Помост

Вопросы веры

Можно ли мясо

ЕдаВопрос эксперту:
Нужно ли человеку
есть мясо

ТЕКСТ: Маша Будрите

ОТВЕТЫ НА БОЛЬШИНСТВО ВОЛНУЮЩИХ НАС ВОПРОСОВ мы все привыкли искать онлайн. В этой серии материалов задаём именно такие вопросы — животрепещущие, неожиданные или распространённые — профессионалам в самых разных сферах.

В последнее время всё больше людей отказываются от мяса: одни по этическим причинам, другие из соображений здоровья. И всё-таки, что лучше — есть мясо или быть вегетарианцем? Действительно ли мясо содержит незаменимые вещества и какие? Может ли вегетарианское питание быть сбалансированным? Правда ли, что мясо — канцероген? Мы задали эти вопросы эксперту.

Маша Будрите

нутрициолог, выпускница Королевского колледжа Лондона

Считается, что наши предки перестали быть вегетарианцами около двух с половиной миллионов лет назад — и тогда они даже не умели охотиться и разводить огонь, так что ели сырое мясо погибших животных. Полмиллиона лет назад охота стала частью образа жизни, а за десять тысяч лет до нашей эры люди начали приручать животных. И охота, и сельское хозяйство требовали коммуникации между людьми, а значит, и развития головного мозга — то есть мясоедство косвенно поспособствовало эволюции человека. Недавно исследователи выяснили, что мясоедство позволило нашим предкам уменьшить период вскармливания новорождённых и интервал между родами — то есть повысить фертильность.

Конечно, самое главное, что дают нам мясо, яйца и молоко, — это белок высокого качества. Белки животных по составу ближе к человеческим, чем растительные, и поэтому организм проще их усваивает. Тем не менее употребление исключительно растительной пищи с таким же успехом покрывает потребности организма в необходимых аминокислотах — если диета достаточно разнообразна. Одной из проблем вегетарианской диеты бывает нехватка двух необходимых аминокислот — лизина и триптофана, которые нужны в том числе для формирования коллагена (белка связок, кожи и ногтей). Но эту потребность можно удовлетворить, если есть бобовые, сою, семена и орехи.

Один из важнейших для человека микроэлементов — железо. Оно нужно для синтеза ферментов, а ещё для переноса кислорода кровью — железо входит в состав её белка гемоглобина. По данным ВОЗ, анемия, вызванная дефицитом железа, — самое распространённое нарушение питания в мире, которое отмечается более чем у двух миллиардов людей. В группу риска входят в первую очередь популяции, у которых доступ к мясу ограничен.

Железо есть и в растительных продуктах, но у животных оно, как и у человека, входит в химический комплекс под названием гем — а тот, в свою очередь, является частью молекулы гемоглобина. Так вот, гемовое железо, то есть железо из животных продуктов, усваивается значительно лучше. Кроме того, усвоению железа мешают оксалаты — производные щавелевой кислоты, которые присутствуют в щавеле, чёрном перце, сельдерее и, например, отрубях. Витамин С, наоборот, помогает железу всасываться. Ещё на всасывание железа влияют другие процессы — например, инфекции или сиюминутная потребность в нём.

В принципе, в некоторых растениях содержится больше железа, чем в мясе — а усваивается из них при этом меньше. В сое железа в два раза больше, чем в говядине — но из сои усваивается 7 %, а из говядины — 15 %. С одной стороны, мясо более эффективно удовлетворяет потребности организма в железе, а с другой — растительная диета не хуже, если она сбалансирована и продумана. В конце концов, при дефиците железа можно пропить его курс в таблетках — только нужно помнить о риске передозировки, которая проявляется в первую очередь в расстройствах желудочно-кишечного тракта.

Белки животных по составу ближе к человеческим, чем растительные, и поэтому организм проще их усваивает

Важное вещество, которое присутствует только в животных продуктах, — витамин В12. Он нужен для нормальной работы нервной системы и для формирования клеток крови, а самый лучший его источник — это печень. Витамин В12 вообще не производится растениями — но при отказе от мяса его можно получать из рыбы, яиц и молочных продуктов. Веганские продукты вроде соевого молока и сыра бывают дополнительно обогащены витамином В12. Кальций, который необходим для здоровья костей и нормальной сократимости мышц, в том числе сердца, можно найти в первую очередь в молочных продуктах. Если вы их не едите, например, из-за непереносимости лактозы, то знайте, что кальций содержится в зелёных овощах вроде брокколи, инжире, апельсинах и орехах.

Для усвоения кальция необходим витамин D, который можно получить из жирной рыбы и яиц, а также из обогащённых этим витамином продуктов. Как известно, главный «источник» витамина D — это солнце, так как он вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей. Британская ассоциация диетологов рекомендует находиться на солнце как минимум 15 минут в день в период с апреля по сентябрь, а в другие месяцы принимать содержащие витамин D добавки. К сожалению, одного только нахождения на солнце обычно недостаточно — ведь мы защищаем кожу от ультрафиолета (и правильно делаем).

В 2015 году ВОЗ опубликовала отчёт о том, что употребление переработанного красного мяса может привести к формированию злокачественных опухолей. С самим красным мясом всё не так однозначно, поэтому ВОЗ относит его к «потенциально канцерогенным» продуктам — однозначных данных пока нет. Рекомендуется не употреблять более 70 граммов красного и переработанного мяса в день. По белому, то есть птичьему, мясу рекомендации пока отсутствуют — но хорошей идеей может быть заменять красное мясо (говядину, свинину и баранину) курицей или индейкой. Чтобы сократить количество мяса в рационе, можно попробовать «понедельник без мяса» — инициативу одноимённого международного движения. Активисты, среди которых и сэр Пол Маккартни, утверждают, что, отказавшись от мяса на один день в неделю, можно улучшить и своё здоровье, и экологию планеты — около 20 % газов, усиливающих парниковый эффект, производится сектором животноводства.

Известно, что у вегетарианцев ниже риск сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых опухолей, а также большая продолжительность жизни. Правда, пока непонятно, с чем именно это связано — с исключением мяса или с потреблением растительных продуктов. Например, фрукты и овощи содержат клетчатку, употребление которой снижает риск ряда заболеваний. Животные продукты могут содержать больше жиров и калорий при меньшем объёме, а такие продукты, как колбаса — много соли, употребление которой также рекомендовано сокращать. Как бы там ни было, специалисты по питанию не устают повторят, что вредных и полезных продуктов не существует и всё зависит от баланса. При отказе от животных продуктов, независимо от причин, нужно просто следить за присутствием в рационе всех необходимых веществ.

Полезен ли полный отказ от мяса? Или лучше устраивать разгрузочные дни? Можно ли есть мясо каждый день? Правда ли, что красное мясо вредно для здоровья?

Одни люди убеждены, что из-за употребления мяса мы живем намного меньше, чем могли бы. Другие указывают на преимущество животных жиров перед растительными. А что об этом думают специалисты?

Вегетарианство: за и против

Мнение диетолога.

Нужны ли разгрузочные дни?

Мнение нутрициолога.

Красное – самое вредное?

Тем не менее периодическое употребление в пищу, например, говяжьего стейка, никакого вреда здоровью не принесет.

Что будет, если есть мясо каждый день?

Мнение гастроэнтеролога.

«Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму и к телу.» — Бенджамин Франклин*

*Бенджамин Франклин — Бенджамин Франклин — американский политический деятель, дипломат, полимат, изобретатель, писатель, журналист, издатель, масон. Один из лидеров войны за независимость США. — Wikipedia

Как люди стали есть мясо

История о том, как люди превратились в заядлых мясоедов, берет свое начало 65 млн лет назад. Динозавры только-только вымерли, а вместе с ними — половина всех остальных видов Земли. В тропических лесах, которые покрывали большую часть нашей планеты, среди головокружительно высоких деревьев, обвитых лозой, эволюционировал наш предок. Этот предок — самый первый известный человечеству примат: пургаториус (Purgatorius). Он выглядит совсем не так, как мы, и не похож даже на шимпанзе. Он напоминает нечто среднее между мышью и белкой. И если бы этот вид до сих пор существовал, он, скорее всего, считался бы милым домашним животным.

Пургаториусы искусно лазили по деревьям и были веганами. Этот вид отказался от диеты своих предков, состоящей из насекомых, в пользу богатого фруктами и цветами рациона, создавая для себя уютную нишу высоко среди веток. На протяжении десятков миллионов лет потомки пургаториусов питались исключительно растительной пищей. Все они, от небольших обезьянок до обезьян размером с гориллу, по большей части выживали за счет тропических фруктов, иногда приправляя свои блюда червями (чаще всего случайно). Около 15 млн лет назад они изменились, добавив в свой рацион твердые семена и орехи, но все также остались верны своим веганским корням.

Затем, около 6 млн лет назад, среди африканских приматов появился чадский сахелантроп (Sahelanthropus tchadensis). Скорее всего, с появлением сахелантропов наше развитие пошло по другому пути, отклонившись от линии развития наших ближайших собратьев, шимпанзе и бонобо. На языке палеоантропологии слово «гоминин» (hominin) служит для обозначения современных людей и всех вымерших видов, тесно связанных с нами; сахелантропы стали первым подобным видом. Небольшие существа с плоским лицом и маленьким мозгом, которые, скорее всего, передвигались на двух ногах. У них были не такие большие клыки, как у предков, а зубная эмаль была более толстой, что позволяет предположить, что рацион сахелантропов требовал более тщательного пережевывания и измельчения, чем фруктово-цветочный рацион пургаториусов.
Тем не менее, мясоедение до сих пор не коснулось наших предков. Сахелантропы, вероятно, ели жесткие, волокнистые растения с добавлением семян и орехов. В дальнейшем несколько видов австралопитеков, которые жили 3–4 млн лет назад в лесных массивах, приречных лесах и зонах сезонного затопления в Африке, также не зависели от мяса. Микроскопический износ их зубов — картина микроскопических углублений и царапин, оставленных на поверхности их зубов пищей, которую они употребляли — дает возможность предположить, что их рацион был аналогичен рациону современных шимпанзе: листья и побеги, большое количество фруктов и цветов, некоторые насекомые и даже древесная кора.

Питались ли когда-нибудь австралопитеки мясом? Не исключено. Так же, как современные шимпанзе иногда охотятся на колобусов (род обезьян), наши предки, возможно, иногда обедали сырым мясом мелких обезьян. Но все же, желудки ранних гомининов не позволили бы им иметь мясной рацион, как у современных американцев. Их желудки были предназначены для тех, кто ест фрукты и листья, с большой слепой кишкой — стомным мешком с бактериями в начале толстой кишки. Если бы австралопитек наелся мяса — скажем, съел бы несколько стейков из зебры — скорее всего, он бы испытал дикие муки от скручивания толстой кишки, пронзительные боли в животе, тошноту и вздутие, и все это могло привести даже к смерти. И все же, несмотря на эти опасности, 2,5 млн лет назад наши предки стали мясоедами.
Судя по всему, нашим телам пришлось приспосабливаться постепенно, сначала привыкнув к семенам и орехам, которые богаты жирами, но имеют недостаток клетчатки. Если наши предки потребляли их в большом количестве, такая диета стимулировала рост тонкой кишки (где происходит усвоение липидов) и сокращение слепой кишки (где усваивается клетчатка). Таким образом, наш кишечник стал бы лучше приспособлен к перевариванию мяса. Рацион из семян и орехов, возможно, подготовил наших предков к плотоядному образу жизни еще одним способом — он мог дать им приспособления для разделки туши. Некоторые исследователи предполагают, что простые каменные орудия, используемые для измельчения семян и орехов, можно было легко использовать, чтобы ломать кости животных и отрезать куски плоти. Таким образом, 2,5 миллиона лет назад наши предки были подготовлены к поеданию мяса: у них были инструменты, чтобы его получить, и органы, чтобы переварить.
Но иметь возможность — это одно, а иметь достаточно воли и мастерства, чтобы пойти и получить мясо, — совсем другое. Так что же вдохновило наших предков рассматривать антилоп и бегемотов в качестве потенциального обеда? Ответ или, по крайней мере, его часть может заключаться в изменениях климата, произошедших в то время. Когда дожди стали менее обильными, количество фруктов, листьев и цветов, от которых зависели наши предки, также сократилось. Большая часть тропических лесов превратилась в луга с небольшим количеством деревьев, где росли несколько высококачественных растений, пригодных в пищу. Но на эти луга приходило пастись все больше и больше травоядных животных. Во время долгой засухи с января по апрель у наших предков были проблемы с получением достаточного количества еды, ведь чтобы добыть свою обычную порцию, нужно было потратить больше времени и калорий. Ранние гоминины находились на перекрестке эволюции. Некоторые, как австралопитеки, выбрали рацион из большого количества низкокачественных растений; а другие, как ранние люди (homo, род приматов семейства гоминид), выбрали мясо. Австралопитеки в итоге вымерли, а люди выжили, чтобы эволюционировать в современного человека.

Интересно, что в то время, как эти «прото-люди» выбирали, как бы получить как можно больше выгоды от появившихся в саваннах травоядных и их плоти, предки шимпанзе и горилл никогда не пытались этого делать. Одной из причин, возможно, является неспособность ходить на двух ногах. Поиск мяса — занятие тяжелое, требующее ходьбы на длинные расстояния и, как следствие, затрат большего количества энергии, чем поедание травы и фруктов. Перемещение на двух ногах более эффективное с точки зрения энергозатрат, чем передвижение с помощью кулаков, свойственное шимпанзе или гориллам. Более длинные ноги лучше рассеивали тепло, предотвращая перегрев и повышая выносливость. Кажется, если бы сахелантропы или их предки не стали ходить прямо (или, как минимум, не попытались) 6 млн лет назад, ранние люди не были бы так хорошо подготовлены для поиска мяса спустя пару миллионов лет, и, возможно, не развили бы вкуса к животному мясу, так что на наших обеденных столах сейчас могло бы не быть стейков или гамбургеров.
Тем не менее, вопрос о том, что же конкретно впервые разожгло в человеке стремление к плотоядности, остается открытым. Возможно, несколько наших предков прогуливались среди зарослей акации и увидели, как саблезубый кот ест газель. Или, может, они наткнулись на мертвую зебру с вывалившимися кишками и внутренностями и подумали: «Хэй, почему бы не попробовать это?»
Даже убежденные травоядные, такие, как олени или коровы, иной раз могут попробовать мясо, если оно им попадется. Существуют записи, на которых показаны коровы, поедающие живых цыплят и мертвых кроликов, олени, которые едят птиц, и дукер — маленькая африканская антилопа — охотящийся на лягушек (если вам хочется посмотреть на этих хищных травоядных, попавшихся в кадр объектива, зайдите на YouTube). Так что вряд ли можно назвать неожиданным то, что наши предки — которые и до этого, возможно, иногда дополняли свой рацион мясом какой-нибудь обезьянки — разглядели в новоявленном изобилии травоядных источник дополнительных калорий. Гоминины уже были всеядными и умели приспосабливаться. Если что-то было съедобным и лежало рядом — они это ели. 2,6 млн лет назад вокруг было много мяса. Так же, как пургаториусы извлекали выгоду из климатических изменений и нового изобилия фруктов, их потомки, ранние люди, успешно приспосабливали свою диету к переменам в окружающей среде. В этот раз это означало следовать за мясом.
Оригинал: The Atlantic, перевод: Newочём.

Более или менее подробные описания блюд русской кухни появились только в эпоху правления Ивана Грозного. До этого времени сведения о том, как и что именно ели на Руси, редко встречались в письменных источниках. Однако кое-какие сведения все-таки есть. Так, в «Повести временных лет», одном из самых ранних древнерусских летописных сводов, написанном в начале XII века, упоминаются популярные блюда жителей средней полосы: квас, мед, хлеб, кисель, говядина и дичь.

А вот сведения из неожиданных источников — «Русской правды», юридического документа XI — XII веков. В ней рассказывается о том, за что наказывали людей в те времена. К серьезным преступлениям относилась кража животных и птиц: как домашних коров, коз или свиней, так и диких уток, гусей, и даже экзотических журавлей и лебедей. Получается, мясо всех этих животных в древности употребляли в пищу! Были и запреты на мясную пищу: так, в уставе князя Ярослава Мудрого было прописано, что нельзя есть конину или медвежатину.

В книге «История еды и традиции питания народов мира» рассказывается также, что «Русская правда» предписывала местному населению выдавать княжеским «чиновникам» на неделю: 7 ведер солоду (в данном случае речь идет о напитке вроде пива), барана или полтуши мяса (т. е. говядины), хлеба и пшена, сколько сможет съесть, три сыра, кур по две на день, в пост — рыбу».

Древнерусская культура питания до XV века оставалась практически неизменной: ее основу составляли злаковые культуры, а вот мясо ели редко: крестьяне — говядину и свинину, домашнюю птицу, знатные люди употребляли в пищу также и дичь (насчет которой у крестьян существовало множество суеверий).

Первым серьезным гастрономическим источником можно назвать «Домострой», опубликованный в 1841 году. В нем описывается, как ели мясо различные слои населения. Богатым «домовитым людям» в книге рекомендовалось покупать мясо летом: допустим, «купить баранчика и дома освежевать, а бараний потрох — добавка к столу, утешение тоже. У жены хозяйственной и у хорошего повара замыслов много: из грудинки сварить отвар, почки — начинить, лопатки — прожарить, ножки яичками начинить, печень изрубить с лучком и, пленкою обернув, на сковороде изжарить». Тем же, у кого денег было меньше, мясо рекомендовали покупать зимой: «Мужу и жене, у которых ни поместья, ни пашни, ни деревень, ни вотчины нет, хлеб и всякое жито купить зимой на возах, а также и мясо мороженое, и рыбу всякую, свежую или иную, осетрину копченую или в бочках на целый год, и семжину, икру сиговую и черную, и свежий мед, и рыбу, которую летом выловили, и капусту, — и все то в сосудах на зиму льдом заложить, а запасы напитков поглубже, лубом покрыв, засыпать. Летом они понадобились — все свежо и готово».

ТАК ВЕДЬ ПОСТ!

Русские кулинарные традиции неразрывно связаны с православной культурой. Относится это и к мясоедению. На каждый год приходится около двухсот постных дней — время, когда есть скоромную пищу нельзя.

Самым строгим является Великий пост перед Пасхой (в 2019 году с 11 марта по 27 апреля) — он посвящен времени, которое Иисус Христос провел в пустыне без пищи и воды. Во время поста, который продолжается 48 дней, горячую пищу без масла можно употреблять только по четвергам, с растительным маслом — в воскресенье. Все остальное время нужно посвятить сухоядению: есть только хлеб, фрукты и овощи, запивая их компотом или водой, а в Чистый понедельник — не есть ничего вообще. Небольшие послабления в еде разрешаются в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье — в эти дни православным можно есть рыбу.

Скоромную пищу также нельзя есть в Петровский пост, установленный в честь Святых апостолов (24 июня — 11 июля), Успенский пост (14 — 27 августа), которым церковь призывает православных к подражанию Богоматери, Рождественский пост (28 ноября — 6 января), который служит 40-дневным подготовлением к празднованию Рождества Христова, а также однодневные посты, постные среды и пятницы.

Что такое скоромная пища?

Это еда, которая православным христианам разрешена в мясоед, то есть время между постами. К скоромным относятся продукты, содержащие мясо теплокровных животных — млекопитающих и птиц, а также субпродукты, животный жир, яйца, молочные продукты и сливочное масло.

Между постами мясо есть можно — это время называется мясоедом. Всего их четыре. Весенний — между Великим и Петровским постами, летний (между Петровским и Успенским постами, осенний (между Успенским и Рождественским и самый любимый мясоед — зимний.

На Руси этот мясоед ценили не только за то, что он самый длинный — от Рождества до Прощеного воскресенья (в этом году приходится на 10 марта). Дело в том, что еще полтора века назад зимний мясоед был, пожалуй, единственным периодом, когда крестьяне могли от души наесться мяса. Весной и летом скотину, как правило, не забивали. Люди же употребляли в пищу (когда это было разрешено) молоко, масло, яйца и рыбу. Осенью температура воздуха бывала еще недостаточно низкой, мясо могло испортиться, поэтому за заготовки деревенские хозяйки принимались только с наступлением морозов: вялили и солили мясо, делали тушенку, варили окорока.

Во время Святок — с 7 по 17 января — мясо, птицу и потроха можно было есть каждый день, а весь остальной мясоед даже постные среды и пятницы были нестрогими, рыбными. Из рыбы же в Масленичную неделю готовили вкуснейшую начинку для блинов. Именно поэтому зимний мясоед на Руси всегда считался самым счастливым — в это время чаще всего ходили друг к другу в гости, засылали сватов и играли свадьбы.

Традиционный рецепт русской кухни

Тульский помещик Василий Алексеевич Левшин был разносторонним человеком. За всю жизнь он издал более 250 литературных трудов, среди которых были как книги по экономике и истории Тульского края, так и сборники сказок, и комические оперы. Кроме того, в 1816 году Левшин издал первую кулинарную книгу национальной русской кухни: «Наставление о приготовлении всякого рода настоящих русских кушаньев и о заготовлении впрок разных припасов». Он разделил ее на две части: «Стол в мясоед» и «Стол в пост». В рецептах Левшин не указывал соотношение ингредиентов, что, с одной стороны, усложняло кулинарам задачу, а с другой — давало им простор для творчества. Вот один из рецептов книги «Русская поварня».

«Студень (холодец) говяжья с чесноком

В этом разумеются говяжьи ноги, губы и уши. Очистив оныя обыкновенным образом, варить в воде на умеренном огне часа два, пока сделается отвар густой и почти весь выкипит. Сложить тогда части студени, разняв крупные кусочки дробнее, в круглую чашу, и вылив остатки отвару, вынесть в холодное место, чтоб застыло. Подавая, выпрокинуть студень на блюдо. Подавать к ней толченой чеснок, растертой с сметаною, на особливой тарелке».

— Есть с собой палка колбасы — значит, можно на врагов войной пойти!

ya_nicto

Когда люди узнают о том, что ты не ешь мяса, то многие возражают: «Но ведь в Библии сказано, что Бог после потопа разрешил людям употреблять плоть убитых животных». Действительно, если посмотреть Ветхий Завет, Книга Бытия, 9:3 (Быт.9:3), то можно найти там следующее:

«все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все».

Исходя из этого отрывка действительно следует, что теперь человеку позволяется употреблять мясо животных. Но какова причина этому? Достаточно открыть толкования Библии, написанные Святыми отцами, чтобы пролить свет на этот вопрос.
Открываем книгу Профессора А.П. Лопухина Толковая Библия, где как раз собраны мысли Святых отцов и читаем следующих отрывок, касаемый как раз обсуждаемого нами отрывка из Книги Бытия (Быт.9:3):

«Это будет уже второй по числу закон о пище (Быт.2:16), разрешающий теперь наряду с прежними родами ее – зеленью и полевыми злаками еще и один новый, именно – мясо животных, птиц и рыб, словом все то, что движется и живет. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет следующим образом: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать»» .

Таким образом получается, что человеку было позволено употреблять мясо животных лишь только потому, что Бог предвидел, как обезумевший человек начнет создавать себе идолов и поклоняться животным. Такое же мнение высказывает и блаженный Феодорит Кирский в своей книге Толкование на книгу Бытия:

«Вопрос 56. Почему вообще узаконил Бог ядение мяса?
Когда только создал человека, Бог даровал ему земные плоды, повелев питаться семенами и древесными плодами; после же потопа ущедряет его большими средствами к наслаждению, повелев закалывать в жертву и есть животных летающих по воздуху, плавающих в водах и земноводных, одну напасть отражая другой и меньшим врачуя большее. Ибо предвидя, что впадшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что дело крайнего неразумия покланяться тому, что употребляется в пищу. Для этого-то одних животных называет нечистыми, а других чистыми, чтобы, гнушаясь одними, как нечистыми, не обоготворяли их, а других, употребляя в пищу, не поклонялись им».

Вообще, Святые отцы считали пост необходимым для каждого человека. Вот лишь несколько отрывков из книги «Аскетические опыты» святителя Игнатия Брянчанинова:

«Самая естественная пища – та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании – пища из царства растительного: Сказал Бог праотцам нашим: «Се, дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь» (Быт.1:29). Уже после потопа разрешено употребление мяс (Быт.9:3).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх