Помост

Вопросы веры

Николай чудотворец

Николаус, Кнехт Рупрехт, Кристкинд, Крампус, Ганс Трапп, Чёрный Петер, фрау Холле, Бефа́на…
Хочу рассказать о персонажах, которые присутствуют в рождественских и новогодних историях прежде всего в немецком фольклоре.
Knecht Ruprecht — Кнехт Рупрехт спутник и помощник Святого Николая или Николауса (St.Nikolaus). Рупрехт впервые появляется в письменных источниках в XVII веке — как одна из фигур во время рождественского шествия в Нюрнберге.

Страница из книги: Robert Reinick’s Märchen-, Lieder- und Geschichtenbuch, издание 1896 года.
Библиотека HHU Düsseldorf

Это иллюстрация к стихотворению Роберта Райника «Рождественская процессия». Я отыскала её в библиотеке в более раннем издании Deutscher Jugendkalender 1849 года. Календарь оформлен дрезденскими художниками. Ниже вариант, опубликованный в 1849 году из библиотеки HHU Düsseldorf.
Приведу текст стихотворения полностью, с частичным переводом.
Robert Reinick (1805-1852)
Bald kommt die liebe Weihnachtszeit,
vorauf die ganze Welt sich freut;
das Land, so weit man sehen kann,
sein Winterkleid hat angetan.
Schlaf überall; es hat die Nacht
die laute Welt zur Ruh gebracht —
kein Sternenlicht, kein grünes Reis,
der Himmel schwarz, die Erde weiß.
Da blinkt von fern ein heller Schein —
was mag das für ein Schimmer sein?
Weit übers Feld zieht es daher,
als ob’s ein Kranz von Lichtern wär’,
und näher rückt es hin zur Stadt,
obgleich verschneit ist jeder Pfad.
Ei seht, ei seht! Es kommt heran!
Oh, schauet doch den Aufzug an!
zu Roß ein wunderlicher Mann
mit langem Bart und spitzem Hute,
in seinen Händen Sack und Rute.
Sein Gaul hat gar ein bunt Geschirr,
von Schellen dran ein blank Gewirr;
am Kopf des Gauls, statt Federzier,
ein Tannenbaum voll Lichter hier;
der Schnee erglänzt in ihrem Schein,
als wär’s ein Meer von Edelstein. —

Wer aber hält den Tannenzweig?
Ein Knabe, schön und wonnereich;
‘s ist nicht ein Kind von unsrer Art,
hat Flügel an dem Rücken zart. —
Das kann fürwahr nichts andres sein,
als wie vom Himmel ein Engelein!
Nun sagt mir, Kinder, was bedeut’t
ein solcher Zug in solcher Zeit? —
Was das bedeut’t? Ei, seht doch an,
da frag ich grad beim Rechten an!
Ihr schelmischen Gesichterchen,
ich merk’s ihr kennt die Lichterchen,
kennt schon den Mann mit spitzem Hute,
kennt auch den Baum, den Sack, die Rute.
Der alte bärt’ge Ruprecht hier,
er pocht’ schon oft an eure Tür;
droht’ mit der Rute bösen Buben;
warf Nüss’ und Äpfel in die Stuben
für Kinder, die da gut gesinnt. —
Doch kennt ihr auch das Kimmelskind?
Oft bracht’ es ohne euer Wissen,
wenn ihr nocht schlieft in weichen Kissen,
den Weihnachtsbaum zu euch ins Haus,
putzt’ wunderherrlich ihn heraus;
Geschenke hing es bunt daran
und steckt’ die vielen Lichter an;
flog himmelwärts und schaute wieder
von dort auf euren Jubel nieder.
O Weihnachtszeit, du schöne Zeit,
so überreich an Lust und Freud’!
Hör doch der Kinder Wünsche an
und komme bald, recht bald heran,
und schick uns doch, wir bitten sehr,
mit vollem Sack den Ruprecht her.
Wir fürchten seine Rute nicht,
wir taten allzeit unsre Pflicht.
Drum schick uns auch den Engel gleich
mit seinem Baum, an Gaben reich.
O Weihnachtszeit, du schöne Zeit,
worauf die ganze Welt sich freut!
Смотрите, смотрите! Они приближаются.
О, посмотрите на эту процессию.
На лошади удивительный человек
С длинной бородой и в остроконечной шляпе.
В его руках мешок и розги.
Его лошадь имеет пёструю упряжь
Из спутанных звенящих колокольчиков,
Голова коня украшена перьями.
Здесь же сверкающая огнями рождественская ель.
Снег сияет вокруг,
Как драгоценные морские камни.
Кто же держит елку?
Красивый мальчик, исполненный блаженства,
Это не просто ребёнок (человеческое дитя),
У него на спине лёгкие крылья.
Это действительно не может быть ничем иным,
Это маленький ангел с небес.
А теперь скажите-ка, детки,
Что это за процессия?
И далее…
Вы узнаёте этого человека в остроконечной шляпе?
Узнаёте это дерево, мешок и пучок прутьев?
Старый бородатый Рупрехт* здесь,
Он стучится в вашу дверь,
Грозит непослушным мальчишкам хворостиной
И подбрасывает орехи и яблоки
В комнату детям, которые хорошо себя ведут.
Узнаёте этого ребёнка? ( Kimmelskind скорее всего Himmelskind -дитя небес)
Он часто появлялся рядом без вашего ведома,
Когда вы спали на мягких подушках.
Он украсит Рождественскую ель в доме,
Развесит подарки и зажжет много-много свечей.
А затем с высоты небес будет
смотреть, как вы радуетесь там внизу…
Порой трудно догадаться, кто именно нарисован на картинке, сам Святой Николай или его помощник. Кнехт Рупрехт обычно изображается с длинной белой бородой, мешком и посохом. Его одежду часто украшают маленькие колокольчики или бубенчики, иногда одежда оторочена мехом. Он раздает конфеты, фрукты и орехи детям, которые хорошо себя вели и прилежно читали молитвы. Рупрехт в немецком фольклоре сопровождает Святого Николая во время рождественского шествия. Скорее всего, Святой Николай и ​​Рупрехт отражают социальную структуру общества, два класса, дворян и крестьян. Нет никакой разницы между этими персонажами, есть социальное неравенство, имущественное расслоение общества. И вот богато расшитая золотом епископская мантия и роскошная митра на глазах превращаются в длиннополые одежды с колокольчиками и видавшую виды остроконечную шапку. (The combination of St Nicholas and Ruprecht represent the two classes of Germany society, the nobleman and the peasant)
открытки начала 20 века

Как строго грозит пальцем, а уж хулиганам и вовсе несдобровать.

St.Nikolaus-fest. Nach dem Gemälde von C. Cap. Художник Constant-Aimé-Marie Cap (1842-1915). «День Святого Николая» 1888 год. Голландская семья у камина, над которым написано: Oost west, thuis best (Восток-Запад, а дома лучше.По смыслу соответствует поговорке: В гостях хорошо, а дома лучше!).
Все картинки увеличиваются по щелчку мыши. Иллюстрация из библиотеки HHU Düsseldorf.

Seid ihr fromme Kinder gewesen? Verdient ihr Nüsse oder den Besen
Художник Karl Kronberger (1841-1921), около 1880 г.

А здесь дом победнее, на пороге суровый Рупрехт…с подарками)
В Allgemeine Zeitung эта картинка была опубликована в 1875 году, но скорее всего появилась она раньше. Knecht Ruprecht Oskar Plesch Holzstich

1852 Deutscher Jugendkalender из библиотеки HHU Düsseldorf.
«Das Niklasfest», Original-Holzstich von 1881. Karl Jauslin (1842 — 1904) war ein Schweizer Maler und Illustrator. Источник: ebay.
К этой иллюстрации есть другая датировка: Holzstiches aus dem Jahre 1876.
В Германии Николаусу (St.Nikolaus) помогает Christkind — мальчик или девочка с крыльями и без. У католиков 6 декабря к детям приходил Николаус, а у протестантов — Кристкинд 25 декабря. Лишь в XX веке «протестантский» Кристкинд стал традиционным и у католиков. В отличие от других помощников Николауса, Christkind никогда не наказывает непослушных детей.
Подарки Святого Николая. Front cover of a picture album depicting St. Nicholas late 19th century © Bridgeman Education
St.Nikolaus und Christkind- Antoine Garcia Mencia (Italian,1852-1918)
In der Christnacht: Illustration: Christnacht, Original von G. Franz (um 1887)
Heiliger Abend: von Hans Weisshaar um 1895.
Weihnachten. Christnacht oder die geweihte Nacht.
Christkind раздаёт подарки на Рождество. Я разыскала эти иллюстрации в библиотеке HHU.
Düsseldorfer Jugend-Album 1856 «Christkind» Художник Theodor Mintrop (1814 — 1870 Düsseldorf).
Düsseldorfer Jugend-Album 1857 «Traum in der Christnacht» Художник W. Sohn (Johann August Wilhelm Sohn 1830 — 1899)
В статье DIE WELT «Knecht Ruprecht, der Mann aus Sachsen-Anhalt» от 05.12.09 рассказывается такая версия:
Cогласно истории, записанной братьями Гримм в начале 19-го века, давным-давно, около тысячи лет назад, жил в местечке Cölbigk (в Саксонии) священник по имени Руперт или Рупрехт (Rupert oder Ruprecht). Будучи очень благочестивым человеком, он не мог не возмутиться ярмарочными танцами, устроенными в канун Рождества 1021 года прямо рядом с погостом у церкви, где он служил мессу. Священник призвал было гуляк к тишине, но они не прислушались к его просьбе. В сердцах пожелал расстроенный Рупхерт, чтобы безобразники не могли остановить свои танцы в течение целого года. И проклятие сбылось. Они год танцевали на рыночной площади, без еды и питья, под дождём и снегом. Это было ужасно.
Наконец дошли слухи о проклятии до Кельна, где один епископ решил сжалиться над танцорами.
Вероятно это был сам Heilige Magnus (Святой Магн из Фюссена?) отправившийся в путь и давший измученным плясунам отпущение грехов, увы, для двоих прощение пришло слишком поздно. Остальные тотчас заснули и спали без просыпа несколько дней подряд, у некоторых на всю жизнь остались конвульсивные подёргивания (вроде пляски Святого Витта). И всё-таки получила вся эта история хороший поворот. Потому что разнеслась повсюду весть о чуде спасения людей в доселе никому не известной деревеньке, и туда хлынули толпы паломников.
Монастырь и церковь больше не существуют. Церковь долгое время использовалась в качестве конюшни. В семидесятые годы это здание так обветшало, что было принято решение его взорвать.
Люди в Ильберштедте (Ilberstedt), одной из частей которого является местечко Cölbigk, до сих пор утверждают, что священник Рупрехт и есть настоящий Кнехт Рупрехт. Он получил в народе прозвище Heele-Christ.
картинка из статьи DIE WELT, где приведены другие имена Кнехта Рупрехта,
в том числе Krampus. и Hans Trapp
Понравилась картинка, пешком да по морозу:
Nikolaus und Knecht Ruprecht auf einer Darstellung von 1905 (из сети)
Krampus. Легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца. Например, судетские немцы даже называли его «Hörnernickel» — рогатый Николай. Крампус выглядит, как чёрт, сатир (фавн, пан), с хвостом, рогами и длинным красным языком. Одна нога у него, как у человека, но с длинными звериными когтями, а другая нога заканчивается раздвоенным копытом. Несмотря на многочисленные запреты (особенно во времена инквизиции), его продолжали изображать на картинках, а непослушных детишек 6 декабря, согласно доброй старой традиции, пугали рогатые ряженые, звенящие цепями и размахивающие розгами или хлыстом.
Krampus-Postkarte около 1900 года.
Первый Крампус.
Ernst PAYER (1862-1937) Der erste Krampus! Original-Holzstich von 1892.
Hans Trapp Ганс Трапп — легендарная фигура в фольклоре немецкоговорящих регионов Франции — Эльзаса и Лотарингии, спутник и одновременно антипод Святого Николая или Кристкинда.
Жил некогда рыцарь по имени Hans von Trotha (* um 1450 — 1503), который носил воинское звание маршала и почетное звание шевалье d’Or, а также был курфюрстом Пфальца. Даже по сегодняшним меркам Ганс был весьма впечатляющего роста, около двух метров. Получил он много прозвищ: «Hans Trapp», Raubritter- рыцарь-разбойник или рыцарь-призрак, «Черный рыцарь», его имя в Эльзасе использовалось в период празднования дня Святого Николая, чтобы держать детей в страхе. Каждый год под Рождество он возвращается в этот мир и пугает детей, которые плохо себя ведут.
В немецком журнале Der Bazar за 1891 год писали о празднике 6 декабря:
Im Elsaß erscheint zu Weihnachten das Christkindchen selbst, begleitet von Hanstrapp — in Oesterreich Krampus geheißen — der die bösen Buben prügelt.
Появляется в Эльзасе на Рождество Кристкинд в сопровождении Ганса Траппа — в Австрии его называют Крампус- который наказывает плохих мальчиков.
„Christkindchen und Hans Trapp im Elsaß“ (Illustration von 1863)
Иллюстрация взята из книги Reinsberg-Düringsfeld, Otto von: «Das festliche Jahr» in Sitten, Gebräuchen und Festen der germanischen Völker Leipzig, 1863 стр.423 © Bayerische Staatsbibliothek
Кристкинд с короной из горящих свечей на голове. Подробнее о том, как появился Кристкинд, читайте во второй части.
Zwarte Piet. В Голландии рогатый Крампус уступил своё место чернокожему слуге, которого зовут Чёрный Пит. Кто знает, может это какой-нибудь маленький бестолковый негретёнок из процессии трёх волхвов, потерял своего верблюда, отстал от кортежа и заблудился во времени. Хотя есть мнение, что Zwarte Piet вовсе и не чернокож, просто немножечко запылился-закоптился, как настоящий трубочист, пропихивая подарки в дымоход. Zwarte Piet и Святой Николай. Чёрного Петера в помощниках у Николауса можно увидеть в Польше и Бельгии. В Германии нет такого, в Германии Николауса (который по сути и есть Вайнахтсман Weihnachtsmann или «Рождественский дед» ) сопровождает Кристкинд.
Кстати, суд Амстердама летом этого года постановил, что герой Рождества, помощник Святого Николая Черный Петер — негативный стереотип, который может оскорбить своим чумазым и комичным видом лиц африканского происхождения, поэтому город не должен допускать его к участию в новогодних празднованиях в 2014 году.
Надо отметить, что перечисление помощников на этом не заканчивается. Есть ещё, к примеру, грязнуля Schmutzli в Немецкой Швейцарии(Deutschschweiz) и Hans Muff в Рейнской области (Rheinland), но они совсем уж редкие гости, многие уж и позабыли об их существовании.
И, конечно, Хольда (Holda), фрау Холле- в германской мифологии старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим. Южным немцам, австрийцам, швейцарцам, а также славянам, преимущественно чехам и словенцам, она извесна под именем Перхта (Берхта или Берта, нем. Frau Perchta, Pechtrajagen или Pechtrababajagen и даже Bechtra, Bechtrababa). В сказочной интерпретации когда она выбивает перину, на земле идет снег.
С нашей-то бабой Ягой её не сравнить, Яга у нас и зимой, и летом востребована, новогодние праздники и ёлки без её участия представить трудно. Правда, перин она сроду не выбивала и за снег ответственности не несёт, да и вообще, тот ещё подарочек.
Сказочники братья Гримм создали образ доброй Матушки Метелицы, позабыв о подвластных госпоже леденящих вьюгах и буранах, тряхни она перину чуть посильнее и не миновать беды припозднившимся путникам.
Frau Holle, Mother Hulda, ca. 1939 from Johann-Mithlinger-Siedlung
Статья 1874 года из книги «Vollmer’s Wörterbuch der Mythologie aller Welt» Stuttgart : Hoffmann, 1874
Вот здесь можно почитать и проследить за многочисленными именами этой особы вплоть до имени «Die weisse Frau» Белая женщина.:
Происхождение слова bercht отсюда имя Перхта: mittelhochdeutsch bercht bedeutete ‚glänzend‘, ‚leuchtend‘- средневерхненемецкий: «блестящий» , «яркий».
Перхта или Берта или Хольда известна, как добрая, приносящая радость богиня (Freude bringende Göttin), но с другой стороны — и как пугающий детей монстр (…sie tritt als ein fürchterliches, Kinder schreckendes Scheusal auf).
Она появляется на Святки в период между Рождеством и Праздником Крещения Господня (Католическое Богоявление 6 января): in den Zwölften zwischen Weihnachten und Erscheinungsfest. Её можно встретить вплоть до дня называемого Perchtag, Perchtabent (das Fest der Erscheinung Christi- до дня Крещения Господня).
In Baiern heisst Perchtha die wilde oder eiserne Bertha, Frau Bertha mit dem langen Nase oder mit eisernen Nase.- В Баварии Перхту называют дикой или железной Бертой, Фрау Бертой с длинным носом или с железным носом.
Тут вспоминаются Святочные игрища на Руси, песни и пляски ряженых в страшных, гротескных или забавных масках. Языческое эхо откликается в сказках разных народов.
Отрывок из кгиги Reinsberg-Düringsfeld, Otto von: «Das festliche Jahr» in Sitten, Gebräuchen und Festen der germanischen Völker Leipzig, 1863 © Bayerische Staatsbibliothek стр. 15
Zitat:
In Niedersachsen ist Frau Holle eine grauköpfige Alte mit langen Zähnen, welche faulen Spinnerinnen in der Neujahrsnacht den Rocken verunreinigt, fleißigen ein Geschenk hinter den Rockenbrief steckt, Kindern sechs neue weiße Hemden bringt und an jedem Neujahrsabend zwischen neun und zehn Uhr mit einem Wagen voll Neujahrsgeschenken durch alle Ortschaften fährt, deren Bewohner sie früher verehrt haben. Klatscht sie mit der Peitsche, was nur die Frommen hören, so kommen diese heraus, um ihre Geschenke zu empfangen.
В Нижней Саксонии, фрау Холле является седой старухой с длинными зубами, которая ленивым пряхам в новогоднюю ночь путает пряжу, а трудолюбивым дарит подарки, детям приносит она 6 новых белых рубах. Каждый новогодний вечер, между 9 и 10, её повозка, полная новогодних подарков, проезжает через все деревни, жители которых поклонялись фрау Холле. Удары её кнута слышат только благочестивые люди, они и получают свои подарки.
Подумала я и решила добавить ещё одну милую даму, совсем родную сестру нашей бабы Яги, но щедрую и любящую детишек.
Befana
Бефа́на (итал. Befana, Befania, искажённое Epifania, «богоявление») мифологический персонаж у итальянцев, ночью с 5 на 6 января в облике старухи летящей на метле разносит подарки детям. Проникет в дом через дымоход. Дети заранее развешивают перед камином носки для подарков. Подарки достаются только добрым детям, плохим Бефана кладёт в носки угольки.
Мне очень понравилось такое её представление, увы, имени художника не знаю.
La Befana comes at night
In tattered shoes
Dressed in the Roman style
Long live la Befana!!
She brings cinders and coals
To the naughty children
To the good children
She brings sweets and lots of gifts.
Хотелось бы отметить ещё один момент. Это статья в немецком журнале Bazar за 1865 год N48, можно увеличить и почитать.
приведу отрывок и перевод:
Von einer Menge Sitten und Gebräuchen, die eine Reihe von Jahrhunderten hindurch mit dieser Feier verbunden waren, den sogenannten Paradiesspielen, in denen man den Fall Adams darstellte, den Weihnachtsspielen mit der Geburt Christi, der Aufstellung der Krippe in den Kirchen u.s.w., ist bis zur Gegenwart wenig übrig geblieben. Das Auftreten vermummter Personen, die als Christkind, heiliger Nikolaus, Pelzmärtel, Knecht Ruprecht u. a. m. lohnend und strafend umherzogen, unartige Kinder mit Ruthen(Rute) strichen und in den Sack steckten, wurde, weil mancher Muthwille(Mutwille) übel ausschlug, in einzelnen Ländern sogar verboten. In Preussen geschah dies durch königlichen Befehl am 23 Dezember 1739.
От многих обычаев и традиций, которые несколько столетий были связаны с праздником Рождества (так называемые сцены из райской жизни, где представлялось грехопадение Адама, рождественские сцены с младенецем Иисусом, оформление рождественских вертепов в церквях) на сегодняшний день мало что осталось. Отвергалось, даже запрещалось в некоторых странах, появление людей в масках (ряженых), таких как Кристкинд, Святой Николай, Pelzmärtel, Кнехт Рупрехт, которые одаривают и наказывают, непослушных детей наказывают розгами и запихивают в мешок (корзину, короб). Запрещались празднества, например, в Пруссии королевским указом от 23 декабря 1739 года.
*Pelzmärtel (Pelz — в переводе: мех, ещё один спутник Николая Чудотворца, получил известность в Южной Германии)
Из сети. Тот самый указ:
Die Weihnachtsverordnung
Am Tag vor Heiligabend 1739 ließ König Friedrich Wilhelm von Preußen, der harte Vater Friedrichs II., folgende Kabinettsorder ergehen:
«Wir vernehmen mißfällig, wie noch bisher der Gebrauch gewesen, daß am Christ-Abend vor Weynachten Kirche gehalten, das Quem pastores gesungen worden, und die Leute mit Cronen oder Masquen von Engel Gabriel, Knecht Rupprecht undsoweiter gegangen, auch dergleichen Ahlfantzereyen mehr getrieben werden. Wenn wir aber solches Unwesen nicht mehr gestattet wissen wollen, so befehlen wir euch (den Superintendenten) hierdurch allergnädigst, den Tag vor Weynachten die sämtlichen Kirchen des Nachmittags schließen zu lassen und überall in eurer Inspektion scharf zu verbieten, daß sowenig die so genandte Christ-Abend oder Christ-Nachts-Predigten weiter gehalten noch das Quem pastores weiter gesungen oder andere dergleichen bisher üblich gewesene Ahlfantzereyeri mehr getrieben werden. Also wofür und daß solches nicht weiter in denen Kirchen geschehe, ihr responsable seyn solle.
Seynd euch in Gnaden gewogen. Gegeben in Berlin, den 23. Dezember 1739.»
Фридрих Вильгельм Прусский накануне Рождества во второй половине дня приказал закрыть все церкви, приказал запретить вертепы и рождественские хоры, поклонение и христианские проповеди в ночь на Рождество.
А почему приказал-то? Очень забавное объяснение нашла в сети, попался такой отрывок:
«23 12 1739 Order von Friedrich Wilhelm I sämtliche Kirchen Nachmittags zu schließen wegen der Christabend Ahlefanzereien es wird darüber geklagt dass in märkischen Kirchen bei der Schilderung der Geburt Christi die Geistlichen die Laute von Ochs und Esel nachahmen worauf die Gemeinde mit kräftigen Muh antwortet oder gewaltig… «
Приказ Фридриха Вильгельма I закрыть все церкви во второй половине дня в Рождественский сочельник из-за жалоб на то, что священники при разыгрывании сцены рождения Христа имитируют звуки вола и осла, а затем прихожане отвечают им дружным и могучим мычанием «Muh»…
По прочтении этих историй можно сделать вывод о том, что существующей ныне церемонии проведения Рождественских празднеств предшествовало длительное становление традиций, а также стоит поразмыслить о непростом сочетании церковных церемоний с фольклорными сказочными рождественскими персонажами, некоторые из которых популярны и любимы вплоть до сегодняшнего дня. Если уж королевский указ от 23 декабря 1739 года не подействовал, то вряд ли люди прислушаются, скажем, к суду Амстердама, занёсшего нынче Черного Петера в чёрный список.
часть вторая

Святой Николай — Saint Nicholas

Эта статья о христианском святом четвертом веке. Для подарка подшипникового фигура в современном фольклоре и популярной культуре, увидеть Санта — Клауса . Для использования в других целях, см Святого Николая (значения) .

Святого Николая

Полноразмерная икона Святого Николая по Ярослав Чермак , показывая его с ореолом , одетая в канцелярской одежде, и держа в руках книги Священных Писаний в левой руке, делая жест руки за знак креста с его правом.

Защитник православия, чудотворец, святитель, епископ Мирликийского

Родился

Традиционно 15 марта 270
Патара , Римская империя

умер

Традиционно 6 декабря 343 (73 лет)
Майра , Византия

почитается

Все христианские конфессии , которые почитают святых

Основная святыня

Базилика Сан — Никола , Бари , Италия

праздник

5/6 декабря в западном христианстве ; 19 декабря в восточном христианстве (главный праздник — Святого Николая День )
22 мая ( перевод реликвий )

Атрибуты

Корыстные в качестве епископа. В восточном христианстве , ношение омофор и проведение Евангелия книги . Иногда показано с Иисусом Христом через одно плечо, держа в руках Евангелие , и с Божией Матерью над другим плечом, держа омофор, держа три золотые шаров или монеты

протекция

Дети, бондарные , моряки, рыбаки, торговцы, вещатели, ложно обвинили, раскаявшихся воров, пивоваров, фармацевтов , лучники , ломбарды , Абердин , Голуэй , Россия , Греция , Hellenic Navy , Ливерпуль , Бари , Siggiewi , Москва , Амстердам , Лотарингия , Королевская школа церковной музыки и герцогство Лотарингия , студенты в разных городах и странах Европы

Святой Николай Мирликийский (традиционно 15 марта 270 — 6 декабря 343), также известный как Николай Бари , был ранний христианский епископ из древнегреческого морского города Миры в Малой Азии ( древнегреческий : Μύρα , современной Демре , Турция ) во время Римской империи . Из — за многочисленных чудес , приписываемых его заступничеству , он также известен как Николай Чудотворец . Святой Николай является покровителем моряков, купцов, лучников , раскаявшихся воров, проституток, детей, пивоваров, ломбарды и студентов в разных городах и странах Европы. Его репутация развивались среди верующих, как это было характерно для ранних христианских святых , и его легендарная привычка секретном подарка породила традиционной модели Санта — Клауса ( «Санкт — Ник») через Sinterklaas .

Очень мало известно об историческом Никольском. Самые ранние счета его жизни были написаны столетия после его смерти , и содержат много легендарных разработок. Говорят , что он родился в греческом порту Патара , Ликии в Малой Азии до богатых родителей — христиан. В одном из самых ранних заверенных и наиболее известных случаев из его жизни, он сказал, что спасли три девушки от принуждения к проституции, понижая мешок золотых монет через окно их дома каждую ночь в течение трех ночей , так что их отец мог заплатить приданое для каждого из них. Другие ранние истории говорят о нем успокаивающий шторме в море, спасая три невинных солдат от противоправного исполнения, и вырубают дерево беснуется. В юности, он сказал, что совершил паломничество в Египет и Израиль . Вскоре после его возвращения, он стал епископом в Мирах . Позже он был брошен в тюрьму во время преследования Диоклетиана , но был освобожден после присоединения Константина . Ранний список делает его посетитель на Первом Никейском соборе в 325 году , но он никогда не упоминается ни в каких писаниях люди , которые были на самом деле на совете. Позднее, бездоказательные легенды утверждают , что он был временно лишен сана и заключен в тюрьму во время Совета по хлопая еретик Арий . Другой известный поздно легенда рассказывает , как он воскресил троих детей, которые были убиты и маринованные в рассоле по планированию мясника , чтобы продать их как свинину во время голода.

Менее чем через 200 лет после смерти Николая, то Никольская церковь была построена в Мирах по приказу Феодосия II над местом церкви , где он служил в качестве епископа и останки Николая были перенесены в саркофаг в этой церкви. В 1087 годе , в то время как жители Греческих христиан региона были покорены вновь прибывшими мусульманскими турки — сельджуков , и вскоре после того, как их церковь была объявлена в расколе католической церкви, группа торговцев из итальянского города Бари удаляется основной кости скелета Николаса из его саркофага в церкви без разрешения и привели их в свой родной город, где они сейчас , закрепленном в Базилике Сан — Николе . Оставшиеся фрагменты костей из саркофага были впоследствии удалены венецианскими моряками и доставлены в Венецию во время первого крестового похода . Его мощь в Бари говорит источать чудесное водянистое вещество , известное как » манна » или » мирра «, что некоторые члены верного отношения , как обладающего сверхъестественные способности.

Привітання з Миколаєм 2019 – картинки та тексти добрі та щирі

З Миколаєм – привітання з Миколайчиком та казкові листівки з Днем святого Миколая / abababooks.com.ua

19 грудня – свято, яке чекає не лише малеча, а й багато хто з дорослих.

Українці щиро полюбляють свято Миколая, адже це казкова пора здійснення мрій та нових надій. Вітаючи з Днем святого Миколая, люди бажають один одного нового – кращого – життя та здійснення сподівань.

Тож до свята 19 грудня Главред підібрав найкращі привітання з святим Миколаєм – прозою, у віршах і короткі. Не забули ми й про красиві картинки з Миколайчиком.

Поздравления с Днем святого Николая 2019 – картинки и тексты чудные

З днем святого Миколая – привітання в прозі

З Миколайчиком! Миру Вам і добра, достатку, щастя, злагоди, благополуччя й душевного родинного затишку, світлої радості та веселого свята! Нехай святий Миколай освятить вас і благословить Вас на добрі справи.

***

Привітання з Днем святого Миколая своїми словами:

Вітаємо вас з днем Святого Миколая! Це свято любові і душевної теплоти! У цей день навіть дорослі починають вірити в чудеса, а діти з нетерпінням чекають ранку, щоб зазирнути під подушку або чарівний чобіток, адже так приємно знайти в ньому подарунки. Нехай це свято наповнить Ваш будинок щастям, теплотою і любов’ю, а Ваше життя буде яскравим! Зі святом Вас!

***

Молитва в День святого Николая – как вымолить удачу, любовь и деньгиПривітання з святим Миколаєм прозою:

Святий Миколай прославився своєю добротою і готовністю допомогти кожному, хто потребує. Нехай же і тебе він не обійде своєю добротою і допомогою. Нехай супроводжує він тебе сьогодні і весь наступний рік, не залишаючи без допомоги!

***

Привітання колег з Днем святого Миколая:

З Днем святого Миколая! З приходом цього дня кожен з нас очікує на маленьке диво, звершити яке під силу лише святому. Тож нехай це прекрасне свято принесе до Ваших осель радість, світло і приємні несподіванки. Хай у зимові морози зігріває вас тепле свято і святий Миколай здійснить усі ваші бажання!

***

Православне привітання з Днем святого Миколая Чудотворця:

День святого Миколая – священне свято, день, коли варто забути про всі невдачі і неприємності і згадати просту думку про те, що чудеса стаються скрізь і постійно. Будьте щасливі, зі святом!

Привітання з Днем святого Миколая – вірші

Прикольні привітання з Днем Миколая:

Хай Миколай у вишиванці

Розбудить подарунком вранці

І принесе у твою хату

Добробут, радості багато.

Розбудить приспані надії,

Зернятко щастя хай посіє.

Зігріє гумором, любов’ю,

І принесе Тобі здоров’я!

***

Привітання колег з Днем святого Миколая:

У День Святого Миколая

Тобі радості бажаю!

Усмішок і позитиву,

Завжди мати перспективу!

***

Вітання з Днем святого Миколая – смс:

До святого Миколая

Молитву складаю,

Про святкові даруночки

Його попрохаю!

***

Вірші про святого Миколая для дорослих:

Тук-тук-тук! Я Миколай !

Привітаннячко тримай:

Ти побільше посміхайся

І шалено закохайся!

Нехай поруч будуть друзі

І побільше їжі в пузі!

Хай перетворить добрий гном

Твiй холодильник в гастроном!

Листівки з Днем святого Миколая

  • Картинки з Днем святого Миколая Соцмережі
  • Картинки з Днем святого Миколая Соцмережі
  • Картинки з Днем святого Миколая Соцмережі
  • Картинки з Днем святого Миколая Соцмережі
  • Картинки з Днем святого Миколая Соцмережі

19 фактів про святого Миколая Чудотворця (рос.)

19 декабря Православная Церковь празднует день святителя Николая Мирликийского. Мы собрали некоторые факты о святом чудотворце.

1. Родился около 260 года в городе Патаре Ликийской области. Был единственным сыном благочестивых Феофана и Нонны, давших обет посвятить ребенка Богу. Мать после родов исцелилась от болезней. Новорожденный младенец во время крещения сам простоял на ногах три часа. Начал постится сразу же, принимая молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз.

2. Стал архиереем в возрасте 35-40 лет. До этого его дядя епископ Патарский Николай посвятил в чтецы, затем возвел в сан священника. Проживал на территории современной Турции.

4. Был крепким мужчиной, ростом примерно 1 м 68 см, с высоким лбом, выступающими скулами и подбородком, носом, «стремящимся к орлиному», карими глазами и смуглой кожей (По данным Манчестерского университета, ученые которого в 2009 году реконструировали по мощам внешность).

5. В Патарах отца трех дочерей нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать их честью, чтобы появились деньги и можно было выдать девушек замуж. Святитель Николай через окно бросил три мешочка с золотом и освободил семейство от духовной гибели. А по другим версиям — высыпал деньги в обувь или в трубу, откуда они попадали в три развешенных носочка.

6. Совершая паломничество в Иерусалим успокоил разбушевавшееся море. По его молитве воскрес корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

7. Дал оплеуху епископу перед императором Константином. За то, что Арий нес ересь и отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых был Николай Чудотворец.

8. Один вор ставил святому свечи и просил помощи в воровстве. Удачу он приписывал помощи Николая. Но однажды удача отвернулась и убегая от людей он увидел труп лошади на которой ползали черви и из которой тёк гной. В страхе вор забрался в гниющее чрево. Преследователи ушли. А вору явился святитель Николай: «Как тебе здесь?» «Я едва жив от смрада!» — ответил несчастный. На что святой сказал: «Вот так мне смердят твои свечи».

9. Удержал меч палача и спас от смерти трех невинно осужденных.

10. В IV веке Ликия была доведена до разорения и голода. По просьбе святителя император уменьшил подать в 100 раз и подписал соответствующую грамоту. Тут же чудесным образом грамота оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день, когда император попытался изменить указ, святитель сказал, что он уже вступил в силу. От Ликии от Константинополя было 6 дней пути. Через две недели посланники подтвердили, что грамота императора была в Ликие в день, когда была подписана.

11. Отошел к Богу в возрасте 70-80 лет и был погребен в соборной церкви города Миры. В 1087 году итальянские моряки украли мощи святителя Николая. Так появился праздник Николы Летнего. Это событие называют перенесение в город Бар (Бари), празднуют 9 (22) мая. Мощи нетленнымы и источают миро, от которого исцелилось множество людей. В Венеции хранится та часть святых останков, которых не хватает в Бари.

12. Прославился как скорый помощник и великий угодник Божий, поэтому в народе его называют Николаем Угодником. Покровитель путешественников и мореплавателей. Защитник простых людей, торговцев, опекун бедных, сирот и маленьких детей.

13. Первое чудо свт. Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого — спасение святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышал скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника. Младенца живым и невредимым нашли утром на хорах храма святой Софии перед чудотворным образом святителя Николая. Древняя икона находилась в Киеве в Никольском пределе. В 1943 году она исчезла. Образ Николы Мокрого через Польшу попал в Америку и находится в Троицком храме в Бруклине.

14. В подражание помощи трем девушкам, которых святой Николай помог выдать замуж, в XVI веке в Северной Германии и Нидерландах возникла традиция делать рождественские подарки детям. Считалось, что их подбрасывает святитель Николай, именуемый на Западе Санта-Клаусом.

15. Иконы Николы «зимнего» и «вешнего» различаются. Николай I заметил, что его небесный покровитель изображен на иконе без головного убора. С тех пор на некоторых иконах Николай Чудотворец изображается в епископской митре — это Никола Зимний.

16. На Полтавщине в ХVII веке, на пне, в лесу, явилась икона святителя Николая. Святую находку трижды переносили в церковь, но она вновь возвращалась. В 70-х годах XVII ст на месте обретения воздвигли Никольскую церковь, а в 1794-м — каменную. Древний пень, на котором была обретена Диканская чудотворная икона, и сегодня находится под престолом. А образ хранится в фондах Полтавского краеведческого музея.

17. Чумаки своим покровителем считали святого Николая. Весной они отправлялись в путь, а вернуться старались до 6 декабря, до Дня Святого Николая по старому стилю.

18. В Киеве при немецкой оккупации в одной семье умерла мать. Остались трое детей, поклали маму на стол. Что дальше делать — не знают. Знали дети, что по покойникам читать псалмы надо. Псалтири не было, взяли акафист святителю Николаю, стали у мамы в ногах и читают. «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление…» На этих словах женщина открыла глаза и ожила.

19. Широко известно чудо под названием «Стояние Зои». Юная Зоя в Новый год, оставшись без пары, решила потанцевать с иконой Николая Чудотворца и словно окаменела. Она оставалась живой, ее сердце билось. Зоя простояла с иконой до Пасхи — четыре месяца. В дом пришел старец, спросил: «Устала стоять?» и исчез. Очевидно это был сам Николай Угодник.

«Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» — для «УНИАН-Религии».

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:

  • 6 (19) декабря — день праведной кончины;
  • 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) — рождество святого Николая;
  • каждый будничный четверг.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города — Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Словарь «Правмира» — Святитель Николай Чудотворец

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV — VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X — XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Роспись церкви Санта Мария Антиква. Ок. 720 г. Рим (святитель Николай справа)

Образ святителя Николая (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие.

Мозаика апсиды собора Св.Софии в Киеве. Ок. 1037 г. Фрагмент

Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя — образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

Николай Чудотворец со святыми на полях. Кон.X — нач.XI в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор — атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не была найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Никола Дворищский. XII в. Новгород. Новгородский музей-заповедник

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой — модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Никола Можайский. XIV в. ГТГ, Москва

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV — XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной, так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Никола Зарайский и ап. Филипп. 1-я половина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась — «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь — «Никола Гостунский».

Фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря. 1103-1113 гг. ГТГ, Москва

Фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге. Посл.четверть XII в.

Свт. Николай с избранными святыми. Конец XII в. Новгород. ГТГ, Москва

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх