Помост

Вопросы веры

Монтессори

Содержание

Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Мария Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)

3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Монтессори-материалы / Фото: (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Монтессори-среда / Фото: (YakyCorbalan)

8. Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

М. Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог, врач. В 1894 г. окончила Римский университет. Первая женщина в Италии — доктор медицинских наук (1896). Профессор гигиены в Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-1907 читала курс педагогической антропологии в Римском университете (в 1904-1908 проф.).
Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895-1898), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899-1901 гг. работала в Ортофренической школе, готовившей преподавателей специальных школ для детей с физическими и умственными недостатками. Успех метода (воспитанники Монтессори наравне с другими детьми сдавали экзамены за курс начальной школы) позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет — «дома ребенка» (первый был открыт в 1907 г. в римском квартале трущоб Сан-Лоренцо). Опыт обучения детей Монтессори обобщила в книге «Метод научной педагогики» (1909; рус. пер. 1920) и последующих работах. После установления фашистского режима в Италии эмигрировала. В Великобритании, Франции, США, Испании, Индии и других странах активно пропагандировала свою систему, создавая школы, организуя лекции, международные конгрессы по проблемам воспитания детей. Неоднократно выступала против войны, считая воспитание «оружием в борьбе за мир». После Второй мировой войны вернулась в Италию. В последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
Система М. Монтессори основана на идеях свободного воспитания. Критикуя отжившие схоластические методы обучения в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения к личности воспитанников. Монтессори утверждала, что существует особый мир детства и что развитие ребенка подчиняется особым законам. Основываясь на теории «спонтанного развития ребенка», Монтессори пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога: взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их естественное развитие. Задачу воспитания видела в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.
Стремясь поставить воспитание и обучение на научную основу, Монтессори применила в педагогике фундаментальные принципы экспериментальных наук. Дошкольное учреждение (начальную школу) она рассматривала как лабораторию для изучения психической жизни детей, в которой педагог — наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог, — в рамках, предусмотренных еще при создании стандартизированного дидактического материала (кубы-вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд и т.п.). Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребенка. Главным в занятиях считается упражнение «активности», задача приобретения знаний является попутной.
Основой обучения в дошкольном и в младшем школьном возрасте М. Монтессори считала сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния, при упражнении одного органа — «выключать» остальные (напр., для развития более тонкого осязания у детей завязывать им глаза). Эффективность в обучении М. Монтессори связывала с выделением особых («сензитивных») периодов повышенной восприимчивости детей к определенным воздействиям окружающей среды (например, сензитивные периоды в обучении речи, овладении межличностными отношениями и т.д.).
Главная форма воспитания и обучения, по системе М. Монтессори — самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого — сжатость, простота и объективность (т.е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий). Коллективно проводились музыкальные и гимнастические занятия, а также занятия по обслуживающему труду (мытье посуды, уборка и т.д.).
Заслугой М. Монтессори является введение в практику дошкольных учреждений систематических антропометрических измерений при помощи приспособленной к детям аппаратуры. Монтессори провела реформу в оборудовании зданий и помещении детского сада, оснастив их специальной детской мебелью. Педагогическим задачам подчинена и архитектура школ Монтессори: помещения для индивидуальных (групповых) занятий расположены вокруг общего для них внутреннего дворика, где дети знакомятся с природой (растениями, мелкими домашними животными). Занимаясь проблемами организации общественного дошкольного воспитания, М. Монтессори подчеркивала, что благотворительность сама по себе не может принести никаких результатов, нужна планомерная, систематическая работа с детьми в дошкольных учреждениях.
Слабые стороны системы М. Монтессори (отрицание активной роли педагога, недооценка игры как основного вида деятельности дошкольников, преимущественное использование искусственно созданного учебного материала и т.д.) неоднократно подвергались критике со стороны прогрессивных педагогов. Некоторые педагоги обвиняли М. Монтессори в том, что, предоставляя детям свободу передвижений, она разрушает установленную в воспитательном учреждении дисциплину.
Наряду с вопросами дошкольной педагогики (общие педагогические требования к обучению, режим дня, питание, физическое воспитание, научный труд, сенсорное, умственное воспитание, развитие речи, обучение чтению, письму, счету и арифметическим действиям) Монтессори разрабатывала метод индивидуального изучения детьми младшего школьного возраста грамматики родного языка, геометрии, арифметики, географии, музыки, биологии, истории и др. наук. Она занималась также вопросами воспитания детей раннего возраста (до 3 лет). Система Монтессори завоевала популярность во многих странах; ее дидактический материал и приемы обучения послужили основой для создания более совершенных систем обучения и воспитания детей.
(http://www.montessori-center.ru/; см. сайт Монтессори-центра (г. Москва)),
http://www.montessori-center.ru/; электронная версия книги «Методика Марии Монтессори»),
(http://montessori.magichild.ru/st/st2.htm; Монтессори-центр «Волшебный ребенок» (Москва)),
(http://www.montessori-center.ru/right.phtml?f=lit/books_rus.htm; см. перечень книг М. Монтессори на русском языке).

Резюме

  • Методы воспитания — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем — воспитателем.
    • На основе простейшей структуры личности методы воспитания делятся на: методы формирования сознания; методы формирования поведения и методы формирования чувств и отношений.
    • Метод убеждения в воспитании — это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе.
    • Метод упражнений — это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания).
    • Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам — требованию и оценке.
  • Влияние в воспитании — деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.
    • Традиционно выделяются четыре основных способа влияния: убеждение; внушение; заражение; подражание.
    • Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.п.
    • Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок.
    • Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.
    • Подражание — это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль.
    • В современной психолого-педагогической науке рассматриваются направленное и ненаправленное влияния.
  • Формы воспитания — это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
  • Основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
    • Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
    • Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
    • Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
  • Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
    • Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
    • Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.
    • Понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип центрации воспитания на развитии личности.
    • Принцип природосообразности в европейской педагогике XVIII-XIX вв. послужил основой различных теорий воспитания, получивших общее название — педагогического натурализма, в том числе и теории свободного воспитания. Принцип природосообразности лежал и в основе педологии, некоторые идеи которой сохранились в теориях возрастного подхода и индивидуального подхода.
    • Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.
    • Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).
  • В Европе, Америке, Японии существует множество разнообразных теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции авторитарной, технократической педагогики.
    • Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др. Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь».
    • Самоактуализация — это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути.
    • Вальдорфская педагогика — совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Окружающий мир Занятие по М.Монтессори план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Домовенок Шуршуня в гостях у ребят

Цель: закрепить знания о росте и развитии растений.

Программные задачи:

учить составлять рассказ о росте и развитии растения по карточкам, сравнивать развитие, анализировать, дать возможность самообучаться;

сделать детей актерами реальной сцены – жизни

развивать:

функции сенсорного распознавания (чувственного восприятия, ощупывания) путем наблюдения, сравнения и самостоятельных выводов;

мышление, внимание, речь;

функции мускульной системы ребенка (упражнения в равновесии и др. движения); физиологические движения каждого дня (ходьба, вставание, передача предметов);

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережливость.

Методические приемы: сюрпризный момент- приход домовенка Шуршуни и Маши Почемучкиной, художественное слово, музыкальное сопровождение, рассказы Шуршуни и Маши Почемучкиной, игра «Мой рассказик» «Выложи карточки сам» «Распознай семена наощупь», игра- инсценировка по сказке «Хвосты», вопросы к детям.

Индивидуальная работа: разучивание ролей к сказке.

Материалы и оборудование: карточки для игр по Монтессори, маски для инсценировки, природный материал, платочки для завязывания глаз, дорожка для развития стопы, блокноты.

Герои: дети – герои сказки В.Бианки «Хвосты»

Предварительная работа: чтение рассказов из пособия по М.Монтессори «Чудеса преображения «На лугу и в огороде», рассматривание иллюстраций, слайдов о развитии растений.

Тихо звучит детская музыка. Дети стоят в кругу. Вопросы к детям.

— Какой сегодня день? (Ответы детей)

— С каким настроением вы пришли в детский сад? (Ответы детей)

— О чем хочется рассказать друзьям? (Ответы детей)

— Что ты ждешь от сегодняшнего дня, с какими материалами хочется поработать? (Ответы детей)

— Давайте прочитаем «Благодарение Природе и Дню» (психологи подметили: «Благодарность – это богатство, а жалоба – нищета»).

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо няне за обед.

Спасибо всем моим друзьям,

Спасибо вам, и вам, и вам.

(Дети садятся)

Стук в дверь. Приходит Домовенок Шуршуня с Машей Почемучкиной.

— Здраствуйте, ребята, мы пришли с вами поиграть и рассказать о необычных превращениях в природе. Вот послушайте, что мы видели на огороде:

Игра «Мой рассказик»:

Маша рассказывает о превращениях гороха, показывает последовательность развития с помощью карточек.

«Как приятно зимой съесть тарелочку горохового супа или салат, заправленный ароматным зеленым горошком! Начинается путешествие гороха на обеденный стол с одной-единственной маленькой горошины. Весной, попав в землю. Маленькая горошинка начинает набухать, впитывая в себя влагу из земли. Кожура ее раскрывается, и из нее появляется молодой корень. Затем начинает развиваться зародыш-стебелек, поднимающий наверх почечку, из которой появляется росток. Вскоре на нем появляются листья и отростки-усики, нежно-белые цветы цветы. Из цветка в скором времени вырастет удлиненная коробочка- стручок, полный вкусных горошин».

-Спасибо, Маша. Детишки любят горох за то, что он такой вкусный.

Шуршуня рассказывает о превращениях подсолнуха, показывает последовательность развития с помощью карточек.

«Подсолнух- любимец солнышка. Первый подсолнух приехал к нам из-за океана, из далекой Мексики. Он начинает свое развитие с небольшого семечка, покрытого темной шкуркой- кожурой. Попав в землю, семя подсолнуха под действием тепла и влаги образует и питает зародыш. Затем появляется корешок, который растет и укрепляется в почве. Зародыш- проросток растет и становится стеблем. Стебель у подсолнуха один, очень мощный. От него на длинных черешках отходят крупные листья с резными краями. Ближе к осени на конце стебля появляется сначала бутон, а затем крупная корзинка- соцветие, покрытая снизу небольшими листьями. На месте мелких настоящих цветков образовываются семена подсолнечника. Из них изготавливают подсолнечное масло, маргарин, халву и многие другие необходимые человеку продукты».

-Спасибо, Шуршуня. Жареные семечки подсолнуха так вкусны, что, начав их щелкать, трудно оторваться от этого занятия.

-Дети, некоторые детали развития повторяются. Подумайте, что в их развитии похоже?

— Чем отличается развитие?

— Как можно назвать одним словом горох, подсолнух? (растения)

— Где растут эти растения? (на огороде)

Игра «Выложи карточки сам» (стоя за столом)

(дети выкладывают последовательность развития растений по памяти)

— Шуршуня нам принес платочки для завязывании глаз, чтобы поиграть в игру «Распознай семена наощупь». Дети стают возле стола с тарелочками семян гороха, фасоли, подсолнуха, ощупывают и угадывают, семена какого растения они нашли.

Физминутка «Развитие растения» (музыка из мультфильма).

Посадили семена в землю.

Они дали дружные всходы.

Появились стебельки.

Зазеленели листики.

Появились бутоны.

Зацвели цветочки.

Появились плоды.

Угощайтесь на здоровье.

«Чучело огородное». Ходьба по дорожке вокруг огорода (упражнение в равновесии).

— В природе есть один секретик: все в природе взаимосвязано. И растения не могут существовать без своих друзей насекомых и животных.

-Мы про это знаем игру «Договори слово» — «Кто что любит»

Всыплем …(зерен) петушку,

Бросим …(косточку) Дружку,

Кролику…(листок) капусты,

А корове…(травки) вкусной.

Мышке мы оставим…(корку),

…(пойло) вынесем теленку,

Сварим…(каши) всем цыплятам,

…(яблоко) дадим ежатам,

Отнесем …(овса) коню,

Нарвем овцам…(лебеду),

…(молока) нальем мы кошке,

Купим…(шоколад) Алешке.

-А писатель Виталий Бианки написал про это сказку «Хвосты», и в эту сказку дети любят играть. Давайте, ребята, покажем ее!

Игра- инсценировка по сказке.

Итог: дети стоят в кругу, звучит музыка из м-ф

— Чему вы научились?

— Что было особенным в этот день?

-Чем каждому запомнился, понравился этот день?

— Что бы хотелось изменить, исправить, не так сделать, как поступить по-другому?

— Кого бы хотелось поблагодарить сегодня?

— Давайте прочитаем благодарение друзьям.

Вас благодарю-

«Спасибо» говорю.

Говорю слова волшебные.

Говорю слова лечебные.

Говорю я пожелания,

Говорю я «до свидания»,

Говорю «пожалуйста»,

Говорю «спасибо», «здрасьте»

Кате, Саше, Вере, Насте.

Маша и Шуршуня: — Спасибо, друзья, за гостеприимство. Мы хотим подарить вам на память блокнотики, в которых вы будете записывать или зарисовывать то, что запомнилось каждый день. Так вы сделаете свои календарики- рисунки на месяц. До свидания!

Использованная литература:

  1. ж-л «Дошкольное воспитание» «Разговор как психотерапевтическое средство» Г.Любина (старший преподаватель кафедры методик дошкольного воспитания Брестского государственного университета)

2. Учимся по методике М.Монтессори ( Издательский Дом «Нева» 2002) Серия «Чудеса преображения (биология для малышей), «На лугу и в огороде», 5 -6 лет

  1. ж-л «Детский сад со всех сторон» №26(62)июль 2001

Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори статья по математике по теме

Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори

«Способность ощущать и воспринимать

внешний мир, различать предметы

в зависимости от их качеств является

основой для развития мышления».

М. Монтессори

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, мною ставятся следующие задачи:

-Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;

-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка. Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Учебные «Монтессори-материалы» представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т.д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек, шнуровок — для развития мелкой моторики и бытовых навыков. Для трехлетних детей, которые подчас не могут ни определить цвет, ни назвать его целесообразнее применять мягкие пособия, с помощью которых можно провести игры «Посади клумбу», «Собери фрукты». Детям предлагается задание: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок и т. д. Таким образом сначала формируется понятие «такой же», затем идет запоминание цветов, их названий. Для более старших детей задание «Посади клумбу» можно усложнить: придумай цветам серединки другого цвета.

Детям всегда интересны планшеты с закрепленными крышками от пластиковых бутылок. Маленьких детей увлекает откручивание, закручивание крышек, перемещение их по цвету, размеру в пределах планшета. После освоения детьми элементарных действий с крышками, можно усложнить задание, предложив ребенку закрепить крышки согласно схемам. Задания способствуют развитию моторики пальцев, ориентированию относительно углов, сторон планшета, запоминанию цветов, а также воспитывают усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Также возможно использование планшета с обычными тонкими резиночками, которые ребенок натягивает по любому замыслу или с конкретным заданием. С помощью этой полезной игрушки малыш может «нарисовать» резиночками цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т.д. Ребенок получает уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов. Играя с планшетом, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.

Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком — это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.

Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.

Материалы для развития чувств

Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

•Определи предмет по запаху;

• Вспомни, как они пахнут;

• Коробочки с запахами;

• “Тихо и громко”.

• “Угадай, что звучит”.

• “Шагаем и танцуем”.

• Высокий и низкий звук”.

• “Звоночки”.

• “Шумящие коробочки”.

• “Что слышно”.

• “Чудесный мешочек”.

• “Определи на ощупь”.

• “Узнай фигуру”.

• “Угадай, что внутри”.

Материал для различения размеров.

  • Розовая башня.

Материал:

Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см.

Прямая цель:

Формирование понятий «большой» — «маленький».

Косвенная цель:

Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.

Контроль над ошибками:

Если заданный порядок построения башни не соблюдён, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Дальнейшие упражнения:

-Вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;

-Кубики ставятся друг за другом по диагонали;

  • Коричневая лестница

Материал для различения цвета.

  • Цветные таблички.

Материал:

Ящик 1 содержит по 2 таблички жёлтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.

Прямая цель:

Различение основных цветов.

Косвенная цель:

Развитие тонкой моторики.

• “Найди цветок для бабочки”.

• “Поставь цветы в вазу”.

• “Ловись рыбка”.

• “Собери бусы”.

Материал для различения структуры поверхностей и материалов.

  • Клавишная доска (шероховатый — гладкий)

Материал:

Доска (24 см. Х 12 см.), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска(24см. Х 12 см.), которая разделена на 9 равных полос. Они поперечно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.

Прямая цель:

Развитие осязания. Узнать различные качества поверхностей.

Контроль над ошибками:

Различные качества шершавой и гладкой поверхностей.

Материал для различения вкусовых качеств.

  • Вкусовые банки.

Материал:

Цель:

Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств.

Контроль над ошибками происходит посредством повторного сравнения.

Проводятся также игры:

• “Определи на вкус”.

• “Вкусовые банки”.

• “Назови вкус продуктов”.

Материал для восприятия температурных различий.

  • Тёплые кувшины.

Материал:

8 металлических кувшинов.

Цель:

Дифференциация восприятия температурных различий.

Контроль над ошибками:

Происходит через повторное сравнение.

Таким образом, следует сделать вывод, что сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного развития детей. Монтессори — материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику.

Список используемой литературы

1. Т.В.Башаева. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль,. 1998г.

2. Л.А.Венгер. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва, 1989г.

3. Горбун Н, Губенко А., Ким А. Упражнения с Монтессори материалами. Рига- Москва, 1998г.

5. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори// Дошкольное воспитание. -1989. — №10. — С. 66-70

Занятия по системе Монтессори

Система Монтессори: занятия дома

Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори — материалов под силу лишь детскому центру или детскому саду – простым родителям этого не потянуть. Однако, если вам нравится методика, а возможности ходить в специализированный садик нет – не расстраивайтесь. Дело в том, что соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы можете простой организацией быта.

Потребуется лишь потратить какое-то количество времени и сил, но не сомневайтесь – все это впоследствии окупится сторицей! Итак, с чего же начать? Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна быть легкой и обязательно соответствовать его росту ( не стоит, как это любят делать многие родители, запасаться мебелью «навырост» ).

Понадобится стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую удастся поставить материалы для работы. Не забывайте простую истину: малыши нередко чувствует себя в нашем взрослом мире буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, совершенно недоступны для них.

Потому проявите уважение к своему маленькому умнику – и тут же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам непринципиальными, детали. Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца ( повторимся, все это желательно разместить в ванной комнате на уровне роста ребенка ), но и определенный уголок в доме, где будут лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.

Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время – с этим придется мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

А теперь мы приведем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.

Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые несложные, но очень важные правила.

  • Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, приучая ребенка к порядку.
  • Во время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений – дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.
  • Будьте терпеливы – ведь то, что кажется таким легким для вас, не обязательно так же тривиально и просто для 3-летнего ребенка. Нельзя забывать, что основная роль Монтессори — учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!» Потерпите, позвольте ребенку доделать упражнение.
  • Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время.

Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материалы на место.

Занятие «Пересыпание риса» ( от 2,5 до 5 лет )

Цели упражнения:

развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.

Вам понадобится:

небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.

Презентация:

  • поместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними ( «стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д. );
  • одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой – стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам – постепенно все получится.

Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать себе молока или сока из кувшина в стакан.

Занятие «Сияющие ботинки» ( от 3 до 5 лет )

Цели упражнения:

научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Вам понадобится:

газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.

Презентация:

  • расстелите газету на полу;
  • специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;
  • держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;
  • дайте высохнуть крему на ботинках. В это время аккуратно закройте крышку на креме;
  • тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

Занятие «Найди крышечку по размеру» ( от 2 до 4 лет )

Цели упражнения:

развитие зрительной и моторной координации.

Вам понадобится:

4-6 бутылочек или баночек разных размеров с крышками ( крышки можно хранить в небольшим контейнере ).

Презентация:

  • расставьте бутылочки на столе перед малышом;
  • медленно снимите крышки и закрутите обратно;
  • сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки. А теперь дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам. Дело не простое, но он справится!

Занятие «Коробочка с образцами тканей» ( от 2,5 до 5 лет )

Цели упражнения:

развитие и уточнение тактильных ощущений.

Вам понадобится:

небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по паре кусочков каждой ткани различной текстуры 9 например, шелк, хлопок, шерсть, мохер, жаккард, лен и т.п. ).

Презентация:

  • покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих между собой по текстуре;
  • быстро перемешайте их и попросите малыша найти пары, ощупывая их руками ( и не подглядывая! );
  • когда малыш наконец-то поймет смысл упражнения. Постепенно добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка делать то же самое с завязанными глазами.

Занятие «Волшебный мешочек» ( от 3 до 5 лет )

Цели упражнения:

знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных ощущений.

Вам понадобится:

мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами ( например, расческа, свисток, шнурок и т.п. ).

Презентация:

  • завяжите малышу глаза или попросите закрыт их;
  • пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша.

Данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву ( например, если вы уже выучили с малышом букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т.п. ).

Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори. Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему. Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх