого Корнилия. При Советской власти Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь был действующим, даже безбожнику Хрущеву не удалось закрыть обитель.

Мирожский Спасо-Преображенский Мужской Монастырь

Располагается монастырь в месте, где река Мирож впадает в реку Великую. Это место недалеко от центра города Пскова. Возле стен Мирожского Спасо-Преображенского Монастыря особенно людно летом, так как этот берег реки, где находится обитель, наиболее пригодный для купания. Монастырь был основан в 1156 году епископом Нифонтом и игуменом Аврамием. Ученые, предполагают, что в стенах монастыря была написана копия «Слово о полку Игореве».

С запада на Псков часто приходили европейцы. Мирожский Спасо-Преображенский монастырь находился за крепостной стеной Пскова и неприятель его постоянно разорял, и устраивал внутри обители свои апартаменты. Территория монастыря небольшая, вся усажена фруктовыми деревьями. Есть действующий храм – церковь архидиакона Стефана.

Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь

Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь находится на северо-западе города, на самой окраине Пскова. Обитель стоит на Снетной горе, и возвышается над рекой Великой. Монастырь страдал от нашествия врагов. К началу 19 века в обители было лишь 9 иноков. После развала СССР, монастырь возобновил свою деятельность. Сегодня, в его стенах живут около 70 сестер.

Иоанно-Богословский Крыпецкий Мужской монастырь

Расположен монастырь на 22 километра северо-восточней Пскова. Обитель находится в глухом месте, вокруг непроходимых болот. История монастыря начинается в 1455 году, когда в здешних местах поселился Савва. Преподобный Савва совершал чудеса и исцеления при жизни, основал обитель, после смерти причислен к лику святых.

После революции Иоанно-Богословский Крыпецкий Мужской монастырь закрыли. В середине столетия хотели взорвать, но православные отстояли обитель. В 1991 году монастырь возобновил свою деятельность. На территории монастыря льется святой источник, говорят вода из него исцеляет. На сегодняшний день в обители около 20 братьев.

Будучи в городе обязательно выкройте время посмотреть монастыри Пскова.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх