Помост

Вопросы веры

Нефы в архитектуре

Закомара

Значения в других словарях

  1. закомара — Закома́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  2. ЗАКОМАРА — ЗАКОМАРА — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. Большой энциклопедический словарь
  3. Закомара — В русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод и повторяющий его очертания. В зависимости от количества сводов фасад здания имел 3, 4 и более закомар. Художественная энциклопедия
  4. закомара — ЗАКОМАРА -ы; ж. Архит. Полукруглое или килевидное завершение наружной части стены, повторяющее форму свода здания (применялась при постройке церковных зданий на Руси). Толковый словарь Кузнецова
  5. закомара — сущ., кол-во синонимов: 1 кокошник 9 Словарь синонимов русского языка
  6. Закомара — Полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя Лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода. Закомара церкви Георгия в Старой Ладоге (12 в.). Большая советская энциклопедия
  7. закомара — Закомара, закомары, закомары, закомар, закомаре, закомарам, закомару, закомары, закомарой, закомарою, закомарами, закомаре, закомарах Грамматический словарь Зализняка

Тема №6

Древнерусское искусство

*АРХЕТИП — первообраз. Важное понятие в средневековой христианской эстетике, согласно которому всеобщим первообразом является Бог. Применительно к практике иконописи архетипом считался объект изображения (священное лицо или событие). Икона должна была служить средством «возведения ума к первообразному». А. может служить изображение круга со вписанным в него геометрическими фигурами — крестами, ромбами, квадратами, составляя основу общечеловеческой символики. БРАТИНА — русский шаровидный сосуд (нередко с низким поддоном и конусообразной крышкой) для питья на братчинных пирах (крестины, именины и пр.). Золотые и серебряные братины с чеканными узорами известны в XVI — XVII вв., медные и деревянные — в народном быту XVI — XIX вв. В XIX — XX вв. братина — декоративный сосуд. ОКЛАД, Риза (греч. Επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно: лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства. Выполнялись из золота, серебра, золоченой или серебреной меди, украшались чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, а также жемчугом, драгоценными камнями или их имитацией. Древнейшие книжные оклады из слоновой кости известны с VII-VIII вв., металлические — с IX-X вв. Оклады на иконах были распространены преимущественно в странах православного мира.

Архитектура

АЛТАРЬ — наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (alta aru). Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Алтарь – основная святыня православного храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие», место, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, где восседает на престоле с апостолами Христос. В дореволюционной России в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых прихожан. Президенты В. В. Путин и Д. А. Медведев неоднократно присутствовали в алтарях во время богослужения, как и другие видные церковные ктиторы.

Согласно церковному праву причащаться в алтаре могут только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (постановления Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14). Однако в современной практике в исключительных ситуациях (например, в Великий четверг) в алтаре причащаются и миряне. В частности, такого права удостаиваются студенты некоторых духовных учебных заведений, но не на регулярной основе. Содержит жертвенник и престол. См. Храм православный.

АНАЛОЙ др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными. См. Храм православный. *АНТИМИНС (греч. άντι — вместо и лат. mensa — стол) — в православии плат с зашитыми частицами мощей христианских святых и надписанием епископа. См. Церковь домовая. АРКА КИЛЕВИДНАЯ (голл., нем. Kiel, англ. keel — ствол) – тип стрельчатой арки, в древнерусской архитектуре полуциркульная арка с заострением наверху, напоминающая перевернутый корпус лодки или корабля. БАРАБАН — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса. Барабаны делятся на глухие и световые, а снаружи могут быть оформлены аркатурно-колончатым поясом и другим архитектурным декором. БЕГУНЕЦ — вид орнаментально-декоративной кирпичной кладки, образующий на поверхности стены ряд треугольных углублений, обращенных вершинами попеременно верх и вниз. Для этого ряд кирпичей ставится наклонно на ребро. Вместе с поребриком использовался в древнерусской архитектуре.

Церковь Дмитрия Солунского в Великом Новгороде. Ряды бегунца и поребрика. XIV в.
БРОВКИ — декоративное оформление стены над окном в виде выступающего, иногда профилированного, как архивольт арки, валика.

Спасская церковь Евфросиньева монастыря. Реконструкция. XII в. ВОСЬМЕРИК (древнерусск. осмъ — восьмой) — в архитектуре славян восьмиугольное в плане здание, перекрытое шатром или куполом, иногда устанавливается на четырехугольное основание («восьмерик на четверике»). При равных периметрах, восьмиугольная форма позволяет получить примерно на 20 % большую площадь строения. За счёт меньшей при равных объёмах поверхности достигается экономия строительных материалов, меньшее охлаждение зимой и нагревание летом, а кроме того — улучшение освещения.

Спасская церковь в селе Уборы. Пример классического древнерусского строительства принципа «восьмерик на четверике» XVIII век.
ВРАТА ЦАРСКИЕ – двери в центре иконостаса, открывающие вход к престолу в алтаре и символизирующие врата Рая. ГЛАВА (маковка) — наружная часть купола разных форм, венчающая здание православного храма. ГЛАВА ЛУКОВИЧНАЯ — в древнерусской архитектуре купольное перекрытие с заостренным верхом, по форме напоминающее луковицу.

ГЛАВА СФЕРИЧЕСКАЯ — купол в форме части шаровой поверхности, чаще всего полушара, возводимый на барабане.

ГЛАВА ШЛЕМОВИДНАЯ (СФЕРОКОНИЧЕСКАЯ) — купол, вертикальный разрез которого имеет стрельчатое очертание, например стрельчатой арки. Возводится на барабане.

ГЛАВА ЯЙЦЕВИДНАЯ — купол, вертикальный разрез которого имеет овальное очертание, возводимый на барабане. Древнейшие, яйцевидные купола, заимствованные из Византии, венчали некогда Десятинную церковь и Софийский собор в Киеве. Сейчас не сохранились и не используются в храмовом зодчестве. ГУЛЬБИЩЕ (слав. гул, гулять, отдыхать) — в древнерусской архитектуре, как деревянной, так и каменной, крытая галерея, приподнятая над землей на столбах или аркадах и идущая вокруг всего здания.

Гульбище Церкви Вознесения Господня в Коломенском. XVI в. ДЕТИНЕЦ (древнерусск. дътиньцъ — от дети) — в древнерусской архитектуре внутренняя часть крепости, крома, кремля, где во время осады укрывалось мирное население. ЖЕРТВЕННИК – стол в алтаре православного храма, на котором готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды». См. Храм православный. ЗАКОМАРА (древнерусск. комара, комора от гр. hamara) — в древнерусской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружной стены здания, образующееся от сводчатого перекрытия внутри.

Закомары Дмитриевского собора (Владимир). XII в.
ЗВОННИЦА (старослав. звонъ, др. инд. svanas — звук, svon — звать) – в древнерусской архитектуре ранняя форма колокольни (XII-XVI вв.); строилась в виде массивной стены с проемами в верхней части, где подвешивались колокола.Звонница Преображенского собора (Вязёмы). XVI в. ЗОДЧИЙ (древнерусск. зьдъчии — гончар, строитель, каменщик от зьдъ — каменная стена) — то же, что архитектор. КЛЕТЬ (старослав. клъть — клетка, кладовая) — в древнерусской архитектуре основной композиционный элемент, образуемый соединением четырех бревен по углам в форме куба или параллелепипеда. См. также венец, подклет. КОКОШНИК — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник.

Кокошники получили широкое распространение в русской церковной архитектуре XVI и, особенно, XVII века. В отличие от закомар, имеют исключительно декоративное значение (не отвечают формам сводов). Располагаются на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчают оконные наличники, уменьшающимися кверху ярусами (один над другим или «вперебежку») покрывают своды.

Малый собор Донского монастыря (Москва) — три яруса крупных полукруглых кокошников один над другим украшают своды. XVI в.
КОМОРА (древнерусск. от гр. hamara — свод) — палата, камера, кладовая.

КОРАБЛЬ или СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА — представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Эта часть храма вмещает в себя людей, готовящихся к восприятию благодати, получаемой в таинстве евхаристии. См. Храм православный.

КРЕМЛЬ (от древнерусск. кремь, псковск. кром от комль — край, конец, корневище ствола дерева) — древнерусское укрепление. Первоначально замкнутая стена из вертикально поставленных бревен комлем вниз и заостренным концом вверх. Позднее — центральная, обнесенная стеной часть города. Ср. детинец. ЛОПАТКА (старослав. лопата, лопасть, весло) — в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене, наподобие пилястры, но, в отличие от нее, не имеющий базы и капители.

Лопатки Успенского собора Кремля. XVв.
МАКОВКА — в архитектуре русских церквей то же, что и глава, купол или верхние части этих перекрытий. Ср. луковичная глава. ПАПЕРТЬ — площадка перед входом в церковь, на которую ведут ступени, своего рода «внешний притвор». ПЛИНФА, плинт (гр. plinthos — плита, плитка) широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и Древней Руси. Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры (до 300х350х25 мм). ПОДКЛЕТ — нижний, нежилой этаж каменного или деревянного жилого дома в народной архитектуре. Подклет служит кладовой, реже — для зимовки скота. В России с конца 17 в. строились деревянные избы на каменных подклетах. ПОРЕБРИК — тип орнаментальной кирпичной кладки, в которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу). Использовался древнерусскими архитекторами, в частности, был популярен в Великом Новгороде и Пскове. Поребрик следует отличать от бегунца, вместе с которым он часто использовался. См. бегунец.

ПОЯС АРКАТУРНО – КОЛОНЧАТЫЙ — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был присущ, в частности, храмовой архитектуре Владимиро-Суздальского княжества.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII век. Аркатурно-колончатый пояс

ПРЕСТОЛ – стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии. См. Храм православный.

ПРИТВОР на́ртекс (позднегреч., от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка) — составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить кроме иудев также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения. См. Храм православный.

*РАКА (лат. rаca — ящик, ковчег, гроб) — ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба. Рака, как религиозный объект, считается понятием христианским, однако её аналоги встречаются и в других религиях.

РУСТ, рустованный (лат. rusticus — простой, грубый, неотесанный) – большой камень, лицевая поверхность которого не отшлифована, а грубо отесана и сохраняет природную фактуру каменной глыбы. РУСТОВКА — кладка из рустованных камней, зрительно утяжелявшая первый, цокольный, этаж. Выразительный декоративный прием, призванный подчеркнуть архитектоническую мощь стены.

СОЛЕЯ Солея́ (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. Солея служит как бы просцениумом для богослужения. См. Храм православный.

Солея.

ТРАПЕЗНАЯ (устар. тра́пеза) (греч. τραπέζι — стол) — церковное помещение (часть храма, хозяйственного здания или отдельно стоящая постройка) для совместного приёма пищи, богослужений, а также общественных нужд. См. Храм православный.

ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ здание для совершения литургии и иного общественного богослужения. На Руси, с принятием христианства, православные храмы изначально имели своеобразную белокаменную архитектуру и оформление, несмотря на то, что каменные храмы строились под руководством греческих, итальянских и немецких мастеров (строящийся без участия иностранцев купол первого Успенского собора в московском Кремле трижды обрушивался, так как, секрет точного расчёта прочности сводов был неизвестен доморощенным умельцам). Поэтому в России гораздо чаще строили небольшие деревянные терема-церквушки, которые часто страдали от пожаров (при неосторожном обращении с кадилом, свечами и лампадами). Архитектура русских каменных храмов, колоколен и звонниц бывает нескольких стилей: древнее зодчество, русское барокко, классицизм, ампир и др.

Схема экстерьера православного храма.

Схема православного храма.

1.Притвор, 2. Трапезная часть, 3. Корабль (Средняя часть), 4. Алтарь, 5. Солея, 6. Престол,

7. Аналой.

ХОРЫ (греч. χορός — хор, древнерусское наименование — пола́ти) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православной церкви хоры ярко выраженного функционального назначения не имеют.

ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ ШАТРОВЫЙ — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Первый шатровый храм в селе Упе Архангельской области упоминается в клировых записях 1501 года. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Шатровый Храм Вознесения в Коломенском. 1532 год.

ЦАТА полумесяц (иногда с фигурно вырезанным краем), расположенный в нижней части православного креста, также часть оклада, древнерусское золотое или серебряное украшение иконы. Государственный знак Византии, символизирует царскую власть и великокняжеское достоинство. На иконе цата прикрепляется к окладу иконы возле шеи изображённой фигуры. Происходит от шейной гривны. Многие цаты — образцы ювелирного искусства.

Цата в навершии главы Православного Храма.

Цата в иконе с эмалями и драгоценными камнями. Христос Пантакратор.

ЦЕРКОВЬ ДОМОВАЯ — в Православной церкви отдельная постройка или помещение при жилом доме или учреждении и предназначенная для совершения богослужения.

ЧЕТВЕРИК — в русском и украинском зодчестве (деревянном и каменном) четырёхугольное в плане сооружение или его составная часть. Четверик — основная архитектурная форма русского храма (главным образом до 18 в.) была широко распространена в композиции с восьмиугольной в плане частью — восьмериком (система «восьмерик на четверике»).

Спасская церковь в селе Уборы. Пример классического древнерусского строительства принципа «восьмерик на четверике» XVIII век.
ШКОЛЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ — Группы архитекторов или совокупность архитектурных сооружений, связанных общностью стилистического, тематического и технического характера. ШКОЛА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ — Одна из наиболее значительных школ в развитии древнерусской архитектуры и искусства. Сложилась во Владимиро-Суздальском княжестве периода его расцвета (XII — первая половина XIII в.). В памятниках архитектуры этой поры (Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор и др.) ощутима связь с традициями киевского зодчества. Отличительная особенность Владимиро-Суздальской школы — появление пластического декора на культовых сооружениях — от сдержанного (церковь Покрова-на-Нерли, 1165) до почти сплошь покрывающего верхнюю часть стен каменного кружева Дмитриевского собора во Владимире (1194-97) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-34). Изображение на этих каменных рельефах не только библейских персонажей (играющего на арфе царя Давида, святых, мчащихся всадников и т. д.), но и «всего сущего» (цветов, деревьев, фантастических птиц и зверей) сближает эту каменную летопись с фольклором — былинами, сказками, отзвуками языческих верований. Народность Владимиро-суздальских рельефов подтверждают также их стилистические особенности: плоскостность, некоторая грубоватость, свидетельствующая о несомненной связи с распространенной на Руси резьбой по дереву. В XIV-XV вв, архитектура и изобразительное искусство Владимиро-Суздальской школы послужили образцом для формирующейся Московской школы древнерусского искусства.

ШКОЛА КИЕВСКАЯ — Архитектура Киева второй половины XI — начала XII в. представляет собой целостное художественное явление, преемственно связанное со строительством Ярослава Мудрого. Это эпоха возведения соборов важнейших киевских монастырей, великокняжеских и княжеских. Общий характер искусства по-прежнему родствен общевизантийским художественным явлениям, но киевской школе в целом свойственна особая монументальность. Грандиозность и разнообразие форм, связанные прежде всего с требованиями киевских заказчиков, сводчатые конструкции, вызывающее восхищение качество работ пробуждают ассоциации не только с кругом памятников Константинополя, «второго Рима», но и с созданиями Рима античного, с его инженерией и ремеслом. Техника укладки с утопленным рядом остается обязательной, при этом зодчие увеличивают толщину плинфы и сокращают количество используемого в кладке необработанного камня. Поверхность стен становится подчеркнуто ровной, организованной. Существование этой техники с несомненностью свидетельствует о продолжающихся контактах с архитектурой Константинополя. Прежние способы укрепления стен и фундаментов храмов деревянными связями продолжают существовать, дополняясь системой скрепляющих балки металлических стержней.

ШКОЛА МОСКОВСКАЯ — Одна из локальных школ древнерусского искусства XIV-XVI вв., возникшая в Московском княжестве и постепенно занявшая доминирующее положение в древнерусском искусстве. Так как Москва первоначально входила во Владимиро-Суздальские земли, Московская школа сложилась под влиянием художественных традиций Северо-Восточной Руси. Для раннемосковского зодчества характерен широкий размах строительства. В конце XIV — начале XV в. формируется особый тип храма. Пространственное решение московского храма определяется схемой четырехстолпного белокаменного храма с пониженными угловыми ячейками. Он украшен декоративными кокошниками, резными поясами по фасадам (например, Спасский собор Андронникова монастыря, 1420-27). В связи с созданием вокруг Москвы русского централизованного государства московское зодчество получило новый импульс к развитию. В столицу приглашались иностранные зодчие: А. Фиораванти, М. Фрязин и др. Именно сочетание местной и идущей извне традиции дало наиболее значительные образцы московской архитектуры конца XV-XVI вв., в числе которых Грановитая палата, Архангельский собор и др. Особенности самостоятельной школы ощутимы и в иконописи.

ШКОЛА НОВГОРОДСКАЯ — Одна из значительных школ в развитии древнерусского искусства второй половины XII — XV в. Шедевры новгородского зодчества — Святого Георгия в Старой Ладоге (1160-80-е), Спаса Преображения на Ильине улице (1374) отличаются простотой и ясностью планов. Они выглядят приземистыми, тяжеловатыми, однако удивительно пластичными, органично связанными с равнинным северным пейзажем. Кубические новгородские храмы рассчитаны на небольшой приход. Фасады зачастую покрывались мелкими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из кирпича. Стены завершались тремя фигурными лопастями, напоминающий лис смородины с закругленными концами. Трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой становилось излюбленным приемом новгородских мастеров. Интерьеры новгородских храмов богато расписаны фресками. В XIV-XV вв. в Новгороде шло интенсивное строительство храмов (церкви Николы-на-Липне, 1292; Успения на Волотовом поле,1352;Федора Стратилата, 1361; Спасо-Преображенский собор, 1374, и др.). Новгородские храмы отличаются монументальностью архитектурного облика.

ШКОЛА ПСКОВСКАЯ одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы (собор Ивановского монастыря, до 1243), в то же время отличаясь по конструктивному решению типа крестово-купольного храма (собор Мирожского монастыря). Основной тип приходского храма сложился к концу 14 в. (известен по памятникам 15 в.) — кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие (церковь с. Кобылье Городище, 1462), иногда на повышенных подпружных арках (церковь Успения в Мелётове, 1463). В 15 в. был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки (церковь Николы Каменноградского, 16 в.). К храмам пристраивались обычно многочисленные приделы, притворы, паперти; вместе с многопролётными звонницами храмы составляли живописный асимметричный ансамбль. Развита была крепостная архитектура; в 16—17 вв. строились огромные, в несколько этажей купеческие дома (3-этажные палаты Поганкиных, до 1645). С 14 в. строительство велось из местного камня-плитняка с последующей известковой обмазкой и побелкой. Контраст простых геометрических объёмов и подчёркнуто-материальной пластики стены придают культовой, гражданской и крепостной архитектуре Псковской школы большую выразительность.

ЯБЛОКО — Сфера под крестом, венчающим храм, либо под металлическим прапором или силуэтной фигурой ангела в завершении башни.
Использованные источники: 1. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И.. 2003;

пилястра

Смотреть что такое «пилястра» в других словарях:

  • ПИЛЯСТРА — франц. pilastre, исп. pilastra, ит. pilastro, от лат. pila, столб. Четырехугольная колонна, вделанная в стену. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. пилястра (фр.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Пилястра — пилястр (итал. pilastro, от лат. pila колонна, столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в… … Художественная энциклопедия

  • Пилястра — – прямоугольный плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны. Пилястра является декоративным элементом, служащим для вертикального членения плоскости стены. В некоторых случаях пилястра может служить конструктивным… … Словарь строителя

  • ПИЛЯСТРА — пилястр (итал. pilastro, от лат. pila столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены … Большой Энциклопедический словарь

  • ПИЛЯСТРА — ПИЛЯСТРА, см. пилерс. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • ПИЛЯСТРА — ПИЛЯСТРА, ы, жен. и ПИЛЯСТР, а, муж. (спец.). Прямоугольный выступ стены в виде вделанной в неё колонны. | прил. пилястровый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • пилястра — сущ., кол во синонимов: 4 • анта (3) • колонна (26) • пилястр (4) • … Словарь синонимов

  • Пилястра — (архит.) четырехугольный столб, прилегающий одною стороноюк стене здания, иногда более или менее вдающийся в нее и служащий илидля ее подкрепления, или для подпирания архитрава и арки потолочногосвода, или просто для устранения монотонности… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пилястра — выступающий из стены четырехугольный столб, который используется для членения плоскости стены. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

  • пилястра — пилястра, ж. и устаревающее пилястр, м … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • пилястра — Плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на всю высоту стены, обычно обработанный аналогично ордерной колонне Тематики архитектура, основные понятия EN… … Справочник технического переводчика

LiveInternetLiveInternet

Наглядный гид для тех, кто хочет разбираться в архитектуре

Во время путешествий или просто прогулок по родному городу наш взгляд всегда задерживается на красивых архитектурных сооружениях. Все эти колонны, завитки и лепнину можно рассматривать часами, до того они прекрасны.

А чтобы в следующий раз вы смогли легко отличить балюстраду от балясины, вот вам простой и понятный гид по основным архитектурным терминам.

Антаблемент

(франц. Entablement, от table – стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

barfik

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.

Аттик

(от греч. Attikos — аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика.

vernak

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Балюстрада

vernak

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами.

Балясины

©Tom Gowanlock

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Бельведер

vernak

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Волюта

vernak

Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

vernak

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Гирлянда

vernak

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Гребень

vernak

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Закомара

vernak

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Капитель

vernak

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Контрфорс

vernak

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Наборная колонка

vernak

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Пилястра

vernak

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Поребрик

vernak

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.

Портал

vernak

Архитектурно оформленный вход в здание.

Портик

vernak

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Прясло

vernak

Участок стены между двумя пилястрами.

Ротонда

vernak

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Ширинка

vernak

Декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Эркер

wikiwand

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру. рисунок

Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.

Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима. См. ползучая арка.

Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей. рисунок

Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). рисунок

Аркатурно-колончатый пояс – см. Аркатура.

Архитрав — см. антаблемент.

Аттик (от греч. Attikos — аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика. рисунок

Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. рисунок

Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

Барабан – цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами. рисунок

Бегунец — декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз. рисунок

Бельведер (итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид) — надстройка над зданием, обычно круглая в плане рисунок

Вазон — декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко. рисунок

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко. рисунок

Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria) — длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания. См. гульбище, паперть.

Гирлянда — орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т.п. Характерен для барокко. рисунок

Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике. рисунок

Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Гребни, гребешки — в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном. рисунок

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют паперть. рисунок

Дентикулы — см. сухарики.

Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII — XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах. Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике. рисунок

Закомара (от др.рус. комара — свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. рисунок

Замковый камень, замок (зам`ок) – клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Характерен для классицизма. рисунок

Затяжка — горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода. рисунок

Зубец (мерлон) — выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы — «ласточкин хвост».

Карниз — см. антаблемент.

Капитель — верхняя часть колонны или пилястры, форма которой определяется ордером. рисунок

Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах,сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. рисунок В период узорочья кокошниками также украшались окна. рисунок.

Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа.

Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора с художественно оформленной капителью и базой, стержневой элемент архитектурных ордеров. рисунок

Контрфорс (от франц. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры. рисунок, рисунок2

Коруна — многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону. рисунок

Кубышчатая колонна — опора с плавным расширением в центральной части рисунок

Ласточкин хвост — вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части. рисунок

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов. Особенно широко применялась в барокко и нарышкинском барокко.

Лопатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов. См. также пилястра. рисунок

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone – большая маска) – декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов. Маскароны использовались в архитектуре классицизма и модерна. рисунок рисунок2

Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора. рисунок

Мерлон — см. зубец

Наборная колонка — столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья.рисунок рисунок2 рисунок3

Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Термин “наличник” применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. XVIII вв.

Нартекс, притвор (позднегреч. Narthex, от греч. narqhx — ларчик, шкатулка) – входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядомколонн или столбов.

Ордера архитектурные (от лат. ordo — порядок) – художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей.

Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Ордер — важнейший элемент архитектуры классицизма, иногда использовался и в барокко.

Паперть – помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи.

Печура — сводчатое углубление на внутренней стороне крепостной стены для установки орудий. рисунок

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна. рисунок

Ползучая арка — арка, опоры которой расположены на разных уровнях. рисунок

Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. рисунок рисунок2

Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для древнерусской архитектуры характерны перспективные порталы. рисунок

Портик (от лат. porticus) – характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн (иногда-пилястр), помещенный перед фасадом здания, завершается аттикомили фронтоном. рисунок

Придел – в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Прясло — участок стены между двумя лопатками или пилястрами. В крепостной архитектуре — участок стены между двумя башнями. рисунок

Разорванный фронтон — декоративный фронтон, расположенный над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах. Характерный элемент нарышкинского барокко. рисунок рисунок2

Раковина, рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины) — мотив орнамента в виде стилизованной раковины. Раковины, расположенные в кокошниках, заимствованы из декора Архангельского собора Кремля, характерны для нарышкинского барокко. рисунок рисунок2

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма рисунок рисунок

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма. рисунок

Свод – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, передает на опоры не только вертикальную нагрузку, но и горизонтальные усилия (распор).

Сухарики, дентикулы — декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков. В древнерусской архитектуре назывались сухариками, применительно к стилям западного происхождения (напр., барокко) используют слово дентикулы.рисунок

Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье) — просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры 17-18 вв.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia — лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады.

Фриз (франц. frise)

  1. в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; рисунок
  2. сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. рисунок Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий рисунок (см. также разорванный фронтон).

Херувим — декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко. рисунок

Четверик – в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью («восьмерик на четверике»).

Шатер, шатровое покрытие – завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные — напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером. рисунок

Ширинка — декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок. рисунок

Наглядный гид для тех, кто хочет разбираться в … — AdMe

Словарь храмовой архитектуры

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх