Помост

Вопросы веры

Николо берлюковский монастырь

Как добраться до Обители

Чтобы добраться до Николо-Берлюковского Монастыря на машине надо выехать на Щёлковское шоссе и, слегка потолкавшись на въезде в Щитниково, ехать из Москвы в сторону города Щёлково. В городках, тянущихся вдоль шоссе, будьте осмотрительны: практически в каждом, установлены камеры контроля скорости.

Перед поворотом на г. Щёлково держитесь правее, так как большинство машин уходят налево, в город. После светофора можно немного разогнаться и обогнать “тихоходов”; дорога прямая, двухполосная. Но будьте осторожны: в конце прямика — здание ДПС, после которого Вы загибаете направо и едете до эстакады через Ярославскую железную дорогу. Езжайте по ней, поглядывая на поезда свысока.

Въехав после эстакады в город Чкаловский, не торопитесь: довольно много пешеходных переходов и люди могут идти по ним, не глядя по сторонам. Пропускайте, так проще!

После Чкаловского без затруднений едем через с. Анискино (на обратном пути улыбайтесь — там работает камера контроля скорости для спешащих в столицу). После моста через р. Клязьма въезжаем в п. Юность, где улыбаться надо уже на пути в Обитель.

Проехав п. Райки, Вы, наконец–то, покидаете тесные улицы городков и оказываетесь на прямике с разрешёнными обгонами, где надо быть осторожными, как, впрочем, везде. После прямика можете не разгоняться, так как, завершив левый поворот, Вы подъезжаете к мосту через реку Воря — нашу благодетельницу. С этого моста уже хорошо видно (с пассажирского сидения) нашу знаменитую Колокольню.

После моста можно снижать скорость и включать поворотник, так как метров через 200 Вам — направо. Там есть указатель, не проедете. И после холмисто–извилистой дорожки Вы попадаете в село Авдотьино — место нашего обитания. С небольшого мостика перед въездом в село Колокольня видна во всей своей красе! Подъезжайте к воротам, что рядом с колокольней, паркуйтесь. Приехали!

На автобусе всё проще: из Москвы от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино.

На электричке: от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки д. Авдотьино.

Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино

История

Казалось бы, Смутное время — не лучший период для основания обители, однако, именно в 1606 году впервые появляется упоминание Николаевской Берлюковской пустыни в источниках. Все благодаря иеромонаху Варлааму, бежавшему из Стромынского монастыря, разоренного поляками.

Он выбрал место для обители в восьми километрах выше реки Вори, где она впадает в судоходную в те времена Клязьму и в трех километрах от старого Стромынского тракта — дороги на Москву. Узнав о старце, к нему пришли со спасенной древней иконой Святителя Николая две монахини из разоренной Успенской обители — Авдотья и Ульяна. Их имена дошли до нас в названиях деревни, на окраине которой находится монастырь, — Авдотьино и холма по соседству — Ульянина гора. Вместе они построили деревянную церквушку, а позже с помощью местных жителей — каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Слух о пустынножителе Варлааме и его отшельничестве распространился по округе, к его обители начали стекаться богомольцы. После кончины Варлаама поблизости от его Никольского храма поселились бродяги с предводителем по прозвищу Берлюк, что означает «волк». Такое прозвище он получил за звериную злобу, хитрость и за то, что носил тулуп мехом наружу. Вскоре в этих местах ограбили и убили купца. Берлюка отправили на суд в Москву. Но имя разбойника отчего-то прижилось и сохранилось в названии монастыря.

Сегодня Николо-Берлюковская пустынь реставрируется — как фасады, так и внутренние помещения.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В 1719 году церковь святителя Николая Чудотворца стала главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, первым ее настоятелем стал иеромонах Диодор.

С октября 1731 года до апреля 1734-го тут служил иеромонах Иосия Самгин. У него нашли запрещенные рукописи, лишили сана, избили кнутом и выслали на Камчатку, а монахов распределили по другим монастырям. Однако позже они вернулись, и обитель стала крепчать.

В годы советской власти Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино была закрыта. После 2002 года часть территории вернули Церкви. Сейчас здесь постепенно возрождается прошлый облик ансамбля Берлюковской пустыни.

Николо-Берлюковская пустынь

Россия Московская область деревня Авдотьино

Идёт загрузка карты…

Николо-Берлюковская пустынь — православный монастырь в Московской области. Основан в начале XVII века, закрыт в 1919. Ансамбль монастыря окончательно передан Церкви только в 2015 году.

История

Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь.

После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем — к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732 — 1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами — Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая — в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну — на Елоховской улице в Москве.

При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный — во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат — иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, — Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита).

В 1829 году в обители обрели икону «Лобзание Христа Спасителя Иудою», вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: «В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его — и обнаружили икону». По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829 — 1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года.

В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: «Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг».

Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного «Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле» и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников.

Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев. Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: «Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее <…>, обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством».

Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году — 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена — Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

В 1895 году по проекту зодчего А.С.Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание «Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни», составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же — автор популярной книги «Православные монастыри Российской империи» и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница.

В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

Положительные перемены для обители наступили лишь в XXI веке. В 2004 году Церкви были переданы храм Христа Спасителя, монастырская колокольня и территория кладбища, где располагался пещерный скит. В стенах обители была возобновлена монашеская жизнь. В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни. В настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы по возвращению монастырскому комплексу его первоначального облика.

Cовременное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

Храмы:

  • Собор Христа Спасителя
  • Cобор Троицы Живоначальной
  • Надвратная церковь Василия Великого
  • Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе)
  • Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная)

Святыни

  • Чудотворную икону Лобзание Иисуса Христа Иудою

Престольные праздники

  • Собор Христа Спасителя — 7 января
  • Cобор Троицы Живоначальной — 50-й день по В.Х.
  • Надвратная церковь Василия Великого — 14 января
  • Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе) — неделя по Пятидесятнице
  • Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная) — 11 сентября

Фото

  • Собор Христа СпасителяСобор Христа Спасителя

  • Cобор Троицы Живоначальной

  • Надвратная церковь Василия Великого

Видео

Как добраться

Адрес: Московская область, Ногинский район, Авдотьино

Проезд:

  • От Щелковского вокзала на автобусе № 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км — до Воскресенского.
  • Из Москвы своим ходом, от ст. метро Щелковская автобусом № 321 до остановки д. Авдотьино
  • По Щелковскому шоссе на автомобиле 30 км. от МКАД, после реки Воря повернуть направо.

Паломнику

Николо-Берлюковская пустынь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни

  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

Это интересно: Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки — объясняем вопрос

Фотографии

  • Колокольня монастыря

  • Храм Христа Спасителя

  • Храм Троицы Живоначальной

  • Иконостас в подвале Храма Христа Спасителя

Интересные факты

  • В 1829 году слепой крестьянке Татьяне Кузнецовой явился во сне Ангел, показал икону и велел идти в Берлюковский монастырь. Следовало найти такой образ и молиться перед ним. Когда прихожанка спросила у монахов обители про икону, оказалось, что такой в монастыре нет. Но вдруг здешний пекарь вспомнил, что квашню с тестом он накрывает кругом, на котором видны полустертые лики. Круг протерли и обнаружили, что это та самая редкость, написанная на старинный сюжет «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Весть о чуде обретения иконы и исцелении слепой привела в монастырь тысячи паломников, желающих освободиться от болезней.
  • Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино гордится 88-метровой колокольней (одной из самых высоких в Подмосковье). Ее построили за четыре года. Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма. Деньги на строительство дали московские купцы Самойлов и братья Ляпины, которые поддерживали церковь.

Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

  • В год 25-летия победы над Наполеоном в монастыре построили Храм Христа Спасителя — раньше, чем в Москве. Освятил его митрополит Филарет, который через 30 лет освятил и Храм Христа Спасителя в столице. Соборы очень похожи между собой.
  • В 1834 году, после сильных пожаров в городе Богородске, прихожане попросили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом Крестном ходе в день Покрова Богородицы. Так было положено начало берлюковским крестным ходам, которые проводятся ежегодно.

Прочие сведения

В начале мая 1895 года Николо-Берлюковскую пустынь посетил композитор Сергей Танеев. «Удивительно приятно. <…> Покой. <…> Сочинял с большой лёгкостью», — гласит одна из записей, появившихся в этот период в его дневнике.

Что посмотреть на территории монастыря

Романовская Аллея Славы

Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.

Колокольня

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.

Святой источник

В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.

Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.

Какие святыни хранятся

Икона была обретена в 1829 году.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Николо-Берлюковской пустыпи

Расписание служб

Литература

Карта намоленных мест Подмосковья

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх