Помост

Вопросы веры

Научное доказательство бога

Учёные физики и биологи доказали существование Бога. Речь идёт о доказательстве учёных, что строение молекулы и ДНК не могли возникнуть сами по себе, без определённой воли и замысла. В разных странах мира к такому выводу пришли учёные.
Интересно то, что о существовании изначального замысла стали свидетельствовать учёные-атеисты, которые раньше отрицали любое подобное упоминание. Современное представление о молекулах и ДНК открыло глаза на многие вещи. Молекула не могла возникнуть сама по себе, так как содержит в себе буквально энциклопедическую информацию, а её объём поражает.
Физик Мартин Джон Рис, лауреат Темплтоновской премии 2016 года, на счету которого более 1500 работ, получил 1,4 млн долларов за то, что доказал существование Бога. По заявлению российского учёного академика РАЕН Анатолия Акимова, существование Бога доказано научными методами:
Бог есть и мы можем видеть проявление Его воли. Это мнение многих учёных. Они не просто верят в создателя, но опираются на знания.
В прошлом многие учёные не только верили в Бога, но сами были богословами и проповедниками. Отец основатель физики Исаак Ньютон был богословом и говорил, что законы механики он выводит из законов Божих.
Когда учёные изобрели микроскопы и начали изучать внутренний мир клетки, процессы удвоения и деления хромосом и более сложные внутриклеточные процессы, заставило задуматься, как такие сложные взаимодействия могли возникнуть без направленной воли Творца.
Математики же просчитали методом случайных чисел, что время, которое было бы затрачено на эволюцию из неорганических соединений в человека без воли Божией заняло бы возраст, в несколько раз превышающий возраст вселенной. Соответственно, этого бы никогда не случилось.

Еще 4 примера доказательств.

1. Формула Леонарда Эйлера, доказывающая существование Бога
Леонард Эйлер (15 апреля 1707-го года — 18 сентября 1783-го года) был швейцарским математиком и физиком, одним из первых сделавшим важнейшие открытия в таких областях, как анализ бесконечно малых и теория графов. Также Эйлер создал большую часть современной математической терминологии и обозначений, в частности, для математического анализа, например, понятие математической функции. Он известен своими работами по механике, гидродинамике, оптике и астрономии. Большую часть своей взрослой жизни он провёл Санкт-Петербурге, Россия, и Берлине, Пруссия.

О религиозных убеждениях Эйлера можно судить по его письму к немецкой принцессе и более ранней работе «Защита божественного откровения против возражений инакомыслящих». Эти документы показывают, что Эйлер был набожным христианином, верящим, что Библия благотворно влияет на людей.

Согласно известной легенде, Эйлер нашёл аргументы в пользу существования Бога, когда дискутировал на эту тему со светскими философами. В то время он жил в Санкт-Петербурге, и тогда же в России гостил по приглашению Екатерины Великой французский философ Дени Дидро. Императрицу встревожили аргументы француза в пользу атеизма — они могли плохо повлиять на её двор, так что она попросила Эйлера вступить с Дидро в спор.

Дидро узнал, что известный математик нашёл доказательства существования Бога, и согласился на них взглянуть. Эйлер при встрече подошёл к Дидро вплотную и заявил следующее: «Сэр, \frac{a+b^n}{n}=x, следовательно, Бог существует!». Аргумент показался Дидро, который ничего в математике не понимал, бессмыслицей, так что он стоял с открытым ртом, в то время как свидетели этой сцены уже тайком хихикали. Смущённый, он обратился к императрице с просьбой покинуть Россию, и она позволила ему уехать.

2. Математик Курт Фридрих Гёдель разработал теорему Бога

Курт Фридрих Гёдель был австрийским, а затем американским логиком, математиком и философом. Он наряду с Аристотелем и Фреге, считается одним из самых значительных логиков в истории человечества. Гёдель внёс огромный вклад в развитие научно-философского мышления в XX-м веке.

В 1931-м году, когда ему было 25 лет, Гёдель опубликовал две теоремы о неполноте. Годом ранее он получил докторскую степень в Венском университете. Для доказательства первой теоремы Гёдель разработали методику, теперь известную как нумерация Гёделя, преобразующая формальные выражения в натуральные числа.

Гёдель также доказал, что ни аксиома выбора, ни гипотеза континуума не могут быть опровергнуты посредством принятых аксиом теории множеств, поскольку эти аксиомы согласуются. Благодаря этому математики получили возможность исследовать аксиому выбора в своих доказательствах. Он также внёс важный вклад в теорию доказательств путём уточнения связи между классической логикой, интуиционистской логикой и модальной логикой.

После смерти Гёделя в 1978-м году осталась теория, основанная на принципах модальной логики — типе формальной логики, в узком смысле предполагающей использование выражений «обязательно» и «возможно». Теорема утверждает, что Бог, или высшее существо, является тем, что мы не в состоянии понять. Но Бог существует в понимании. Если Бог существует в понимании, можно предположить, что он существует в реальности. Таким образом, Бог должен существовать.

3. Фрэнсис С. Коллин доказывает существование Бога через ДНК

Во время интервью по CNN в апреле 2007-го года в Роквилле, штат Мэриленд, Фрэнсис С. Коллинз, директор проекта Генома Человека, в который раз заявил, что информация, встроенная в ДНК, доказывает существование Бога.

Как верующий, доктор Коллинз видит ДНК — молекулу, присутствующую у всех живых существ, в которой заключена вся информация о виде, — как язык Бога, а элегантность и сложность органов и остальной природы — как отражение Божьего плана.

Тем не менее, так Коллинз думал не всегда. В 1970-м году, когда он проходил аспирантуру на факультете теоретической химии, он был атеистом и не находил оснований постулировать существование каких-либо истин вне математики, физики и химии. Затем он поступил в медицинскую школу и столкнулся с проблемой жизни и смерти пациентов. Один из пациентов спросил его: «Во что вы верите, доктор?», и Коллинз начал искать ответы.

Коллинз признался, что наука, которую он так любит, бессильна ответить на следующие вопросы: «В чем смысл жизни?», «Почему я здесь?», «Почему математика работает так, а не иначе?», «Если у Вселенной было начало, то кто это начало положил?», «Почему физические константы Вселенной настроены столь тонко, что допускается возможность появления сложных форм жизни?», «Откуда у людей мораль?» и «Что происходит после смерти?».

Доктор Коллинз всегда считал, что вера основана на чисто эмоциональных и иррациональных аргументах. Поэтому он был изумлен, когда обнаружил в ранних трудах Оксфордского учёного С. С. Льюиса и впоследствии во многих других источниках очень веские аргументы в пользу правдоподобности существования Бога, сформированные на чисто рациональных основаниях.

На самом деле, доктор Коллинз говорит, что он не видит никакого конфликта между наукой и религией. Да, он согласен, что происхождение от общего предка путём эволюции очевидно. Но также он утверждает, что изучение ДНК обеспечивает веское доказательство нашей связанности со всеми другими живыми существами.

По словам доктора Коллинза, он обнаружил, что в истинах науки и веры заключена удивительная гармония. Библейский Бог — также Бог генома. Бога можно найти и в соборе, и в лаборатории. Исследующей величественное и страшное Божье творение науке действительно можно поклоняться.

4. Двое ученых Кристоф Бенцмюллер и Бруно Вользенлогель Палео доказали теорему существования Бога

В октябре 2013-го года двое учёных, Кристоф Бенцмюллер из Свободного университета Берлина и его коллега Бруно Вользенлогель Палео из Технического университета в Вене, доказали теорему о существовании Бога, созданную австрийским математиком Куртом Гёделем — мы уже упоминали об этом человеке и его теореме во втором пункте нашего списка.
Использовав для расчётов обычный компьютер «MacBook», они показали, что доказательство Гёделя правильно, по крайней мере, на математическом уровне, с точки зрения высокой модальной логики.

В своём докладе «Формализация, механизация и автоматизация: доказательство Божьего существования, сформулированное Гёделем» они сказали, что «онтологическое доказательство Гёделя было проанализировано в первый же день исследования с необычайной степенью детализации с помощью теорем высшего порядка».

Бенцмюллер и Палео считают, что их работа может принести пользу в таких областях, как искусственный интеллект и проверка программного и аппаратного обеспечения. В конечном счете, формализация онтологического доказательства Гёделя вряд ли убедит атеистов или что-то изменит в душах истинных верующих, которые могли бы утверждать, что идея высшей силы не поддается логике по определению. Зато для математиков, ищущих способы выйти на новый уровень, эта новость может быть ответом на их молитвы.

ЭКСПЕРИМЕНТ «УВИДЕТЬ БОГА»

В 1983 году, группа религиозных ученых решила провести один очень радикальный эксперимент. Они создали теорию, согласно которой, человек лишившийся осязания, зрения, слуха, голоса и любых других способов восприятия мира, сможет ощутить присутствие Бога. Ученые верили, что наши 5 чувств блокировали наши контакты со всевышним, и без них, человек смог бы установить контакт с Богом силой мысли.
Единственным человеком, согласившимся принять участие в эксперименте был старик, которому по его словам “Больше незачем жить”. Дабы избавить его от всех чувств, ученые провели множество операций, в итоге которых все нервные окончания отвечающие за чувства были удалены. Несмотря на то что старик сохранял все моторные функции он был не способен видеть, слышать, осязать, чувствовать вкусы или запахи. Без единой возможности связаться с внешним миров, он был наедине со своими мыслями.
Ученые наблюдали за объектом, в то время как он вслух говорил о своем состоянии. Спустя четыре дня, старик сказал что слышит тихие и неразборчивые голоса в своей голове. Решив, что это всего лишь последствия психоза, ученые не обратили на это внимания.
Спустя еще два дня, объект с криками сообщил что слышит свою мертвую жену, и что еще хуже, что он способен отвечать ей. Ученые были заинтригованы, но по прежнему сомневались в правдивости слов пациента, до тех пор, пока он не начал называть по именам мертвых родствеников ученых. Никто, кроме самих ученых не мог знать того, о чем говорил старик. После этого, часть ученых покинула эксперимент.
Спустя неделю общения с умершими, пациента начал страдать, говоря что голоса стали переполнять его голову. Каждую секунду, что он был в сознании, сотни голосов охватывали его разум нежелая оставить его в покое. Он часто бился об стену, в надежде что сильная боль заглушит голоса. Потом, он попросил ученых ввести ему снотворное, дабы спастись от голосов во сне. Это помогало в течении трех дней. Потом ему начали сниться кошмары, в которых он видел и слышал умерших.
Спустя день, пациент начал кричать и царапать свои неработающие глаза, в надежде почувствовать хоть что-то в материальном мире. Субъект в истерике, рассказал ученым что голоса стали оглушающими и угрожающими. Они говорили про ад и конец света. Однажды, старик в течении пяти часов без остановки кричал “Нет Рая, нет прощения!”. Он молил ученых убить его, но они были уверены что субъект как никогда близок к установлению контакта с Богом.
На следующий день, субъект больше не мог ясно выражать свои мысли. Будучи уже, как считали ученые, сумашедшим, он начал откусывать куски плоти со своих рук. Ученые смогли связать субъект, так чтобы не было угрозы самоубийства. После нескольких часов в таком состоянии, субъект наконец прекратил свою борьбу с оковами. Он смотрел в потолок своими пустыми глазами, в то время как слезы катились по его щекам. В течении двух недель, ученым приходилось восстанавливать уровень жидкости в организме пациента из-за его постоянного плача. В конце концов, старик прекратил плакать, и повернул свою голову к ученому. Несмотря на то что он был слеп, он посмотрел ученому прямо в глаза, впервые за все время эксперимента. Он прошептал “Я говорил с Богом. И он покинул нас”, после этого, пациент перестал подавать признаки жизни. Причины смерти не установлены.

──────────────── ─ ─ ─╮

• • • ───── ะ ° ❛ 愛と, ᴡᴇʟᴄᴏᴍᴇ ✧ ──━━

『 :clapper: 』 ᴛᴏ ᴍʏ ʙʟᴏɢ

* °. .°

* .

ׂׂૢ་༘࿐ 星は空から落ちる

┏━━━━━ೋ ೌ ೬ ೂ━━━━━┓

Предисловие

┗━━━━━ೋ ೌ ೬ ೂ━━━━━┛

В этом посте я расскажу об одном незаконном эксперименте, проведённом в 1983 году безумными учёными, в ходе которого происходило множество сверхестественных ситуаций. Интересно? Поехали!

┏━━━━━ೋ ೌ ೬ ೂ━━━━━┓

Подробнее

┗━━━━━ೋ ೌ ೬ ೂ━━━━━┛

В 1983 году группа, состоящая из определённых учёных, чьи имена до сих пор не известны, провели нелегальный эксперимент с теорией, что если лишить человека всех способностей что-либо чувствовать, то этот человек сможет ощутить присутствие Бога и пообщаться с ним.

┏━━━━━ೋ ೌ ೬ ೂ━━━━━┓

Подопытный

┗━━━━━ೋ ೌ ೬ ೂ━━━━━┛

Единственный человек, который согласился на этот эксперемент, был пожилой мужчина, который заявил, что ему уже нечего терять в этой жизни. Доктора провели операцию по удалению нервных окончаний в части мозга, которая отвечала за сознание. Операция прошла успешно

Мужчина не потерял способность ходить, но не мог слышать, чувствовать боль, запахи, видеть, осязать

┏━━━━━ೋ ೌ ೬ ೂ━━━━━┓

События

┗━━━━━ೋ ೌ ೬ ೂ━━━━━┛

Учёные наблюдали за ним сутками, пока он рассказывал вслух о своём состоянии. Через 4 дня старик говорил, что слышит неразборчивые голоса, но исследователи подумали, что это лишь последствия психоза.

Через ещё 2 дня мужчина криками сообщал, что слышит разговоры своей покойной жены и даже может отвечать ей. Учёные до сих пор не верили в это, но только до того момента, пока старик не начал называть имена их покойных родственников, а также говорить вещи, которые могли знать только сами учёные. После этого половина из них покинуло эксперемент.

Спустя неделю общения с мёртвыми пациент начал жаловаться, что каждую секунду слышит сотни голосов, которые никак не умолкали. Он бился об стену, болью заглушая голоса, а после попросил учёных дать ему снотворное, чтобы тот заснул. Это помогало только 3 дня, а после его начали мучить кошмары, и он теперь видел умерших.

Через день пациент царапал свои глаза, крича, что голоса стали оглушающими и угрожающими. Однажды старик 5 часов без умолку кричал: «Нет Рая, нет прощения!». Он молил убить его, но учёные считали, что жертва близка к Богу. Через время старик стал откусывать плоть со своих рук, он не мог ясно выражать свои эмоции. Ученые смогли связать его, чтобы он не убил себя. После попыток вырваться мужик сдался. Он смотрел в потолок своими пустыми глазами, пока слезы катились по его щекам. В конце концов, через пару дней старик прекратил плакать и повернул свою голову к ученому. Несмотря на то что он был слеп, он посмотрел ученому прямо в глаза, впервые за все время эксперимента. Он прошептал: “Я говорил с Богом. И он покинул нас”, после этого пациент перестал подавать признаки жизни. Причины смерти не установлены.

Историческое доказательство бытия Бога (+ВИДЕО)

О том, почему неправы этнографы-эволюционисты XIX века, к каким выводам приходят современные ученые, исследуя религиозность «примитивных» народов Африки, Австралии и Южной Америки, как Цицерон «спорит» с марксистами и что такое прамонотеизм, рассказывает Виктор Петрович Лега.

Здравствуйте, дорогие и уважаемые друзья – читатели и зрители портала «Православие.ру». Прошлую беседу мы посвятили разбору того, что о возникновении религии говорят различные философские концепции, посмотрели на их внутреннюю логичность – точнее, увидели их внутреннюю нелогичность. И, наверное, многие из вас задались вопросом: а можно ли с точки зрения науки дать объяснение тому, как возникла религия? И вообще занимается ли наука этой проблематикой?

Конечно, занимается.

Уже в XIX веке многие ученые скептически относились к умозрительным философским построениям и стремились ответить на вопрос, как возникла религия, исходя из научного опыта – путем наблюдений за различными народами.

В поисках дикости

Исторически первыми научное объяснение возникновению религии попытались дать эволюционисты. В середине XIX века «прогрессивное», так сказать, человечество узнало от Чарльза Дарвина, что человек произошел от обезьяны путем длительной эволюции. Как следствие этой теории родилась идея, что, наблюдая за эволюцией человека, можно узнать и как возникает религия.

Понятно, что у животных религии не было – это подтверждается простыми наблюдениями. И действительно, обезьяны не религиозны. А вот человек на каком-то этапе эволюционного процесса вдруг начинает «придумывать» себе богов. На каком этапе, и по какой причине? Можем ли мы узнать ответ на этот вопрос? Да, – говорят некоторые этнографы – и именно эта наука ставит себе задачей решить вопрос о возникновении религии – путем изучения так называемых архаических, или первобытных, народов.

К этой идее ученые пришли довольно простым путем. Вот мы живем в развитой Европе, стоянок древнего человека на ее территории достаточно, различные ископаемые останки, обнаруженные артефакты, орудия труда, которыми пользовались эти древние люди, исследованы – и оказывается, что народы, населяющие Африку, Южную Америку, Папуа – Новую Гвинею, Австралию, которые, так сказать, не достигли цивилизованного уровня развития – уровня европейцев, пользуются теми же самыми орудиями труда и быта, что и люди, населявшие Европу несколько десятков тысяч лет назад. Это открытие и породило решение: мы можем, наблюдая за жизнью первобытных народов – наших современников, живущих в Африке или Южной Америке, сделать вывод о том, каким был и человек нашей, европейской культуры раньше. В частности, изучив религиозные обряды этих людей, мы можем сделать вывод, как возникает религия. Это уже научный подход, без всяких философских спекуляций, подход, основанный на наблюдениях.

Так называемые «примитивные» народы вовсе не примитивны, как считали эволюционисты-дарвинисты

Ученые того времени Джеймс Джордж Фрэзер, Эдуард Бернетт Тайлор стали изучать, во многом опираясь на свидетельства миссионеров и служащих Британской империи, эти народы и установили, что религиозность их чрезвычайно примитивна: они поклоняются духам, приносят жертвы тотемам – животным и деревьям. Никакого ни богословия, ни серьезного культа у этих народов нет. Итак, эта религия примитивна. А почему эта религия примитивна? И Тайлор выдвигает такую концепцию, получившую название анимизма: примитивные народы верят в духов, потому что они сами еще не стали как следует людьми. Их душа (по-латыни – «anima») представляется им некоторой реальностью, они не могут объяснить эту реальность, потому что их ум не сформировался еще таким, чтобы мыслить понятиями, а не образами. И свои сновидения, галлюцинации, какие-то другие необычные состояния души они принимают за реальность и считают, что эта реальность наполнена некими духами, богами и т.д.

То есть религия, по мнению Тайлора, Фрэзера и их единомышленников середины и конца XIX века, – это просто вера в духовных существ, которая возникает вследствие недостаточного понимания людьми их собственных душевных состояний. А причина этого – неразвитость человека. Понятно, почему неразвитость: человек еще не прошел до конца по эволюционной дороге, он находится лишь в середине этого пути.

Бог Саваоф, В. М. Васнецов, 1885

Не «надстройка», но главная реальность

Этнография ХХ века относится к этим наблюдениям века XIX-го крайне критически. Кстати, меня весьма удивляет, почему книги Тайлора «Первобытная культура» (1871) и Фрэзера «Золотая ветвь» (1890) до сих пор очень популярны у атеистов и даже у ученых. Хотя, возможно, потому, что такой подход во многом удовлетворяет незамысловатым претензиям атеистов, объясняя, что религия – удел человека неразвитого, человека несформировавшегося, человека, который не умеет думать, который мыслит только образами, а не понятиями.

Но серьезные этнографические исследования ученых ХХ века исходят из иных посылок. Во-первых, нельзя говорить, что народы, населяющие Африку, Южную Америку и Австралию, являются примитивными. Выяснилось, что они далеко не примитивны. И выяснилось это благодаря тому, что этнографы стали жить среди этих народов в течение многих лет, смогли завоевать их доверие, стали полноправными членами их общин, как, например, замечательный английский этнограф Эдвард Эванс-Притчард, несколько лет живший у племен Южного Судана. Он вместе с этими людьми работал, спасался от москитов тем же способом, как и они, – обмазываясь воловьим навозом… А когда ты живешь долгие годы в племени, разделяешь с ним тяжелый труд и быт, то перед тобой этот, условно говоря, древний человек открывается во всей своей полноте. И открывает тебе самое святое – религию.

Эти современные подлинно полевые исследования этнографов привели к выводу: религия у всех народов, населяющих разные концы земного шара, абсолютно одинаковая и играет огромнейшую роль в жизни этих людей. И, по мысли Эванс-Притчарда, рассуждения Тайлора, Фрэзера и других ученых XIX века должны быть подвергнуты самой серьезной критике, поскольку они являются собранием «абсурдных реконструкций, бездоказательных гипотез, диких спекуляций, неприемлемых аналогий, ошибочных интерпретаций и просто чепухи». Классические работы Дж. Фрэзера и А. Краули, по его словам, это «карикатуры на первобытного человека, ум которого, якобы, пронизан суевериями и неспособен к зрелому критическому мышлению».

Так в чем же состоит религия первобытного человека? Это целый мир, который играет первичную роль. Это не «надстройка над базисом», как говорил К. Маркс, а, скорее, используя тот же Марксов язык, это базис: религия первична для этого человека. По определению другого замечательного современного этнографа – Владимира Рафаиловича Кабо, профессора МГУ, многие десятилетия жившего среди народов Австралии, изучавшего их быт «изнутри», религия для этого человека – реальность. Не фантазия, не надстройка, а реальность. И слова «человек есть образ Божий» для «первобытного» человека являются не какой-то метафорой, а самой что ни на есть реальностью.

Един Бог для всех

У всех народов – неважно, населяют ли они Южную Америку, Австралию или Африку, – есть вера в Единого Бога

И самое удивительное, к чему приходят этнографы, – это убеждение в том, что у всех народов, неважно, населяют ли они Южную Америку, Австралию или Африку, есть вера в Единого Бога. Об этом говорит В. Кабо, об этом говорит Мирча Элиаде, об этом говорят другие этнографы. Мирча Элиаде, например, пишет: «Не вызывает никаких сомнений практически универсальное верование в Небесное Божественное Существо, Которое сотворило мир и которое обеспечивает плодородность земли, посылая на нее дождь. Это Существо наделено даром безграничного предведения и мудрости. Оно установило моральные законы». Это то, что было скрыто от исследователей XIX века, потому что это священное, этим нельзя делиться с каким-то странным человеком, приехавшим к людям на недолгий срок.

Первична вера в Единого Бога. Схема «атеизм – политеизм – монотеизм» неверна. Верна иная схема: прамонотеизм – политеизм – монотеизм

Так вот, выясняется, что у всех первобытных народов есть вера в существование единой, всемогущей, сокрытой от нас силы. Поэтому замечательного этнографа ХХ века и одновременно католического священника Вильгельма Шмидта это открытие привело к выводу: сначала существовала именно единая вера в Единого Бога. Шмидт назвал это словом «прамонотеизм» – слово он это придумал для того, чтобы противопоставить свою концепцию той, что принята учеными-атеистами. Атеисты утверждали: первоначальное состояние человечества было атеистическим, затем люди по какой-то причине придумали себе богов, а потом, как следствие их рефлексивной деятельности, объединили этих разных богов в Единого Бога – схема такая: атеизм – политеизм – монотеизм. Нет, – говорит Шмидт, – наши исследования жизни и представлений современных архаичных народов, как и изучение артефактов, найденных на древних стоянках человека, показали, что схема развития иная: вначале был монотеизм – прамонотеизм; потом этот монотеизм превратился в политеизм. По какой причине? – Потому что люди стали забывать Бога, стали искать Бога среди явлений этого мира. А потом, вследствие рефлексии, как греческие мудрецы, или по Божиему Откровению, как народ древнего Израиля, люди пришли к выводу о существовании Единого Бога. Так что схема развития совсем иная: монотеизм – политеизм – и вновь монотеизм.

Как здесь не вспомнить аргумент, который мы находим у апостола Павла: люди забыли Бога и стали поклоняться твари вместо Творца (см.: Рим. 1: 25). Так что научные открытия современных ученых подсказывают нам, что христианская концепция возникновения религии совершенно правильно объясняет факты многообразия различных религий, ибо эти религии, будучи многообразными, на самом деле содержат в себе много единого.

Цицерон против марксистов

Тот факт, что религия существует у всех народов и у всех народов имеет одинаковые черты, может быть назван историческим доказательством бытия Бога.

Кстати, об этом писал еще древнеримский философ, политический деятель и оратор Цицерон: «Самое же незыблемое основание к тому, чтобы мы верили в существование богов, то, что нет на свете такого дикого племени, нет такого звероподобного человека, чтобы в сознании у него не было представления о богах. Пусть многие судят о богах ложно, этому причина предрассудки; но божественную природу и суть признают все. И делается это не по людскому сговору или общему решению, держится не на уставах или законах, – а если, несмотря на это, все народы единогласны в некотором мнении, то его следует считать естественным законом».

Да, причина язычества – предрассудки, как справедливо заметил Цицерон. И он мог бы самокритично адресовать эти слова себе и римскому народу, исповедовавшему политеизм.

Итак, наблюдая за теми народами, которые были завоеваны римлянами, еще Цицерон делает вывод: религия есть везде. А ведь если мы предположим правоту какой-либо атеистической концепции, то мы должны признать, что религия где-то должна быть придумана, каким-то обманщиком, а в каком-то народе такого обманщика не нашлось или люди, может быть, не такие трусливые, что не придумали себе богов, не приносят им жертвы, а пытаются сами как-то справляться с трудностями этого мира. То есть где-то есть народы, живущие без религии. Но таких народов НЕТ!

И даже Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы», предчувствуя этот аргумент, писал: действительно, все народы религиозны. Он надеялся, что когда-нибудь ученые все-таки откроют безрелигиозный народ, и это будет ярчайшим доказательством того, что религия – возникла и, следовательно, Бога или богов – нет. Но, как мы видим, надежды Энгельса современная наука не только не поддерживает, а, наоборот, опровергает: где бы ни был человек, он всегда живет религией.

Человека создала религия, он может быть назван не Homo sapiens, а Homo religiosus

И более того – удивительные слова мы находим у Владимира Кабо: «Человека создал не труд. Его создало понятие священного как основа религиозного сознания. … Нет никакого сомнения в том, что религия возникла вместе с первыми проблесками человеческого разума, что она сопровождала человека на всем его историческом пути. Вот почему человек современного типа – Человек разумный, Homo sapiens, может быть с полным основанием назван Человеком религиозным, Homo religiosus».

Культ и культура

Именно религия вводит человека в мир совершенно других ценностей, в тот мир, который человеку совершенно не нужен – а иногда даже вреден – для его выживания: в мир культуры, в мир музыки, танца, живописи… Зачем нужно всё это первобытному человеку? А современная этнография показывает: это религиозный культ.

Замечательный русский философ ХХ века священник Павел Флоренский писал: «В слове “культура” неслучайно корень – “культ”». Потому что культура возникает из культа, и это замечательно подтверждает современная этнография.

Культуру действительно рождает религия. Если предположить правоту материалистов, особенно Маркса и Энгельса, утверждавших, что человечество развивается благодаря тому, что оно нуждается в удовлетворении физических потребностей, которые обеспечивает экономика, то культура никогда бы не возникла. Потому что человеку нужен минимум: еда, питье, теплая одежда, теплый дом – больше ничего не нужно. Всякие украшательства, а тем более религиозный культ отвлекают человека от борьбы за существование. Однако не все определяется экономикой. «Человеческое сознание и сама культура расколоты на две большие сферы – сферу обыденного, или профанного, и сферу священного, или сакрального… Переступая… грань, человек… переходит из сферы обыденного в сферу священного, и в нем совершается чудесное превращение. Он начинает чувствовать и мыслить по-другому», – пишет Элиаде. Таким образом, культура – украшательство в широком смысле слова – является частью именно религии.

Человечество как константа

И еще один момент хотелось бы отметить. Распространенная сейчас точка зрения, что человек произошел от обезьяны, проделав длительную эволюцию, и вследствие этой эволюции создал религию, натыкается на очень серьезную проблему. Ведь если человек эволюционирует, а когда-то он находился в примитивном состоянии, мыслил не понятиями, а образами, то выходит, что народы современной Африки и других отдаленных от цивилизации мест, народы, не имеющие тех орудий труда, которые имеем мы, европейцы, не имеющие той серьезной религии, которая есть у нас, европейцев, – и этот вывод напрашивается сам собой – выходит, что эти люди еще не достигли уровня цивилизованного человека, то есть они находятся на полпути от обезьяны к человеку. Но это тут же приводит нас к расизму, к страшному выводу: это – не люди. Но то, что эти люди – нормальные люди, способные влиться в современную цивилизацию, показывает история ХХ века: сейчас мы видим, как аборигены Австралии, негры Африки, индейцы Южной Америки, папуасы получают образование, работают на высоких постах, то есть являются такими же членами современного общества, как и европейцы, китайцы, американцы… – как мы с вами. Это говорит только об одном: человек везде одинаков.

Человек не эволюционирует, человек, так сказать, константа. Его интеллектуальные, его моральные требования одинаковы везде, во всех странах и на всех континентах. Как объяснить это постоянство? Это, действительно, тайна, которую можно объяснить только одним образом: человек не эволюционировал, человек сотворен Богом, и знание о Боге было у человека всегда. А как сохраняется оно – хорошо или плохо, в серьезной религиозной вере или в примитивной языческой, – зависит от тех условий, в которых живет этот человек. Но о том, что религия есть везде, что религия является естественным состоянием человека, говорит и логика исторического доказательства бытия Бога, которая опирается на современные научные этнографические открытия.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх