Помост

Вопросы веры

О чем Борис Годунов

История создания трагедии «Борис Годунов» Пушкина: история публикации, интересные факты

В марте-апреле 1825 г. Пушкин вернулся к работе над «Борисом Годуновым» и летом 1825 г. закончил первую часть, которая завершалось сценой в корчме на литовской границе. Вторую часть Пушкин завершил 13 сентября 1825 г. (часть заканчивалась сценой с Григорием и Мариной у фонтана). Третью, заключительную часть драмы «Борис Годунов» Пушкин закончил 7 ноября 1825 г.
В рукописи трагедия была озаглавлена так: «Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве». При этом у Пушкина имелось несколько вариантов этого названия. При окончательной обработки пьесы Пушкин убрал деление ее на три части и поменял местами несколько сцен.
Чтения и запрет на публикацию

В сентябре и октябре 1826 г., уже в Москве, Пушкин читал свою драму друзьям: 10 сентября у Соболевского, 29 сентября у Вяземского, 12 октября у Веневитиновых.
Узнав о об этих чтениях, А. Х. Бенкендорф (начальник Третьего отделения, занимавшегося политическими расследованиями), потребовал от Пушкина рукопись «Бориса Годунова» на проверку. В конце концов Император Николай I не одобрил драму, из-за чего она не была допущена к печати в оригинальном виде. После этого из трагедии «Борис Годунов» были напечатаны только отрывки (несколько сцен).
Долгожданная публикация
В 1830 г. Пушкин снова обратился к Бенкендорфу с просьбой разрешить «Бориса Годунова» к печати. На этот раз Бенкендорф позволил Пушкину опубликовать драму, однако при публикации многие сцены были сильно изменены по цензурным соображениям, а сцена «Девичье поле. Новодевичий монастырь» была и вовсе вырезана.
Это издание вышло в печать в конце декабря 1830 г. Пушкин посвятил эту книгу историку и литератору Н. М. Карамзину.
К сожалению, при жизни автора драма «Борис Годунов» так и не была поставлена на сцене по тем же цензурным соображениям. Вот как комментирует эту ситуацию профессор С. М. Бонди: «Пушкину не удалось увидеть на сцене своего «Бориса Годунова». Николай I, только что разгромивший декабрьское восстание, запретил даже печатание пушкинской драмы, и только через шесть лет после ее написания Пушкину удалось выпустить ее в свет. Наступившая реакция николаевского царствования лишила Пушкина возможности разрабатывать для театра широкие политические и социальные темы. Он в своей драматургии перешел к углублению личной темы, к изучению человеческих характеров, общечеловеческих страстей.» (С. М. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.)

Борис Годунов (трагедия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения).

Борис Годунов

Жанр:

пьеса

Александр Сергеевич Пушкин

Язык оригинала:

русский

Год написания:

Текст произведения в Викитеке

«Бори́с Годуно́в» («Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве») — реалистическая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское.

История создания произведения

Написана под влиянием чтения «Истории государства Российского» и посвящена периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. На встрече с царём (которая положила конец ссылке) автор читал ему отрывки из «Бориса Годунова».

Драма написана в подражание историческим хроникам Шекспира — преимущественно белым стихом с несколькими прозаическими сценами. Послужила протекстом ряда произведений не только русской литературы, но и европейской (в искусстве постмодерна образ Бориса не раз обыгрывается у Роб-Грийе).

Полностью пьеса была впервые опубликована (с цензурными сокращениями) в конце декабря 1830 с датой издания 1831, но поставлена на сцене только в 1866. Причиной тому — предполагаемая несценичность произведения. Но главное — до 1866 трагедия была запрещена для представления на сцене. С цензурными изъятиями и сокращениями поставлена впервые 17 сентября 1870 на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра.

Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей.

Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийстве цесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено.

Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Также основной темой является источник власти и ответственность за народ правящей верхушки. Устами персонажа драмы, своего однофамильца, Пушкина автор говорит об источнике власти как о «мнении народном» и выводит правящую элиту, как сборище честолюбцев и предателей ввергающих народ в Великую Смуту.

Действующие лица

  • князь Шуйский, Василий Иванович
  • князь Воротынский
  • думный дьяк Щелкалов, Андрей Яковлевич
  • царь Борис Годунов
  • Пимен
  • Гришка Отрепьев
  • патриарх (Иов)
  • игумен Чудова монастыря (Пафнутий)
  • Мисаил и Варлаам, бродяги-чернецы
  • хозяйка корчмы на литовской границе, приставы
  • Пушкин, Афанасий Михайлович
  • царевна Ксения Годунова
  • царевич Федор Годунов
  • Годунов, Семен Никитич
  • pater Черниковский (польский иезуит Николай Черниковский)
  • Гаврила Пушкин
  • князь Курбский, шляхтич Собаньский, Хрущов, донской казак Иван Карела, поэт
  • Мнишек, Ежи
  • Мнишек, Марина Юрьевна
  • князь Вишневецкий, Адам
  • польские дамы и кавалеры
  • Басманов, Пётр Фёдорович
  • капитаны Маржерет, Вальтер Розен
  • юродивый Николка Железный Колпак
  • Рожнов, московский дворянин (пленник)
  • Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов
  • народ
  • бояре
  • стрельцы

Значение произведения

В 1869 Модестом Мусоргским на текст драмы была написана одноименная опера.

Среди последующих драматургов, пытавшихся пойти по стопам Пушкина, следует особенно отметить А. К. Толстого. В своей исторической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного» (1865), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870), Толстой как бы повторяет основное противопоставление бояр, возглавляемых Бельскими, Шуйскими, Мстиславскими, безродному выскочке — Годунову.

Постановки

  • 17 сентября 1870 — самая первая постановка на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра (реж. Александр Яблочкин, декорации Ивана Шишкина; Борис — Леонид Леонидов, Лжедимитрий — Василий Самойлов, Пимен — Пётр Григорьев, Марина Мнишек — Елена Струйская, Шуйский — Петр Зубров).
  • 19 ноября 1880 — в той же редакции первая постановка в Москве в Малом театре (реж. Сергей Черневский; Борис — Николай Вильде, Лжедимитрий — Александр Ленский, Пимен — Иван Самарин, Марина Мнишек — Мария Ермолова, Шуйский — Осип Правдин, Басманов — Михаил Лентовский).
  • 14 октября 1899 — Малый театр (Борис — Фёдор Горев, Лжедимитрий — Александр Южин, Пимен — Рябов, Варлаам — Владимир Макшеев, Мисаил — Михаил Садовский, Хозяйка корчмы — Ольга Садовская, Юродивый — Николай Музиль).
  • 10 октября 1907 — МХТ впервые в наиболее полной редакции (22 из 24 сцен трагедии) (реж. Владимир Немирович-Данченко и Лужский, худ. Виктор Симов; Борис — Александр Вишневский, Лжедимитрий — Москвин, Пимен — Качалов, Марина Мнишек — Германова, Шуйский — Лужский, Варлаам — Илья Уралов).
  • 13 февраля 1905 — общедоступный театр Лиговского народного дома. Петербург (реж. П. Гайдебуров)
  • 1908 — Александринский театр — два эпизодических спектакля в пользу сооружения памятника Пушкину в Петербурге (Борис — Ге, Лжедимитрий — Ходотов, Шуйский — К. Яковлев, Варлаам — Давыдов, Мисаил — Варламов).

До революции 1917 года в провинциальных театрах трагедия ставилась крайне редко (иногда ставились отрывки-сцены к юбилейным датам). Известны лишь постановки:

18 ноября 1871 — Казань, антреприза Медведева, бенефис Давыдова, исполнявшего роль Лжедимитрия. 1899 — Петинский (Воронежская губерния) деревенский театр Бунакова.

  • 13 ноября 1934 — Ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Сушкевич, худ. Руди; Борис — Симонов, Лжедимитрий — Бабочкин, Пимен — Яков Малютин, Марина — Евгения Вольф-Израэль, Варлаам — Николай Черкасов), там же (1949; реж. Леонид Вивьен, худ. Попов)
  • 1937 — Малый театр (реж. Хохлов, худ. Щуко; Борис — Ленин, Лжедимитрий — Анненков, Пимен — Подгорный, Марина Мнишек — Гоголева, Шуйский — Яковлев, Варлаам — Зражевский, Юродивый — Лебедев)
  • 1937 — колхозно-совхозный театр Леноблисполкома (реж. Гайдебуров).
  • 1937 (к столетию смерти Пушкина): Оренбургский, Воронежский, Смоленский, Новосибирский театр «Красный факел», Орехово-Зуевский, Свердловский, Рязанский, Краснодарский, Башкирский академич. театр (Уфа), Таджикский театр им. Лахути (Сталинабад), Коми драм. театр (Сыктывкар) и мн. др.
  • 1938 — Ленинградский Новый театр юных зрителей (реж. Зон и Сойникова, худ. Григорьев)
  • 1949 — Театр им. Франко, Киев (Борис — Юрий Шумский, Марина — Наталия Ужвий).
  • 1957 — Театр им. Руставели (Тбилиси), Центральный детский театр (Москва).

С чтением отрывков из трагедии неоднократно выступал по радио и на эстраде В. И. Качалов.

Примечания

  1. Театральная энциклопедия
  2. Вымышленный персонаж

См. также

  • И мальчики кровавые в глазах
  • Дом Веневитинова

Произведения Александра Сергеевича Пушкина

Роман в стихах

Евгений Онегин

Поэмы

Руслан и Людмила • Кавказский пленник • Гавриилиада • Вадим • Братья разбойники • Бахчисарайский фонтан • Цыганы • Граф Нулин • Полтава • Тазит • Домик в Коломне • Езерский • Анджело • Медный всадник

Стихотворения

Стихотворения 1813—1825 (список) • Стихотворения 1826—1836 (список)

Драматургия

Борис Годунов • Русалка • Сцены из рыцарских времён

Маленькие трагедии: Скупой рыцарь • Моцарт и Сальери • Каменный гость • Пир во время чумы

Сказки

Жених • Сказка о попе и о работнике его Балде • Сказка о медведихе • Сказка о царе Салтане • Сказка о рыбаке и рыбке • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях • Сказка о золотом петушке

Художественная проза

Арап Петра Великого • История села Горюхина • Рославлев • Дубровский • Пиковая дама • Кирджали • Египетские ночи • Путешествие в Арзрум • Капитанская дочка • Роман в письмах • Повесть о стрельце

Повести Белкина: Выстрел • Метель • Гробовщик • Станционный смотритель • Барышня-крестьянка

Историческая проза

История Пугачёва • История Петра

Прочее

Список произведений Пушкина • Переводы Пушкина с иностранных языков

Неоконченные произведения выделены курсивом

История создания трагедии Борис Годунов Пушкина

Историческая драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» — одно из выдающихся произведений русской классической литературы. Произведение создано во время ссылки в Михайловское под влиянием от прочтения «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Драма написана в подражание историческим произведениям Шекспира и в основном используется белый стих ( т.е стихи, не имеющие рифмы, но с четко определенными размерами) .

Пушкин начал работу над своим новым произведением примерно в ноябре-декабре 1824 года, однако в скором времени он делает «перерыв» и работает над одной из глав романа в стихах «Евгений Онегин». За это время он успевает написать всё вплоть до сцены в келье Чудова монастыря. Примерно через четыре-пять месяцев он вновь возобновляет работу над драмой и летом 1825 заканчивает первую её часть. В это время он пишет письмо своему другу Вяземскому, в котором характеризует своё произведение как «романтическую трагедию». Уже 12 сентября того же года из под его пера выходит вторая часть драмы, а к ноябрю он создает третью, заключительную часть трагедии.

Изначальное название нового произведения должно было быть «Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», причем существовало несколько вариантов такого «длинного» названия, но слегка переработав концепцию и убрав деление на части, Пушкин меняет название на простое «Борис Годунов».

Однако на этом история драмы не заканчивается. Осенью 1826 года в Москве Пушкин читает «Бориса Годунова» своим друзьям. Об этом узнает начальник Третьего отделения, органа политического сыска и цензуры, А. Х. Бенкендорф. Шеф корпуса жандармов требует от писателя рукопись произведения, после чего её читает лично император Николай Первый, известный свой строгостью и неприязнью к любому инакомыслию. Политические и социальные проблемы, которые задевает и показывает трагедия пришлись ему не по душе. Государь не одобряет драму и не допускает её к полной печати, к изданию были допущены только лишь небольшие отрывки и некоторые сцены. В 1830 году Пушкин вновь обращается к Бенкендорфу с просьбой разрешить опубликовать всего «Бориса Годунова». Он соглашается, однако при условии того, что книга будет подвержена цензуре, а некоторые сцены будут вовсе вырезаны, и уже к концу 1830 года, в декабре, драма вышла в печать.

Но при жизни Александра Сергеевича «Борис Годунов» так и не будет поставлен на сцене театра. Не смотря на мечту самого писателя, этому мешала не только жесткая цензура, запрещавшая трагедию для представления на сцене вплоть до 1866 года, но и тот факт, что большинство считали драму попросту «несценичной». Лишь спустя почти сорок лет после публикации, 17 сентября 1870 года, с большими сокращениями и цензурными изъятиями ,на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра был впервые исполнен легендарный «Борис Годунов».

Вариант 2

Свою знаменитую пьесу А.С. Пушкин писал, находясь в очередной ссылке в селе Михайловском. Идею произведения писатель почерпнул, изучая «Историю Российского государства» Карамзина. Вдохновившись историей, Пушкин решает создать свое произведение в рамках темы, которое позволило бы отразить его точку зрения на многие социальные вопросы.

Формат произведения схож с историческими циклами Шекспира. Сама трагедия написана белым стихом со вставками прозаических фрагментов. Такое построение выделяет пьесу среди других произведений Пушкина.

Работа над произведением шла неспешно. Начав писать в конце 1824 года, Пушкин вскоре делает перерыв на работу над «Евгением Онегиным». Спустя полгода автор снова садится за продолжение трагедии, окончив вторую часть в летом 1825 г. К концу года весь текст романтической трагедии, как называл ее сам Пушкин, был полностью готов.

В первоначальном варианте рукопись носила довольно длинное название «Драматическая повесть, Комедия о беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Позднее автор перерабатывает текст пьесы, убирая трехактную структуру. Название он сокращает до простого «Борис Годунов».

По возвращению в Москву из ссылки, Пушкин читает пьесу на многочисленных встречах с университетскими друзьями. Этот факт привлек интерес тайной полиции, затребовав рукопись для проверки. Лично читавший ее Николай I, остался недоволен содержанием произведения. В итоге трагедию запретили издавать, ограничившись небольшими фрагментами.

Долгое время трагедия оставалась неизданной. Лишь спустя шесть лет после повторной просьбы Пушкина, пьеса была допущена к публикации с изъятием особо спорных сцен, некоторые части трагедии были сильно видоизменены в угоду цензуре. Например, полностью изъята сцена на девичьем поле Новодевичьего монастыря.

Однако на сцене пьесу поставили только после смерти писателя. Реакционная политика императора Николая не позволила Пушкину в полной мере высказаться на социальные и политические темы в своих произведениях.

Несмотря на все препятствия, учиненные правительством, эта трагедия стала одним из ярчайших произведений А.С. Пушкина.

Интересные ответы

  • Хронологическая таблица Солженицына (жизнь и творчество)

    1918 г. – рождение в Кисловодске.

  • Платон — доклад сообщение

    Платон был одним из величайших классических греческих философов. Он жил с 427 года до нашей эры до 348 года до нашей эры. Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Платон писал о многих идеях философии, которые популярны до сих пор.

  • Папоротники — сообщение доклад (3, 5 класс биология окружающий мир)

    Папоротники – отдел сосудистых растений, который включает в себя более 10 тыс. видов. Они являются представителями древней флоры нашей планеты: 400 млн. лет назад гигантские древовидные папоротники

  • Франсуа Рабле — доклад сообщение

    Великий французский писатель Франсуа Рабле родился в 1483 или в 1494 году (точная дата неизвестна) в семье достаточно зажиточного землевладельца, который по некоторым сведениям занимался юридической практикой, а по некоторым — работал аптекарем.

  • Изобретения древнего Китая (китайцев в древности) — сообщение доклад

    Китайская цивилизация сделала множество открытий, которые облегчили жизнь всего мира. Они помогли облегчить ее, при этом подарили новые знания, сделали жизнь более насыщенной и простой.

Образ Бориса Годунова в трагедии А. С. Пушкина и в трилогии А. К. Толстого

Транскрипт

1 О. Л. Державина Образ Бориса Годунова в трагедии А. С. Пушкина и в трилогии А. К. Толстого Среди исторических деятелей конца XVI начала XVII в. особое внимание писателей привлекает яркая личность Бориса Годунова-и его трагическая судьба, которая обычно связывается с именем маленького царевича Димитрия последнего сына Ивана Грозного от его седьмой жены Марии Нагой, погибшего в Угличе 15 мая 1691 г. при -странных и до сего дня окончательно не выясненных обстоятельствах. Виновником его гибели почти все писатели первой трети XVII в. считают Бориса Годунова. Хотя легенда о смерти Димитрия от руки Годунова или о покушении его на жизнь царевича, по-видимому, распространялась враждебно настроенными к Борису боярами, видевшими в ней средство свергнуть ненавистного им дворянского царя, она прочно вошла -в сознание современников и нашла отражение в произведениях писателей различных социальных групп. Однако, изображая Годунова властолюбцем, захватчиком престола и убийцей царевича Димитрия, писатели XVII в. не могли не видеть и положительных.качеств этого незаурядного человека: они пишут о его способностях правителя, уме, благочестии, чуткой совести; наконец показывают его характер в развитии, отмечая перемену, происшедшую в Годунове в -последние годы его жизни. В XIX в. к образу Годунова обращается А. С. Пушкин, а позднее А. К. Толстой. А. С. Пушкин изучает события начала XVII в. в основном по «Истории государства Российского» H. М. Карамзина. Историку не были известны все те памятники, которыми наука располагает в настоящее время, тем не менее ему удалось собрать немало материала для повествования о событиях изучаемой им эпохи, часть которого не.вошла в изложение, но включена в примечания к его труду. Эти примечания были широко использованы писателем в работе над трагедией «Борис Годунов». Изучение этих примечаний и стремление Пушкина в доступных ему летописях «угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени» привели к тому, что его трагедия ближе к памятникам XVII в., чем стилизованная проза.карамзина. Как в оценке событий, так и в характеристике Годунова поэт значительно отхо- 260

2 дит от «Истории государства Российского». О влиянии на Пушкина древних летописей в свое время писал И. Н. Ждано 1. Близость трагедии к памятникам XVII в. стремился «показать и автор настоящей работы 2. Тема трагедии Пушкина не судьба Годунова, а «беда» Московского государства. Ее героями в равной степени являются и царь Борис, и Самозванец, поэтому в пьесе не ‘показан путь, каким Годунов шел.к власти, и действие не.кончается с его смертью; трагедия -начинается избранием Бориса на царство, а завершается расправой бояр с семьей Годунова и -сценой, рисующей отношение народа к воцарению Самозванца. Задача Пушкина показать зрителям не историю Годунова, а исконную разобщенность царя и народа, которая усугубляется тем, что на престоле царь-преступник 3. Как идно из первых сцен трагедии, бояре настроены против Годунова, а народ принимает участие в избрании нового царя не сознательно, а пассивно: неволею пригнанный к Новодевичьему монастырю, он плохо понимает, что здесь происходит, и кричит и плачет притворно, из-под пал.ки 4. Рисуя Бориса Годунова согласно легенде и следом за Карамзиным убийцей царевича, Пушкин не скрывает его коварства и жестокости, но в то же время стремится подчеркнуть и его положительные черты. Его Борис человек от природы умный и добрый, наделенный к тому же чуткой совестью; это отец, горячо любящий свою семью, іцарь, стремящийся в первые годы своего царствования делать добро народу. Кроме того, это глубоко несчастный человек, страдающий от того ложного положения, в которое его поставили обстоятельства. А. К. Толстой посвятил событиям конца XVI начала XVII в. свою драматическую трилогию «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» ( ). Борис Годунов является одним из ведущих лиц в первых двух пьесах, а третья пьеса трилогии целиком посвящена ему. Можно сказать, что это главный герой всей трилогии, недаром в автобиографическом письме к Губернатису Толстой называет всю трилогию «Борис Годунов» 5. 1 И. Н. Жданов. О драме Пушкина «Борис Годунов». «Сочинения И. Н. Жданова», т. II. СПб., 1907, стр О. А. Державина. Трагедия Пушкина «Борис Годунов» и русские исторические повести XVII в. «Уч. зап. МГПИ им. В. П. Потемкина», т. XLIII, выл. 4, 1954, стр. 141 il62. 3 Впервые на это указал Н. П. Силыванский в статье «Народ и царь в трагедии Пушкина» (А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, т. И. СПб., изд. Брокгауза Ефрона, 1908, стр ). 4 Подробности известной народной сцены у стен монастыря взяты Пушкиным из примечаний к «Истории Государства Российского» Карамзина, куда вошли отрывки из «Повести 1606 года» злого памфлета, направленного против Годунова. Здесь рассказывается, как народ, согнанный в монастырь, «слез ради под очию слинами мочаше». А. К. Толстой Драматическая трилогия. Л., 1939, стр

3 Источники, к которым обращается Толстой, указаны И. Ямпольским в примечаниях к изданию трилогии 6. Кроме «Истории» Карамзина, іггисатель использовал мемуары Исаака Массы, «Историю в лицах о царе Борисе Феодоровиче Годунове» М. П. Погодина (М., 1868), труды историков Костомарова и Забелина и «Сказания современников о Димитрии -Самозванце», изданные Н. Устряловым. Конечно, -в своей работе над трилогией А. К. Толстой не мог уйти и от влияния трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», хотя его точка зрения на задачи писателя-историка заметно отличается от точки зрения Пушкина. Как известно, последний считал, что драматический писатель, беспристрастный, как судьба, не имеет права хитрить и клониться в одну сторону, жертвуя другой; его дело «воскресить минувший век во всей его истине» 7. А. К. Толстой утверждает, что поэт «имеет только одну обязанность быть верным самому себе и создавать характеры так, чтобы они сами себе «е противоречили; человеческая правда вот его закон; исторической правдой он не связан. Укладывается она в его драму тем лучше, не укладывается он обходится без нее» 8. Влияние трагедии А. С. Пушкина больше всего ощущается в последней части трилогии Толстого «Царь Борис». Как и Пушкин, Толстой начинает пьесу вступлением Годунова на престол, а затем сразу переходит к событиям конца его царствования появлению Самозванца. Как в трагедии «Борис Годунов», в пьесе дается сцена у собора в то время, когда поют -панихиду о царевиче Димитрии и анафематствуют Отрепьева. Подобно Пушкину, Толстой показывает полную.несознательность народа, непонимание им того, что происходит в соборе. В ту и другую пьесу введена молитва о царе -и его семье, которую приказал читать Борис. Как и в трагедии Пушкина, Борис Толстого беседует о Самозванце с Василием Шуйским, а потом сравнивает Лжедимитрия с «тенью», с «звуком», с «призраком»: Толстой Царенья моего безоблачна вошла заря. Ее не может призрак помрачить!….хочет тень войти в мои права! Я с именем, со звуком спорить должен… Как и у Пушкина, Борис Толстого жалеет Ксению, невинно страдающую по его вине, а умирая, требует, чтобы бояре кля Пушкин Кто на меня? Пустое имя, тень… Ужели тень сорвет с меня порфиру Иль звук лишит детей моих наследства? На призрак сей подуй и нет его! 10 А. К. Толстой. Указ. соч., стр Статья Пушкина о «Марфе Посаднице» Погодина. А. К. Толстой. Указ. соч., стр А. К. Толстой. Собрание сочинений, т. II. М., 1963, стр А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Сцена «Царские палаты». 262

4 лйсь в верности его сыну Феодору. В конце известного монолога пушкинский Борис говорит о своем нравственном и физическом состоянии: «И все тошнит, и голова кружится, //и мальчики кровавые в глазах…» Толстой развертывает это краткое признание в целую мелодраматическую сцену в тронном зале, где Бориса преследуют галлюцинации и на троне видится убитый царевич. Но в отличие от Пушкина, история Бориса у Толстого начинается задолго до его вступления на престол. Мы встречаемся с ним уже в первой драме, написанной Толстым. В первых сценах пьесы «Смерть Ивана Грозного» писатель показывает незаурядный ум и хитрость Бориса. Не стараясь выдвинуться перед гордыми, кичащимися знатностью боярами, он умело подводит «думу» к единственно верному решению: он один среди недальновидных, враждующих между собой «Рюриковичей» понимает, что нельзя ‘выбирать иного царя при живом царе Иване Грозном, что царь, отказываясь от власти, лишь испытывает их верность. В то же.время Годунов прекрасно видит, что больной, потерявший над собой власть царь-деспот уже не способен руководить страной и вывести ее из трудного положения, наоборот, он толкает ее к гибели. Когда Грозный соглашается вновь взять власть в свои руки, Годунов пытается советовать ему, но встречает резкий отпор. Поэтому, узнав у врачей, s каком состоянии здоровье царя, и представляя себе, как подействуют на Иоанна его слова, он передает ему ответ -кудесников, что «Кириллин день еще не миновал», и этим ответом сознательно убивает его. Годунов хорошо знает свои возможности, свои способности правителя. Он «видит путь, которым следует вести страну, чтобы спасти ее от гибели, но он прекрасно понимает, что положение рго шатко. В разговоре с Захарьиным он говорит: Я должен неусыпно за кознями врагов моих следить И хитрости противоставить хитрость, Иль отказаться должен навсегда Служить земле… Стр. 158 Таким образом, заветной целью Бориса в изображении писателя является «служение земле», но он понимает, что эта цель может быть достигнута лишь при одном условии: ему нужна полная власть. В ответ на слова жены, которая боится, что после смерти царя Ивана на него «падет вся тяжесть государства», он заявляет: Не власти я страшуся, Я чувствую в себе довольно силы Русь поддержать в годину тяжких бед! Нет, я страшусь, что выпадет на долю Неполная мне власть Стр

5 Кудесники-гадатели предсказывают Годунову в будущем царский венец; это предсказание помогает ему окончательно понять самого себя и ту цель, к которой ему следует стремиться: Теперь вперед, вперед идти мне надо И прорицанье их осуществить. Нас не судьба возносит над толпою, Она лишь случай в руки нам дает, И сильный муж не ожидает праздно, Чтоб чудо кверху подняло его. Стр. 237 И он немедленно начинает действовать: ускорив смерть Ивана Грозного, он тут же удаляет из Москвы своих ‘врагов бояр Шуйского, Мстиславского и Вельского и отправляет в Углич царицу Марию с сыном и ее родственников Нагих; он посылает туда Волохову, прозрачно намекая, что царевича нужно убрать. В пьесе «Царь Федор Иоаннович» Годунов является всевластным правителем государства, но он не удовлетворен своим положением. В разговоре с сестрой, царицей Ириной, он говорит: Семь лет прошло, что над землею Русской Как божий гнев пронесся царь Иван, Семь лет с тех пор, кладя за камнем камень, С трудом великим здание я строю, Тот светлый храм, ту мощную державу, Ту новую, разумную ту Русь, Русь, о которой мысля непрестанно, Бессонные я ночи провожу. Напрасно все! Я строю над провалом: В единый миг все может обратиться В развалины. Лишь стоит захотеть Последнему, ничтожному врагу И он к себе царево склонит сердце, И вложенное мной в него хотенье Он изменит. Врагов же у меня Немало есть… Стр. 387 Стержнем драмы «Царь Федор Иоаннович», движущим ее действие, является борьба Бориса с Шуйскими, заканчивающаяся полной победой Годунова. Ненависть Бориса к Шуйским это не личная неприязнь к данным людям, это ненависть к идейным врагам, мешающим Борису-правителю в его деле обновления Руси:…Я Шуйских чту, Но доблесть их слепа и близорука, Избитою тропой они идут, Со стариной сковало их преданье И при таком царе, каков царь Федор, Им места нет, быть места не должно! 264

6 Сохранив положительные черты Годунова, указанные еще писателями XVII в. и отмеченные Пушкиным, А.»К. Толстой усилил их, придав ему еще одну очень важную в обрисовке политического деятеля: его Борис не просто властолюбец, рвущийся к власти, не разбирая путей, он патриот, понимающий нужды родной земли, он желает ей пользы и, сознавая, что никто, кроме него, не сможет вывести страну из тупика, сознательно борется за «власть во имя счастья Родины, как он его понимает. Он ясно видит, что идти к власти прямым путем невозможно, но для великой цели, считает он, все средства хороши. Умело и беспощадно убирает он со своего пути людей, которые мешают ему достигнуть желанной іцели, и убежден, что делает ѳто во имя блага Руси. Ради этого приказывает он убрать и маленького царевича, видя в нем не столько своего соперника в борьбе за престол, сколько оплот боярской оппозиции, причину волнений и интриг. В своем «Проекте постановки на оцену трагедии «Смерть Ивана Грозного» и в замечаниях, относящихся к образу Годунова в «Проекте постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович», писатель дает подробную характеристику Годунова, указывая, что это «гениальный честолюбец», в котором честолюбие соединено с искренним желанием добра, и Годунов добивается власти с твердым намерением воспользоваться ею ко благу земли. Писатель добавляет, что Годунов сам себя обманывает, если думает, что любит добро для добра. Он готов лишь временно пожертвовать своими личными интересами для блага государства. Участие его к России равносильно его желанию возвыситься, и чем выше он восходит, тем выше хочет подняться и. В трилогии писатель и стремится нарисовать образ Годунова согласно данной им характеристике, но его Борис выглядит в пьесах более искренним: он лучше, чем представляет его себе писатель в «Проектах постановки» своих драм. Третья драма трилогии «Царь Борис» завершение пути, которым Годунов шел долгие годы. Здесь дается оценка этого пути, раскрывается до конца характер героя. Не случайно пьеса и кончается его смертью. Венчание Годунова на іцарство рисуется писателем как общенародное торжество. Общее ликование объясняется популярностью Годунова, любовью к нему народа. Появление царя Бориса перед народом в венце и бармах апофеоз нового царя. Вступив на тронные ступени, Годунов просит бога послать ему сил и просветить его разум для трудного, возложенного на него долга: Чтобы бразды, мне Русскою землею Врученные, достойно я держал, Чтобы царил я праведно и мудро, На тишину Руси, как царь Феодор, На страх врагам, как Грозный Иоанн! Стр А. К. Толстой. Указ. соч., стр ,

7 В конце сцены народ рвется в палату, желая приветствовать царя, и Борис, как -и в трагедии Пушкина, приглашает всех на пир. Знаменательна заключительная реплика царя: Настеж двери! Между народом русским и царем Преграды нет! Стр. 424 Борис считает, что общенародное признание и ликование народа оправдывают те жертвы, которые были им принесены во имя блага Руси. Одной из таких жертв был царевич Димитрий, смерть которого «не раз тяжелым камнем ложилась на его душу». Ему кажется, что теперь он имеет право сжечь мост, связывающий его настоящее с прошлым: Пережита пора Кромешной тьмы сияет солнце снова, И держит скиптр для правды и добра Лишь царь Борис, нет больше Годунова! Стр. 426 Желая убедиться в этой своей мысли, Борис в тот же день едет в монастырь к своей сестре-монахине, бывшей царице Ирине. Но сестра считает, что в стремлении к престолу им руководила лишь неудержимая страсть властолюбия и что забыть прошлое нельзя. Борис огорчен, но не согласен с сестрой. Угрызения совести ему чужды: Мне некогда крушиться! Не под ярмом раскаянья согбен, Но полный сил, с подъятою главою, Идти вперед я должен, чтоб Руси Путь расчищать! Стр Но в драме не показано правление Годунова-царя, полновластного главы государства. Как уже было сказано, изобразив в первом акте пьесы «Царь Борис» венчание Годунова на царство, во втором Толстой переходит к событиям, происходящим уже через семь лет после его вступления на престол. Из слов Годунова в первом акте мы узнаем, что основная задача, которую он перед собой поставил, сделать Русь передовым европейским государством. Но стремление европеизировать Русь в пьесе не идет далее сватовства Ксении за датского королевича, с помощью которого Борис хочет вернуть Руси выход к морю. Что еще сделано царем в этом направлении за семь лет, мы не знаем. Известно, что в эти годы Русь переживала ряд тяжелых испытаний. Вспомним монолог Бориса в трагедии Пушкина: 266

8 Бог посылал на землю нашу глад. Народ завыл, в мученьях погибая, Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы, Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный опнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища… Они ж меня пожаром упрекали!.. Из монолога пушкинского Бориса мы видим, дсак пытался Годунов привлечь к себе народ, облегчить его участь. Но в изображении Пушкина и народ, и сам Борис считают, что все эти несчастья страна несет как возмездие за грех царя-убийцы. Народ не доверяет Борису, видя в его помощи подачки, желание задобрить, замазать рты, подкупить своих подданных. Разобщенность Бориса с народом, который фактически играл пассивную роль в избрании царя-убийцы, в трагедии Пушкина оправдана и логически обоснована. Такого отношения к Годунову, изображенному Толстым в первом действии драмы «Царь Борис», как будто не должно было бы быть, тем более что, как свидетельствуют современники, царь действительно делал много добра и стремился помочь народу, страдавшему от голода и пожаров. Думается, у писателя было достаточно материала, чтобы показать, как, став царем, Борис использовал достигнутую им наконец полноту власти. Но Толстой не сделал этого: нарисовав в первом акте драмы апофеоз Годунова-царя, который принимает скипетр, чтобы править «во имя правды и добра», он без івсякого перехода во втором акте заставляет его изменить своему обещанию и превращает его в жестокого самодержца-тирана. Это психологически оправдывается тем, что Борис, как и в драме Пушкина, потрясен внезапным появлением врага, носящего имя убитого царевича, но исторически это неверно. Годунов вступает на путь репрессий задолго до появления Самозванца. Вспомним, что говорит об этом в трагедии Пушкина Гаврила Пушкин в разговоре с Шуйским; он ставит события царствования Бориса в прямую связь с временем Ивана Грозного:…Он правит нами, Как царь Иван, не к ночи будь помянут! Что пользы в том, что явных каз-чей нет, Что «а колу кровавом всенародно Мы не поѳм каінонов Иисусу? Что нас не жгут на площади, а царь Своим жезлом не подгребает углей? Уверены ль мы в бедной жизни нашей? Нас каждый день опала ожидает, Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы, 267

9 А там в глуши голодна смерть иль петлч.. Легко ль, скажи! мы дома, как Ли твой, Осаждены неверными рабами; Все языки, готовые продать, Правительством подкупленные воры… Сцена «Москва. Дом Шуйского» В драме А. К. Толстого о событиях, волновавших страну в течение семи лет его царствования, Годунов бегло упоминает лишь тогда, когда он узнает о появлении Сагаозванца:…Голод между тем Досель еще свирепствует. Напрасно Народу я все житницы открыл, Истощены мои запасы. В день, Когда венец я царский мой приял, Я обещал: последнюю рубаху Скорей отдать, чем допустить, чтоб был Кто либо нищ иль беден. Слово я Теперь сдержу. Открыть мою казн) И раздавать народу: царь-де помнит, Что обещал. Когда казны не станет, Он серебро и золото отдаст, Последнюю голодным он одежду Свою отдаст но чтоб лихих людей Не слушали; чтобы ловили всех, Кто Дмитрия осмелится лишь имя Произнести! Стр. 4ь8 Из монолога вытекает, что царь Борис вспомнил о своем обещании только -в.минуту неминуемой опасности, и его слова о раздаче золота звучат так, что он именно хочет лодкупить народ: он все отдаст, но чтоб лихих людей не слушали и ловили всех, кто осмелится произнести имя Димитрия. Этим людям царь приказывает «рвать языки». Говоря о трилогии Толстого в целом, следует признать, что образ Годунова в первых двух драмах исторически верен, он не противоречит характеристикам современников. Его мнимое преступление у Толстого художественно оправдано, чего не сделано у Пушкина. Образ выглядит цельным и более положительным, чем его характеризует автор в примечаниях к постановке пьес. Но попробовав проникнуть в тайну личности Годунова, писатель остановился на полпути: последовав за Карамзиным и сделав Бориса виновником смерти царевича, он превратил четыре последних акта драмы «Царь Борис» в изображение возмездия, которое падает на преступную голову царя-убийцы. В пьесе хорошо показано нравственное состояние Бориса, его мучительные и бесплодные попытки спасти положение, на кого-то опереться, удержаться на престоле хотя бы ценой преследований и казней 268

10 (изменяя, таким образом, своей основной идее царствовать «во имя правды и добра»), а потом закрепить власть за сыном. Он остается один, от него, узнав о его преступлении, отвернулись даже родные дети. Неудачи преследуют его и сводят в могилу. Пьеса Толстого звучала бы иначе и была более логично связана с предыдущими частями трилогии, если бы писатель попробовал показать, насколько удалось Борису осуществить поставленную цель, получив полноту власти, «послужить земле». Образ от этого только выиграл бы, был бы более завершенным, а может быть, и более близким к исторической правде. Добавим, что если в характеристике Годунова, данной Пушкиным, большую роль играют угрызения совести, царь Борис Толстого страдает не столько от нравственных мучений и своей виновности, сколько от ясного сознания, что преступление было совершено напрасно, что народ не оценил той жертвы, которую он принес для страны, и отвернулся от него. Как умный человек, Борис понимает, что его заветная мечта стать царем благодетелем Руси его обманула. Он умирает с горьким сознанием того, что все сделанное им для страны и народа, забыто, что он оказался неправ:…гошодь карает ложь! От зла лишь зло родится все едино, -Себе ль мы им служить хотим иль царству, Оно ни нам, ли царству впрок нейдет! Из истории известно, что не приписанное Борису преступление свело на нет его ум и талант правителя, а политическая ситуация, причины которой лежали в глубоких социальных противоречиях эпохи. Эта ситуация оказалась на руку врагам Бориса боярам, которые, использовав все доступные им средства, страшно отомстили ему за старые обиды. 3. С. Паперный «Пушкин в прозе» Лев Толстой назвал Чехова «Пушкин в прозе» 1. Хотя это определение широко известно, смысл его не вполне исчерпан. Толстой находит у Пушкина и Чехова общие черты. Он и позже 1 «Много говорили о Вас, сообщал Б. Лазаревский 5 сентября 1903 г., рассказывая о поездке в Ясную Поляну. Чехов это Пушкин в прозе… Если бы Вы знали, как мие радостно слышать это сравнение» (Отдел рукописей Гос. б-ки им. В. И. Ленина. См. также: «Журнал для всех», 1905, 7, стр. 427). 269

11 Академия наук СССР Институт мировой литературы им. А. М. Горького ИСКУССТВО СЛОВА СБОРНИК СТАТЕЙ К 80-ЛЕТИЮ ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА АН СССР ДИМИТРИЯ ДИМИТРИЕВИЧА БЛАГОГО Издательство «Наука» Москва 1973

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх