Помост

Вопросы веры

О чем молятся Симеону Верхотурскому?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Современные люди, все чаще начали верить в чудеса. Наверное, именно поэтому они стали верить в святых и посещать не только церковь, но и регулярно молиться и просить о помощи. Хорошим примером тому служит молитва Симеону Верхотурскому. К иконе святого приходят просить об исцелении, о детях, просветлении рассудка.

Также у иконы святого молятся о гармонии в душе. Как утверждают церковные служители, в практике было очень много случаев, когда молитва к святому Симеону избавляла человека от бесов и нечистой силы. Но вопреки этому чаще всего у святого просят исцеления от слепоты и параличе. Так как именно помощь при этих недугах было началом чудотворных дел святого.

Житие святого

Святой Симеон жил в семье дворян в 16 столетии. Но, не смотря на то, что парень жил в достатке, в одно время он разочаровался в людских ценностях и принял решение оставить все свое богатство и имущество. Первое время он много путешествовал.

Во время путешествий он ввел рассказы о христианской вере, духовных ценностях, старался направлять людей на истинный пусть. Первое его путешествие было на Северных землях, после чего он поселился в тайге и занимался ловлей рыбы. В свободное время Симеон постоянно проводил в молитве.

Преподобный умер в возрасте 35 лет и был захоронен в храме Архстпратига Михаила.

Спустя 50 лет на месте его захоронения произошло необычайное чудо. Из могилы Симеона явился гроб, в котором были нетленные человеческие остатки. К тому времени об преподобном уже все забыли. Причиной такого явления стал источник, который появился под местом захоронения.

Прошло не так много времени после этого события как люди начали замечать, что мощи святого приносят людям исцеление. С тех пор много людей начало молится Божьему Угоднику.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

Мощи Верхотурского принесли многим людям исцеления. Искреннее прошение перед ликом святого помогает верующим избавится от таких недугов как:

  • Бесплодие,
  • Болезни ног,
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата,
  • Эпилепсия,
  • Паралич,
  • Нарушение работы центральной нервной системы,
  • Слепота.

Также у святого просят об исцелении от мужского бессилия и много чего другого.

Молитва Симеону Верхотурскому о исцелении

Перед тем как начать читать молитву к святому нужно знать, что лучший эффект будет, если вы ее будете читать перед его образом. При этом образ Угодника ни в коем случае не должен служить идолом, он должен быть средством, которое может, поможет правильно передать и выразить свою любовь к Всевышнему.

А вот и сама молитва Симеону Верхотурскому:

О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй по данной ти благодати от Господа молитися о нас. Милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Да хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео молитву к святому Симеону:

Святой праведный Симеон Верхотурский

Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, пре­зрев все мирские почести и земное богатство, удалился из Рос­сии за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал се­литься в самом горо­де Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.

Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громад­ные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скали­стые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.

В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он вне­запно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году, когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздер­жания и поста.

До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей ис­текают от его мощей вот уже более 300 лет.

Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на зем­ле тот, кто все земное оставил ради Него.

Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благо­говением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с но­вой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.

В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.

В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.

Крестовоздвиженский собор — третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге

Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.

Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых).

Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Имя Семён в православном календаре (Святцах)

Имя Симеон (Семён) можно перевести с иврита, как «услышанный».

Праведный Симеон Богоприимец, дата памяти 16 апреля

Среди святых, нареченных этим именем — святой праведный Симеон Богоприимец.

Старец Симеон вел очень благочестивую жизнь, всю свою жизнь он ждал пришествия Мессии. Его включили в число семидесяти ученых мужей, которым было доверено переводить Священное Писание на греческий язык с еврейского. Когда он переводил книгу пророка Исаи, на словах «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», в его душу закралось сомнение. И он решил заменить слово «дева», на «жена». В тот же час святому Симеону явился ангел и удержал его от этой замены. Святой Ангел пообещал, что старец Симеон сам это увидит. Сказанное сбылось. Когда старец Симеон достиг почтенного возраста (ему исполнилось 360 лет), в храме он встретил принесенного туда на сороковой день после Рождества Господа. Праведный Симеон узнал в нем Спасителя, он взял его на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих, Израиля».

Икона Праведного Симеона Богоприимца

Праведный Симеон Верхотурский, дата памяти 31 декабря, 25 мая, 25 сентября

Еще один святой с именем Симеон — это праведный Симеон Верхотурский. Он родился в 17-ом веке в благочестивой семье. С юных лет он мечтал посвятить себя Богу, и, как только достиг определенного возраста, он удалился за Урал. Там он стал жить, как странник, посещал село Меркушинское, которое находилось недалеко от Верхотурья. В местных селениях он проповедовал Христа. В глухой тайге ему приходилось самому шить шубы, работать в домах у крестьян, причем за свои труды он не принимал никакого вознаграждения.

Праведный Симеон достиг абсолютного смирения, молился о своих обидчиках. Возносил он свои прошения за новопосвященный народ Сибири Господу, стоя на камне в глухой тайге. В 1642 году после великих подвигов поста и молитвы, он отошел ко Господу. Спустя 50 лет после его кончины, чудным образом были обретены нетленные мощи святого Симеона. Многие люди получили от них исцеление.

Икона Праведного Симеона Верхотурского

Православные святые с именем Симеон

Даты указаны по новому стилю.

  • Симеон, прп. 12 ноября
  • Симеон 31 октября
  • Симеон, прп. 18 апреля
  • Симеон (Воробьев), мч. 8 февраля, 17 августа
  • Симеон (Туркин), мч. 8 февраля, 23 сентября
  • Симеон, прп. 28 июня, 30 апреля
  • Симеон, прп. 8 июля
  • Симеон, архиепископ, Новгородский 23 февраля
  • Симеон, архиепископ, Антиохийский 29 декабря
  • Симеон, архиепископ, Новгородский 28 июня
  • Симеон (Кулямин), сщмч., диакон 8 февраля, 28 февраля
  • Симеон (Кречков), сщмч., диакон 8 февраля, 16 ноября
  • Симеон, сщмч., епископ, Иерусалимский 17 января, 10 мая (сродник Господень по плоти)
  • Симеон (Молюков), епископ, Смоленский 23 июня
  • Симеон (Кривошеев), сщмч., иерей 8 февраля, 2 декабря
  • Симеон (Конюхов), сщмч., иерей 8 февраля, 28 октября
  • Симеон (Кульгавец), сщмч., иерей 8 февраля, 21 февраля
  • Симеон (Афонькин), сщмч., иерей 8 февраля, 8 декабря
  • Симеон (Лилеев), сщмч., прот. 8 февраля, 13 октября
  • Симеон Богоприимец 16 февраля
  • Симеон Босой, прп. 2 мая
  • Симеон Верхотурский (Меркушинский) 31 декабря, 25 мая, 25 сентября
  • Симеон Ветхий, Сирийский, игумен 8 февраля
  • Симеон Ктезифонтский, Селевкийский (Персидский), сщмч., епископ 30 апреля
  • Симеон Мгвимский см.: Шио (Симеон) Мгвимский, прп. 26 февраля, 20 мая, 22 мая
  • Симеон Метафраст, прп. 22 ноября
  • Симеон (в миру Стефан Неманя, царь Сербский) Мироточивый, Хилендарский, Афонский 12 сентября, 26 февраля (ктитор)
  • Симеон Митиленский, исповедник 14 февраля
  • Симеон Нигер, апостол от 70-ти 17 января
  • Симеон Новый Богослов, игумен 25 марта
  • Симеон Новый Столпник, Киликийский, прп. 10 мая
  • Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый 3 августа
  • Симеон Персидский, мч. 31 мая
  • Симеон Полоцкий, Тверской, епископ 28 июня, 16 февраля
  • Симеон Столпник, Антиохийский, архимандрит 14 сентября
  • Симеон Столпник, Дивногорец, Младший, пресвитер 6 июня
  • Симеон Трапезундский, мч. 27 августа

Дни памяти св. Симеона Верхотурского: 31 (18) декабря — день прославления, 25 (12) сентября — первое перенесение мощей, 25 (12) мая — второе перенесение мощей, 11 февраля (29 января) — Собор Екатеринбургских святых, 23 (10) июня — Собор Сибирских святых.

Житие св. праведного Симеона Верхотурского

Святой праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

Молитва святому праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Тропарь на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Кондак на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Экспонат № 12125, или Вернувшийся святой

12/25 мая празднуется Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского. Это имя известно всему православному миру. Поклониться мощам святого Симеона в Верхотурье, взять воды из чудотворного источника в Меркушино приезжают паломники со всей России и из-за рубежа. Но не каждый знает, что эта великая святыня едва не была потеряна. В советские годы мощи праведника несколько раз приговаривали к сожжению, над ними кощунствовала безбожная толпа, их перевозили из музея в музей… Где пребывала святыня в течение 70 лет советской власти? Как удалось сохранить ее, и как совершилось ее второе обретение?

«Прошу вас не кощунствовать!»

«В довоенное время город Верхотурье привлекал к себе внимание почти все население Российского государства своими достопримечательностями. Это мощи “святого Симеона праведного”, которые хранились в одном из монастырей города Верхотурья, – писал в советские годы в своих воспоминаниях один из жителей Верхотурья, бывший красноармеец. – К этим самым мощам на поклонение шла масса народу со всех концов матушки России, и приносили потом добытые копейки, на которые жировали обитатели верхотурских монастырей… Революционная волна в 1917 году резко изменила жизнь Верхотурья… Городом стали управлять новые люди с заводов и деревень с мозолистыми руками, в шапках и потертых пиджаках».

Эти «новые люди» вскоре начали бороться против народного почитания мощей праведника. 25 сентября 1920 года, в день памяти праведного Симеона, местные власти решили провести вскрытие мощей святого на глазах у 15 тысяч паломников, прибывших на праздник.

Вскрытие мощей святого Симеона Верхотурского

Вскрытие назначили сразу после Литургии. Но монахи и священники торжественно и нарочито медленно служили Литургию, вслед за ней так же медленно совершали молебен, за молебном читали акафист… Начало вскрытия откладывалось уже на два часа. Власти потребовали прекратить богослужение, но получили отказ. Тогда вооруженные красноармейцы начали выталкивать людей из собора и пробиваться к раке с мощами.

Раку вынесли на паперть, мощи вынули из гроба и разложили на столе, а гроб перевернули

Раку вынесли на паперть, мощи вынули из гроба по частям и разложили на столе. После этого члены комиссии по вскрытию мощей перевернули гроб и вытряхнули на стол то, что в нем оставалось. Это был лебяжий пух, на котором почивали мощи. Верующие плакали, некоторые, крестясь, успевали тайком взять со стола лебяжьи пушинки. В это время у главных дверей собора монастырский архидиакон Вениамин громко сказал: «Прошу вас не кощунствовать!» В тот же день он был арестован и доставлен в екатеринбургскую ЧК.

Власти, боясь возмущений со стороны народа, разрешили вернуть святые мощи в собор и продолжать совершение в нем богослужений.

Паломничество… в музей

Мощи праведного Симеона оставались в верхотурском Крестовоздвиженском соборе до 1929 года, когда в ходе очередной антирелигиозной кампании их было решено изъять из собора и сжечь. Святыню действительно изъяли, но директор Нижнетагильского краеведческого музея Александр Николаевич Словцов, сын священника, убедил власти не уничтожать мощи, а отправить их в его музей – для «антирелигиозного просвещения трудящихся». Однако люди шли в музей не для этого, а для того, чтобы поклониться праведному Симеону, и готовы были платить любые деньги за билеты. Когда началось откровенное паломничество, мощи были изъяты из экспозиции. Журнал «Советское краеведение» опубликовал разгромную статью о том, что в Нижнетагильском музее «засела гидра контрреволюции» и директор музея «под видом антирелигиозной пропаганды насаждает мракобесие».

Директора музея обвинили в «пропаганде мракобесия» и «антисоветском искажении экспозиции»

Эта статья стала приговором Александру Словцову. В октябре 1934 года он был арестован за «антисоветское искажение экспозиции музея». Скончался Словцов в 1944 году в Хабаровском исправительно-трудовом лагере.

Ипатьевский дом

Из нижнетагильского музея мощи святого Симеона увезли в Свердловск и выставили в музее атеизма. А размещался он – где бы вы думали? В том самом Ипатьевском доме, где в 1918 году были расстреляны Царственные Страстотерпцы. Но и в музей атеизма к мощам святого Симеона началось паломничество. По воспоминаниям очевидцев, бабушки с маленькими детьми стояли по несколько часов в очереди, чтобы подойти к мощам. Честные останки убрали в запасники, а директор музея археолог Берс был расстрелян. После этого многие верующие, не зная о местонахождении мощей, считали их безвозвратно потерянными.

«Кто будет уничтожать? Сотрудники музея?»

Храм св. Александра Невского в советское годы

В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года, затем антирелигиозный музей был расформирован, и святыню передали в фонды Окружного краеведческого музея. Долгое время они находились в здании, на котором красовалась табличка «Бывший собор Александра Невского». Это был главный храм Ново-Тихвинского монастыря, закрытого в советские годы. Мощи получили и свой инвентарный номер и стали называться «экспонат № 12125».

Несколько раз за годы советской власти рассматривался вопрос об их уничтожении. Выходил даже соответствующий приказ. Но, несмотря на это, святыня была сохранена. Старший научный сотрудник Областного краеведческого музея Нина Александровна Гончарова на вопрос, как удалось сохранить мощи, отвечает:

– Ну а кто же будет их уничтожать? Сотрудники музея? Если что-то попало в музей, то ни у кого в музее рука не поднимется, чтобы уничтожить. Понимаете, человек же не может опуститься до такого уровня дикости.

Нина Александровна Гончарова

Нина Александровна была последней хранительницей мощей.

– Я хорошо помню, как первый раз встретилась со святым Симеоном, – рассказывает она. – Меня привели в отдел, там у стены стоял высокий помост, накрытый шелковым розовым полотном, очень большим. Мы подошли к помосту, мне говорят: «А вот здесь хранятся мощи Симеона Верхотурского». Сняли полотно, и я увидела раку, обитую железом, а в ней мощи. Так началось наше общение со святым Симеоном. Я повесила на стене у раки его икону. Каждый раз, когда я заходила в отдел, я говорила: «Здравствуй, Симеонушка».

Сотрудники музея относились к мощам с почтением, а хранитель, входя в отдел, говорила: «Здравствуй, Симеонушка»

Другие сотрудники музея (хотя и не все) тоже относились к мощам с почтением. А некоторые даже просили Нину Александровну разрешить им помыть пол в хранилище, чтобы просто побыть рядом со святым Симеоном.

Когда в музей приходили высокопоставленные лица, ученые, артисты, некоторым из них по разрешению обкома показывали закрытые отделы музея. Нина Александровна вспоминает визит академика Валентина Покровского:

– Он подошел ко мне и говорит: «Мне сказали, что у вас редкий фонд икон, а я любитель древнерусского искусства. Можно посмотреть?» Я его завела в отдел, и он долго смотрел иконы, просто погрузился в них. Потом увидел помост под розовым пологом, спрашивает: «А здесь что?» Я говорю: «Это мощи Симеона Верхотурского». Он говорит: «Вы можете мне открыть?» Я открыла. Он смотрел, смотрел… Потом перекрестился и поблагодарил.

«Пришло время возвращать»

Священноначалию было известно, где находились мощи праведного Симеона; попытки вернуть их предпринимались неоднократно, но долгое время это не удавалось.

В конце 1980-х годов, когда постепенно Церкви начали возвращать святыни и храмы, архиепископ Мелхиседек вновь решился просить о возвращении мощей. Он пригласил на прием Нину Александровну, расспросил ее о мощах, об условиях, в которых они пребывают в музее. Начались переговоры с властями; владыке Мелхиседеку пришлось обращаться в Министерство культуры и Совет Министров СССР.

Нина Александровна вспоминает о том времени:

– Помню, подходит тогда ко мне наша сотрудница, баба Тоня, верующая (а у нас в отделе все верующие работали; не то чтобы мы специально таких подбирали, а так получалось – они сами к нам просились), и говорит так робко: «А я батюшке на исповеди-то сказала, что у нас мощи святого Симеона хранятся». Я ей говорю: «Баба Тоня, да уже все знают. Вы видели, к нам архиерей приходил, священники. Всё, уже можно рассказывать».

Наконец разрешение на передачу мощей Церкви было получено. Нине Александровне было жаль расставаться с праведным Симеоном.

– Я пришла к директору музея Александру Дмитриевичу Бальчугову и говорю: «Александр Дмитриевич, я понимаю: мощи, они ведь и должны вернуться. Должны! Это же святыня. Но все-таки, знаете…» А он сразу всё понял и говорит: «Ну что ты переживаешь! Наша задача какая? – Спасти. Сохранить. Передать. – Пришло время возвращать». После этих слов я почему-то сразу успокоилась.

11 апреля 1989 года архиепископ Мелхиседек и несколько священников вынесли из музея честные мощи праведного Симеона. Теплый ветер колебал облачения под яркими лучами апрельского солнца, с пением священнослужителей сливалось радостное пение птиц…

Спасский храм (возвращен Церкви в 1989 г.)

Все время, пока для святых мощей готовилось достойное место, они хранились в келье владыки. Вскоре, 25 мая 1989 года, мощи праведного Симеона Верхотурского торжественно при огромном стечении духовенства и верующих были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске. Этот день, 25 мая, и стал церковным праздником – днем второго обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского.

Возвращение в Верхотурье

В храме Всемилостивого Спаса святые мощи пребывали два года. В это время шла реставрация возвращенных Церкви храмов Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, где мощи находились до революции. Братия с нетерпением ждали того дня, когда в древний монастырь можно будет перенести его святыню – честные мощи праведного Симеона.

24 сентября 1992 года после Литургии в храме Всемилостивого Спаса честные мощи величественным крестным ходом пронесли по улицам Екатеринбурга: сначала в Иоанно-Предтеченский собор, затем – через место расстрела Царской Семьи, где сейчас стоит храм-на-крови. После этого святыню повезли в Верхотурье.

Во всех городах и селах, через которые везли мощи, навстречу им выходило множество верующих. В самом Верхотурье сотни паломников и местных жителей встречали праведного Симеона; они стояли с зажженными свечами вдоль дороги, по которой должны были провезти мощи.

Колокольным перезвоном и морем свечей встретило Верхотурье мощи преподобного Симеона

Колокольный перезвон и море огоньков встретили торжественную процессию, и всю ночь нескончаемым потоком шли богомольцы, чтобы поклониться вновь обретенной святыне. Так мощи святого Симеона были возвращены в Свято-Николаевский монастырь, в котором почивают и поныне.

Спасский храм Ново-Тихвинского монастыря

А в Екатеринбурге в храме Всемилостивого Спаса Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря в память о пребывании здесь святыни оставлена часть мощей праведного Симеона, которая была также передана из музейных фондов.

Паломники в Меркушино

– Удивительно так устроилось, что наш монастырь оказался связан с праведным Симеоном, – говорят сестры Ново-Тихвинской обители. – В главном храме нашего монастыря, Александро-Невском соборе, его мощи пребывали в советское время, когда там располагались фонды Областного краеведческого музея. В храм Всемилостивого Спаса на нашем подворье мощи были принесены после возвращения из музея и почивали там после второго обретения. А в селе Меркушино, где праведный Симеон когда-то жил и был погребен, сейчас находится еще одно наше подворье. Для нас это особая милость Божия.

70 лет длилось «изгнание» святого Симеона, но изгнанный из Верхотурской обители, он продолжал жить во многих и многих сердцах. Десятилетия спустя гонителей не стало, а гонимая святыня вернулась в родную Верхотурскую обитель.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх