Помост

Вопросы веры

Неблагополучная семья

Семинар-практикум для педагогов «Скрытое неблагополучие семьи»

Зоя Анатольевна Коноводова
Семинар-практикум для педагогов «Скрытое неблагополучие семьи»

Цель: повышение социально-педагогической компетенции педагогов

Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Скрытое неблагополучие семьи. Организация социальной помощи в условиях СРЦ».

Сегодняшнюю встречу я хочу начать с просмотра видео ролика. Внимание на экран. социальная реклама (История одной семьи) ___

Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.

Так как все присутствующие здесь педагоги, все знаем стили семейного/родительского воспитания: либеральный, авторитарный, демократический. Посмотрите видеоролик и попробуйте сказать какой стиль воспитания применяют родители.

Упражнение «Сказки нашего детства»

Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.

Участники объединяются в три группы.

Каждая группа определяет в своей сказке стили семейного воспитания (сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Снежная Королева», команды должны догадаться и объяснить, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.

— Как вы думаете, это благополучные семьи или неблагополучные?

— Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучная семья – это, прежде всего семья,в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.

Все неблагополучные семьиможно условно разделить на две большие группы:

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

— конфликтные семьи;

— проблемные семьи;

— асоциальные семьи;

— аморально-криминальные семьи;

— семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные):

— внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

(видео Мама дома, мамы нет) — обсуждение

Рассмотрим поподробнее категории семей со скрытой формой неблагополучия и их признаки:

1. Недоверчивая семья: характерная черта такой семьи — повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться). Члены «недоверчивой» семьи заведомо считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения — враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. «Недоверчивая» семья всегда права, а все вокруг всегда виноваты. Если ребенок совершает проступок или вступает в конфликт с товарищами или учителями, во всех случаях родители считают правым его или, по крайней мере, большую часть вины возлагают на других.

Дети недоверчивой семье:

— недоверчивы, враждебны в отношении к людям;

— непризнание детьми ошибок и собственной вины;

— трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

2. Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Выбор места работы или учебы членов семьинередко довольно случаен: пошел, куда приняли, поступил туда, где был меньше конкурс. Предпочтение отдается занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения телевизор (смотрят невдумчиво и все без разбора, вечеринки, застолье. Выпивка как наиболее легкое и доступное средство для получения сиюминутного удовольствия легко приживается в семьях такого типа.

Дети в легкомысленной семье:

-вырастают, слабовольными, неорганизованными, несформированными волевыми качествами.

3. Хитрая семья в качестве важных черт прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти. Еще одна характерная особенность такой семьи — стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.

Дети в хитрой семье:

— полностью перенимают взгляды взрослых;

— у них формируется установка — нарушай, но главное — не попадайся!

4. Семьи,ориентированные на успех ребенка:

-ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);

-упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;

-у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;

-срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)

5. Семьиизвестных людей или состоятельных людей:

— семья постоянно находится в поле зрения общественности;

-тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;

-родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим липам (гувернерам, родственникам).

Дети в семьях известных людей:

-многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству;

-испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания;

-эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя;

— ведут праздный образ жизни.

Практическое задание

Попробуйте определить к какой категории семей можно отнести следующие формы неблагополучия.

Пример 1. Ребёнок при полном внешнем благополучии и материальном комфорте частично или полностью лишён родительской теплоты и внимания. Ему не хватает простого человеческого общения. У ребёнка есть возможность полностью удовлетворять свои материальные потребности, но при этом он не чувствует себя нужным и значимым членом семьи. (семья состоятельных/известных родителей)

Пример 2. Безответственные семьи, «Живущие одним днем», где воспитанию и развитию не уделяется должного внимания. Равнодушие и безответственность такие родители объясняют тем, что они воспитывают в детях самостоятельность. (легкомысленные родители)

Пример 3. Педагогически неграмотная семья. Родители демонстрируют незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значения семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. (недоверчивая семья)

Практическое задание

«Один день из жизни Маши»

Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде — первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.

Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее —активное обсуждение:

— Является ли достоверным этот рассказ?

— Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?

— Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?

— Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)

Один день из жизни Маши

Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать,но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник. И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает. К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.

Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.

Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник. Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» — с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.

— Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки! — строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)

Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», — подумала она и быстренько побежала к кухне.

— Мама, мама, ты знаешь, вчера. — начала Маша.

— Маша, ты уже умылась? — снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)

Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», — подумала девочка, не теряя надежды.

— Мама, вчера на занятии в детском саду., — не очень радостно начала свой рассказ Маша, — когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок.

— Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)

— Я. Я. нарисовала, — почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница.

— Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)

— Да, мамочка, я уже иду, — сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.

Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи — и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка. «Мама, смотри, какая красивая лужа!» — радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь,огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)

У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» — подумала Маша.

Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками.Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок.

«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась,когда увидела свою воспитательницу в группе:

— Лариса Николаевна! — громко крикнула Маша и подбежала к ней.

— Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом — завтрак, занятия, прогулка. До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму — блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)

После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались.Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой. (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму,и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.

(Оторвать следующую полоску плаката.)

Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.

Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда.Мама сама зашла к Маше в комнату:

— Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?

Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала.

В заключении хотелось бы отметить, что чем раньше будет выявлена неблагополучная семья и чем раньше будет начата работа по оказанию социальной помощи и поддержки ей, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями и продолжать жить в своей кровной семье.

Предлагаем социальный тренинг-ролевая игра «Моя семья».

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – главная задача в работе педагога.

Детский сад является важным звеном по выстраиванию взаимоотношений между родителями и детьми, а также детский сад становится посредником между семьей и субъектами профилактики — государственными службами по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.

В целях обеспечения сохранности физического и психического здоровья детей и повышения персональной ответственности каждого педагога за своевременное принятие мер по профилактике семейного неблагополучия 16 октября в ДОУ № 75 уполномоченным по защите прав УОО Платоновой Ю.В. был проведен семинар, раскрывающий систему работы с семьями со скрытой формой неблагополучия. Педагоги ознакомились с признаками семейного неблагополучия, факторами социального риска и подробным алгоритмом работы с данной категорией семей. На данном семинаре были предложены конкретные практические ситуации для проработки действий педагогов, а также даны рекомендации по выявлению таких семей. Каждый педагог получил раздаточный практический материал для использования в повседневной работе и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Неблагополучная семья: характеристика. Дети из неблагополучных семей

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей – родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

Родители – первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Однако есть малыши, которые знают, что такое неблагополучная семья. Почему так происходит? Что делать детям из неблагополучных семей?

Семья как фактор воспитания

Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.

Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.

Семья – первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Только глядя на маму или папу, дети могут увидеть положительные и отрицательные стороны жизни. Поэтому всё зависит не столько от ребёнка, сколько от родителей.

Не только плохой пример подают взрослые. Бывают случаи, когда детей слишком опекают, что становится причиной разрушения семьи. Тогда тоже необходимо вмешательство психолога. Такие дети не умеют жить в обществе, они привыкли, что им никогда не отказывают. Поэтому у них наблюдаются проблемы в общении не только со сверстниками, но и окружающими в целом.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи – это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, – это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

Категории неблагополучных семей:

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Как выявить неблагополучную семью

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.

Взрослые (педагоги или психологи) проводят тесты, беседуют с ребёнком без родственников. Воспитатели и учителя ежедневно общаются с подопечными, особенно если эти дети из неблагополучных семей.

Всегда обращается внимание на внешний вид или поведение ребёнка. Чаще всего такие факторы говорят сами за себя:

  • Ребёнок приходит каждый день в учебное учреждение усталый и сонный.
  • Внешний вид оставляет желать лучшего.
  • Частая потеря сознания из-за недоедания. Такие дети в школе или садике постоянно хотят кушать, чтобы нагнать своё.
  • Рост не по возрасту, речь запущенная (совсем не говорит или очень плохо, невнятно, непонятно).
  • Мелкая и крупная моторика не работает. Заторможенность в движениях.
  • Очень сильно просит внимания и ласки, видно, что он их недополучает.
  • Агрессивный и импульсивный ребёнок резко меняется на апатичного и подавленного.
  • Неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Тяжело обучается.

Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию. Выявить такое ещё легче. Как правило, у ребят видны следы побоев.

Даже если их нет, тогда видно по поведению детей. Они боятся даже взмаха руки рядом стоящего, им кажется, что их сейчас начнут бить. Иногда дети свою злость и ненависть переносят на животных и делают с ними то же самое, что мама или папа с ними дома.

Выявление неблагополучных семей помогает избавиться от зависимости. Воспитатель, учитель, психолог обращаются к заведующей или директору, а те, в свою очередь, в социальную службу, где должны помочь взрослым и детям.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость – это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Проблемы в неблагополучных семьях

Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.

Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.

Однако есть основная проблема, перед которой бессилен любой социальный работник. Во многих семьях их неблагополучие – это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять. Их всё устраивает. Поэтому ни одному человеку не удастся помочь такой семье, так как её члены не желают этого. Чтобы что-то получилось, нужно сильно захотеть. Проблемы неблагополучных семей необходимо решать сразу же после их выявления, а не ждать, когда взрослые и дети сами возьмутся за ум.

Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Это самое страшное. Именно поэтому неблагополучные семьи прогрессируют. Их становится с каждым днём всё больше.

Сложность работы с неблагополучными семьями

Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.

Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.

Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.

Социальная помощь неблагополучным семьям

Люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи. Однако не каждый человек признается в этом. Самая важная задача социальных служб – максимально обеспечить семью всем необходимым. Одним нужно оказать психологическую поддержку, другим – материальную, третьим – медицинскую.

Прежде чем приходить на помощь, необходимо установить, действительно ли перед вами неблагополучная семья. Для этого работники разносторонних социальных служб начинают свою работу со взрослыми и детьми.

Если же что-то было заподозрено, но конкретных фактов не выявлено, тогда необходимо обратиться к соседям, которые, скорее всего, расскажут об этой семье всё, что необходимо.

Затем специалисты обращают внимание на воспитательные меры к детям. Рассматривают положительные и отрицательные стороны. Социальные работники должны быть тактичными, обходительными и доброжелательными. Это необходимо для того, чтобы все члены семьи раскрылись перед ними максимально.

Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Если же в семье присутствует жестокое обращение, тогда необходимо психологическое вмешательство. Специалисты часто добиваются положительных результатов, если насилие выявлено на раннем этапе.

После вынужденных мер по работе с семьёй работники социальной службы анализируют эффективность реабилитации. Они определённое время наблюдают за родителями и ребёнком, их взаимоотношениями, здоровьем, развитием и трудовой деятельностью.

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, — тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

От помощи не нужно отказываться, ведь на данный момент — это выход из сложной ситуации. Многие семьи обретают себя заново. Стараются вести здоровый образ жизни и к нему приучают своих детей.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе – это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.

Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам.

После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.

Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.

Третий этап – воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.

На четвёртом этапе обращают внимание на обучение детей. Как они занимаются, насколько качественно родители следят за этим, какая успеваемость. Для этого проводится срез знаний, где выявляется упущение в учёбе, затем предлагаются дополнительные индивидуальные занятия для тех учащихся, кто не успевает за школьной программой. Чтобы детям понравилось заниматься, необходимо поощрять их грамотами и похвалой.

В первую очередь следует организовывать досуг детей. Для этого им нужно ходить в кружки: танцы, рисование, шахматы и так далее. Конечно же, необходимо контролировать их посещение.

Ситуации неблагополучных семей бывают разносторонними. Одни страдают из-за частых конфликтов, другие испытывают материальные трудности, третьи зависимы от алкоголя и наркотиков. Всем этим семьям необходима помощь. Поэтому к ним приходят социальные работники, милиция, службы опеки и попечительства. Они всей командой стараются помочь нуждающимся.

Однако всегда необходимо помнить, что намного легче добиться результата тогда, когда взрослые и дети сами хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону. Если придётся принудительно работать с семьёй, тогда помощь затянется на длительный период. Именно поэтому с людьми должен заниматься квалифицированный специалист, который с лёгкостью найдёт общий язык как с родителями, так и с детьми.

Тема 2.6. Особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

Психическое состояние и его основные характеристики. Психологическое благополучие. Стресс и его характеристики. Средства профилактики стрессовых состояний и психоэмоционального напряжения дошкольников

1.Психическое состояние и его основные характеристики.Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками стали дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта. Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. Если человек этот факт осознает, то способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. В этом контексте гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с окружающей его жизненной средой, при котором сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития. Поэтому осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей и самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придается большое значение. А путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния.

Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Известный ученый В.Н. Мясищев выделял эмоциональные состояния как важную группу эмоциональных явлений «область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения «

Раскрывают характеристики состояния такие понятия, как активация, тонус, напряжение, стресс. Активация проявляется в активном поведении и энергичных действиях, желании изменить ситуацию оптимистическим отношением к проблемам, уверенностью.

2.Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не занимаются его воспитанием. К социальным сиротам относят не только детей, от которых родители отказались, но и тех детей, которые проживают с родителями, но не получают обеспечения своих физических и психосоциальных потребностей. С обеспечением физических потребностей ребенка все очевидно: его надо кормить, одевать, обеспечивать ему сон и т.д. Однако, этого недостаточно для обеспечения полноценного роста и развития ребенка. Рассмотрим подробно факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье.

Дети – это необыкновенно важная часть нашей жизни, требующая постоянного внимания и заботы. С появлением ребенка меняется вся жизнь взрослого человека, потому что с этого момента все его стремления должны быть направлены на то, чтобы вырастить, воспитать здорового, счастливого психологически благополучного человека. Именно семья оказывает наибольшее влияние на психофизическое здоровье ребенка, поэтому каждому родителю необходимо знать о факторах, влияющих на него. В настоящее время можно выделить три основные группы факторов, влияющих на психологическое благополучие ребенка в семье.

Социально-психологический фактор — это гармония супружеский взаимоотношений, семейного воспитания, детско-родительские отношения. Дети-дошкольники имеют очень тесную эмоциональную связь с родителями (особенно с матерью). Это не значит потребность в зависимости от родителей, а значит потребность в любви, уважении, признании. В этом возрасте у ребенка нет опыта эмоционального межличностного общения, он не понимает причины конфликтов между родителями, не может выразить собственные чувства. Ссоры родителей воспринимаются как сигналы опасности, ребенок чувствует себя виноватым. Частые конфликты между близкими взрослыми вызывают у ребенка чувство неуверенности, беспокойства, эмоциональное напряжение, которые могут выливаться в компенсаторное поведение, капризы, истерики, негативизм и т.д.

Стиль воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания.

Учеными выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с. дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

Таким образом, можно выделить 4 параметра отношений ребенка и родителя, оказывающие наибольшее влияние на психологическое развитие ребенка:

Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Благополучность ребенка зависит от наличия в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

3.Стресс и его характеристики. Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку. Понятие «стресс» применяется в разных науках. Психология наполнила это понятие новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Он, как указывают исследователи, может быть как положительным, так и отрицательным. Но всегда отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью. Об этом писал еще в XVIII веке X. Гуфеланд, один из основоположников науки геронтологии.

Родоначальник теории стресса Г. Селье давал следующее определение этому понятию: «На воздействия разного рода — холод, усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение, боль и многое другое — организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и неким общим однотипным физиологическим процессом, вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней». Многочисленными исследованиями было доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе. Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы. Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Наличие стрессоров может и не делать саму ситуацию стрессовой и не вызвать стрессового состояния. Ограничение двигательной активности еще не свидетельствует о том, что у человека развилось состояние гипокинезии.

Исследователи отмечают, что отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.

Основные признаки стрессового состояния у детей. Практический психолог, воспитатель образовательного учреждения должны научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их воздействия при помощи специальных приемов и технологий. Кроме того, важно на профессиональном уровне определять признаки стрессового состояния воспитанника и соответственно дифференцировать его как физиологическое или психологическое. Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном. Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

4.Средства профилактики стрессовых состояний и психоэмоционального напряжения дошкольников.Ю.С. Николаев и Е.И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером. Сам пользовался этим способом, чтобы наладить контакт с больными.

Неплохой эффект налаживания отношений, например, в семейной жизни дает игра «Я — ты, ты — я», когда на определенное время муж и жена меняются ролями и пытаются реагировать на различные ситуации с этих позиций. Но дело в том, что все эти и им подобные рекомендации вынуждают человека подавлять реакцию на раздражение и, таким образом, лишают его разрядки. Детям в силу специфики возрастных особенностей (в первую очередь из-за малого жизненного опыта) делать это крайне трудно, а отсутствие разрядки часто приводит к неврозу и впоследствии, как считают медики, к гипертонии.

Как правило, человек, стремясь выйти из состояния стресса, старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни колотят посуду, другие — кого-нибудь из окружающих, третьи — бегают, отжимаются, пилят дрова, лихорадочно стирают белье. Многие люди, и особенно дети, начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи. Другими словами, чаще всего человек при помощи физических действий пытается выйти из стрессового состояния.

Практические занятия:

1. Анализ педагогических ситуаций по определению психического состояния ребенка.

2. Подбор способов снятия психоэмоционального напряжения дошкольников.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 5092 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Тематика консультаций и бесед с родителями

    • Гостевая книга

Новости проекта Семь советов, как перейти на дистанционное обучение ИНСТРУКЦИЯ по организации удалённого обучения при помощи сервиса Schools.by ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Образовательная платформа ЭФФОР

    • Действия при обнаружении подозрительных предметов
    • Важные мелочи
    • Родительские заповеди
    • Коррекция поведения ребёнка
    • Детские капризы и истерики
    • Подписка на «Юный спасатель»
    • СТОП — СПАЙС
    • Приучаем ребенка к активному образу жизни
    • Полезные советы для родителей на каждый день
    • Права и обязанности родителей
    • Права ребёнка
    • Радунский социально-педагогический центр предлагает
    • Насилие в семье. Причины и последствия.
    • Наркотикам — нет!
    • Общие дела в семье или как провести свое свободное время с детьми.
    • Долгожданный летний период – что он значит для ребенка и родителей
    • Памятка родителям по правилам безопасности на дороге
    • Не допускайте насилия в семье
    • Особенности сексуального воспитания детей до 6 лет
    • Аб праходжанні медыцынскага агляду
    • Консультационный e-mail пункт педагога-психолога
    • Психологическое насилие
    • Анкета «Удовлетворённость работой дошкольного учреждения»
    • Загадки о правилах дорожного движения
    • Безопасное поведение с незнакомцем
    • Учим детей правилам безопасности
    • Памятка родителям по пожарной безопасности
    • Правила безопасности при пользовании газовой плитой
    • Правила пользования электроприборами
    • Профилактика детского ДТТ
    • Что надо делать, если в квартире загорелся электроприбор?
    • Порядок действия при обнаружении подозрительных пакетов
    • Оповещение населения в случае ЧС
    • Безопасность на льду
    • Оставление в опасности. Что говорит об этом Уголовный кодекс Республики Беларусь?
    • Безопасные шаги на пути к безопасности на дорогах
    • Украшаем безопасно
    • О безопасном использовании пиротехнических изделий бытового назначения
    • Петарды и хлопушки — ОПАСНЫЕ ИГРУШКИ
    • Катание на тюбинге — это опасно!
    • Правила безопасного катания на коньках
    • Правила безопасности при катании на лыжах
    • Навіны
    • Правила безопасности
    • Памятка для родителей «Безопасность по первому льду»
    • Утварэнне Воранаўскага раёна
    • Населеныя пункты Жырмунскага сельсавета
    • Помнікі культавай архітэктуры в. Жырмуны
    • Воранаўскі раён пад час Вялікай Айчыннай вайны
    • Да 75-годдзя ўтварэння Гродзенскай вобласці
    • Галерэя знакамітых асоб Гродзеншчыны
    • Гісторыка — культурныя каштоўнасці Прынёманскага краю
    • Культура Гродзеншчыны
    • Областной план мероприятий, посвящённый 75-летию образования Гродненской области
    • Юбилейные даты значимых событий и организаций Гродненской области
    • План мероприятий по противодействию коррупции
  • МЧС
    • Азбука безопасности
    • Навіны
    • «Не оставляйте детей одних!»
    • Каникулы без дыма и огня
    • Безопасность зимой
    • Реализация положений Директивы №1
    • Графік работы педагогаў
    • Палажэнне аб арганізацыі абмежаванага доступу
    • Новыя формы дашкольнай адукацыі
    • ПОЛОЖЕНИЕ О ПОПЕЧИТЕЛЬСКОМ СОВЕТЕ
    • СКЛАД АПЯКУНСКАГА САВЕТА
    • План работы апякунскага савета на 2019-2020 навучальны год
    • Справаздача аб выкарыстанні грашовых сродкаў Апякунскага савета
    • Каштарыс расходаў
    • Как организовать занятия с ребёнком дома
    • Развиваем мелкую моторику
    • Комплекс логопедических упражнений для рук
    • Рекомендации учителя — дефектолога родителям будущих первоклассников
    • 15 советов родителям
    • Почему ребёнок плохо говорит
    • Советы учителя-дефектолога по развитию речи детей
    • Консультация «На что обратить внимание до обучения в школе»
    • Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения
    • Рекомендации родителям будущих первоклассников
    • Для чего нужна артикуляционная гимнастика
    • Советы заботливым родителям
    • Рекомендации родителям
    • Организация питания детей в семье
    • Гимнастика пробуждения
    • Осторожно — ГРИПП!
    • Игры для здоровья
    • Следим за зрением и осанкой
    • Витамины- наши друзья!
    • Телевизор и ребёнок.
    • Ребёнок и компьютер. Предупреждаем зависимость.
    • Чистые руки- залог здоровья
    • Моем руки правильно
    • Укусы насекомых. Первая помощь ребёнку.
    • Польза фруктов и овощей для детей
    • Учим ребёнка чистить зубы
    • Уход за молочными зубами
    • Аб вакцынацыі насельніцтва
    • Как и когда следует мыть руки
    • Ўзор заявы аб паступленні ў дзіцячы сад
    • Агульныя патрабаванні да прыёму асоб для атрымання дашкольнай адукацыі
    • Аб памеры і парадку спагнання платы за харчаванне дзяцей
    • Аплата за харчаванне
    • Аб выдатках дзяржавы на ўтрыманне дзяцей у дашкольнай установе
    • Аб арганізацыі падвоза
    • Прыём, перавод і адлічэнне выхаванцаў
    • Анкета «Меркаванне бацькоў аб дзейнасці ўстановы адукацыі за навучальны год»
    • Камплектаванне дашкольных груп да 2019-20120 навучальнага года
    • Психологическая готовность к обучению в школе
    • Рекомендации для родителей по подготовке детей к началу обучения в школе
    • Готовность к обучению в школе: что мы не понимаем?
    • Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику»
    • Консультация «Как подготовить ребёнка к обучению в школе»
    • Памятка родителям будущих первоклассников
    • Тест «Хочет ли ребёнок идти в школу и что его там привлекает»
    • Консультация «Правила поведения в лесу»
    • Консультация врача психиатра — нарколога на базе Радунского СПЦ
    • Консультация «Читайте детям сказки!»
    • Памятка родителям «Как подготовить ребёнка к посещению дошкольного учреждения»
    • Консультация «Как заинтересовать ребёнка дошкольным учреждением.»
    • Консультация для родителей «Давай почитаем»
    • Консультация «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
    • Консультация «Леворукий ребёнок»
    • Консультации специалистов Радунского социально-педагогического центра
    • Консультация родителям по профилактике суицида
    • Консультация «Формы и последствия насилия»
    • Памятка родителям по профилактике суицида
    • Сжигать сухую траву — опасно!
    • Курение в постели- опасно для жизни!
    • Консультация «Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества»
    • Здоровое питание — залог здоровья
    • Профилактика кишечных инфекций у детей
    • Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье»
    • Советы родителям по подготовке ребёнка к обучению в школе.
    • Консультация для родителей «О безопасности детей»
    • Как рассказать детям о ВИЧ и СПИД
    • Нарушения зрения у детей и их последствия
    • Организация рационального питания детей в домашних условиях
    • Организация и соблюдение распорядка дня
    • Памятка родителям. ВИЧ — инфекция
    • Навыки дорожной безопасности
    • Выполнение распорядка дня — один из факторов здоровьесбережения
    • Воспитание культурно-гигиенических привычек у детей
    • Совместные занятия спортом детей и родителей
    • Организация рационального питания в домашних условиях
    • Вредные привычки и их влияние на здоровье детей
    • Рекомендации для родителей «Как отвечать на детские вопросы ?»
    • Игры и упражнения для развития любознательности
    • О вреде пассивного курения
    • Обеспечение безопасности детей
    • Палавое выхаванне дашкольнікаў
    • Консультация «Физические упражнения и игры с детьми зимой на улице»
    • АУДИОСКАЗКИ
    • КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
    • ПЕСНИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
    • ПЕСНИ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ
    • «Только веселые слова!»
    • «Автобиография»
    • «Волшебная цепочка»
    • «Антонимы в сказках и фильмах»
    • Порядок рассмотрения электронных обращений
    • Требования, предъявляемые к обращениям граждан и юридических лиц
    • Обжалование ответов на обращение
    • ДЗЯРЖАЎНЫЯ СІМВАЛЫ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ
    • Беларускі арнамент
    • День единения народов Беларуси и России
    • 3 июля — День независимости Республики Беларусь
    • Культурная спадчына Воранаўскага раёна
    • Мерапрыемствы да Года малой радзімы
    • Гарады-Героі
    • 22 чэрвеня — Дзень памяці і смутку
    • Вызваленне Беларуси
    • Дзень Перамогі
    • З ДНЁМ НАРАДЖЭННЯ!
    • «Свята на календары»
    • ЗАНЯТАК «ЧАРОЎНАЯ КРОПЕЛЬКА»
    • «МЫ РЕБЯТА БОЕВЫЕ»
    • «Свойства воды»
    • Памятка воспитателям по самообразованию
    • Анкета для педагогов
    • Методика проведения прогулки
    • Рекомендации педагогам по подготовке и проведению родительского собрания
    • Проведение мини-собраний
    • Советы педагогам при проведении мероприятий с родителями
    • Советы педгогам по посещению семей воспитанников
    • Тематика консультаций и бесед с родителями
    • О формировании у дошкольников экономности и бережливости
    • Работа с неблагополучными семьями.
    • Оценка эффективности родительского собрания
    • Рекомендации педагогам по проведению тематических консультаций для родителей
    • Рекомендации педагогам по проведению акций для родителей
    • Анкета для родителей по сохранению и укреплению здоровья
    • Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
    • Развитие математических представлений у дошкольников
    • Дидактические игры как средство коррекции ребёнка с ОПФР
    • Основные требования к развивающему дидактическому материалу
    • Организация закаливания детей в летний период
    • Оформление и содержание уголков для экспериментальной деятельности
    • Организация познавательной практической (экспериментальной) деятельности в учреждении дошкольного образования.
    • Консультация «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»
    • Структура деятельности воспитателя в течение дня
    • Организация предметной игровой среды во второй младшей группе
    • Организация предметной игровой среды в старшей группе
    • Разграничение функций учителя-дефектолога и воспитателя
    • Роль педагога при раскрытии сексуального насилия над несовершеннолетним.
    • АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
    • Организация детской познавательной деятельности летом
  • Справка о сайте

Голосование Какую образовательную услугу сверх базового компонента Вы могли бы выбрать для Вашего ребёнка

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх