Помост

Вопросы веры

Монастырь в серафимовиче

Волгоградская область славится своими православными обителями. Одним из таких мест является Усть-Медведицкий женский монастырь, расположенный в г. Серафимович, отличающийся уникальной архитектурой зданий и необыкновенной историей.

История обители

Своё название монастырский комплекс получил от Усть-Медведицкой казачьей станицы, расположенной рядом с обителью. В 1933 г. её переименовали в г. Серафимович в честь известного советского писателя, жившего и работавшего здесь.

Основан монастырь донскими казаками в 1638 году. Из-за набегов татар его перенесли в более защищённое место. Возведение обители длилось с 1652 – 1665 год.

Священнослужители смогли освятить монастырский храм Преображения Господня лишь спустя 5 лет (1670 г.). Строил первый святой комплекс игумен Исайя с тремя старцами. Их имена – Кирилл, Иосиф, Корнилий. Сохранилось предание о С. Разине угрожавшем разорить мужскую обитель. Поднялась буря, он не смог перебраться через реку. Утром атаман раскаялся, одарив монастырь украшениями и деньгами.

Пасхальной ночью 1752 г. разлитый Дон размыл берег. Половодье значительно разрушило храм, он полностью «сполз» в реку. Монахи приняли решение перенести комплекс на более высокое место. К началу 1759 г. его отстроили вновь. Мужской монастырь стал женским в 1785 г. благодаря помощи казачьего атамана Алексея Ивановича Иловайского.

Обитель приняла под свой кров 40 монахинь с дьяконом В. Михайловым. До этого женщины состояли в девичьем Сиротинском собрании. Последним настоятелем мужского монастыря являлся Игумен Павлин (в мире Пётр Евтихиев).
Первой наставницей Усть-Медведицкой женской общины стала Мария Абрамовна Карпова (вдова казачьего старшины).

Епископ Воронежский Тихон III назначил дьякона Михайлова В. управлять духовной жизнью монахинь. Монастырь просуществовал всего три года. Императрица Екатерина II своим указом от 1788 г. закрыла несколько обителей относящихся к Воронежской епархии. Среди них оказалась Усть-Медведицкая.

Её открыли вновь как женский монастырь спустя десять лет (1 октября 1798 г.) для приема вдов и осиротевших девочек. Им руководила всё та же М. А. Карпова. В 1827 году после того как она скончалась, женскую обитель возглавила игуменья Августа.

Под её началом обитель находилась восемь лет, и было отмечено весьма важным новшеством: монастырь стал принимать на воспитание маленьких дочерей местных казаков. 1835 год стал печальным для обители. Умерла настоятельница Августа. Игуменство приняла Афанасия. Именно в это время Святейший синод решил обновить положение об Усть-Медведицком монастыре (оно выпущено в 1798).

Новое издание не включало некоторые позиции обеспечивающие монастырю государственное содержание. Заступился за сестёр архиепископ Игнатий, руководивший в те годы епархией. Он лично составил и передал прошение на имя царя. Николай I распорядился восстановить насельниц в их правах.

После кончины наставницы Афанасии в 1847 г. игуменствовала казначея Версавия. Во время её управления была построена двухэтажная трапезная, увеличилось число монахинь (от 17 до 32 сестёр). 21 ноября 1863 г. она умерла.

Монастырь достиг своей лучшей поры в период правления пятой настоятельницы матушки Арсении (в мире – Анны). Она происходила из богатого, знатного рода донского помещика Себрякова Михаила Васильевича, получила хорошее образование.

Серафимович — женский монастырь в Волгоградской области. Он имеет богатую историю.

Когда дочери исполнилось 17 лет, по желанию Анны отец привёз её в тогда ещё бедную обитель 30 декабря 1850 г. Девушка отличалась красотой, умом, добрым нравом, трудолюбием. Спустя 4 года она приняла постриг. Нарекли её именем Арсения.

3 января 1864 г. по просьбе инокинь матушка Арсения в возрасте 31 года стала игуменьей. Правление её длилось до 1905 г.

За время руководства матери Арсении монастырь превратился в настоящий духовный центр. Открыта школа для обучения девочек и монахинь грамоте. Устроена библиотека, студия живописи. Отстроены дома для священнослужителей, новые корпуса в два этажа для монахинь, хозяйственные строения. Обновлено подворье монастыря. За территорией комплекса построена гостиница для паломников.

В 1867 г создано женское училище, где могли получить четырёхлетнее образование девочки разных социальных сословий. Оно было бесплатное. В нём преподавали Закон Божий, русский, церковнославянский язык, арифметику, историю Руси, географию. Работало образовательное заведение до 1918 г.

Игуменья Арсения написала несколько больших икон. До сегодняшних дней сохранилась одна из них – «Плащаница Спасителя». По ходатайству игуменьи Арсении в 1871 г. архиепископ Платон дал разрешение на постройку Казанского храма.

Здание собора проектировал известный столичный архитектор Горностаев Иван Иванович. Строительные работы начались в 1874 г. Возведение верхней части храма закончено летом 1885 г. Собор освящён 8 сентября этого же года, а на 15-й день придел святых апостолов Петра и Павла.

Судьба после революции

После октябрьских событий обитель просуществовала до 1928 г. Затем её закрыли. Несколько монахинь репрессировали. Как вспоминала учительница Полякова Тамара Владимировна – оставшиеся насельницы смогли организовать «сельскую коммуну», купить дом. Там они жили, молились, зарабатывали, чтобы прокормиться.

Сначала на территории обители разместилось 400 воспитанников детской колонии. Позже здесь находился штаб генерала Ватутина в период Великой Отечественной войны (1942 – 1943 г.). Серафимович (женский монастырь Волгоградской области получил серьёзные повреждения во время тяжёлых боёв) был значительно разрушен в Сталинградских сражениях.

За годы советской власти в Казанском соборе располагался пионерский лагерь, склад хранения зерна, была птицефабрика. Позднее там обустроили электростанцию, которую демонтировали самым варварским способом к концу 60-х. Уникальное строение взорвали, сохранились только стены, а также мраморные колонны здания.

Восстановление

В начале 90-х г.г. XX столетия Священный Синод учредил отдельную епархию Волгоградской области поставив главой её архиепископа Германа. По его прошению Русская Православная Церковь постановила открыть мужскую обитель в 1991 г.

1992 г. стал началом возрождения духовного комплекса. Первыми обитателями были три иеромонаха, старший из них Савин (Аганин), а также иеродьякон, монах, несколько послушников. Они отремонтировали крышу, восстановили перекрытия между верхней и нижней частями здания.

Были убраны остатки оборудования электростанции, осуществлены хозяйственные мероприятия, реконструированы пещеры, а также благоустроена домовая церковь, возведён дом игумена, где обустроили трапезную.

Женский монастырь города Серафимович в августе 2001 г. принял женскую общину под руководством матушки Георгии (Боровик). Эта довольно большая группа прибыла в Волгоградскую область из Украины. Мужской монастырь обратно стал женским в июле следующего года.

Состоялось освящение, а также открытие собора Казанской Божьей Матери 9 сентября 2012 г. Его реставрировали больше 20 лет. В 2002 г. восстановили нижнюю церковь преподобного Арсения Великого. С 2004 по 2014 г. возвели храм Преображения Господня, выстроили часовню в честь преподобного Серафима Саровского.

Архитектурные особенности

Серафимович (женский монастырь Волгоградской области имеет на своей территории здания неповторимого зодчества) привлекателен для туризма. Прежде всего, он знаменит Казанским храмом. Выстроен он в русско-византийском стиле. Собор имеет форму креста, верхнюю, нижнюю часть. Внизу находится церковь имени преподобного Арсения Великого, построенная в 1888 г.

Казанский собор отличается не только необычной архитектурой снаружи. Внутри него расположены красивые колонны украшенные капителями. Мрамор для них заказывали в Италии. Изготавливали в Санкт-Петербургской мастерской скульптора Андрея Андреевича Баринова. Храм довольно просторный. Он может вмещать до 5000 человек.

Храм Преображения Господня создан в стиле барокко. Украшают его 33 купола (число земных лет Христа). Установлены они в 4 яруса. По 8 глав на трёх нижних, 1 венчает верх. Внутри своды расписаны красочными фресками.

Другие строения более скромные:

  • колокольня;
  • надвратный храм – освящён 20 июля 2015 г. в честь святителя, чудотворца Николая;
  • часовня имени Серафима Саровского;
  • игуменский дом;
  • звонница в форме арки;
  • дом для гостей.

Пещеры

Происхождение пещер имеет две версии. По одной из них 10 июля 1874 года (день памяти Антона Печёрского) настоятельница Арсения собственноручно приступила к копке пещер. Помогали ей три инокини (Агния, Викторина, Никодима). Работа длилась 13 лет.

В них игуменья хотела устроить подземный храм. К сожалению не успела. Она назвала основной ход пещер «Крёстный путь Спасителя». Второму проходу дала наименование «Страстной путь Божьей Матери». В 30-х годах прошлого столетия несколько человек захотели обследовать пещеры. Обратно они не вернулись. Власти приняли решение засыпать их. Спустя 40 лет заваленные входы снова откопали.

Общая протяжённость подземных коридоров составляет где-то 165 метров. В настоящий момент посетителям можно продвигаться по ним не дальше 50 м (до комнаты, где находится каменная глыба). В пещерах температура воздуха круглый год всегда одинаковая – +8°. Начинается вход из церковного притвора Арсения Великого (в нижней части Казанского собора).

По мнению многих археологов, историков появились пещеры намного раньше. Потому не случайно выбрано место строительства Казанского храма. Он находится прямо над входом в подземелье. Матушка Арсения лишь усовершенствовала подземные галереи: укрепила своды, стены, полы.

Каменная плита

В одной из пещер монахини обнаружили необычный камень, на котором есть отпечатки женских рук и коленей. Первая легенда рассказывает что следы оставила матушка Арсения. Поверхность камня расплавилась от её горячей молитвы. По мнению обитательниц монастыря, они принадлежат самой Богородице.

Советские учёные в 70-е годы исследовали камень. Их выводы оказались неожиданными. Вмятины на поверхности действительно оплавлены. Также им не удалось определить химический состав плиты. Как будто она имеет внеземное происхождение.

Считается, что каменная плита обладает целительными свойствами. Каждый, кто прикоснётся к ней губами или лбом с искренней верой, надеждой, молитвой получит избавление от болезни. Особенно помогает она женщинам страдающим бесплодием.

Грот

Серафимович (женский монастырь Волгоградской области обладает ещё одним подземным памятником, но уже природного происхождения) интересен всем любителям необычных исторических мест.

Грот был посвящён грузинской святой Шушанике (Сусанне) мужественно перенёсшей страдания ради веры. Вход туда отчасти засыпан землёй. Монахини планируют реконструировать его, чтобы проводить экскурсии.

Арка-звонница

Когда-то на этом месте стояла каменная церковь XVIII века. В 1934 году её взорвали, сохранилось только строение в форме дуги. Памятник архитектуры переоборудовали под звонницу.

Портал оснастили перекладиной, установили 7 колоколов. Верхнюю часть арки украсили двумя лазоревыми куполами. Венчает их остроконечный шпиль.

Источник

Роднику больше 200 лет. Впервые о нём упоминают в документах периода настоятельницы Августы (конец XVIII столетия). До сегодняшнего дня сохранился ведущий к святому ключу остаток каменной лестницы построенной в 1830 г.

Могила семи монахинь

На территории Усть-Медведицкого монастыря в 2014 г. были перезахоронены останки бывших инокинь. В обители сёстры находились до 1928 г.

Их имена:

  • Аниманида;
  • Афанасия;
  • Варсононфия;
  • Евфалия;
  • Евфрасия;
  • Надежда;
  • Раиса.

Условия посещения

Необходимо выбирать одежду соответствующую церковным правилам. Женщины надевают длинные юбки, платья (длина ниже колен), верх должен быть оснащён длинным или ¾ рукавом.

Голову покрывают косынкой, платком, шарфом, шляпой. Мужчинам нельзя надевать майки, шорты, можно рубашки, футболки, брюки.

Рекомендуют брать воду, еду для перекуса. Однако в обители есть трапезная для паломников. Кормят там бесплатно во славу Божию либо оставляют пожертвование (по желанию).

Разрешено снимать на камеру и фотографировать здания и достопримечательности в окрестностях обители так чтобы обитательницы монастыря не попали в кадр (нельзя внутри храмов, пещер). Во время посещения святого места необходимо относится к нему с уважением, благоговением.

Режим работы монастыря

Таблица:

День недели Часы работы
Понедельник 07.30 –18.00
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Без обеда

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь в городе Серафимович Волгоградской области на карте

На правом берегу реки Дон в юго-западной части города Серафимович расположен Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.

Схема проезда к монастырю на машине

Из г. Серафимович до обители добираются на собственном транспорте или такси от городского автовокзала. Можно дойти пешком за 30 минут (с остановки ДРСУ).

Основной путь от г. Волгограда до города Серафимович проходит по трассе Р-22 «Каспий» (бывший М-6). На автомобиле длительность поездки – 3 часа 45 мин. Расход топлива примерно 26 литров. Женский монастырь г. Серафимович Волгоградской области открыт для всех, желающих посетить жемчужину православной веры.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о женском монастыре Серафимович

Монастырь Серафимович с высоты птичьего полета:

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

К светлому пасхальному празднику решила сделать всем православным(и не только!) читателям Клуба небольшой подарок,познакомить с необычными ,по архитектурному решению, православными храмами России.Где еще можно такие встретить как ни в русской глубинке,затерявшейся на бескрайних просторах России…С монастырем в Истре знакомила вчера

Сегодня мы посетим монастырь уже в Нижнем Поволжье.Итак…

У западной части города Серафимович, недалеко от Дона, стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Момент его возведения ориентировочно датируется 1652 годом и связан с благословлением Св. патриарха Иоакима. В настоящее время обитель практически полностью отреставрирована и заселена монахинями. Усть-Медведицкий монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Это своего рода донская жемчужина, как по духовному значению, так и по внешнему виду

Арка с колокольни, оставшаяся от разрушенной церкви

История Усть-Медведицкого монастыря Серафимовича тесно переплетается с историей здешних краев, неразрывно связана с ней, и столь же богата событиями, многие из которых подчас очень трагичны. Созданный в 1652 году, спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком сползает в воду и разрушается.

К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь отстраивается заново. Были карательные экспедиции, направляемые сюда Петром Первым в годы Булавинского восстания, и упразднение обители в 1788 году, и гремевшие здесь сражения во время Великой Отечественной войны. Но всегда, в любые эпохи и при любых событиях Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче имел большое значение для казачества, служа оплотом православия и защиты Отечества на окраине Донской земли, оставаясь надежным прибежищем для людских душ.

Собор Казанской иконы Божией Матери на территории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

Варваринская церковь и Сиротинское девичье собрание, предп. 1913 г.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

Митрополит Платон (в миру Николай Иванович Городецкий; 1803 — 1891) — епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской лавры.

Построен Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче в стиле итальянской базилики и поистине восхищает своей красотой. Но наибольшее впечатление производит 33-главый Спасо-Преображенский храм. 33 золоченых купола символично отражают каждый год жизни Иисуса Христа.

Храм имеет форму креста. Колонны, поддерживающие храм изнутри, были доставлены из Венеции за 1,5 года и обрабатывались в Петербурге . Уже в наше время за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги г. Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым немцам. Некогда вершину храма украшали пять позолоченных куполов, в отличие от нынешнего одного. Перекрытие между нижним и верхним храмами использовалось ещё и для обогрева – в нём была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие.

В Советские времена храм превратили в груду обветшалого камня. Не было ни крыши, ни перекрытия между верхним и нижним храмами, все оставшиеся стены были изгажены надписями, а фрески расстреляны и закрашены. Всё, что содержало золото, было распилено и растащено (купола, алтарь, иконостас) До нынешнего времени ещё остался дом игуменьи Арсении, арка бывшей колокольни, часть пещер с главной святыней монастыря чудо-камнем игуменьи Арсении. Сейчас, благодаря вниманию верующих, Усть-Медведицкий монастырь постепенно восстанавливается. Удалось так же привлечь внимание Москвы к удивительному памятнику архитектуры.

Вернемся к истории:

В 1863 году настоятельницей Серафимовичского Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения, с именем которой связаны времена самого расцвета деятельности Спасо-Преображенского монастыря.В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821-1874).

Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

часовня

Преподобный Арсений Великий (фреска храма Протата на Афоне)

После октябрьского переворота обитель была закрыта и подверглась осквернению и разорению. Более 50 построек на территории Усть-Медведицкого монастыря были разрушены.В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало «коммуну». Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание.

Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область, город Серафимович несколько раз переходил из рук в руки. Бои продолжили разрушение обители. После войны в обители расположилась исправительная колония, потом в единственном уцелевшем храме – иконы Казанской Божией Матери – местная электростанция. В конце 60-х годов ее демонтируют весьма радикальным способом — с помощью проведения взрывных работ. В результате от здания монастыря уцелели лишь стены и мраморные колонны.

В начале 90-х годов прошлого века Священным Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия, главой которой назначен архиепископ Герман. В 1991 году на заседании Синода Русской Православной Церкви, по ходатайству Германа, было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии». Таким образом, в 1992 году начинается деятельность по восстановлению в Серафимовиче Усть-Медведицкого монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

Пожалуй, самым первым шагом к поднятию из руин Преображенского храма и возвращению ему былого облика, стало закрытие в него доступа — дабы исключить проникновение вандалов, были заграждены оконные и дверные проемы. Далее, буквально по крупицам, началось непосредственное восстановление некогда блиставшей донской жемчужины. Первоначально к участию в строительстве храма предполагалось привлечь молодежь. Но местные власти отклонили вариант любительского благоустройства, предпочтя ему профессиональную реставрацию.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Монастырские пещеры

10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игуменья Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игуменья рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменьей «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери».
Существует иная версия возникновения пещер.

Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игуменья Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.
Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игуменьи Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

Это главное чудо обители находится в не менее чудесном месте — в рукотворных пещерах под монастырём. Молва накрепко связывает их с именем легендарной подвижницы настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.

Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, умница и красавица, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Не гнушаясь грязной работы, она прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря. Так, словно была рождена не в богатой дворянской семье, а в бедной крестьянской. В 1863 году игуменья по просьбам сестёр обители возглавила монастырь. Кроме того, она прославилась как замечательная художница и иконописец.

Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сёл и неграмотных монахинь, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона. Колонны для храма везли из самой Венеции!

А в 1874 году Арсения решила устроить под ним ещё один храм — пещерный.

По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает… пещеры. Руками! Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.

Водопад Усть-Медведицкого монастыря

Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки.

Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Попасть в пещеры можно из притвора церкви Арсения Великого. Главный ход назван самой матушкой Арсенией «Крестный путь Спасителя»; часть пещер, идущая вокруг главного хода, называется «Страстной путь Божией Матери». Арсения намеревалась создать под землёй пещерный храм, но не успела.

Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.

В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.

Путие же преподобных подобне свету светятся… (Прит. 4:18)

   В ночь под 22-е июля 1905 года мирно скончалась о Господе великая старица, игуменья Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, Области Войска Донского. Почила она смиренной странницей, далеко от своей родной обители, от близких, горячо любящих ее духовных детей, в благодатном Сарове, под чудным покровом Преподобного Серафима, этого великого учителя смирения, к которому она питала особенную веру и любовь. И теперь, возымев горячее желание посетить его обитель, поклониться его мощам, она исполнила свое благочестивое намерение, несмотря на старческие годы, болезнь и предчувствие близкой кончины.

   Малоизвестная шумному свету, игуменья Арсения была одной из редких избранниц Божиих не от мира сего, все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила она на служение Богу и людям и, как светильник горяй и светяй (Ин. 5:35), она многих освящала и просвещала своим живым словом, своим примером и дивными подвигами души. Смиренная труженица пустынной обители, она была велика своей живой верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами, столь высокими в особенности в наше время, оскудевшее истинными подвижниками

Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.Надо сказать, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада…

А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров вообще вырублен в твёрдых меловых скалах. По легенде, в одной из пещер, дно которой дошло до песчаного грунта, до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ монастыря, который сейчас является не женским, а мужским, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.

Вероятно, поэтому кандидат исторических наук Людмила Курышова пишет в своём научном труде: «Для того чтобы устроить подземный монастырь, необходимо приложить огромный труд. Могла ли Арсения со своими монашками проделать такую работу, ведь к тому времени ей было уже за сорок. И ещё один вопрос — почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 году она уже одиннадцать лет была настоятельницей монастыря, и двадцать лет прошло с того дня, когда ею было совершено богомолье в Киев, где она впервые увидела Киево-Печерские пещеры. Скорее всего, связанные со строительством собора работы коснулись и подземелья. Арсения занималась обновлением уже существующих пещер — цементированием потолков, заливкой цементом кирпичных полов. Можно предположить, что пещерный комплекс сформировался раньше. Окончательно точную дату их возникновения сможет дать только очень тщательное обследование и изучение пещер».

Матушка Онуфрия в знаменитых пещерах монастыря, вырытых игуменьей Арсенией. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

Но даже если матушка Арсения не вырыла все ходы сама, а лишь реставрировала и реконструировала по своему плану часть пещерных ходов, потрудиться ей пришлось всё равно немало.

По святым местам. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (г. Серафимович, Урюпинская епархия)

Аудио

Этот монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. В этом году святой обители исполнилось 367 лет. О монастырских пещерах, камне, на котором молилась святая Арсения Усть-Медведицкая, и тридцати трех куполах обители наш рассказ.

Святое и благостное место – так отзываются паломники об этом монастыре. Ежедневно сюда, на берег Дона, приезжают сотни пилигримов. Побываем здесь и мы. Об Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре наш рассказ. История этой обители неразрывно связана с жизнью всевеликого Войска Донского. Еще в конце XVI века сюда пришли казаки и стали строить городок, а рядом стали появляться монашеские кельи, в которые уходили израненные в боях и походах воины.

Монахиня Онуфрия, благочинная монастыря:

– Это место было пустынным и было облюбовано пустынниками, отшельниками, желавшими иноческой жизни. Здесь они построили деревянный храм в честь Всемилостивого Спаса. Изначально монастырь был мужским, это начинание было принято очень близко к сердцу донскими казаками, и местные жители в большом количестве жертвовали в монастырь и занимались его благоукрашением.

В то время монастырь напоминал крепость, потому что был окружен валом и рвом. Но, несмотря на это, святая обитель все же пострадала, но не от захватчиков, а от разлива реки.

Монахиня Онуфрия:

– В один из весенних разливов вода, залив все окрестные балки, подмыла гору, под которой монастырь стоял. Все братья в это время находились на молитве в храме, и милостью Божией все остались живы. Новый монастырь был разрушен оползнем. После случившегося братья не пали духом, засучили рукава и стали обустраиваться уже на новом месте.

И вот монастырская стройка закипела заново, и уже ни Дон, ни Степан Разин, проходивший мимо обители со своим войском, не могли взять неприступные стены. Но XVIII век принес с собой изменения. Церковная реформа Екатерины II предписывала закрыть обитель, которая до этого лишь недавно из мужской была преобразована в женскую. Сестры уехали в Киев на десять лет, но и там они слезно просили вновь открыть монастырь. И уже при Павле I обитель опять приняла в своих стенах инокинь.

Монахиня Онуфрия:

– В него влилась целая община: 49 девиц, которые принесли с собой и правила, одобренные святителем Тихоном. Руководил этой общиной диакон Василий Михайлов, и эта община полностью влилась в монастырь, и монастырь благодаря этому стал вскоре расширяться, умножаться, благоукрашаться.

Настоящий период расцвета монастыря связан с именем игумении Арсении (Себряковой), сейчас прославленной в лике святых.

Монахиня Онуфрия:

– Это пятая по счету игумения нашей святой обители. Это была избранница Божия от самого рождения: еще в трехлетнем возрасте ей было предзнаменование от святителя Антония (Смирницкого), что она будет великой женой. Ее родители были благочестивы и воспитывали детей в страхе Божием. Оставшись без матери сиротой в шестилетнем возрасте, матушка Арсения всем сердцем, всей душой прилепилась к Божией Матери, Которая взяла ее, как дочь, под Свой покров.

При настоятельстве матушки Арсении был построен величественный Казанский собор. В нем до наших дней сохранилось шесть колонн из белого итальянского мрамора, их везли по каналам Санкт-Петербурга, а потом по Волге. Одновременно с возведением Казанского храма матушка начинает строить пещерный храмовый комплекс, подобный тому, что она когда-то видела в Киево-Печерской лавре. Вход в пещеры начинается в Казанском соборе из нижней церкви преподобного Арсения Великого.

Монахиня Онуфрия:

– Пещеры были сокровенным ее деланием, копала эти пещеры матушка одновременно со строительством храма, который тоже был ее сердечным детищем. Весь этот комплекс, который в монастыре сейчас существует (храм, нижний храм, пещеры, в которые вход из нижнего храма), создавался одновременно. Пещеры матушка копала вглубь по ночам тайно от внешнего мира, а храм рос ввысь. Вот эти пещеры матушка хотела сделать своим затвором.

Главный ход пещер получил название Крестного пути Спасителя. Вторая часть пещер – это страстной путь Богородицы. В келье Успения находится плащаница Божией Матери. До нас дошла главная святыня пещер – камень игумении, или камень покаяния. По легенде, на нем молилась матушка Арсения – и к ней явилась Сама Пресвятая Богородица.

Монахиня Онуфрия:

– На одном облаке она увидела Матерь Божию, на камне молящуюся, и на другом облаке храм, который предстояло построить. В конце этого видения, этого чуда, которое ей было открыто, этот камень оказался находящимся перед ней. Свидетелей этому чуду не было никого, кроме матушки Арсении. Пока она была жива, никому о том чуде не рассказывала. Только после смерти этот камень (видимо, по какому-то ее завещанию или прошению) был помещен в пещеры, ею вырытые. А до ее кончины 20 лет пещеры были открыты, их посещали паломники, могли молиться в этих пещерах, прикладываться к иконам, которые там были поставлены в нишах.

И сейчас сюда стремятся многие люди, прося у Царицы Небесной исполнения самых искренних молитв и чаяний.

Монахиня Онуфрия:

– Чудеса происходят нередко, особенно для тех, кто с верой притекает сюда. Много случаев исцеления от бесплодия.

Говоря о периоде закрытия монастыря, скажем, что величественный Казанский собор использовался как склад. Здесь жгли костры и даже прозвучали два взрыва, но храм на мраморных колоннах устоял. Здания монастыря пострадали в годы Великой Отечественной войны – здесь проходили ожесточенные бои. А уже после, в мирное время, на территории размещали детские лагеря, сюда приходили вандалы и кладоискатели, пока в 1991 году не решено было возрождать святую обитель. И вот в Усть-Медведицкий монастырь потянулась братия, на плечи которой легли первые труды по расчистке пещер, по стройке и проведению электричества. А через десять лет сюда по благословению правящего архиерея приезжает большая женская община.

Монахиня Онуфрия:

– Новая история возрождения монастыря началась в 2001 году, когда сюда приехала матушка Георгия со своей общиной, сложившейся уже, с Украины из монастыря Золотоноша. Монастырь не закрывался в советское время и сохранил в себе монашеские традиции, которые передаются больше от человека к человеку. И здесь пришлось принести великие труды. Первое время приходилось очень сложно, тяжело, но все-таки Господь помогал и на труды сестер послал Свою милость. Уже в 2002 году на Пасху первая служба была совершена в нижнем Арсеньевском храме Казанского собора.

Фанерный иконостас, бумажные иконы – в такой обстановке проходили первые соборные молитвы, но сестры не унывали и даже наладили подсобное хозяйство. Восстановили Казанский собор, где появился мраморный иконостас, на освящении этой церкви присутствовало 10 000 человек. Другой храм, удивляющий своей красотой, – церковь Преображения Господня.

Монахиня Онуфрия:

– Дело в том, что престола в Преображенском монастыре долго не было. И спустя 13 лет от начала нового отсчета монастырской жизни это храм был построен и освящен.

Прообразом этого храма послужила одноименная церковь в Кижах.

Монахиня Онуфрия:

– Тридцать три купола в честь земной жизни Господа. Храм делался деревянным, но в итоге получилось, что он деревянный внутри, снаружи же был оштукатурен, а крыша его была покрыта медью. По проекту он рассчитан на 300 человек, службы там совершаются в основном в осенне-зимний период, когда монастырь посещает небольшое количество паломников и они могут поместиться там.

Паломники говорят, что в этой церкви чувствуется особый монашеский дух. Также внимание гостей привлекает арка-звонница.

Монахиня Онуфрия:

– Арка, собственно, это стена – часть стены от разрушенного храма Преображения Господня. Он был взорван в 1934 году. Эта стена была переходная из основного храма в придел. Придел был пристроен при матушке Арсении в честь Владимирской иконы Божией Матери, там тоже был мраморный иконостас, и какой-то мраморный фрагмент на колокольне до сих пор есть. Мы обнаружили его под землей. Сейчас эта стена-арка переоборудована под звонницу.

Службы здесь проводятся регулярно, и регулярно приезжают гости. У монастыря есть свой паломнический центр. Здесь строится большая гостиница, можно остаться на один день или подольше.

Монахиня Онуфрия:

– Такие люди обычно готовы нести посильные труды, которые в монастыре предлагаются. Мы рады таким людям всегда, потому что работы много, много консервации бывает, много подготовки к разным праздникам. Современному человеку очень сложно бывает в суете мирской жизни как-то себя настроить на беседу с Богом, а здесь, в монастыре, обстановка располагает – здесь не думаешь о том, что тебе постного приготовить, тут уже все готовится по уставу церковному. И сама обстановка тоже настраивает на определенный лад.

А уезжая из монастыря, можно увезти с собой памятные подарки – книги, сувениры, иконы; здесь даже изготавливают монастырскую мазь.

Монахиня Онуфрия:

– Монастырская мазь – это неожиданная находка для нашего монастыря; рецепт этой мази был принесен схимонахиней Ардалионой. Она поступила в монастырь уже в монашеском постриге, это была монахиня Мариамна, сейчас она покоится на монастырском кладбище (современном). В схимническом постриге было ей дано имя – схимонахиня Ардалиона. Она взяла этот рецепт из старинных лечебников, и здесь начали эту мазь варить и использовать для внутренних нужд. Но потом по какому-то случаю ее дали попробовать в одной сложной ситуации здесь, в городе, человеку, что давно лежал с глубокими пролежнями, которые ничему не поддавались. И когда эти пролежни стали затягиваться, когда человеку стало легче, у него стали сгибаться руки, ноги, за этой мазью выстроилась очередь.

В монастырь наш едет множество людей, особенно после того, как была прославлена во святых матушка игумения Арсения – это было огромное событие не только нашего монастыря, но и нашего региона, нашей области. Около 15 000 паломников в тот день посетило монастырь почтить память матушки Арсении, помолиться ей. Много чудес исцеления случилось в тот день, даже погода, природа являли собой что-то необыкновенное, потому что это была глубокая осень (19 ноября), а день был очень теплым и благодатным.

Теплая и благодатная атмосфера здесь чувствуется всегда. Убедитесь в этом сами – просто посетите одно из самых красивых и живописных святых мест на берегу Дона.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина

Камень Пресвятой Богородицы

Один на весь мир

Сотни паломников ежедневно едут в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь под Серафимовичем, что на территории современной Волгоградской области, чтобы своими глазами увидеть чудесный камень Пресвятой Богородицы. Его ещё называют Монашкин камень или камень Арсении. Это очень твёрдая прямоугольная монолитная глыба, на которой, словно следы на снегу или на сыром бетоне, отпечатались узкие ладони и колени худенькой женщины.

По одной версии, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился, как кусок сливочного масла на солнцепёке.

По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.

Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Ещё в 70-е годы прошлого века советские учёные проводили ультразвуковые исследования камня, чтобы «развенчать суеверия». Как рассказывают монахини, эти труды дали неожиданные результаты. Во-первых, камень под следами ладоней и колен оказался будто бы спёкшимся — тонкие слои минерала были намного плотнее, чем края глыбы. Во-вторых, так и не смогли определить породу камня. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких больше нет. Может, действительно с неба прилетел?

Страшный суд под землёй

Это главное чудо обители находится в не менее чудесном месте — в рукотворных пещерах под монастырём. Молва накрепко связывает их с именем легендарной подвижницы настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.

Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, умница и красавица, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Не гнушаясь грязной работы, она прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря. Так, словно была рождена не в богатой дворянской семье, а в бедной крестьянской. В 1863 году игуменья по просьбам сестёр обители возглавила монастырь. Кроме того, она прославилась как замечательная художница и иконописец.

Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сёл и неграмотных монахинь, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона. Колонны для храма везли из самой Венеции!

А в 1874 году Арсения решила устроить под ним ещё один храм — пещерный.

По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает… пещеры. Руками! Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.

Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки.

Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.

Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Попасть в пещеры можно из притвора церкви Арсения Великого. Главный ход назван самой матушкой Арсенией «Крестный путь Спасителя»; часть пещер, идущая вокруг главного хода, называется «Страстной путь Божией Матери». Арсения намеревалась создать под землёй пещерный храм, но не успела.

Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.

В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.

Следы уходят в древность?

Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.

Надо сказать, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.

И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада…

А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров вообще вырублен в твёрдых меловых скалах. По легенде, в одной из пещер, дно которой дошло до песчаного грунта, до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ монастыря, который сейчас является не женским, а мужским, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.

Вероятно, поэтому кандидат исторических наук Людмила Курышова пишет в своём научном труде: «Для того чтобы устроить подземный монастырь, необходимо приложить огромный труд. Могла ли Арсения со своими монашками проделать такую работу, ведь к тому времени ей было уже за сорок. И ещё один вопрос — почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 году она уже одиннадцать лет была настоятельницей монастыря, и двадцать лет прошло с того дня, когда ею было совершено богомолье в Киев, где она впервые увидела Киево-Печерские пещеры. Скорее всего, связанные со строительством собора работы коснулись и подземелья. Арсения занималась обновлением уже существующих пещер — цементированием потолков, заливкой цементом кирпичных полов. Можно предположить, что пещерный комплекс сформировался раньше. Окончательно точную дату их возникновения сможет дать только очень тщательное обследование и изучение пещер».

Но даже если матушка Арсения не вырыла все ходы сама, а лишь реставрировала и реконструировала по своему плану часть пещерных ходов, потрудиться ей пришлось всё равно немало.

Глыба с характером

Камень Пресвятой Богородицы с отпечатками ладоней и колен нашли в подземной келье игуменьи. Впоследствии, когда распространился слух о его исцеляющих свойствах, монашки много раз пытались вынести камень на поверхность. Ведь к нему нескончаемым потоком потянулись болящие и калеки.

Однако камень проявил характер: только его передвинут поближе ко входу, а он за ночь, оставшись без присмотра, возвращается на прежнее место! Более того, его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам он гуляет сам по себе.

Исцеляет ли он? Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нём освящают иконы и нательные кресты. Иногда камень мироточит. Я сама видела: он влажный, словно на нём выступила роса. Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество.

Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть. Будучи в Усть-Медведицком монастыре, куда я приплыла по Медведице на байдарках с группой туристов-водников, я разговорилась с тридцатитрёхлетней Ириной. Женщина много лет лечилась от бесплодия. Врачи говорили: иметь наследника ей не суждено. Однако пару лет назад Ирина уже побывала в Усть-Медведицком монастыре. Спустилась в пещеры. Горячо помолилась у камня и поцеловала его. И её мечта сбылась: она родила здоровую девочку. В этот раз приехала помолиться и поблагодарить Богоматерь.

А священник Игорь из Палласовского района Волгоградской области так ответил на вопрос об исцеляющих свойствах камня: «Бог в силах даровать благодать через любой предмет. Тем более через иконы, перед которыми молятся, или через мощи угодников Божьих, или через камень, на котором молился святой. Известны случаи чудесного исцеления. Но причина их не в камне, не в иконе. Чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это неправильное, магическое представление. Чудо — это когда живой Бог встречается с живым человеком».

Монашки рассказывали мне, что в монастыре наблюдалось ещё одно необъяснимое с точки зрения науки явление. В советские годы в стенах монастыря был размещён пионерский лагерь, и юные ленинцы порядком изгадили стены храма и прилегающих построек нецензурными надписями.

Когда монастырь вернули Церкви, сёстры первым делом принялись наводить чистоту и порядок. Белить стены. Закрашивать надписи. Однако на колокольне ругательства стали исчезать сами. «Ой, как вы быстро и чисто всё побелили!» — похвалила как-то одна сестра другую. Но оказалось, за колокольню ещё никто и не принимался! По уверению монашек, её белоснежный облик вернулся сам собой. Некоторые из сестёр даже видели, как непристойные надписи блёкли и исчезали на глазах.

Разве не по праву Усть-Медведицкий монастырь считается не только самым красивым, но и самым чудесным в Волгоградской области?

26 октября 2014 года по инициативе администрации церковноприходской школы «Источник» при храме Михаила Архангела города Суровикино состоялась паломническая поездка в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь в городе Серафимович.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Основание монастыря относится к первой половине XVII века. По одним сведениям, монастырь был основан в 1638 году, по другим — в 1652 году. Расположен он был вблизи устья реки Медведицы и назывался «Межигорская пустынь» по имени Межигорского монастыря, расположенного в Киеве.

Основание монастыря, как сообщают исторические документы, было произведено по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани. Обитель была мужской и находилась под покровительством Войска Донского.

В 1652 году монастырь перенесли с левого берега Дона на правый, расположив напротив станицы Усть-Медведицкая, которая в ту пору все еще оставалась на левом берегу.

Строительство монастыря на новом месте закончилось в 1665 г. Монастырь не был велик. Братии насчитывалось всего четырнадцать человек. По заведенному тогда порядку обитель была обнесена рвом и насыпью для защиты от набегов. Однако такие укрепления не спасли монастырь от природных сил. На Пасху 1752 года площадка, на которой располагались храм и другие строения, оказалась размытой разлившимися водами реки Дон, после чего монастырь вновь был перенесен в безопасное место подальше от берега, примерно в полукилометре от прежнего, где находится и по сей день.

В 1785 году, по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского, Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В этом статусе монастырь просуществовал до 1927 года, когда был закрыт безбожными властями.

На месте монастыря в разное время располагались детская колония, электростанция, склады, пионерский лагерь.

Восстановление его (как мужского) началось в 1992 году. Были проведены восстановительные работы первой необходимости, обустраивалась территория, начались службы в храме.

В августе 2001 года монастырь снова был преобразован в женский.

В сентябре 2012 года произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери, а в 2014 году — освящен вновь построенный храм в честь Преображения Господня.

Более подробно об истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря можно прочитать пройдя по ссылке на сайт Волгоград православный.

В путешествие приглашались ученики церковноприходской школы и их родители. Но присоединиться к паломнической поездке мог любой желающий. Всего в Серафимович отправилось более пятидесяти человек.

Выезд был назначен на раннее утро с таким расчетом, чтобы успеть к началу Божественной литургии.

До Серафимовича добрались без приключений, и к назначенному часу автобусы с суровикинскими паломниками подъехали к воротам монастыря.

У ворот монастыря

Оказалось, что в связи с переходом на зимнее время, произведенным накануне в ночь, до начала Литургии оставался еще целый час. Неожиданным подарком каждый воспользовался по-своему. Кто-то смог пообщаться со священником,

кто-то решил зайти в монастырскую лавку с богатым выбором книг, икон, ювелирных изделий, сувениров…

В монастырской лавке

… а кто-то просто прогулялся по территории, осматривая храмы и окружающий ландшафт в мягком утреннем свете.

Утренний мороз

К началу Литургии все собрались в храме Казанской иконы Божией Матери. Красивое убранство храма и нежное пение монахинь настраивали душу на разговор с Богом.

Многие из приехавших суровикинцев заранее готовились к Исповеди и Причастию, соблюдая пост и читая молитвы. А паломники младенческого возраста (до 7 лет) были допущены к Евхаристии как всегда — без особых приготовлений.

После Богослужения всех пригласили в монастырскую трапезную, где накормили нехитрым, но сытным обедом.

В трапезной

После обеда монастырские сестры специально для нашей группы провели экскурсию по обители.

храм Арсения Великого

Экскурсия началась с нижнего храма в честь Арсения Великого. Паломники услышали об истории монастыря и его насельников.

В Казанском храме

Алтарь в Казанском храме

В верхнем, Казанском, храме на мраморных колоннах видны надписи, сделанные вандалами в период, когда он находился в состоянии запустения. Надписи эти оставлены специально: для памяти и назидания.

Следы разрухи

В Казанском храме

Спустились паломники и в монастырские пещеры, где находится одна из святынь монастыря — камень с отпечатками ладоней и колен Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

К сожалению, фотографировать в пещерах запрещено, поэтому посмотреть фото пещер и Богородичный камень (он же — «монашкин камень») предлагаем на другом сайте по указанным ссылкам.

Завершилась экскурсия в храме в честь Преображения Господня. После длительного строительства храм был освящен лишь в сентябре 2014 года. Деревянный, увенчанный тридцатью тремя золотыми маковками, он стал узнаваемым символом Усть-Медведицкого монастыря.

Золотые купола

Сейчас изображения этого храма часто можно увидеть на календарях, открытках или сувенирах.

Экскурсия в Преображенском храме

Паникадило Преображенского храма

Некоторые росписи храма всё еще не закончены.

Росписи в Преображенском храме

Алтарь Преображенского храма

После экскурсии оставалось еще немного времени, чтобы прогуляться по территории обители, полюбоваться благолепием наших святынь, посидеть на скамеечках…

Звонница

Однако, спустя час, разместившись в автобусах, паломники отправились домой, в Суровикино…

Н.Павленко

Посетителей (6195)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх