Помост

Вопросы веры

Нестор кто такой

Первый летописец земли Русской

О жизни преподобного Нестора летописца до того, как он стал насельником Киево-Печерского монастыря, нам не известно практически ничего. Мы не знаем, кем он был по социальному статусу, не знаем точную дату его рождения. Ученые сходятся на приблизительной дате — середина XI века. История не зафиксировала даже мирского имени первого историка земли Русской. А он — сохранил для нас бесценные сведения о психологическом облике святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского, оставшись в тени героев своих трудов. Обстоятельства жизни этого выдающегося деятеля русской культуры приходится восстанавливать по крупицам, и не все лакуны в его жизнеописании можно заполнить. Память преподобного Нестора мы отмечаем 9 ноября.

Преподобный Нестор пришел в знаменитый Киево-Печерский монастырь, будучи семнадцатилетним юношей. Святая обитель жила по строгому Студийскому уставу, который ввел в ней преподобный Феодосий, позаимствовав его из византийских книг. Согласно этому уставу, прежде чем дать монашеские обеты, кандидат должен был пройти длительный подготовительный этап. Вновь пришедшим сначала предстояло носить мирскую одежду — до тех пор, пока они не изучат хорошо правила монастырской жизни. После этого кандидатам разрешалось надеть монастырское одеяние и приступить к испытаниям, то есть показать себя в работе на различных послушаниях. Тот, кто прошел эти испытания успешно, принимал постриг, но на этом испытание не заканчивалось — последним этапом принятия в монастырь являлось пострижение в великую схиму, которого удостаивались не все.

Преподобный Нестор прошел весь путь от простого послушника до схимонаха всего за четыре года, а также получил сан диакона. Немалую роль в этом сыграли, помимо послушания и добродетели, его образованность и выдающийся литературный талант.

Киево-Печерский монастырь представлял собой уникальное явление в духовной жизни Киевской Руси. Численность братии доходила до ста человек, что было редкостью даже для самой Византии. Строгость общинного устава, найденного в константинопольских архивах, не имела аналогов. Монастырь процветал и в материальном плане, хотя его наместники не заботились о собирании богатств земных. К голосу обители прислушивались сильные мира сего, он имел реальное политическое и, главное, духовное влияние на общество.

Молодая Русская Церковь в то время активно осваивала богатейший материал византийской церковной книжности. Перед ней стояла задача создания оригинальных русских текстов, в которых был бы явлен национальный облик русской святости.

Голос совести

Первый агиографический (агиография — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. — Ред.) труд преподобного Нестора — «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — посвящен памяти первых русских святых. Летописец, по-видимому, откликнулся на ожидающееся общерусское церковное торжество — освящение каменной церкви над мощами святых Бориса и Глеба.

Труд преподобного Нестора был не первым среди работ, посвященных этой теме. Однако он не стал излагать историю братьев по готовому летописному преданию, но создал текст, глубоко оригинальный по форме и по содержанию. Автор «Чтения о житии…» творчески переработал лучшие образцы византийской житийной литературы и смог выразить очень важные для русского церковного и государственного самосознания идеи. Как пишет исследователь древнерусской церковной культуры Георгий Федотов, «память святых Бориса и Глеба была голосом совести в междукняжеских удельных счетах, не урегулированных правом, но лишь смутно ограничиваемых идеей родового старшинства».

Преподобный Нестор не располагал большим количеством данных о смерти братьев, но как тонкий художник смог воссоздать психологически достоверный образ истинных христиан, безропотно принимающих смерть. Подлинно христианская смерть сыновей крестителя русского народа князя Владимира вписана летописцем в панораму общемирового исторического процесса, который он понимает как арену вселенской борьбы добра и зла.

Отец русского монашества

Второе житийное произведение преподобного Нестора посвящено жизни одного из основателей Киево-Печерского монастыря — преподобного Феодосия. Он пишет этот труд в 1080‑х годах, спустя всего несколько лет после кончины подвижника, в надежде на скорую канонизацию преподобного. Надежде этой, однако, не суждено было сбыться. Преподобного Феодосия канонизировали только в 1108 году.

Внутренний облик преподобного Феодосия Печерского имеет для нас особое значение. Как пишет Георгий Федотов, «в лице преподобного Феодосия Древняя Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна много веков. Преподобный Феодосий — отец русского монашества. Все русские иноки — дети его, носящие на себе его фамильные черты». А Нестор Летописец был тем человеком, который сохранил для нас его неповторимый облик и создал на русской почве идеальный тип жизнеописания преподобного. Как пишет тот же Федотов, «труд Нестора ложится в основу всей русской агиографии, вдохновляя на подвиг, указывая нормальный, русский путь трудничества и, с другой стороны, заполняя общими необходимыми чертами пробелы биографического предания. <…> Все это сообщает Несторову житию исключительное значение для русского типа аскетической святости». Летописец не был свидетелем жизни и подвигов преподобного Феодосия. Тем не менее в основе его житийного рассказа — свидетельства очевидцев, которые он смог соединить в цельный, яркий и запоминающийся рассказ.

Конечно, для создания полноценного литературного жития необходима опора на развитую литературную традицию, которой еще не было на Руси. Поэтому преподобный Нестор многое заимствует из греческих источников, иногда делая длинные дословные выписки. Однако они практически не влияют на биографическую основу его рассказа.

Память о единстве народа

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Этот труд отстоит от первых двух известных нам литературных трудов преподобного Нестора на четверть века и относится к другому литературному жанру — летописи. Свод «Повести…», к сожалению, не дошел до нас целиком. Он был подвергнут переработке монахом Выдубицкого монастыря Сильвестром.

В основе «Повести временных лет» лежит летописный труд игумена Иоанна, который предпринял первую попытку систематического изложения русской истории с древнейших времен. Свое повествование он довел до 1093 года. Более ранние летописные записи представляют собой фрагментарное изложение разрозненных событий. Интересно, что в этих записях содержится легенда о Кие и его братьях, коротко сообщается о княжении варяга Олега в Новгороде, о погублении Аскольда и Дира, приводится легенда о смерти Вещего Олега. Собственно киевская история начинается с княжения «старого Игоря», о происхождении которого умалчивается.

Игумен Иоанн, неудовлетворенный неточностью и баснословностью летописного изложения, восстанавливает года, опираясь на греческие и новгородские хроники. Именно он впервые представляет «старого Игоря» как сына Рюрика. Аскольд и Дир здесь впервые предстают как бояре Рюрика, а Олег — как его воевода.

Именно свод игумена Иоанна стал основой работы преподобного Нестора. Наибольшей переработке он подверг начальную часть летописного свода. Первоначальная редакция летописи была дополнена сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Большое значение святой Нестор придавал устным свидетельствам — рассказам старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников.

В своем главном труде Нестор Летописец выступает и как ученый-историк, и как писатель, и как религиозный мыслитель, дающий богословское осмысление отечественной истории, которая является составной частью истории спасения человеческого рода.

Для преподобного Нестора история Руси есть история восприятия христианской проповеди. Поэтому он фиксирует в своей летописи первое упоминание о славянах в церковных источниках — 866 год, подробно рассказывает о деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, о крещении равноапостольной Ольги в Константинополе. Именно этот подвижник вводит в летопись рассказ о первом православном храме в Киеве, о проповедническом подвиге варягов-мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна.

Несмотря на огромный объем разнородной информации, летопись преподобного Нестора стала подлинным шедевром древнерусской и мировой литературы.

В годы раздробленности, когда о былом единстве Киевской Руси не напоминало почти ничего, «Повесть временных лет» оставалась тем памятником, который будил во всех уголках рассыпающейся Руси память о ее былом единстве.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда.

Газета «Православная вера» № 21 (545)

Летописи и центры летописания в Древней Руси

Летописи – это древнерусские писания, в них шло описание событий по годам, описывалась жизнь простых людей и княжеского двора, переписывались правовые документы, церковные тексты. В них охватывались разные периоды для описания. В некоторых описание шло от библейских событий, а в некоторых, начиная от заселения земель славянами. Описывается возникновение государства, принятие христианства. В них описывались все исторические события, произошедшие в Древней Руси. Каждый описанный в них период, конечно же, носит в себе элементы идеологии и пропаганды объединения, описания заслуг князей. Помимо исторических событий идет описание политики государства, уклада жизни славян.
В отличие от европейских летописей, которые написаны на латинском языке, старорусские летописи написаны на древнерусском языке. Что делало их доступными, так как в Древней Руси было много мужчин и женщин, обученных грамоте, а также было много очень образованных людей.

Центры летописания в Древней Руси

В летописи использовали различные методы ведения и написания. Здесь, например, использовали списки. Это переписанные копии древних летописей. Изменения вносили по разным причинам. Если менялся князь, то нужно было прославить деяния, по-новому описать события прошлых лет, внеся изменения, учитывая новые события. Также это делалось для внесения религиозных моментов в написание.

Также используется понятие “своды” или “сводные летописи”. Летописный свод Древней Руси это описание происходящего по хронологии. Описание происходит с точки зрения правящего класса, весь процесс ведения летописей был под контролем власти. Идеология играло важную роль.

Киево-Печерский монастырь – центр летописания

Это место всегда было главной святыней и гордостью. Именно здесь жили, облачаясь в иноков, после подстрига, отстраняясь от мирской суеты и жизненных благ, полностью отдав себя делам божьим, многие светлейшие и достойнейшие люди. Это не только святыня, но и сосредоточение просвещения. А позже – главное сосредоточение летописания. Именно в этих стенах длительное время составлялась и записывалась летопись «Повесть временных лет». А инок Нестор, создавший это и целый ряд иных значимых произведений, прожил здесь, сделав немало святых дел, 41 год. Он вместе с другими иноками составил писание о старорусской церкви, описал все важные церковные события и дал описание ее особенностям на Руси. После его кончины нетленное тело перенесено и до сих пор покоится в пещере Лавры.
Особую роль играет и Выдубецкий монастырь. В стенах Выдубецкой святыни иегумен Матфей занимался ведением Киевского свода, в нем хронолизировал события в период 1118-1198 года. Дал им очень точное описание и раскрытие, без искажения фактов. Это произведение тоже одно из письменных памятников, которое играет важную роль в изучении истории наших предков. Стало логическим продолжением ведения летописи «Повесть временных лет».

Киевский образец ведения лег в основу создания и применения принципов в написании летописей. Именно здесь основаны правила и методы.

Как назывались центры летописания в Древней Руси:

  • Новгородский
  • Владимиро-Суздальский
  • Галицко-Волынский

Новгородский центр летописания

Новгород был крупнейшим городом с развитой структурой, поэтому стал центром ведения летописей. Описание города можно увидеть в «Повести древних лет» за 859 год. В XI веке Ярослав Мудрый, взойдя на престол, пребывал не в Киеве, 10 лет его двор провел в Новгороде. Все это время город считался фактически столицей Руси.

Составление началось в XI веке с написания первой Новгородской летописи. Всего их создали четыре, но остальные написаны позднее. В нее были включены:

  • Краткое описание «Русской правды»
  • Краткое описание юридического сборника
  • Описание происходящих событий и процессов

Здесь также вели своды, вел их посадник Остромир. Но никакой информации о нем история нам не оставила.

Владимиро-Суздальский центр летописания

Владимирский храм – место, где занимались ведением летописей, вели работу иноки. Летописные своды, самые ранние из дошедших до нас, их два, составлены с 1177-1193 года, описывают «Летописец Переяславля Русского». В них освещали политику, церковную жизнь, описывали жизнь и основные события при княжеском дворе. Все было представлено и истолковано с точки зрения церкви. Только, в начале XII, летописание стало вестись при княжеском дворе.

Галицко-Волынский центр летописания

Для этих земель всегда противостояние княжеской и боярской власти было большой проблемой. Летописи создавались при дворе, поэтому основной идеей при написании была сильная и справедливая княжеская власть, и полная противоположность – боярская. Возможно, летопись писали дружинники. Они описывали события как отдельные фрагменты и описания. Они стояли на стороне княжеской власти, поэтому через летопись проходит идея борьбы с боярами, отрицательное описание их стремления к власти.

Галицко-Волынская летопись относится к более позднему периоду, примерно к 1201-1291 года. Она вошла в Ипатьевский свод. Уже позднее ее оформили в виде хронологии, до оформления состояла из частей:

  1. Галицкая летопись, составлена в Галиции в 1201-1261 года.
  2. Волынская летопись, составлена на Волыни 1262-1291 года.

Основная особенность: церковные события и уклад не описывались.

Первая древнерусская летопись

Древнейшая русская летопись называлась «Повесть временных лет»». Создана в 12 веке. Это последовательное хронологическое описание событий на территории Руси, место создания – город Киев. Было переделано неустановленное количество раз, но коренных изменений не вносили. Во всяком случае, официально считают такую версию правильной.
Содержит описания до 1137 года, но берет начало с 852 года. Состоит из большого числа статей разных по характеру. И в каждой идет описание конкретного года. Число статей совпадает с числом описанных лет. Как правило, каждый раздел начинается с фразы в форме: “В лето такое-то” и дальше описания, выдержки из важных документов или в виде сказаний идет описание. Название получило из-за фразы, что фигурирует в начале – “Повесть временных лет”.

Автор – монах Нестор – древнерусский летописец , он был инком в Киево – Печерском монастыре на рубеже XI-XII веках. Описан в качестве первого летописца. Хотя автором заявлен только в поздних версиях.

Самый древний летописный свод, указанной древнейшей русской летописи , «Повесть временных лет», которому удалось дойти до наших дней, был переписан монахом Лаврентием и датируется XIV веком. Оригинал летописи, к сожалению, утрачен навсегда. Сейчас найдены поздние версии с различными доработками других авторов.
На данный момент много версий истории летописи. Если верить им, то она закончена в 1037 году, и автором все также является монах Нестор. Ее даже при Несторе переписывали, потому что он внес туда изменения ради добавления христианской идеологии, также были внесены добавки политического характера. Идеология даже в те времена являлась важным инструментом для усиления княжеской власти. В других версиях говорится, что датой создания является 1100 год. Принято считать, что древнейшей русской летописью начала XII в. является «Повесть временных лет».

Отличительная черта в том, что оно несет в себе структурированное описание событий, не пытается истолковывать их на свой лад. На первом месте стояла Воля Божья, ее существование объясняло многие события. Причинно-следственная связь не была интересна и не отражалась в произведении. Жанр Повести временных лет был открытым, туда могло входить все, что угодно, от различных сказаний до сводок погоды. Летопись имела юридическую силу наравне со сводом официально принятых документов.

Цель написания первой древнерусской летописи, называемой «Повесть временных лет» – выяснение корней русского народа, философия христианства и описание доблестной княжеской власти. Начинается с рассказа и рассуждения о происхождении и расселении. Русский народ показан как потомок сына Ноя, Иафета. Основа, которой подчинена большая часть, состоит из легенд о правлении Ярослава Мудрого, о войнах и храбрых героях. Концовка состоит из рассказов о сражениях из некрологов князей.
«Повесть временных лет» – первый важный документ, где была описана история Руси с самого её начала. Она сыграла очень большую роль в дальнейших исторических исследованиях и является очень важным источником знаний о наших предках.

Древнерусские летописцы

В наше время информация о летописцах собирается по крупицам. Центрами их написания были, как правило, храмы. Летописцы Древней Руси, имена : Нестор и иегумен Матфей. Это одни из первых летописцев, позднее появились и другие. Первоначально почти везде летописи писались только в храмах, а позднее -при княжеских дворах. К сожалению, о жизни иегумна Матфея ничего не известно, кроме как, что летописанием он занимался в Выдубецком монастыре.

О Несторе летописце нам известно немногим больше. Еще семнадцатилетним подростком он получил от Феодосия Печерского иноческий сан. Пришел в монастырь уже грамотным и образованным человеком, в Киеве было много учителей, которые могли обучать его. Нестор кроме «Повести временных лет» оставил нам очень много трудов, одно из них: “Жизнеописание Феодосия Печерского”, которого он часто видел, будучи послушником. В 1196 году, он был свидетелем разорения Киево-Печерской Лавры. В последних своих трудах он поднимал темы о единении Руси христианством. Смерть настигла летописца в возрасте 65 лет.

Вывод

До наших дней только частично дошли летописи, сводные летописи и летописные списки, которые помогают в изучении истории древних славян, политических событий, уклада жизни, как простого народа, так и княжеского двора.

Нестор

Биография

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, считается автором «Повести временных лет» — памятника древнерусской литературы и славянской культуры. Благодаря этому бесценному труду агиограф получил звание «отец русской истории». Православная церковь воздала монаху почести, причислив его к лику святых. 9 ноября верующие отмечают день памяти Нестора Летописца.

Судьба

Нестор Летописец, а также Нестор Печерский, или Нестор Киевский (по названию монастыря, в котором служил), жил во времена, о которых сегодня известно немногое. В исторических сводках перечисляются ключевые сведения из биографии святого, но поскольку истинный монах избегает людской славы, подлинность этих сведений неоднозначна.

Нестор на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде / Дар Ветер, Википедия

Историки предполагают, что святой родился около 1056 года. Житие преподобного Нестора Летописца из сборника «Киево-Печерский патерик» повествует, что он, будучи 17-летним юношей, подошел к стенам монастыря, когда те только возводились преподобным Феодосием Печерским. По канонам церкви прежде, чем принять монашество, нужно было пройти испытание послушником, которое иногда длилось десятки лет.

В 1074 году Феодосий Печерский умер, пост игумена принял Стефан Блаженный. При нем Нестор постригся в монахи. Согласно летописям, Стефан пробыл во главе Киево-Печерского монастыря 4 года, поэтому иноческий сан Нестор принял в периоде до 1078 года.

Не исключено, что святой был знаком с Феодосием: именно Нестор в 1091 году по благословению преподобного Иоанна раскрыл место захоронения наставника. В «Повести временных лет» описываются эти события. Автор говорит о себе в первом лице, как о «лаврском иноке», но имени не называет. Имя Нестора впервые упоминается в рассказе о перенесении мощей Феодосия только в 1462 году.

Скульптура Нестора работы Марка Антокольского / Alex Bakharev, Википедия

Если Нестор и был знаком с Феодосием, то пообщаться лично им удавалось редко, если вообще удавалось. В конце «Жития Феодосия Печерского», автором которого доподлинно является Нестор, указано:

«Все, что было изложено выше о нашем блаженном Феодосии, расспросив, я узнал от престарелых отцов, заставших то время».

Быт в Киево-Печерском монастыре основывался на строгом воздержании: послушникам полагалась скудная пища — хлеб с водой, некоторые добровольно голодали, время проводили в многочасовых молитвах и мыслях о благе. Личная жизнь Нестора посвящалась истории Древней Руси. Первые летописи агиограф начал писать около 1095 года при игуменстве Иоанна.

Год рождения Нестора определяется хоть и приблизительно, но однозначно. Мнения историков о дате смерти же значительно разнятся.

В 1113 году святой закончил работу над первой полной редакцией «Повести временных лет». С тех пор летописи из-под пера Нестора не выходили. Согласно одной из версий, послушник Киево-Печерского монастыря решил сосредоточиться на богослужении. В молитвах и постах прошли еще несколько лет, и Нестор умер в первой четверти XII века. Ученые, которые не представляют святого в литературном бездействии, свидетельствуют, что он умер в 1114-1115 годах.

Реконструкция портрета Нестора по черепу. Автор Сергей Никитин / Sergey Nikitin, Википедия

В «Киево-Печерском патерике» не содержится сведений о внешнем виде Нестора. Однако главный судебно-медицинский эксперт Москвы Сергей Никитин, известный в первую очередь пластической реконструкцией портретов по черепу методом Михаила Герасимова, смог воссоздать лик святого. Ему принадлежит самая известная на сегодняшний день скульптура Нестора.

Сергею Никитину посчастливилось не только увидеть, но и изучить мощи Нестора. По размеру черепа специалист определил, что рост преподобного составлял не выше 160 см. Резко выраженная правосторонняя симметрия костного каркаса головы указывает, что Нестор правша, а зубочелюстная система свидетельствует, что монах умер в глубокой старости – за 70 или даже 80 лет. Причина смерти не носила насильственный характер.

Летописи

Нестору приписывают авторство по меньшей мере трех произведений, главное из которых — «Повесть временных лет». В литературоведении труд также носит название «Первоначальная летопись», поскольку является самым ранним древнерусским сводом, дошедшим до наших лет, или «Несторова летопись».

Нестор-летописец на почтовых марках / Марки Украины

«Повестью временных лет» охватывается значительный временной промежуток — с библейских времен до 1117 года. Летопись составлялась в 1110-1118 годах несколькими авторами, если принять за основу версию о кончине Нестора в 1115-м, но личности остальных неизвестны. Впервые «Повесть временных лет» была подписана именем Нестора в Хлебниковском списке середины XVI века.

Повествование начинается с Ноя, трое сыновей которого поделили Землю. Нестор объясняет, откуда появились народности — немцы, русы, варяги и как возникли древнерусские города.

Первой датой, упоминаемой в «Повести временных лет», становится 852 год, когда появилась Русская земля. Новая географическая точка основана Рюриком, Трувором и Синеусом. Вскоре полноправным владельцем становится Рюрик. Самым ярким и запоминающимся эпизодом книги, который знаком даже школьнику, считается смерть Олега, потомка Рюрика, от укуса змеи, выползшей из черепа верного скакуна князя.

Вещий Олег у костей коня. Художник Виктор Васнецов / Википедия

Далее Нестор кратко рассказывает о правлении князя Игоря, его супруги Ольги и сына Святослава, о подвигах Ярополка и, наконец, о крещении Руси при Владимире в 988 году. Последним князем, упомянутым в «Повести временных лет», становится Владимир Мономах.

Нестору, как человеку православному, важно было рассказать о своей вере, поэтому тема христианства проходит по книге красной нитью: начиная с аллюзий на Библию и заканчивая описанием божественных событий, которые сопровождают процесс крещения Руси.

Монах пишет, что Бог состоит из «трех событий»: Отца, Сына и Святого Духа, что он находится на небесах в окружении ангелов. Ему противостоят бесы, которые находятся не в аду, как принято считать сегодня, а в «бездне». Крещение Руси Нестор описывает как способ спасения человечества от невежества и соблазна. Те, кто вел праведный образ жизни, достоин места рядом с Богом на небесах.

Памятник Борису и Глебу в Дмитрове, Московская область / Википедия

Вторая (но не по хронологии) летопись, авторство которой приписывается Нестору, — «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба», или «Житие Бориса и Глеба».

Борис и Глеб — сыновья князя Владимира, воплощение благочестия и смирения, которые умирают от руки сводного брата Святополка. Летопись написана по канону жития-мартирия. Например, вместо того чтобы защищаться от своего губителя, Борис и Глеб молятся, желая скорее принять мученическую смерть. Летопись датируется 1110 годом.

Третья работа Нестора, частично дошедшая до наших дней, — «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго», или просто «Житие Феодосия Печерского». Оно создано не позднее 1088 года. В летописи рассказывается о пути Феодосия от рождения и до самой смерти. Значительная часть посвящена игуменству.

Память

Нестор Летописец канонизирован в Русской православной и Римско-католической церквях. У славян день его памяти отмечается 9 ноября, одновременно с Днем украинской письменности и языка. Мощи святого покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры.

Картина Виктора Васнецова «Нестор-летописец» / Энциклопедия искусства

Нестора, как любого преподобного, часто изображали на иконах, но многие из произведений утратили автора. Одним из самых известных визуальных воплощений святого является картина Виктора Васнецова «Нестор-летописец», написанная в 1885-1893 годах. Оригинал хранится в Третьяковской галерее.

Памятники Нестора Летописца находятся в Киеве, Владимире, Борисполе. В родной обители святого возведены два храма имени преподобного.

  • 1088 – «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго»
  • 1110 – «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба»
  • 1110-1118 – «Повесть временных лет»

преподобный Нестор Летописец

Дни памяти: 24 сентября (6 октября) (Собор отцов в ближних пещерах почивающих), 27 октября (9 ноября)

На пути к иночеству

Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия.

В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании.

В это время Антоний жил в уединённой пещере, в священном безмолвии, угождая Богу непрестанной сердечной молитвой. Феодосий же занимался устроением иноческой обители. Промыслом Божьим Нестор остался при преподобных отцах.

Ещё до посвящения в иночество он обнаруживал перед ними готовность жить строгой иноческой жизнью. Несмотря на юность и многочисленные трудности, связанные с немощью плоти, Нестор являл отцам твёрдость в желании следовать спасительным путём.

Через них он освящался и просвещался как через два великих Божьих светильника. Он ревностно и безропотно исполнял назначаемые ему послушания, приучаясь к смирению, кротости, пощению, бдению, сердечной молитве и вольной нищете. Питая к наставникам самое искреннее уважение и любовь, всякое слово он исполнял безропотно, с радостью и доверием.

Ангельское служение

После блаженной кончины Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.), он и сам словно бы умер для мира.

От игумена Печерской обители, преподобного Стефана, Нестор принял ангельский образ, а вскоре его возвели в сан иеродиакона.

Иноки Печерского монастыря славились многими добродетелями. Желая подражать Искупителю, они охотно совершали труднейшие ежедневные подвиги. Кто-то питался только сырой или вареной травой, кто-то подвизался в молитвенном бдении, кто-то в земных поклонах. Всех их объединяло то, что они единодушно пребывали в вере, надежде, любви, как и положено братиям Православного монастыря.

Приняв ангельский образ (двоякий: как инок и как диакон), Нестор уподобился бесплотным небесным служителям: с ещё большею ревностью стал угождать Богу послушанием и молитвой, стал увеличивать в себе христианские добродетели. При этом он не лицемерно считал себя грешником, недостойным Божьих даров.

Занимаясь аскетическим деланием и на опыте познавая Божественную благость, Нестор не отрицал значимость теоретических знаний. Он ценил богоугодные книги как сокровищницу Истины, аллегорически сравнивал их с реками, наводняющими вселенную. Считается, что особым его послушанием было составление летописей.

Так, в 80-х годах XI столетия он записал житие своего духовного учителя, Феодосия Печерского. Но пожалуй, самым выдающимся творческим трудом Нестора Летописца явилась история развития Русской земли. Полагают, что он завершил это сочинение к 1112-1113 году.

В сущности оно включило в себя комплекс различных сказаний, обработанных и представленных в форме единого цельного произведения. Исторические факты тесно переплетаются в нём с историей развития Церкви. Сама история Руси изложена здесь как важная и неотъемлемая часть всемирной истории. Фундаментальность и четкость труда выдаёт в авторе мужа большой учёности и веры.

В 1091 году братия, движимые Духом Святым, собрались во главе с игуменом на совет, где, посовещавшись, определили выкопать погребенные прежде в пещере мощи преподобного Феодосия и торжественно перенести их в Печерскую церковь. По слову игумена, Нестор, приготовив необходимый инструмент, выбрал из братий помощников и направился к погребению святого. Прочитали молитвы и стали копать. Копали поочередно, вечер и ночь; однако добраться до честных мощей не получалось. И лишь когда ударили в колокол, в этот самый момент Нестор вдруг понял, что докопался до мощей.

Само это событие сопровождалось чудесным знамением: братия, находящиеся в монастыре, увидели огненные столпы. Мощи благоговейно перенесли в приготовленное место. Впоследствии Нестор был свидетелем других чудес и знамений, совершавшихся силой Божьей через эту святыню.

Достигнув, при помощи Божьей, святости и преподобия Нестор мирно почил о Господе в 1114 году, завещав братиям продолжить составленную им летопись истории Руси, что и было исполнено. В современном виде эта летопись известна нам по названию: Повесть временных лет.

Кроме того до нас дошли и другие работы Летописца, например: Сказание о святых первых черноризцах Печерских, Слово о перенесении мощей преподобного отца нашего, Феодосия Печерского, Сказание о том, от чего получил название Печерский монастырь.

Тропарь Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4

Великих князей русских деяния / и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, / свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя / написано на небеси стяжавый, // моли и нам написатися в Книги Животныя.

Краткий курс истории. Тот, кто подарил нам историю

9 ноября Русская православная церковь вспоминает святого Нестора Летописца (ок. 1056–1114) – первого и единственного русского историка, причисленного к лику святых.

Загадочный летописец

О личности Нестора и его жизни мы знаем крайне мало. Дата рождения монаха, подробности из детства и юношества – тайна, сокрытая навсегда. Согласно житийному повествованию, Нестор появился на свет около 1056 года в Киеве. Уже в 17 лет он подвизался в послушничестве в Киево-Печерском монастыре, который строил преподобный Феодосий, пока преподобный Антоний посвящал себя подвигу безмолвия в пещере. Затем Нестор стал монахом и нес послушание летописца. Скончался историк примерно в 1114 году и был похоронен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

«Грубый невежда»

Судя по всему, Нестор напрямую учился жить монашеской жизнью у преподобных Антония и Феодосия Печерских, перенимая весь их опыт первопроходцев иночества на Руси. О скромности и смиренности личности Нестора можно судить по тому, как он, уже будучи монахом, пишет о себе в летописи. А пишет он, используя такие эпитеты, как «невежда», «недостойный», «грубый», «исполненный множества грехов», «меньший всех в монастыре». Вместе с тем именно Нестору игумен Иоанн поручил в 1091 году отправиться на поиски мощей преподобного Феодосия, которые и были чудесно обретены руками летописца и еще двух монахов. Автором жития преподобного Феодосия также является Нестор Летописец.

Наследие

Фактически мы обязаны Нестору Летописцу тем, что он подарил нам историю, написав ее. Нестор был свидетелем многих событий и мог пользоваться при написании летописи такими письменными источниками, которые до нас не дошли ни в каком виде. Впрочем, древнейший дополненный список летописного текста Нестора, дошедший до нас, датируется 1377 годом, автором этой летописи является игумен Лаврентий. Тогда как сама летопись Нестора датируется примерно 1113 годом.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх