Помост

Вопросы веры

Монастыри в тихвине

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери – один из символов России

Судьба Тихвинской иконы Богоматери, ее почитание тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Можно выделить два переплетающихся сюжета – внимание со стороны правящих династий и значение иконы как защитницы, «крепкой помощницы» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Первая летописная дата, связанная с Тихвином – 1383 год – относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».

Первая церковь была устроена по повелению великого князя: «Некие благоговейные мужи по повелению христолюбивых людей совершили путешествие в Великий Новгород и возвестили о явлении чудной иконы Богоматери и чудесах преосвященному архиепископу и начальникам города Архиепископ, услышав это, духовной радостью наполнился, удивляясь Божиему человеколюбию, милости Пресвятой Богородицы и преславным чудесам от иконы. Воздав великое благодарение, архиепископ своим посланием в царствующий город Москву известил обо всем самодержца, от которого получил письменное повеление о церковном устроении Дома Богоматери и собрании церковного причта. И по повелению великого князя архиепископ совершил поставление и благословил священников и диаконов церкви, и отпустил их вместе с пришедшими мужами».

В конце XV – первой половине XVI в. почитание богородичных икон понималось в Европе как начало, объединяющее христианский мир. В это время обратил свое внимание на Тихвин Василий III. Извод Тихвинской Богоматери был известен в Москве и ранее. Например, среди икон-пядниц в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находилась дошедшая до нашего времени икона Тихвинской Богоматери московского письма I половины XV в. Но широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается именно с Василия III.

Развернувшаяся пропаганда иконы Тихвинской Богоматери, полностью находилась в русле общей тенденции – объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Так чудеса Тихвинской иконы, имевшие сугубо местный характер, получили известность в средне-русских княжествах. «Закономерное продолжение и развитие эта деятельность нашла в усилиях великокняжеской власти и митрополии по выявлению и систематизации периферийных святынь, а также распространению их почитания, в том числе путем создания списков с прославленных икон».

Процесс становления общероссийского почитания иконы Тихвинской Богоматери шел несколькими путями: 1) появление многочисленных списков, в том числе уменьшенных, с чудотворной иконы, находящейся на Тихвине. 2) написание богородичных икон, «Тихвинских» по названию, но по облику отличающихся от прототипа. Например, икона из Тихвинской церкви г. Дмитрова — создана во втором десятилетии XVI в.; несмотря на надпись «Тихвинская», относится к другому варианту Одигитрии (этот путь будет недолгим – скоро иконография Тихвинской святыни будет известна любому иконописцу); 3) называние «Тихвинскими» икон, похожих по облику. Так в г. Мологе, в Афанасьевском женском монастыре была знаменитая икона Тихвинской Божией Матери, известная нам по летописям с 1370 года, то есть за 13 лет до того, как будущая Тихвинская покинула Византию.

Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии.

«В лето 7035 (1526) года, месяца декабря, в 25 день приходит к чудотворной иконе на Тихвину Самодержец и Великий Князь Василий Иванович и на моление колени свои преклоняет и, с умилением молитвы и моления и обеты свои воздав Богородице, и, икону любезно поцеловав, опять возвратился на свой державный царский престол». Пробыл Василий III на Тихвине «3 дня и три ночи». Молился Василий уже в новом каменном храме, построенном по его велению и освященном 12 августа 1515 года в честь Успения Богородицы.

Василия III сопровождал Макарий, только что поставленный на новгородскую кафедру архиепископом, до него новгородская архиепископия некоторое время «вдовствовала».

Макарий же сопровождал во время поездки в Тихвин и сына Василия III, родившегося спустя два года после моления Василия о чадородии перед тихвинской иконой, – Ивана IV.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной.

Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В полном соответствии с теорией «Москва – третий Рим».

«Сей Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич также великую веру стяжал к Богородице, как и боголюбивый отец его Великий Князь Василий. Более того, и обоюдную любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая.

Хотя и далече расстоянием от царствующего града Москвы до Тихвина, но от веры великой местонахождение близким ему показалось.

Многим желанием и теплою верою влекомый лета 7055 (1547)-го года месяца января, в 1 день, приходит Царь к чудотворной иконе Пречистой Богородицы и на колено преклоняется, с умилением молитвы и обеты свои Богородице воздав, икону любезно целует. И увидел Царь такое Божественное дарование — икону Пречистой Богородицы, Божией благодатью неизреченные многие чудеса творящую, исцеления подающую, и премного благодарив, опять в царствующий славный град Москву возвратился».

В Тихвине Иван Васильевич мог получить благословение не только от Богоматери, но и от святителя Николая, посетив место явления Богородицы и св. Николая Юрышу. На великое княжение Иван Васильевич был «поставлен» 6 декабря 1533 г., на Николу Зимнего и мог считать, что Николай Мирликийкий благословил его на княжение.

Иван Васильевич молился перед чудотворной иконой 1 января, в день святого Василия. Это стало одним из иконных сюжетов – «Моление об отце».

С венчанием Ивана IV на царство связана сохранившаяся в Благовещенском соборе Московского Кремля рама с изображением истории Тихвинской иконы Богоматери. «Главным смысловым и композиционным узлом произведения являлся (не сохранившийся) средник и расположенная на раме под ним сцена. Василий III и Иван IV с митрополитом Макарием и «народом» предстают молении к иконе Богоматери Тихвинской. Темой поклонения святыне и ее покровительство московским государям и всему Русскому государству был продиктован выбор уникальной схемы расположения клейм.

История иконы начинается в нижней части иконы, слева от изображения молящихся, составляет обрамление основы композиции по сторонам и вверху и заканчивается внизу, справа от молящихся. Историю иконы можно рассматривать как предуготовление к покровительству Московского царства, а в сцене моления всего народа Тихвинской Богородице запечатлена твердая вера в ее неизменное заступничество. Стиль иконы наравне с содержанием позволяет датировать данную раму 1547 г.»

Ко времени поездки в Тихвин Макарий уже 5 лет был московским митрополитом и имел значительное влияние на Ивана IV. По-видимому особое отношение Ивана IV к Тихвинской иконе складывалось не без его участия. С.Ф.Платонов пишет о тех годах: «в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних свих прародителей чинов – и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561)».

Перед этим событием Грозный опять обращается к Тихвину.

«Изволением Всемогущего Всесильного и Преблагого Бога и милостью Преславной и Преблагословепной Пречистой Царицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами всех святых их угодников самодержцу Русской земли, славянских стран и всей северной страны обладателю, державшему тогда скипетр, благоверному благочестивому и христолюбивому царю и государю, предивному и достохвальному в победах, великому князю Ивану Васильевичу всея Руси вложил Господь Бог благую мысль, и осветил благой свет разума его сердце — помыслил он создать обитель Пречистой Богородицы на Тихвине, куда многочудесная икона Ее, именуемая Одигитрия, Божиими неизреченными судьбами и Того всесильным промыслом непостижимо по воздуху пришла и светозарно от вышних премирно воссияла, явившись на месте том в 1383-м году. От явления же иконы Пресвятой Богородицы до времени, о котором идет речь, прошло 177 лет.

Благочестивый царь посовещался о своем благом решении с Макарием, митрополитом Московским и всея Руси, и с архиепископом Великого Новгорода и Пскова Пименом, и с другими архиепископами и епископами, со всем собором священников, и со своими братьями, и с боярами. И дал царь повеление и прошение преосвященному митрополиту Макарию, чтобы он с собором иерархов молил Господа Бога и Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и всех святых, и освятил воду, и благословил основание обители.

Сам же царь и великий князь с епископом Сарским и Полонским, с архимандритами и игуменами к тому соборному молебну принесли в большую соборную церковь с почестями и великим благоговением образ Пречистой Богородицы Одигитрии, который был написан с чудотворного образа тихвинского, и образ Николая Чудотворца, написанный t древнего тихвинского же образа Николая. Преосвященный митрополит

Макарий с архиепископами и епископами, со всем собором священников в царствующем славном городе Москве, в святой великой церкви Пречистой Богородицы, честного Ее Успения, совершил соборный молебен с колокольным звоном и освятил благоговейно воду, также соборно отслужил божественную литургию. Так святитель царское повеление с великим усердием исполнил.

Царь же и великий князь Иоанн Васильевич с царицей и великой княгиней Анастасией и с обоими сыновьями, с царевичами Иоанном и Феодором, и вес высшие сановники, также и множество народа на том священном соборном молебне все вместе с великой верой и радостью воздали Господу Богу и Его Матери, и великим чудотворцам молитву о том, чтобы преблагой Бог этот благой помысел претворил в дело».

В 1560-м году за один строительный сезон Федор Дмитриевич Сырков, сын строителя собора, возводит три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, «дома Богоматери», на другом берегу реки, ниже по течению, Введенский девичий и в трех верстах Николо-Беседный.

«Благочестивый же царь, получив желаемое, возблагодарил Господа Бога и Пречистую Богородицу, и с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил, и до самой блаженной кончины жизни своей все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, и людей, пришедших в обитель от великих бед и напастей, отнюдь не трогал, по всех их, под кров Богоматери и в окрестности монастыря прибегавших, избавлял от беды».

Еще одним весьма своеобразным «знаком внимания» Ивана Грозного к Тихвинскому посаду была ссылка сюда его четвертой супруги (последней венчанной) Анны Алексеевны, в монашестве Дарьи, которая происходила из рода новгородских бояр Колтовских. Она была ктиторшей Введенского монастыря, в нем и похоронена. Благодаря ей Введенский монастырь оставался до начала ХХ века одним из самых богатых женских обителей. Возможно, именно благодаря ей Тихвинская икона оказалась связанной и с началом царствования новой династии. Во всяком случае, Михаил Федорович продолжал традицию почитания бывшей царицы, например, по поводу обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары для инокини Дарьи.

Тихвин сыграл очень заметную роль в событиях Смутного времени. Он находился вблизи русско-шведской границы и часто находился под угрозой нападения и разорения. Из-за «порубежного» положения с момента основания монастырей на Тихвине они были хорошо укреплены – бревенчатый частокол, башни, ров…

В феврале 1609 г. в Выборге был заключен договор о найме русским правительством шведских войск. «Немецких ратных людей кованая рать» состояла из западно-европейских наемников – французов, англичан, шотландцев и др. Было одержано несколько общих побед над поляками, но тут правительство Василия Шуйского свергли, наемникам не заплатили и шведский воевода Яков Понтус Делагарди начинает оккупацию Новгородчины. Уже в 1612 годы в Тихвине и других посадах старосты и посадские люди «крест свейскому королю целовали».

Но когда тихвинцы узнали о законном государе Михаиле Федоровиче Романове, они решили восстать и «отойти под руку Москвы». Игумен Большого монастыря послал гонцов к московским воеводам Семену Васильевичу Прозоровскому и Леонтию Андреевичу Воронцову-Вельяминову, посланным на освобождение Новгорода. Прозоровский обещал помощь. Был назначен день восстания – 25 мая. В назначенный день, не дожидаясь помощи, тихвинцы нападают на небольшой отряд иноземцев. Тут подошел и отряд, посланный московскими воеводами. Отрядом командовал Дмитрий Воейков. Смелость заговорщиков заключалась в том, что они восставали, находясь посреди занятой противником территории.

О событиях на Тихвине, происходивших во второе десятилетие 17 века рассказывают два сказания: «Сказание о осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрие, от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричаются» и «Сказание о милости пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою, иже на Тихфине, идеже святый ея чюдотворный образ Одигитрие. От нашествия зловерных и поганых варяг, иже славяне наричаются»

Освобождение Тихвина стало первой победой нового царствования. «По обычаям того времени, воеводы отправили к Государю гонцов с «сеунчем» — радостной вестью о победе. Такие гонцы-«сеунщики» — выбирались из отличившихся в битве знатных воинов, и государево пожалование «за сеунч» было в то же время чествованием этих героев. Известие о взятии Тихвина привезли Михаилу Федоровичу дети боярские, белянин Елнзарий Васильевич Голохвастов (от Прозоровского) и новгородец Обонежской пятины Иван Парфеньевич Унковский (от Вельяминова).

Хотя Прозоровский успел предупредить Государя о возможности своего похода к Тихвину, столь быстрый успех явился в Москве полной неожиданностью. …Несомненно, благочестивый и набожный Михаил Федорович отнесся к этому событию как к знаку Божией милости для своего царства и покровительства Пресвятой Богородицы».

Тем более, что Тихвинская икона Божией Матери уже была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

За «радостной вестью» из Тихвина последовали новые – о победах царского войска в других концах страны: на литовском рубеже, под Псковом, на границах Дикого поля.

Вдохновителю восстания — Андрею Трусову — Михаил Федорович поспешил послать грамоту с «государевым жаловальным милостивым словом» за службу; он пожаловал и самого воеводу, и остальных бывших с ним дворян, велел им «быти к себе к Москве, видеть государевы очи» (т. е., удостоил личного приема). Похоже, такой же чести удостоился и игумен Успенского монастыря Онуфрий, который принял участие в торжествах венчания Михаила Федоровича на царство (11 июля 1613 г.). А 30 июля в Кремле состоялось первое массовое награждение за сеунчи: кроме Голохвастова и Унковского, были пожалованы деньгами сын боярский из Северской земли и шестеро служилых людей, «пригнавших» из-под Воронежа с известием о полном разгроме войск атамана Заруцкого.

…в эпоху крайнего религиозного напряжения, вызванного событиями Смуты начала XVII столетия, обстоятельства первой победы войска Михаила Федоровича явились для русских людей несомненным свидетельством его «Государева» ратного «счастия», а место этого успеха — новым знаком покровительства Московской державе самой Царицы Небесной!».

Сказания передают видения Марии Онежанки, некоей жены Иулиании, Мартиниана Поспел-Горе. Богородица укоряла, вдохновляла, поддерживала.

Шведы предприняли несколько попыток вернуть Тихвин. 24 июня в Тихвин пришло московское войско под командованием Прозоровского и Воронцова-Вельяминова. За ними появилось большое шведское войско. С этого времени начинается знаменитое «Тихвинское осадное сидение», которое закончится 15 сентября победой защитников «Дома Богоматери».

Тихвин становится центром освободительного движения в крае. Военные действия продолжались до конца 1616 г. 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина был заключен между Россией и Швецией Столбовский мир. Мир заключался при списке с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. После заключения мира, послы вернулись в Тихвин, а оттуда с иконой, которая присутствовала при заключении мира, отправились освобождать Новгород. Позже эта икона была передана в Московский Успенский собор. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В XIX веке список Тихвинской иконы, называемый Ополченная защищал тихвинских ополченцев во время Отечественной войны. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». Правда, справедливости ради, надо заметить, что Ушаков Иван Андреевич, штаб-капитан, III-я бригада, умер от ран в г. Кейдомово.

В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 года, «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с образа Тихвинской Богоматери.

После победы образ вернулся в собор и снова его покинул во время войны 1855-56 гг.

«Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вн града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения».

Ополченная икона сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и в 1855—1856 гг., по окончании похода вновь была возвращена в обитель Царицы Небесной. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром».

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин. Храм стоит около станции метро «ВДНХ». Его называют еще царским храмом. Первый храм на этом месте был освящен в честь Алексия человека Божия и принадлежал Трубецком. Но вскоре после постройки имение и церковь перешли в собственность государя. Храм был построен на дороге в Троице-Сергиеву Лавру, и царь часто останавливался там передохнуть на пути к преподобному Сергию Радонежскому. По воле царя на месте Алексеевского храма в 1682 году был заложен новый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор спустя почти два столетия в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия. В советское время Тихвинский храм никогда не закрывался. Тихвинская обитель была предметом особого внимания царствующих особ в России. Начиная с Петра I ее посещали и царствующие особы и многие члены императорского Дома, причем ознаменовывали свои посещения ценными вкладами и дарами. 3 февраля 1747 года обитель посетила императрица Елизавета Петровна с наследником Петром Федоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной, которая оставила воспоминания об этой поездке. Павел I тоже был в Тихвине с супругой Марией Федоровной, наследником Цесаревичем Александром Павловичем и Великим Князем Александром Павловичем. Монастырю было пожаловано 1 500 рублей на братию и 30 000 на строительство монастырской стены.

Александр I приезжал в Тихвин еще раз, пожаловав на стену еще 7 000 рублей. В 1858 году приезжал к чудотворной император Александр II с наследным принцем Виртенберским. Бывали в Тихвине на богомолье и очень многие члены императорской семьи.

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы. 16 июля 2004 г. Владимир Путин посетил Тихвинский Успенский мужской монастырь, куда 9 июля после 60 лет странствий за рубежом вернулась чудотворная Тихвинская икона Богородицы, остающаяся палладиумом Российского государства.

А.А. Титова, ведущий библиограф по краеведению
Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова

Последний пункт в нашей обширной экскурсионной программе – посещение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Монастырь этот был создан в 1560 году по указу царя Ивана Грозного. Главная святыня монастыря – чудотворная икона Тихвинской Божьей матери, которая чудесным образом была явлена рыбакам на Ладожском озере в 1383 году, и, побывав в Старой Ладоге, избрала себе местом пребывания Тихвин. По преданию этот образ был написан апостолом Лукой при жизни Богородицы. Долгое время икона находилась в Константинополе, но затем чудесным образом перенеслась на Русь в Тихвин. Тихвинцы решили ставить для иконы храм, заготовили бревна и успели сделать нижние венцы, но стемнело и пришлось прерваться. Помолясь, работники разошлись, оставив на ночь стражу. Стража ночью заснула, а поутру ни иконы, ни бревен на месте не оказалось. Бросились на поиски, и обнаружили икону и перенесенную постройку на другом берегу реки. Так сама чудотворная икона указала место для строительства храма, вокруг которого впоследствии строился монастырь.

К чудотворной иконе Тихвинской Божьей матери было особое отношение у многих русских правителей. Отец Ивана Грозного Василий III молился у этой иконы о наследнике, которого в скором времени и получил. Все последующие государи почитали эту икону.

Тяжелые времена пришли в 20 веке. В 20-е годы начались гонения на монастырь со стороны новой власти. А в 1941 году Тихвин был захвачен гитлеровцами. Оккупация продлилась всего месяц, но отступая, немцы забрали с собой икону Тихвинской Божьей Матери. После она оказалась в Риге, и дальнейшая судьба иконы оказалась в руках священника отца Иоанна Гарклавса. Любой ценой он решил спасти чудотворный образ. Уже наступали советские войска, священнослужителю трудно было ожидать чего-то хорошего от советской власти, и отец Иоанн принял решение увезти икону на Запад. Вместе с ним в эмиграцию уехал его приемный сын Сергей, который вместе с отцом долгие годы берег и сохранял икону. Сначала отец с сыном скитались в Европе по лагерям беженцев, потом им удалось уехать в Америку. Там отец Иоанн стал архиепископом Чикагским. Он завещал своему приёмному сыну Сергею, также ставшему священником, вернуть икону в Тихвинский монастырь, как только жизнь в нём будет возрождена. 63 года чудотворная икона находилась в вынужденной эмиграции и только в 2003 году, предварительно посетив Тихвинский монастырь и убедившись, что он возрождается, отец Сергий принял решение вернуть сюда икону Тихвинской Божьей Матери. Сам он также поселился в Тихвинском Успенском монастыре. Президент Путин в благодарность за возвращение чудотворной иконы предложил отцу Сергию выбрать в любом месте участок земли. Отец Сергий выбрал место рядом со Святым озером в Антониево-Дымском монастыре. Там ему поставили домик и летом, когда приходит жара, отец Сергий перебирается туда.

Мы подъехали к монастырю со стороны прудов. Экскурсовод обратила наше внимание на то, что пруды эти – рукотворные. Сейчас тихвинцы с удовольствием ловят здесь рыбу.

В отличие от Антониево-Дымского монастыря, который никогда не имел надежных укреплений, Тихвинский Богородичный Успенский монастырь обнесен крепкой стеной.

Кроме религиозного, немаловажным было и его оборонное значение. Неоднократно к его стенам приступали шведские войска. В один из штурмов казалось, что монастырю уже не устоять, и тогда, как к последней надежде, обратились с молитвой к иконе Тихвинской Божьей Матери. Участвовавшим в штурме шведам вдруг показалось, что на них движутся неисчислимые полчища. Шведское войско в страхе отступило от стен монастыря.

Мы начинаем осмотр монастыря с надвратной церкви Тихвинской иконы Божьей матери.

Здесь находится чудотворный образ, который был написан прямо на церковной стене. К нему вели 24 ступени, поэтому в народе образ прозвали «Божья Матерь на крылечке».

Позже к стене была пристроена часовня, и теперь образ скрыт внутри нее. Эта фреска, так же, как и икона славится, многочисленными чудесами исцеления. Известен случай исцеления, который был подтвержден результатами медицинского обследования. 31 января 1856 года произошло исцеления жителя Тихвина Александра Боровского. С детства он страдал заболеванием, которое привело к тому, что у молодого человека отказали ноги. Передвигаться он мог, только ползком на коленях или опираясь на костыли. Александр вспоминал, что однажды ему явился незнакомый старец, который велел идти в Тихвинский монастырь, где он получит исцеление. Юноша последовал совету старца и, несмотря на плохое самочувствие, отправился к чудотворной иконе. 24 ступени, ведущие к образу, он преодолевал ползком, а обратно спустился уже на своих ногах, и больше болезнь к нему не возвращалась.

В часовне ожидал приятный сюрприз – хор певчих порадовал нас небольшим концертом.

А после концерта мы отправились на долгожданную трапезу с кагором. Надо заметить, что к этому времени все уже изрядно проголодались. Монастырская трапеза – не обед в ресторане: на первое постный овощной суп, на второе – кусочек рыбы с рисом, капустный салатик, компот с маленькой булочкой, и в завершении – стопочка кагора. Некоторые представители мужской части группы ворчали и требовали побольше хлеба, но я вполне определенно этим обедом насытилась.

Тем временем предыдущая экскурсионная группа закончила осмотр Успенского собора, и мы смогли войти внутрь.

Именно здесь находится чудотворная икона Тихвинской Божьей матери:

Кстати, список с этой иконы находится у нас в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе. Эта икона также известна чудесами исцеления.

С Тихвином связана история еще одного списка с иконы Тихвинской Божьей Матери. Эту икону в народе прозвали Стокгольмской. Неизвестно как эта икона оказалась в Швеции, но однажды ее увидели тихвинские купцы в доме шведа, с которым вели дела. Шведа этого тихвинцы называли на свой лад Фокой. Увидев родной образ в чужой стране, купцы решили любой ценой икону выкупить и вернуть домой. Швед долго не соглашался, но, видимо, решил, что деловые связи дороже, и продал купцам икону за 100 золотых монет. На обратном пути купцы попали в жестокий шторм, и уже не чаяли увидеть землю. В отчаянии взмолились они перед образом и в скором времени увидели свет маяка Никольского собора на Ладоге. Так чудотворная икона была возвращена на родную землю. Долгое время эта икона находилась в Спасо-Преображенском соборе Тихвина. В 1928 году икона вместе с другими церковными ценностями была конфискована советской властью, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы. К сожалению, на этом следы чудотворного образа теряются.

В основание придела Илии Пророка заложен огромный камень весом в 9 тонн. С ним тоже связана необыкновенная история – этот камень в 1820 году приплыл к монастырю на льдине. Остается загадкой, как такой огромный и тяжелый камень мог держаться на льдине и не тонуть. Подивившись такому чуду, камень решили поместить в фундамент строящегося придела Илии Пророка. Большая часть камня выходит в алтарную часть.

Когда мы выходили из собора, лицо нашего экскурсовода вдруг осветилось каким-то особым светом. Проследив направление ее взгляда, мы увидели вдалеке фигуру пожилого человека в монашеском облачении. Экскурсовод пояснила: «Вам удивительно повезло – это сам отец Сергий Гарклавс. Тот самый, что вернул в монастырь чудотворную икону. Нечасто можно увидеть его вот так на территории монастыря!» Но мы не только увидели издали отца Сергия – он подошел к нашей группе, поприветствовал нас и сказал, что, несмотря на усталость, у нас очень светлые и радостные лица. Он пожелал нам здоровья и пригласил еще раз посетить монастырь. Отцу Сергию 87 лет, но он ничуть не напоминает дряхлого старика – ясный взгляд, прямая спина. Очень приятный и доброжелательный человек. Как только он отошел от нас, его немедленно обступили желающие получить совет.

За Успенским собором находится Крестовоздвиженская церковь. Она была построена по проекту Леонтия Бенуа. Сейчас церковь реставрируется, поэтому мы можем только взглянуть на нее снаружи.

А вот на великолепную монастырскую звонницу можно подняться:

Наверху небольшой музей – келья монаха Арсения, который жил здесь и была расстрелян в 1937 году, так же, как инокиня Иоанникия и отец Василий Сенновский.

В галерее звонницы выставлены многочисленные свидетельства о верующих и священнослужителях, погибших от рук представителей советской власти. Многие из них были расстреляны в Левашовской пустоши под Петербургом.

Есть здесь и портреты их палачей. Высшим проявлением гуманизма называлось то, что приговоренному к смерти не сообщали о приговоре – человеку просто стреляли в затылок, когда он шел по коридору…

Сверху открывается прекрасный вид:

На пруду блаженствуют холеные монастырские гуси:

А наше пребывание в Тихвине подходит к концу, пора в обратный путь. Удивительно, несмотря на обещанные дожди, они нам ничуть не помешали – дождь какое-то время шел утром, когда мы ехали сюда, и пошел снова на обратном пути. А родной Петербург встречал нас закатным солнышком.

Главная святыня Тихвинского Богородичного Успенского монастыря — чудотворная икона Пресвятой Богородицы — во многом определила ту важнейшую роль, что играла эта знаменитая обитель на протяжении шести с лишним веков в истории России.
Шел третий год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьез задумывалась о своем будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.

Летом 1383 года рыбаки, занимавшиеся своим промыслом на Ладожском озере, были поражены неожиданным явлением иконы Божьей Матери. Некоторое время икона, окруженная ослепительным сиянием, парила над озерными водами, а потом исчезла из виду. Вскоре после этого она еще четыре раза показывалась людям в этих краях, пока 26 июня не обнаружилась на правом (высоком) берегу реки Тихвинки — там, где сейчас находится церковь Всех святых (Полковая).
Собрался народ во главе со священниками, все рыдали и истово молились. И случилось чудо — явленная икона спустилась на руки присутствующим. Тут же решено было рубить на этом месте храм; к вечеру сложили три венца и заготовили материал для работы, которую намеревались продолжить наследующий день, а пока у иконы оставили нескольких человек для ночного бдения. Но те к утру задремали — утром же рядом с ними не было ни иконы, ни венцов, ни заготовленного леса. Народ горевал.
Правда, горевал недолго — на противоположном (низком) берегу Тихвинки увидели ослепительный свет. Бросившись туда, нашли и начатый сруб, и материал, и — самое радостное! — икону Богородицы.
Менее чем через два месяца первый храм во имя Успения Богоматери был готов, и новый «дом» чудотворной освятили. Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь — Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую незадолго до этого из Константинополя, которому через семьдесят лет суждено было пасть под ударами турок и навсегда потерять статус хранителя Православия. (О «древней» истории Тихвинской иконы Богородицы подробнее рассказано в разделе «Святыни»).
Деревянный Успенский храм регулярно горел. Первый пожар уничтожил церковь уже в 1390 году, второй — в 1395 году, третий — в 1500 году. Но чудотворная икона при этом оставалась невредимой: дважды ее находили неподалеку в можжевельнике, в последний раз образ вовремя вынес священник.
В 1510 году великий князь Василий 111 велел строить на том месте каменный собор, изначально задуманный как место хранения Тихвинской иконы Божией Матери. Руководить строительством он прислал «нарядчика» (то есть, как сказали бы сейчас, прораба) Дмитрия Сыркова и мастера Фрязина — последний, судя по прозвищу, был итальянцем; его настоящего имени летопись не сохранила.
В 1515 году работы были закончены, а спустя восемь лет сюда пожаловал и сам великий князь, заложив тем самым многовековую традицию государевых богомолий к чудотворной Тихвинской иконе. Князю было о чем просить Богородицу. Незадолго до этого он развелся со своей первой женой Соломонией Сабуровой, которая оказалась бездетна, и женился на Елене Глинской. Теперь он молился о даровании наследника. Горячая молитва князя была услышана — в 1530 году у него родился сын Иван (в будущем царь Иоанн Грозный).
С именем Ивана Грозного связано рождение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Царь в 1558 году начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Новгородские земли после этого превратились в «прифронтовую» полосу. Их следовало укрепить.
Таким образом, решение основать хорошо защищенную обитель на северо-западе Руси было, помимо всего прочего, вызвано и задачами оборонительного характера. Соответствующее повеление царя появилось в 1560 году. На левом берегу реки, где стоял Успенский собор, был основан Богородичный Успенский (или Большой Тихвинский) монастырь, а на ее правом берегу — меньший размерами Введенский женский.
Уже 11 февраля 1560 года архиепископ Новгородский Пимен освятил Успенский монастырь и сделал соответствующие назначения. Прибывший из Москвы Федор Сырков, сын строителя Успенского собора, довольно быстро возвел необходимые здания и ограду с башнями.
Качество его работы было испытано спустя полвека, в Смутное время. Стенам монастыря и его мужественным защитникам в эти годы пришлось неоднократно отражать атаки шведских «гостей». Дело в том, что когда в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты. Отряд шведского военачальника (француза по происхождению)
Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбил их. В мае 1613 года терпению русских пришел конец — они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъяренный Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трех месяцев. Потеряв голову, Делагарди грозился сровнять монастырь с землей, а саму чудотворную икону рассечь мечом.
Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Федорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился все ожесточеннее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо — Тихвинская икона Божией Матери защитила свой «дом». Немногие шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, шведы бежали, давя друг друга, их гнали, «секуще аки стеблие», брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.
В 1617 году неподалеку от Тихвина был заключен со шведами Столбовский мирный договор, причем порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного образа Тихвинской Богородицы. «Милостию Ея мирное земли устроение и христианству от тяготы облегчение даровася…» — говорил глава русского посольства Даниил Мезец-кий. Этот список (тоже чудотворный) впоследствии перенесли в Софийский собор Новгорода, где он находится по сей день.
«Мирное земли устроение» в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего XVII века. Обитель облекалась в камень — по сути, все (за малым исключением) ныне существующие каменные постройки появились в ней во второй половине этого столетия. Рос и богател Тихвинский посад, оказавшийся на скрещении торговых путей.
Сохранившийся городской план 1678 года показывает монастырь, окруженный обильными садами, несколько десятков жилых домов, гостиный двор, таможню, торговые ряды, Преображенскую церковь. Русские цари и императоры, а вслед за ними и представители аристократии и купечества, щедро жертвовали на нужды обители, присылали украшения для иконы, сами нередко приезжали в монастырь на богомолье.
После реформирования церковного землевладения (а в сущности — «экспроприации» монастырских владений), устроенного Екатериной Великой в 1764 году, Тихвинский Богородичный монастырь почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Вышедший из зависимости от него Тихвинский посад спустя девять лет получил городские права и стал собственно уездным городом Тихвином.
Выгоревший дотла в 1770 году, он был заново отстроен по регулярному плану, созданному «прапорщиком от архитектуры» Василием Поливановым. С открытием в 1811 году Тихвинской водной системы, соединившей Балтику и Каспий, значение города еще более возросло. Но ненадолго. Уже во второй половине века он стал приходить в упадок. Главные железные дороги город обошли, а Тихвинской водной системе предпочли Мариинскую.
И лишь к Богородичному Успенскому монастырю никогда не иссякал поток паломников. Множились чудеса, связанные с Тихвинской иконой Богородицы. И не только с самой иконой, но и с ее списками. Некоторые из них становились знамениты на всю Россию.
Так, в грозную пору 1812 года монастырь благословил тихвинское ополчение списком, получившим название «Ополченной иконы». В 1854-55 годах, когда шла Крымская война, «Ополченная» находилась в осажденном Севастополе.
1917 год лег резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря (как, впрочем, и всех православных обителей в России). На Церковь открылись гонения богоборцев, монастыри разорялись, монахи изгонялись из них. В 1924 году был закрыт и Тихвинский монастырь.
Его помещения поочередно передавались тюрьме, продовольственному складу, госпиталю, производству Всесоюзного общества слепых и, наконец, музею. По поразительному недосмотру властей чудотворную икону не тронули, она по-прежнему находилась в Успенском соборе, до 1931 года исполнявшем роль приходского храма, а потом тоже закрытом.
Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине всего месяц, но, тем не менее, успели вывезти «предметы искусства». В их числе оказалась и икона Тихвинской Богородицы. Образ побывал в Пскове, потом в Риге, где чудесным образом попал в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который и спас его в сумятице 1945 года.
Вместе с архиереем икона в 1949 году перебралась в США. Владыка Иоанн, возведенный в сан архиепископа Чикагского и Миннеаполисского, завещал своему приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть чудотворную икону в Тихвинскую обитель, когда в России падет богоборческая власть.
В 1995 году иноческая жизнь в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие — Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину и заняла свое привычное место в Успенском соборе — в киоте у первого столпа по правую руку от входа.
Тихвинский монастырь представляет собой как бы искусную, любовно изготовленную оправу для одной из величайших святынь России — Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Постройка каменного собора в честь Успения Божией Матери была предпринята в 1510-15 годах. До этого на месте Успенского собора находилась деревянная церковь. Собор возводился усердием великого князя Василия III, деньги на строительство шли из его собственной казны.
Для сооружения храма в Тихвин прибыли мастера из Москвы. Когда он уже был почти окончен, вдруг случилось невероятное: новая паперть обрушилась и погребла под собой двадцать рабочих. Расчищать завалы пришлось три дня, так они были велики. Надежда на то, что хоть кто-то из людей остался в живых под обломками паперти, медленно таяла — ведь они находились в «каменном мешке» без пищи и почти без воздуха.
Тем больше было удивление народа, когда всех рабочих извлекли из развалин не только живыми, но и невредимыми. Чудо это приписали заступничеству Божией Матери, и память о нем сохранилась в Тихвине по сей день. Сама же новая церковь, находившаяся тогда не в монастыре, а в центре посада, восхищала современников своей красотой: «Поставиша церковь Пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с камением чудну вельми и велику, и паперти нарядиша».
Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала XVI века. Впрочем, в последующие века он претерпел существенные переустройства. Например, позакомарное покрытие было заменено четырехскатной крышей, а шлемовидные главы — луковичными.
Успенский собор сооружался «под икону» — и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства — чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли, не толпясь, осуществить свое благочестивое намерение.
Интересно был решен вопрос и с освящением — западные барабаны сделали «световыми»; таким образом, в пространстве храма выделялось то место, где находилась Тихвинская икона.
В советскую эпоху Успенский собор оставался действующим до 1931 года. В 1936-38 годах в нем находился продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года — военный госпиталь, а в 1946-47 годах — цеха Всесоюзного общества святых. После возвращения Тихвинского монастыря Церкви (в 1995 году) в соборе была проведена масштабная реставрация. В частности, отреставрировали уникальный иконостас начала XVII века — один из старейших на территории России.
Памятуя о героическом прошлом Тихвинского монастыря, о тех осадах, которые пришлось ему выдержать в начале XVII столетия, посетители обители с восхищением взирают на его мощные стены. Они действительно достойны уважения — но вовсе не за «боевые заслуги».
Дело в том, что вплоть до 1670-х годов стены монастыря оставались деревянными. Возведение их началось в 1560 году, а к 1608 году деревянные укрепления с «тарасами» (бревенчатыми срубами, наполненными землей) были готовы. Завершение строительства явилось чрезвычайно своевременным: через несколько лет стенам Тихвинской обители пришлось выдержать несколько жестоких приступов шведских войск.
В деревянной ограде Тихвинского монастыря было девять башен. Сохранилось письменное свидетельство середины XVII века, где они перечислены «поименно»: Омутная, Тайпичная, Озерная, Раскатная, Столбовая (они стояли в центре оборонительных прясел), Мельницкая и Федоровская (угловые), Введенская и Никольская (воротные). Все башни соединялись крытыми переходами поверх стен.
В 1669 году начались работы по возведению каменных стен. К 1700 году были отстроены в камне участки ограды, примыкающие к Никольской и Введенской башням (и сами башни также). На дальнейшее строительство средств тогда не хватило, и работы продолжились лишь в 1788 году.
Большую денежную помощь оказал монастырю император Павел 1, побывавший в Тихвине в 1798 году вместе с императрицей Марией Федоровной и сыновьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. Тогда император самолично перенес главную святыню обители — чудотворную икону Божией Матери — в отремонтированный Успенский собор. О вкладе, сделанном Павлом I на строительство стен, напоминает его вензель, расположенный на средней башне южной стены.
Нарядная, с круглыми амбразурами, пробитыми поверху, каменная ограда Тихвинского монастыря строилась уже скорее не в оборонительных, а в декоративных целях. По внутренней стороне ее была проложена деревянная галерея, имевшая в основании кирпичные аркады нижнего яруса. Галерея эта использовалась для крестных ходов вокруг обители. Башни, в прежние времена выполнявшие функцию военных и продовольственных складов на случай осады, пустовали.
Примечательны и некоторые более поздние «вкрапления» в монастырскую ограду — например, ворота, «подаренные» в 1805 году обители Александром I. Сегодня, к сожалению, от них осталась только арка. Сами же чугунные створки ворот, привезенные в Тихвин из Аничкова дворца, бесследно исчезли. Сохранились лишь несколько небольших фрагментов этого кованого чуда.
Город Тихвин своим появлением обязан именно чудотворной Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы и Богородичному Успенскому монастырю. Ныне монастырь вернул себе градообразующую роль. Ведь ехать в Тихвин — значит ехать к Тихвинской.
Тихвинская обитель находилась в запустении до начала 1990-х годов. Богослужебная жизнь теплилась лишь в крошечной церкви «Крылечко». И больше во всем Тихвине и его окрестностях не было ни одного действующего храма. Все было разорено, закрыто, порушено.
В апреле 1995 года тихвинцы обратились к Святейшему Патриарху Алексию II с открытым письмом, в котором содержалась просьба благословить открытие Богородичного монастыря. Уже через месяц обитель была зарегистрирована, а через некоторое время в нее въехали первые насельники и принялись за восстановление одного из величайших монастырей Русского Севера. В трудах иноков поддерживала надежда па возвращение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
Первый постриг, первое архиерейское богослужение в Тихвинском монастыре — все это было так недавно, прошло лишь немногим более десяти лет. Но как разительно все переменилось за эти годы! Обитель вновь превратилась в украшение и гордость Тихвина. А главное, в 2004 году сюда вернулась, наконец, из-за океана Тихвинская икона Божией Матери. И опять потянулись в Тихвин паломники — поклониться так долго отсутствовавшему на родной земле чудотворному образу.
Гостям города, приезжающим в Тихвин на краткий срок, трудно понять, насколько изменилась здешняя жизнь с возрождением монастыря и возвращением Тихвинской иконы. Но местные жители хорошо видят это. И многие из них твердо уверены, что и обитель, и сам город находятся под особым покровительством Пречистой Девы.
Ежедневно к Тихвинской иконе приходит множество людей. Паломники едут из Санкт-Петербурга, Новгорода, Москвы и многих других русских городов, из-за границы. Часто бывает так, что после приезда очередного автобуса с паломниками очередь к чудотворному образу Владычицы выстраивается до дверей храма.
Поток желающих прикоснуться к святыне не иссякает ни зимой, ни летом, но пик «паломнической активности» приходится, естественно, на теплое время года, особенно — на начало июля, когда совершается празднование в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Поэтому, планируя поездку в Тихвин на это время, ее организацией следует озаботиться заранее.
В обители радушно встречают всех. А большим паломническим группам (от сорока человек) даже предлагают весьма насыщенные экскурсионные программы. Например, посещение Антониево-Дымского монастыря и дома-музея Римского-Корсакова. Но, конечно, предварительно надо позвонить в монастырь.
proof

Что-то мне подсказывает, что следующей осенью нас уже не будет в Питере…. А ведь столько всего еще не смотрено в Ленобласти! Хотя…, нет, я себя недооцениваю 🙂 . Много чего посмотрели мы в Ленинградской области, но кое-что осталось не посещенным. К таким местам мы и отправимся в этот прекрасный осенний солнечный день! Мы успели одним глазком взглянуть на Волховскую ГРЭС, осмотреть достопримечательности Старой Ладоги и совершить прогулку в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь в Тихвине. И именно о последнем месте сегодня мне хочется рассказать. В этом году мы уже посещали один монастырь на острове Коневец в Ладожском озере, и мне то путешествие очень понравилось. Но поездкой к монастырю в Тихвин я осталась не менее довольна!

Тихвинская Икона Божией Матери Одигитрии: от легенды к истории

История Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря уходит в далекое прошлое. Началось все с 1393 года, когда явился на берегах реки Тихвинки образ Божией Матери. Приехали со всей округи сюда священники, стали молитвы читать с просьбой, чтоб образ обернулся в икону. Тут свершилось чудо великое: с неба прямо в руки священникам снизошла икона с образом, которую именовали Тихвинская Икона Божией Матери Одигитрии.

Было решено: быть тут храму. В первый же день заложили три венца. На ночь оставили сруб с иконой под охрану. С утра глядь – а нет ничего! Оказалось, икона и венцы (даже щепки) за ночь самостоятельно перенеслись аж на две версты на другую сторону речки Тихвинки. Ну раз уж икона выбрала это место – так тому и бывать!

Чудотворная Тихвинская Икона очень почиталась вельможами. Будучи еще князем, в 1547 году сюда приезжал Иван Грозный IV, дабы получить одобрения с небес на царствование. А в 1560 году, будучи уже царем, указал заложить в Тихвине монастырь.

В 1941 году, во время войны, Икона была вывезена захватчиками. Проделав долгий путь, Тихвинская Икона Божией Матери Одигитрии, оказалась в США. Ее владелец, Иоанн Гарклавс, завещал вернуть Икону в Тихвин при условии, если Храм будет возрожден. В 1995 году начались вестись работы по восстановлению монастыря, а в 2004 Образ Божией Матери Одигитрии был привезен из Чикаго. Вот так Чудотворная Тихвинская Икона вернулась в свою обитель. Сейчас этот монастырь в Тихвине часто называют монастырь Тихвинской Иконы Божией Матери.

Наша фото прогулка в Тихвинский Успенский мужской монастырь в Тихвине

У автомобильной стоянки в Тихвине перед входом на территорию в Тихвинский Успенский мужской монастырь вас встретят эти ворота:

А вот фото стен Тихвинского монастыря:

На территории монастыря в Тихвине такой камушек:

Успенский собор в монастыре в Тихвине:

Успенский собор Тихвинского монастыря внутри расписан фресками:

Внутренний монастырский дворик:

Справа звонница Тихвинского монастыря:

Вид снаружи:

Еще снаружи – пруд и гуси. Гуси любят кушать, как следствие, будьте осторожны, лужайка «заминирована» :):

Уходим:

Костик бросает прощальный взгляд в сторону монастыря, нам пора домой:

Как доехать из СПб в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Добраться до Тихвинского Успенского монастыря можно, используя следующие координаты — 59˚39’07″ с.ш. и 33˚31’13″ в.д., до города Тихвина из Санкт-Петербурга сначала нужно доехать по Мурманскому шоссе (трасса Е-105, М-18) 130 км до Новой Ладоги, после моста через реку Волхов вернуть вправо и продолжать движение по трассе А-114 еще 100 км до кольца, там будет указатель на Тихвин. Еще около 5 км по Р-36 и вы окажетесь прямо у входа на территорию Тихвинского мужского монастыря.

Адрес: 1875500, Ленинградская обл., г.Тихвин ул.Тихвинская, 1.

Тихвинский монастырь на карте Тихвина и Ленинградской области:

Совершали фото прогулку в монастырь в Тихвине

Константин и Марина Саморосенко

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь был основан в 1560 году в городе Тихвине. Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии — его главная святыня. Первая построенная деревянная церковь три раза сгорала и восстанавливалась. Не пострадала только чудотворная икона, и в 1507 году была основана каменная Успенская церковь. В Смутное время Тихвинская обитель была разорена литовцами, но выдержала осаду шведов. Список Тихвинской иконы сопровождал русских воинов на войне 1812 года.

В 1920 году монастырь закрыли, а икону передали в краеведческий музей. В самом монастыре располагались различные государственные учреждения: пожарное депо, общество слепых, тюрьма, а также жилые квартиры.

1941 году она была похищена немцами из оккупированного Тихвина и вывезена в Псков. Через Ригу и Прагу она попала в США, где по завещанию ее хранителя владыки Иоанна возвращение реликвии может произойти только при полном восстановлении обители. С 1945 года в башне ограды монастыря действует церковь. В течение 40 лет она была единственным храмом на Тихвинский и Бокситогорский районы.

С 1995 года начинается восстановление Тихвинского монастыря, а в 2004 году Тихвинская икона возвращается в обитель. Она защищает младенцев и помогает больным детям, укрепляет семью. Помогает при родах и беременности.

Тихвинское подворье состоит из Успенского собора, Покровской церкви, Звонницы, Келейных корпусов, Церкви Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко» и ограды с башнями.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх