Помост

Вопросы веры

Не сотвори кумира себе

Не сотвори себе кумира значение

Поделиться

Соломон покланяется кумиру. Себастьяно Риччи.

«Не сотвори себе кумира» — такой совет даем мы человеку, который слишком сильно увлекся какой-то личностью. Идеализирует ее, стремится подражать или готов служить ей. Таким кумиром может стать кто-то из знакомых, или историческая личность. А еще чаще кумирами мы называем современных «звезд» – актеров и музыкантов.

Но что же значит слово кумир?

Происходит оно от семитского kumra, что значит «жрец». В славянских языках так называли скульптурные изображения языческих богов.

Что же касается фразы «Не сотвори себе кумира», то на самом деле она является одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. Полностью заповедь звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой…».

Эта заповедь — вторая по счету и предостерегает человека от следования языческим культам, поклонения идолам и ложным богам. Она является логическим продолжением первой заповеди, которая гласит: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

На первый взгляд она актуальная для древнего человека и потеряла свою значимость в наше время. Но стоит все же задуматься: ведь речь в ней идет не только о статуях. Как знать, возможно сейчас, увлекаясь благами современной цивилизации мы точно также творим себе кумиров из дорогих вещей, карьеры и прочих не слишком возвышенных понятий, которым служим и уделяем внимания гораздо больше чем Богу и Его заповедям.

Не ищи себе кумира

Исторически сложилось так, что люди никогда не были равны. «Равенство» существует лишь как понятие. В итоге, современное общество делит себя на множество различных категорий: бедный-богатый, уродливый-красивый, злой-добрый, глупый-умный. В зависимости от этого деления, люди выбирают, с кем им выгоднее или приятнее общаться. А многих, из-за этих категорий унижают. В школе, на улицах часто можно услышать: «Фу, он уродливый!» или «Господи, да почему она такая тупая!?» Именно поэтому люди хотят быть на кого-то похожими: на знаменитостей, знакомых, да иногда просто на каких-то людей на улице. Бывает, что это переходит всякие разумные границы и человек пытается «превратиться» в своего кумира. Носит такую же одежду, копирует походку и манеру говорить. Всё это быстро губит индивидуальность человека, уничтожает его личность изнутри. «Будьте собой. Все остальные места уже заняты.» — однажды сказал великий философ Оскар Уайльд.
Когда я была младше, мне нравилось смотреть на знаменитостей и представлять себя на их месте. Наверное, каждый так делал. Вот только одно дело, когда тебе нравятся эти люди, а другое — когда ты им завидуешь. Стараться быть похожим на кого-то может иметь и положительный, и отрицательный эффект. Пытаться быть как какая-то инстадива с утиными губками все же не стоит, а вот таким же умным и проницательным как, например, Шерлок Холмс, является вполне неплохим стремлением.
Но все же: «Всегда будьте первоклассной версией самих себя, а не второсортной версией кого-то другого.» — говорил Джуди Гарленд.
Честно говоря, я ни на кого не хочу быть похожей, мне нравится моя индивидуальность. Я немного странная, мне не мешало бы быть немного умней, но всё это — именно я. В нашем мире, где сложно выжить личности, нужно уметь любить себя таким, какой ты есть, со всеми преимуществами и недостатками — это главное.
Как сказал Ральф Уолдо Эмерсон: «Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим — величайшее достижение.»

Не сотвори себе кумира Бог внутри и в этом сила В ком-то нечисть породила То, за что светит могила Всё вокруг давно прогнило Не замолить нам грехи мира Тут убийца и святой Ходят свободно под одним светилом Эй… Вторую заповедь не нарушай Кто бы то ни был такой же из плоти и крови Пусть и обещающий рай Точно не идол, с демоном в доле Ты под колыбельную тьмы засыпай Что там вторая, ты и первую нарушил в край Дрожащие руки, безумные взгляды Ловящие глюки, лесные обряды Наружу пороки и сколько же дури А эти пророки зарядили пули Нас не обманули… Тут прямым текстом говорят Мы типо в рай, а враги в ад Сюрреализма тут парад Честно не рад я за расклад такой Не засвистели пули Только потому что мрак И все походу тут уснули В рог бараний правду гнули И все вытирали ноги Но когда глубже капнули осознал даже убогий (ай) Не сотвори себе кумира Тут убийца и святой Ходят свободно под одним светилом (эй) Всё вокруг давно прогнило Бог внутри и в этом сила Не сотвори себе кумира (эй) Не сотвори себе кумира Тут убийца и святой Ходят свободно под одним светилом (эй) Всё вокруг давно прогнило Бог внутри и в этом сила Не сотвори себе кумира (эй) Не сотвори себе кумира Тут убийца и святой Ходят свободно под одним светилом (эй) Всё вокруг давно прогнило Бог внутри и в этом сила Не сотвори себе кумира (эй) Не сотвори себе кумира Тут убийца и святой Ходят свободно под одним светилом (эй) Всё вокруг давно прогнило Бог внутри и в этом сила Не сотвори себе кумира (эй) Отыщешь тысячу причин Не принимать лишь бы решений Кто твой Бог и господин Вижу в глазах столько сомнений Если только не кретин И не идёшь на поводу у мнений Кто обществом гоним В них больше правды без сомнений Нету больше королей Так перед кем ты преклонился? Тут похожих на зверей людей Всё больше как бы не молился В образе явился человека Царь-владыка Мира тёмного, где света Сроду не было, скажи-ка Как же можно слепо верить Что-нибудь о сектах слышал? Не в те двери, лицемерили И дарили потери, крыша Ехала даже у стойких Опыт горький на больничной койке Истину искать? Ну где-то в районе помойки Переубеждать затея Отдавала мазохизмом Мне же так близка идея Связанная с анархизмом Сыт по горло я цинизмом вашим И расклад не катит Руку не подадут упавшим Натерпелись, может хватит, а? Не сотвори себе кумира Тут убийца и святой Ходят свободно под одним светилом (эй) Всё вокруг давно прогнило Бог внутри и в этом сила Не сотвори себе кумира (эй) Не сотвори себе кумира Тут убийца и святой Ходят свободно под одним светилом (эй) Всё вокруг давно прогнило Бог внутри и в этом сила Не сотвори себе кумира (эй) Не сотвори себе кумира Тут убийца и святой Ходят свободно под одним светилом (эй) Всё вокруг давно прогнило Бог внутри и в этом сила Не сотвори себе кумира (эй) Не сотвори себе кумира Тут убийца и святой Ходят свободно под одним светилом (эй) Всё вокруг давно прогнило Бог внутри и в этом сила Не сотвори себе кумира (эй)

Кумир – это рок-музыкант или чемпион мира по боям без правил? Кто считал православные иконы идолами? И зачем израильтяне выковали золотого тельца? Ответим на эти вопросы и поговорим о второй Синайской заповеди.

Золотой телец

Моисей со скрижалями

На Синайской горе Господь вручил Моисею каменные скрижали с 10 заповедью. Вернувшись в стан израильтян, пророк, только что получивший от Бога «правила жизни», с ужасом обнаружил, как его народ бодро нарушает первую и вторую заповедь. Не надеясь уже на возвращение Моисея, евреи попросили его старшего брата Аарона, так же участвовавшего в выводе иудеев из Египта, сделать… им нового бога.

«И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:2-4)

Моисей, конечно же, пришел в гнев. Его можно понять. Он чувствовал свою ответственность за будущее своего народ и, быть может, всего человечества. Вдобавок, еще на Синае, узнав от Бога без подробностей, что происходит внизу, Моисей упросил Создателя помиловать иудеев от Божьего гнева. Но спустившись, пророк своими глазами увидел, в чем дело. Пророку не удавалось сопоставить в уме только что состоявшийся акт договора Самого Бога с людьми и беспечную, безумную мольбу с плясками перед золотым идолом. В ярости Моисей разбил скрижали завета, уничтожил тельца, отчитал Аарона, а верным Богу израильтянам приказал устроить зачистку народа от идолопоклонников.

Прививка от язычества

«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»

(Исх. 20:4-6)

Первая половина заповеди ясна, особенно в исторической ретроспективе: Бог предостерегает людей от языческого идолопоклонства и язычества, а также попыток обожествлять материальные формы или стихии. А что со второй частью?

Никола Пуссен “Поклонение Золотому тельцу”

Мы видим предупреждение о том, что за прегрешения родителей могут пострадать дети, внуки и даже правнуки. Грех, как привычка, может передаваться по наследству, будучи посеян в одном поколении, а взойдя – гораздо позже. Блаженный Иероним Стридонский так пишет об этом:

«Наши помыслы и решения… Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и коснении в греховном».

Сколько народов в истории человечества свернули со спасительного пути поклонения Истинному Богу? Стали язычниками или заблудились в религиозном поиске, уверенно предпочтя собственное понимание Творца богоданной вере? Господь предупреждал об этом еще на Синае.

Икона или идол?

Иконоборцы (картина Доменико Морелли, XIX век)

Христианство во все времена вело борьбу с идолопоклонством. Из житий мучеников первых веков в Римской империи мы в изобилии черпаем информацию о том, насколько жители самого крупного государства своего времени были заражены служением каменным изваяниям. Перед «божествами» приносились жертва, совершались ритуалы, попытки принуждения христиан к участию в идолопоклонстве.

Нередко соприкосновение христианских святых с языческими «культовыми объектами» наглядно демонстрировало их природу. Например, когда великомученицу Татьяну привели в храм Аполлона с целью заставить девушку принести истукану жертву, кровля здания вместе с изваянием рухнули, а из идола с громким воплем вырвалось нечто. Понятно, что свято место пусто не бывает: там, где нет Бога, обязательно появятся темные силы. Потому, что человек сознательно сделал выбор в их пользу.

Вот заговорив об идолах, мы невольно можем задаться вопросом: а как же быть, например, с православными иконами? Вопрос хороший, но он был снят в IX веке на Константинопольском соборе. Патриарх Мефодий при поддержке царицы Феодоры защитили православные иконы от возможных гонений. За 100 лет до этого события императора Лев III решил, что икона – это идол, а ее присутствие в храмах и домах прямо нарушает вторую Синайскую заповедь. Тысячи икон, фресок и мозаик было уничтожено в период иконоборчества. Кто же был прав?

VII Вселенским собором было объяснено просто:

«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Синайская икона Христа Пантократора

Отметим, что на иконах изображаются люди и события. Иисус Христос – был и Человеком. Тем более – его святые. Ангелы и бесплотные силы также имели видимую глазу форму, когда являлись перед людьми. Православная икона изображает как бы невидимый мир, несет в себе глубокий символизм в образах, формирует нужный настрой на молитву и несет в себе напоминание о Боге.

Поклоняясь иконам, православные христиане поклоняются Богу и Его подобию, просиявшему в тех или иных святых.

В нашем языке нашего времени слово «кумир» приобрело примерно следующее определение: как правило, это эстрадный исполнитель или актер большого кино, деятель другой сферы искусства или выдающийся спортсмен. Реже политик, ученый, профессионал своего дела. Кумиром становится обычный человек, в выдающихся способностях которого убеждены его обожатели. Они видят в нем своего рода мессию, несущего свет, мотивирующего, дающего надежду.

Обычного человека, пусть и одаренного, сами люди преувеличенно наделяют сверхкачествами и даже ставят в центр своей жизни. Он становится богом для отдельных людей. После смерти Курта Кобейна из «Нирваны» по всем странам мира прокатилась волна самоубийств. Для людей Курт был всем, человеком, на которого равнялись. Очевидно, что самоубийство – это шаг, который верные фаны повторили за своим кумиром.

Еще жестче «почитание» своих гуру в сектах и даже приближающимся к ним православным общинам. Если светские кумиры, как правило, не претендуют на роль воплотившейся истины (скорее, сами люди наделяют талантливых любимцев образами божественности), то лидеры религиозных групп с большей уверенность встают на место Бога. Последствия – печальны для всех. А ведь мы забываем, что каждый из нас, какими бы выдающимися способностями он не обладал, да будь хоть святым при жизни – всего лишь человек, без Бога ни на что по-настоящему значимое неспособен.

Не сотвори себе кумира.

Не сотвори себе кумира.

Чем опасен для нас кумир?
Надо ли держаться от него подальше?
Откуда пошло сие требование?

А из второй библейской заповеди:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» и т. д. То есть, этот запрет во второй и третей своей частях расширяется (очевидно, для непонятливых), и представляет собой ни что иное, как требование соблюдать единобожие и запрет язычества. Характерной внешней чертой язычества как раз и являются: идолопоклонство (идолам, истуканам и пр. культовым изображениям), тотемизм, фетишизм, анимализм и прочие воображаемые дýхи-демоны, которым несть числа. (Вспомним классику жанра: «Замуровали…, замуровали, демоны!..» 😦 «Живьём брать демонов!!» Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»)

В религиозном смысле приведенная цитата — это внушение-заговор-гипноз и даже угроза всем, кто не признаёт единобожия. И только в этом контексте её и следует понимать.

Заповедь №2 — «Не сотвори себе кумира». Фрагмент картины Лукаса Кранаха
«Десять заповедей».

Как и множество других библейских изречений, «Не сотвори себе кумира…» со временем стало применяться и в обыденной, «светской» жизни, где приобрело несколько иной смысл.

В переносном, «светском» смысле, кумир — это прежде всего человек, являющийся для нас объектом восхищения, обожания, преклонения, подражания.
Однако кумиром часто называют не только какого-то конкретного человека, но также и то, на что направлено неудержимое, всепоглощающее желание «кумирострадальца»: предметы, процессы, занятия, явления физического, психического, духовного и прочих миров. И это желание требует от идолопоклонника действий: приблизиться к кумиру, вкусить его и обладать им. Да, только слившись с кумиром болящий получает облегчение. 😦 В тяжёлых случаях такое стремление становится целью и смыслом жизни, навязчивой идеей, идеей-фикс.

То, к чему у человека возникает неукротимое, необузданное желание, и есть кумир. В патологических случаях этот кумир может со временем даже привести этого человека к гибели.

Синонимом слова «кумир» является слово «идол». Однако кумир и идол это не одно и то же! Идол — это физическое, стилизованное изображение кумира, а не сам кумир.
Идол (от греч. образ, подобие) — изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. Идол — статуя, истукан, предмет, которому поклоняются так же рьяно, как и самому божеству. Иногда идолы могут достигать весьма внушительных размеров!

А вот в переносном, «светском», смысле идол и кумир почти одно и тоже. Хотя и здесь есть нюанс: идол — это объект слепого, безальтернативного поклонения. Т.е., идол — это «последняя и самая тяжёлая», неизлечимо-летальная степень кумира. 🙂

В качестве «кумиров» могут выступать зависимости разного рода, хобби, страсти, увлечения (игромания, спортфанатизм, коллекционирование, охота, рыбалка и прочий туризм-альпинизм) пороки, которым человек предаётся всецело или которые полностью завладевают его эмоциями (алчность, пьянство, разврат и пр.)

Есть и «позитивные» кумиры, произрастающие из положительных человеческих качеств. Сразу же надо упомянуть любовь. Именно из человека противоположного пола мы творим себе огромного, тотального, всё поглощающего кумира, а принадлежащие ему предметы зачастую превращаем в идолы и фетиши. Да собственно и другие люди, которых мы любим, особенно наши дети, относятся к этой категории.

У некоторых кумиром является религия, дело, которому они служат, навязчивая или непререкаемая идея (теория), которую они отстаивают до потери пульса. В последнем случае для обозначения догматов, относительных и ограниченных идей (принципов), которым ошибочно придаётся абсолютное значение, также употребляется слово идол.

Особняком стоят псевдокумиры — условности, которым люди придают непропорционально большое значение. Например, это разного рода даты: Новый год, день рождения, день свадьбы, день смерти, дни всяческих святых, разного рода годовщины, профессиональные праздники и пр. Нет ни одного дня в году, чтобы не было повода не выпить. (Хотя отсутствие повода — это тоже повод)

Сотворив себе кумира, ты попадаешь от него в зависимость, оказываешься в его ауре. С «неизбежной фатальностью» ты вынужден выполнять сопутствующие обряды, следовать каким-то традициям, тратить на него свои ресурсы, время и силы. Сотворив кумира, ты теряешь свободу, отдаляешься от реальности, оказываешься жертвой обстоятельств. Кумир лишает тебя воли, объективности, прячет от тебя реальность, подменяя её мечтами, отнимает другие радости, иногда даже и саму жизнь. Кумир, как чёрная дыра, затягивает тебя всё глубже и глубже, пока не поглотит полностью. Печально, но чаще всего кумир — всего лишь миф, иллюзия, временное умопомрачение, досадная ошибка и заблуждение. На некоторых болящих, в конце концов, снисходит озарение и они начинают со своим кумиром борьбу. Но это уже другая тема.

Бойся кумиров, но особенно нечестивцев, которые могут тебе их привить. Не успеешь оглянуться, как ты уже влюбился, сел на иглу или покатился «по скользкой дорожке».

Безусловно, жизнь без желаний и увлечений невозможна. Жизнь без желаний — это «труп в нирване». Однако, как всегда, вопрос не в принципе, вопрос в дозе! Соблюдай всегда разумные пропорции — и тобой не овладеет никакой кумир. «Трезвомыслящий» индивид должен минимизировать своих кумиров, активно сопротивляться появлению у себя зависимостей и всегда быть готовым отразить атаку любого рекламного внушения.

Сколько у человека может быть кумиров? Немного, 2-3, десяток от силы. Иногда даже одного более чем достаточно. Ведь умственные, психические и финансовые возможности человека ограничены. «Боливар двоих кумиров не снесёт». 🙂

«Не сотвори себе кумира» является также одной из основных заповедей пофигизма. Пофигизм и кумиротворчество несовместимы. Все страсти, завлекухи и соблазны о пофигиста просто ломают себе зубы! Настоящий, «тру» пофигист крепок аки скала!

Есть, правда, и исключения.

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!
(Ария Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст»)
(Иносказательно о золотом тельце — символе
богатства и страсти к обогащению, наживе или
просто о золоте, деньгах)

Самый главный кумир — это жизнь, и мы отдаём ей всё без остатка.

P.S. Флудоризмы о кумирах.

Нет на свете существа более неприкаянного, чем вышедший из моды кумир. (Джозф Аддисон)

Не сотвори себе кумира ни среди богов, ни среди людей, ни среди иных божьих тварей, а пуще всего — из вещей! (Теткоракс)

Не сотвори себе кумира из женщин, выпивки и денег. (Теткоракс)

Кумиром можешь ты не быть, но человеком быть обязан. (Теткоракс)

Кумир кумиру — рознь! Один — каменный, другой — бумажный. (Теткоракс)

Читатель, не дай себя одурачить разного рода кумирами!
Достаточно и одного! Это ты сам для себя.
Всё остальное — от лукавого.

Некоторым библейским изречениям в блоге посвящены отдельные статьи.
Есть время разбрасывать камни, и есть время собирать камни.
Библейские афоризмы.
Не мечите бисер перед свиньями.
Стучите — и вам откроется.
Нет пророка в своём Отечестве.

Толкование других афоризмов ищи на странице
Статьи об афоризмах.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх