Помост

Вопросы веры

Монастырь в могочино

LiveInternetLiveInternet

Продолжая просматривать информацию о женских монастырях Томска, нашла Свято- Никольский женский монастырь, который удален от Томска примерно на 200 км.

Причем автобусом можно доехать только до поселка Нарга. За Наргой примерно в 3 км на правом берегу Оби находится старинное село Могочино. Ему уже 285 лет.

В этом поселке и находится грандиозное сооружение Свято- Никольского женского монастыря. Монастырь конечно же удивляет своей громадностью, высоченными стенами, величественным храмом и многочисленными сводчатыми окошками корпусов. Все сделано из камня и монолитного бетона. Среди приземистой могочинской застройки это — Кремль. А с учетом бездорожья и царящей вокруг разрухи — чудо.


Его строит Отец Иоанн с подвижниками с 1989 году. Уже более десяти лет в Могочино руководит клиросом игумения монастыря Ирина (Селиверстова). В течении пяти лет строящийся храм расписывал новосибирский художник Василий Дворцов.

Все делалось и делается до сих пор исключительно «на пожертвования и с божьей помощью». Два раза пожар уничтожал все их труды. Сгорела даже только что возведенная церковь. Построили новую. Еще лучшую.

Постоянно пополняется православная община, в которой уже около семисот человек. Одновременно со строительством корпусов украшался храм внутри.

Один томский благодетель пожертвовал паникадило. Драгоценный груз не вошел в пассажирский вагон, поэтому жертвователю пришлось из Москвы трястись в товарном вагоне, но паникадило было доставлено в полной сохранности. Жители Могочина поначалу вопринимали строительство храма враждебно, но понемногу преображаются их приоритеты меняются. Те, кто хоть раз побывал в монастыре, ощутили благодатную помощь монастырской молитвы.

А сам поселок Могочино в настоящее время еле дышит. Лесозавод, на котором он раньше держался, растащен. Могочинцы вспоминают о нем с ностальгией. Предприятие было одним из самых мощных в стране. В поселке работали целых семь магазинов «Березка», торговавших дефицитными импортными товарами. Но могочинцы сами подпилили сук, на котором «сидели». Вырубили вокруг себя весь ценный лес километров на семьдесят. Новый теперь вырастет только лет через сто.
Единственное развивающееся «предприятие» в поселке – это монастырь. Причем, его население не ограничивается только теми, кто живет в кельях. Есть еще община «за оградой», которая насчитывает около тысячи человек. Едут в обитель отовсюду. В том числе из Израиля, Польши, Молдовы, Киргизии, Украины… Но большинство – сибиряки.
В монастырь принимают всех немощных. То есть людей, которые уже никому не нужны. В миру они погибнут. И те, которые знают жизнь других обителей, удивляются этому. Там таких не берут. А Отец Иоанн всегда говорит: «носите немощи друг друга».
Могочинские иноки не являются затворниками келий. И не могут ими являться, потому что одними молитвами сыт не будешь. Все трудоспособные – чернорабочие с утра до ночи на стройке. На сон остается около пяти часов. Свободного времени – практически нет.
Примечательно, что за предыдущих три века, храма в Могочино так никогда и не было. А комендатура НКВД – была. И были гулаговские зоны вокруг. И в земле здесь лежат без всяких крестов — тысячи невинноубиенных. Издавна говорят об этих местах: «Бог создал рай, а черт – Нарымский край»
Этот монастырь в настоящее время градообразующее предприятие села Могочина. Крупнейший местный землевладелец. Для защиты от паводков есть дамба, возводить которую помогал монастырь.
Отец Иоанн (в миру Василий Луговских) родился на Алтае в семье верующих родителей. Был самым младшим, двенадцатым ребенком. В четырнадцать лет остался без отца. Учился в ПТУ и после армии я в вечернем техникуме и одновременно работал на заводе.
Дослужился до начальника смены. Несколько лет работал при Новосибирской епархии «с метлой и лопатой». Это был период его постепенного разрыва с мирской суетой. Затем строил храм в Черепаново. В монахи он был пострижен в 1988 году с именем Иоанн. С первого взгляда настоятель Иоанн выглядит человеком суровым. Но впечатление это обманчиво. Считает, что обитель это его крест. «А, взяв крест, нужно идти путем веры и добродетели. Куда ведет этот путь? Знаю! На Голгофу.» — говорит он.
Человек уйдя из мира и приходя в монастырь, должен поступатьт по заповеди Христовой: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной». Многие из приехавших туда, не оглядываются назад, с верою и терпением идут по пути послушания: работают, воспитывают детей, ведут невидимую брань со своими страстями. Все вопросы и недоумения на этом пути разрешают со своим Духовником.
В трудных случаях идут к отцу Иоанну или матушке Ирине. Около дверей игуменского корпуса или алтаря часто стоят люди в ожидании беседы с наместником игуменом Иоанном. Матушка Ирина также постоянно выслушивает, утешает, помогает советом, доброй улыбкой, ласковым словом. Но при необходимости оба они могут жестко спросить за непослушание, отсечь ненужный разговор. Не случайно их зовут здесь «наши родители». Они действительно как добрые и строгие родители заботятся о своих духовных детях, помогают духовно и материально.
Игумения Ирина (в миpy Надежда Алексеевна Селивёрстова) родилась 25 сентября 1948 года. Вырола в православной семье, ее мама с детства мечтала стать монахиней. После школы Надежда пошла работать парикмахером, но заболев, начала начала петь на клиросе в Вознесенском соборе Новосибирска. С 1981 по 1986 годы ездила в качестве псаломщицы во вновь открытые приходы Новосибирской епархии. 8 июля 1984 года была пострижена в монашество в честь великомученицы Ирины . С 1986 года была псаломщицей в храме Всех святых города Черепаново, где служил тогда и Василий, (впоследствии иеромонах Иоанн). Одновременно с ним матушка была направлена в Могочино и получила послушание псаломщицы в Свято-Никольском храме. С первого дня в Могочино матушка Ирина руководит монастырским хором. Ее стараниями стало уже два хора — большой и детский. Как говорил отец Иоанн в день ее юбилея: «Игумения Ирина — это красота и благолепие церковного пения в обители».
Информация отсюда:

Захотелось съездить в это интереснейшее на мой взгляд место, но нужно ехать туда на два
дня, что пока для меня нереально.

Жертвы богам приносят только спасенные ими

Но иногда слышатся и голоса тех, к кому боги повернулись задом.
Вот стоило открыть тему о некоем схимнике, и пошли мемуары:

Слышали о монастыре в Могочино Томской области???
Там таких чудотворцев — полно! И все молятся «аки древние» и пророчествуют.
Один отец Матфей чего стоит…
И да, люди приезжают, квартиры продают, замуж по их благословению тоже выходят.
И куча трагедий!
Кстати, так и не понятно — Могочино мужской или женский монастырь? Там живут и монахи, и монахини. Догадываетесь, к чему это приводит?
В Могочино всё началось с совместного жительства игумена с игуменьей в одной келье,они так жили ещё с Черепаново вдвоём,откуда и приехали в тосмкую обл.,отношения между ними были странные,он не мог без неё,она без него и до сих пор,когда «старец» помер она бредит им,как вдова не сходит с его могилы по 10 раз на дню поёт ему литии,рекламирует его как чудотворца местным туристам,монашки ей по боку,а главное это соблюсти бредовые традиции её сожителя архим.Иоанна.Он сам не мог без её юбки и жить и ездили по стране всегда вдвоём.Архимандрита Иоанна 25 лет назад поставили наместником мужского монастыря,которого там отродясь не было (как ставить наместником того,чего нет?) и жил он не с теми кого постриг,а монахов он постриг несколько человек,а со своей сожительницей игум.Ириной.Как то это сочетается с женским монастырём,вообще не понятно. Шестой вселенский собор им не писан о том,что клирику в 5-м правиле запрещено сожительствовать с женщиной вместе,а тем более монаху.47-е правило шестого вселенского собора так же запрещает в монастыре сожительство мужчин и женщин,а тут монахи игумены вместе живут не разлей вода,как семья,вдвоём едят.Игуменья каждый день заплетала ему волосы,расчёсывала,а однажды даже застукали за тем что она ему ногти стрижёт,и нежно приглаживала волосы,как не скрывали они это,всё равно увидели и это монахи? Сводничеством о.Иоанн стал заниматься в 1996-м году,куча пар потом распались,устраивать свадьбы это было его любимым делом,все послушницы что за монашеством туда пришли разбежались,остались одни старухи,продавшие своё жильё и отдавшие ему деньги,которых он активно и стриг в монашки,симония на лицо,постриг покупается за проданную квартиру и за отданную пенсию.Сам отец Иоанн имел акции завода Винап и свои торговые точки,покупал и менял автомобили как перчатки,увлекался тачками не хило,которые он и раздаривал потом мужикам,и своим дружкам.Свою семью — и двух дочек в Черепаново он обеспечил.А монашки жили и живут убого,потому что жертвуемые деньги шли не в пользу и устройство монастыря,а в пользу его личных увлечений(чтобы убедиться достаточно туда приехать и увидеть условия проживания).Никто за ними не ухаживает,нет туалета в здании и даже ванной что б помыться.Но себе «старец» Иоанн всё сделал и устроил.Игум.Ирина его сожительница и личная нянька была.Монастыря там нет,так только видимость,в основном мужики да их беременные бабы.Многих отец Иоанн сам свозил в Могочино обещаниями сана или пострига,а так же что Могочино это избранный удел Богородицы,и что всё кругом погибнет а Могочино спасётся,многих он попросту говоря сорвал с места,обработав мозги и заманив в Могочино,многие кто мог уехал,осознав весь бред его «пророчеств»,а остались те,кто пофигист или не имеет возможности уехать.Отец Матфей так же рекламирует «великого старца» Иоанна,и его самого как преемника возвели тоже в старцы,отец Матфей по России ездил чтобы искать богатых для привлечения средств,но отец Матфей хотя бы на монаха похож,ни с какой бабой не живёт и деньгами монастырскими не сорит,а отца Иоанна монахом было назвать сложно,он был дельцом,любивший власть и строя из себя избранника прозорливца и избранника Бгородицы,которого все должны слушать,даже мирские,кому на ком жениться,то есть кому с кем спать,имена при рождении детей тоже назначал отец Иоанн.Местные не совсем адекватные под его влиянием его пиарили и книжки составляли с глянцевыми журналами,писали о мнимых чудесах и что он такой труженик,чего не было на самом деле,он командовал,был надзирателем,а свою спину никогда не гнул,мотаться любил по другим городам и перегоняя очередную тачку из Питера помер в дороге.Пророк,а сам себе не напророчил.Помирать никогда не собирался,все ждали что он станет архиереем, пророчил другим смерть,но внезапно помер сам,что и явилось шоком для его адептов.Архиереев он подкупал баблом,сытыми обедами и продуктами,вот почему до сих пор там нет порядка.Это колхоз и брачное агенство по разведению детей.
Там постригали пенсионерок,некоторые даже Символа веры не знали наизусть,а просто имущество отдали о.Иоанну это и явилось причиной пострига, пенсия это уже прибыльно,доходы нигде не фиксировались,он был полным хозяином.Представить 10 пенсионерок отдали ему свои пенсии и круглая сумма получается,а пенсионерок они собирали со всей Сибири,представляя себя некими спасителями обездоленных,да только обездоленными они в Могочино так же и остаются и бомжами.Мне пришлось там жить,с Божьей помощью пришлось свалить из этого зомбо сектанского сообщества,есть люди и хорошие,но у них изменения в мозгу тоже произошли,от этой зависимости нужна долгая реабилитация.Там действительно не монастырь,нет даже общей трапезы для монахинь,все монашки по семьям по деревне разбрелись и живут,а те кому позволили в ограде жить,общую еду едят с мужиками и детьми или готовят себе сами,игуменье до них нет дела,она на клиросе пропадает и на могиле отца Иоанна,с которым они ели и жили всегда вместе,она больше похожа на его жену и вдову,а не на игуменью,а монахини отдельно сами по себе.Я не понимаю почему до Синода и патриархии до сих пор не дошло,давно пора расследовать и комиссию по делам монастырей туда назначить.И трагедии там были и убийства по пьяне,но всё умело заминали.Там много несоответствий с монашеством,какими то парами жить начинают как в семьях,одна монахиня на краю деревни живёт с мужиком,а сколько монахинь и послушниц разочаровавшись уехали оттуда.Возводят культ личности из отца Иоанна,как при жизни,так и сейчас,поклоняются могиле,как мощам,всех паломников в первую очередь ведут на могилу к пророку и чудотворцу Иоанну и многое,сочиняют всякие чудеса и многое другое…
***
Похуже — это «по благословению» выйти замуж или жениться, а потом трагедия, по «благословению» стать священником или монахом, а потом ….. Хорошо, если встретишь таких же «благословлённых» и, проанализировав их истории, вовремя сбежишь оттуда! И сейчас, по прошествии 13 лет, думаешь: » Как хорошо, что мы вовремя сбежали!» Бог помог!
Хорошо,что рассудительность победила фанатизм!
***
Нет, это не выдумки. К сожалению.
Одна из моих знакомых прожила в этом Могочино около 9 лет. Потом ушла, в ужасе от беззаконий внутри монастыря.
Рассказывала всё то же самое, отец Андрей правильно пишет. Она, так сказать, на собственной шкуре попробовала монастырскую жизнь. Знаем её как порядочного человека, знакома с нашей семьей много лет, да и лгать ей было ни к чему.
Рассказывала и про одну келью игумена с игуменией (и даже про общую постель),
рассказывала как молодых паломниц безнаказанно насиловали, как пенсионерки жертвовали свои квартиры монастырю, как отец Иоанн пророчествовал, что станет епископом. Про деньги отца Иоанна тоже рассказывала, что стяжал он их немало.
Про идиотские благословения тоже рассказывала и про трагедии после этих благословений.
Сейчас уже всего не вспомню, это лет 10 было назад. Но уже тогда была в ужасе от этого «святого места» и поняла — туда ни ногой! Ни в коем случае!
Матфея видела несколько раз, приезжал в город, собирал возле себя толпу почитателей. Помню, что собирал деньги со всех и заманивал приехать в монастырь. Но уже тогда я испытала внутреннее отвращение и даже не стала оставаться с ним на беседу.
Когда наконец, наши епископат обратит внимание на такие вещи, которые вытворяют у них же под носом и с их же попущения. Ведь за все эти лже-благословения и трагедии придётся перед Богом отвечать!
(Если конечно, наше церковное руководство верит в Бога, а не в деньги!) Остался ли хоть один епископ с совестью?
***
Епископ Силуан хотел было в прошлый год поменять там всё,навести порядок,но духовные чада умершего архимандрита Иоанна ,которого они воспевают с утра до ночи как великого гуру и создателя их общины во главе с игуменьей встали на дыбы,и не пошли на архиерейскую Литургию,когда он служить приехал,они там обработанные влиянием своего гуру,частенько некоторые из них на психу попадают лечиться.Так что архиерею дешевле дружить с ними,хотя меня тоже удивило,если в документе Московской патриархии это место числится женским монастырём,то чего там семейные мужики делают на клиросе,чего они делают в трапезной и почему живут в ограде монастыря,где должны жить одни монашки.
Но местные монашки и сами особо не хотят жить в монастыре и живут в селе со своими огородами.мать Ирина с Матфеем по началу власть делили,одни на сторону отца Матфея встали,другие в рот игуменье Ирине смотрят презирая отца Матфея.
А епископ местный побаивается их трогать и лелеет мечту о мужском монастыре на Волоке что б Матфей построил.А по общему виду там и этот Могочинский что есть расформировать надо,потому что толкового там нет ничего.Закрыть ,и обозначить просто Никольский храм,а никакой не монастырь.Загнали зачем то туда детей организовав школу,когда есть нормальная сельская школа для этого и рожают и рожают без конца детей,женят,беременеют и опять рожают,какой это монастырь? Обман документальный и визуальный.
Сейчас епископы какие то пошли странные,им только надо что б строили,а то что люди дуреют в этих стройках,ломаются реально судьбы.И без конца владыки обвешивают наградами и восхваляют тех, кто строит.А могилу местного гуру Иоанна превращают медленно в мавзолей поклонения,зачем его там схоронили,когда есть кладбище на Волоке что бы хоронить,но это теперь как место молитв обозначено,нужны свои мощи,вот и лепят,уже тропарь ему написали,как своему небесному покровителю,вот такие нонче святые у нас появляются.А по жизни он никакой не святой,обычный мужик был с деньгами,немного тронутый на своей необычности,ни с кем властью не любил делиться,что бы все зависели только от него и очень кайфовал,от того,какие песенки ему пели и восхваляла местная алкашня,которую сам же и развёл.Кто не хочет потерять последние мозги,держитесь подальше от таких старчиков дельцов,о которых статья за мошеничество плачет.
***
Когда я приезжал, там успешно замяли случай с изнасилованием 19-летней паломницы…
только из моей памяти несколько реальных случаев «благословений» подобных старцев. Идиотизм «благословений» зашкаливает.
Один парнишка после семинарии долго не мог жениться. Переживал, поехал к «старцу». Женился «по благословению» на скромной монастырской труднице — молчаливой девушке. Девушка жила при монастыре лет 5. Счастью парнишки не было предела! Тихая, кроткая, богомольная! Через короткое время после венчания оказалось, что девушка шизофреничка со стажем. Она такое творила… То голая ночью из дома уйдёт и ходит по храмам, то окна все в доме перебьёт, то котят всех перережет…
Парнишка (уже иерей) стал объектом насмешек и издевок со стороны собратьев по служению. Развёлся, из церкви ушёл. Таксует, выпивает, пробовал совершить суицид. Глаза грустные. Хотел ведь семью, деток…
Одна молодая пара, «по благословению» продав прекрасную 3- комн. квартиру в Выборге, купила старенький домик при сибирском монастыре. Оставшиеся деньги выманили «во славу Божию на помощь обители». Лето кончилось, домик оказался гнилым, холод собачий как не топи. В поселке только монастырь со старцами, работы нет. Взвыли, одумались. Домик тоже «во славу Божию» забрал монастырь. Денег, понятно дело, никто им не вернул. Вернулись к родителям. Квартира потеряна.
Молодого приехавшего к старцу парня благословили жениться именно на той девушке, которая ему не нравилась. Но женился — «по благословению». Родился ребенок. В семье были скандалы и драки, развелись.
Семью, приехавшую к старцу «за советом» благословили перестать выплачивать взятый на бизнес кредит. За пару лет набежали такие проценты, что пришлось продать и квартиру, и машину. Вшестером теперь живут на даче, которую снимают…
Пожилую женщину благословили подбирать в свою небольшую квартирку «всех, встреченных ею» кошечек с улицы. В виде епитимьи. И так у старухи набралось их штук 40. Кормит, лечит, подбирает. Благословение нарушить боится. А соседи с ума сходят от кошачьей вони…. Но… «кошечек привечать так спасительно!»
Многодетную мать благословили уйти из семьи и стать монахиней. (Старшему на тот момент было 13, среднему 10, дочке — 6 лет.) Дети остались на «погибающего в миру» мужа. Женщину довольно быстро постригли в монахини. Дочку она пыталась брать с собой в монастырь жить, но ни девочка не выдержала режима, ни монастырское начальство не смогло потерпеть ребёнка. Вернула ребенка отцу. Прошло пару лет, все трое детей ненавидят мать-монашку!!!
Или вот ситуация. Многодетная семья рожает каждый год «по благословению». Имена деточкам даёт «старец-прозорливец, духовный наставник».
В семье с 5 детьми 4 из детей — Александры. 1 мальчик Александр и 3 девочки — Александры… В школе уже на родителей так странно смотрят…
Но тут позиция «старца» — дескать, Русь срочно надо спасть, а спасут её именно Александры…
(Хорошо, что хоть старшему имя Дмитрий нарекли до встречи с «прозорливцем»).
***
Откуда берутся старцы:
Скорбный разговор вышел сегодня, после утреннего правила, за чаем. Говорю, что в эти дни почитаем за трапезой «Великий пост», о. Александра Шмемана.
Реплика от одного из братьев: «Батюшка, а чо это за «Шман», просветите? Это тот, что Сретенской монастырь у владыки Тихона хотел захватить? Это у него голова сильно болела потом, после этого и он умер? Я читал, что отец Крестьянкин их проклял вместе с ихним «аверинцем» каким-то и они все умерли. Зачем нам эти евреи заграничные? Давайте лучше русских святых поучения читать: Александра Невского, например, Свирского, Серафима Саровского»!
«Хорошо», — говорю, -«Хотя, о. Александр не был евреем и о России так писал, как мало, кто из живущих здесь.. Ну.. Вот, можно святителя Игнатия Брянчанинова почитать».
» Да, понимаете», — отвечает сей брат, -«Он же тоже сначала католиком был.» .
«КТО? — Брянчанинов»?!?!
«Да, там шой-то не ладно у йих в семье было. Я читал»!
Человеку 56 лет. В монашестве — пять. На все возражения — один ответ:» А, што с меня взять, я неуч, в колхозе всю жизнь проработал».
Тот случай, когда, молчание — золото

В рубрике «Прямая речь» право высказаться имеет каждый, если он может считаться экспертом. Первое слово мы решили предоставить Владиславу Гайдаенко — иеромонаху отцу Амвросию из Свято-Никольского монастыря поселка Могочино. Он был приглашен к одноклассникам погибшего школьника и провел с ними классный чай. На днях исполнилось 9 дней с того момента, как мальчика не стало. Что сегодня говорят об этом случае, и какие слова нашел сам священник, разговаривая с ребятами?
— 5 сентября меня пригласили в Могочинскую среднюю школу. О проведении классного часа попросила классный руководитель 10-го класса Ольга Федоровна Меняйло. Моя задача была рассказать одноклассникам Паши о том, что Церковь говорит о самоубийстве. С ребятами я общался примерно 20 минут. Тогда с момента случившегося прошло совсем немого времени, и школьники (да и взрослые тоже) еще находились в состоянии шока. Дети от пережитых эмоций были немного уставшие, но слушали внимательно.
В моей практике отговаривать самоубийц никогда не приходилось, хотя я часто общался с людьми, находящимися в унынии и депрессии. Что им говорил? Какие подбирал слова? Не скрою, с такими людьми было тяжело, но я старался расширят контекст проблем такого человека, показывая их в перспективе вечной жизни. Для некоторых это сразу было очень наглядно.
Но все это касается взрослых, а если вспоминать детей, то с ними ситуация иная: здесь всегда и во всем нужен родительский контроль и упреждение подобных влияний. Как это сделать? Честно рассказывать детям об опасностях не только в реальном, но и в виртуальном общении, знать об их проблемах, интересоваться их делами.
Случай с самоубийством подростка сильно взволновал жителей поселка, и до сих пор они не могут успокоиться, обсуждая и домысливая. Хочу сразу сказать: информация о том, что Паша и его мама были активными прихожанами церкви, неверная. По крайней мере, я их в Церкви не видел, а вот отец мальчика действительно был нашим прихожанином. Игорь являлся врачом в монастырской больнице. Он умер несколько лет назад.
В Могочино я живу 25 лет и подобных страшных случаев не припомню. Надеюсь, и этот будет последним.
11 сентября был день рождения Павла, в этот день ему бы исполнилось 16 лет. Меня спрашивали, является ли смягчающим обстоятельством то, что школьник не сам додумался до самоубийства, а его до него довели. Ведь даже следователи завели дело именно с такой трактовкой «доведение до самоубийства». Мой ответ: «Несомненно это смягчающее обстоятельство, и за ребенка и можно и нужно молиться».
Так что же делать, если видишь, что поведение ребенка выходит из-под контроля, сын или дочь много времени проводит за компьютером, перестал слушаться родителей? Кричать? Ругаться? Или пытаться решить мирно, лаской? Отвечаю: «Все нужно делать со смыслом. И дело тут не в выборе: ругань или ласка, а в контакте между взрослыми и ребенком, чтобы ребенок доверял вам и не вел бы параллельной скрытой жизни. Церковь на все вещи смотрит в контексте вечной жизни, и в этой перспективе самоубийство бессмысленное и страшное действие.

Фото: портала «Могочино.Мы учились-учимся в Монастырской школе».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх