Помост

Вопросы веры

Николаевский монастырь в верхотурье

Свято-Николаевский монастырь в начале XX века

Краткая история обители

Свято-Николаевский монастырь, первая православная обитель в Зауралье, основан в 1604 году иноком Ионой, первым монахом Среднего Урала. Благодаря покровительству царей обитель была ограждена от нужд и притеснений. И все же до 1704 года монастырь жил трудно и был мало известен.

В 1704 году в Свято-Николаевскую обитель были перенесены мощи праведного Симеона, небесного заступника уральской земли. С этого времени монастырь становится значимым духовным центром России.

Николаевская церковь, фото начала XX века

За следующих два столетия в обители были возведены три каменных храма. Первой в 1738 году была построена Николаевская церковь (снесена в 1936 году, уже в наше время, в 1999 году, на ее месте построен новый Николаевский храм), именно в ней до 1914 года покоились мощи Симеона праведного. В середине века территория монастыря была обнесена каменными стенами с угловыми башнями. В 1834 году освящен храм в честь Преображения Господня, а в 1863 году – надвратный храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Николаевский храм в наши дни

Со второй половины XIX века почитание Симеона Верхотурского распространяется далеко за пределы Урала. С каждым годом растет поток паломников, стремившихся попасть в Верхотурье. Во многом именно поэтому в конце XIX века в жизни обители происходят перемены.

С 1894 года монастырь преобразуется из штатного в общежительный, по образу святого Валаама (то есть отходит от навязанных государством в XVIII веке правил к истокам православного монашества). Для проведения реформ в обитель прибывают три валаамских монаха-аскета: отец Иов, ставший настоятелем монастыря, отец Арефа и старец Илия. С именем отца Иова связано введение в монастыре новых порядков, что привело к лучшему благоустройству внутренней жизни обители. В 1899 году по состоянию здоровья он был уволен на покой.

Новым настоятелем стал отец Арефа, который продолжил начинания предшественника. Несмотря на короткий срок управления монастырем, он успел многое построить, именно ему принадлежит идея строительства грандиозного Крестовоздвиженского собора.

Преображенский храм сегодня

Схимонах Илия был духовником монастыря, став наставником и незаменимым советчиком для братии во всех вопросах монастырского бытия. Он же положил в обители начало старчеству. Тысячи людей ехали из далека, чтобы увидеть отца Илию и спросить у него духовного совета. Уже в наше время архимандрит Арефа и старец Илия были прославлены в лике святых. В 1994 году были обретены мощи верхотурских подвижников, которые ныне почивают в стенах Свято-Николаевского монастыря.

Надвратный храм Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Фото 1909 года

Последним настоятелем монастыря стал отец Ксенофонт, при нем зерна нового монастырского строительства дали свои благостные всходы. Значение обители подчеркивает строительство самого большого во всей России в годы последнего царствования храма – величественного Крестовоздвиженского собора, куда были перенесены мощи Симеона Верхотурского. Говорят, в 1916 году в Синод поступило обращение о присвоении Николаевскому монастырю статуса Лавры. Но революция помешала этому свершиться.

Надвратный храм в наше время

После 1917 года новая власть начала борьбу с церковью. В 1925 году монастырь был закрыт. Но монахам удалось сохранить скит на заимке Актай. Однако в 1928 году и это убежище иноков было разгромлено. В годы советской власти в стенах обители размещалась колония для несовершеннолетних преступников.

Надвратный храм, вид с монастырского двора, фото 1909 года

В 1990 году началось возрождение Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. 25 сентября 1992 года из Екатеринбурга были перенесены мощи святого Симеона Верхотурского, стала возрождаться традиция паломничества. Завершена реставрация храмов обители, приведены в порядок монашеские захоронения.

У главных врат обители

Распутин и Верхотурье

Важная роль принадлежит Свято-Николаевской обители в жизни Г. Е. Распутина, крупной политической фигуре начала XX века, близкому другу царской семьи. В юности Григорий Ефимович испытывал большой недуг. Именно тогда, для того чтобы укрепиться духовно, в нем сформировалось непреодолимое желание совершить паломничество к святыням Верхотурья. Существует предание, что перед этим у него в поле случилось видение Божией Матери. Позднее на этом месте Григорий поставил крест. Правда, по версии его отца, Ефимия Андреевича, Распутин паломником сделался из лени, чтобы избежать тяжелого крестьянского труда.

Николаевский монастырь в начале XX века

Существует еще одна версия перевоплощения Распутина. Будто бы через родное для Григория село Покровское проезжал какой-то важный монах, и Распутин в качестве ямщика взялся довести его до Верхотурья. Существует мнение, что монахом этим был отец Сергий (Иван Николаевич Старгородский), возвращавшийся из Японии в Петербург. По дороге Распутин беседовал с батюшкой о спасении души, о судьбах России. Приехав в Верхотурье, Григорий остановился здесь, проникнувшись идеями христианства. Когда, позднее, Распутин впервые попал в Петербург, отец Сергий был ректором Петербургской духовной академии. Согласно этой версии, вхождение Распутина в высший петербургский свет как раз и случилось благодаря его старому знакомому.

Свято-Николаевский монастырь в Верхотурье сегодня

Сам Распутин так описывает результаты своего первого знакомства с Верхотурьем: «Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать дух истины и уврачевал болезнь бессонницы». После Верхотурья Распутин как бы заново родился. Встретивший его по дороге из Верхотурья домой односельчанин вспоминал, что «возвращался он тогда домой без шапки, с распущенными волосами и дорогой все время что-то пел и размахивал руками». Другой односельчанин рассказывал: «На меня в то время Распутин произвел впечатление человека ненормального: стоя в церкви, он дико осматривался по сторонам, очень часто начинал петь неистовым голосом».

1909 год. Николаевский монастырь: строительство Крестовоздвиженского собора

С тех пор не раз Распутин совершал паломничества в Верхотурье: в дни, когда требовалось духовное подкрепление, во времена семейных и личных неурядиц, он искал опоры в стенах Николаевского монастыря. К примеру, здесь Распутин искал утешения после внезапной смерти первенца, которая морально надломила молодого отца. Позднее его дочь Матрена писала: «Дни, когда он брал свою котомку и посох, чтобы отправиться в Верхотурье поклониться мощам св. праведного Симеона — его любимого святого, были счастливейшими его днями». Говорят, что Григорий Ефимович в течение долгого времени жил в Николаевской обители, обучившись там грамоте и письму.

Фото начала XX века, слева храмы Николаевского монастыря, справа — Свято-Троицкий собор

Во время первого своего пребывания в Верхотурье Распутин познакомился и обратился за благословением к старцу Макарию, монаху Свято-Николаевского монастыря, который был известен далеко за пределами Верхотурья своим благочестием и аскетизмом. Старец выслушал его с большим вниманием и дал благословение, став, по мнению многих современников, наставником Григория Ефимовича. В избушке старца, на отдаленной монастырской заимке Актай, и провел большую часть своего первого, трехмесячного, паломничества Григорий Распутин.

На Актае в 2019 году

Семья императора Николая II и Верхотурье

В начале XX века завязались особые, очень близкие отношения семьи последнего русского императора Николая II со Свято-Николаевской обителью. Между царской семьей и братией монастыря в последние годы правления Николая II поддерживался активный обмен посланиями, в которых звучали самые теплые слова, что можно представить лишь при общении между родственными душами.

Крестовоздвиженский собор

В память 300-летия Дома Романовых в обители с 1905 по 1913 годы был воздвигнут самый большой за время последнего царствования и третий по величине в истории России (после Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя) собор, Крестовоздвиженский. Рассказывают, что во время освящения собора на настоятеле монастыря и протодиаконе были облачения нежно-сиреневого цвета – подарок императрицы Александры Федоровны. Они были «сшиты для торжественных служб из коронационного платья царицы и собственноручно ею вышиты. Это удивительный и единичный факт в истории». О необыкновенно теплом отношении царской семьи к Свято-Николаевской обители говорят и другие дары: вышитый самой государыней покров на раку Симеона Верхотурского с изображением праведного Симеона в полный рост, а также покровцы и воздухи, вышитые Великими княжнами для потира и дискоса в Крестовоздвиженский собор.

Но самым большим царским подарком монастырю стала небывалой красоты сень, которая была установлена в Крестовоздвиженском соборе в мае 1914 года над ракою праведного Симеона.

Дом для почетных гостей («Царский домик») в наши дни

В 1914 году Николай II с семьей собирался отправиться в долгожданное паломничество в далекое Верхотурье, но этой поездке помешала начавшаяся Первая мировая война. Для того чтобы принять царственных особ, на территории монастыря Г. Е. Распутин возвел в древнерусском стиле сказочный терем, сохранившийся до наших дней.

Дом для почетных гостей (Царский домик) в начале XX века

В «Царском домике» после паломничества семьи Николая II должен был остановиться на некоторое время наследник Алексей Николаевич: дело в том, что Николай Александрович и Александра Федоровна были уверены, что пребывание цесаревича в святом месте, рядом с мощами праведного Симеона, поможет ему поправить здоровье, а впоследствии и совсем окрепнуть.

У Николаевского храма, фото начала XX века

В дни последних испытаний, выпавших на долю членов царской семьи, продолжала сохраняться их незримая духовная связь с Николаевской обителью. Уже после убийства Романовых в Ипатьевском доме, среди икон, принадлежавших семье Николая II, значатся: «финифтевый образок св. Симеона Верхотурского, образ св. Симеона Верхотурского, малого размера, чеканенный на гипсе с деревянным основанием, в красках и как бы в золотой раме». Также с Верхотурской обителью связан указанный в той же описи образ святителя Николая Чудотворца со штемпелем: «Сия икона освящена на мощах святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца. 12 июня 1914 года».

Рака с мощами Симеона Верхотурского в наши дни

Но самым поразительным является тот факт, что по прошествии нескольких лет в злополучном Ипатьевском доме, где в предвоенные годы расположился антирелигиозный музей, в качестве антирелигиозного «экспоната» были помещены мощи праведного Симеона Верхотурского. Знаменательно и то, что даже само разорение Свято-Николаевской обители с 16 по 18 июля 1918 года произошло в одно время с убийством царской семьи.

Рака с мощами Симеона Верхотурского и сень над нею, фото 1909 года

Паломничество Елизаветы Федоровны

В июле 1914 года паломничество в Верхотурье совершила сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна. Ровно через четыре года Верхотурский уезд оказался местом ее мученической смерти.

Во время приезда в Верхотурье Великой княгини Елизаветы Федоровны в 1914 году

16 июля после торжественной встречи на вокзале Елизавета Федоровна направилась в Николаевскую обитель. Здесь состоялся крестный ход. Затем Елизавета Федоровна направилась в Крестовоздвиженский собор. Она приложилась к святым мощам преподобного Симеона. В половине седьмого вечера в Николаевском монастыре раз­дался колокольный звон, призывающий ко всенощному бдению. Елизавета Федоровна зажгла серебряную лампаду, которую она пожаловала к святым мощам. После Великая княги­ня отбыла в Покровский женский монастырь. 17 июля в Николаевском монастыре совершилась Божественная литур­гия, на которой присутствовала Великая княгиня.

Свято-Николаевский монастырь и «Царский» домик с берега Калачинского пруда

Далее случилось непредвиденное. Была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Первой мировой войны. На следующий день паломничество Великой княгини было прервано. На обратном пути, возвращаясь экстренным поездом в Москву, она дала из Перми телеграмму, адресованную отцу Ксенофонту: «Очень прошу помолиться особенно за всю мою семью и дорогую нашу Родину в ужасно скорбное, тяжелое время. Ваш небесный покровитель Си­меон Праведный меня прошлую войну укреплял, и теперь как бы получила его благословение. Елизавета».

Крестовоздвиженский собор и Николаевская церковь

Исповедник и преподобномученики Свято-Николаевского монастыря

Преподобноисповедник Иоанн (Игнатий Кевролетин) — являлся насельником обители в 1902-1919 и в 1924-1925 годы, до закрытия монастыря. Его жизнь служит ярким примером деятельного служения Христу в течение многих десятилетий, несмотря на многие испытания, выпавшие на его пути: противодействия, угрозы, многолетняя ссылка. Игнатию Кевролетину принадлежит важнейшая роль того столпа, вокруг которого держалась в середине XX века православная община святого града Верхотурья. Именно благодаря ему свеча православной веры продолжала гореть в Верхотурье в тяжелые годы гонений на православную церковь.

Исповедник Иоанн (Кевролетин)

В 1941 году в Верхотурье был закрыт последний храм — Успенская кладбищенская церковь. Но в 1946 году здесь вновь возобновились богослужения. Первому настоятелю иеромонаху Игнатию (Кевролетину), возвратившемуся после длительной ссылки, пришлось много сделать, чтобы вернуть прежнее внутреннее состояние церкви: часть утвари была утрачена, другая же часть и иконостас лежали, поваленные друг на друга, в Воскресенской церкви, превращенной в склад. Начали возвращаться в храм и предметы, необходимые для служб, которые до лучших времен сохранялись в семьях прихожан.

Неоценимую роль в возрождении Успенского храма сыграли вернувшиеся из ссылки сестры Верхотурского Покровского монастыря во главе с настоятельницей Олимпиадой (Шубиной). Фактически вокруг Успенской церкви начала действовать нелегальная монашеская община. Сестры во всем помогали отцу Игнатию: одни несли послушания на огороде, другие – в храме, третьи трудились, где могли, чтобы найти средства на благоустройство церкви.

Отец Игнатий умер 27 января 1961 года. Перед самой кончиной он принял схиму с именем Иоанн, в память евангелиста и ученика Господня Иоанна Богослова. Похоронили старца возле Успенской церкви. В 1993 году прах отца Иоанна перенесли с городского кладбища в Свято-Николаевский монастырь. 27 декабря 2000 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви он был прославлен в лике преподобноисповедника.

Преподобномученики Свято-Николаевского монастыря:

Преподобномученик Каллист (Косма Мокиевич Опарин): нес послушания в обители 1899 — 1912 годы, 1914 — 1918 годы.

Преподобномученик Аполлинарий (Афанасий Семенович Мосалитинов): нес послушания в монастыре 1901 — 1918 годы.

Преподобномученик Вениамин (Василий Иосифович Зыков) 1894 — 1925

Преподобномученик Иакинф ( Илья Иванович Питателев): нес послушания в монастыре 1912 — 1918 годы.

Все монастыри Среднего Урала до революции

Все современные монастыри Екатеринбургской митрополии

Экскурсии по Режу и Среднему Уралу, туры по России для групп школьников и взрослых на сайте турфирмы «Малыш и Карлсон» http://www.mkt1996.ru

История города Реж и его достопримечательности на сайте http://www.rezh1773.com

Свято-Николаевский мужской монастырь г. Верхотурье
Епархиальный мужской монастырь

В 1608 г. по царской грамоте от Василия Шуйского был Ионе разрешен отпуск леса на построение монастырских зданий. До какого времени управлял новоустроенной обителью Иона – неизвестно. Известно, что с 9 мая 1615 г. до 1621 г. монастырём управлял игумен Герасим. В 1620 г. была учреждена Сибирская епархия с епископской кафедрой в г. Тобольске. Первым Сибирским архиепископом был Киприан Старорусенников. Следуя из Москвы в 1621 г. в Тобольск, он внимательно осмотрел церкви и монастыри, посетил Верхотурье, побывал в Николаевском мужском монастыре и поставил нового игумена Германа, постриженика Волоколамского Иосифова монастыря. Благодаря покровительству царей, в том числе Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, патриарха Филарета Никитича монастырь был огражден от разных нужд и притеснений. И все же до 1704 г. монастырь жил трудно и мало был известен. Причиною оживления обители послужило перенесение мощей святого Симеона , Верхотурского Чудотворца из села Меркушино в сей монастырь.

Поворотным событием в жизни обители стало обретение мощей святого Симеона чудотворца. 12 сентября 1704 г. они были перенесены в монастырскую деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С этого времени ежегодно 12 сентября в монастыре стало совершаться праздничное богослужение в его память. С начала XVIII в. верхотурские монахи вели записи о чудесах святого Симеона, собирали свидетельства очевидцев. На основе этих записей, сведений из Сибирской летописи и материалов проверок в монастыре было составлено «Житие Святого и Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца». За составление «Подробного сказания о жизни и чудесах Святого Праведного Симеона Верхотурского» взялся инспектор Пермской, а позднее ректор Рязанской духовной семинарии архимандрит Макарий, и в 1857 г. он получил дозволение Святейшего Синода опубликовать свой труд тиражом в 3100 экземпляров. В мае 1858 г. архимандрит Макарий передал Верхотурскому Николаевскому монастырю право на дальнейшую публикацию. А первым автором тропаря и кондака праведному Симеону был митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, ему же принадлежит описание открытия мощей в 1694 году.

Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи святого праведного Симеона , не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с двумя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь окончательно устроена и освящена в 1738 г. В Николаевском храме в трапезной половине его, в арке, между храмами – главным и придельным, в серебряной раке и почивали мощи святого праведного Симеона до 1914 г.

От Никольской церкви в недальнем расстоянии к северу находится каменная Преображенская церковь. Николаевский храм в виду увеличения братии и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки второго каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.

За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с четырьмя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.
В 1855 г. во время настоятельства архимандрита Гавриила над Святыми вратами по благословенной грамоте, архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита заложен ещё один небольшой храм, работы были закончены в 1856 г., освящен сей храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. архиепископом Неофитом.

С преобразованием монастыря из штатного в общежительный с 1 января 1894 г. быстро стали улучшаться хозяйственные постройки и благоустраиваться существовавшие здесь храмы, а с приходом в связи с этим трех валаамских монахов Иова, Арефы и Илии устроилась в лучшем виде и внутренняя жизнь обители на началах и правилах известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Вскоре они ввели общежительные порядки. Верхотурский монастырь через весьма незначительное время прослыл примерным не только внешним благоустройством, но и духовной жизнью в нём. Духовник монастыря схимонах Илия обучал духовной жизни братию, к нему обращались и прихожане за разными советами, которые он преподавал, ограничиваясь краткими, но весьма основательными словами, с простотою и смирением. И его поучения имели весьма сильное воздействие на приходящих к нему с духовными нуждами. Схимонах Илия скончался в Верхотурском монастыре 30 ноября 1900 года.

При архимандрите Иове построены были каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод. Согласно его прошению, по указу Синода от 22 мая 1899 г. он был уволен на покой по состоянию здоровья в тот же Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Братией монастыря был избран настоятелем монастыря отец Арефа с возведением в сан игумена, а 6 мая 1902 возведен в сан архимандрита. При нем устроены 2 громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно–приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении на строительство нового большого каменного храма. Сам о. Арефа вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы, несомненно, ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря. На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых. С 11 по 14 сентября 1904 г. монастырь отпраздновал два знаменательных события – 300 — летие существования сей обители и 200-летие святого праведного. Симеона, Верхотурского Чудотворца. В память этих событий 12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Торжественно освящен 11 сентября 1913 года, в год 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых.

В 1920 г. последний архимандрит Верхотурского монастыря Ксенофонт (в миру Константин Петрович Медведев) был арестован и отправлен на исправительные работы в Екатеринбург за сотрудничество с белой армией Колчака. В 1925 г. он вновь был арестован за распространение антисоветской литературы. Ксенофонта приговорили к двум годам лишения свободы и трем годам лишения права проживания в Уральской области как социально опасного элемента. Эти годы он провел в Казани. В 1932 г. вновь последовал арест,обвинение в антисоветской деятельности и приговор – 5 лет лагерей. Он был сослан на строительство Беломоро – Балтийского канала, дальнейшая судьба его неизвестна. В 1989 г. он был реабилитирован посмертно. После ареста Ксенофонта в 1925 г. монастырь был закрыт. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 г. были опечатаны мощи святого Симеона Верхотурского. В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи святого праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены Церкви в 1989 г., а в монастырь были торжественно перенесены после реставрации и освящения Преображенского храма 25 сентября 1992 г.

В годы советской власти в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1990 г. Верхотурский Николаевский монастырь был возрожден к духовной жизни. Под руководством наместника монастыря игумена Тихона (Затекина) за короткий срок были восстановлены надвратная церковь, Преображенский храм, настоятельский корпус, книжно-иконная лавка, частично братский корпус, гостиница для паломников, проведены работы по очистке от хлама Крестовоздвиженского собора. Важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 г., когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи святого праведного Симеона . Стала возрождаться традиция паломничества – 1994 г. был годом прославления местночтимых подвижников веры и благочестия преподобного Арефы Верхотурского и блаженных Иоанна и Косьмы Верхотурских, мощи которых покоятся в Николаевском и женском Покровском монастырях. В 1996 г начала работать в монастыре воскресная школа, для чего было отреставрировано бывшее общежитие для детей церковно-приходской школы. Сегодня завершены работы по реставрации Крестовоздвиженского собора, приведены в надлежащий порядок монашеские захоронения.
21 октября 2016 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви наместником Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря назначен иеромонах Иероним (Миронов)..

30 октября митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом он возведён в сан игумена с вручением игуменского посоха.

Верхотурский Свято–Николаевский монастырь

Верхотурье веками считался крупнейшим духовным центром Урала и Сибири. Сюда со всей России, как и прежде, направляются православные паломники помолиться святым иконам и мощам. С каждым годом город начинают посещать все большее количество туристов, которые едут в храмы и монастыри самостоятельно или в составе экскурсионных групп.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь является одним из самых значимых религиозных и культурных объектов города. Как правило, именно с него начинаются все тематические экскурсии. Расписание повседневных богослужений можно найти на официальном сайте монастыря.

Храмы

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на возвышенности в месте слияния двух притоков реки Туры. Он представляет собой храмовый комплекс, окруженный каменной стеной, в центре которого установлен Крестовоздвиженский собор.

Симеоно-Анненская церковь, © Валентина Пушкарева

Также на территории находятся храм святителя Николая Чудотворца и Преображенский собор, а над главными воротами размещается Симеоно-Анненская надвратная церковь. В стенах Николаевского мужского монастыря можно посетить музей, рассказывающий о жизни монахов на Урале.

Иконостас в Крестовоздвиженском соборе, © Валентина Пушкарева

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор был закончен в 1913 году ко дню празднования трехсотлетия династии Романовых. По объему храм занимает третье место после московского Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он примечателен своими фаянсовыми иконостасами, полностью восстановленными после периода застоя. Также внутри хранятся мощи Симеона Верхотурского.

Крестовоздвиженский собор, © Елена Бортник

Спасо-Преображенский собор

В Преображенском соборе проводятся ежедневные богослужения для прихожан и паломников со всей страны. Он был построен в 1836 году с архитектурой, отличающейся от классического русско-византийского стиля. На территории он сразу выделяется своей высокой колокольней. В соборе можно поклониться мощам преподобного Арефа.

Преображенская церковь, © Валентина Пушкарева

Надвратная Симеоно-Аннинская церковь

Надвратная церковь является своеобразным входом на территорию монастыря. Названа в честь праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Возведенная в 1856 году, она первая встречает прихожан своими мозаичными иконами. Небольшое здание исполнено в традиционном для православных церквей образе.

Надвратная церковь, © ulvrid_tourist

Никольский храм

Храм в честь Николая Чудотворца самый новый из всех в Свято-Николаевском мужском монастыре. Дата завершения строительства приходится на 1998 год. Строительство велось на месте прежней старейшей каменной церкви, которая была полностью разрушена при советской власти. На стены здания снаружи и изнутри нанесены фрески с изображением святого. Иконостас храма имеет ценные православные иконы. Здесь размещаются мощи преподобного Илии.

Музей

Православный музей начал свою работу на территории Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря в девяностых годах. Его основателем стал игумен Тихон, который активно интересовался и собирал данные об истории православной церкви на Урале. Сейчас в коллекции музея собраны старинные документы, книги, фотографии, иконы, предметы быта и т. п.

Евангелие XVII–XVIII века, © ulvrid_tourist

При входе необходимо вносить пожертвования. Отсюда можно заказать экскурсию по всему монастырю и посетить храмы комплекса, а также в селах Меркушино и Красная Гора. Особой популярностью пользуется поездка до Актайского скита, где на поверхность выходит источник с целебными водами.

История

Годом основания монастыря считается 1604. Тогда инок Иона отправился к Борису Годунову, чтобы получить разрешение на возведение деревянного храма в честь Святого Николая Чудотворца. Царская семья передала во владение иконы, необходимую утварь и книги для проведения богослужений.

Вначале место носило статус мужской обители, а позже стало называться монастырем. С годами территория вокруг облагораживалась и в 1712 году на ней построили первую каменную церковь. Как и многие другие религиозные объекты в годы советской власти Свято-Николаевский мужской монастырь прекратил свою деятельность. Здания соборов и церквей пришли в упадок.

На этом месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Период возрождения начался с 1990 года. В монастырь перенесли церковную святыню — мощи Праведного Симеона. Провели восстановление и реконструкцию храмов и хозяйственных корпусов. Был учрежден православный музей, воскресная школа, училище и оборудована гостиница для паломников. На сегодняшний день здесь постоянно находятся более двадцати монахов.

Как добраться

Верхотурье — небольшой город, расположенный в трехстах километрах северней Екатеринбурга. Ежегодно его посещает тысячи паломников и туристов. Свято-Николаевский мужской монастырь — ключевая достопримечательность, находящаяся на восточной окраине города рядом с Кремлем. Добраться до него не составит особого труда. В Верхотурье есть железнодорожный вокзал и междугородняя автобусная станция. Также сюда можно доехать на автомобиле за 2–4 часа.

Поезда

Железнодорожный вокзал «Верхотурье» находится в 10 минутах езды от Свято-Николаевского мужского монастыря. Ежедневно сюда прибывают поезда и электрички из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Перми. Время в пути составляет от 5 до 12 часов соответственно.

Автобусы

Междугородние автобусы до Верхотурья отправляются с Северного вокзала Екатеринбурга. Стоимость проезда от 900 рублей. Дорога занимает около пяти часов. Автобусы отправляются ежедневно днем и вечером. Из Нижнего Тагила путь длится около трех часов.

Автомобиль

Маршрут из Екатеринбурга в триста километров проходит по Серовскому тракту Р352. Выезжая из города, необходимо придерживаться северного направления и двигаться по дорожным указателям «Верхотурье». Ориентиром может служить Поклонный крест на повороте в пункт назначения. В общей сложности поездка занимает порядка четырех часов.

Свято-Покровский женский монастырь г.Верхотурье
Епархиальный женский монастырь

Она обращается с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании хлебного и денежного жалования, а также просит помощи на устройство храма и ограды вокруг монастыря. 2 декабря 1622 года на ходатайство следует Царская грамота на имя верхотурского воеводы Пушкина. Из нее видно, что первое время своего существования Покровский монастырь был довольно обеспечен.
Пожар 1651 года уничтожил все строения, которые были деревянными. Настоятельница монастыря игумения Мария обращается к царю Алексею Михайловичу с прошением устроить в обители новую церковь. Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду.
В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает.
Благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина закладывается новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1744—1753 гг.) и двухэтажный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью — в 1776.
Сильный пожар 18 июля 1738 г. наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, Сибирский тракт переносят на Екатеринбург, умирает благотворитель обители Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря и монастырские храмы обращаются в приходские.
Монастыря не стало, однако сестры продолжали жить недалеко от Покровской церкви. Эта частная община была со временем принята под ведомство епархиального начальства и получила статус богадельни. Указ Святейшего Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает монахиня Агния. Для сестер была пожертвована обширная усадьба, в которой Покровская община и разместилась, заняв, таким образом, целый квартал города на левом берегу реки Туры. Новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы закладывают 12 сентября 1898 года, а освящают 11 сентября 1902 года.

В 1914 г., посещая в качестве паломников Верхотурские святыни, в обители останавливались Великая Княгиня Елисавета Федоровна и фрейлина Анна Вырубова.

Одной из знаменитых насельниц Верхотурской Покровской обители была игумения Руфина Кокорева (1872–1937), в миру Кокорева Ольга Андреевна. Поступила в обитель она в 1899 году, будучи уже инокиней Ольгой, перейдя из Иоанно-Предтеченского женского монастыря близ г. Соликамска по благословению Валаамского инока иеромонаха Арефы (Катаргина), ставшего в 1899 году настоятелем Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Верхотурье.

По инициативе инокини Ольги в общине появляются новые направления в работе рукодельной мастерской, изделия которой вскоре начинают пользоваться большим спросом. Ольга была поставлена в этой мастерской старшей, причем сама обучала сестер вышивке гладью и другим искусствам. Ее трудами был создан прекрасный хор: многие богомольцы приходили в Покровский храм специально для того, чтобы его послушать. Кроме этого, инокиня Ольга заведовала ризницей и обучала сестер чтению и пению. В марте 1904 года «за полезную деятельность» она была награждена Архипастырским благословением. А вскоре к ее послушаниям добавилось еще одно: она стала исполнять обязанности благочинной.

В Верхотурье Ольге пришлось испытать и тяжелые искушения. Вскоре по поступлении ее в обитель старые насельницы, исполнившись зависти, направили на нее ложный донос Екатеринбургскому Преосвященному, представив ее властолюбивой и деспотичной по характеру. Последовал указ о переводе ее в другой монастырь Екатеринбургской епархии — впредь до рассмотрения дела архиерейским судом. Она со смирением отправилась в назначенное место, но уже на другой день была оправдана. Инокиня Ольга вернулась в Верхотурский Покровский монастырь, где и оставалась вплоть до 1911 года. В этом году она переехала в город Чердынь, будучи избранной на должность настоятельницы возрождающегося Иоанно-Богословского монастыря. 18 октября 1911 года в Пермском Успенском женском монастыре, где более тридцати лет тому назад начинала свой иноческий путь, состоялся ее постриг в монашество с именем Руфина.

В начале 20-х годов территорию монастыря занял детский дом. В 1922 г. монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», но не смотря на это 16 апреля 1924 года монастырь все же был закрыт. В Ново-Покровском храме, вплоть до 1991 г., располагалась общественная городская баня.

5 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова) (+1993 г.). С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игумения София (Любых) (+2016 г.).15 октября 1996 г. совершилось освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы епископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном (Мироноввым).

25 сентября 2013 г. настоятельницей Свято-Покровского монастыря была назначена игумения Магдалина (Сулеменева). Сейчас в обители живет 30 сестер, которые ежедневно совершают иноческое правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе и на др. послушаниях. Своими трудами и молитвою, они стараются внести свой вклад в восстановление древней обители.

День в обители начинается с молитвы.

6:00 — Полунощница, а затем утреня и Литургия, на которых присутствуют все сестры обители, не занятые на кухне или скотном дворе. Подкрепившись духовной пищей, насельницы приступают к телесной.
10:30 — первая трапеза, обязательная для всех, после которой каждая сестра трудится на возложенном на нее послушании.
15:00 — полдник.
16:00 — совершается вечерня и правило для монахинь, состоящее из чтения трех канонов и акафиста.
19:00 — ужин.
20:00 — малое повечерие с чтением положенных дневных канонов.
Богослужение в обители совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.
Раз в неделю, по воскресным дням, игуменией проводятся душеполезные беседы с сестрами.

Особо почитаема в обители икона Богоматери «Умиление», которая была написана в начале ХХ века матушкой Ангелиной, настоятельницей соседнего Успенского монастыря, которая любила пешком посещать Дивеево и для своего монастыря подвизалась создать этот Лик. Вместе с сестрами своего монастыря сшила и вышила для нее бархатную ризу, расшитую бисером и камнями. Еще до революции икона прослыла как чудотворная. В годы безверия икона долго пряталась благочестивыми людьми, даже была закопана в землю около 40 лет. В 1970-е годы, когда гонения на Церковь пошли на убыль, икону перенесли в Успенскую Верхотурскую кладбищенскую церковь, а в 1992 году передали в возрождающуюся Покровскую обитель.
Икона прославилась помощью бездетным родителям в даровании чад.
Каждое воскресенье перед этим чудотворным образом совершается Параклисис Божией Матери «Умиление».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх