Помост

Вопросы веры

Нравственный это какой

1. Перечислите позитивные и негативные нравственные категории.

2. Попробуйте разъяснить следующий фрагмент: «Вообще получается, что с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Недопущение не­справедливости с моральной точки зрения существеннее,

3. В чем заключается общее и различное между стыдом и
совестью?

4. Чем добродетель отличается от добра, а зло — от порока?
*5. Чем, на ваш взгляд, различаются две формы выбора:

а) выбор между добром и злом; б) выбор между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом?

*6. Исчезнет ли зло, если все люди станут добрыми?

*7. Сравните следующие понятия:

— добропорядочность;

— добродушие;

— добродетельность;

— добро.

Объясните, чем они различаются.

*8. Можно ли встать «по ту сторону» добра и зла?

■ Проблема.Подумайте, должно ли добро «быть с кулаками» ?

Практикум 1.Всегда ли добро зависит от людей? Доста­точно ли одного желания для доброго поступка?

Практикум 2.Работа по группам. Составьте перечень до­бродетелей и пороков любого известного литературного ге­роя и проанализируйте его поведение.

§ 15 (§ 36). Счастье, удовольствие, гедонизм

Некоторые ученые полагают, что наука о морали исторически возникла из рассуждений о том, в чем заключается счастье человека и как его можно достигнуть. Обычно это выяснялось в полемике философа с простецом — через противопоставле­ние того, что понимают под счастьем мудрецы и люди толпы. Простецы называют счастьем высшее состояние радости, чув­ство упоения от обретения желаемого, восторга, удовлетво­ренности от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-раз­ному. Одни его видят в обретении славы или благосклонности

любимой девушки, другие — в богатстве и покое. Но как бы ни различались предметы желания, форма у них одна — не­что зримое, осязаемое, конкретное. А почему нет абстрактно­го счастья? Напрягите фантазию и попробуйте представить абстрактное счастье. Уверен, что оно моментально трансфор­мировалось в нечто иное. Это уже не счастье, а, допустим, со­стояние полного умиротворения. Видимо, нет абстрактного счастья, оно всегда конкретно. Более того, адресно, очень спе­цифично и глубоко индивидуально. Говоря о счастье, люди прежде всего имеют в виду личное счастье, а оно у всех раз­ное. Но если это так, то какое тогда отношение к морали име­ет данное понятие, ведь все моральные нормы, идеалы и цен­ности — универсальны, т.е. одинаковы для всех людей?

Мудрые философы опровергают обыденные представления о счастье и полагают, что оно как нравственная категория воз­можно только тогда, когда речь идет не о личном, а об общест­венном счастье. Быть счастливым просто, рассуждал Л.Н. Тол­стой, но сделать счастливым незнакомого человека очень трудно. Но в стремлении к труднодостижимому как раз и со­стоит путь морального совершенствования. Подлинно нравст­венный человек счастлив тогда, когда счастливы другие, когда счастье обрела его родина. Если этого нет, то душа его неспокойна. Может быть, все-таки существует абстрактное, всеобщее счастье?

Древнегреческое слово «счастье» — «эвдемония» (eudaimonia, eu — добро, daimon — божество) — дословно оз­начало судьбу человека, находящегося под покровительст­вом богов. Только во времена Аристотеля (IV век до н. э.) оно стало обозначать обладание высшими благами. Так и русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть», что означало также «судьбу», «удел» (сравним со словом «участь»). Быть счастливым поначалу и понималось как находиться под ми­лостью высших сил, быть удачливым, быть приобщенным (соучастным) судьбе. Счастье — это значит удача, счастли­вый случай, везение. Но в таком случае счастье есть нечто, не зависящее от человека.

К удаче можно отнести доставшееся по наследству богатст­во, но только если оно свалилось как «снег на голову». Если же вы рассчитывали на него, то счастливый случай здесь ни при

чем. Счастье наступает вопреки всяким расчетам и даже упова­ниям, оно как чудо. Оно приходит даже вопреки вашим усили­ям и трудам, иначе это уже не счастье, а заслуженная награда. Но почему тогда люди больше всего счастливы, когда добились чего-то своим собственным трудом, когда оно досталось благо­даря неимоверным усилиям? И чем выше усилия, тем сильнее ощущение счастья.

Счастьем называют то, что обретает человек благодаря своим усилиям. Несчастья же, будь то огорчения, боль, муче­ния, приходят вопреки его желанию. Счастье не сводится к случаю или удаче. «Улыбка судьбы» или везение сами по себе не представляют счастья. Где-то в уголках подсознания кро­ется тревога: как пришло, так может и уйти. И ничего не по­делаешь. И роптать нельзя, ведь ты его не заслужил. Оно, это везение, дарованное, случайное. И все справедливо. Почему скрадывается ощущение счастья от случайного подарка судь­бы? Быть может, потому, что он — не ваш? Или не заслужен? И его потеря будет таким же справедливым делом, как и обрете­ние? Не само по себе богатство делает человека счастливым, но только праведно нажитое. От достатка и от богатства не следует отказываться, ибо в нужде счастье обрести труднее.

Счастье можно понимать как длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Нопочему-то оказыва­ется, что для полноты ощущения жизни рядом со счастьем обязательно должно стоять несчастье. Только сталкиваясь со страданием, переживая страдание, человек учится лучше оценивать выпавшее на его долю счастье. Когда группу мо­лодых людей попросили представить себе, что, по их мне­нию, будет, если в мире исчезнет страдание, почти все они ответили, что это будет также мир без радости, без любви, без семьи и друзей.

Таким образом, добро и зло, счастье и несчастье являются не просто парными категориями. В жизни они должны быть крепко спаяны, неразделимы. Только их чередование позво­ляет ценить каждое из них. Когда человеку слишком долго везет или он постоянно чувствует себя хорошо, он начинает нервничать: что-то здесь не так, такого не бывает.

Счастье и несчастье присутствуют в жизни каждого чело­века. Никому не дано избежать ошибок, болезней, недобро-

жеелательства соперников или потери близких, того, что час­то бывает причиной несчастья. В XIX веке в Великобритании возникло философское направление, получившее наименова­ние «утилитаризм» (от лат. utilitas — польза, выгода). Его представители считали пользу основой нравственности и кри­терием человеческих поступков. В утилитаристской этике главной нравственной целью человека провозглашается наи­большее счастье наибольшего числа людей и тем самым пред­полагается, что человек может быть по-настоящему счастлив, лишь исполняя свой долг, т.е. будучи добродетельным. Но об­щество устроено так, что одновременное счастье всех невоз­можно. Счастье одних всегда соседствует с несчастьем дру­гих. В этом ученые видят парадокс счастья. В нем, по мнению ученых АЛ. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, совмещены два пред­ставления о счастье — как об удовольствии и удовлетворении от обладания личными благами, с одной стороны, и как об удовлетворении от добродетельного образа жизни — с другой.

Счастья как отдельной цели деятельности или личной жизненной задачи действительно нет. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но из этого не следует, что счастье должно стать нравственным основанием деятельности. В по­гоне за наслаждением, покоем, достатком, богатством или славой счастья не найти. Счастье скорее является следствием определенного образа жизни — добродетельной жизни.

Счастье и удовольствие — взаимосвязанные состояния человеческой души. Но относится ли удовольствие к разряду добродетелей и моральных норм?

УДОВОЛЬСТВИЕ(или наслаждение) — это чувство и пе­реживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.

В этике такая позиция называется гедонизмом(от греч. hedone — наслаждение). В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания явля­ется коренным смыслом человеческих действий, реальной ос­новой счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Со­гласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Вся «мораль» гедониз-

Разница между добродетелью и добром

Добро и добродетель – основополагающие понятия науки этики. Они, безусловно, близки, но означают разные по сути вещи. Почему нужно разграничивать добро и добродетель, в чем их основные отличия друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Добродетель – стремление человека совершать добрые поступки, тесно связанное с его постоянной духовной работой над собой.

Добро – наивысшее благо, абсолютная нравственная ценность; то, что приближает к идеалу.

Сравнение

Добро – одна из древнейших моральных категорий. Это общее понятие, относящееся к наивысшим моральным, нравственным ценностям, по сравнению с которым все остальные категории являются вторичными. Добро издавна противостоит злу (в том числе и в сказках). Оно направляет людей по пути идеальному, стремясь к преодолению недопонимания и разобщенности. Добро зовет к светлому, чистому, божественному. К нему обращаются, чтобы достичь совершенства и гармонии. Добро – это высший нравственный закон, следуя постулатам которого, человек выполняет свое главное предназначение на Земле.

Добродетель – это положительные качества человека с точки зрения нравственности и морали. Человек этот стремится делать добро, совершать благо, причем не единожды, а регулярно, постоянно. Делание добра словно становится для него привычкой, полезным навыком. Добродетель – это субъективная категория, подтверждающая наличие у личности необходимых качеств, соотносимых с понятием добра. Человек, который знает о добре, но не совершает добрых поступков, не может считаться добродетельным, из чего можно сделать вывод, что добродетель – качество активное. Лишь осознанно и постоянно, намеренно, искренне и бескорыстно действуя согласно высшему нравственному закону, можно творить добро. Спонтанно и одномоментно совершать добрые поступки способны многие люди, а вот добродетельные всю свою жизнь направляют к деланию добра. Стоит отметить, что само содержание понятия добродетели от века к веку менялось весьма существенно. Добродетели (к примеру, справедливость, мудрость, правдивость, вежливость) отражали разные стороны добра.

Выводы TheDifference.ru

  1. Добро – объективная категория, добродетель – субъективная.
  2. Добродетели традиционно противопоставляют порочность, добру – зло.
  3. Добродетели помогают человеку делать мир лучше, ориентируясь на абсолютное добро. Добродетельная личность постоянно стремится к добру, всеми своими поступками служа на его благо. Добродетель следует высшему нравственному закону, то есть добру.

Нравственный поступок и его оценка

Вследствие этого моральное сознание стремится смягчить и отрегулировать столкновение и борьбу этих интересов, само оставаясь как бы над ними и отражая поведение и отношения людей друг к другу с позиций идеального долженствования, с позиций критической неудовлетворенности сущим и противопоставления ему некой идеальной справедливости, совершенства.

Поэтому моральному сознанию присущи императив­ность, повелительность и оценочность. Оно требует, вменяет человеку идеально-должную модель жизнеус­тройства и оценивает степень соответствия или несоот­ветствия его поведения этой модели.

Моральное сознание может опираться на обществен­ное мнение, когда оно не противоречит его ценностям, но может и отвергать его с позиций индивидуальной честности и совести как индивидуального морального локатора4.

Нравственный поступок и его оценка

Вся нравственная деятельность человека складыва­ется из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами име­ют сложную структуру, элементы которой также оказывают воздействие на их объективную нравственную ценность. Обычно обыденное моральное сознание не затрудняется при вынесении моральной оценки того или иного поступка, однако при столкновении различ­ных оценок и необходимости их обосновать для обы­денного сознания начинаются непреодолимые труднос­ти. Неспособность морального сознания обосновать собственную моральную оценку с точки зрения ее объ­ективности и истинности вынуждает ее согласиться, что моральные оценки — это дело субъективного вку­са, симпатий и антипатий, что, безусловно, снижает их авторитет и значение в жизни человека.

Поэтому этика стремится проанализировать саму процедуру морального оценивания, выявить факторы моральной оценки, учет которых только и может спо­собствовать ее обоснованности и объективности.

Вообще человеческий поступок — это не просто физическое действие, взятое с его натурально-вещест­венной стороны, а мотивированный и совершенный со­знательно акт общественно значимого поведения. Дейст­вия могут, как известно, совершать и животные, а вот поступки — сугубо человеческая область деятельности.


Для лучшего понимания природы нравственного поступка полезно разделить все действия человека на действия-операции и действия-поступки. Первые оз­начают действия, взятые в их внешнем проявлении безотносительно к их значению, а вторые — мотивированные и совершенные сознательно социально зна­чимые действия.

Их различия особенно заметны при воздержании, отказе от действия в условиях его нравственной необ­ходимости. Например, отказ в оказании помощи чело­веку, находящемуся в трудной ситуации, даже если при этом не совершены никакие действия, также явля­ется поступком, подлежащим моральной оценке.

Таким образом, действие само по себе, как и без­действие в определенных ситуациях, есть лишь носи­тель поступка, его «внешность», в то время как его сущностью является нравственное содержание и смысл. Сам же поступок есть объективация в действии (или бездействии) и его результате субъективно мотивиро­ванного отношения субъекта действия. Некоторые ав­торы даже считают возможным определить поступок как мотивированное действие. Это так, если считать мотивом вообще некоторую установку, ценностную ориентацию личности, независимо от степени ее осоз­нания и сознательного волевого руководства в поведе­нии именно этим осознанным мотивом. В противном случае так называемое немотивированное насилие, акты вандализма и разнузданного поведения, которые не являются выражением какой-то сознательной позиции и даже не нуждаются в какой-то мотивации для их совершении, окажутся за пределами моральной оцен­ки, которая ведь должна установить именно внутрен­нюю ценность поступка.

Для моральной оценки поступка, то есть установле­ния его морального качества, не столько важна его внешняя, операционная сторона, сколько именно цен­ностно-содержательная характеристика действия. При этом оценка должна охватывать поступок в его целост­ности, единстве внешних и внутренних составляющих, учитывать условия его совершения. Иначе она толь­ко случайно может оказаться справедливой, соот­ветствующей действительной нравственной ценно­сти поступка.

Поэтому, хотя люди ежедневно оценивают свои и чужие поступки, рассчитывая на свой жизненный опыт, нравственное чувство и интуицию, необходимо пони­мать, каким образом складывается моральная оценка и от чего она зависит, чтобы быть уверенным в ее точности и верности.

Полезно также различать мотивы со стимулами. Стимул — это всякое побуждение к действию, толчок, причина его совершения, в то время как мотив являет­ся обязательно в той или иной мере осознанным по­буждением, направленным на удовлетворение какой-либо потребности и принятым личностью. Стимулы в большей мере несут в себе объективное содержание, выступают в качестве объективных причин для совер­шения действия, направляющих волю и желания че­ловека извне. Это, например, материальная заинтересованность в выполнении какой-либо работы, страх наказания за неисполненное, принуждение или давле­ние, оказываемое на человека с целью заставить его поступить определенным образом.

Известно, что XX в. ознаменовался открытием боль­шой роли, которую играет в поведении человека бес­сознательное, в связи с чем мотивация поведения при­обрела сложную, многослойную структуру, где чело­век руководствуется в своем поведении мотивами,

Презентация «Добродетели благородства и справедливости» 4 класс

Урок по ОРКСЭ (модуль » основы светской этики») УМК: «Перспективная начальная школа» Тема: «Добродетели благородства и справедливости»

  • Разработала:
  • Алина Яковлевна Корогод
  • МБОУ СОШ № 28
  • 2017

Класс: 4 А УМК: «Перспективная начальная школа» Раздел 2 Человек и мир Урок 8 Добродетели благородства и справедливости

  • Тип урока:
  • Первичное представление новых знаний
  • (по Розе Гельфановне Чураковой )

Предметные результаты базовый уровень

  • Ученики узнают,
  • Почему так важны добродетели благородства и справедливости;
  • Почему китайский мудрец Конфуций считал их наиважнейшими среди других добродетелей;
  • В каких качествах человека проявляются эти важнейшие добродетели

Предметные результаты повышенный уровень

  • Ученики получат возможность составить частное представление о главных понятиях урока

ТДЦ: формировать у младших школьников представление о добродетели благородства и справедливости ;познакомить с высказываниями китайского мудреца Конфуция; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

  • Задачи урока:
  • формирование УУД:
  • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов и видеофильма;
  • проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  • создавать по изображениям словесный портрет героя;
  • описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, фильма;
  • высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  • оценивать поступки реальных лиц, героев произведений.

Организационный процесс

  • Упражнение на создание благоприятной атмосферы урока: «Улыбка»
  • Дети, у вас улучшилось настроение?
  • Почему оно стало лучше?
  • Что дарит улыбка?
  • Почему надо чаще улыбаться?
  • Может злой человек совершать добрые поступки?

Актуализация знаний в начале урока Опрос по прошлому уроку по теме «Добродетели и пороки»

  • Приведи примеры, когда добродетель может перерасти в порок.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ КИТАЙСКОГО МУДРЕЦА КОНФУЦИЯ

  • 1.»Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их».
  • 2.»Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков».
  • 3. «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».
  • Прием «Карта группового сознания»

Обсудим

  • Как вы поняли смысл этих высказываний?
  • Подумайте, на какие «вечные вопросы» отвечал Конфуций своим учением.

Основные понятия учения

  • Гуманность (из словаря) – любовь к людям, уважение к человеческой личности, признание за каждым без исключения человеком общечеловеческих прав.
  • Благопристойность (из словаря) – соответствие поведения человека принятым в обществе правилам, морали, нормам приличия.
  • Объясните, как вы понимаете значение слова «благородный».
  • Какого человека можно назвать благородным?
  • Согласны вы с тем, что благородный человек – это человек гуманный и благопристойный?

Обсудим текст

  • Опишите, каким представлял Конфуций благородного мужа.
  • Кого он ему противопоставлял?
  • Подумайте, с каким из этих двух типов людей приятнее общаться, дружить, жить в одном доме, городе. Почему?

Притча «Благородная мышка» Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

  • Повадилась мышка сыр из мышеловки таскать.
  • Да так ловко, что ни разу не попалась!
  • Но еще более удивительным было то, что сыр, который лежал на столе, она никогда не трогала и питалась только тем, что в мышеловке.
  • — Почему? — спросила, поймав ее, кошка.

Чем закончится притча?

  • С тех пор вместо мышеловки на полу стояла маленькая мисочка, в которой лежал кусочек сыра для мышки.
  • Все дело в том, что хозяева — тоже были благородными!

Обсудим

  • Можно мышку назвать благородной?
  • Почему?
  • Почему хозяева были благородными?

Просмотр мультфильма Притча о добром самарянине.mp4 Как бы поступили вы на месте в такой ситуации? Были у вас похожие случаи, когда вам приходилось стоять перед выбором «нельзя и надо»? Подведение итогов занятия

  • Какую тему проходили сегодня на уроке?
  • («Добродетели благородства и справедливости»)

Информация о домашнем задании

  • Поиграем в сказочников. Написать сказку о справедливости, оформить ее в виде книжки-малышки с иллюстрациями.(по желанию).

Рефлексия

  • Вам понравился урок?
  • Прием «Мое желание»
  • Цель : определить ожидания и опасения учащихся при работе над темой. Благодаря общению в парах ученики чувствуют себя уверенно и комфортно.
  • Напишите на стикере один благородный поступок, который вы хотели бы когда-нибудь совершить. Соберем все записки в волшебную коробочку и в конце 11 класса откроем и узнаем удалось ли вам совершить свой поступок.

Контроль за процессом и результатом деятельности

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какой опыт приобрели в учебной деятельности?
  • Что было самым трудным на уроке?
  • Что считаете самым важным, главным, интересным?
  • Что вы поняли?
  • Какие мысли, идеи появились?
  • — Вы сами решали задания?
  • — Вы справились с этими заданиями?
  • — Мы достигли цели?!
  • Какое у вас настроение?

Бессердечие

Бессердечие – это характерологическое качество личности, являющееся социально обусловленным и предполагающее высокий уровень безучастности к чужим проблемам и страданиям, отсутствие отзывчивости к просьбам и невозможность самостоятельного предложения помощи. Данное понятие является противоположностью сердечности, открытости и отзывчивости, при этом включает такие синонимы бессердечие, как безжалостность, чёрствость, эмоциональная тупость, душевная глухота, бесчувственность и прочие. Стоит определить заранее, что хотя данное понятие и используется часто для замены прочих терминов, однако не является точным заменителем и всегда предполагает свои собственные оттенки проявления.

Что это такое

Значение слова бессердечие имеет определённые религиозные корни своего происхождения, поскольку преподносит такое состояние человека, как наличие бесов у него в сердце. Такое звучание и написание осталось, несмотря на все правила словообразования русского языка, поскольку наиболее полно отображает смысл, вложенный в термин. Бессердечных людей приравнивают к душевнобольным или калекам, а при ярком и тотальном проявлении этой личностной черты можно говорить о психических нарушениях. В психоневрологических симптомах бессердечие, как и излишняя жестокость, отсутствие откликаемости на проблемы социального характера является признаком душевного расстройства шизофренического или психопатического спектров.

Тесно связано бессердечие с высоким уровнем эгоизма или даже эгоцентризма при полном отсутствии каких-либо эмоций относительно всех, кто ниже или слабее. Бескорыстные поступки, мягкость в обращении, великодушие в прощении – это лишь малый список того, что не доступно бессердечному человеку. Скорее он всегда ищет выгоду, может идти по головам, причиняя боль другим и не останавливаясь перед моральными этическими законами. Кстати юридические и духовные законы будут сдерживать такого человека только до определённой поры, пока черта бесчувственности не станет главенствующей в личности.

Отсутствие участия в страдании других обусловлено не желанием человека или его личным выбором – это всё последствия фрустрации вследствие травм или отсутствия развития определённых характерологических черт. Вырастает бессердечие из отсутствия нравственности и ориентации на духовные и моральные нормы и приоритеты, попирание голоса совести, а впоследствии и полном игнорировании его сигналов. Во многом появление именно такой личностной особенности обусловлено современным обществом и изменением характера взаимодействия между людьми в глобальном смысле. Так, чем жёстче окружающий мир, тем больше человек понимает актуальность преследования только своих интересов.

Практика показывает, что если помог другим, даже в ущерб себе, то не факт, что получишь поддержку, когда понадобится. Мы всё чаще привыкаем к тому, что на сердечности могут манипулировать нищие и больные, которые на самом деле являются актёрами или спекулянтами. Друзья и знакомые преувеличивают свои несчастья, чтобы получить поддержку, когда дела у них лучше, чем у вас. Так постепенно рождается защита от эмоциональных реакций на события окружающего мира, и в приоритетах становится преследование только своих целей.

Проблема бессердечия

Бессердечие самое тяжкое преступление против человеческой природы, собственной души и окружающих людей. Именно из него проистекают все остальные преступления, порицаемые юридическими или религиозными инстанциями. Когда человеку всё равно, что происходит с окружающими людьми, как его действия и слова могут влиять на них, то он автоматически становится социально опасным и дезадаптированным.

Последствия развития первых зачатков бессердечия могут быть полезны для временного сохранения личности, например в ситуациях оказывающих слишком сильное фрустрирующее действие или возвращающих к психотравмирующим воспоминаниям. Но стоит понимать, что когда человек задерживается в таком мировосприятии, частицы души способные реагировать на других постепенно отмирают, приводя к параличу не только нормального взаимодействия, но и к возможности собственного развития. Это касается не только масштабного понимания, но и непосредственного межличностного взаимодействия. Деградация общества влияет на уровень каждого его члена, вместе с тем отдельно взятый человек может начать выравнивать ситуацию в лучшую сторону.

Проблема упирается в то, что всё меньше внимания уделяется развитию духовности, как на государственном уровне, так и в семьях. Вырастая и воспитываясь благодаря интернету и гаджетам, люди теряют тепло живого общения, перестают понимать, как именно можно причинить боль или принести душевное тепло.

Однако решение проблемы должно начинаться с конкретного взаимодействия двух людей. Если вы попали в парные отношения с бессердечным человеком, то только при помощи огромного терпения можно изменить его, постоянно показывая, как важен этот человек, несмотря на его закрытость и чёрствость, как можно продолжать открываться и делиться, заботиться и сочувствовать, ставить себя на место другого. Это похоже на попытки растопить ледник, используя фен для волос, однако это не значит, что потихоньку и в некоторых местах лёд не перестанет нарастать.

Примеры бессердечия

Примерами бессердечия полна как литература с кинематографом, так и будничная жизнь каждого человека. Связано это с тем, что тех, кто остаётся чувствительным крайне возмущает и удивляет подобная реакция другого человека и способность строить взаимодействие с миром таким образом. Все вымышленные примеры призваны хоть как-то обратить внимание к тому, откуда обычно берёт свое начало бессердечие, чтобы не бороться с его последствиями, а пресекать на корню развитие таких ситуаций. Это также попытки достучаться до тех, в ком ещё остались какие-то капли чувствительности, чтобы они увидели возможные негативные последствия.

Для всех остальных оптимально ознакомиться с понятием бессердечия на примерах, приведённых ниже, чтобы вовремя увидеть эту черту в себе или своих близких.

Бессердечие проявляет себя всегда там, где требуется помощь или сочувствие. Например, если кого-то из детей попросили ухаживать за животным, но ему это скучно или тяжело и он перестаёт кормить питомца – это не про невнимательность и возраст, а про отсутствие переживания. Поиск своей выгоды может быть в абсурдных вещах – не уступить место в транспорте пожилому человеку, чтобы поставить свою сумку и не держать её в руках, не подождать коллегу с работы, забрав последнюю машину, потому что хотелось выпить чаю.

Проскальзывает отсутствие сердечности в чёрном юморе и сарказме. Когда врачи в силу своей специализации перестают быть чувствительными к смертям и сильным переживаниям по поводу здоровья других людей, они могут говорить фразы, повергающие пациентов в состояние тихого ужаса и оцепенения. Нельзя сказать, что это делается специально или что человек стремился к такому, ведь идут лечить те, кто больше всех сопереживает окружающим, только потом выгорает в процессе.

Матери, бьющие своих детей, чтобы те перестали плакать на улице и мешать проходящим людям также являются примерами бессердечия, поскольку выбирают поддержание своих эгоистичных интересов (сохранения имиджа культурной и воспитывающей женщины, вписывающейся в социальные нормы) вместо того, чтобы откликнуться на потребность ребёнка.

Не обязательно такое качество характера должно проявляться на уровне личностного взаимодействия знакомых и значимых друг другу людей, просто там оно ранит больше всего. На улице вас могут толкнуть и сказать, что сами виноваты, проигнорировать просьбу подсказать дорогу или найти аптеку – это маленькие проявления, касающиеся каждого.

Абсолютная сердечность – это помощь всем просящим и нуждающимся даже когда они молчат, это переживания за судьбы людей мира, находящихся в метре и на другом континенте. Выдержать такое напряжение невозможно, ни одно сердце не сможет вместить в себя столько боли, поэтому срабатывает защита в виде бессердечия, равнодушия, чёрствости, помогающая выжить отдельному индивиду. Главная проблема в том, как сильно проявлена та или иная полярность и насколько это актуально ситуации.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх