Помост

Вопросы веры

Монастырь в боголюбово

Источник и часовня Боголюбской иконы Божией Матери

Источник и часовня Боголюбской иконы Божией Матери (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Тарусская часовня Боголюбской иконы Божией Матери расположена в удивительном месте, где невольно робеешь, начинаешь задумываться о смысле существования и одновременно с этим наполняешься смирением и покоем. Умиротворение царит звучит повсюду: деревья, кустарники, цветы — все вокруг напитано особой благодатью и спокойствием. Здесь время замирает и даёт возможность побыть наедине с собой и своими мыслями.

На сегодняшний день Тарусу украшают две часовни, одна — в честь Сергия Радонежского — расположена на старом кладбище, вторая — в честь Боголюбской иконы Божией Матери — находится под Воскресенской горой, у источника на дне Игумнова оврага.

Закладка часовни

В июле 2006 г. во время крестного хода к тарусскому собору Петра и Павла у святого источника был заложен и тут же освящён камень для возведения будущей часовни и купальни.

Тарусская часовня Боголюбской иконы Божией Матери расположена в удивительном месте, где невольно робеешь, начинаешь задумываться о смысле существования и одновременно с этим наполняешься смирением и покоем.

Строительство часовни заняло чуть менее полутора лет: в октябре 2007 г. оно началось, а в конце 2008 г. завершилось. Работы по облагораживанию этого места продолжились, источник был оформлен известняком, поставлена ограда, восстановлен мостик, а дорогу из центра Тарусы к часовне заасфальтировали. Летом 2009 г. часовню освятили в честь покровительницы Тарусы — Боголюбской иконы Божией Матери.

Тарусяне издревле почитали Богородицу, помогавшую им во время эпидемий, до сих пор в её честь горожане каждый год устраивают два крестных хода.

Святой источник

Рядом с часовней берёт начало святой родник, известный жителям Тарусы с 1650 г. По преданиям, уже в то время около колодца со святой водой стояла часовня. Раньше этот родник обеспечивал водой целый город, каждый день тарусяне приходили сюда, набирали воду в вёдра и уносили их домой на коромыслах (до середины 20 века водопровода в городе не было). Несмотря на то, что вода из святого источника считается целебной, она использовалась не только как питьевая, но и для повседневных хозяйственных нужд, рядом с источником был построен своеобразный бассейн-«полоскалка», в котором стирали белье.

Даже в годы советской власти, когда православие подвергалось гонениям, святой источник не был забыт, на Крещение все верующие города приходили сюда, чтобы помолиться и набрать святой воды: других действующих церквей в Тарусе тогда не было.

Скромная часовня и купальня, построенные в древнерусском стиле, родник с целебной водой и дивная природа, окружающая эти святыни, образуют уникальное место для уединения, созерцания, молитвы и оздоровления.

Полезная информация

Купальня открыта каждый день с 10:00 до 18:00.

Часовня и родник расположены под Воскресенской горой, которая отделяется от центра большим Игумновым оврагом. Ориентир — улицы Каляева и Ефремова.

Таруса. Часовня Боголюбской иконы Божией Матери.

Часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери и купель у святого источника в Игумновом овраге уже известны и почитаемы каждым верующим города Таруса. Святой родник под Воскресенской горой известен ещё с древних времен, когда Патриарх Антиохийский Макарий, во время своего путешествия по Руси, в 1654 году, был в проездом в Тарусе. По всей видимости ещё в те времена около святого колодца уже стояла часовня.
Русской Православной Церкви и тарусянам известна чудесная помощь Богородицы, во время эпидемий, по молитвам их, пред Боголюбским образом Царицы Небесной. Ежегодно в Тарусе проходили два крестных хода. Один 1 июля, в день празднества иконы Боголюбской Пресвятой Богородицы, чтившейся заступницей города, в память о чудесном избавлении Тарусы от холеры в 1848 году. В тот год жители Тарусы, прошли крестным ходом по всему городу, с Боголюбской иконой, с верой на ходатайство Божией Матери. Ход начался от Воскресенской церкви, и эпидемия, свирепствовавшая во многих губерниях России, отступила и миновала Тарусу.
В 1870 году, предстательством Божией Матери, Таруса была вторично избавлена от этой же болезни. Крестный ход начинался после ранней праздничной литургии в городском соборе. Ход с соборными иконами направлялся сначала в Воскресенскую церковь, где соборно служилась литургия, а по окончании службы ход с пением тропарей Приснодеве Марии направлялся к святому источнику, где совершалось водоосвящение. Другой крестный ход свершался 7 августа “для молитв об отвращении холеры”. С 1853 года оба крестных хода, по благословению епископа Калужского и Боровского Григория, проходили ежегодно.
Родник снабжал водой почти весь город. Был устроен резервуар, из которого все горожане брали питьевую воду и несли ее в свои дома ведрами на коромыслах, ведь до конца 50-х, начала 60-х годов XX века водопровода в городе ещё не существовало. Также вода родника использовалась и в хозяйственных нуждах, многие хозяйки стирали здесь свое белье, и потому место это прозвали «полоскалкой». Но даже в советский период ключ всегда почитался людьми как святой. В Тарусе не было действующих церквей, и поэтому народ на Крещение Господне стекался со всего города в полночь к колодцу, чтобы набрать Крещенской воды на весь год вперед.
После открытия Воскресенского храма, на праздник Богоявления, совершается Великое освящение вод источника. Весной обычно перед Пасхой прихожане церкви всегда приводят в порядок территорию вокруг святого источника в Игумновом овраге. 12 июля 2006 года, в день памяти апостолов Петра и Павла, от Воскресенской церкви прошел крестный ход к Петро-Павловскому собору. По пути Крестный ход остановился у живоносного источника и был уложен и освящен закладной камень в месте будущего строительства часовни и купальни.
Строительство комплекса у святого источника началось осенью 2007 года. Осуществлялось на пожертвования прихожан, частных лиц, организаций и предпринимателей, организации бесплатно выделяли технику, была заасфальтирована дорога из центра города к храму и святому источнику.
В праздник Крещения Господня, в 2008 году, с большой радостью, верующие, впервые окунались в купели еще недостроенной купальни. В тот же год купальня и часовня были достроены, был оформлен родник, поставлена ограда, реконструирован мостик. В Крещенский сочельник, 2009 года, от Воскресенского храма к святому источнику прошел крестный ход, где отец Леонид освятил купальню и новый крест на купол купальни. Отец Леонид и отец Александр совершили чин Великого освящения воды. Часовня освящена летом 2009 года.

Боголюбово – это один из самых старинных поселков России, основанный еще в 12 веке. Здесь сохранилось множество древних храмов, и оборонительных сооружений, есть княжеские палаты и другие памятники архитектуры, интересные для туристов. Подробнее обо всех достопримечательностях Боголюбово читайте в статье.

Топ-10 достопримечательностей Боголюбово

Оказавшись в Боголюбово, будто переносишься на целые столетия назад, прямиком в Древнюю Русь. Это место славится каменными обителями, древними постройками, архитектурными памятниками, которые неразрывно связаны с жизнью поселка. Рассмотрим самые интересные из них.

К числу самых знаменитых и красивых церквей России можно отнести храм Покрова на Нерли. Это небольшое белокаменное сооружение, находящееся на берегу реки, служило источником вдохновения для известных художников: С.В.Герасимова, С.А.Баулина, В.В.Шилова и др. Можно собрать целую коллекцию картин, посвященных этому храму.

Храм Покрова находится в 1,5 км от Боголюбово на реке Нерли. Возвышается церковь на холме, поэтому ее можно заметить издали. Это необычное, красивое место особенно преображается на рассвете или закате.

Строительство храма относится к периоду развития Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописи, князь Андрей Боголюбский решил возвести церковь в честь своего погибшего в сражении с половцами сына – Изяслава. Были приглашены иностранные мастера, и в 1156 году завершилось строительство храма. Немного позднее князь Андрей установил праздник Покрова Божией Матери.

Церковь Покрова на Нерли выстроена из белого песчаника. Ее стены наклонены слегка внутрь, чтобы придать сооружению большую возвышенность. Опираясь на четыре колонны, венчает постройку одиночный купол. На фасадах сверху изображен библейский царь Давид, который часто встречался в европейской архитектуре как мудрый и справедливый правитель. На стенах выточены скульптуры львов, голубей, женских масок.

С 1992 года храм внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория, на которой он расположен, находится под охраной.

Свято-Боголюбский женский монастырь

Один из самых старых храмов – Свято-Боголюбский женский монастырь, который изначально был мужским. Занимает он территорию дворца-замка князя Андрея и является единым комплексом.

Основан монастырь был в 1155 году после того, как князю привиделась Богородица. Первоначально он находился во владении самого правителя. Однако князя убили заговорщики, а здание отдали во владение церкви во искупление грехов.

В монастыре хранится икона, которая положила начало русской иконописи. Икона Богоматери творила настоящие чудеса: в 18 веке, по слухам, она спасла жителей Владимира от морской язвы. С тех пор ежегодно, накануне июля, проводится крестный ход с иконой.

Боголюбский собор воздвигли в 1855-1866 гг на частные пожертвования. После октябрьской революции его закрыли, затем в помещениях организовывали музей, школу, больницу и даже завод. Возродили обитель лишь в 90-х годах прошлого века.

Белый и синий цвета придают собору уникальный облик, делают его узнаваемым и отлично гармонируют с природой: светлые стены вырисовываются на фоне летней зелени, а купола стремятся ввысь к голубому небу. Постройка сочетает в себе византийские и традиционные русские элементы.

Собор иконы Божией матери

В 1854 году знатная женщина Анна Алексеева обратилась в город Владимир с просьбой разрешить ей возвести в Боголюбово церковь – в честь иконы Божией матери. Выделила она 30 тысяч рублей, но при дальнейшем строительстве этих денег не хватило, и церковнослужители обратились за помощью к местному населению, которое не осталось равнодушным. В 1866 году завершилось возведение собора, названного в честь древней иконы.

В 1870-х собор расписали братья Шороховы масляными красками в стиле классицизма.

В 1840 году пристроили келейный корпус, в котором помещались кухня, трапезная, братские кельи. После того, как монастырь закрыли, в нем разместили школу. Сейчас в этом месте проживают монахини.

Часовня «Живоносный источник»

Рядом с женским монастырем в 2001 году построили часовню «Живой источник». Это небольшое каменное помещение с синей крышей “спряталось” за деревьями на спуске к реке Клязьме.

В часовне находится две комнаты, одна из которых предназначена для монахинь, другая – для паломников. Ключи от купели находятся у дежурной сестры. Здесь желающие могут искупаться в святой воде, которую также можно набрать для себя.

Палаты Андрея Боголюбского

Палаты Андрея Боголюбского или Боголюбский замок – гражданский памятник зодчества 12 века. Это самое старое частично сохранившееся до наших дней строение Древней Руси, которое не относится к религии.

Возвели замок в 1156 году. Страшная история произошла в этом месте. Князь Андрей Боголюбский отрекся от Киева, исконной столицы Руси, чем вызвал недовольство многих людей. Заговорщики застали государя спящим в своих палатах и жестоко избили его, затем ушли, решив, что тот мертв. Окончательно добил князя и сбросил в бурьян слуга.

О существовании таких княжеских покоев историкам удалось узнать случайно. Археолог Н.Воронин обнаружил в середине прошлого века лестницу и разрушенный переход на галерею под колокольней.

Как действительно выглядели палаты князя Андрея Боголюбского в целом — никто не знает. Как сообщают древние записи, они включали в себя двухэтажный замок, украшенный резьбой, собор Рождества Богородицы, оборонительные стены и киворий (в переводе с греческого означает навес с емкостью для святой воды).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы возвели в 1751-1758 годах на месте бывшего храма, построенного в 12 веке, от которого сохранились стены.

Впервые об обители и ее разрушении написал летописец игумен Аристарх. Из-за неудачной попытки вырезать большие окна для того, чтобы вставить стекла, здание разрушилось, уцелели лишь стены. Так, в 18 веке было решено поставить похожую новую церковь.

Какой фасад старинный, а какой новый, можно с легкостью распознать. Уцелевший фасад отличают характерные древнерусские колончатые пояса и узкие окна. Как и во многих постройках Руси, прослеживаются черты византийской архитектуры. На новом же фасаде отчетливо видны изображения львов.

Интересные факты:

  • Когда-то собор украшали фрески, выполненные греческими иконописцами, пол был отполирован красной медью, проходы украшались листами позолоченной меди, внутри содержались книги, священные сосуды, ткани. Гости князя сравнивали это здание с храмом Соломона. Предположительно, в одной из комнат убили Андрея Боголюбского.
  • Внутреннее убранство, возможно, разграбили войска князя Глеба, а после монголо-татарские племена.
  • Одна из примечательных черт собора – ее роспись. На стенах представлены сцены явления Богородицы князю и его убийство.
  • В соборе располагается небольшой музей. Рядом пекут пасхальные куличи.

Криворий Боголюбского монастыря

С западной стороны собора Рождества Богородицы располагается киворий – небольшая часовенка с куполом на четырех необычных столбах. Внутри – резервуар с освященной водой.

Поставили киворий еще в 12 веке, на том самом месте, где Боголюбскому приснилась Богородица. Не раз сооружение перестраивали, поэтому до наших дней его первозданный вид не дошел.

Вода считается чудодейственной и целебной, а про саму часовню ходит немало легенд.

Церковь Иоакима и Анны

Церковь Святых Иоакима и Анны находится рядом с Боголюбским монастырем.

Точная дата строительства неизвестна, указано только то, что произошло это в 1800-х годах. В 1823 году на частные пожертвования местных жителей заготовили материалы и составили проект здания, затем перешли к работе. В 1857 году храм освятили и сделали о нем запись.

Что особенного у данной достопримечательности:

  • Внешний облик церкви выглядит классически, внутри она украшена росписью. В начале 20 века провели ремонт, в результате которого помещение расширили и объединили с колокольней.
  • При Сталине церковь закрылась, ее передали во владение колхоза. На первом этаже хранили зерно, а на втором организовали клуб для молодежи. Во время Второй мировой войны ограда на территории была убрана, а главы колокольни и завершения снесены.
  • После войны на втором этаже планировалось открытие кинотеатра, в 1965 году здесь расположился Дом Культуры. Только в 90-х храм отдали во владение Православной церкви. С этого момента ведутся ремонтные работы. Продолжаются они по сей день – по причине нехватки денег.
  • Обитель посещают молодые пары. Бездетные супруги молятся здесь, чтобы Бог даровал им ребенка.

Монастырская колокольня

В 1842 году была построена колокольня, в которой находились Святые ворота, Храм Успения Божией матери, помещения с колоколами.

Высотой колокольня примерно в 60 метров. Самый тяжелый ее колокол весил 8 тонн. Врата украшали образы святых князей Александра Невского, Георгия, Андрея и др. Рядом стояла разрисованная усыпальница. В конце 19 века под куполом колокольни установили куранты с циферблатом. Выполнена она, как и женский монастырь, в сине-белой гамме.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы принадлежит Боголюбскому монастырю. До нее здесь стояла церковь Мученика Леонтия, которую в 19 веке перестроили. В это же время ее переименовали в Благовещенскую.

Здание само небольшое, над ним высится одиночный синий купол с крестом. Внутри отделан фресками.

Что посмотреть за один день?

Для того, чтобы обойти весь церковный комплекс, потребуется немало времени. Специально для тех, кто имеет в запасе всего день, предлагается посетить следующие места, которые можно обойти за сутки:

  • Боголюбский луг. Это ландшафтный комплекс, расположенный вблизи церкви Покрова на Нерли. Существует два маршрута – пешеходный и экологический.
  • Железнодорожная станция Боголюбово. Эта станция деревянная и отапливается печным отоплением, что сейчас является редкостью. Расположена она в 10 км от Владимира. Здесь останавливаются городские поезда.
  • Слияние Клязьмы и Нерли. Удивительное слияние двух рек создает контраст оттенков воды: где-то она более темная, а где-то светлая. Выглядит весьма необычно.
  • Пешеходный мост. Современный мост на станции Боголюбово проходит над железнодорожными путями и дает удобный выход к лугу. Подняться можно по лестнице или на лифте.
  • Пасека при Храме Покрова на Нерли. Возле церкви расположилась небольшая пасека. Церковные работники занимаются пчеловодством.

Достопримечательности Боголюбова на карте

На карте видны достопримечательности поселка и их расположение. Расстояния между ними небольшие, поэтому все их легко осмотреть за один день.

Поселок Боголюбово стоит посетить тем, кому интересна история России, кто желает прочувствовать атмосферу слияния разных эпох. Старинные постройки хорошо сохранились и представляют интерес, как для историков, так и для туристов.

vladimirdar

Всего 32 фото
Хочу рассказать о своих впечатлениях о Боголюбском Богородичном женском монастыре, что на севере от Владимира. В 2012 году монастырю исполнилось 855 лет, что впечатляет. Путешествие по Золотому Кольцу России я предпринял на майские праздники 2013 года. Что-то потянуло меня погрузиться в древнюю русскую историю нашей необъятной Родины. Первым на пути моего путешествия оказался Владимир, а точнее Боголюбский Богородичный женский монастырь. Я, предварительно, на скорую руку, пробежался по отзывам о нем. Удивило странное единодушие в том, что, мол, там не осталось никакой «святости», что якобы, её там совсем и не чувствуется… Я не являюсь сильно набожным человеком, однако, по моему глубокому убеждению, любые места, связанные с историческими событиями, переломными этапами в истории, с конкретными человеческими судьбами, страстями, обязательно должны оставлять свой чуткий след.

Если, изначально, поставить себе задачу погрузиться и ощутить энергетику такого места, то, в той или иной степени, отклик обязательно произойдет. Дело, лишь, в желании и намерении человека принять его. Я всегда с фотокамерой, и через нее стараюсь проникнуть в исторические пласты древних и важных мест и явлений. Камера выступает инструментом, посредником, средством для проникновения в сокровенное. И, место, всегда отзовется, если захотеть. Если, сделать это от всей души, от всего сердца — результат будет. Наше Бессознательное с воодушевлением включается в любую творческую задачу, которую мы ставим, и одаривает нас чудесами восприятия и озарений.
Вот, и, заинтересовало меня покопаться поглубже в информации об этом необычном месте нашей истории. Что интересно, Андрей Боголюбский, повинуясь именно внутреннему неосознаваемому порыву, спонтанно, отправился со своей дружиной из Киева, где он прибывал, в эту сторону русской земли, и проехав Владимир, который был тогда совсем небольшой, и абсолютно незначимый, а значит, и неинтересный, с точки зрения русской геополитики, остановился именно в этом месте, на высоком берегу Клязьмы, что на слиянии с Нерлью. Лошади, которые, между прочим, везли чудотворный образ иконы Божьей матери, тайно изъятый Андреем в Киеве, встали, и отказались двигаться дальше, и так продолжалось до тех пор, пока не наступил вечер и не разложили княжеский шатер. Андрей, будучи верующим и человеком, и принимающим крайне чутко внешнюю информацию и происходящие события как знаки свыше, начал усердно молиться. В полночь ему явилась Богородица, которая повелела эту икону, что вез Андрей, разместить во Владимире, а в этом месте воздвигнуть церковь Рождества Богородицы. Андрей выполнил всё в точности.


Икона в дальнейшем была помещена в Успенский собор во Владимире, который начали строить уже в 1157 году. Названная Владимирской, она стала чудотворной и главным символом и святыней Святой Руси. Строительство же первого каменного града в Боголюбово на севере Руси началось в том же 1157 году. По замыслу Андрея, он решил возвести здесь свою загородную белокаменную великокняжескую крепость.
Об Андрее Боголюбском написано много и подробно, скажу лишь, что это классический пример русского князя, сделавшего максимум во время своего правления для тогдашней Руси, как будущей России. Он обладал мужеством, отвагой, благородством, был человеком мудрым, открытым, цельным, всегда добивался своей цели, являя пример настоящего патриота, как бы, мы, сказали сейчас. За своё чуткую душу, абсолютную веру и благосклонность Богородицы, что явилась ему, его и прозвали Боголюбским. Он даровал Руси две чудотворные иконы, построил более 30 храмов и монастырей, в том числе и знаменитый Покрова на Нерли, был удачливым полководцем и политиком.
Однако, летом он 1175 года был предательски убит заговорщиками. Нам не известны конкретные и точные причины этого трагического события, но известны конкретные имена самих заговорщиков — это бояре Кучковичи, братья его жены. Но, скорее всего, это были, спровоцированные внешним заказчиком, исполнители. И, как водится, очевидно, причины были экономические и политические. Ну, а главной же, была его бурная деятельность по объединению русских земель в единое могучее русское государство. За это до сих пор убивают… ))) Не нужна остальному миру могучая Россия!
Боголюбово, это сейчас, почти, пригород Владимира, от центра, километров десять. Первым белокаменным сооружением здесь был Собор Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны (фото внутри будут ниже).03.

Справа мы видим, так называемый, киворий — некий навес-сооружение, где находится сосуд со святой водой. Киворий расположен именно там, где Андрею явилась ночью Богородица. Построен он в 12 веке, но его древний облик с тех времен не сохранился. Собор был пристроен к палатам князя, и является самой древней каменной постройкой в старой России. Но, особенно яркое впечатление на современников производил белокаменный замок Андрея Боголюбского.
Его красота предопределялась самим местом расположения — на высоком берегу Клязьмы, откуда открывалась величественная панорама на заречные леса, устье реки Нерль, и далее, на раскинувшиеся во все стороны бескрайние просторы. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался «святой шатер», поставленный на тонкие колонки. Он символизировал то сооружение, в котором явилась ему Богородица. Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца». Сам белокаменный дворец Андрея до настоящего времени, к сожалению, не сохранился. Однако, мне, теперь, понятно во многом, почему был построен Храм Покрова на Нерли. Ведь этот храм был возведен по приказу Андрея в память трагической гибели его сына, Изяслва в сражении с волжскими булгарами. А из окон его княжеского дворца всегда был виден этот чудный храм, наполненный любовью отца к сыну, превосходством духовного над материальным. С самому храму на Нерли, к моему глубокому разочарованию, добраться не удалось. Как раз, в это момент, разлив Клязьмы достиг своего апогея, всё вокруг было залито весенними водами.
Обитель претерпела множество взлетов и падений, её посещали многочисленные князья, цари, императоры, патриархи и святые. Жизнь постоянно бурлила здесь. Поэтому, было интересно самому погрузиться в энергетику подобного места. Монастырь действующий, женский. Было 2 мая, преддверие Святой Пасхи. Пекли куличи, запах печива был тонкий, ароматный и являлся прекрасным инструментом и средством погружения в древнюю русскую историю. 04.

Рождественский собор вызывает разные чувства. Если посмотреть на фасад — остатки великокняжеского дворца видны слева, под шатровой колокольней. Однако, полностью погружение в историю произойдет, если вы обойдете храм с тыльной стороны, слева, и перед вами откроются древние стены собора 12 века. Здесь явно чувствуется влияние византийской архитектуры, так полно представленной образцами церквей древнего христианского мира. Смотрите сами.

А здесь, видно, где располагался белокаменный дворец князя — это за стеной, прямо, сразу, за собором.

А там, где сгрудились экскурсанты, как раз, и был убит великий князь.

А это — часовня, построенная в 2000 году на месте, где находилось тело убитого великого князя Андрея, до его погребения.

Сам собор, как я уже упоминал, очень древний. Даже, внешне, видно, что он ушел «своими корнями» глубоко в землю. В нем, сейчас, располагается музей этого исторического места с результатами археологических раскопок. На фото видно основание фундамента и опоры стен с фигурными каменными деталями основания. По некоей информации, мастера были иноземные, из Византии. Это шурф, освободивший основание фундамента как минимум на метр с лишним по сравнению с нынешним уровнем земли.

А это то, что видели, входящие в церковь верующие в те далекие времена. Справа виден тот же археологический шурф.12.

А здесь, представлен найденный погребальный саркофаг. Не правда ли, чем то напоминает древнеегипетский погребальный инструментарий!?14.
А теперь, давайте, просто, полюбуемся фресками этой жемчужины нашей древней земли.

16. 17.
Храмы строились и расписывались так, чтобы молящиеся ощущали себя в храме как в Царстве Божием.
18. 19.
А это он — Великий князь Андрей Боголюбский. Реконструкция выполнена М.М. Герасимовым, и находится перед входом в основной объем собора. Похож, кстати, на своего отца, Юрия Долгорукого, судя, по реконструкциям того же Герасимова.

Давайте, выйдем на воздух, и немного осмотримся. Справа от Собора, за киворием, находится Трапезная церковь Благовещения. Возведена при Андрее Боголюбском на месте деревянной церкви мученика Леонтия.

Слева — Келейный корпус, 19 век.

А теперь, разворачиваемся на 180 градусов и видим величественный Собор Боголюбивой иконы Божией Матери. Справа находится высокая колокольня высотой 58 м. Она находится на месте, где ещё Андрей Боголюбский возвел надвратную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в конце 18 века она была разобрана, и на этом месте в 1842 году возвели колокольню. В первом ярусе колокольни помещались Святые врата, во втором – храм Успения Божией Матери, в третьем – звонница с колоколами. Самый тяжелый весил почти 500 пудов.

А теперь, о самом значительном сооружении монастыря — Соборе Боголюбивой иконы Божией Матери. Давайте пройдем к лицевому фасаду Собора.

Голубя оставил на фото, как символ души, в полете к Небесам. Закладка этого храма состоялась в 1855 году – ровно через 700 лет с того дня, когда благочестивому князю явилась Пресвятая Богородица. Этот огромный пятиглавый собор строился по проекту знаменитого архитектора К.А.Тона.

Также, здесь, я выложил фото внутреннего убранства Собора Боголюбивой иконы Божией Матери. За нами всеми тщательно следили на предмет нарушений запрета на фотосъемку, ну а мне, лично, в ультимативной форме, высокая монахиня в черном, потребовала убрать камеру в сумку. Но, я, все же, исхитрился, по возможности, донести до Вас эту красоту.

Это Иустиновский корпус. 18 век. Расположен справа от основного храма обители.

А это — те самые ароматные пасхальные куличи.. )))

Остается только обрисовать свои впечатления и чувства. Мне в монастыре, не то, чтобы понравилось. Скорее, я ощутил некую значительную смешано-тревожную и сумбурную энергетику. Это совершенно логично вписывается в канву истории этого места. Замечу, что, все же, здесь изначально находился не столько монастырь, сколько древняя загородная великокняжеская крепость. Ведь, после смерти Андрея, она была полностью разграблена и разорена как своими так и татаро-монголами. Только позже, на этом месте будет стоять, сначала, мужской, а потом и женский монастырь, как сейчас. После революции здесь была колония для несовершеннолетних, школа-интернат, отделение милиции, в соборном храме был тир… Вот уж, незавидная и скорбная судьба обители!
Здесь, я ощутил не столько трепет от священного места, сколько погрузился в нашу, не всегда светлую и тревожную историю. Что здесь точно чувствуется, так это то, что история нашего государства делалась во многом именно здесь, и, именно этим это место для нас важно, и всё, что происходило с обителью, происходило со всей нашей страной. Не могу не поделиться грустной тенью чувств великого князя, потерявшего сына. Был момент, когда, я, почти, видел его, стоящим в галерее великокняжеского дворца, с внутренней тоской, молча взирающего на одинокий храм Покрова на Нерли, далеко затерявшийся среди заливных лугов, как смятенная душа Сына, ушедшего навсегда к Богу…

ЗАГОРОДНАЯ КРЕПОСТЬ – БОГОЛЮБОВО

На месте городища существовало мерянское поселение 9-10 в., возможно, укреплённого.
Строительство загородной крепости продолжалось с 1157 по 1165 гг. По замыслу Андрея Боголюбского это был небольшой, но хорошо укреплённый замок по примеру западноевропейского, окружённый мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м. и высоту до 6 м. Периметр их достигал 800 м. Поверх валов были воздвигнуты каменные стены с боевыми белокаменными башнями. Во время раскопок 1934-1954 гг. были обнаружены остатки основания прекрасно сложенной из белого тесаного камня стены или башни, а на гребне западного вала — подошва мощного фундамента стены, сложенного из булыжника на известковом растворе.

За валами располагались рвы, наполненные водой.
Сейчас шоссе входит в бывшую загородную крепость там же, где входила дорога в XII в., и в месте разрыва валов тогда стояла воротная башня замка.
В плане крепость представляла собою четырёхугольник правильной формы, самая протяжённая сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы. С тех пор русло реки, образовавшее большую пойму, отошло к югу от боголюбских высот — в древности же оно пролегало у самого их подножия, оставив здесь заболоченное озеро, носившее название Старой Клязьмы.
Площадка подчетырехугольной в плане формы размерами ок. 380х280 м. Была ограничена по периметру укрепленной линией, общая длина которой составляла свыше 900 м.


Северное укрепление. Слева ров, в центре ровная площадка, справа крепостной вал
Ров северного укрепления
Северный вал Боголюбовской крепости
Западный вал крепости. Вид с городища.
Вершина западного вала. Вид на башню монастыря
Срез Западного вала
Западный вал и ров, заполненный водой

В северо-западной части памятника сохранился небольшой (ок. 80 м.) участок укрепленной линии, состоящей из вала высотой 2.5-5.0 м. при ширине в основании 16-20 м. и рва перед ним глубиной 3-4 м. шириной до 30 м., с крутизной переднего склона до 30 градусов.

Западный вал городища

В системе укреплений западного вала наблюдается разрыв шириной до 7 м. — возможно, от древних ворот.

Южная оконечность западного склона крепости
Южный склон и старичное озеро (старое русло Клязьмы)
Вид с юго-запада
Вид с крепости на Сунгире

Прорезка вала показала, что насыпь его была сооружена из глины, без внутривальных деревянных конструкций, на погребенной почве. По гребню вала шла каменная стена, от которой сохранился фундамент из туфа на известковом растворе шириной 2.55 м. при глубине заложения 0.50 м. На южном участке оборонительной линии зафиксированы остатки белокаменной башни. Возможно существование в укрепленной линии трех ворот, по которым проходили дороги на Владимир, Суздаль и Муром.
В Новгородской летописи под 1158 г. читаем: «князь Андрей… градъ заложи Боголюбивое». В Киевской летописи: «Великий Князь Андрей Суждальский… созда себе городъ каменъ, именемъ Боголюбый, толь далече, Якоже Вышегородъ отъ Киева, также и Боголюбый отъ Володимеря…» В рукописном житии св. кн. Андрея, замечено, что он «велми место оно любяше и живяше ту».
Боголюбов-город замкнул цепь укреплений левого берега Клязьмы: Владимир, Константино-Еленинский монастырь, крепость над Сунгирем. Как и эти крепости, замок занял территорию более раннего дорусского сельского поселения IX-XI вв.
Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости.
Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы.

Центральная часть дворцового комплекса Андрея Боголюбского. Реконструкция Н.Н. Воронина.
Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII в. Реконструкция С.А. Шарова-Делоне.
Церковь Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII в. Реконструкция В.К. Емелина.

В 1158 г., на указанном Царицей Небесной месте кольце земляных валов, рвов и каменных стен водрузился белокаменный собор во имя Рождества Богородицы, «украшенный золотом и драгоценными каменьями и блистающий благолепием, аки храм царя Соломона во Иерусалиме» и княжеский дворец.

Постройка храмов в Боголюбове. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века.

Храм был украшен золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбивой Божией Матери, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, отражаясь от начищенного до блеска пола, сверкая на шитых серебром и золотом парчовых одеяниях алтаря, переливаясь блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса. На золотых подсвечниках мерцали восковые свечи, и по храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана. Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. На стенах помещались фигуры святых тонкого письма, сдержанного и изысканного, выполненные охристой, зелёной и синей красками. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом.

Первоначальный вид церкви Рождества Богородицы. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Князь приказывал водить на соборные хоры гостей и послов с киевского юга, из византийского и западного зарубежья, чтобы они видели богатство и красоту Божиего храма и выраженное в них могущество Владимирского князя. И как пишет летописец: «и бояре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились».
Снаружи храм был украшен не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены. Стены были покрыты белокаменной резьбой — резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены.
Перед западным входом в храм был открытый притвор в виде балдахина, арки которого опирались на две опоры. Камни цоколя выдавались вперёд карнизами и прихотливыми выступами с соколиными когтями.

Фрагмент белокаменной водосвятной чаши из Боголюбова

Перед входом в храм находилась белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами.
Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками.
Галереями и башнями храм обобщался с жилыми покоями князя и с крепостью.
Над резным убранством Боголюбского собора трудилось около 20 мастеров.
В кон. XVII в. еще был цел древний дворцовый собор Рождества Богородицы, описанный местным монастырским летописцем игуменом Аристархом. Он же рассказывает и о гибели этого памятника. Невежественный игумен Ипполит, пожелавший видеть в храме «большую светлость», распорядился проломить в его стенах огромные окна, и древний собор в 1722 г. рухнул. По счастливой случайности уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней древним переходом, связанным с лестничной башней. Последние были сохранены, так как это было чтимое место — здесь был убит князь Андрей.

«По доношению игумена и братии Владимирского Боголюбова монастыря, о постройке в том монастыре церкви. 27 января 1731 г. — 21 января 1732 г.
Просьба игумена Аверкия, казначея Льва и всей братии была вызвана тем, что прежняя соборная белокаменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы церковь, от воли Божией и от ветхости, 14 ноября 1722 года обрушилась вся, а построена она была в 6663-м году святым благоверным и великим князем Андреем Егорьевичем, зовомым Боголюбовским Долгоруковым мономашем.
По справке в Синодальном Дворцовом Приказе, за Боголюбовым монастырем, по переписным 186 года книгам, было 182 крестьянских и бобыльских двора, по свидетельству генералитета — 670 душ мужского пола, с тех вотчин в Приказ берется доходов — дворецкого по 9 р. 10 к., подымных по 2 р. 73 к., прикащичьего половинного по 13 р. 83 ¾ к., ржи по 7 четвертей с осьминою и овса столько-же, а в монастырь на церковные и братские потребы окладных и неокладных доходов по 113 руб. 24 к. в год; в вотчинах монастырских десятинной пашни по 44 десятины в поле, с которой хлеб употребляется на братию.
В дополнение к справке из Дворцового Приказа, братия Боголюбова монастыря сообщила, что в прошлых годах от их монастыря взято село Славское и приобщено к Синодальным дворцовым вотчинам, а в том селе имелось 91 двор и крестьяне пахали на монастырь по 40 десятин в поле, а в дву по тому-ж,, да вытных денег платили по 20 р. и всякое изделье делали, бревна и дрова возили и сенные покосы с 20 вытей отправляли.
Справкой из Дворцового Приказа показано, что в ноябре 196 года Боголюбов и Козьмин монастыри со всеми угодьями приписаны к патриаршему дому, за Боголюбовым монастырем было 273 двора, в том числе в селе Славском (или Ославском) 91 двор, а за Козьминым монастырем 178 дворов; а вместо того вотчина святейшего патриарха в Нижегородском уезде в Березопольском стане Скоробогатовская волость да село Соличное с деревнями и угодьями приписано к дворцовым волостям; по приходной 199 года хлебной книге из новоприписного Козьмина монастыря велено иметь в Москве по 200 четвертей ржи и по 100 четвертей овса в год, а если не похотят платить хлеба, то взять в дом село Быково; с Боголюбова монастыря — по 300 четвертей ржи и по 200 четвертей пшеницы; 30 мая 199 года крестьянам села Славского велено быть в тягле, против патриарша села Спасского и др., в 6 вытях без четверти, пашню пахать и изделье делать с полу-пяты выти, а оброку платить с выти с четвертью по 19 р. 37 ½ к., да пошлин по 1 р. 40 к., за конюшенные припасы 7 р. 20 к., дворецким в жалованье по 5 коп. с двора, подымных дьяком и подъячим в жалованье по 1 ½ коп. с двора, да прикащикам в жалованье 5 р. 46 к. и ржи и овса по 3 четверти по 6 четвериков, да крестьяне пашни пашут по 28 десятин в поле, а в том селе по свидетельству генералитета 253 души; за взятием села Славского, Боголюбов монастырь в Синодальный дом ничего не платит.
В Синодальной Канцелярии выведено на справку, что в 1724—1725 гг. выдано из сборных с раскольников денег 3151 р. 25 коп. на починку Владимирской Успенской соборной златоверхой церкви, построенной в 6666-м году благоверными великими князьями Андреем Георгиевичем Боголюбским и Дмитрием Георгиевичем предивным.
19 января 1732 года Св. Синодом определено: Синодальному Дворцовому Приказу осмотреть в Боголюбовом монастыре обрушившуюся церковь и составить смету на починку».
Собор же был разобран, и на основании его стен в 1751 г. была построена существующая церковь.
В 1772 году в соборе были сделаны следующие наружные улучшения и украшения: фонарь (трибуна, барабан) сделан каменный восьмиугольный; на главе выведено восемь дуг с восьмью звездами из жести; подзоры вверху и внизу устроены жестяные; дуги, яблоко, подзоры и звезды вызолочены под гольдфарбу; глава выкрашена ярью медянкой; крест вызолочен червонным золотом и весь собор покрыт черным листовым железом. На все эти поправки и украшения храма, по указу коллегии экономии, выдано было 488 руб. 40 коп. После всех изменений вид Рождественского храма стал такой: «внутри он простирается в длину, начиная от западной стены до конца среднего алтарного притвора (горнее место), на 7 сажен и 2 вершка; в том числе в самом алтаре от царских дверей до горнего места 3 саж. и 4 вершка; следовательно сам храм простирается на 3 саж. 2 ¾ арш.; ширина церкви 4 саж. 2 ¼ арш.; толщина алтарных стен до 2 ½ арш., а толщина трапезных 1 ½ арш.; алтарные притворы снаружи по полукругам имеют пространства: средний 10 аршин, а боковые по 6 ½ арш. Все окна этой церкви не в древнем уэе виде, не щелеобразные, а широкие. В алтаре находится шесть окон, из коих два (одно над другим) помещаются в среднем притворе, да в боковых притворах по одному окну; в алтарных стенах, с южной и северной сторон, также по окну. В стенах храма: с южной стороны четыре окна, из коих два вверху и два внизу; но с северной стороны только два окна вверху, и там же, близ северо-западного угла, находится, в виде окна, просторный, бывший в храм из княжеских покоев, выход; вверху западной стены три окна. В нем четыре столба: два из них отделяют алтарь от храма, и они до половины алтаря, в вышину его, сходятся аркой, над коею сделан небольшой и полукруглый вверху пролет, а другие два, украшенные карнизами и пилястрами, стоят в трапезе. К этим то столбам примыкали хоры, разобранные в другой раз в 1802 году, где, в древности, во время богослужения помещалось великокняжеское семейство. Над церковью, покрытой ныне плоской кровлей, устроен восьмиугольный фонарь с семью в нем окнами, над коим находится шейка с позлащенною главою. Крест на главе восьмиконечный, увенчанный вызолоченною короною. Вся церковь при архимандрите Антонии (1804-1809 гг.) устлана белым известковым камнем и на стенах ее нет никаких украшений. На западной стене и по столбам было стенное писание, но оно, как сказано в церковной описи, за ветхостью уничтожено в том же 1802 году. Ныне только в алтаре, в четырех клеймах, изображены живописью некоторые Евангельские события, как то: Рождество Богородицы, Успение Ее, Введение во храм и Сретение Господне; сверх сего по бокам среднего притвора изображены Пресвятая Дева Мария и архангел Гавриил. Алтарный иконостас гладкий, в три яруса, с резным над ним изображением Воскресения Христова, устроен в 1803 году и тогда же написаны для него св. иконы, отделяющиеся одна от другой вызолоченными колонками, перевитыми разными цветочными ветками.

В 1809 г. к Рождественскому храму с западной стороны, во всю ширину его, и прилегающей к нему, нижней части ложницы благоверного князя Андрея и сеней, относящихся к ней, пристроена трапеза и устроен в ней придел во имя св. благоверного князя Андрея. Таким образом, в храме два престола: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и придельный во имя св. благоверного князя Андрея» (Боголюбов монастырь и приписные к нему монастыри Покровский и Николаевский-Волосов. 1891 г.).
В нач. ХХ века «в Рождественской церкви престол деревянный с кипарисною дскою, освящен преосвященным Платонов, епископом Владимирским и Яропольским, в 1756 г. Иконостас храма того же времени, пятиярусный с иконами; иконы в нем все переписаны вновь».

Лестничная башня (слева) и храм рождества Богородицы (справа)

Современная белая монастырская ограда, идущая вдоль шоссе, видимо, проходит по линии древней внутренней стены замка, отграничивавшей его собственно дворцовую часть. В северной половине, вероятно, жила дворцовая челядь, княжеские слуги и ремесленники.
Во времена князя Андрея Боголюбского замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси.

Лестничная башня

Сохранилась лестничная башня — свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 г. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещённой узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж.

Тройное окно

Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену вдаль нерльской поймы, где белеет церковь Покрова на Нерли. Стена с дверью на переход к хорам украшена колончатым поясом — это пояс северного фасада перехода, справа он прикрыт аркой примкнувшей к нему лестничной башни. Снова мы видим систему, характерную для строительства того времени, — отделывать каждую часть ансамбля целиком, даже с той стороны, где заведомо примкнет новое звено. Возможно, что новая роспись пояса, изображающая князя Андрея перед Богоматерью и за ним епископа ростовского Леонтия, которого Андрей прочил в святые, повторяет древнюю роспись, аналогичную росписи пояса Успенского собора во Владимире.

Убиение князя Андрея. Фрески в лестничной башне княжеского замка

Место, где был убит св. князь Андрей находится с северной стороны Рождественского храма. Это была великокняжеская моленная комната; к ней примыкали сени, внизу которых и кончил жизнь свою вел. князь. Это – та самая моленная, из которой устроено окно в Рождественский храм и из которой князь слушал Божественную службу. Моленная эта была соединена с дворцом. Длина этой комнаты «6 аршин и 10 ½ вершков, а ширина 5 аршин». Вся середина древнего свода пробита для входа на устроенную в последующие уже времена шатровую колокольню. Спуск вниз (из комнаты в сени) устроен вокруг каменного столба толщиной в диаметре «1 арш. и 4 вершка». Лестница состоит из 32 ступеней, выстланных белым камнем. Эта лестница, «простирающаяся в ширину на 1 ½ арш.», освещалась четырьмя узкими, полукруглыми окнами, но они, кроме одного, что с восточной стороны, были заложены кирпичами. Внизу лестницы против входной двери находится углубление или ниша, простирающаяся и за восходный лестничный столб. Сюда-то каждый благочестивый христианин и любитель родной старины должен заглянуть с благоговением. Здесь скрылся было от зложеев израненный князь Андрей: здесь он, пораженный копьями и мечами, произнес последние слова: «Господи! Въ руце Твои предаю духъ мой!» и скончался. Место это было огорожено железной решеткой. А на стене изображен лежащим израненный святой князь Андрей. Под моленной комнатой находилась «довольно обширная, вышиной в 7 ½ арш. сквозная арка, сверху более чем до половины заделанная кирпичом.

Место убиения великого князя Андрея Боголюбского

Стены перехода украшены ремесленной росписью монастырских живописцев, изображающей сцены убийства князя Андрея: монахи уверяли, что эта комната и была княжеской «ложницей» — опочивальней. Но в северной стене второго этажа башни сохранился теперь заложенный древний арочный проем. Он и вел во дворец. Белокаменный переход ко дворцу возвышался над белокаменной мостовой с проложенными меж её плит белокаменными желобами для отвода осадков с дворцовой площади. Около башни был узкий арочный проём. Далее, в продолговатом пилоне, было помещение для дворцовой стражи.
Князь и его приближённые могли, не спускаясь вниз, прямо из верхних покоев дворца пройти анфиладой переходов на хоры собора. Но хоры ещё не замыкали дворцового комплекса. К югу от собора находилось симметричное северному южное крыло переходов со второй лестничной башней. Эти переходы вели на замковую боевую стену и в случае тревоги связывали дворец и крепость.
Здания не располагались в одну линию, но у северной башни делали излом, отвечавший излому южного склона замкового холма.
Восточный фасад смотрел в сторону речной пристани. Сюда был обращён алтарь собора, тройное окно лестничной башни и вход в неё. На главную площадь выходил лучший западный фасад ансамбля, связанный в единое целое лентой колончатого пояса и аркадами переходов. В центре приковывал внимание златоглавый собор с как бы сохранявшими его лестничными башнями, образующими симметричный и торжественный центр композиции. Он напоминал двухбашенную Киевскую Софию и явно имел цель этого сопоставления.

Палаты и сени (над которыми возведена колокольня) вел. князя Андрея Боголюбского

Над выходным или крылечным столбом, рядом с великокняжеской моленною, с северной стороны построена шатровая колокольня, на которой устроены часы, по преданию, голландским мастером, присланным для этого императором Петром I в 1701 году.
Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка — резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь.

Часовня над водосвятной чашей

Сейчас на его месте стоит кирпичная часовня XVII в. с четырьмя грушевидными столбами, первоначально завершавшаяся шатровым верхом. Под ней стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Легенда рассказывала, что из этой чаши князь Андрей якобы оделял наградами строителей замка. Раскопки открыли остатки трехступенного круглого подножия чаши, по краю которого шли круглые базы с угловыми рогами-грифами от восьми стройных колонн. Найденные фрагменты и аналогии позволили восстановить облик этой изящной ажурной постройки, столь неожиданной в условиях сурового русского климата. Киворий образовал сень над чашей, в которой содержалась освященная вода, и здесь путник мог утолить жажду и освежить лицо «святой водой». Видимо, киворий был последней постройкой ансамбля, созданной около 1165 г. На одном из камней ступеней кивория мастер вырезал княжеский знак, свидетельствующий об участии в строительстве княжеских владимирских зодчих.

18 июня, в день празднования Боголюбивой Божией Матери, совершалось торжественное освящение воды в этой чаше, в воспоминание того. Что в этот день в лучезарном сиянии явилась благоверному князю Андрею Богоматерь, завещавшая ему остановиться здесь и устроить храм во имя Ее Рождества с обителью. Вверху столбов на восточной стороне изображено событие явления Пречистой Богоматери святому благоверному князю Андрею, а на западной стороне текст, изъясняющий это событие.
Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна — Богородничный столп — окованная золочёной медью и увенчанная четырёхликой капителью с изображением Богоматери. Предположительно, что их было две и они служили опорами для сени церковного крыльца.
Каменный блок с ликами Богородицы в XII в. мог стоять не на высоком столпе, а на более низком постаменте, чтобы верующие могли к нему «прикладываться» (именно так изображён «Богородичный столп» на реконструкции). Это объясняет плохую сохранность ликов, вырезанных из высококачественного камня, способного эффективно противостоять «обычному» выветриванию. В XIX в. блок был заложен в ограду, и «прикладываться» к нему могли только с одной стороны, а поскольку плохо сохранились все четыре лика, значит, в течение нескольких предыдущих столетий к блоку «прикладывались» со всех сторон.

Богородичный столп в XII в. Реконструкция Г.К. Вагнера.

Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она была построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведённой ещё при Андрее в 1158 г. (явление Богоматери князю Андрею произошло 18-го июня 1155 года в день памяти св. мученика Леонтия). В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.

Благовещенская трапезная церковь
Великокняжеский замок в Боголюбове. Реконструкция

В районе ул. Северная исследованы остатки стеклоделательной мастерской и полуземляночное жилище 12-13 вв.
С кончиной князя в 1174 г. Боголюбов-город потерял своё политическое значение. Город и его окрестности тотчас же были разграблены и опустошены: «горожане же Боголюбскыи и дворяне разграбиша домъ княжъ и делатели, иже бяху пришли къ делу, злато и сребро и порты и новолокы, и именье, ему же не бъ числа; и много зла створися въ волости его, посадникъ его и тиуновъ домы пограбиша, а самехъ избиша». В 1177 г. Боголюбов не мало потерпел от нашествия Рязанского князя Глеба.
В 1238 г. Боголюбов был частично разрушен и разграблен татаро-монголами. Сведения о существовании Боголюбова, как города в 14-15 вв. отсутствуют.
Слои 16-17 вв. можно связывать с деятельностью существовавшего здесь монастыря и слобод при нём.
См. Свято-Боголюбский женский монастырь.
После уничтожения города вблизи монастыря, вероятно, продолжала существовать небольшая слободка, из которой к XVII в. выросло село Боголюбово, которое в 130 (1622) г. по жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета записано за Боголюбовым монастырем. В период смутного времени оно было разорено Литовцами вместе с Боголюбским монастырем. По переписным книгам 1645-46 и 47 гг. в Боголюбове считалось «крестьянъ съ ихъ детьми и родственниками 75 человекъ, да бобылей 26 человекъ. Пашни паханые добрые земли 192 четверти да перелогомъ 8 четвертей да лесомъ поросло 51 четверть сосминою въ поле, а вдву потому жъ, лесу рощи осиновой круглецъ две десятины да къ селу жъ Боголюбову сенныхъ покосовъ 600 копенъ».

Архитектурно-реставрационная история белокаменных памятников Боголюбова в ХХ веке

Экспозиция «Город камен именем Боголюбый»

Владимиро-Суздальский музей-заповедник
В ансамбле Боголюбова монастыря в Рождественском соборе в 2007 году открылась выставка «Город камен именем Боголюбый», посвященная белокаменной архитектуре Боголюбова.

Рождественский собор
Сохранившаяся часть лестничной башни
Модоров Н.Н. Триптих «Древний Боголюбов».
Древняя кладка ниже современного уровня пола.
«Князь Андрей уподобися царю Соломану».
Бюст Андрея Боголюбского

Настенная живопись храма выполнена в 1891 г. живописцем из с. Палех Львом Ивановичем Париловым в технике, близкой к древней фреске. Образцом для росписи боголюбовского храма послужил владимирский Успенский собор.
На западной стене написана композиция «Страшный суд»
На южной стене размещены сюжеты: Сретение Господне, Рождество Христово, Благоразумный разбойник, Райские врата, Шествие в рай;
на северной стене: Введение Богородицы во храм, Рождество Богородицы, Троица, Земля и море отдают мертвых;
на сводах: Вседержитель, Ангелы сворачивают небо, Лоно Авраамово, св. Андрей Боголюбский, Отечество, Богоматерь Боголюбская, евангелисты Лука, Матфей, Иоанн, Марк.

Богоматерь Боголюбская. XII в. Копия.
Образ написан по заказу князя Андрея Боголюбского. Согласно преданию, Богоматерь явилась князю в ночном видении, молилась за него и повелела построить «на месте сем» город и обитель. На свитке – молитва Богоматери за Владимирскую землю.
Апостол Андрей Первозванный и святой князь Андрей Боголюбский. XVII в. Копия. Апостол Андрей Первозванный считался небесным покровителем князя Андрея Боголюбского.
«Четырехликая капитель». Современный вид.

Князь Андрей Боголюбский.
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.
Свято Боголюбский монастырь
Музеи Владимирской области.
История Владимирского музея
ИСТОРИЯ Владимирской области.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх