Помост

Вопросы веры

Нило столобенская пустынь

Монастырь Нило-Столобенская Пустынь в Тверской области

Нило-Столобенская Пустынь — нашедший свое место в невероятно живописных просторах озера Селигер Тверской области мужской монастырь. Он был отстроен неподалеку от города Осташков, на острове Столобный, где последние 27 лет жизни в полном уединении пребывал чудотворец, отсельник-молитвенник Нил. Он был рожден в конце XV века, и, к сожалению, мирского имени его история не сохранила, также неизвестна история рода.

История монастыря от постройки

Тринадцать лет прожил аскет в лесах под городом Ржев, в небольшой келье, проводя за молитвами дни и ночи. Несмотря на уединение, молва о нем очень быстро распространилась среди людей. Многие приходили за наставлениями, однако людская слава тяготила самого инока.

Молитвенник Нил был вынужден искать себе новое место обитания. В 1528 году поиски привели его к острову Столобный. Соорудив часовню для молитв вместе с небольшой кельей, долгих 27 лет отжил старец, молясь каждый Божий день. Святой умер 7 декабря 1554 года. Его единственным наставлением было построить на этом самом месте монастырь. Первая часовенка отстроена была в 1560 году прямо над захоронением богомольца.

За всю четырехсотлетнюю историю существования монастырь Нило-Столобенская пустынь переживает все — поначалу большую бедность, затем расцвет и особое расположение Романовых, литовское нашествие, пожары, уничтожавшие постройки дотла, полное разграбление имущества во времена власти большевиков. Стены монастыря в это непростое время служили:

  • колонией;
  • лагерем военных поляков, захваченных в плен;
  • госпиталем;
  • пансионом престарелых;
  • туристической базой.

Первоначальный монастырь отстроили такие же богомольцы, что начали стремиться к острову после смерти Нила преподобного.

Хронология настоятелей обители начинается с инока Германа, на остров он пришел в 1591 году. С помощью братии он быстро добился позволения возвести самую первую церковь Богоявления Господня. Тогда постройки сооружали еще из дерева, поэтому, забегая вперед, монастырь часто сгорал дотла.

В 1594 году жители острова получают официальное разрешение на учреждение монастыря от патриарха Московского и всея Руси Иова. Это событие и считается началом основания монашеской обители. Она получает название Нилова Пустынь.

Преемником преподобного Германа являлся его ученик — святитель Нектарий, в миру — Теляшин. Именно при нем впервые заговорили о Столобенской Пустыни. После смерти настоятеля Германа обитель осталась практически без средств к существованию. Ведь в 1610 году монастырь подвергся нашествию литовских войск. Свою роль сыграли также неурожаи и голод, постигшие земли Селигера. Поэтому молодой настоятель Нектарий был вынужден обратить внимание Царей и знатных особ того времени на жизнь Ниловой Пустыни.

Интересные факты

Святителем Нектарием во время рабочего визита в Москву было предсказано царю Михаилу Федоровичу рождение наследника. Алексей родился 5 марта в 1629 году — предсказание сбылось. Государь захотел видеть крестным отцом царевича именно игумена Нектария. С тех пор монастырь встал под покровительство Романовых, регулярно получая деньги и богатые пожертвования из царской казны.

Среди знатных персон, оказывающих поддержку обители, были:

  • Алексей Михайлович (крестный сын игумена Нектария);
  • Екатерина II ;
  • Александр I ;
  • князья Пожарский, Трубецкой;
  • митрополит Макарий;
  • архимандрит Троице-Сергиевой лавры преподобный Дионисий;
  • купцы, бояре.

История сохранила на своих многовековых страницах фамилию Теляшины не только благодаря добродетели настоятеля Нектария. Из этой семьи происходит еще и значимая личность в русской математике и педагогике — Магницкий Леонтий Филиппович. Он родился в семье Теляшиных и приходился настоятелю племянником. Поэтому с малых лет имел доступ к книгам церкви, оттуда и получил свои первые знания. Впоследствии Леонтий Филиппович стал первым, кто структурировал в отдельное пособие знания по математике и геометрии.

Михаил Ломоносов получал свои первые знания по учебнику «Арифметика», написанному Магницким, которого он считал своим учителем. Кстати, фамилию Магницкий жаловал ученому сам Петр I, поясняя, что «как магнит привлекает к себе железо, так и природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

Именно благодаря этому ученому в русском языке есть такие понятия, как знаменатель, дробь, триллион, квадриллион, биллион, миллион, извлечь корень, делить, умножать, множитель. Сейчас при монастыре работает духовно-просветительский центр «Наследие Селигера» имени Л. Ф. Магницкого.

Мощи преподобного Нила Столобенского

По завершении возведения Богоявленского собора (каменного) в 1671 году, в нем поместили нетленные останки преподобного Нила Столобенского. Их обнаружили четырьмя годами ранее 27 мая 1667 года, когда заложили фундамента собора.

Спустя почти три столетия было совершено святотатство — раку с мощами преподобного Нила вскрыли. Это произошло в 1919 году, когда храмы Ниловой Пустыни и церкви подверглись разорению. Мощи пришлось быстро вывести в близлежащий храм города Осташков.

Обратно в Николо-Столобенскую пустынь Тверская обл., реликвию официально перенесли лишь в 1995 году во главе с Патриархом Алексием II. После того, как Совет министров РСФСР постановил вернуть монастырь в пользование Русской Православной церкви.

Там же, во время исследования подвалов Богоявленского собора, спустя чуть больше трех сотен лет после захоронения, были найдены мощи игумена Нектария. Это произошло уже в наше время, в 2003 году.

Революционное и постреволюционное время

До революционных событий 1917 года Ниловский монастырь относился к важнейшей Православной святыне. Число паломников и богомольцев давало все основания считать монастырь первым в Русском Православии и вторым после Гроба Господня в мировых масштабах. В дореволюционное время насчитывалось до тысячи постоянно проживающих послушников монастыря. Каждый год тысячи людей собирались у раки с мощами преподобного Нила: от простых рабочих и крестьян до знати и царских особ.

Но после произошедших событий судьба монастыря была обречена также, как и тысяч других храмов и церквей. Обитель разграбили, ценности вывезли с территории. Последняя служба прошла в 1928 году.

До войны на территории Столобенской Пустыни были расположены сначала трудовая община, затем колония для юных преступников. Кроме того:

  1. В 1939—1940 годы ее превратили в лагерь для практически шести тысяч польских военнопленных. В 1940 году всех их расстреляли.
  2. В 1941 году Нилову Пустынь превратили в военный госпиталь 3-й ударной армии.
  3. С конца 1945 стены монастыря снова служили колонией малолетних.
  4. 1960 — 1971 — пансионат для пожилых людей.
  5. 1971- 1988 — постройки обители служат турбазе «Рассвет».

Далее обитель была передана компании «Нефтегаз», но в 1988 году строения приходят в сильный упадок, без основательного ремонта эксплуатировать их было невозможно. Изрядная доля сооружений либо разрушена, либо уничтожена.

Лишь спустя два года, в 1990-м, обитель возвратили Русской Православной Церкви. Наступил новый период активного возрождения Столобенской Пустыни.

Обитель в наше время

Ныне в монастыре насчитывается до полусотни насельников. Обитель по-прежнему возрождает промысел — осуществляет свою деятельность столярный цех, работает молочный. Есть своя конюшня, огород, коровник и даже пасека. Пчелиный воск идет сырьем в собственную свечную мастерскую, расположенную на территории Пустыни. Церковные свечи изготавливаются на месте. А освященный мед можно встретить в церковных лавках.

Пчелки трудятся в одном из самых экологически безопасных районов Верхневолжья, поэтому мед обладает не только высокими вкусовыми качествами, но и целебными свойствами. В Москве на православных ярмарках часто можно увидеть изделия, изготовленные в ювелирной мастерской Пустыни. Церковная братия трудится также и в иконной лавке, библиотеке, пекарне, канцелярии.

Посетители легко могут остановиться на ночлег в Монастырской гостинице и в Доме паломника. Номера довольно уютные, чистые, в них приятно находиться. Можно воспользоваться услугами прачечной.

У монастыря также есть свой официальный сайт, где можно ознакомиться с внутренними правилами и распорядком жизни, просмотреть номера гостиницы, подробно изучить карту проезда, расписание общественного транспорта, который регулярно осуществляет рейсы в Нило-Столобенскую пустынь.

От города Осташков монастырь находится на расстоянии 22 км, поэтому из Москвы и Санкт-Петербурга добраться до него можно следующими путями:

  • Поезд дальнего следования Москва (Ленинградский вокзал) — Осташков.
  • Поезд дальнего следования Санкт-Петербург (Московский вокзал) — Великие Луки.
  • Рейсовый автобус Москва-Осташков.
  • Рейсовый автобус Санкт-Петербург — Андреаполь.

Также ежедневно осуществляется рейс Тверь — Остажков. Лучше самостоятельно посетить место, чем просто увидеть святыню на картинках.

Жемчужина Селигера: Нило-Столобенская пустынь

Есть на границе Тверской и Новгородской земель сказочное озеро под названием Селигер. Блогер photomatika каждый год ждет весны, чтобы, забыв про шум и суматоху столичной жизни, собрать самое необходимое в дорогу и отправить туда… Там ждет звенящая тишина, чистый воздух и живописнейшая природа этого замечательного уголка земли русской.

Сегодня я расскажу про одно из таких путешествий. В данном случае машиной добрался от Москвы до Осташкова. Это небольшой районный центр Тверской области на юге Селигера с самобытной историей, в 190 километрах от Твери. Далее по озеру на теплоходе до Ниловой пустыни.

Но все по порядку. Итак, Осташков. Он известен с XIV века. В грамоте литовского князя Ольгерда к константинопольскому патриарху Филофею, датированной 1371 годом, упоминается Кличен — пограничный городок Московского княжества, располагавшийся на одноимённом острове на Селигере. В 1393 году Кличен был захвачен и сожжён новгородцами. По местной легенде, после разгрома городка уцелел единственный житель Кличена, рыбак Евстафий (Осташко), который перебрался на соседний полуостров южнее Кличена — по имени рыбака город и получил своё название

В XV—XVIII веках Кличен-Осташков был центром Кличанской волости, относившейся к Ржевскому княжеству и Ржевскому уезду. Поселение состояло из двух слобод, принадлежавших Иосифо-Волоцкому монастырю и московскому митрополиту. В 1587 году в Осташковских слободах был построен острог и посажен воевода. В Смутное время, в 1610 году поляки не смогли взять городские укрепления, но значительно опустошили окрестности. В 1651—1653 годах был построен новый острог, просуществовавший до 1676 года. Третья крепость простояла до опустошительного пожара в 1711 году и более не возобновлялась.
В годы Великой Отечественной Войны город не был оккупирован немецко-фашистскими войсками, но до 1943 года находился в непосредственной близости от линии фронта. Снабжение фронта и города было возложено на озёрную флотилию. Корабли и город подвергались постоянным бомбардировкам со стороны Люфтваффе.

Тем временем наш теплоход отшвартовался от Пристани Осташкова и мы поплыли по озеру на север, в сторону Нило-Столобенской пустыни.

На озере Селигер, севернее Осташкова, на острове Столобный, расположен монастырь Нилова Пустынь (Нило-Столобенская пустынь), основанный в честь Нила Столобенского.
Это православный мужской монастырь, расположенный на острове Столобном и частично на полуострове Светлица, в 10 км к северу от города Осташкова, на озере Селигер. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 км.
Относительно названия острова — «Столобный» — существуют две версии. По первой, он получил название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём в древности существовало капище, и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу во Ржевском уезде у реки Серемхи небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.
По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.
Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебрался на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в семи верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.
Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. В 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так началась история мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.
По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции 1917 года Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1820 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.
В начале XX века количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.
К началу XX столетия Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленс­кий собор, архиерейские кельи, а также протяженная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уединенный живописный облик и стала более походить на петербургскую го­родскую площадь. В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высо­кой гранитной набережной. Эта протяженная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архи­ерейских келий, она «усиливала», «укрепляла» крохотную территорию остро­ва. Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистичес­ких особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уни­кальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня.
В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года до передачи Тверской епархии Русской православной церкви в Нило-Столобенской пустыни находились:
в 1927—1939 — трудовая коммуна, колония для малолетних преступников;
в 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
в 1941—1945 — госпиталь;
в 1945—1960 — снова колония;
в 1960—1971 — дом престарелых;
в 1971—1990 — турбаза.
В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской православной церкви. В 1995 году в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

Богоявленский собор

Посреди монастыря находится главный собор обители. Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами, он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни. «Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней….» — так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский. Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием.
Посреди монастыря находится главный собор обители. Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами, он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни. «Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней….» — так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский. Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием.

Вид с колокольни Богоявленского собора

В Российской Национальной библиотеке СПб хранится план Богоявленского собора, подписанный этим архитектором, а также подпись подтверждающая участие этого проекта в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в столице. Архивные документы свидетельствуют, что подготовка к строительству велась несколько лет, выдвигались также проекты по перестройке и реконструкции старого собора. Возведение его осуществлялось под надзором «мастера каменных дел» архитектора Анжело Ботани. Архивы свидетельствуют, что настоятель монастыря и попечительский совет очень тщательно рассматривали все проекты, подбирали рабочих и закупали строительные материалы. Собор имеет три престола: главный (центральный) – во имя Богоявления Господня, с правой стороны – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – во имя Святителя Николая Чудотворца.
На сегодняшний день это наиболее восстановленный храм монастыря. Именно здесь совершается весь монастырский богослужебный чин. В Богоявленском соборе находится главная святыня обители – святые мощи Преподобного отца нашего Нила Столобенского. В настоящее время ведутся работы по внутреннему оформлению убранства собора.

Храм святых Апостолов Петра и Павла

На западных вратах монастыря в связи с бывшими настоятельскими покоями (ныне монастырской трапезной) находится пирамидальная надвратная церковь во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла. Храм построен в 1760-1764 годах «при пособии вкладчиковъ», по благословению Тверского епископа Афанасия и освященная в 1764 году Тверским епископом Гавриилом. Иконостас этой церкви был замечателен множеством рельефных вырезанных из дерева и отживленных красками изображений ангелов и святых. Теми же особенностями (объемной лепниной и скульптурами) отличалось и всё внутреннее убранство этого храма.
Здесь и два снимка ниже — виды на Храм святых апостолов Петра и Павла с колокольни Богоявленского собора

Надвратный храм Преподобного Нила Столобенского расположен на святых восточных вратах в связи с Архиерейскими покоями. Храм построен в 1751-1755 годах на сборные деньги по благословению Тверского епископа Митрофана и освящен в 1755 году игуменом обители Феодосием. Первоначально церковь венчал восьмигранный фонарь с пятью главами, впоследствии в 1838 году, созвучно архитектуре возведенного нового Богоявленского собора, замененный ротондой с шейкой, увенчанной шаром с крестом. Храм построен по одному проекту с надвратным храмом Донского монастыря в. Москве.

Храм св. Иоанна Предтечи

Есть еще один Храм на острове Столобный, фотографии которого Вы, к сожалению, не найдете в этом очерке. На западном возвышенном берегу острова Столобный, на том самом месте, где была пещера Преподобного Нила, ископанная им в первые дни по пришествии на остров для приюта на первую зиму и где в 1766 году было от Тверского епископа Гавриила, было благословение строить каменную часовню; находилась каменная двухэтажная четырехугольная пятиглавая церковь во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, построенная в 1777-1781 годах по благословению Тверского Архиепископа Платона, иждивением помещика Ивана Сергеевича Челищева и освященная в 1781 году 27 декабря архимандритом обители Иоанникием. В нижнем этаже этой церкви находился храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроенный и освященный в 1798 году. В северо-западном углу этого нижнего храма – на месте, где была вышеупомянутая пещера Преподобного – было оставлено углубление, представляющее саму пещеру. Место пещеры, известное прежде по преданию, было открыто в 1777 году, при копании рвов под фундамент этого храма. Пещера Святого являлась особо почитаемым местом среди паломников.
Именно в этом углублении был установлен первый скульптурный образ Преподобного Нила «в совершенный Его образ и возраст»; и многие, обращаясь к Святому, через него получали помощь и исцеление. Под этой церковью погребен и ктитор этого храма И.С.Челищев, немногим не доживший до освящения построенного им храма. При этой церкви находилось монастырское братское кладбище. При советской власти храм был разрушен до основания. Уже в наши дни, усилиями волонтеров из молодежного православного движения, руины храма и фундамент были раскопаны и расчищены.

На юго-западной стороне острова Столобный, на месте прежде стоявшей каменной часовни, построенной в память пребывания Преподобного Нила в пустыни Серемской, воздвигнут храм Воздвижения Честного Креста Господня. Храм одноглавый, в нижней части части квадратный и в верхней восьмиугольный, имевший ранее каменную ограду с двумя похожими на церковь входами, был построен в 1784-1788 годах «при пособии вкладчиковъ».

Храм Воздвижения Креста Господня

Устроение этой церкви в честь праздника Воздвижения Честного Креста было обусловлено тем, что первым, на памяти старожилов, первым строением в пустыни Серемской был на деревянном столбе деревянный крест с образом Преподобного Нила, поставленным с незапамятных времен неизвестным им лицом. Позднее изучение приходорасходных книг монастыря древних годов подтвердило установку этого креста насельниками обители в 1687 году. Внутренняя отделка этого храма отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи. Сам Император Александр I, при посещении обители в 1820 году, обозревая церкви монастыря, обратил внимание на изящность внутренней отделки этой церкви, поинтересовавшись у настоятеля: «давно ли сделан иконостас и работы стен? кто были мастера?» и заключив свои расспросы лестным отзывом –»заслуживают эти мастера внимания». Этими мастерами были Осташковские живописец Илья Верзин и резчик Кондратий Конягин. Первый был воодушевлен особым усердием к обители и Преподобному отцу Нилу ввиду благодарности по поводу выздоровления от тяжелой болезни. Второй впоследствии был пострижен в обители с именем Кесарий и благочестиво подвизался, трудясь на резных и лепных работах и на переписывании святоотеческих книг.

Такова история этой земли, завораживающей внешне и глубоко духовной по сути своей…

В заключение, хотелось бы сказать несколько слов и о самом озере Селигер.
Селигер – система озёр ледникового происхождения в Тверской и Новгородской областях Российской Федерации.
Другое название — Осташковское, по названию стоящего на озёрном берегу города Осташкова.
Площадь озера 260 км², в том числе около 38 км² приходится на острова (их на Селигере более 160). Крупнейший — Хачин.
Площадь всего бассейна — 2275 км².
Озеро лежит на высоте 205 метров над уровнем моря и имеет ледниковое происхождение. Этим объясняется его своеобразная форма — это не озеро в привычном понятии, а скорее цепочка озёр, протянувшихся с севера на юг на 100 км и связанных между собой короткими узкими протоками. Береговая линия протяжённостью более 500 км отличается изрезанностью — поросшие лесом мысы, глубокие вдавшиеся в сушу живописные заливы, разнообразные по форме острова.
На Селигере насчитывается 24 плёса, самые большие — Полновский, Осташковский, Кравотынский, Селижаровский, Троицкий, Сосницкий, Нижнекотицкий и Березовский. Отдельные части озера носят самостоятельные названия: озёра Вясцо, Величко, Серемо, Глубокое, Долгое, Святое, Сватица и другие.
Озеро Селигер начинает встречаться под именем Серегер в русских летописях в XII—XIII веках.
Название озера Селигер (также форма др.-рус. Серегѣръ) скорее всего прибалтийско-финского происхождения, однако конкретная его этимология остаётся предметом споров.
Вода в Селигере очень прозрачная, прозрачность достигает 5 метров.
В Селигере обитает около 30 видов рыб (промысловое значение имеют снеток, лещ, щука, судак, налим, ряпушка, язь), ведутся работы по акклиматизации угря, пеляди, велись по акклиматизации карпа.
В окрестностях Селигера сохранились такие млекопитающие как лось, кабан, бурый медведь, волк, лисица, заяц, белка, енот, куница, бобр, летучие мыши.
Из птиц есть цапля, журавль, утка, чайка, рябчик, вальдшнеп, сорока, дятел, дрозд, пеночка, орёл.
Почти все берега озера окаймляет прибрежно-водная растительность: на песчаных отмелях — тростник и осока, в заводях и заливах — камыш, рогоз, рдесты, белые кувшинки и жёлтые кубышки.
Также, на берегах озера можно встретить хвойные деревья, такие как ель, сосна, лиственница и т. д. Распространены широколиственные растения, такие как дуб, берёза, осина и т. д.
На этом разрешите откланяться. Спасибо всем, кто потратил свое драгоценное время и прочел этот фото-доклад об исконно русской земле Селигера.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх