Помост

Вопросы веры

Монастыри в средневековье

Путеводитель по средневековому монастырю

IVАрхитектура монастыря

Бенедикт Нурсийский в своем уставе предписывал, что обитель должна быть построена как замкнутое и изолированное пространство, позволяющее максимально отгородиться от мира и его соблазнов:

«Монастырь же, если сие возможно, так должен быть устроен, чтобы все необходимое, то есть вода, мельница, рыбный садок, огород и раз­ные ремесла были внутри монастыря, дабы не было монахам необходи­мости выходить за стены, что вовсе не служит на пользу душ их».

Если архитектуру романского и тем более готического храма, с их высокими окнами и сводами, устремленными к небесам, часто уподобляли молитве в камне, то планировку монастыря, с его помещениями, предназначенными только для монахов, послушников и конверсов, можно назвать дисциплиной, воплощенной в стены и галереи. Монастырь — это замкнутый мир, где десятки, а порой и сотни мужчин или женщин должны вместе идти к спасению. Это сакральное пространство (церковь уподобляли Небесному Иерусалиму, клуатр — райскому саду и т. д.) и одновременно сложный хозяйственный механизм с амбарами, кухнями и мастерскими.

Конечно, средневековые аббатства вовсе не строились по одному плану и были совершенно не похожи друг на друга. Раннесредневековый ирландский мона­стырь, где дюжина братьев-отшельников, практиковавших крайнюю аскезу, жила по крошечным каменным кельям, трудно сравнить с огромным аббат­ством Клюни периода его расцвета. Там было несколько дворов-клуатров (для монахов, послушников и больных), отдельные покои для аббата и гигантская базилика — т. н. церковь Клюни III (1088–1130), которая до строительства нынешнего собора Святого Петра в Риме (1506–1626) была самым большим храмом католического мира. Монастыри нищенствующих орденов (прежде всего францисканцев и доминиканцев, которые обычно строились посреди горо­дов, куда братья шли проповедовать) совсем не похожи на бенедиктин­ские обители. Последние часто воздвигали в лесах или на гор­ных утесах, как Мон-Сен-Мишель на скалистом островке у побережья Норман­дии или Сакра-ди-Сан-Микеле в Пьемонте (это аббатство стало прообразом альпийского монастыря, описанного в «Имени розы» Умберто Эко).

Архитектура монастырских церквей и устройство всего аббатства, конечно, зависели от местных традиций, доступных строительных материалов, размера братии и ее финансовых возможностей. Однако еще было важно, насколько обитель была открыта миру. Например, если монастырь — благодаря храня­щимся там реликвиям или чудотворным образам — притягивал массу палом­ников (как аббатство Сент-Фуа в Конке, Франция), там требовалось обустроить инфраструктуру для их приема: например, расширить и переустроить храм, чтобы пили­гримы могли получить доступ к желанным святыням и не пере­давили друг друга, построить странноприимные дома.

Самый древний и самый известный из средневековых планов монастырей был составлен в первой половине IX века в германском аббатстве Райхенау для Гоз­берта, аббата Санкт-Галлена (в современной Швейцарии). На пяти листах перга­мена (общим размером 112 × 77,5 см) изображен не реальный, но иде­альный монастырь. Это огромный комплекс с десятками зданий и 333 под­писями, которые указывают названия и назначение различных строений: церквей, скриптория, дормитория, трапезной, кухонь, пекарни, пивоварни, резиденции аббата, больницы, дома для монахов-гостей и т. д.

Мы выберем более простой план, который показывает, как в XII веке мог быть устроен типичный цистерцианский монастырь, похожий на аббатство Фон­тене, основанное в Бургундии в 1118 году. Поскольку структура цистерцианских аббатств в основном следовала более древним моделям, этот план может многое рассказать о жизни в монастырях и других бенедиктинских «семейств».

Типовой монастырьБольшая кладовая Коридор для конверсов Кладбище

1. Церковь

Вернуться к схемеВ отличие от клюнийцев, цистерцианцы стремились к максимальной простоте и аскетизму форм. Они отказались от венцов из капелл в пользу плоской апсиды Полукруглый, многоугольный или прямо­угольный выступ на восточной оконечности храма, где, как правило, располагался алтарь. и почти целиком изгнали из интерьеров фигурный декор (статуи святых, сюжетные витражи, сцены, вырезанные на капителях). В их церквях, которые должны были соответствовать идеалу суровой аскезы, восторжест­вовала геометрия.

Как и абсолютное большинство католических храмов того времени, цистерци­анские церкви строились в форме латинского креста (где вытянутый неф под прямым углом пересекала перекладина — трансепт), а их внутреннее простран­ство было разделено на несколько важных зон.

На восточной оконечности располагался пресвитерий (A), где стоял главный алтарь, на котором священник служил мессу, а рядом в часовнях, устроенных в рукавах трансепта, помещались дополнительные алтари.

Врата, устроенные на северной стороне трансепта (B), обычно вели на мона­стыр­ское кладбище (18). C южной стороны, которая примыкала к другим монастырским строениям, можно было по лестнице (C) подняться в монастыр­скую спальню — дормиторий (8), а рядом располагалась дверь (D), через кото­рую монахи входили и выходили в клуатр (2).

Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E). Там мона­хи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга парал­лельно стояли два ряда скамей или кресел Англ. stalls, фр. stalles.. В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды Вспомним французское слово misericorde («сострадание», «милосердие») — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев..

За хором были установлены скамьи (F), где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка Англ. rood screen, фр. jubé., на которой устанавливали большое распятие (G). В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, кото­рый вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегоро­док было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневеко­вый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и до­ступ­но для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I). Он располагался недалеко от западного портала (J), через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство пра­ведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латин­ского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium (3).

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Биб­лии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных мон­стров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих мона­стырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам Ин. 13:5–11. — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собе­седования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад прин­ципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали мона­хам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»)..

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, бого­служебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело матери­альное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литур­гические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др., жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по канони­ческому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грам­матики, творения древне­греческих и древнеримских авторов… Хорошо извест­но, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подо­зрительное отношение к языческой муд­рости, сохра­нили средневеко­вые монахи В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400–600 томами. Каталог библио­теки монастыря Сен-Рикье на севере Фран­ции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, при­водится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и бого­служебных книг, он включал комментарии и богослов­ские сочинения Оригена, Августина Гиппон­ского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д..

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их чита­телями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum) бенедик­тинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или свет­скими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на арка­дах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болту­нов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполго­лоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сооб­щения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или сло­ги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов бого­служения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослу­жения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизин­цами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестику­лирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по пере­ходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.
Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не дол­жны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, распо­ло­женного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скан­динавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В раз­личных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволя­лись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.

В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было мно­жество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в суббо­ту вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Вели­кий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включав­шее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали пор­цию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправ­ных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от горо­дов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клю­нийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, кото­рый следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, не доеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разреша­лось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные бого­служения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопуска­ние (minutio) — процедуру, которая считалась чрезвычайно полезной и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстано­вить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделы­вали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возво­дили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Средневековые монашеские ордена

Готовый реферат 2004 г.

Введение

1. Понятие монашеского ордена

2. Средневековые монашеские ордена

2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)

2.2. Орден ливонский

2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

2.7. Орден августинцев (Августинцы)

2.8. Орден меченосцев

2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)

Заключение

Список литературы

Введение

Частным видом католической организованности является монашество — гвардия католической Церкви. Монашество католической Церкви делится на ордена созерцательной и активной апостольской жизни. Последние занимаются миссионерской работой. К ним относится большинство монахов и монахинь. Ордена специализированы, т.е. каждый из них имеет свою сферу деятельности, свой стиль, свои особенности в организации. Специализация в миссионерской работе позволяет развить наибольшую производительность. Имеются монахи, живущие только в монастырях и монахи, живущие в миру, носящие гражданскую одежду. Многие монахи работают учеными при научных центрах, в университетах, многие учителями, врачами, медсестрами и по другим специальностям, оказывая христианское влияние на свое окружение. Католический монах — это не затворник, полностью удалившийся от мира (хотя есть и такие). Это активный общественный деятель, ловец человеческих душ.

Вот некоторые цифры, характеризующие состояние монашества в католич. Церкви: всего имеется около 300 тыс. монахов и 800 тыс. монахинь. Наиболее крупные монашеские объединения: 35 тыс. чел. иезуитов, 27 тыс. францисканцев, 21 тыс. салезианцев, 16 тыс. капуцинов, 12 тыс. бенедиктинцев, 10 тыс. доминиканцев (цифры взяты из книги М. Мчедлова «Католицизм», М., 1974 г.)

Монахи сыграли решающую роль в истории вина в эпоху Средневековья. В XVII в. иезуиты производили вино на прибрежных равнинах Перу, а францисканцы в XVIII в. заложили основы виноделия в Калифорнии. Традицию винопития поддерживают по сей день.

1. Понятие монашеского ордена

Орденом (ordo religiosus) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого (religiosi, religiosae) дают торжественные обеты (vota solemnita) бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава (regula).

ОРДЕНЫ МОНАШЕСКИЕ — монашеские объединения в католицизме. Первые монашеские ордена возникли в VI в. в Италии, до XI в. они существовали независимо от католической иерархии. Внутренняя жизнь каждого монашеского ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются так называемые нищенствующие ордены (францисканцы, бернардинцы, капуцины, доминиканцы и некоторые др.), уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный доход. Те же монашеские ордена, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели. Монашеские ордена подразделяются на контемплятивные, или созерцающие (их члены посвящают основную часть времени молитве и богослужениям), и активные, непосредственно участвующие в общественно полезном труде и акциях милосердия. К числу первых, напр., относятся бенедиктинцы, а к числу вторых — лазаристы. Промежуточное положение занимают доминиканцы, францисканцы и иезуиты. Орден иезуитов — самый известный среди католических орденов. Созданный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой, он и сегодня играет активную роль в церкви и в мире. Орден руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, к-рые посещают около 1,5 млн. человек. Этот орден, равно как и другие ордена. (всего их насчитывается около 140), занимается религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и религиозно-просветительской деятельностью в различных уголках мира, в том числе и в России. Первыми католическими монашескими объединениями, получившими распространение в России с 1724 г., стали францисканцы и доминиканцы. Позже появились августинцы, кармелиты, мариане и др. В начале XX в. на территории России действовало восемь мужских и 16 женских монастырей (700 монахов и монахинь), прекративших свое существование после 1917 г. В 1992 г. в Москве было воссоздано и зарегистрировано в Минюсте России Отделение общества Иисуса — иезуитов, в 1995 г. — конгрегация францисканцев, доминиканцев и салезианцев.

Главное отличие ордена от других религиозных организаций — наличие особого устава, утвержденного папой римским.

Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре (clausura, stabilitas loci). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae – требование проживания члена ордена в пределах определенной територии. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне – по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена.

Положения о статусе монашеского ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому.

Управление орденом строго централизовано: его возглавляет генерал ордена, избираемый генеральным капитулом (capitulum generalis) – коллегиальным органом, в состав которого входят провинциалы (ministri provinciales) – главы региональных (провинциальных) объединений ордена. Во главе отдельных монашеских общин (конвентов) стоят избираемые полноправными членами данной общины настоятели (аббаты, приоры или гвардианы), собрание которых называется капитулом, или собором. Общины или группы общин ряда орденов объединены в структурные подразделения, называемыми конгрегациями (так, орден бенедиктинцев состоит из 18 конгрегаций). Женская ветвь ордена иногда называется «вторым орденом». При некоторых орденах (францисканцев, доминиканцев, кармелитов) существуют особые братства мирян, которые получили название терциарии («третьи ордена»). Терциарии не имеют самостоятельного статуса и их задача заключается в оказании активной помощи ордену во всей его деятельности.

Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:

1. Ordines monastici seu monachales, члены которых называются monachi regulares («уставные монахи»): антонианцы, базилиане, бенедиктинцы и их ответвления (клюнийцы, цистерцианцы и др.) и картезианцы;

2. Ordines canonici (canonici regulares) и ordines clericorum (clerici regulares) – «уставные каноники» и «уставные клирики»: августинцы, премонстранцы, доминиканцы и иезуиты;

3. Ordines mendicantium, или regulares mendicantes – «нищенствующие ордена»: францисканцы, доминиканцы, августинцы-эремиты и кармелиты;

4. Ordines militares, или regulares militares – «рыцарские (военные) ордена»: иоанниты или госпитальеры, храмовники (тамплиеры), Тевтонский, Левонский ордена и другие.

2. Средневековые монашеские ордена

Первым монашеским орденом в Западной Европе был орден бенедиктинцев (основан в IV веке).

В XI веке в Европе получили широкое распространение ордена цистерианцев и картезианцев.

В XI — XII веке в связи с крестовыми походами возникают духовно-рыцарские ордены, сочетающие в уставах монашеские и рыцарские идеалы. Наиболее распространенные из них — госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы.

В XIII веке для укрепления авторитета церкви и борьбы с еретическими движениями создаются нищенствующие монашеские ордена. Наиболее известны из них францисканцы и доминиканцы, дававшие обет «телесной нищеты» (со временем принявший чисто номинальных характер). Объединение уставной жизни со священническим служением, независимость от местных властей, подчинение непосредственно папе делало нищенствующие монашеские ордена универсальным средством воздействия на мир.

В XVI — XVII веке, в период контрреформации, для преодоления кризиса церкви создаются многочисленные новые ордена — иезуиты, базилиане, театинцы, барнабиты.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов. Руководит монашескими орденами Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни.

2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)

Католический монашеский орден. Основан бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 году.

В 1115 году был возглавлен Бернаром Клервоским.

В XII — XIII году мужские и женские монастыри цистерианцев были богаты и влиятельны. К 1300 году существовало 700 монастырей цистерианцев.

С XIV века орден цистерианцев приходит в упадок.

Из цистерианцев выделились бернардинцы, флорцы и трапписты.

В настоящее время насчитывается около 3000 цистерианцев.

2.2. Орден ливонский

Военно-монашеский католический орден. Подразделение Тевтонского ордена, созданное в 1237 г. из остатков ордена меченосцев. Орден, наряду с Рижским архиепископством, Курляндским, Дерптским, Эзельским епископством, должен был управлять Ливонией — территорией, занятой крестоносцами в Прибалтике.

Символика ливонцев напоминала тевтонскую: черный крест на белом поле, однако многие ливонцы носили плащи с символикой меченосцев: красные кресты и мечи.

В 1242 году князь Александр Невский одержал победу над рыцарями Ливонского ордена в сражении у Чудского озера («Ледовое побоище»), был заключен мир с Ливонией на условиях ее отказа от притязаний на русские земли.

В 1309 г., после захвата Тевтонским орденом у Польши Восточного Поморья с г.Данцигом, столицей Тевтонского и Ливонского орденов стала крепость Мариенбург.

В конце XIII в. Ливонский орден вступил в соперничество с Рижским архиепископством за политическую власть в Ливонии.

После поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве 1410 г. положение Ливонского ордена пошатнулось. В 1444 — 1448 гг. орден принимал участие в войне Ливонии с Новгородом и Псковом.

После поражения в Ливонской войне 1558-1583 со стороны русских войск Ливонский орден распался и в 1562 г. был ликвидирован. На его территории созданы Курляндское герцогство и Задвинское герцогство, остальные территории отошли к Дании и Швеции.

2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

Католический монашеский орден. Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.

Основой ордена является жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение руководству и папе римскому. Орден выведен из-под епископской юрисдикции. Основной принцип ордена: «Цель оправдывает средства». Структура ордена — иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на коллегии или резиденции.

Для ордена характерен высокий и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому с самого момента основания члены ордена составляли значительную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. — и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середине XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о распуске ордена.

Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.

В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.

На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

Самый древний католический монашеский орден. Основан в 1023 году (по другим данным, в 1070 году) купцом Панталеоном Мауро из Амальфи (Южная Италия) и его сподвижниками, построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим.

После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году орден был признан папой римским в качестве независимой религиозной организации. Полное его название звучало: «Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского».

Вступившие в орден давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

Около 1155 года глава ордена французский рыцарь Раймунд де Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена.

Символом ордена стал восьмиконечный белый крест (получивший впоследствии название мальтийского), который, как правило, вышивался на рясах или плащах. К XIII веку наряд госпитальеров принял свой классический вид: красный плащ с вышитым спереди и сзади восьмиконечным крестом.

К XII веку орден достиг серьезного военного могущества.

В 1306 году орден вторгся на о.Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523 году. После этого в 1530 году орден взял под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V и дал ордену в ленное владение о.Мальту.

В XVI — XVII веках орден достиг наивысшего расцвета и превратился в сильную морскую державу Средиземноморья.

В 1798 году войска Наполеона Бонапарта захватили Мальту. После жестокого поражения орден перебрался в Россию под покровительство Павла I, который специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденицей госпитальеров объявил Санкт-Петербург.

После убийства Павла I в 1801 году резиденция ордена переносится в Италию.

С 1834 года и до настоящего времени штаб-квартира ордена находится в Риме, где занимает около двух квадратных километров. Владения ордена в Риме пользуются правом экстерриториальности.

Как суверенное государство орден имеет дипломатические отношения на уровне послов с 50 государствами. Орден имеет свою конституцию, правительство, гимн, гражданство, денежные знаки.

В настоящее время орден насчитывает около 10 тысяч рыцарей и около одного миллиона ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций. Членами ордена преимущественно являются крупные политические деятели и бизнесмены.

Все члены ордена делятся на три основных ранга:

Рыцари справедливости

Монахи

Рыцари повиновения

Кроме того, существуют почетные рыцари и дамы.

Все нити правления сосредоточены в руках великого магистра, который избирается пожизненно из узкого круга рыцарей и утверждается папой.

В орден не принимаются разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и коммунисты. Членство в ордене разрешается только католикам, однако это правило не распространяется на венценосных особ.

В настоящее время орден занимается преимущественно организацией медицинской помощи и организацией паломничеств. В ведении ордена находится около 200 больниц в разных странах мира. После Армии спасения орден госпитальеров — наиболее крупная благотворительная организация.

2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)

Один из древних католических монашеских орденов. Основан в 1119 году французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после Первого крестового похода. Свое название (франц. templiers, от templ — храм) одрен получил по местонахождению первоначальной резиденции вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона.

«Отцом» ордена считается бургундский рыцарь Хуго де Пэйнс, который в 1118 году, участвуя в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками нашел пристанище во дворце иерусалимского правителя Балдуина I.

Основной задачей ордена была провозглашена защита паломников и завоеванных крестоносцами государств от мусульман.

Тамплиеры давали те же три обета, что и иоанниты, и имели аналогичную организационную структуру. Символом тамплиеров служил красный крест, который носился поверх заимствованного у цистерианцев белого плаща.

В короткий срок, благодаря пожертвованиям, занятиям торговлей и ростовщичеством, орден превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближнего Востока и Западной Европы.

В 1128 году были приняты статуты ордена тамплиеров.

В XIII веке численность ордена достигла 15 тысяч рыцарей. Орден неоднократно использовался для борьбы с ересями и восстаниями.

По завершении крестовых походов орден обосновался в Европе, преимущественно во Франции. Опасаясь роста могущества тамплиеров, французский король Филипп IV Красивый в 1307 году добился ареста всех членов ордена и возбудил против них инкцивиторский процесс.

Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 году были сожжены на костре. В 1312 году папа Климент V упразднил орден.

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

Католический монашеский орден. Основан немецкими крестоносцами в конце XII века на базе госпиталя «Дом святой Марии Тевтонской» в Иерусалиме.

Первоначально орден занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам. Устав и самостоятельность ордена утверждены папой Иннокентием III в 1198 году.

Первым гроссмейстером ордена еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот.

Резиденции и владения ордена располагались, кроме Иерусалима, в Германии, Италии, Испании и Греции.

В начале XIII века орден обосновался в Северо-Восточной Европе, ведя политику экспансиив Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных землях рыцари ордена проводили насильственную германизацию и обращение населения в католицизм.

В 1410 году объединенные польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену.

В XVI веке, когде Реформация охватила Пруссию, владения ордена были секуляризированы. С потерей капиталов и владений орден потерял военное и политическое значение.

Тевтонский орден существует в настоящее время в Германии в форме малочисленной церковной организации.

2.7. Орден августинцев (Августинцы)

Католический монашеский орден. Ведет свое начало от монашеских общин, образованных св.Августином и его сестрой Перпетуей. Следует приписываемому св.Августину уставу, который был составлен в середине V века и требовал монашеское общежитие и полный отказ от собственности. Августинцы заложили истоки практики всех нищенствующих монашеских орденов.

Августинцы практически представляют из себя объединение нескольких родственных орденов. Наиболее известны из них уставные августинские каноники, белые каноники, орден отшельников св.Августина, орден босоногих братьев-отшельников, орден братьев-созерцателей, конгрегация уставных Латеранских каноников, конгрегация Вознесения.

В настоящее время насчитывается около 10 тысяч августинцев.

2.8. Орден меченосцев

Католический духовно-рыцарский монашеский орден. Учрежден в 1202 г. инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом.

Во время второго «Северного» крестового похода рыцари ордена меченосцев предприняли безуспешную попытку взять крепость Изборск.

В 1234 году на р.Эмайыге под г.Юрьевом новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками ордена меченосцев, остановив продвижение рыцарей на восток.

В 1236 году литовский князь Миндовг разбил войско ордена меченосцев в битве при Шауляе. В битве был убит магистр ордена Волквин.

В 1237 году остатки ордена меченосцев сливаются с Тевтонским орденом, образуется подразделение Тевтонского ордена, названное Ливонский орден и предназначенное для ведения дел в Ливонии.

Название ордена происходит от изображения на их плащах красного меча с крестом.

2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)

Католический нищенствующий монашеский орден. Основан в Италии в 1207 — 1209 гг. Франциском Ассизским.

Наряду с орденом доминиканцев францисканцы занимались проведением судов инквизиции.

В конце XII — начале XIII в. орден раскололся на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма). Под влиянием спиритуалов возникли две радикальные еретические секты — фратичелли и фагелланты.

В XIII в. францисканцы были очень популярны в Италии, Испании и Франции.

Роль монахов в развитии европейской культуры Раннего Средневековья сегодня уже практически никем не оспаривается и не подвергается сомнению. Более того — это стало своего рода тривиальностью, общим местом. Любопытно, что, по всей вероятности такой же неоспоримой «тривиальностью» это было и для средневековых хронистов. «В делах божественных и человеческих они были прекрасно образованы и передавали другим сокровища духа, которыми владели».

В настоящее время (конец XX века) в Римско-Католической Церкви насчитывается 213.917 монахов (из них 149.176 монахов-священников и 908.158 монахинь), входящих в различные монашеские объединения.

Список литературы

1. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002.

2. Ткач М. Тайны католических монашеских орденов. – М.: Рипол Классик , 2003.

3. Ваплер А., «История римско-католической Церкви», Одесса, 1899 г.

4. Ковальский И.А., «Международные католические организации», М.,1962 г.

5. Гуревич А.Я., «Категории средневековой культуры», М., 1972

6. Мчедлов М., «Католицизм», Москва, 1974 г.

Другие похожие работы

  1. Роль техники и технологии в культуре современного общества
  2. Пророчества
  3. Иисус у пророков
  4. Петровская реформа: псевдомодернизация или модернизация догоняющая?
  5. Документационное обеспечение управления

Монашеские ордена

Свои ордена были и у монахов. Одни возникли раньше союзов рыцарей, другие позже. Как правило, средневековые ученые входили в тот или иной монашеский орден.

Бенедектинский орден был основан в 530 году святым Бенедиктом Нурсийским (480—550 гг.). Монахи-бенедиктинцы должны были постоянно находиться в монастыре и беспрекословно повиноваться настоятелю. Постепенно они стали интеллектуальной элитой католической церкви — религиозными писателями и миссионерами.

Доминик основал орден,
главная цель которого —
борьба с ересью.
Картина Б. Бермехо.

Совсем иная история, репутация и функции были у Доминиканского ордена. Испанец Доминик де Гусман (1170—1221 гг.), после смерти причисленный к лику святых, посвятил свою жизнь борьбе с учением катаров и культурой альбигойцев, о которых мы расскажем чуть позже. Он печально известен массовыми казнями. Когда один из палачей спросил у Доминика, как отличить истинного католика от еретика, тот лишь отмахнулся, сказав: «Убивайте всех, Господь отличит своих». Стоит ли удивляться, что инквизиция перешла в руки доминиканцев: они следовали по пути своего учителя. Поэтому у членов этого ордена было и другое название — «псы Господа». Они являлись высшими чиновниками церкви, судьями и миссионерами на Востоке.

На картине П. Берругете изображено
аутодафе — исполнение приговора
инквизиции

Разительно отличались от доминиканцев монахи из нищенствующих орденов: францисканцы, бернардинцы, капуцины, кармелиты, августинцы, тринитарии и другие. Эти монахи обязаны были соблюдать обет бедности, как первые христиане, и не владеть никаким имуществом. Их считали «деревенскими дурачками», но, может, именно нищие монахи, особенно францисканцы, были по-настоящему святыми.

Орден францисканцев был создан в 1207—1209 гг. святым Франциском Ассизским. Члены этого монашеского союза — они назывались меньшими братьями — странствовали по миру, говорили с простыми людьми, рассказывали им о пользе доброты и благотворительности. В наши дни это одна из самых многочисленных католических организаций, которая владеет многими университетами. Есть у францисканцев и женский орден — клариски, получившие свое имя от святой Клары.

Ф. Сурбаран.
«Экстаз Св. Франциска»

Во времена Средневековья во многих западноевропейских странах можно было встретить процессии флагеллантов (от латинского названия бича — «флагеллум»). Члены этого братства протестовали против пороков церкви, культа святых и индульгенций — грамот об отпущении грехов. Они ходили от одного города к другому и, не переставая, наносили себе удары бичами по телу. Флагелланты верили, что «крещение кровью» является лучшим покаянием за грехи, свои и чужие. В 1349 году папа римский запретил этот союз «бичующихся» и обвинил их в ереси.

П. Лар. «Флагелланты»

Бенедикт Нурсийский

(дата рождения неизвестна, умер в 543 г.) — основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Для основанного им монастыря в Монте-Кассино написал устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития и во многом определивший строй жизни западного монашества. Дни памяти в Католической церкви — 11 июля и 21 марта, в Православной — 14 (27) марта.

Бенедиктинец преподносит
аббату переписанную
им книгу. XI в.

Франциск Ассизский

(1181 или 1182—1226 гг.) — итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). С 1207 г. подчинил свою жизнь духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 году канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».

Поделиться ссылкой

Теперь о том, как освещался монастырь. Иногда каменными или металлическими светильниками с многочисленными отверстиями, для заправки которых использовалось оливковое или маковое масло, бараний жир или пчелиный воск. Железные канделябры были предназначены для освещения ночью, но не для монахов низшего сословия. Спальня самого же монаха освещалась только слабеньким огоньком.

Первое время крыши монастырей покрывали соломой, а уже потом стали настилать деревянную черепицу. Но риск пожара оставался велик и крышу стали крыть шифером, а затем металлическими, сделанными из свинца и железа, листами.

Первоначально монастыри небыли большими. Несколько монахов, называющих себя братьями, объединялись под руководством настоятеля для ведения праведной жизни. Количество таких малых общежитий или обителей (от 5 до 10 человек) понемногу увеличивалось. И теперь в обители спасали не только душу, но и жизнь, и состояния населявших их монахов. Постепенно монастырская жизнь начинает выходить из-под контроля церкви, нравы монахов портились, дисциплина падала, произвол настоятелей возрастал. Количество монастырей при этом постоянно увеличивается. Долгое время монастыри остаются главными центрами науки, культуры и искусства. Крупные монастыри располагали достаточными средствами, чтобы провести расчистку лесов под пашни и осушить болота.

Монастыри заботились о молитве и божественных делах, занимались сельским трудом и торговыми делами, ранили книги, собирали их и создавали, а так же содержали школы, давали всегда приют странникам и паломникам, писали хроники. В скором времени, монастыри, ранее строившиеся только в сельской местности, появляются и в городе. Монастыри были, как мужские, так и женские. Часто женские и мужские монастыри строили рядом, а иногда и вовсе совмещали. Женские монастыри, кроме духовной выполняли еще и дополнительную функцию. Они принимали в свои стены на воспитание девушек из знатных семей. Семья избавлялась от девушки и от необходимости выдать ее замуж, давая за нее приданое. Девушка же становилась самостоятельной, занималась, как общественной, так и ученой деятельностью. А для девочек из бедных семей, уход в монастырь, чаще всего решенный без ее согласия, ее родителями, становился повышением ее социального статуса.

Монастырь в средние века был предназначен для разных и очень важных функций. Монастырь давал приют обездоленным и обиженным, утешение — всем отчаявшимся, был административным, судебным, религиозным и культурным центром того времени.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх