Помост

Вопросы веры

О чем братья карамазовы?

Герои романа «Братья Карамазовы» (Достоевский Ф.М.)

Фёдор Павлович Карамазов — глава семьи Карамазовых, отец братьев Карамазовых. Был дважды женат. Первая жена — Аделаида Ивановна Миусова, вторая жена — Софья Ивановна.

Аделаида Ивановна Миусова — первая жена Фёдора Павловича Карамазова. Мать Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев).

Софья Ивановна — вторая жена Фёдора Павловича Карамазова. Мать Ивана Федоровича Карамазова (средний брат) и Алексея Федоровича Карамазова (младший брат).

Братья Карамазовы

Братье Карамазовых трое:

Дмитрий Федорович Карамазов — первый (старший) сын Фёдора Павловича Карамазова (от первой жены Аделаиды Ивановны Миусовой)

Иван Федорович Карамазов — второй (средний) сын Фёдора Павловича Карамазова (от второй жены Софьи Ивановны)

Алексей Федорович Карамазов — третий (младший) сын Фёдора Павловича Карамазова (от второй жены Софьи Ивановны)

Старец Зосима — старец монастыря. Зосима оказал большое влияние на формирование личности Алексея Федоровича Карамазова.

Григорий (Григорий Васильевич Кутузов) — слуга Фёдора Павловича Карамазова. Григорий воспитывал братьев Карамазовых, так как их отец фактически бросил своих детей и распутствовал. Братьев Ивана и Алексея Карамазовых впоследствии забрала на воспитание Генеральша.

Смердяков Павел Фёдорович — слуга Фёдора Павловича Карамазова. Смердяков был усыновлен и воспитан слугой Григорием. Мать Смердякова — Лизавета смердящая (юродивая). Кто отец Смердякова достоверо не известно. Ходили слухи, что отцом Смердякова был сам Фёдор Павлович Карамазов (который категорически отрицал своё отцовство).

Действие происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске в 1870-е гг. В монастыре, в скиту знаменитого старца Зосимы, известного подвижника и целителя, собираются для выяснения своих семейных имущественных дел Карамазовы — отец Федор Павлович и сыновья — старший Дмитрий и средний Иван. На этом же собрании присутствуют и младший брат Алеша, послушник у Зосимы, а также ряд других лиц — родственник Карамазовых богатый помещик и либерал Миусов, семинарист Ракитин и несколько духовных лиц. Повод — спор Дмитрия с отцом о наследственных отношениях. Дмитрий считает, что отец должен ему крупную сумму, хотя очевидных юридических прав у него нет. Федор же Павлович, дворянин, помещик из мелких, бывший приживальщик, злой и обидчивый, денег давать сыну вовсе не собирается, а соглашается на встречу у Зосимы скорее из любопытства. Отношения Дмитрия с отцом, который никогда особой заботы о сыне не проявлял, напряжены не только из-за денег, но и из-за женщины — Грушеньки, в которую оба страстно влюблены. Дмитрий знает, что у похотливого старика для неё приготовлены деньги, что он готов даже жениться, если та согласится.

Встреча в скиту представляет сразу почти всех главных героев. Страстный порывистый Дмитрий способен на опрометчивые поступки, в которых потом сам же глубоко раскаивается. Умный, загадочный Иван мучается вопросом о существовании Бога и бессмертия души, а также ключевым для романа вопросом — все дозволено или не все? Если есть бессмертие, то не все, а если нет, то умный человек может устроиться в этом мире как ему заблагорассудится, — такова альтернатива. Федор Павлович — циник, сладострастник, скандалист, комедиант, стяжатель, всем своим видом и действиями вызывает у окружающих, в том числе и у собственных сыновей, омерзение и протест. Алеша — юный праведник, чистая душа, болеет за всех, особенно же за братьев.

Ничего из этой встречи, кроме скандала, за которым последуют ещё многие, не происходит. Однако мудрый и проницательный старец Зосима, остро чувствующий чужую боль, находит слово и жест для каждого из участников встречи. Перед Дмитрием он становится на колени и кланяется до земли, как бы предчувствуя его будущее страдание, Ивану отвечает, что вопрос ещё не решён в его сердце, но если не решится в сторону положительную, то не решится и в сторону отрицательную, и благословляет его. Федору Павловичу он замечает, что все его шутовство от того, что он стыдится себя. От утомлённого старца большая часть участников встречи по приглашению игумена переходит в трапезную, но там же неожиданно появляется с обличающими монахов речами и Федор Павлович. После очередного скандала все разбегаются.

Старец после ухода гостей благословляет Алешу Карамазова на великое послушание в миру, наказывая ему быть рядом с братьями. Следуя наставлению старца, Алеша направляется к отцу и встречает прячущегося в соседнем с отцовской усадьбой саду брата Дмитрия, который сторожит здесь свою возлюбленную Грушеньку, если та, соблазнённая деньгами, все-таки решится прийти к Федору Павловичу. Здесь, в старинной беседке, Дмитрий восторженно исповедуется Алеше. Ему, Дмитрию, случалось погружаться в самый глубокий позор разврата, но в этом-то позоре он начинает чувствовать связь с Богом, ощущать великую радость жизни. Он, Дмитрий, сладострастное насекомое, как и все Карамазовы, а сладострастие — буря, большие бури. В нем живёт идеал Мадонны, как и идеал содомский. Красота — страшная вещь, говорит Дмитрий, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Рассказывает Дмитрий Алеше и о своих отношениях с Катериной Ивановной, благородной девицей, отца которой он когда-то спас от позора, ссудив его недостающими для отчёта в казённой сумме деньгами. Он предложил, чтобы сама гордая девушка пришла к нему за деньгами, та явилась, униженная, готовая ко всему, но Дмитрий повёл себя как благородный человек, дал ей эти деньги, ничего взамен не потребовав. Теперь они считаются женихом и невестой, но Дмитрий увлечён Грушенькой и даже прокутил с ней на постоялом дворе в селе Мокрое три тысячи, данные ему Катериной Ивановной для отсылки сестре в Москву. Он считает это главным своим позором и как честный человек должен всю сумму непременно вернуть. Если же Грушенька придёт к старику, то Дмитрий, по его словам, ворвётся и помешает, а если… то и убьёт старика, которого люто ненавидит. Дмитрий просит брата сходить к Катерине Ивановне и сказать ей, что он кланяется, но больше не придёт.

В доме отца Алеша застаёт за коньячком Федора Павловича и брата Ивана, забавляющихся рассуждениями лакея Смердякова, сына бродяжки Лизаветы и, по некоторым предположениям, Федора Павловича. А вскоре внезапно врывается Дмитрий, которому показалось, что пришла Грушенька. В ярости он избивает отца, но убедившись, что ошибся, убегает. Алеша же направляется по его просьбе к Катерине Ивановне, где неожиданно застаёт Грушеньку. Катерина Ивановна ласково обхаживает её, показывая, что заблуждалась, считая её продажной, а та медоточиво ей отвечает. В конечном счёте все опять заканчивается скандалом: Грушенька, собираясь было поцеловать ручку Катерины Ивановны, внезапно демонстративно отказывается это сделать, оскорбив соперницу и вызвав её ярость.

На следующий день Алеша, переночевав в монастыре, снова идёт по мирским делам — сначала к отцу, где выслушивает очередную исповедь, теперь уже Федора Павловича, который жалуется ему на сыновей, а про деньги говорит, что они ему самому нужны, потому что он пока все-таки мужчина и хочет ещё лет двадцать на этой линии состоять, что в скверне своей до конца хочет прожить и Грушеньку Дмитрию не уступит. Сплетничает он Алеше и про Ивана, что тот у Дмитрия невесту отбивает, потому что сам в Катерину Ивановну влюблён.

По пути Алеша видит школьников, бросающих камни в маленького одинокого мальчика. Когда Алеша подходит к нему, тот сначала бросает в него камнем, а потом больно кусает за палец. Этот мальчик — сын штабс-капитана Снегирева, который недавно был унизительно вытащен за бороду из трактира и избит Дмитрием Карамазовым за то, что имел какие-то вексельные дела с Федором Павловичем и Грушенькой.

В доме Хохлаковой Алеша застаёт Ивана и Катерину Ивановну и становится свидетелем очередного надрыва: Катерина Ивановна объясняет, что она будет верна Дмитрию, будет «средством для его счастья», и спрашивает мнение Алеши, который простодушно объявляет, что она вовсе не любит Дмитрия, а только уверила себя в этом. Иван сообщает, что уезжает надолго, потому что не хочет сидеть «подле надрыва», и добавляет, что Дмитрий ей нужен, чтобы созерцать беспрерывно свой подвиг верности и упрекать его в неверности.

С двумя сотнями рублей, данными ему Катериной Ивановной для пострадавшего от рук Дмитрия штабс-капитана Снегирева, Алеша направляется к нему. Поначалу капитан, отец большого семейства, живущего в крайней нищете и болезнях, юродствует, а затем, расчувствовавшись, исповедуется Алеше. Он принимает от него деньги и вдохновенно представляет, что теперь сможет осуществить.

Затем Алеша снова посещает госпожу Хохлакову и душевно беседует с её дочерью Лизой, болезненной и экспансивной девочкой, которая написала ему недавно о своей любви и решила, что Алеша должен на ней непременно жениться. Спустя короткое время она признается Алеше, что хотела бы быть истерзанной — например, чтоб на ней женились и потом бросили. Она описывает ему страшную сцену истязания распятого ребёнка, воображая, что сама сделала это, а потом села напротив и стала есть ананасный компот, «Бесёнок» — назовёт её Иван Карамазов.

Алеша направляется в трактир, где, как стало ему известно, находится брат Иван. В трактире происходит одна из ключевых сцен романа — свидание двух «русских мальчиков», которые если сойдутся, то тут же начинают о мировых вековечных вопросах. Бог и бессмертие — один из них. Иван приоткрывает свою тайну, отвечая на незаданный, но чрезвычайно интересующий Алешу вопрос, «каково ты веруешь?».

В нем, Иване, есть карамазовская жажда жизни, он любит жизнь вопреки логике, ему дороги клейкие весенние листочки. И он не Бога не принимает, а мира Божьего, полного безмерных страданий. Он отказывается согласиться с гармонией, в основании которой слезинка ребёнка. Он выкладывает Алеше «фактики», свидетельствующие о вопиющей людской жестокости и детском страдании. Иван пересказывает Алеше свою поэму «Великий инквизитор», действие которой происходит в шестнадцатом столетии в испанском городе Севилья. Девяностолетний кардинал заточает в тюрьму второй раз сошедшего на землю Христа и во время ночной встречи излагает Ему свой взгляд на человечество. Он убеждён, что Христос идеализировал его и что оно недостойно свободы. Выбор между добром и злом — мука для человека. Великий инквизитор с соратниками решают исправить дело Христово — побороть свободу и самим устроить человеческое счастье, превратив человечество в послушное стадо. Они берут на себя право распоряжаться человеческой жизнью. Инквизитор ждёт ответа от Христа, но тот только молча целует его.

Расставшись с Алешей, Иван по пути домой встречает Смердякова, и между ними происходит решающий разговор. Смердяков советует Ивану ехать в деревню Чермашню, где старик продаёт рощу, он намекает на то, что в его отсутствие с Федором Павловичем может произойти все, что угодно. Иван обозлён смердяковской наглостью, но в то же время и заинтригован. Он догадывается, что от его решения многое сейчас зависит. Он решает ехать, хотя по пути изменяет маршрут и направляется не в Чермашню, а в Москву.

Между тем умирает старец Зосима. Все ждут после смерти праведника чуда, а вместо этого очень скоро появляется запах тления, что производит смуту в душах. Смущён и Алеша. В таком настроении уходит он из монастыря в сопровождении семинариста-атеиста Ракитина, интригана и завистника, который ведёт его в дом к Грушеньке. Хозяйку они находят в тревожном ожидании какой-то вести. Обрадованная приходу Алеши, она сначала ведёт себя как кокетка, садится ему на колени, но, узнав про смерть Зосимы, резко меняется. В ответ на Алешины тёплые слова и то, что он её, грешную, называет сестрой, Грушенька оттаивает сердцем и посвящает его в свои терзания. Она ждёт весточки от своего «бывшего», который когда-то соблазнил её и бросил. Много лет она лелеяла мысль о мщении, а теперь готова поползти, как собачонка. И действительно, сразу после получения весточки она мчится на зов «бывшего» в Мокрое, где тот остановился.

Алеша, умиротворённый, возвращается в монастырь, молится возле гроба Зосимы, слушает чтение отцом Паисием Евангелия о браке в Кане Галилейской, и ему, задремавшему, чудится старец, который хвалит его за Грушеньку. Сердце Алеши все больше наполняется восторгом. Очнувшись, выходит он из кельи, видит звезды, золотые главы собора и повергается в радостном исступлении на землю, обнимает и целует её, душой прикоснувшись к мирам иным. Простить ему хочется всех и у всех прощения просить. Что-то твёрдое и незыблемое входит в его сердце, преображая его.

В это время Дмитрий Карамазов, терзаемый ревностью к отцу из-за Грушеньки, мечется в поисках денег. Он хочет увезти её и начать вместе с ней где-нибудь добродетельную жизнь. Нужны ему деньги и для того, чтобы возвратить долг Катерине Ивановне. Он идёт к покровителю Грушеньки, богатому купцу Кузьме Самсонову, предлагая за три тысячи свои сомнительные права на Чермашню, а тот в насмешку посылает его к купцу Горсткину (он же Лягавый), торгующему у Федора Павловича рощу. Дмитрий мчится к Горсткину, находит его спящим, всю ночь ухаживает за ним, чуть не угоревшим, а утром, пробудившись после недолгого забытья, застаёт мужика безнадёжно пьяным. В отчаянии Дмитрий направляется к Хохлаковой одолжить денег, та же пытается вдохновить его идеей золотых приисков.

Потеряв время, Дмитрий спохватывается, что, может, упустил Грушеньку, и, не найдя её дома, крадётся к отцовскому дому. Он видит отца одного, в ожидании, но сомнение не покидает его, так что он производит секретный условный стук, которому научил его Смердяков, и, убедившись, что Грушеньки нет, бежит прочь. В этот момент и замечает его вышедший на крыльцо своего домика камердинер Федора Павловича Григорий. Он бросается за ним и настигает, когда тот перелезает через забор. Дмитрий бьёт его захваченным в доме Грушеньки пестиком. Григорий падает, Дмитрий спрыгивает к нему посмотреть, жив ли он, и вытирает ему окровавленную голову носовым платком.

Затем он снова бежит к Грушеньке и уже там добивается от служанки правды. Дмитрий с внезапно оказавшейся в его руках пачкой сторублёвых кредиток направляется к чиновнику Перхотину, которому совсем недавно за десять рублей заложил пистолеты, чтобы вновь выкупить их. Здесь он немного приводит себя в порядок, хотя весь вид его, кровь на руках и одежде, а также загадочные слова возбуждают у Перхотина подозрения. В соседней лавке Дмитрий заказывает шампанское и прочие яства, веля доставить их в Мокрое. И сам, не дожидаясь, скачет туда на тройке.

На постоялом дворе он застаёт Грушеньку, двух поляков, симпатичного молодого человека Калганова и помещика Максимова, развлекающего всех своим шутовством. Грушенька встречает Дмитрия с испугом, но затем радуется его приезду. Тот робеет и заискивает перед ней и перед всеми присутствующими. Разговор не клеится, тогда затевается партия в карты. Дмитрий начинает проигрываться, а потом, видя загоревшиеся глаза вошедших в азарт панов, предлагает «бывшему» деньги, чтобы тот отступился от Грушеньки. Внезапно обнаруживается, что поляки подменили колоду и за игрой мухлюют. Их выводят и запирают в комнате, начинается гулянье — пир, песни, пляски… Грушенька, захмелев, вдруг понимает, что только одного Дмитрия и любит и теперь связана с ним навечно.

Вскоре в Мокром появляются исправник, следователь и прокурор. Дмитрия обвиняют в отцеубийстве. Он поражён — ведь на его совести только кровь слуги Григория, а когда ему сообщают, что слуга жив, то он сильно воодушевляется и с готовностью отвечает на вопросы. Выясняется, что не все деньги Катерины Ивановны были им растрачены, а только часть, остальная же была зашита в мешочек, который Дмитрий носил на груди. В этом была его «великая тайна». В том был и позор для него, романтика в душе, проявившего некоторую осмотрительность и даже расчётливость. Именно это признание даётся ему с наибольшим трудом. Следователю же понять это вовсе не под силу, а прочие факты свидетельствуют против Дмитрия.

Во сне Митя видит плачущее в тумане дитё на руках измождённой бабы, он все домогается узнать, почему оно плачет, почему не кормят его, почему голая степь и почему не поют радостных песен.

Великое, никогда не бывалое умиление поднимается в нем, и хочется ему что-то сделать, хочется жить и жить, и в путь идти «к новому зовущему свету».

Вскоре выясняется, что убил Федора Павловича лакей Смердяков, притворявшийся разбитым падучей. Как раз в тот момент, когда старик Григорий лежал без сознания, он вышел и, маня Федора Павловича Грушенькой, заставил отпереть дверь, несколько раз ударил по голове пресс-папье и забрал из известного только ему места роковые три тысячи. Теперь уже действительно больной Смердяков сам рассказывает обо всем посетившему его Ивану Карамазову, вдохновителю преступления. Ведь именно его идея вседозволенности произвела на Смердякова неизгладимое впечатление. Иван не хочет признать, что преступление было совершено с тайного его согласия и при его попустительстве, но муки совести так сильны, что он сходит с ума. Ему мерещится черт, эдакий русский джентльмен в клетчатых панталонах и с лорнетом, который насмешливо высказывает собственные мысли Ивана, а тот пытает его, есть Бог или нет. Во время последнего свидания со Смердяковым Иван говорит, что признается во всем на предстоящем суде, и тот, растерянный, при виде нетвёрдости так много значившего для него Ивана, отдаёт ему деньги, а потом вешается.

Катерина Ивановна вместе с Иваном Федоровичем строят планы побега Дмитрия в Америку. Однако между ней и Грушенькой продолжается соперничество, Катерина Ивановна ещё не уверена, как она выступит на суде — вызволительницей или погубительницей своего бывшего жениха. Дмитрий же во время свидания с Алешей выражает желание и готовность пострадать и страданием очиститься. Судебный процесс начинается опросом свидетелей. Свидетельства за и против поначалу не складываются в ясную картину, но, скорее, все-таки в пользу Дмитрия. Поражает всех выступление Ивана Федоровича, который после мучительных колебаний сообщает суду, что убил повесившийся Смердяков, и в подтверждение выкладывает пачку полученных от него денег. Смердяков убил, говорит он, а я научил. Он бредит в горячке, обвиняя всех, его силой уводят, но сразу после этого начинается истерика Катерины Ивановны. Она предъявляет суду документ «математической» важности — полученное накануне преступления письмо Дмитрия, где тот грозится убить отца и взять деньги. Это показание оказывается решающим. Катерина Ивановна губит Дмитрия, чтобы спасти Ивана.

Далее ярко, красноречиво и обстоятельно выступают местный прокурор и известный столичный адвокат Фетюкович. Оба умно и тонко рассуждают, рисуют картину российской карамазовщины, проницательно анализируют социальные и психологические причины преступления, убеждая, что обстоятельства, атмосфера, среда и низкий отец, который хуже чужого обидчика, не могли не подтолкнуть к нему. Оба заключают, что Дмитрий — убийца, хотя и невольный. Присяжные признают Дмитрия виновным. Дмитрия осуждают.

После суда Дмитрий заболевает нервной лихорадкой. К нему приходит Катерина Ивановна и признается, что Дмитрий навсегда останется язвой в её сердце. И что хоть она любит другого, а он другую, все равно она и его, Дмитрия, будет любить вечно. И ему наказывает любить себя всю жизнь. С Грушенькой же они так и остаются непримиренными врагами, хоть Катерина Ивановна скрепя сердце и просит у той прощения.

Завершается роман похоронами Илюшеньки Снегирева, сына капитана Снегирева. Алеша Карамазов призывает собравшихся у могилы мальчиков, с которыми подружился, посещая Илюшу во время его болезни, быть добрыми, честными, никогда не забывать друг о друге и не бояться жизни, потому что жизнь прекрасна, когда делается хорошее и правдивое.

В основу романа Достоевского «Братья Карамазовы», с кратким содержанием которого можно ознакомиться ниже, легла реальная история каторжника Дмитрия Ильинского. С ним автор познакомился, когда отбывал срок за участие в антиправительственном кружке. Закончить произведение Фёдору Михайловичу удалось только в 1878 году, и оно стало его последним крупным творением. Роман «Братья Карамазовы» относится к реалистичному направлению в литературе, считается психологическим: основное внимание во всех частях произведения уделяется переживаниям и внутренним противоречиям героев.

Ф.М. Достоевский

Достоевский придумал образ главного героя «Братьев Карамазовых» на основе реальной истории.

Кратко о персонажах

В кратком содержании романа «Братья Карамазовы» фигурируют множество персонажей. Описание сюжета по главам завязано на следующих героях:

Главные герои

  • Федор Карамазов — отец семейства. Подлый, низкий человек, любитель предаваться разврату, издеваться над людьми;
  • Дмитрий — старший из братьев. Гуляка и повеса, характером схож с отцом;
  • Иван — средний сын. Философ, атеист, задумчивый, честный;
  • Алеша — младший сын. Послушник в монастыре, чистый и светлый, всеобщий любимец;
  • Павел Смердяков — лакей, внебрачный четвёртый сын Федора Карамазова. Обладает скудным умом, при этом решителен в мерзких проделках.

Другие персонажи

  • Грушенька — содержанка, девица вольного поведения;
  • Катерина Ивановна — благородная девушка. Правдивая, гордая, жертвенная;
  • Старец Зосима — блаженный монах, наставник Алёши при монастыре;
  • Помещица Хохлакова — властная, строгих нравов, умная женщина;
  • Петр Миусов — дядя Дмитрия. Интеллигентный, не терпящий панибратства и хамства;
  • Григорий — верный слуга Федора Карамазова;
  • Снегирев — спивающийся военный, любит своих детей, гордый;
  • Илюша — сын Снегирёва. Храбрый, добрый и честный ребёнок.

Очень краткий пересказ

Отец семейства Карамазовых собирает сыновей, чтобы распределить имущественные права. Старшему Дмитрию не достаётся ничего из богатого наследства матери. Митя и Федор Павлович ведут борьбу за сердце содержанки купца Грушеньки. Девушка тянет из обоих деньги, никому не отдавая предпочтение. Между Дмитрием и отцом очень напряженные отношения, каждая встреча заканчивается ссорой.

Старец Зосима предвидит печальные события в семье и для каждого находит слова поддержки. Алёшу же отправляет в мир, чтобы тот помог братьям. Дмитрий рассказывает Алёше, что у него есть невеста Катерина Ивановна, которую он не любит. Хочет оставить все обязательства перед ней, но сначала отдать ей три тысячи рублей, которые он прогулял. При этом Митя страстно ревнует Грушеньку к отцу и готов убить его, если девушка появится в доме отца Карамазова.

Иван влюблён в Катерину, помолвленную с Митей, но девушка, хоть и знает о похождениях своего жениха, решила принести себя ему в жертву.

Одной из ночей Федора Карамазова убивают. Во время убийства пропадают три тысячи рублей. Все улики указывают на Дмитрия, его сажают под арест. Иван выясняет, что настоящий убийца – Смердяков, но тот кончает жизнь самоубийством и не оставляет доказательств. Братья пытаются спасти Митю от каторги, но на суде выносят обвинительный приговор. Грушенька решает следовать за Дмитрием. С Катериной Ивановной старший из братьев Карамазовых расходится в дружеских отношениях.

Краткое содержание по книгам и главам

Книга первая. История одной семейки
Главы с I по V
Отец семейства Карамазовых, Фёдор Павлович, был женат дважды. Первая его супруга сбежала, оставив малолетнего сына Митю на попечение отца. Не выдержав деспотичного характера Федора Карамазова, она оставила всё своё наследство, а позже скончалась в Петербурге от тифа. Несмотря на то, что Мите полагалась часть денег маменьки, происходившей из состоятельного дворянского рода, отец ничего ему не отдал. Ребёнка отправили на воспитание к двоюродному дяде по материнской линии Петру Миусову. Лишь иногда отец присылал небольшие подарки, а потом и вовсе заявил, что деньги кончились.

После того как Митю спровадили к дядюшке, Фёдор Павлович женился повторно на молоденькой сироте. Она успела подарить ему ещё двоих сыновей – Ивана и Алешу, после чего скончалась от тяжести жизни с законным супругом. Младший сын Алеша имел кроткий и добрый нрав, за что его любили все. Он сблизился с блаженным старцем Зосимой и с юных дет принял решение стать послушником в монастыре.

Подросший Дмитрий пытается вернуть свою часть наследства, но безуспешно. Фёдор Павлович решает собрать всех сыновей, дабы обсудить финансовые дела семьи.

Книга вторая. Неуместное собрание
Главы с I по VIII
Местом встречи выбран монастырь, куда прибывают все Карамазовы. Дмитрий – в сопровождении дяди, Петра Миусова. Перед святыми стенами все обещают вести себя прилично и сдержанно. Старец Зосима присутствует на собрании, но это не смущает никого, и начинается конфликт между Петром и Фёдором Карамазовым. Миусов извиняется перед блаженным за недостойное поведение старшего Карамазова.

К Зосиме, тем временем, пожаловали посетители и он уходит, чтобы выслушать их и благословить. Большинство из пришедших – женщины, которые рассказывают старцу о своих бедах. Блаженный каждой даёт совет и благословение. Помещице Хохлаковой, которая жалуется на потерю истинной веры, он говорит, что достичь её возможно лишь опытом деятельной любви.

Пока Зосима отсутствует, собрание Карамазовых прерывается спором на тему религии между средним сыном Иваном, Петром и парой монастырских иеромонахов.

Отец Карамазов обвиняет старшего сына Дмитрия в растратах. Выносит на обсуждение его недостойное поведение: при невесте, Катерине Ивановне, он посмел ходить к другой женщине. Скандальную сцену прерывает Зосима, павший в ноги Дмитрию. Позже старец остаётся наедине с Алешей и просит покинуть монастырь после его смерти. Он предвидит для юноши большое счастье, которое придёт к нему вместе с большим же горем.

Небольшую часть присутствовавших на собрании приглашают отобедать к игумену монастыря. В их числе и Пётр Миусов. Обозлённый Фёдор Павлович приходит в обедню и устраивает неприличную сцену с оскорблениями в адрес всех, кто находится за столом, в том числе служителей монастыря.

Книга третья. Сладострастники
Главы с I по XI
У старшего Карамазова прислуживают трое: старик Григорий, его супруга и юный лакей Смердяков. Старого слугу супруга никак не может уговорить покинуть барина. Прошло 25 лет с тех пор, как Григорий нашёл в парной девку. Её звали Лизавета Смердящая (местная юродивая), и она разрешилась младенцем, поразительно похожим на Фёдора Карамазова. Малыша оставили в доме барина, назвали Павлом Смердяковым. Позже он стал прислуживать лакеем.

Алексей встречается с Дмитрием. Тот признается, что гибнет в пучинах разврата и ничуть не жалеет об этом. В эмоциональном порыве читает радостное призвание — гимн Шиллера. Митя признается брату в гадком поступке. Недавно он узнал, что один из местных военных был обвинен в растратах казенных финансов. Воспользовавшись затруднительным положением и грядущим позором семьи подполковника, он предлагает закрыть все долги в обмен на девичью честь его дочери Катерины. Спасая отца, девушка соглашается принять эти условия, но Дмитрий в последний момент меняет решение и отдаёт ей деньги безвозмездно.

Через некоторое время Катерина Ивановна получает богатое наследство. Она отдает долг Дмитрию и считает нужным скрепить их союз браком. Мужчина соглашается, но чуть позже теряет голову от содержанки местного купца Грушеньки. Девица не отличается совестливостью, характер имеет вздорный, чрезвычайно любит деньги и готова ради них на подлости. Митя же за её сердце готов убить собственного отца, который тоже пользуется Грушенькиной благосклонностью, и разорвать помолвку с Катериной.

Теперь Митя просит Алёшу посетить Катерину Ивановну и разорвать договоренности о свадьбе, при этом считать его человеком низким и недостойным, прогулявшим с любовницей 3 тыс. рублей невестиных денег.

Мите становится известно, что отец ожидает в гости Грушеньку и готовит для неё конверт с деньгами. Мужчина договаривается со Смердяковым, что тот должен сообщить ему, если девушка появится в доме.

Алексей приходит в отцовский дом, где находит его в компании Ивана и Смердякова. Присутствует также Григорий, мужчины обсуждают религиозные темы. Подвыпивший Фёдор Карамазов в присутствии сыновей рассказывает подробности издевательств над их матерью. Алёша не в силах слушать это, падает в припадке.

Позже младший Карамазов посещает Катерину, которая оказывается в курсе ситуации с Дмитрием. К ней приходила Грушенька и раскрыла тайну любовника в самом неприглядном виде. Дома Алёша получает письмо, в нем дочка помещицы Хохловой, которую он знал с детства, признается ему в чувствах. Девушка больна, но Алёша все равно счастливо забывается сном.

По мотивам произведения снят одноимённый сериал с прекрасным актерским составом

Книга четвёртая. Надрывы
Главы с I по VII
В монастыре своеобразным соперником в вере отцу Зосиме становится отец Ферапонт.

Старший Карамазов доверяет Алеше и говорит, что никому из наследников имущество отписывать не собирается, а будет гулять ещё долго, не стесняясь в средствах. Алексей уходит и по пути к Хохлаковым видит, как несколько мальчиков бросают камни в одного. Он пытается встать на защиту парня, но тот вырывается, кусает его за палец и убегает.

В гостях у помещицы оказываются Иван и Катерина Ивановна. Они объясняются в чувствах. Алёша сообщает Лизе, что с радостью женится на ней, когда придёт время. Иван влюблён в Катерину, желает отбить её у брата. Но девушка, хоть с относится к Дмитрию с презрением, считает, что должна нести его судьбу, как крест, всю жизнь. Её не останавливает даже наличие Грушеньки.

Катерина узнает, что Митя при народе опозорил штабс-капитана. Просит Алёшу передать пострадавшему деньги, как компенсацию за ущерб репутации. Юноша находит старый ветхий домишко Снегирёва, где он живет с женой и двумя детьми. Дочка штабс-капитана оказывается инвалидом, а младший ребенок — это тот самый мальчик, которого Алеша защищал на улице от камней. Спивающийся Снегирев растаптывает деньги, которые передают ему от Катерины и не собирается прощать оскорбление, полученное от Дмитрия.

Книга пятая. Pro и contra
Главы с I по VII
Младший Карамазов вновь появляется у Хохлаковых и договаривается с Лизой о будущем, разговор слышит её мать. После юноша возвращается домой, где пытается найти Дмитрия. По словам Смердякова, братья ушли в трактир вместе. Там Алёша их и находит. Иван делится намерением уехать навсегда в Европу. Между братьями заходит разговор о религии, Иван утверждает, что дьявола сотворил сам человек по своему подобию. Алёша, как глубоко верующий человек, отрицает такое мнение. Брат рассказывает притчу о том, как Христа посадил под замок инквизитор. Он просил его избавить людей от мучений при выборе между добрым и злым. Но Иисус лишь поцеловал его.

Иван возвращается в дом отца, находит его со Смердяковым. Лакей просит Фёдора Павловича уехать завтра, поскольку чувствует беду, также сообщает, что у него близится длительный припадок. Ночью Иван много думает, а с утра собирается уезжать в Москву, о чем и сообщает Фёдору Павловичу. У Смердякова начинается приступ.

Книга шестая. Русский инок
Главы с I по III
Старец Зосима при смерти. Алёша приходит к нему, и блаженный просит его предостеречь Дмитрия о грядущей беде.

В молодости Зосима был потомком бедного дворянского семейства, служил офицером. Во время одной из дуэлей на него сошло озарение, после этого мужчина ушёл в монастырь. В последние дни свои старец завещает молиться за ближних, быть веселыми, не осуждать никого и находить счастье в труде.

Книга седьмая. Алёша
Главы с I по IV
Блаженный Зосима умирает. Окружающие ждут, что святой старец останется нетленным. Но через некоторое время от тела появляется характерный душок, что играет на руку Ферапонту. Монах выставляет Зосиму грешником, а себя истинным праведником, склоняя на свою сторону прихожан. Алёша тяжело переживает смерть близкого человека. По пути встречает приятеля Ракитина, который увлекает его пойти развеяться к Грушеньке.

Девушка встречает молодых людей радостно, ведёт себя развязно. Ласкается к Алеше, забирается к нему на колени. Но юноша не реагирует, так как погружён в скорбь. Позже Алёша приходит обратно к телу Зосимы и засыпает подле него. Ему видится радостный старец, который говорит, что умирать бояться не надо и Господь существует.

Книга восьмая. Митя
Главы с I по VIII
Дмитрий ищет деньги, чтобы отдать долг Катерине. В отчаянии просит помощи у купца Самсонова, у которого живет его возлюбленная. Тот смеётся над ним и отправляет к Лягавому, чтобы тот выкупил у него рощу. Но скупщик леса также насмехается над ним. Митя приходит к Хохлаковой, чтобы занять 3000, однако она предлагает ему заняться золотыми приисками и заработать. Все время Митя думает о Грушеньке. В ревностных чувствах идёт в дом отца.

Митя видит Фёдора Павловича в окне одного, условным стуком проверяет, нет ли там Грушеньки. Убедившись, что отец один, убегает прочь. В этот момент его замечает Григорий и пытается догнать. Митя бьет старика по голове тяжелым пестиком, тот падает и теряет сознание. Мужчина проверяет, жив ли слуга и, стерев кровь носовым платком, уходит.

В смятении после своего поступка, Митя приходит в дом Грушеньки, но не застает её: девушка уехала на гулянку с другими мужчинами. Приходит к Перхотину, ростовщику, взявшему под заклад пистолеты, и выкупает их. После находит Грушеньку, устраивает кутёж. Утром Митю находят полицейские и арестовывают.

Книга девятая. Предварительное следствие
Главы с I по IX
Перхотин, когда увидел окровавленного и взбудораженного Митю, решил обратиться к урядникам. Те решают арестовать его, пока Карамазов не застрелился. Оказывается, что в ту ночь, когда Митя ударил Григория, был убит Фёдор Павлович. Старший сын Карамазова не признается в убийстве и откровенно рад, что Григорий не сильно пострадал. Признается, что ревновал отца и ненавидел его, чем усугубляет своё положение. После мужчина замыкается и отказывается давать показания.

Анализируя произошедшее, Митя понимает, что тому, как попасть в дом отца тайно, его научил Смердяков. Следствие проводит унизительный обыск, в ходе которого находят у Мити конверт Карамазова старшего, в котором были деньги. Но мужчина раскрывает свой позор – эти деньги принадлежали Катерине. Дмитрий понимает, что его ждёт, и беспокоится лишь о судьбе любимой Грушеньки. Девушка же уверена в его невиновности. Арестованного собираются переводить в город.

Книга десятая. Мальчики
Главы с I по VII
Мальчик Коля был дерзким и смелым, пользовался уважением друзей. Пока мать отсутствовала, он следил за маленькими детьми. Но теперь у него важное дело: мальчик Илюша, в которого они кидали камнями ещё недавно, заболел. Врач сказал, что жить ему осталось неделю. Коля с товарищем отправляется к Алеше в надежде на помощь.

Коля рассказываем младшему Карамазову, как Илюшу Смердяков подучил засунуть иголку в еду собаке Жучке. Та страшно мучалась, а мальчик вспоминал о животном даже в бреду. Коля находит собаку и приводит её к постели Илюши, тот радуется, что животное осталось жить.

К мальчику приходит столичный врач по рекомендации Катерины. Коля и Алеша рассуждают о смысле бытия. Врач говорит, что Илюше осталось совсем немного. Ребёнок просит отца после его смерти взять на попечение другого мальчика.

Книга одиннадцатая. Брат Иван Фёдорович
Главы с I по X
Алеша посещает Грушеньку, девушку волнует секрет Ивана и Мити, после которого арестант стал намного бодрее. Дмитрию вызывают врача, который должен подтвердить его невменяемость на момент совершения преступления. Лиза разрывает помолвку с Алёшей, по причине его чрезмерного мягкосердечия, считает, что так не подобает вести себя мужчине.

Митя ударяется в религию, так как понимает, что до конца дней ему придётся гнить на каторге. Оказалось, что Иван готовит побег для старшего брата.

Средний Карамазов встречается со Смердяковым. Становится ясным, что Павел убил отца. Смердяков в свою защиту говорит, что братья сами хотели, чтобы Федора Павловича не стало. А натолкнули его на мысль об убийстве рассуждения Ивана о том, что всем всё позволено. Лакей отдаёт украденные деньги, при этом навешивает чувство вины на Ивана. Карамазов тяжело заболевает лихорадкой на фоне нервного потрясения. В бреду он разговаривает с чертом, который рассказывает ему о смерти Смердякова. Приходит Алеша и говорит, что лакей повесился.

Книга двенадцатая. Судебная ошибка
Главы с I по XIV
Проходит суд над старшим из братьев. Митя не признает свою вину, но доказательства говорят против него. Врач, который должен был помочь, ставит обратный диагноз и признает его вменяемым на момент совершения преступления. Алеша рассказывает, что настоящий убийца Смердяков, но доказательств у него не имеется. Катерина рассказывает все свои отношения с Дмитрием, показывает его как благородного человека.

Иван приносит деньги, которые ему передал Смердяков в суд. В зале правосудия с ним случается припадок. Прокурор в обвинении описывает образ всей семьи Карамазовых с негативной стороны, приводит мотивы для совершения убийства именно Дмитрием. Рассуждает о причастности Смердякова, приходит к выводу что лакей не виновен.

Защита отмечает психологические уловки в речи прокурора, настаивает на невиновности Дмитрия. Прямых доказательств в его сторону нет. Только обвинения в связи с тем, что больше некого обвинять. В последнем слове Митя отрицает свою вину. Но черту подводит окончательный приговор: «Виновен!».

Эпилог
Части с I по III
После приговора старший Карамазов попадает в больницу с нервной лихорадкой. Алеша и Иван строят план побега брата и Грушеньки за океан. Митя и Катерина мирятся, прощают друг друга.

Илюша умирает, на его похоронах присутствует Алеша. Он просит мальчиков быть добрее, совершать добрые дела, тогда жизнь будет прекрасна.

Основная мысль романа

В кратком пересказе романа по главам прослеживается религиозная тема, подробности которой удобнее читать в полной версии произведения. Достоевский закладывает в характеры братьев все проявления русской души. Каждый из образов братьев — это этап в развитии русского общества. Поколения соотносятся со слоями общества: старшее (Федор Карамазов) умирает, среднее (Дмитрий и Иван) мечется, приходит к религии своим собственным путём, через страдания, а зарождающемуся (Алеша, мальчики) предстоит построить новый мир. Автор поднимает проблему нравственного и религиозного возрождения человека. Также Достоевский обращает внимание, что прийти к просветлению можно только после признания своей вины и личной ответственности за все происходящее.

Кратко о романе Достоевского «Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы» Достоевского – шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.

История романа

Замысел романа сложился у автора задолго до написания – после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.

Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.

Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.

Цель и основная тема

Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени – здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа – прошлое, настоящее и будущее России.

На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России — это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени — братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин – это представители молодого поколения, «будущего» страны.

И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.

Главные герои

Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.

Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь – писал статьи, публиковал их в различных изданиях.

Младший Алеша – добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.

Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину – Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.

Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына. Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца. Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.

Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге – жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.

Выводы

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего. Порой все, чему человек не придает значения — взгляд, вздох, мысли – способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом. Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.

«Братья Карамазовы»: соционические типы героев

Поскольку в романе «Братья Карамазовы» очень много персонажей и на подробное рассмотрение их в данной статье нет места, то я предлагаю свою версию соционических типов главных персонажей и привожу некоторые доказательства.

1. Карамазов-старший

«Теперь же скажу об этом «помещике» (как его у нас называли, хотя он всю жизнь совсем почти не жил в своем поместье) лишь то, что это был странный тип, довольно часто однако встречающийся, именно тип человека не только дрянного и развратного, но вместе с тем и бестолкового, — но из таких, однако, бестолковых, которые умеют отлично обделывать свои имущественные делишки, и только кажется одни эти. Федор Павлович, например, начал почти что ни с чем, помещик он был самый маленький, бегал обедать по чужим столам, норовил в приживальщики, а между тем в момент кончины его у него оказалось до ста тысяч рублей чистыми деньгами. И в то же время он всё-таки всю жизнь свою продолжал быть одним из бестолковейших сумасбродов по всему нашему уезду. Повторю ещё: тут не глупость; большинство этих сумасбродов довольно умно и хитро — а именно бестолковость, да еще какая-то особенная, национальная».

С моей точки зрения, Федор Павлович Карамазов — это один из самых отвратительных образцов соционического типа этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ, ET) — что говорит, кстати, о «квадровых предпочтениях» самого Ф. М. Достоевского; на мой взгляд, во многих его произведениях, в том числе и в «Братьях Карамазовых» (что будет видно из приведенного ниже анализа) 2-я квадра представлена практически сплошь отрицательными или, как минимум, «неоднозначными» героями, в то время как наибольшего сочувствия удостоились герои из противоположной, 4-й квадры.

Аргументами в пользу программной экстравертной этики (E) Карамазова-старшего может служить то, что он считался одним из самых вольнодумных и насмешливых людей своего города, хотя на самом деле это был всего лишь злой шут, способный на всю гамму демонстрации чувств, от истерики до оргии. Весьма характерна для его программной функции сцена, которую он разыграл в монастыре, куда приехал якобы для примирения с сыном. Даже побои он умел обращать в свою пользу. Так, например, когда Дмитрий избил его в припадке ревности, он тут же надел красную повязку, чтобы произвести впечатление на Грушеньку.

О его интуиции говорит умение использовать время в своих интересах. Например, он заметил, что его сын Дмитрий «легкомыслен, буен, со страстями, нетерпелив, кутила и которому только чтобы что-нибудь временно перехватить и он хоть на малое время, разумеется, но тотчас успокоится. Вот это и начал эксплуатировать Фёдор Павлович, то есть отделываться малыми подачками, временными высылками, и в конце концов так случилось, что когда, уже года четыре спустя, Митя, потеряв терпение, явился в наш городок в другой раз, чтобы совсем уж покончить дела с родителем, то вдруг оказалось, к его величайшему изумлению, что у него уже ровно нет ничего, что и сосчитать даже трудно, что он перебрал уже деньгами всю стоимость своего имущества у Фёдора Павловича, может быть, еще даже сам должен ему».

Волевая сенсорика (F) — это активационная функция; поэтому он уважает силу, давит и попрекает только слабых. Например, первая жена его била, и он это терпел, зато свёл в могилу вторую жену, которая не могла дать ему отпор.

Его болевая сенсорика ощущений (S) проявилась, когда младший сын Алёша заявил ему о своем желании поступить в монастырь:

«И он даже расхныкался. Он был сентиментален. Он был зол и сентиментален».

2. Дмитрий Карамазов

«Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Чёрт знает, что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей — знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Я думаю, что Дмитрий принадлежит к соционическому типу этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ, ES).

В пользу этики эмоций (E) говорит и вышеприведенная цитата, и сцена ревности, которую он устроил отцу, когда ему померещилось, что тот прячет у себя Грушеньку.

Да и вся история его преступления говорит скорее об этике, чем о логике: «роковая» записка, ладанка на груди, пестик, который он схватил в доме у Грушеньки на глазах у прислуги, пачка денег, которую он открыто нес в окровавленных руках. Словом, хватай и отправляй на каторгу, все улики налицо.

О его сенсорике ощущений (S) говорит как его внешний вид физически сильного молодого человека, так и манера одеваться.

«Вошёл он безукоризненно и щегольски одетый, в застегнутом сюртуке, в черных перчатках и с цилиндром в руках. Как военный недавно в отставке, он носил усы и брил пока бороду. Темно-русые волосы его были коротко обстрижены и зачесаны как-то височками вперед. Шагал он решительно, широко, по-фрунтовому. На мгновение остановился он на пороге и, окинув всех взглядом, прямо направился к старцу, угадав в нем хозяина».

На суде «он явился ужасным франтом, в новом с иголочки сюртуке. Я узнал потом, что он нарочно заказал к этому дню себе сюртук в Москве, прежнему портному, у которого сохранилась его мерка. Был он в новешеньких черных лайковых перчатках и в щегольском белье. Он прошел своими длинными аршинными шагами, прямо до неподвижности смотря пред собою, и сел на свое место с самым бестрепетным видом».

Его болевой функцией была интуиция времени (T), поэтому он жил одним днём и не умел ничего предвидеть, чем и пользовались более дальновидные люди, подобные его отцу.

3. Иван Карамазов

«Ну так представь же себе, что в окончательном результате я мира этого божьего — не принимаю, и хоть и знаю, что он существует, да не допускаю его вовсе. Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять. Оговорюсь: я убежден как младенец, что страдания заживут и сгладятся, что весь обидный комизм человеческих противоречий исчезнет как жалкий мираж, как гнусненькое измышление малосильного и маленького, как атом, человеческого эвклидовского ума, что наконец в мировом финале, в момент вечной гармонии, случится и явится нечто до того драгоценное, что хватит его на все сердца, на утоление всех негодований, на искупление всех злодейств людей, всей пролитой ими их крови, хватит, чтобы не только было возможно простить, но и оправдать всё, что случилось с людьми, — пусть, пусть это всё будет и явится, но я-то этого не принимаю и не хочу принять!»

Он рос угрюмым и закрывшимся в себе отроком, далеко не робким, но с десяти лет понявшим, что они живут в чужой семье и на чужих милостях, и что об его отце даже стыдно говорить. Очень скоро он стал обнаруживать необыкновенные способности к учению. Он окончил гимназию, а потом университет.

В университете ему пришлось туго, так как он вынужден был кормить сам себя и в то же время учиться. Ему ни разу не пришло в голову просить денег у отца, впрочем, он, наверное, понимал, что не допросишься. Но он не потерялся: давал уроки, писал статьи в газеты, причем чаще всего это были статьи об уличных происшествиях, но любопытно и пикантно составленные. Постепенно он стал известен в литературных кругах. Однажды он прославился статьей, посвященной церковным судам, которую прочитали в городе и в монастыре.

Всех удивило, когда он неожиданно поселился в доме отца, но еще более странным показалось то, что они ужились. Более того, сын приобрел влияние на старика и тот даже стал вести себя приличнее.

С моей точки зрения, вышеприведенные факты говорят за логику и интроверсию, а из четырёх видов темперамента к нему более всего подходит «стабильно-уравновешенный». Его подчеркнутая независимость (происходящая из стеснительности, нежелания навязывать другим свои сенсорные проблемы) указывает на то, что он скорее логико-интуитивный интроверт (ЛИИ, LI). Мои аргументы следующие.

О его программной структурной логике (L) говорит хорошее аналитическое мышление, постоянное стремление обобщать факты и создавать системы мировоззрения.

Однажды, находясь в обществе, преимущественно дамском, он заявил, что на свете нет ничего такого, что заставляло бы людей любить себе подобных, что нет такого закона, чтобы человек любил все человечество, что любовь бывает только от веры в бессмертие. Если уничтожить в человеке веру в бессмертие, то в нем иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила. В этом случае нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность, и эгоизм до злодейства должен быть не только позволен, но и признан самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении.

На беду Ивана эти абстрактные теоретические положения дошли до ушей лакея Смердякова, который сделал из них вполне практические выводы.

Самым ярким проявлением его творческой функции (интуиции возможностей — I) я считаю сочиненную им поэму «Великий инквизитор». Эта поэма сразу же привлекла внимание тогдашних мыслителей: Леонтьева, Соловьева, Розанова, Бердяева и других. Да и в наше время к ней не утрачен интерес.

Его болевая функция — волевая сенсорика (F). Она проявилась в полной мере, когда Иван испытал на себе сильнейшее воздействие Смердякова, у которого волевая сенсорика является творческой функцией. Он очень болезненно воспринял свою слабость и постарался избежать стрессовой ситуации, за что потом и расплатился в полной мере.

О ролевой этике отношений R (функции демонстрируемой, но всё же слабой) говорит следующая фраза:

«Я хочу сойтись с тобой, Алёша, потому что у меня нет друзей, попробовать хочу».

4. Алёша Карамазов

«Едва только он, задумавшись серьезно, поразился убеждением, что бессмертие и бог существуют, то сейчас же естественно сказал себе: «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю». Точно так же, если б он порешил, что бессмертия и бога нет, то сейчас бы пошел в атеисты и в социалисты».

Я думаю, что Алеша принадлежит к соционическому типу этико-интуитивный интроверт (ЭИИ, RI).

Приведу цитату, которая говорит о том, что его программная функция — это этика отношений (R):

«В детстве и юности он был мало экспансивен и даже мало разговорчив, но не от недоверия, не от робости или угрюмой нелюдимости, вовсе даже напротив, а от чего-то другого, от какой-то как бы внутренней заботы, собственно личной, до других не касавшейся, но столь для него важной, что он из-за нее как бы забывал других. Но людей он любил: он, казалось, всю жизнь жил, совершенно веря в людей, а между тем никто и никогда не считал его ни простачком, ни наивным человеком. Что-то было в нём, что говорило и внушало (да и всю жизнь потом), что он не хочет быть судьёй людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит. Казалось даже, что он всё допускал, нимало не осуждая, хотя часто очень горько грустя. Мало того, в этом смысле он до того дошёл, что его никто не мог ни удивить, ни испугать, и это даже в самой ранней своей молодости. Явясь по двадцатому году к отцу, положительно в вертеп грязного разврата, он, целомудренный и чистый, лишь молча удалялся, когда глядеть было нестерпимо, но без малейшего вида презрения или осуждения кому бы то ни было».

О его интуиции возможностей (I) говорит тот факт, что он, не окончив курса гимназии, ушел в монастырь. Он «вступил он на эту дорогу потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему разом весь идеал исхода рвавшейся из мрака к свету души его». В таком виде данная функция проявляется именно у интровертов — экстраверт бы скорее предпочёл бессистемно накапливать знания, чем искать идеал в уединении.

5. Павел Смердяков

«Рассудите сами, Григорий Васильевич, — ровно и степенно, сознавая победу, но как бы и великодушничая с разбитым противником, продолжал Смердяков, — рассудите сами, Григорий Васильевич: ведь сказано же в писании, что коли имеете веру хотя бы на самое малое даже зерно и при том скажете сей горе, чтобы съехала в море, то и съедет ни мало не медля, по первому же вашему приказанию…Ибо если бы даже кожу мою уже до половины содрали со спины, то и тогда по слову моему или крику не двинулась бы сия гора. Да в этакую минуту не только что сумление может найти, но даже от страха и самого рассудка решиться можно, так что и рассуждать-то будет совсем невозможно. А, стало быть, чем я тут выйду особенно виноват, если, не видя ни там, ни тут своей выгоды, ни награды, хоть кожу-то по крайней мере свою сберегу?».

Полагаю, что Смердяков — логико-сенсорный интроверт (ЛСИ, LF).

В пользу интроверсии говорит его нелюдимость и молчаливость, а в пользу структурной логики (L) говорят его рассуждения.

Однажды слуга Григорий услышал в лавке историю, как один русский солдат, попав в плен к азиатам, не захотел отказаться от христианства и перейти в ислам. Он принял муки и умер как герой.

Смердяков, услышав этот рассказ, усмехнулся и сказал, что не было бы греха этому солдату, если бы он отказался от Христа и спас свою жизнь, а потом искупил бы вину добрыми делами.

Старик Карамазов заметил, что такого солдата сразу же отправили бы в ад и поджаривали бы как барана, но Смердяков настаивал на том, что греха не будет. От него потребовали доказательств. Он пояснил, что как только кто-либо отречётся от Христа, то в тот же момент крещение с него снимется, и он сделается все равно, что язычник. А раз он уже разжалован в язычники, то с него уже и не будут спрашивать как с христианина. А раз спроса нет, то дело ограничится самым малым наказанием.

В пользу его волевой сенсорики (F) говорит то, что в детстве он любил вешать кошек, а потом хоронил их с церемонией, то есть надевал на себя что-то вроде ризы и махал чем-нибудь над мертвой кошкой, как будто кадил.

О сенсорике говорит и то, что был очень брезглив: сидит за супом, возьмет ложку и ищет, ищет в супе, возьмет ложку и смотрит на свет. То же самое с хлебом, мясом и всеми кушаньями. Платье он тщательно вычищал по два раза в день, а сапоги чистил особой английской ваксой.

В честности его Федор Павлович был уверен. Раз он в пьяном виде выронил три денежные бумажки, а на следующий день они уже лежали у него на столе. Их поднял Смердяков. Вообще старик Карамазов его любил, хотя тот и на него смотрел косо и все молчал. Казалось, он копил свои впечатления с жадностью, сам не зная зачем.

Темперамент Смердякова лучше всего описывается словами «стабильно-уравновешенный».

Интуиция возможностей (I) — это болевая функция Смердякова. Он оценивал мир в чёрно-белых красках и не видел разницы между собой и Иваном. Он стремился подчинить мир своему влиянию и думал, что Иван поступает так же, как и он, то есть что он хочет убить отца ради денег. Он решил, что Иван не будет убивать сам, но охотно примет эту услугу от него, Смердякова. Когда он понял свою ошибку, было уже поздно.

«А говорили, всё позволено», — были его последние слова.

Таковы основные персонажи «Братьев Карамазовых».

Автор — Инна Блашко

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх