Помост

Вопросы веры

Монастырь в дивеево

Мощи святого Преподобного Серафима Саровского в Дивеево

Поделитесь с родными и друзьями:

Еще перед своей смертью старец Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым предсказывал, что «плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивеево». Тогда этому многие не предали значения, и после своей кончины старец упокоился в Саровской пустыни. Но в 20 веке произошли события, благодаря которым удивительное пророчество исполнилось полностью.

Рекомендуем также ознакомиться с историей и чудесами источника Серафима Саровского в Дивеево

О других дивеевских святых можно узнать из статьи Какие мощи есть в Дивеево

1903 год – 1991 год – история перенесения мощей преп. Серафима Саровского

О Саровских торжествах открытия мощей преподобного Серафима Саровского оставлено много дневниковых и литературных записей очевидцев. Существует множество фотографий и даже небольшая кинохроника. И неудивительно, ведь в тех торжествах принимал участие сам Государь Император Николай II со своей семьей. Вот отрывок из книги И.В.Преображенского «Открытие святых мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца)»

«…Гроб был поставлен на зеленые бархатные носилки и покрыт богатым бархатным малинового цвета вышитым шелковым покровом. Начался перезвон колоколов. Государь Император, Великие Князья и архимандриты подняли носилки и понесли. На высоких носилках гроб был виден отовсюду. Величественную и умилительную картину представляло шествие. При жизни о. Серафим был смиреннейший и беднейший из старцев, богатый лишь своей простотой и любвеобильной душой, а теперь гроб этого смиреннейшего человека несет Самодержавец Земли Русской с Великими Князьями и иерархами церкви».

Но недолго покоились мощи святого Серафима в Сарове. Прокатилась по все России революция, к власти пришли атеисты и стали закрывать церкви и изымать церковное имущество. Так в 1920 году в городе Темников Тамбовской губернии атеистами было совершенно кощунственное вскрытие мощей преп. Серафима, вывезенных из Сарова. Новые власти пытались скрыть мощи почитаемого на Руси святого (и даже уничтожить!), заметая следы своих перемещений. Но Господь все тайное делает явным.

И в 1991 году Русской Православной Церкви возвращают Казанский собор в Ленинграде, под сводами которого в годы советской власти находился музей религии и атеизма. И в бывших запасниках музея находят мощи. А также подробно составленный атеистами в 1920 г. акт вскрытия мощей преп. Серафима Саровского. И после долгой экспертизы было установлено, что мощи действительно являются останками святого Серафима Саровского.

Вновь обретенные мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру, а через месяц – В Москву в Богоявленский собор. Тогда же было принято и решение о постоянном месте пребывания останков святого – и местом этим стал недавно открывшейся Серафимо-Дивееский женский монастырь в Дивееве.

Дело в том, что в 1947 году город Саров, где некогда подвизался святой Серафим Саровский, стал военно-научным объектом и был закрыт. А в 15 км от него находилось село Дивеево, которое духовными нитями было связано с преподобным Серафимом не меньше, если не больше чем город Саров.

Вот таким чудесным образом сбылось пророчество святого. Мощи его были занесены в Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря, и уже 1 августа 1991 года Патриарх Алексей II служил там молебен.

Что необходимо знать желающим поклониться святым мощам?

На данный момент слава Серафима-Дивеевского монастыря гремит на всю Россию, и даже за ее пределами. Так что пункт посещения Дивеева можно встретить не только в паломнических церковных поездках, но и в обычных туристических.

Как доехать до монастыря?

Если же вы предпочитаете посещать святые места самостоятельно, без суеты и спешки, вы можете совершено спокойно добраться до Дивеева на личном или общественном транспорте. Если вы живете за пределами Нижегородской области, скорее всего, вам, придется провести часть пути в поезде. Добираться следует до города Арзамаса, до станций Арзамас–1, или Арзамас-2. (станция зависит от направления железнодорожного пути – одно южное, другое восточное). В городе Арзамасе местным транспортом добирайтесь до автостанции и автобусом следуйте до станции Дивеева (60 км).

Также советуем ознакомиться с обзором гостиниц на территории монастыря в Дивеево

Где находятся мощи?

Мощи Серафима Саровского находятся в Троицком, главном соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В левом пределе стоит рака с мощами, к которой почти все время стоит очередь. Время посещения – это время когда открыт храм. С 6 утра, как только начинаются первые богослужения в храме и до конца вечерней службы.

К мощам можно прикладываться во время церковной службы (останавливается очередь лишь на самые важные молитвы, после чего снова возобновляется). Между службами, когда в храме идет уборка, для желающих помолиться доступ к раке святого не прекращается. Тут же служатся молебны или читаются акафисты.

Стоять в очереди стоит благоговейно, и лучше использовать это время для внутренней молитвы. Просить в душе обо всем, о чем вы хотели попросить батюшку Серафима. Святой был при жизни очень любвеобильным старцем, он и после своей кончины слышит сердечные молитвы.

Чудеса исцеления по молитве Серафима Саровского происходили с самого обретения мощей, еще в 1903 году. О чем есть множество документированных свидетельств. Исцелялись люди и после повторного обретения мощей в 1991 году, происходят чудеса и поныне. В монастыре ведут записи, засвидетельствованные со слов самих исцеленных, или их родственников. Многие исцеленные или получившие помощь батюшки Серафима в других важных прошениях, часто приезжают повторно с благодарностью и укрепленной верой.

Татьяна Страхова

  • Преподобный Серафим Саровский и Грузия

    Самый популярный русский святой в Грузии – это святой Серафим Саровский. В любой церковной лавке вы увидите иконы великого русского старца грузинского письма. Ему посвящены церкви в Боржоми и в Дедоплисцкаро.

  • Земля Богородицы на севере России

    Уже пять веков не оскудевает людской поток к святыням Туровца, к чудотворной иконе Путеводительницы. Не уничтожено святое место, отмеченное Царицей Небесной, не стерлось из народной памяти.

  • Монастырь на краю земли

    «Много людей сюда приезжает в поисках какого-то края земли. На Камчатку, на Сахалин, или вот сюда, на Русский остров, едут. Люди из Москвы, из Сибири оказываются во Владивостоке, узнают, что есть монастырь на острове, и приезжают к нам. Но остаются, конечно, единицы». Мы сидим с настоятелем Свято-Серафимовского монастыря на белой скамье возле храма. За храмом возвышаются сопки, покрытые дубняком, как бы закрывая это пространство от остальной части суши. По другую сторону ‒ море, его не видно, но его запах чувствуешь по легкому морскому бризу, он смешивается со сладким запахом цветущего шиповника.

Где находится Дивеевский монастырь? Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь

В России можно найти немало монастырей и храмов, история которых насчитывает не одну сотню лет. Многие из них разрушались, восстанавливались, перестраивались, но всегда хранили свою чистоту и святость. Таким является Серафимо-Дивеевский монастырь. Он признан одним из самых значительных в истории православной России и отличается особым укладом жизни, строгим иноческим правилом.

Познакомимся с историей основания, преданиями и современной жизнью обители, с ее святынями и реликвиями. А также узнаем, где находится Дивеевский монастырь и как удобнее добраться до него паломникам.

История

В 1758 году в Киев приехала богатая помещица из рязанской области Агафья Мельгунова. В 30 лет она овдовела, позднее умерла ее 9-летняя дочь. Тогда женщина решила вступить на духовный путь. В Киево-Флоровском монастыре она постриглась в монахини и стала матушкой Александрой. Однажды во время пребывания в Киево-Печерской Лавре после ночной молитвы ей было видение Пресвятой Богородицы. Она повелела Александре обойти все великорусские места на севере России и там, где укажет Божья Матерь, основать новую святую обитель. Старцы Лавры приняли за истину видение монахини и, дав благословение, отпустили ее в долгое и нелегкое странствие по Руси.

И вот когда матушка Александра в 1760 году направилась в Саровскую пустыню из Мурома, остановилась она отдохнуть в селе Дивеево. Ей вновь привиделась Богородица с указанием, что именно это место положено монахине для основания обители и служения Богу до окончания своей жизни. С этого момента и начинается история Дивеевского монастыря.

Уже через четыре года здесь, рядом с деревянной Стефановской церковью, на собственные средства монахини был заложен фундамент Казанского храма. А в 1780 году прошло освящение церкви. В ней было два алтаря (или придела). Левый устроен в честь святителя Николая, а правый – (по указанию Божьему) в память о первомученике архидиаконе Стефане.

Изначально Казанский храм был приходским. Однако отец Серафим (Саровский) предвидел, что это будет монастырский собор. И в 1788 году матушка Александра с благословения саровских старцев получила у местной помещицы почти 2,5 тысячи кв. м усадебной земли вблизи храма. Там был построен большой дом с надворными постройками. В нем вместе с матушкой Александрой поселились еще четыре послушницы. С годами община росла. В 1789 году попечение над ней взял Серафим Саровский, тогда еще носивший сан иеродиакона. А в 1826 году по его благословению была устроена Мельничная община, находящаяся недалеко от Казанской.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Через девять лет после смерти старца Серафима обе общины объединили и назвали Серафимо-Дивеевской. Статус монастыря она получила гораздо позже, в 1861 году. Казанская церковь с приделами действовала отдельно.

В течение последующих 50 лет обитель достраивали и расширяли. Так был возведен игуменский корпус, позднее в восточной части была устроена домовая церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.

К началу 20 в. Серафимо-Дивеевский монастырь превратился в крупное иноческое общежитие. По списку здесь проживало в три раза больше людей, чем в селе Дивеево.

Во время революции многие храмы были разрушены, а священнослужители изгнаны из своих обителей, либо преданы мученической смерти. Не обошла стороной эта ужасная пора и Дивеевский монастырь. Матушка Евдокия (Шикова) и ее три послушницы были убиты в 1918 году. Сегодня в их честь отстроен и освящен придел в Казанском храме.

Годом позже обитель приобрела статус трудовой артели (хотя и продолжала еще действовать). А через восемь лет ее закрыли вовсе. Послушницы расселились по округе, пытаясь сохранить дивеевские святыни. В военные годы закрыли и Казанский храм, частично он был разрушен.

Современная жизнь

Возрождение монастыря началось в 1988 году. Тогда зарегистрировали церковный приход. Год спустя он был освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Также был выкуплен дом (в прошлом свечная мастерская), к нему пристроили алтарь и деревянную колокольню. Перед освящением в церковь внесли икону преподобного Серафима Саровского и его полумантию.

В 1989 году во владение общины был передан Троицкий собор (построен в конце 19 в.). А через два года Священным Синодом утверждено решение о возобновлении монастыря. Сюда были привезены мощи Серафима Саровского, присоединены Казанская церковь, Никольский скит (Автодеево) и территория Кутузовского скита. С 1996 по 2007 гг. в обители проводились внешние и внутренние ремонтные и строительные работы по восстановлению фасада домовой церкви, купола, устроению восьми приделов, а также прошло установление креста. С 1989 года на территории Дивеево были восстановлены и освящены семь храмов. А центром духовной жизни здесь стал Свято-Троицкий собор.

Сегодня обитель именуется Серафимов Дивеевским во имя Святой Троицы женским монастырем. За 300 лет своей истории он прославился традициями старчества и духовными подвижниками. В обители живет чуть более 400 насельниц, трудящихся по Саровскому уставу. Также несколько сестер образуют хор Дивеевского монастыря, дивные голоса которого можно услышать в каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни на службах в Троицком соборе.

В настоящее время Дивеевский монастырь в Нижегородской области почитается Православными церквями как четвертый «Удел Пресвятой Богородицы» вслед за Иверией, Афоном и Киево-Печерской Лаврой. Сюда ежегодно стекаются паломники со всей России и других стран.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор является частью Дивеевского монастыря. Он был заложен в 1907 году и к началу революции его полностью достроили. Не было лишь отопления. Советская власть внесла изменения в привычный уклад жизни собора, превратив его сначала в гараж, а затем в тир. Удивительно то, что эти печальные события предвидела еще в момент закладки фундамента храма блаженная Прасковья Ивановна.

Возрожденному монастырю собор был передан в 1991 году, и восстановление его продолжалось еще несколько лет. Фотографии разрушенного храма сегодня можно увидеть на специальной памятной доске на территории Церкви Рождества Христова, здесь же в Дивеево.

В 2000 году храм приобрел святые мощи преп. Марфы Дивеевской. Тут также можно поклониться мощам блаженной Параскевы (или Паши Саровской), которая предсказала гибель династии Романовых и жестокие гонения на Церковь.

По давней традиции главную службу в праздник «Успения Божьей Матери» проводят в Спасо-Преображенском соборе.

Благовещенский собор

В 2012 году было принято решение о строительстве нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Это было сделано по завету Серафима Саровского. Попытки предпринимались еще столетие назад, однако тогда место, указанное старцем, было занято. Там стояла Тихвинская церковь, основанная Иваном Толстошеевым, лжеучеником батюшки Серафима, гонителем сестер Дивеевского монастыря. После революции в ней устроена была паровая мельница. Через год она сгорела, и на ее месте построили кирпичную столовую для школы-интерната. В 2011 году интернат перенесли в село Сатис. И место для возведения храма освободилось.

По плану размеры его определены священной реликвией Поясом Богородицы: 20 поясов в ширину (24 м), 30 – в длину (36 м) и 50 – в высоту (60 м). За основу был взят храм Заиконоспасского монастыря в стиле московского барокко 18 века. Белоснежные стены, стальная кровля, золотая главка и восемь приделов — именно таким предстанет храм перед прихожанами.

Святыни монастыря

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря является Святая Канавка. С ней связано дивное предание о том, как Богородица явилась во время молитвы Серафиму Саровскому и повелела построить Мельничную общину. То место, на которое указала Божья Матерь, необходимо было обнести канавой и валом. Причем копать должны были исключительно сестры монастыря. Мирянам разрешено было только носить землю, насыпать вал. Работы были начаты накануне праздника Святой Троицы в 1829 году, а завершились перед Рождеством Христовым 1833 года. Более двух метров составляли глубина канавы и высота вала, лишь местами величины получились заметно меньше.

В 1900 году в конце святыни была поставлена звонница, позднее ее заменили на колокольню в пять ярусов.

Во время революции и войны Канавка частично была засыпана. А через южную ее часть провели канализационную трубу.

В 1992 году традицию обхода святыни во время вечернего богослужения с молитвой «Богородице Дево, радуйся…» возобновили.

К 2003 году восстановительные работы на Канавке были завершены. Вдоль вала была обустроена тропинка в виде бетонных плит с кованой оградкой. А годом позже по линии были установлены поклонные кресты из мрамора и деревянная часовня. Каждый человек, приезжающий сюда, может набрать святой земли. Она обладает целебными силами.

Другими святынями являются иконы Дивеевского монастыря. Самой главной из них признан образ Пресвятой Богородицы «Умиление». Перед ним молился и преставился Серафим Саровский. Сам старец называл икону «всех радостей Радостью», а для помазания больных он использовал елей из лампады перед образом.

Когда монастырь закрыли, настоятельница Александра (Траковская) вместе с послушницами перевезла икону в Муром. В 1991 году она попала к патриарху Алексию II. С тех пор находится в домовом храме его резиденции. А чудотворный список к образу можно обнаружить в правом киоте Свято-Троицкого собора.

Тысячи людей стремятся попасть в Дивеевский монастырь, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского. В 1991 году крестным ходом из Москвы их доставили в обитель.

Также в храме Рождества Богородицы, относящемуся к монастырю, хранятся мощи преподобных Александры, Елены и Марфы. В Казанском соборе почивают блаженные Дивеевские жены Пелагия, Мария, Параскева и исповедница Матрона (Власова).

В 2009 году в дар Дивеевской обители передан ковчег с частицами останков святых Глинской пустыни.

Святые источники

Так, где находится Дивеевский монастырь, уже давно бьют из земли целебные источники. К ним тянутся болящие христиане со всего мира. Самым древним считается Казанский источник. Помимо него, здесь есть целебные родники Иверский, матушки Александры и целителя Пантелеймона.

Но наиболее почитаемым является источник преп. Серафима, который расположен возле реки Саровки, у поселка Цыгановка. Он явил немалые чудеса исцеления при жизни старца и после его смерти. В советские годы источник засыпали. Однако он чудесным образом пробился в другом месте. Засыпать его так и не смогли. К 2009 году здесь была построена часовня и три купальни.

Реликвии

В Дивеевский монастырь в 2008 году был возвращен колокол преп. Серафима. Старец купил его на Нижегородской ярмарке незадолго до своей кончины. Вес реликвии составляет 16 кг. Имеется гравировка имени заказчика. На данный момент колокол планируют поместить в экспозицию из-за трещины.

В 2009 году Дивеевскому монастырю был передан портрет матушки Александры – основательницы обители. Он был сделан ее послушницами. И после закрытия монастыря долгое время сохранялся крестьянскими семьями в деревне возле Йошкар-Олы. Реликвия была доставлена из Нижнего Новгорода в Дивеево. В антикварном салоне ее случайно обнаружили Сергей Малов и Герман Князев.

Существует предание о том, что портрет менялся. Это зависело от того, какой человек находился в келье. После реставрации реликвии ею украсят придел матушки Александры.

В 2010 году для посещения паломникам был вновь открыт домик (музей) Параскевы Ивановны. В нем оборудованы три зала. Первый посвящен дивеевским блаженным и царю Николаю II, побывавшему здесь. Во второй комнате собраны материалы об игуменьях Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). Третий зал посвятили преп. Серафиму Саровскому. Здесь также воссоздали фрагмент кельи старца.

Среди экспонатов в музее представлены платье Параскевы, личные вещи известных настоятельниц и мебель Серафима Саровского.

Скиты и подворья

На скитах и подворьях Серафимо-Дивеевского монастыря действуют храмы. На первых сестры обители занимаются хозяйственными работами, а вторые выполняют представительскую функцию.

Монастыри Спасо-Зеленогорский, Серафимо-Понетаевский и Свято-Троицкий Белбажский теперь действуют еще и как скиты Дивеевской обители.

Как добраться паломникам

Для паломников уже давно не является тайной информация, где находится Дивеевский монастырь и какие богослужения и празднества в нем проходят. Он расположен примерно в 180 км от Нижнего Новгорода и одной частью граничит с Мордовией.

Согласно историческим данным, раньше эту землю населяли мордовские племена. Но Иван Грозный в борьбе за Казанское ханство вытеснил их. Тогда был образован город Арзамас и села в округе. Дивеево получило свое название по имени татарского мурзы Дивея, который выступал на стороне царских войск.

С юга до Дивеевской обители удобнее добраться через Рязань или Саранск, с востока – из Самары через Пензу или Ульяновск.

Из Арзамаса и Нижнего Новгорода в Дивеево ходят автобусы. Если добираться от Нижнего Новгорода, то в дороге придется провести почти 4 часа. Для этого с автовокзала, расположенного на площади Лядова, нужно пересесть на автобус, следующий в Дивеево. При этом следует помнить, что такие рейсы не ежедневные, поэтому в случае необходимости можно сделать пересадку в Арзамасе. Паломникам, отправляющимся в Серафимо-Дивеевский монастырь из Москвы на собственном автомобиле, лучше ехать по трассе, проходящей через Балашиху в сторону Владимира, после свернуть на Муром, а затем проехать через города Навашино и Ардатов до Дивеево. Адрес Дивеевского монастыря: Нижегородская область, село Дивеево Дивеевского района. Где он расположен, знает каждый местный житель области. Поэтому сложности с поиском просто невозможны. Епархией организуются поездки для желающих посетить монастырь трижды в неделю (из Нижнего Новгорода), для пенсионеров, ветеранов и инвалидов предусмотрены единичные поездки.

Где остановиться

Там, где находится Дивеевский монастырь, в настоящее время интенсивно развивается инфраструктура, в частности, есть магазины, гостиницы. Последние отдельно ориентированы на прием паломников и священнослужителей.

Также гостиничный центр есть на территории монастыря. Проживание и питание в нем предоставляются бесплатно. Взамен от паломников требуется послушание (выполнение определенных работ).

Дивеево: по святым местам

Паломники приезжают в Диеевский женский монастырь из самых дальних уголков земли. Пройти с Богородичной молитвой вдоль святой канавки и посетить святые источники — сам преподобный Серафим Саровский говорил, что эта канавка «»до небес высока». Женскую обитель, равную монастырю Дивеево трудно встретить. Это — древний монастырь, конца XVIII века, стены которого видали многое. Монастырь Дивеево и сейчас принимает паломников. Приезжайте, чтобы познакомиться с удивительной историей Дивеевского монастыря, увидеть возрождение обители и увидеть красивейшие соборы Русской Православной Церкви в дивном Диевеево.

«Дивноо Дивеево» — так называют это благодатное место, которое поражает своей истории, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а святая канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.

История монастыря берет свое начало у алтаря каменной Казанской церкви, где раньше были могилы преподобной Александры — первоначальницы монастыря, и преподобных Марфы и Елены.

Дивеево

Справа у Казанского храма, под старой березкой похоронен Н.А. Мотовилов — “служка Божией Матери и Серафимов”, питатель и благотворитель обители.

Потом можно пройти мимо могилы протоиерея Василия Садовского, духовника дивеевских сестер, к храму Рождества Христова и храму Рождества Богородицы, который является усыпальницей мощей преподобных жен дивеевских.

Далее можно направиться мимо могилы М.В. Мантурова, верного помощника и ученика преподобного Серафима, через Святые врата под колокольней в центральную часть монастыря. Стоя у Святых врат вы увидите, что слева находится игуменский корпус, впереди — главный собор монастыря, освященный в честь Святой Троицы, где почивают мощи преподобного Серафим.

Обойдя Троицкий собор справа, паломники могут подойти к могилам первой игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Марии (Ушаковой) и игумении Александры (Траковской). Здесь же, у алтаря Троицкого собора, под старой лиственницей находятся могилы блаженных дивеевских стариц: Пелагии Ивановны Серебренниковой, схимонахини Параскевы (Паши Саровской), Натальи Дмитриевны. Здесь же находятся могилы схимонахини Маргариты (Лахтионовой), единственной дивеевской сестры, после закрытия монастыря дожившей до его возрождения, а также других сестер и священнослужителей монастыря. Справа будет Преображенский собор. Еще правее трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского.

Выйдя за восточные ворота у Преображенского собора, паломники оказываются у начала особой дивеевской святыни — Канавки Божией Матери, и проходят по ней.

В целебных водах дивеевских источников желающие купаются в любое время года и по вере получают облегчение от душевных и телесных недугов.

Храм Казанской Иконы Божией Матери

Храм Казанской Иконы Божией Матери

Преподобный Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: “Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком, не разрушенными на небо: одна-то в Киевской лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то — ваша Казанская, матушка… Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком”.

В 2002 году были начаты работы по укреплению Казанской церкви, а в день преподобного Серафима 19 июля/l августа того же года начато строительство новых приделов этого храма во исполнение слов батюшки Серафима. Храм отреставрирован к Серафимовским торжествам 2003г.

Храм Рождества Христова

Строителем Рождественских церквей с благословения батюшки Серафима был Михаил Васильевич Мантуров. Исцелив его от смертельной болезни и в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя обет нищеты, продать свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

По заповеди преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела — и с 1992 года была вновь зажжена — неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.

Храм Рождества Богородицы

Вскоре после освящения храма Рождества Христова преподобный Серафим призвал к себе М.В. Мантурова, встретив его словами: “Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня, убогого Серафима, и говорит: “Сына Моего почтил, а Меня позабыл!” Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…”

Церковь была освящена 8/21 сентября 1830 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и стала вторым храмом Мельничной обители. Повторно ее освятили 21 октября 1992 года.

В 1991 году после многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы, и с этого времени сестрами день и ночь читается неусыпаемая Псалтирь.

Колокольня

Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.

Игуменский корпус

Слева от колокольни расположено большое двухэтажное здание голубого цвета, построенное в 1885 году, в пору управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой). Это бывший игуменский корпус.

В 1902 году, в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1903 году, когда император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима, по его просьбе была отслужена литургия в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Он попросил найти священника, который мог бы совершить службу всего за один час, но неспешно и с благоговением. Служил младший священник Петр Соколов. Царь остался доволен и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями.

После закрытия монастыря церковь была разорена. Летом 1996 года усердием сестер обители приведен в порядок наружный фасад корпуса, а над церковью вновь сделан купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол водружен крест. С 1997 года ведутся восстановительные работы внутри церкви. В игуменском корпусе находится паломническая служба монастыря.

Троицкий собор

После постройки Рождественских церквей преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. 5/18 июня 1848 года состоялась закладка собора на месте, указанном великим старцем. День освящения совпал с праздником Серафимо-Дивеевской иконы “Умиление” — 28 июля/10 августа.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери “Умиление”, перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине. Весной 1990 года на купол собора был водружен крест. Богослужения в возобновились в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. В соборе покоятся мощи преподобного Серафима. Над которым устроена сень по образцу сени 1903года. В витринах за ракой сохраняются некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подается людям благодатная помощь и исцеления.

Трапезный храм

Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась эта каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). Возвращение трапезного корпуса монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а 14/27 ноября 2000 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.

Путешествие в Четвертый удел Богородицы

Преображенский собор

В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю.

Несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола в честь Преображения Господня состоялось 3 сентября 1998 года. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас расположена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый — в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни.

Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник.

Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.

Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

Казанская деревянная Церковь в поселке Северный

Возрождение церковной жизни в Дивеево началось с освящения деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери 22 апреля 1989 года.

В одноэтажном деревянном здании церкви изначально размещалась монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем некоторое время жила игумения Александра. Впоследствии это строение разобрали и перенесли на окраину Дивеево к Казанскому источнику, где жили священники. У родственников последнего дивеевского священника Иоанна Смирнова по благословению владыки Николая и купили этот дом. Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник — 21 июля и 4 ноября. В остальное время здесь совершаются Таинства крещения, венчания и отпевание.

Источник Преподобной Александры

Появление этого источника связано с именем матушки Александры. На ее могилке сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Много исцелений происходило на этом месте. Однако оно оказалось затопленным водами реки Вичкинза, когда ее запрудили, чтобы устроить водохранилище (пруд).

Современный источник возник под горою сам и впоследствии был расчищен. Поскольку прежний источник не сохранился, теперь именно он считается источником матушки Александры.

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери

Это самый старый из всех святых источников Дивеева. Он был известен еще в XVIII веке, при жизни матушки Александры.

Издавна над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был колодец. Из-под стены наружу тек ручеек, и из него брали воду. Когда часовню сломали, один из жителей Дивеево обрел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божией Матери, очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.

На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник матушки Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освящать воду.

Источник прп. Серафима в поселке Цыгановка

Существует местное предание, что в 1960-х годах, когда место будущего источника должно было войти в охраняемую зону, военные встретили там старичка в белом балахоне. Военные спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил об землю посохом — и из нее вдруг забила вода. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позднее его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: “Не засыпай мой источник”. Как окружающие ни уговаривали тракториста, он отказывался засыпать источник.
Сейчас на источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны. Рядом устроена купальня.
«Церковный вестник» по материалам изданий Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (монастырь Дивеево)

Читать о монастыре Дивеево:

  • В Дивеево на шпильках
  • Дивеево: по святым местам

На земле существует несколько мест, которые находятся под особым покровительством Божией Матери. Одно из них — Дивеевский монастырь. Это четвертый удел Божией Матери во вселенной, наряду с Иверией (Грузией), Афоном и Киевом. Обитель была основана во второй половине XVIII века монахиней Александрой, бывшей помещицей Агафьей Мельгуновой по повелению самой Божией Матери. О будущей Дивеевской обители Матерь Божия говорила: «Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!» Позднее попечение о монастыре взял на себя преподобный Серафим Саровский. По указанию Божией Матери он поручил сестрам вырыть святую Канавку вдоль тропы, по которой прошла Царица Небесная, взяв обитель в свой удел. О Святой Канавке преподобный Серафим Саровский говорил, что «она до небес высока», это «стопочки Божией Матери». Сегодня Серафимо-Дивеевский монастырь является одним из самых почитаемых святых мест на земле. Сюда едут паломники со всего мира, чтобы помолиться, окунуться в святых источниках, пройти с молитвой по святой Канавке и поклониться мощам преподобного Серафима Саровского.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх