Помост

Вопросы веры

Неувядаемый цвет икона

Икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» — моя самая любимая. Это, с моей точки зрения, самая красивая икона, посвященная Ей. Она относится к типу «Акафистная», поскольку воплощает собой в красках один из литературных хвалебных эпитетов в честь Богородицы. День празднования иконы — 16 апреля.
Я сделала подборку старинных икон Богоматери «Неувядаемый цвет», среди них есть и греческие иконы. А на Балканах оказывается очень распространен свой вариант этого иконографического типа Богоматери «Неувядаемая Роза». Самый известный находится в монастыре Эсфигмен на Афоне.

Икона Богоматери «Неувядаемая Роза». монастырь Эсфигмен. Афон

Икона Богоматери «Неувядаемый цвет». История и символика

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» не очень часто встречается сегодня в российских храмах. Но всех кто его видит, образ, с первого взгляда, привлекает своей неземной чистотой и нежностью. Его главная особенность – изображение Девы Марии, держащей на одной руке Богомладенца, а во второй – прекрасный цветок. Чаще всего это бывает белая лилия.

По преданию, когда-то именно ее вручил Архангел Гавриил Богородице в знак благой вести о том, что она станет Матерью самого Бога. Этот цветок имеет важнейшее значение в символике иконы «Неувядаемый цвет», обозначая собой глубокую духовную чистоту Божией Матери, которая была поставлена Господом выше даже бесплотных Ангелов.

Икона «Неувядаемый цвет». Тихон Филатьев. Москва. XVII в.

Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» или, согласно второму названию, «Благоухающий цвет» впервые появилась в 17 веке в Греции. Ее необычный облик возник как воплощение в красках слов Акафиста – читаемого в честь Богородицы торжественного песнопения. В нем Пречистая Дева называется «корнем девства и неувядаемым цветом чистоты».

На возникновение иконы «Неувядаемый цвет» повлияла традиция написания православной иконы «Похвала Богородице», самый ранний русский список которой относится к 14 веку. Это была первая икона, созданная на основе древнейшего акафиста, посвященного Божией Матери.

Поводом к его созданию стало чудесное избавление Константинополя посредничеством Богородицы от вражеского нашествия. На иконе Пророки, говорившие когда-то о рождении Девы Марии, написаны с теми символами, которые служили ее прообразом. Так Пророк Аарон держит жезл, на верхней части которого можно увидеть чудесный цветок.

Такое изображение связано с древним преданием Церкви. Оно гласит, что когда-то Богом, через пророка Моисея, было определено быть ветхозаветными священнослужителями только потомкам рода Аарона. Но позднее, представители других родов стали протестовать, тоже претендуя на честь священства. Тогда, чтобы прекратить распри, было решено получить ответ свыше. Для этого жезлы представителей двенадцати колен еврейского народа были оставлены в иудейском храме.

Через некоторое время обнаружилось, что одиннадцать жезлов остались без изменений. А вот на жезле потомков Левия, на котором было написано имя его внука – Аарона, появились цветок миндаля. Более того, он не засыхал и, позднее, произвел плод. Это явление окончательно уверило всех в избранности рода, служившего в храме Иерусалима.

В христианской традиции чудо с жезлом Аарона рассматривается следующим образом. Сам жезл, процветший благоуханным цветком – это символ чистой и непорочной Девы Марии. А плод, который появился на нем – Спаситель мира Иисус Христос. Поэтому на иконе «Похвала Богородице» иногда стали изображать Божию Матерь с цветочной веткой в руках.

Таким образом, авторы иконы «Неувядаемый цвет», заимствовав такой вариант изображения, выделили его в самостоятельный иконописный сюжет. На его развитие оказал влияние и процесс буквального воплощения в христианской живописи слов различных богослужебных книг и песнопений, особенно благодарственного канона Иосифа Песнописца, написанного в 9 веке. В них облик Богородицы показан прообразами-символами:

  • источником, дарующим жизнь;
  • лилией;
  • звездой;
  • розой;
  • солнцем;
  • оливковой ветвью;
  • прекрасным садом и многими другими.

Почти все эти значения, несколько ранее, стали отображаться и в католической живописи. 15-16 века – это время появления там особых композиций в виде аллегорий под названием «Concepcio immaculata», что значит «Непорочное зачатие», которые в виде гравюр стали входить в молитвенные сборники. Вероятно, эти гравюры оказали влияние и на возникновение греческого варианта иконы «Неувядаемый цвет».

Считается, что первая такая икона, скорее всего, была написана в Константинополе. Затем, несмотря на турецкое иго, в Греции стали появляться все новые и новые ее варианты. Особенно она почиталась в Салониках. Один из списков иконы «Неувядаемый цвет» был создан на Афоне и, примерно в конце 17 века, привезен в Россию.

В 18 веке и в Греции и в России возникает множество других вариантов иконы, отличных от первого изображения. Это столетие, известное любовью к парадности и многофигурности, наградило образ большим количеством новых деталей. На головах у Христа и его Матери появляются венцы или короны. Цветком чистоты не редко становится роза, появляющаяся в руках и у Богомладенца.

Иногда изящные ветки или даже целые гирлянды из цветов изображаются вокруг фигуры Богородицы, помещаются в красивые вазоны, превращаются в постаменты.

Очень часто Дева Мария держит скипетр, покрытый прекраснейшими цветами. Вокруг нее появляется множество символов: свеча, райское дерево, кадило, лестница, ведущая с земли на небо, царские палаты, луна и так далее. Они как бы наглядно демонстрируют чувства преклонения и похвалы, заключенные в словах христианской гимнографии.

Здесь мы видим некоторое влияние католической традиции с её пышностью форм и любовью к деталям, что не было изначально характерно для православной иконописи.

В чём помогает икона «Неувядаемый цвет»?

Икона пользуется популярностью, прежде всего, у молодых девушек и юношей, так как, по древней традиции, ей молятся о сохранении девической и юношеской чистоты и целомудрия, защите от искушений, которых так много встречается в современном мире. Также перед образом «Неувядаемый цвет» совершается молитва о замужестве или о женитьбе, чтобы Богоматерь послала достойного и порядочного супруга или супругу. Люди более старшего возраста просят перед образом помощи в борьбе с душевными и плотскими страстями. Кроме того он помогает преодолеть невзгоды и непонимание в семейной жизни.

Существует прекрасный акафист иконе «Неувядаемый цвет», восхваляющий Деву Марию в самых возвышенных выражениях. В нем Богородица называется «неисчерпаемым источником любви» и бессмертия.

Также православная гимнография создала тропарь и молитву иконе «Неувядаемый цвет», которые читаются перед образом всеми, кто имеет к Богородице просьбу или хочет прославить ее и поблагодарить за помощь.

Молитва о замужестве перед иконой «Неувядаемый Цвет»

«О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным!

Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше.

Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша.О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством.Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас.

О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия.

Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Икона «Неувядаемый цвет». Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

«Неувядаемый цвет» – один из наиболее трогательных и прекрасных образов среди православных икон. Улыбка Божией Матери возвращает душевное равновесие, радость жизни, умиротворение и спокойствие. Святыня, как и ее списки, обладают чудодейственной силой, оберегают верующих от уныния и недугов.

История иконы

Практически у каждого лика есть своя интересная история появления. Конечно же, наибольший интерес связан с древними иконами, которые за время своего пребывания на земле успели сотворить немало чудес. К таковым можно отнести «Неувядаемый цвет». До си пор специалистам не удалось точно выяснить, каким образом лик вошел в традицию. Существуют самые разные версии.

Древняя легенда говорит о том, что жители одного из островов в Ионическом море на Благовещение ходили в храм с букетами из белых цветов. Их они оставляли возле лика Богоматери. Принято было цветы не убирать, поскольку в день Успения они вновь оживали. Об этом чуде узнали афонские монахи. Они создали лик «Неувядаемый цвет». В его основу легли библейские сюжеты из акафиста.

Фото 1. Дата и место происхождения лика и сейчас неизвестны.

Монахи посвятили лик святости и красоте Божией Матери. Ведь в их славу расцветали прекрасные цветы. В церковных летописях упоминания об образе в окружении цветов находят еще в записях, датированных 17-18 веками. С оригинала иконы за всю историю было сделано немало списков. На территорию России также привезли чудотворный образ. С него позднее создали списки, которые и разошлись по храмам страны.

Старинные лики оформлялись мастерами очень пышно. Они отличались богатством красок. Поскольку иконы выглядят нарядными, их используют во время церемонии венчания. Иконописцы окружили изображение Божией Матери и ее дитя гирляндами из цветов. На некоторых ликах вместо цветка Богоматерь держит в руке жезл, завитый цветами, или престол украшен цветочными гирляндами.

Особенности лика

Много лет специалисты пытались разгадать тайну, когда же была написана икона. Но и по сей день это остается загадкой. Причиной стал тот факт, что постепенно икона с цветами вошла в иконографический тип. Такой вариант лика называют акафистным. Не сложно догадаться, что белые цветы на изображении символизируют неувядаемую чистоту Девы Марии.

Богородица и Спаситель на старинных ликах одеты в красное, а на их головах есть золотые венцы. Над Богородицей его держат ангелы. Есть похожая икона 1612 года, которую называют «Новая Сокровищница». На ней Дева Мария изображена на месяце, а у Иисуса на голове находятся четыре розы. Родственные лики по иконографии принято называть «Благоуханным цветом».

В России до революции в храмах находилось немало списков. Один из самых старинных датирован 17 столетием. Хранился он в женской Свято-Алексеевской обители в Москве. Образ предназначался для женщин, которые решили остаться чистыми и посвятить себя Богу. Этот лик был, к сожалению, утерян. Но в монастыре и по сей день хранится копия.

Фото 2. За всю историю было создано много списков, которые отличались по стилю написания.

Икона и сейчас очень почитается среди девушек на выданье. Молитва перед ней дает возможность сохранить чистоту отношений до свадьбы, найти хорошего спутника жизни.

Значение

Поздние списки образа выполнены в сдержанных голубых оттенках. Из всего разнообразия цветов иконописцы оставили только лилии, как символ непорочности. Есть изображения с розовой веткой. Роза – это еще один символ Богоматери. Но все-таки чаще на иконах изображали лилии, символизирующие чистоту.

На старинных списках доминировал красный цвет, который символизировал Воскресение и любовь. Голубой и синий – оттенки Богородицы. Они символизируют соединение небесного и земного миров. Издавна вновь расцветающий цветок в иконописи являлся символом бессмертия души. На путь праведности люди возвращаются только через покаяние. Некоторые иконописцы изображают с белыми цветами и Иисуса. Белый цвет в данном случае символизирует праведные души и святых.

Фото 3. Белые цветы символизируют чистоту Девы Марии.

Лик «Неувядаемый цвет» нежные и радостные чувства в душах верующих. Икона всегда покровительствовала молодежи, сохраняющей целомудренность до свадьбы.

Где хранится оригинал

Истинная икона, привезенная когда-то паломниками, бесследно исчезла. Однако мастера восстановили чудотворный образ. Люди могут помолиться около лика Богородицы с цветами в храме Христа Спасителя.

День почитания

Образ «Неувядаемый цвет» почитают 3 апреля. В современных храмах икону можно встретить не так часто. А ранее Богоматерь с цветами очень почиталась прихожанами. Такие иконы размещали не только в городских церквях, но и в небольших церквушках в селах.

Где разместить

«Неувядаемый цвет» незамужним барышням или молодоженам можно вешать спальне. Лучше разместить лик на стене возле правого угла. Кроме того, Святой лик может быть помещен в домашний иконостас. Правильнее обустраивать молитвенное место в красном уголке восточной части квартиры.

Чудеса

Не зря лик почитают как чудотворный. За многие столетия женщины и девушки после молитвы около него обретали благополучие и гармонию в семейных отношениях. Православные люди всегда просили образ помочь в моменты печали и безнадежности. Многим это помогало обрести смысл жизни, переоценить собственные поступки, найти праведную дорогу.

В 2007 году лик «Неувядаемый цвет» начал истекать миром. Произошло это в селе Нововоскресеновка в Херсонской области. Молитва возле лика помогает избавиться от недопонимания между членами семьи. Известно, что дети, страдавшие от заикания, исцелялись возле иконы.

В селе Черновка Самарской области в 2012 году лик Богородицы с цветами в руки появился на окне у одной благодетельной женщины. Чудо произошло 16 апреля. Именно в этот день икона почитается в храмах. Солнечные лучи, освятившие образ, позволили внимательно рассмотреть его. Священнослужители удостоверились в подлинности изображения. Интересен тот факт, что к вечеру лик постепенно бледнеет. А с восходом солнца икона становится яркой .

Варианты написания лика

Как мы уже упоминали на одних образах Матерь божия изображена с белым цветком в руках, а на других – с розой. Существует много вариантов написания лика. Но есть один элемент, который объединяет все иконы – это цветок. Стоит сказать, что цветы могут быть собраны в гирлянду, обрамляющую изображение. Также имеются лики, на которых Богородица держит в руках всего одну цветочную ветку. Цветок во всех случаях является олицетворением чистоты. На современных списках божественные фигуры изображают в царских нарядах. На древних же иконах Божию Матерь изображали на троне со скипетром. Сложности в написании заставили иконописцев отказаться от такой техники. Духовники полагают, что внесенные изменения не уменьшили красоты изображения. Верующие и по сей день приходят к лику, чтобы обрести спокойствие и счастье.

От чего защищает

Чаще всего к иконе обращаются именно женщины. И это вполне объяснимо, ведь Дева Мария наполняет сердце добром. Лик дарит представительница женского пола мудрость, помогает преодолеть сложности. Повесить в доме образ стоит тем женщинам, которые мечтают обрести женское счастье. Девушки могут просить о замужестве.

Поскольку от лика веет состраданием, любовью и нежностью, то к нему приходят те верующие, которые устали от проблем и невзгод, отчаялись и утратили веру. Считается, что около реликвии души распускаются, как цветки. При этом они возвращаются к жизни. Чудодейственный образ спасает от апатии, безразличия, тоски и равнодушия.

В лике Девы Марии заключается невинность и духовная чистота, поэтому люди возле нее обретают те же качества. Икона способно подарить смирение, стойкость, умение принять все испытания.

Богородица является покровительницей супружеской жизни и семей. Она охраняет семейные союзы от любых напастей. Икона должна быть в тех домах, где подрастают девочки. Девушкам образ помогает в поиске жениха. Лик уберегает девочек от преждевременных искушений.

Взрослые женщины обращаются к чудотворной иконе с мольбами даровать детей, решить сложную проблему, укрепить брак, искоренить недопонимание. Молитвы помогают преодолеть все сложности в семейной жизни, сохранить физическое здоровье, молодость и привлекательность.

Фавор

С «Неувядаемым цветом» связано много историй исцеления. Одна из них рассказывает о святыне, которая находится в Израиле на горе Фавор. Выполнена она на бумаге в черно-белом цвете. Простейшая литография была куплена верующим жителем Крита в середине 20 века. Он искренне верил в силу воли Бога. Мужчина свернул пергамент и засунул в сосуд, который бросил в море. С иконой в емкость он поместил записку, в которой написал о своем желании. Оно состояло в том, чтобы бумажный лик добрался до Святой Земли. В послании верующий просил помолиться за него.

Фото 4. С чудотворной иконой связано множество историй об исцелении.

После долгого плавания необычное послание попало в руки епископа в Назарете. Именно по его велению лик был вставлен в киот и выставлен в греческом храме города. Позднее было замечено, что после молитвы около иконы многие верующие излечивались от тяжелейших болезней. Вскоре слава о лике разнеслась далеко за пределы Назарета. В город стали съезжаться многочисленные паломники. Когда их стало очень много, образ переместили на гору Фавор в Преображенский монастырь. Игумен обители сумел найти на Крите верующего, который отправил икону в дальнюю дорогу. Мужчина прожил более ста лет. Всю жизнь он был верен православной вере. Литографический лик и по сей день вызывает интерес у паломников, которые съезжаются на Фавор.

В каких храмах имеются списки

«Неувядаемый цвет» в церкви Покрова Богородицы в Воронеже. Много случаев исцеления было после молитв возле лика Богоматери, находящегося в селе Отрадное Воронежской области.

Современный список можно увидеть в московском Успенском храме. А вот древнюю реликвию, привезенную из Грузии, можно посмотреть в городке Кадом неподалеку от Рязани. Эту икону очень почитал Серафим Саровский. Сейчас лик хранится в монастыре.

Фото 5. Верующие могут помолиться возле “Неувядаемого цвета” в храме Воронежа.

В православном мире святыня становится все более популярной. В 1998 году в Рублево, на побережье Москвы-реки заложили храм в честь лика «Неувядаемый цвет». Проект здания был разработан Николаем Васнецовым.

В Белгородской области в одном из храмов лик «Неувядаемый цвет» хранился еще до революции. Поле разрушения здания образ таки остался стоять в углу, а потом пропал. После восстановления храма в 90-х годах прихожане пожелали сделать копию иконы. Однако у местных жителей не нашлось качественной фотографии святыни. Лишь у одной жительницы сохранилась черно-белая картинка. Это изображение и отдали иконописцу. Когда мастер отказывался сделать список по такому образцу, в помещение вошла служительница, которая показала на календаре незнакомую ей икону. Это оказалась качественная репродукция того лика, что исчез из храма.

Как молиться

Молитву перед ликом необходимо читать в одиночестве, по утрам. Замужним женщинам нужно дождаться ухода супруга, а потом прочитать слова молитвы. Обратиться с просьбой могут и незамужние девушки, которые хотят найти для себя достойную пару.

ирис

цветок, символ Девы Марии и ее скорби

Альтернативные описания

• цветок с клумбы

• (касатик) многолетнее травянистое растение

• километражная конфета

• меллер

• нитки для вязания, вышивания

• опера итальянского композитора Пьетро Масканьи

• самый радужный цветок

• сказка Г. Гессе

• сливочная тянучка или «золотой ключик»

• фотодиафрагма

• радужная оболочка глаза

• цветок, символ Девы Марии

• цветок, символ Франции

• сорт конфет

• касатик на клумбе

• цветок сиреневого цвета

• в каком цветке спряталась радуга?

• цветок, названный в честь греческой богини радуги

• цветок, символ штата Теннесси

• конфета, которая любит прилипать к зубам

• касатик

• конфеты «Золотой ключик»

• малая планета

• женское имя

• сорт ниток

• садовый цветок

• опера итальянского композитора П. Москаньи

• сорт помидор

• подходящая конфета для удаления зубов

• эфирномасличное растение (касатик)

• нитки или цветы

• темно-синий цветок

• яркий цветок

• конфета «Кис-кис»

• «конфеточный» цветок

• касатик в цветнике

• касатик по-другому

• цветок и конфета

• касатик в саду

• синий цветок

• и цветок, и конфета

• «кис-кис»

• крупный синий цветок

• яркий цветок и конфета

• конфетка «Кис-кис»

• «золотой ключик»

• конфета для удаления зубов

• радужка

• нитки или, скажем, цветы

• нитки

• конфета-тянучка

• яркий синий цветок

• кулинарный «Золотой ключик»

• нитки для вышивания

• в каком цветке скрыта радуга?

• феолетовый цветок

• конфетный прилипала к зубам

• конфета «Кис-кис» и цветок на клумбе

• клумбовый цветок

• цветок касатик

• цветок — просто конфетка

• цветок с конфетным названием

• сабельник среди цветов

• сорт «тянучих» конфет

• цветок

• цветок, конфеты и нитки для вышивания

• цветок или конфеты

• клумбовый цветок с конфетным названием

• из вида садовых цветов

• цветок, конфеты или нитки

• сорт конфет или ниток

• цветок или конфетка

• нитки или конфеты

• цветок или нитки

• цветочное растение

• декоративное растение

• цветок с картины Ван Гога

• весенний цветок

• цветок, нитки, радужка

• растение, нитки

• категория конфет

• цветок на клумбе

• Сорт вязких конфет

• Цветок, касатик

• Сорт конфет

• Травянистое растение

• Фотодиафрагма

• Радужная оболочка глаза

• Опера Масканьи

• В греческой мифологии богиня радуги, вестница Зевса и Геры

• Многолетний садовый цветок

• «Золотой ключик»

• «Кис-кис»

• «Кис-кис» (конфета)

• «конфеточный» цветок

• в каком цветке скрыта радуга

• клумбовый касатик

• конфета «Кис-кис» и цветок на клумбе

• конфетка ‘Кис-кис’

• кулинарный «Золотой ключик»

• цветок — просто конфетка

• цветок-касатик на клумбе

• конфеты, цветок и нитки для вышивки

• вид ниток для вышивания

• цветок и название конфет-тянучек

• в каких конфетах зубы вязнут?

• какая конфета прилипает к зубам?

• какая конфета в зубах вязнет?

Иконография образа Пресвятой Богородицы.

Иконография образа Пресвятой Богородицы.

Лекция, или реферат, или доклад об иконографии образа Пресвятой Богородицы.

Букв много… Но и тема обширная. Дабы, не блуждать по просторам интернета, под рукой всегда информация и шпаргалка…

Главное в этой статье не обилие сведений, а содержание, наполненное богословским смыслом.

Многочисленные сведения по иконографии образа Пресвятой Богородицы, имеющиеся в различных источниках, не просто добросовестно пересказаны, а творчески осмыслены. Так, при перечислении типов изображения Пресвятой Богородицы, каждый раз обращался к иконам Божией Матери, находящихся в приделах и пространстве интернет источников. Ппри рассмотрении конкретных икон, обращаю внимание не только на атрибуты одежды Пресвятой Богородицы и Ее Божественного сына, но и пытаюсь раскрыть смысл иконы с догматической точки зрения…

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и почитать Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу, когда, будучи на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский. Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении.

Эфесский собор в 431 году догматически утвердил за Девой Марией право наз. Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Святого Духа Мария участвует в Тайне Боговоплощения. Христианская культура несколько веков искала адекватный способ выражения христианского откровения.

Еще во дни земной жизни Матери Божией и ближние и дальние спешили к ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего скорбели, изъявляя горячее желание видеть хотя бы изображение лика Богородицы. Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол Лука, и чтобы удовлетворить их, он изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди». И добавила: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».

Существует еще одно предание о первообразе — это нерукотворный образ Богородицы, который возник еще при Ее жизни, на столпе храма, построенного в г. Лидде (недалеко от Иерусалима). Святые апостолы Петр и Иоанн Богослов молили Божию Матерь посетить и своим присутствием осветить и благословить построенный храм.

Пречистая Дева сказала: » Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столпов (колонна) дивный красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и сама Матерь Божия посетила Лиддский храм. От этого образа стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в храм стекались толпы паломников со всего света.

В 4 веке к власти пришел император Юлиан Отступник. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось внутрь столпа, и осталось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором.

После Эффеского собора появляются первые иконы Богородицы, в собственном смысле слова. То есть возникает иконописание, как традиция.

Через образ Богородицы раскрывается нам глубина Богочеловеческих отношений. Дева Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой Тварью и почитание Ее связано именно с этим.

Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков. По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, который заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, пишет: «Матерь Божия была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом…».

На иконах Богородица традиционно изображается в определенных одеждах: мафорий — верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая. В середине круглый прорез, чтобы прошла голова, края этого прореза около шеи обшивается широкой или узкой каймой. Мафорий одевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Туника – длинная нижняя рубаха до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой, как символ девственной чистоты. Но может быть разных оттенков синего, темно-синего и темно-зеленого. Женщина того времени всегда должны покрывать голову, и на иконах Божией Матери мы всегда видим на Ее голове легкий плат (чепец), подбирающий и закрывающий волосы, поверх которого надето покрывало. Покрывало, подобно мафорию, было круглым, разрезанным спереди до центра или прорезом для лица. Его длина была до локтей. В иконографии тона плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою плоть и кровь Сын Божий. По краям плат отделан золотой каймой и бахромой. Золотая кайма – знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней и благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. Иногда одежды Богородицы золотые, что символизирует поток благодати Божией, а изредка мы можем видеть Божию Матерь, облаченную в синий мафорий. Для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери.

Непременной принадлежностью головного покрывала Богородицы являются три звездочки. Это символ Ее Приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе), и остается Девою после рождения Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече). Вместе с тем 3 звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменую вочеловечение Сына Божия – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи (нарукавники). Поручи – деталь облачения священников, на иконах – это символ служения Божий Матери (а в Ее лице – и всей Церкви) Главе Церкви Первосвященнику Иисусу Христу.

Начиная с 6 века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.

На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков цвета и украшены золотым ассистом (по складкам одежды штрихи из сусального золомта или серебра) — признак Божественного Света. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей. И указывает на Его совечное, и сопрестольное Богу Отцу Существо.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой.

Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично — покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях принято изображение с покрытой головой. Но в некоторых иконографических вариантах мы видим изображение Богоматери с непокрытой головой, например: московский образ Богородицы «Взыскание погибших». В некоторых случаях плат заменен венцом (короной, диадемой), например: Балыкинская икона Божией Матери.

Обычай изображать Богородицу с непокрытой головой западного происхождения, как знак Ее Приснодевства. Покрытая голова Богородицы не просто дань восточно — христианской традиции, а глубокий символ — знак Ее Материнства и полной принадлежности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить покров, ибо венец (корона) — знак Царства. Действительно, Божия Матерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как видим на иконах Богородицы Ченстоховская икона, «Млекопитательница», «Споручница грешных», «Державная», «Достойно есть» и др.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Иконы Богоматери тем более были любимы, что Ее образ близок народной душе, доступен, ей открывалось сердце, может даже больше, чем Христу. В народном сознании господствовали представления о Боге, как Грозном Судии, а Божией Матери — вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий. В Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе Матери, как бы уступая Ей в Ее ходатайстве за простых людей. Однако в народной фантазии пределы такого ходатайства могли принимать несоизмеримые масштабы, искажающие образ Христа. Тем не менее, зная любовь народа к Богородице, Ее близость к человеческому сердцу, порой наивному в своей человеческой вере, Церковь учила народ Божий через Богородичные иконы. И при всей доступности этого образа иконы содержат глубочайший богословский смысл.

Условно все многообразие икон Богоматери можно разделить на группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из сторон Ее служения. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Основными, ведущими в иконографии Богородицы являются три типа икон: «Одигитрия», «Умиление», «Оранта».

По преданию три иконы апостола Луки, представленные Богородице, и заложили эти типы икон.

Одигитрия, греч. Путеводительница – это один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, который написан и не младенцем, и не в детском возрасте, и не взрослым, здесь он вечный. По преданию Богородица родила Иисуса Христа в 15 лет, что вполне соответствует южным народам, а на иконе Богородица приобретает некоторую суровость, уже не юная, взрослее намного. Это богословская динамика, которая изображается на иконах Божией Матери. Иконописцу интересно показать не юную девушку, ставшую матерью, а важно изобразить Богоматерь.

Иконы этого типа строятся следующим образом: фигура Богородицы представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, а другой указывает на Него. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас, нередко жест направлен и на предстоящих. В другой руке Он держит свернутый свиток (закон), иногда есть варианты развернутого свитка, скипер и держава, книга. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы – в чудный Божий свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, а теперь Она – мост для нас на пути к Нему. Жестом Богородица ориентирует нас духовно, направляя нас к Христу, ибо Он «есть Путь и Истина и Жизнь». Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, Она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип Богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты и изображения в рост. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская, «Троеручица», «Споручница грешных», Петровская, Кипрская, Иерусалимская, Алабатская, Ченстоховская, Грузинская, «Страстная» и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Домаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила его отрубленную руку. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья, на лике Богородицы появилась кровь, что повергло нападающих в неописуемый ужас. На иконе «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжета изменена поза Младенца Христа – Он изображен в полооборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Матери.

Богородица говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь к Христу, на этих иконах Одигитрия предстает путеводительницей к Богу и вечному Спасению.

Елеуса греч. Милующая, а на Руси Умиление — еще один распространенный иконографический тип иконы Божией Матери. В греческой иконографии данный тип икон именовался Сладкое лобзание.

Эпитетом «Умиление» в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. Характерной особенность иконографии Умиление является соединенность ликов Спасителя и Богородицы. Богомладенец прильнул к щеке Девы Марии, рученками и ликом устремлен к Матери, а Мать лицом и всем своим существом устремлена к младенцу, их любовь безгранична. В этом типе икон представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его Творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание в искупление всечеловеческого греха. Любовь на иконе соединяет небесное и земное, Божественное и человеческое, выраженное сопряжением нимбов и соприкосновением двух ликов. Поскольку Богородица символизирует Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком – ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви.

Тип «Умиление»– один из наиболее мистических типов Богородичных икон. Здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери. И не случайно. Много тому причин: и древнее происхождение от апостола Луки, и события связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву, и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар…

У этого типа есть варианты изображения: ласкающая Младенца Богоматерь может быть сидящей, поясной, стоящей; Младенец может восседать на правой или на левой руке.

Особой разновидность Умиления является изображение Младенца, сидящего на руке Богоматери и болтающего ножками. Этот извод стал очень популярным в 15-16 вв. и получил название «Взыграние Младенца». Примером такого типа может служить Яхромская икона Божией Матери. Характерный жест этой композиции – Младенец ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия…

Редкий вариант Умиления представляет тип Млекопитательница. Богоматерь кормит грудью Младенца Христа. Такая деталь – не только интимная подробность, но раскрывает еще одну тему в прочтении образа Богородицы. Мать, вскармливая Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «Чистым словесным молоком Слова Божьего».

Мы рассмотрели два главных типа иконографии Божией Матери с Младенцем Христом.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть из огромного количества икон: более 860 наименований. Для большинства икон установлены отдельные празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты. Помимо икон Богородицы, к иконографии относятся иконы Богородичных праздников, дни годового богослужебного круга, установленного в честь Пресвятой Богородицы…

Редкая иконография и другие, менее распространенные типы икон Богородицы, будут рассмотрены в следующих публикациях. В зависмости от необходимости…

В чем помогает икона Божией Матери «Неувядаемый цвет».

Один из самых живописных и нежных образов Царицы Небесной. Всегда Пречистая Дева изображена с веткой лилии, иногда с другим цветком. Но всегда лик Ее очень нежный и ласковый. Божественный Младенец может быть расположен слева или справа.

Откуда взялось название Неувядаемый цвет

Белый цветок лилии символизирует чистоту и непорочность, что соответствует Царице Небесной, которую еще называют Невестой Неневестной. Но в данном случае присутствует и момент Божественного явления.

В Греции на горе Кефалония действует храм, в котором ежегодно происходит истинное чудо. В день Благовещания Пресвятой Девы прихожане и паломники несут цветы белых лилий, подобных той, что принес архангел Гавриил вместе с Благой вестью о рождении Богомладенца Марии Деве. Принесенные лилии ставят в застекленном киоте иконы Царицы Небесной без воды, где они сначала высыхают, а к празднику Успения Божией Матери на сухих стеблях появляются свежие бутоны, которые раскрываются в цветы.

Где сейчас можно найти чудотворные списки иконы Божией Матери Неувядаемый цвет

В России есть несколько мест, где списки с иконы считаются чудотворными, так как зафиксированы различные чудеса, происходящие по молитвам к этим иконам.

  • В шестнадцатом веке, во времена правления Елизаветы Петровны икона была утеряна из Свято-Алексеевского монастыря. В годы советской власти монастырь был полностью разрушен. И только недавно православные христиане построили на месте монастыря часовню и по старым гравюрам из архива художники восстановили первоначальный образ иконы «Неувядаемый след».
  • Чудотворный образ Божией Матери в Воронеже сохранился в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Достоверно известно, что Серафим Саровский очень почитал и любил. Возможно, поэтому в этот храм к иконе Божией Матери устремляются паломники со всей страны.
  • Подобная история случилась с иконой Божией Матери «Неувядаемый цвет», что находится в Покровском женском монастыре, который расположен недалеко от Арзамаса. Святыня была утеряна в годы гражданской войны. В 2010 году монастырь восстановили и воссоздали икону по старинным фотографиям, и она уже стала чудотворной.
  • Еще один чудотворный список сохранился в Саратове, в храме, названном в честь другой иконы Божией Матери — «Утоли моя печали». Этот список примечателен тем, что написан на Афоне в монашеском Андреевском скиту греческими мастерами иконописи и, по мнению специалистов, произошло это во второй половине девятнадцатого столетия. Как икона попала в Саратов остается загадкой.

В чем помогает икона Божией Матери Неувядаемый свет

Эта икона одним своим видом призывает к чистоте и непорочности помыслов, дает силы на будущее. Прогоняют прочь сомненья и мрачные мысли. Даже просто находясь перед иконой ощущаешь умиротворение и успокоение.

  • Чаще всего можно увидеть у иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» молодых девушек и женщин. Неоднократно замечено, что по молитвам к Пресвятой Богородицы они удачно выходят замуж и живут в любви и согласии.
  • Так же женщины приходят, когда лад и покой в семье нарушен, или мужчина стал смотреть «на сторону». Царица Небесная устранит разлучницу, и вернет мужа в семью, какие бы разногласия не были. Но женщина, просящая вернуть заблудшего мужа, должна ос всего сердца простить его.

Значение иконы Божией матери Неувядаемый цвет

Если вспомнить чудеса происходящие в Греции, когда сухие стебли дают живые цветы, афонские старцы поясняют, что и души наши без Господа засыхают и только когда наша душа вновь устремляется к Богу, она расцветает и дает плод свой.

Образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» напоминает нам, как важно избегать всякой внутренней нечистоты и хранить себя от разных соблазнов в наше нелегкое время.

Молитвы

Тропарь, глас 5:

Ра́дуйся, Богоневе́сто, же́зле та́йный,/ Цвет Неувяда́емый процве́тший,/ ра́дуйся, Влады́чице, Е́юже ра́дости наполня́емся // и жизнь насле́дствуем.

Ин тропарь, глас 5:

Преблагослове́нная Богоро́дице Де́во, покланя́емся Твое́му Пречи́стому о́бразу, Тебе́ пое́м хвале́бную песнь, Тебе́ прино́сим ну́жды, го́ре и сле́зы, Ты же, о кро́ткая Засту́пница на́ша, Тебе́ так близки́ земны́я печа́ли. Приими́ на́ша воздыха́ния. Помози́ нам и от бед спаси́. Неуста́нно бо и со умиле́нием да зове́м Ти: ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Цве́те неувяда́емый.

Кондак, глас 6:

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Молитва
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх