Помост

Вопросы веры

Московский Успенский собор

Патриарший Успенский собор Московского КремляСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Центральное викариатство, Центральное благочиние

Контактная информация

Адрес: г. Москва, Кремль, Соборная пл.

  • Статус собора:собор
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам.
  • Престольные праздники:
    • Успения Пресвятой Богородицы — Август 28
    • Димитрия Солунского — Ноябрь 8 (день преставления)
    • Петра и Павла — Июль 12
    • Похвалы Пресвятой Богородицы — Апрель 11
  • Деятельность:Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.
  • Краткая историческая справка:Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.
    В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.
    В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.
    Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом : из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.
    Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.
    Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
    С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.
    В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
    Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.
    Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.
    В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.
    Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г.

В Московском Кремле Успенский собор является главной святыней страны, в которой сосредоточены самые важные атрибуты этой святости: гробницы святителей и иконы. История создания Собора насчитывает не одно столетие, с ней связаны имена многих значимых для России людей.

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера — Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.

Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Важно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига.

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году.

Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.

Описание собора

Образцом для храма стал Владимирский Успенский собор. Перед Аристотелем Фиораванти стояла задача значительно расширить внутреннее пространство храма, а также следовать традициям русского зодчества, что ему прекрасно удалось. Архитектурные элементы храма выполнены следующим образом:

  • внешне собор выглядит как единый монолит, благодаря тому, что белые камни, из которых он построен, тщательно подогнаны друг к другу;
  • фасад поделен на равные части с помощью лопаток;
  • невысокие апсиды храма прикрыты пилонами;
  • на стенах узкие окна;
  • все здание венчает пятиглавие несколько смещенное к востоку.

    Внутреннее убранство Успенского собора в Москве

Успенский собор выглядит как единое целое, создается ощущение, что он просто выточен из одного большого белого камня.

Интересный факт! Чтобы увеличить внутренний объем Аристотель Фиораванти в конструкции храма использовал крестовые своды, толщина которых один кирпич, а также металлические связи внутри стен и проемные. Такое решение в истории русской архитектуры было применено впервые.

Святыни

В Успенском соборе с 1395 года и вплоть до Октябрьской революции находилась главная святыня домонгольской Руси Владимирская икона Божией Матери. Ныне эта икона находится в храме Николая Чудотворца в Толмачах, он является домовым храмом Третьяковской галереи.

Интересно! По преданию, икона всегда сама выбирала место, где ей находиться, теперь это небольшой храм Москвы.

Из тех святынь, которые ныне находятся в соборе, сохранились иконы:

  • Божией Матери «Влахернская». По преданию, она была написана евангелистом Лукой и из Антиохии попала в Константинополь, а в 1653 году была передана в дар русскому царю Алексею Михайловичу. Сама икона выполнена в технике воскомастики, т. е. она как бы рельефна, а в качестве мастики использовался воск с частицами мощей многих святых;
  • Петровская икона Божией Матери. Считают, что она была написана самим митрополитом Петром в бытность его еще игуменом на Волыни, он подарил её митрополиту Киевскому Максиму, который привез икону во Владимир, а потом она оказалась в Москве;
  • Корсунская икона Божией Матери. Предание утверждает, что икона была написана евангелистом Лукой с самой Богородицы, а список этой иконы был перенесен в Корсунь во время Крещения князя Владимира. Первоначально она находилась в Новгороде, а затем была перенесена в Москву.

Также мощи святителей Московских:

  • Петра;
  • Феогноста;
  • Киприана;
  • Фотия;
  • Ионы;
  • Филиппа II.

    Богослужение в Успенском соборе Московского Кремля

Святые мощи первого русского патриарха Иова, а также святого патриарха Гермогена. Помимо этого, в Успенском соборе хранятся такие реликвии христианского мира, как Гвоздь Господень и посох святого митрополита Петра Московского.

Другие соборы Московского Кремля:

  • Благовещенский собор в Москве
  • Архангельский собор Московского Кремля
  • Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву

Уникальная стенная живопись и иконостас собора XVII с многочисленными знаменитыми по всему миру иконами, среди которых: «Спас Ярое око», «Спас в силах», «Спас Златые власы».

Престольные праздники и адрес

Главный престольный праздник — это Успение Божией Матери 28 августа.

Кроме него, еще есть три придела:

  • в честь апостолов Петра и Павла (12 июля);
  • Похвала Богородицы (5-я неделя Великого поста в субботу);
  • в честь святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).

Важно! У Собора статус кафедрального Патриаршего храма, поэтому службы здесь совершаются по решению Патриарха, как правило, в дни престолов и больших праздников.

Но Успенский собор можно посетить в любое время, кроме четверга, как музей, который действует с 10-00 до 17-00, а в период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 и до 18-00.

Добраться до Успенского собора, который расположен на Успенской площади Московского Кремля, для этого лучше воспользоваться метро и добраться до станции «Библиотека им. В. И. Ленина» или «Александровский сад».

Успенский собор Московского Кремля

Соборы Московского Кремля

Московский Кремль является одной из самых узнаваемых достопримечательностей не только Москвы, а и всей России. Это древняя крепость в самом сердце Белокаменной, собственно говоря с которой и началась история важнейшего отечественного мегаполиса.

На протяжении всего своего существования Кремль играл немаловажную роль как в культурном, так и политическом аспектах. На данный момент это важнейший центр туризма, официальная резиденция российского Президента, исторический и культурный комплекс.

Как показывает официальная статистика, Кремль является самым посещаемым местом в России. Туристов особенно захватывает уникальная архитектура московской крепости. По сути, в состав комплекса входит немало построек и соборов. Вот на последних мы и с акцентируем свое внимание.

Успенский собор: самое старинное здание Москвы

В состав Московского Кремля входит немало построек, но наибольший интерес у туристов вызывает Успенский собор. Это частично действующий храм, в основном выполняющий роль музейного комплекса, в котором периодически проводят богослужения.

Собор был построен в 1475 году, и это делает его самой старинной постройкой в пределах столицы, которая сохранилась в первозданном виде. Стоит отметить, что до 1917 года Успенский собор был ключевым кафедральным храмом Российской Православной Церкви.

Благовещенский собор: венец работы псковских мастеров

Данное религиозное сооружение за всю свою историю перенесло немало бед и потрясений. Несколько пожаров, разрушения в результате войн и набегов. Тем не менее, храм выстоял и продолжает радовать глаз москвичей и посетителей Белокаменной.

Благовещенский собор был построен в 1484 году псковскими архитекторами. Стоит отметить, что храм действует до сих, и в нем регулярно проводят богослужения. В непосредственной близости от него находятся ключевые достопримечательности Москвы, минигостиница, торговые объекты и памятки истории.

Архангельский Собор: один из красивейших храмов Москвы

Архангельский собор находится на Соборной площади и признается одним из наиболее интересных религиозных сооружений Москвы. Он был построен в 1505 году и практически сразу же стал центром православной веры древней России.

В настоящее время большую часть времени храм закрыт, или же представлен как музейная композиция. Тем не менее, в великие церковные праздники здесь проходят службы, посетить которые могут все желающие.

Колокольня Ивана Великого: кусочек итальянской культуры в сердце Москвы

Данное религиозное сооружения является одним из наиболее интересных в составе Московского Кремля. Дело в том, что при постройке колокольни в 1505 году за основу были приняты стиль и архитектура итальянских соборов.

Объект визуально состоит их двух ярусов. На нижнем расположена действующая церковь, в которой проводятся службы. А вот на верхнем уровне расположена колокольня, звон которой заставляет окружающих погрузится в атмосферу тишины и умиротворения.

Церковь Ризоположения: самый загадочный объект Кремля

Свое название данный объект получил от византийского праздника, когда туда привезли Ризу Богоматери. Построили храм в 1484 году, и с того момента церковь окружена массой слухов, легенд и домыслов.

За всю свою историю церковь не была разрушена, а проводимые здесь молитвенные обряды заставляли наступление на Москву остановится. По легенде, заслышав о богослужениях, которые тут проводятся, кочевники разворачивались и уходили.

Верхоспасский собор: домовая церковь русских царей

Верхоспасский собор по праву считается одним из ключевых объектов Кремля, который привлекает к себе внимание необычной планировкой и архитектурными ухищрениями. Собор имеет несколько небольших куполов, каждый из которых украшен позолоченными крестами.

На данный момент посетить данный объект может любой желающий, он открыт в качестве музейного комплекса. А вот богослужения тут не совершаются совсем. Собор по сути состоит из нескольких церквей, каждая из которых была построена представителями российской власти. Именно поэтому его и называют домовой церковью российской царской семьи.

Храмы и соборы Московского Кремля

Московский Кремль сам по себе известен во всем мире, но отдельную его достопримечательность составляют церкви и соборы, размещенные на его территории и подле него.

Всего таких сооружений 8, хотя было значительно больше — но некоторые были снесены ещё до революции, когда планировалась постройка других зданий, например, Большого Кремлёвского дворца, а некоторые были уничтожены уже в процессе построения коммунизма, причём уничтожены довольно бесцельно. Очень сильно соборы московского кремля пострадали и от французов, которые целенаправленно грабили богатые алтари и даже захоронения. Но речь сейчас не о превратностях истории, а о том, какие церкви здесь находятся. Итак, всего их 8.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного, он же Покровский собор — одно из самых узнаваемых зданий мира. Собор с двумя пределами (Рождества Святой Богородицы и Василия Блаженного) представляет собой восхитительное скульптурное сооружение с фигурными главами в количестве 11 штук, каждая из которых украшена своим особенным узором. Собор был возведен к 1561 году, а вот имена мастеров до сих пор точно не установлены. Согласно одной версии, авторство принадлежало Николаю Постнику, известному как Барма, по другой Постник и Барма работали вдвоём. Но если легенда о том, что архитекторы были ослеплены после создания храма, правдива, то над собором работали другие люди.

Так или иначе, собор был построен, а впоследствии совершенствовался и ремонтировался после многочисленных пожаров и нападений. Надо отметить, что советская власть, признавая мастерство зодчих, сделала его культурным наследием, хотя другие церкви имели совсем другую судьбу, благодаря чему в 90-х годах храм не только имел практически нетронутый вид, но и смог возобновить богослужения. Кроме того, там остался филиал Государственного исторического музея. Как и Кремль, собор Василия Блаженного стал одним из символов Москвы.

Архангельский собор

Как и остальные церкви, он был построен на месте деревянного храма. Его строительство было оплачено князем Иваном Калитой, который дал обет возвести каменный храм, если Россия будет спасена от голода (за год до этого случился неурожай ржи). Алевиз Фрязин, итальянский архитектор в 1505 году начал сооружение нового каменного собора, который получил пять глав и был украшен иконописью Федора Зубова и других известных живописцев.

Но более всего Архангельский собор был известен благодаря захоронениям князей и царей всея Руси, которых здесь более сотни, и первым там был похоронён сам Иван Калита. Сейчас там проводятся богослужения.

Благовещенский собор

Изначально был трехкупольным, но разрушения после одного из пожаров привели к тому, что собор был восстановлен уже с пятью куполами. Особо известен уникальной росписью, выполненной сыном иконописца Дионисия Феодосием, а в иконостасе сохранились образа Андрея Рублева и Феофана Грека. Был возведен в 1489 году, служил домовой церковью (т.е. церковью, к которой было принято ходить ”от дома”) царских семей.

С начала XVI века на месте, где сейчас находится Успенский собор, стояли храмы. Первый Успенский собор, как и Кремль, был деревянным, второй, построенный в XIV веке, из белого камня (тоже как весь Кремль, но это был первый каменный храм на Руси). И уже нынешний Успенский собор был построен к 1479 году. Из святынь в нем сохранились Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Часть святынь была утеряна во время войны с Наполеоном. Также здесь находится небольшой некрополь, в котором похоронены служители церкви (практика таких захоронений была практически полностью остановлена после эпидемии чумы).

Колокольня Ивана Великого

На колокольне Ивана Великого, возводимой с 1505 по 1508 года Боном Фрязиным, из семейства знаменитых итальянских архитекторов, 34 колокола. Спустя без малого 30 лет Петрок Малый, русский зодчий, пристроил к ней звонницу, ещё спустя 100 лет — Филаретова пристройка. У каждого из колоколов, находящихся здесь, своё имя — Успенский (он же Царь-колокол), Ревун, Медведь, Лебедь и другие.

Кроме того, на колокольне возвышается восьмиконечный позолоченный крест, который водружён вместо разбитого французами. Историки свидетельствуют, что Наполеона отговаривали снимать этот крест, и, когда тот настоял на своем, люди, которым было приказано это сделать, были атакованы стаей ворон, которые мешали мародёрам. А колокол Ревун печально известен тем, что однажды он сорвался и пробил в колокольне пол, из-за чего погибло несколько человек.

Верхоспасский собор

Этот собор отличается интересным архитектурным решением — его можно назвать одиннадцатиглавым, хотя эти главки появились в результате объединения двух храмовых групп. В эти группы входили церкви Екатерины и Евдокии (храма Гроба Господня) и церкви Иоанна Предтечи и Распятского храма. Был включен в композицию Большого Кремлёвского дворца, однако сейчас ведутся работы по его возвращению в отдельный ансамбль.

Церковь Двенадцати Апостолов

Церковь Двенадцати Апостолов была построена в XVII веке Баженом Огурцовым и Антипом Константиновым, русскими зодчими (если быть точными, то в 1635-1656 гг.), Возле церкви находится Патриарший дворец, где впоследствии расположили Синод, — это было одно из самых роскошных зданий России как по наружному виду, так и по внутреннему убранству. Сейчас Патриарший дворец является музеем, а церковь открыта для верующих.

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Построен псковскими мастерами в конце XV века, после чего стал домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Одноглавый храм считается одним из красивейших зданий Москвы, выполненных с большим архитектурным искусством. Надо заметить, что значительных святынь в нем не хранилось (а главной ценностью считается иконостас кисти Назария Истомина), но здесь решались многие церковные и политические вопросы того времени. Впоследствии храм получил прямой ход к царским покоям.

Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская

Пантеоны Кремля (И. Г. Сергиевская, 2013)

Усыпальница московских святителей

В самом центре священного Кремля, окруженный другими соборами, стоит первопрестольный храм Москвы – Успенский собор, построенный знаменитым Аристотелем Фиораванти на месте одноименного собора Ивана Калиты. Вот уже несколько веков он является духовным центром страны, кафедральным собором московских митрополитов и патриархов, одной из величайших святынь всей России. В соборе возводили на Всероссийский церковный престол митрополитов и патриархов, оглашали важнейшие государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь великих побед. Здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, присягали на верность государю.

До 1917 года Успенский собор, в котором находились самые почитаемые иконы со всей земли Русской, называли Домом Пресвятой Богородицы. Он был главным храмом Российского государства и являлся усыпальницей московских митрополитов и Патриархов Всея Руси.

Самое древнее из захоронений Успенского собора – гробница его основателя митрополита Петра, великого молитвенника, защитника и духовного покровителя Московии, первого жителя Москвы, причисленного к лику Русских святых. В 1325 году святитель перенес первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву, положив тем самым начало возвышению и становлению Москвы как духовного центра. Святитель благословил великого князя Ивана Калиту построить в Кремле главный храм в честь Богоматери, который, как он предрек, прославит князя, весь род его и возвысит град Москву среди всех прочих городов.

Собор был освящен после кончины святителя, в 1327 году. Согласно преданию, когда митрополит Петр отошел к Богу, тело его было погребено в новоустроенном соборе, где еще при жизни он своими руками вытесал себе гроб.

Согласно легенде, в ночь пред Куликовской битвой, в 1380 году, митрополит Петр явился русским воинам в воздухе со златым жезлом, которым поражал врагов. Таким же святитель явился через пятнадцать лет грозному Тамерлану и запретил нападать на Москву. С тех пор в русских летописях и царских грамотах св. Петра называют заступником Русской земли и великим чудотворцем. По словам летописцев, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя. У гроба митрополита Петра князья целовали крест в знак верности великому князю, нарекались и избирались московские первосвятители.

Захоронение митрополита Петра находится в Петропавловском приделе в алтарной части за иконостасом. Оно оставалось закрытым до 1382 г., когда хан Тохтамыш вскрыл гробницу святителя в поисках золота. С тех пор мощи святителя почивали открыто. В правление Ивана Грозного гробницу снова запечатали, и вскоре святитель Петр явился во сне царице Анастасии и повелел, чтобы она запретила раскрывать его гроб и наложила бы на него свою печать. Анастасия запечатала мощи святителя, и гроб стоял под спудом до 1812 года. В поисках сокровищ французские войска вскрыли раку святителя Петра, и с тех пор, до самой революции, ее больше не закрывали.

Преемник митрополита Петра святитель Феогност добился канонизации святителя и продолжил каменное строительство в Кремле. В 1342 году он совершил поездку в Орду, где отказался подчиниться приказу хана Джанибека собирать дань с церквей, за что был подвернут жестоким пыткам. Митрополит стойко претерпел все муки и пытки, но брать дань категорически отказался, ссылаясь на слова апостола Павла. «Если кто оскорбит Церковь Божию, того оскорбит Бог». И тогда пораженный хан отпустил святителя на Русь, подтвердив все права и льготы Православной церкви. Скончался святитель Феогност в 1353 году и был погребен в алтаре Успенского собора близ чудотворного гроба митрополита Петра.

В 1475–1479 гг. по указанию великого князя Ивана III на месте обветшавшего Успенского собора времен Ивана Калиты был возведен новый каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, куда были перенесены останки первых московских святителей.

Легенды и мифы

По преданию, когда нетленные мощи митрополита Петра переносили в новый собор, он приподнялся во гробе и благословил москвичей. Во время похорон у гроба святого трое неизлечимо больных получили чудесное исцеление. Вскоре его гробница стала одной из московских святынь, дающих чудесное исцеление, а Москва, как и было предсказано, обрела статус первопрестольного города и духовного центра всей земли Русской.

Согласно другому преданию, один глухонемой юноша, услышав во сне ангельский голос: «Иди завтра в соборную церковь Пречистой Богородицы, в честь славного Ее Успения», пошел туда и стал прикладываться к гробам святых митрополитов. Когда он приложился к гробу святителя Феогноста, внезапно стал говорить и слышать. Он рассказал, что видел, как святитель встал из гроба, благословил его язык, после чего к нему вернулась речь.

С тех пор Успенский собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви – митрополитов, а с конца XVI века – патриархов. Последнее захоронение состоялось в 1700 году, когда умер Адриан, последний Патриарх Московский и Всея Руси. Таким образом, в соборе погребены все патриархи московские (т. е. до учреждения Святейшего Синода), кроме опального Никона, так как он был лишен сана и похоронен в Новом Иерусалиме под Москвой. Мощи святого митрополита Алексия также лежат не здесь: сначала они находились в основанном им Чудовом монастыре, а сейчас в Богоявленском соборе в Елохове.

Успенский собор – главный храм Российского государства, усыпальница московских митрополитов и патриархов

По словам главного археолога Кремля Т. Д. Пановой, усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской Церкви. В общей сложности в этом храме были погребены девятнадцать человек: десять московских митрополитов и девять патриархов:

1. Митрополит Петр (ум. 1326)

2. Митрополит Феогност (ум. 1353)

3. Митрополит Киприан (ум. 1406)

4. Митрополит Фотий (ум. 1431)

5. Митрополит Иона (ум. 1461)

6. Митрополит Филипп I (ум. 1473)

7. Митрополит Геронтий (ум. 1489)

8. Митрополит Симон (ум. 1511)

9. Митрополит Макарий (ум. 1563)

10. Митрополит Филипп II (Колычев) (ум. 1569)

11. Патриарх Иов (ум. 1607)

12. Патриарх Гермоген (ум. 1612)

13. Патриарх Филарет (ум. 1633)

14. Патриарх Иоасаф I (ум. 1640)

15. Патриарх Иосиф (ум. 1652)

16. Патриарх Иоасаф II (ум. 1672)

17. Патриарх Питирим (ум. 1673)

18. Патриарх Иоаким (ум. 1690)

19. Патриарх Адриан (ум. 1700)

Могилы митрополитов XIV – середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия.

Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане каменными надгробиями – кенотафами (греческое слово, образованное от двух слов: «кенос» – пустой и «тафос» – могила). В начале XX столетия их заключили в медные посеребренные чехлы с золочеными крестами и эпитафиями.

Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застекленные рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора, мощи московских чудотворцев: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа (Колычева) и свмч. патриарха Гермогена – покоятся в деревянных, декорированных металлическими пластинами раках.

Если обойти гробницы слева направо, по часовой стрелке, то это будет соответствовать хронологическому порядку правления погребенных здесь святителей, за исключением наиболее почитаемых из них, которые находятся в алтаре и по углам собора.

Первой в северо-западном углу, слева от входа, расположена рака с мощами свт. Ионы. Он был первым митрополитом, избранным Собором русских епископов без участия Константинопольского патриарха. С тех пор Русская Церковь стала автокефальной. 29 мая 1472 г., во время работ по возведению в Москве нового Успенского собора, состоялось обретение нетленных мощей святителя, от которых исходило благоухание. Вскоре от них произошло два исцеления: 6-летнего сына священника и Селивана Рязанца, имевшего «внутри болячку». Мощи Ионы почивают в серебряной раке с балдахином, под роскошной сенью с иконой «Спас Нерукотворный» и картиной художника XIX века, изобразившего митрополита перед распятием.

Легенды и мифы

По словам историков, после нашествия французов все в соборе было осквернено и разграблено, только массивная серебряная рака с мощами святителя Ионы осталась нетронута. Французы несколько раз пытались ее вскрыть, но каждый раз на них нападал неописуемый страх. По преданию, сам Бонапарт, вскрыв раку митрополита Ионы, увидел грозящий ему перст святителя. Испугавшись, он приказал не трогать эту святую гробницу и поставил возле нее часового.

У северной стены собора находится гробница митрополита Макария, венчавшего на царство самого Ивана Грозного. Он известен также как составитель свода жития святых, написанного простым и общедоступным языком, который вошел в историю под названием Макарьевского.

У самого края иконостаса, возле южных дверей, находится рака с мощами святителя Филиппа (Колычева), погибшего от рук Малюты Скуратова.

Кремлевские тайны

По преданию, именно здесь, в Успенском соборе, в 1568 году св. митрополит Филипп публично отказал в благословении Ивану Грозному и стал обличать его в многочисленных казнях и пытках, беззакониях и бесчинствах.

«…О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям – а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его?», так описывает речь митрополита Филиппа Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского».

Я. П. Турлыгин. Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного

Грозный пришел в ярость, и над непокорным иерархом был устроен соборный суд, главная цель которого была низложить митрополита. Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. Выслушав нелепые обвинения Собора, митрополит сказал: «Государь! Ты думаешь, что я тебя боюсь или боюсь смерти? Нет, лучше быть неповинным мучеником, чем молча переживать ужасы беззакония».

Вскоре после лжесуда, когда митрополит Филипп совершал Божественную литургию в Успенском соборе, в него ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита архиерейское облачение, одели в грубое монашеское платье и, ругаясь и избивая, вытолкали святителя из храма. Его посадили на простые дровни и увезли в темницу, где держали в оковах, надев на шею тяжелую цепь, а на ноги – колодки. По преданию, по указу Ивана Грозного к нему запустили голодного медведя, но зверь не тронул святителя. Опального митрополита долго томили в подвалах московских монастырей, наконец, под строжайшей охраной заточили в Тверской Отроч монастырь, где он был задушен Малютой Скуратовым.

Через пять месяцев после смерти Ивана Грозного были обретены мощи святителя Филиппа и благоговейно перенесены в Соловецкий монастырь, где находились почти семьдесят лет. В 1652 году при участии будущего патриарха Никона святые мощи мученика были торжественно перенесены в Москву, где их покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе с духовенством и москвичами.

Мощи святого мученика были с почетом перенесены на Лобное место, где были выставлены на всенародное поклонение, затем они были перенесены на Соборную площадь, где произошло чудесное исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений. После этого святые мощи были торжественно положены в раке именно на том месте, где в 1568 году его схватили опричники. В 1812 году наполеоновские мародеры вскрыли раку святителя Филиппа. Так исполнилось предсказание митрополита Платона, что мощи святого Филиппа явятся, когда враги возьмут Москву.

Легенды и мифы

По преданию, судьба жестоко наказала всех притеснителей митрополита Филиппа. Страшное будущее ждало самого царя Ивана Васильевича, страшна была смерть его старшего сына Ивана, убитого им в припадке дикой ярости, еще более чудовищной была смерть его младшего сына – царевича Дмитрия. Вскоре после убийства митрополита погибает в Ливонской войне и сам Малюта Скуратов, главный опричник царя, оставшийся в народной памяти воплощением лютого злодея, по-собачьи преданного своему государю. После смерти Малюты мучительно расплачиваться за содеянное им зло пришлось его дочери Марии, ставшей женой Бориса Годунова, внуку Федору, который был царем всего два месяца (их зверски убили по приказу Лжедмитрия I), и внучке Ксении Годуновой, ставшей наложницей самозванца, а затем насильно отправленной в далекий северный монастырь.

В 1589 году в Успенском соборе Московского Кремля был избран первый Патриарх Московский и Всея России – митрополит Иов. По свидетельству летописцев, царь Федор Иоаннович произнес торжественную речь и вручил Иову посох митрополита Петра.

В период Смутного времени Иов твердо отстаивал права законных правителей и интересы русского народа. Когда в начале XVII века на Руси объявился самозванец – «чудом спасшийся царевич Дмитрий», претендовавший на царский трон, патриарх Иов разослал по всей стране патриаршие обличительные грамоты, в которых назвал истинное лицо самозванца – Гришка Отрепьев.

Кремлевские тайны

Прошло четыре столетия, а историки до сих пор спорят, кем был самозванец Лжедмитрий I. В человеке, несколько месяцев занимавшем русский престол, видели и беглого монаха Чудова монастыря – Гришку Отрепьева, и поляка, и литовца, и внебрачного сына польского короля Стефана Батория, и неизвестного русского авантюриста, и истинного царевича Дмитрия, чудом спасшегося от наемных убийц. Наконец, было высказано мнение о существовании двух Григориев Отрепьевых, из которых один так и остался дьяконом, а другой стал царствовать на Москве.

Сохранилось чудом дошедшее до нас послание самозванца патриарху Иову. Лжедмитрий потешался над проклятием, которому предал его Иов, а также перечислял «заслуги» патриарха: «златолюбие и «властолюбие, лишь прикрытые постом и молитвой». В конце послания самозванец прямо угрожал расправиться с патриархом и всеми, кто его поддерживает. По словам историков, стиль послания, полного церковных славянизмов, указывает на церковную образованность автора и, более того, на его личное знакомство с первосвятителем. А ведь чернец Григорий Отрепьев, по летописным данным, был в прошлом приближен к Иову. Однако были и другие мнения.

«Если бы Дмитрий был беглый монах Отрепьев, – писал историк Н. И. Костомаров, – убежавший из Москвы в 1602 году, то никак не мог бы в течение каких-нибудь двух лет усвоить приемы тогдашнего польского шляхтича. Мы знаем, что царствовавший тогда под именем Дмитрия превосходно ездил верхом, изящно танцевал, метко стрелял, ловко владел саблей и в совершенстве знал польский язык; даже в русской речи его был слышен не московский выговор. Наконец, в день своего прибытия в Москву, прикладываясь к образам, он возбудил внимание своим неумением сделать это с такими приемами, какие были в обычае у природных москвичей».

Н. В. Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

Любопытно, но своими взглядами самозванец напоминал будущего Петра Великого. Он преобразовал Боярскую думу, сам разбирал дела, лично принимал челобитные, запретил взятки и подношения. Мало того, он задумал открыть университет и разрешил всем свободно заниматься промыслами и торговлей. По словам иноземцев того времени, это был первый государь в Европе, который сделал свою державу до такой степени свободной.

Однако богомольную Москву пугало другое – страсть нового царя к веселым потехам и забавам. Народ тешили скоморохи, плясуны, дрессированные медведи, а за обедом у царя играла «богомерзская» музыка. По Москве поползли слухи, что самозванец-богохульник заключил союз с самим Сатаной и хочет отдаться под власть Папы Римского. В народной памяти образ «Гришки-Расстрижки» сохранился в балладах и легендах, где он неизменно предстает в роли колдуна, чернокнижника, с помощью нечистой силы захватившего власть над Москвой.

Несмотря на угрозы Лжедмитрия, патриарх Иов отказался признать самозванца сыном Ивана Грозного и присягать мнимому царю, призывая народ сохранять верность законному государю. За это он был с позором и унижением низложен. Произошло это в кремлевском Успенском соборе в 1605 году. Во время Божественной литургии слуги Лжедмитрия ворвались в алтарь, святая святых собора. С патриарха сорвали святительские одежды, таскали по храму, всячески оскорбляли и унижали его.

В ответ Иов, сняв с себя панагию, положил ее перед священным образом Владимирской Богоматери и сказал: «Матерь Божия, спаси православие!» За нарушение присяги дому Годуновых, за убийство молодого царя Федора Борисовича первый Патриарх Московский и Всея Руси – патриарх Иов – наложил на бояр и весь русский народ патриаршую анафему. Сторонники самозванца одели на опального патриарха черную монашескую рясу и отправили на простой телеге в Старицкий Успенский монастырь.

У западной стены Успенского собора, справа от входа, стоит бронзовый шатер с ажурной решеткой. Эта сень была отлита в 1624 году Дмитрием Сверчковым в подражание пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри нее был устроен символический Гроб Господень из священного дерева – кипариса. В следующем году в шатер поместили ковчег с частицей Ризы Господней, а в конце XVII века часть Ризы Пресвятой Богоматери, подаренную князем Василием Голицыным. Судьба Гроба Господня в настоящее время неизвестна, а под сенью находится золоченая рака (прежде она стояла рядом с шатром) с мощами св. патриарха Гермогена.

Патриарх Гермоген гневно обличал самозванца, требовал крещения польской «девки» – Марины Мнишек, категорически отказался признать русским царем королевича Владислава и благословил оба народных ополчения, которые шли освобождать Москву от поляков. Гермоген рассылал по городам и весям грамоты, в которых призывал к всенародному восстанию против иноземных захватчиков, за что был заточен поляками в темницу Чудова монастыря, где, по преданию, скончался от голода. Позже его святые мощи были перенесены в Успенский собор, где соорудили величественную гробницу, а в подклети соборного храма, где умер святитель, освятили храм.

Патриарх Гермоген видел причину бед России в предательстве ее законных правителей со стороны бояр и всего народа. Именно он освободил народ от Патриаршей анафемы, от всех клятв и обетов, которые он дал Лжедмитрию I. Торжественный обряд прощения состоялся в 1607 году в кремлевском Успенском соборе. Из Старицкого монастыря был привезен опальный, почти полностью ослепший, патриарх Иов, которому была передана покаянная челобитная от всех русских людей, в которой они умоляли простить их за все вольные и невольные грехи. Затем архидиакон зачитал всенародную челобитную и разрешительную патриаршую грамоту патриарха Иова, который прощал народ и сам просил у народа прощение, в том числе и за то, что в 1591 году не открыл правды об убийстве царевича Дмитрия. Через четыре месяца после принятия всенародного покаяния 77-летний патриарх Иов отошел в мир иной. Его рака находится у южной стены собора, недалеко от захоронения патриарха Гермогена.

Прославление патриарха Гермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года во время празднования трехсотлетия дома Романовых. Торжественное прославление происходило в Успенском соборе. Над гробом святителя была установлена рака из литого серебра, подаренная Николаем II, почитавшим патриарха Гермогена как одного из небесных покровителей царской семьи.

Крайняя из гробниц патриархов у южной стены собора – захоронение патриарха Филарета, в миру Федора Никитича Романова, отца первого царя из династии Романовых. Он приходился также двоюродным братом царю Федору Иоанновичу, последнему из рода Рюриковичей.

Юный боярин Федор Романов, один из первых щеголей в Москве, не помышлял о монашестве и духовной стезе. Он считался знатным вельможей, занимал ряд государственных и военных постов. Его ждала блестящая карьера, однако в 1600 году он вместе с ближайшими родственниками был подвергнут опале. Любопытно, что обвинили их в заговоре и колдовстве. Однако это была надуманная причина, на самом деле Борис Годунов рассматривал его и других Романовых как своих соперников в притязаниях на московский престол. Федора Никитича и его жену Ксению Ивановну насильно постригли в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол.

В 1605 году Лжедмитрий I освободил бывшего боярина из монастыря, и Филарет стал митрополитом Ростовским, а через три года – «нареченным патриархом» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II. В 1611 году, отказавшись подписать подготовленный поляками договор, он был арестован и целых восемь лет провел в польском плену. В 1619 году он был освобожден и торжественно встречен в Москве своим сыном – царем Михаилом Романовым. Будучи родителем великого государя, он до конца жизни был его соправителем, так же, как и его сын, использовал титул «Великий государь».

Шатёр, в котором помещена рака с мощами святого Гермогена

У западной стены собора похоронен последний патриарх Московский и Всея Руси Адриан. В связи с возведением на патриарший престол Адриан обратился к российской пастве с увещаниями, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также чужестранные обычаи, в том числе брадобритие, европейскую одежду и курение табака. Кроме того, Адриан отказался в угоду государю Петру I насильно постричь в монахини его супругу царицу Евдокию Лопухину.

Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698–1699 гг. патриарх Адриан выступил с «печалованием о казнимых». Известна его проповедь, сказанная перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в которой патриарх просил проявить милосердие к участникам бунта, однако его призыв не был услышан и казни продолжались.

После смерти патриарха Адриана царь Петр I не разрешил избирать нового патриарха и ликвидировал институт патриаршества в России, подчинив Русскую православную церковь государству. В 1721 году был учрежден Святейший Синод – государственное учреждение для управления церковными делами. Через год Петр издает Указ, обязывающий священнослужителей доносить властям о каждом случае выявления на исповеди неугодных царю настроений, т. е. нарушил святое правило тайны исповеди. Да и сам царь-реформатор не отличался религиозностью, способствовал распространению табака и повсеместного пьянства, безмерно превозносил западные новшества.

Легенды и мифы

Согласно преданиям, за отход от веры отцов и дедов, за осмеяние святых отечественных традиций, Петр I был проклят и прозван антихристом. Поговаривали, что после отмены на Руси патриаршества беды и несчастья посыпались на него как из ведра. У него начались сильнейшие головные боли, все тело стали сводить судороги, с годами добавилось душевное расстройство и переживания по поводу отсутствия надежного наследника.

И действительно: из трех детей Петра от Евдокии Лопухиной в раннем детстве умерли двое. Из двенадцати детей от Екатерины I – десять. До брачного возраста дожила лишь Елизавета, со временем она станет российской императрицей, и Анна, но она скончалась двадцатилетней. Сын от первой жены, царевич Алексей, мог быть достойным приемником, но в 1718 году он, по настоянию отца, в Успенском соборе перед иконой Владимирской Божьей Матери отрекся от престола и, обвиненный во всех грехах, умер в тюрьме. Добавьте сюда смерть горячо любимого младшего сына. В результате всех несчастий царь обезумел от горя, все чаще стал впадать в «черную меланхолию», и в возрасте 54 лет непобедимый некогда император, умер как обычный смертный.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх