Помост

Вопросы веры

О чем недоросль фонвизина

Софья ждёт дядюшку, читает книгу. Её привлекли из неё фразы: «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!», «Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью».

Выходит дядюшка Стародум, он приветствует то, что племянница читает. Он говорит ей: «Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу…».

Софья просит его дать ей советы, как жить.

Советы Стародума.

  • Уметь разбираться в людях: «Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце».
  • Быть добродетельной. На вопрос Софьи, а каждый ли человек способен на это, Стародум отвечает: «…всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну».
  • «А что же остережёт человека?» — задаёт вопрос Софья. Дядя отвечает: «…совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.».
  • «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия…».
  • «…не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.» «…без знатных дел знатное состояние ничто.» Софья согласна с ним, говоря: «Как наружность нас ослепляет!».
  • «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».
  • «…добродетели ничто заменить не может.»
  • Говорит о Софье: «…вижу в тебе сердце честного человека».
  • Рассуждает о семье, о взаимоотношениях мужа и жены: «Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может! Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны». Не богатство, а любовь и дружба делают семью крепкой.

Правдин знакомит Стародума с Милоном, с чьим дядей тот знаком. В письме, полученном Стародумом от дяди Милона, написано об «особливых достоинствах» племянника.

Милон говорит, каким, по его мнению, должен быть офицер: «У кого она(неустрашимость) в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце. В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник». «…он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу. Неустрашимость его состоит, следственно, не в том, чтоб презирать жизнь свою. Он ее никогда и не отваживает. Он умеет ею жертвовать.».

Он считает, что неустрашимость должна быть характерна не только солдатам и офицерам на полях сражения, но и любому человеку, чем бы он ни занимался. «Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».

Стародуму очень понравились слова Миолна, ведь сам он – «Друг честных людей», видит и почитает «добродетель, украшенную рассудком просвещенным».

Стародум соединяет руки влюблённых – Софьи и Милона, благословляя их.

Входят Простакова, Скотинин и Митрофан. Простакова просит Стародума проверить знания своего сына.

К «экзамену» присоединился Правдин, спросив Митрофана, что тот знает о грамматике. Ответ: «Существительна да прилагателъна…». И говорит о том, какая дверь в их доме чем является. Одна — «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навещена: так та покамест существительна».

По словам Простаковой, историю и Митрофан, и учитель Вральман слушают у скотницы Хавроньи.

О науке «еографии» Митрофан вообще не слышал. На вопрос Простаковой, для чего нужна та наука, Стародум ответил: «…ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь». На что та сказала: «…а извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь», поэтому такой «вздор» и не нужно знать Митрофанушке. «Без наук люди живут и жили».

Гости уходят по делам, готовиться к завтрашнему отъезду.

Простакова и Скотинин поняли, что Софья уже «сговорена» и завтра может уехать. Оба наутро затеяли тёмное дело.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль», описание, биография

Стародум — дворянин, отставной офицер:

«…Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода…» «…Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом..» В молодости он участвовал в войне и был ранен:
«…Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. «…я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни…» Также Стародум служил при императорском дворе:
«…Ко двору. Меня взяли ко двору…» Стародум нажил свое состояние своим трудом, проработав несколько лет в Сибири:
«…Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…» Старик заработал свое состояние честным трудом, без подлостей и воровства:
«…решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро…» Стародум является умным человеком:
«…Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить…» Стародум — прямодушный, искренний человек, но некоторые люди принимают эти качества за угрюмость и грубость:
«…Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет…» «…И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де кого уж и полюбит, так прямо полюбит…»
Стародум разбирается в людях. Он не любит дурных людей:
«…А кого он невзлюбит, тот дурной человек…» (о Стародуме) Господин Стародум является откровенным, прямодушным человеком:
«…Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет…» Он — простой, нехитрый («простосердечный») человек:

«…Извини мое простосердечие…» Стародум не смотрит на статус, чин людей, с которыми говорит:
«…Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность…» Господин Стародум воспитан по-простому, «по-старому»:
«…Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы…» Стародум — малообразованный, но при этом умный человек:
«…Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову…» Он ценит в человеке душу и сердце — так его воспитал отец:
«…Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..» Стародум — сдержанный человек. Он научился владеть собой и теперь ничего не делает по первому порыву:
«…У меня правило: в первом движении ничего не начинать…»»…О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству…» Господин Стародум — человек с редкими качествами:
«…Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут…» Он не терпит несправедливости:
«…Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку…» Стародум — горячий, пылкий человек:
«…Ласкаюсь, что горячность моя меня не обманывает…» «…Горячность не допустила меня тогда рассудить…» Господин Стародум не гонится за чинами и богатствами. Он выше всего ценит душу, честь и принципы:
«…Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы…» У старика есть единственная родственница — племянница Софья. Ей он завещает свое состояние:
«…Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни…» «…Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного…» Господин Стародум — почтенный человек: «…Почтенный человек! (Милон о Стародуме) Судя по всему, на досуге Стародум читает книги, в отличие, например, от Тараса Скотинина:
«…Очки мои на столе, в книге…» Господин Стародум любит честных людей:
«…Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание…» Он — небезразличный человек, его «трогают люди»:
«…Ты меня счастливее. Меня трогают люди…» (Стародум Скотинину) Стародум — великодушный мужчина. Он умеет прощать людям их ошибки, подлые поступки. Так например, он прощает Простаковой ее подлость:
«…Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю…» У Стародума есть друг, который оказывается дядей другого героя пьесы — офицера Милона:
«…Я не знаю Милона; но когда дядя его мой истинный друг..» Также оказывается, что учитель Простаковых Вральман когда-то служил кучером у Стародума:
«…Он три года у меня был кучером…»
Что означает фамилия Стародум?
Фамилия Стародума является «говорящей», как и большинство имен и фамилий в пьесе. Эта фамилия сочетает в себе два слова: «старый» и «думать».
Но в данном случае «старый» означает не пожилой возраст героя (хотя Стародум действительно немолод). Фамилия Стародума означает его приверженность «старым» ценностям времен Петра I, его преобразовательную деятельность. Стародум хвалит старое время и осуждает «новые» нравы дворянского общества времен Екатерины II.
Вот как критик объясняют значение фамилии Стародум в «Недоросле»:
«…Стародум… хвалит старое время, но … он говорит… с целью осветить дурные стороны современного общества. <…> Короче сказать, Стародум — это сам Фонвизин…» (А. Пятковский, статья из книги «Д. И. Фонвизин» под ред. П. А. Ефремова, 1866 г.) «Стародум — враг продажных екатерининских вельмож, получавших чины, поместья за лесть, подхалимство. <…> Стародум высоко ценит преобразовательную деятельность Петра Первого, и именно в этом смысле он был «стародумом».» (А. Кокорев, статья «Фонвизин», «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг.)
Это был цитатный образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера и биографии героя.
Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Эпоха, когда написана пьеса. Стиль

«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей — документов, разрешающих вступление в брак.

Внешне оставаясь в пределах бытовой комедии, предлагая вниманию зрителя ряд бытовых сцен, Фонвизин в «Недоросле» затрагивал новую и глубокую проблематику. Задача показать современные «нравы» как результат определенной системы взаимоотношений людей обусловила художественный успех «Недоросля», сделала его «народной», по словам Пушкина, комедией. Затрагивая главные и злободневные вопросы, «Недоросль» действительно явился очень яркой, исторически точной картиной русской жизни XVIII в. и в качестве таковой вышел за рамки идей узкого кружка Паниных. Фонвизин в «Недоросле» оценил основные явления русской жизни с точки зрения их общественно-политического смысла. Но его представление о политическом устройстве России сложилось с учетом основных проблем сословного общества, так что комедию можно считать первой в русской литературе картиной социальных типов.

В жанровом отношении «Недоросль» — комедия. В пьесе много истинно комических, а отчасти и фарсовых сцен, напоминающих «Бригадира». Однако смех Фонвизина в «Недоросле» приобретает мрачно-трагический характер, и фарсовые потасовки, когда в них участвуют Простакова, Митрофан и Скотинин, перестают восприниматься как традиционные смешные интермедии.

Произведение поднимает достаточно серьезный круг актуальных для России второй половины XVIII в. проблем, в числе которых проблема галломании и в целом соотношения патриотизма и европеизма, проблема «отцов» и «детей», умственного и нравственного облика подрастающего поколения, проблема эгоистического и общественного человека, выбора между долгом и страстью и т. п. Подобная проблематика уже сама по себе была слишком серьезной для комедии как «низкого» жанра.

Персонажи пьесы. Современное восприятие и авторский замысел

Героями комедии являются представители разных социальных слоёв XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Автор «Недоросля» существенно расширил и усложнил систему персонажей. Их можно классифицировать не только по этическому, но и по социальному (господа и «люди») и сценическому принципу (главные, второстепенные и внесценические персонажи; последние подспудно размыкают границы пьесы).

Персонажи

  • Простаков — глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене: «При твоих глазах мои ничего не видят» — говорит он в начале произведения, когда она спрашивает про кафтан. Любит сына. «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо, присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено».
  • Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
  • Митрофанушка — сын их, недоросль. Довольно расхлябанный юноша.
  • Еремеевна — «мама» (то есть кормилица) Митрофана.
  • Правдин — государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнаёт о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у неё имение в пользу государства.
  • Стародум — дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье.
  • Софья — племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка.
  • Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение.
  • Тарас Скотинин — брат госпожи Простаковой. Хочет жениться на Софье. Любит свиней.
  • Сидорыч Кутейкин — бывший семинарист, учитель Митрофана.
  • Пафнутьич Цыфиркин — отставной сержант, учитель Митрофана.
  • Адам Адамович Вральман — немец, бывший кучер, но выдаёт себя за учёного. Нанят, чтобы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям. Еремеевна возмущена тем, что Вральман курит.
  • Тришка — портной-самоучка.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

На уровне жанрообразования поэтика “Heдоросля” продолжает пребывать парадоксальной: сатирико-бытовые по типу художественной образности персонажи комедии предстают в плотном ореоле трагедийных ассоциаций и жанрообразующих мотивов, тогда как герои-идеологи, по своему эстетическому статусу восходящие к бесплотному голосу высоких жанров оды и трагедии, целиком погружены в стихию комедийных структурных элементов.

Начнем с того, что бытовые персонажи — архаисты, приверженцы старины и обычая, как истинно трагические герои . “Старинные люди” (III,5) не только родители Простаковой и Скотинина, но и они сами, принадлежащие к роду “великому и старинному” (IV,1), чья история восходит к шестому дню творения. Впрочем, задолго до того, как выяснится это обстоятельство, отдаленный звон трагедийных ассоциаций слышится в первой же характеристике, которую г-жа Простакова получает от постороннего лица: “Правдин. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома (II,1)”. Фурии и ад — устойчивые словесные ореолы трагических тиранов Сумарокова, возникающие в каждом из девяти его трагедийных текстов (ср., например, “Димитрий Самозванец”: “Зла фурия во мне смятенно сердце гложет”; “Ступай во ад, душа, и буди вечно пленна!” ). Что же касается несчастья, то именно это понятие покрывает собою трагедийный мирообраз, в котором совершается специфически трагедийная перипетия — перелом от счастья к несчастью.

Именно такая перипетия совершается в “Недоросле” по линии действия в стане бытовых героев: радостно готовящиеся к свадьбе Скотинина в начале комедии (“Скотинин. В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева” — I,4), они дружно впадают в тоску и скорбь в финале. Мотив тоски, первоначально возникающий в связи с бытовыми образами в каламбурно-предметном смысле желудочной неприятности объевшегося Митрофана (“Еремеевна. Протосковал до самого утра” — I,4), очень быстро распространяется в значении “состояния души” по тексту комедии и определяет собой эмоциональную доминанту действия для бытовых персонажей:

Эта финальная тоска Простаковой, высказанная ею самой и поддержанная двумя ремарками (“видя в тоске г-жу Простакову” — V,5; “очнувшись в отчаянии” — V, явл. последнее) усугубляется еще и типично трагедийной пластикой: стояние на коленях, простирание рук и обморок довершают ассоциативно-трагедийный рисунок ее роли, подчеркивают эмоциональный смысл действия, сопряженного с образами бытовых героев, как трагедийный.

И такое свойство трагического действия как его постоянное колебание на грани жизни и смерти, чреватое гибелью и кровопролитием, также находит в ассоциативно-словесной ткани “Недоросля” свое адекватное выражение. Правда, в комедии никто не гибнет физически. Но само слово смерть и синонимичные ему слова погиб, пропал, умер, покойник буквально не сходят с уст бытовых персонажей, которые обладают эксклюзивным правом на это трагедийное понятие и широко им пользуются. Обычные фразеологизмы, включающие слово “смерть” как выражение предельной концентрации качества или эмоции, то и дело мелькают в их речи:

Бурное физическое действие в стане обличаемых постоянно подвергает их жизнь риску и ставит на грань гибели, и такой сугубо трагедийный мотив, как самоубийство, тоже очень не чужд бытовым персонажам комедии:

Исконный трагедийный смысл этой темы со всей силой начинает звучать в финальном пятом акте, до предела насыщенном мотивом гибели и смерти:

Так действие комедии, для семейства Простаковых характеризующееся лавинообразным нарастанием мотива погибели и смерти, разрешается вполне трагедийным финалом хотя бы в чисто словесном плане: физически живая, Простакова настойчиво твердит о своей погибели, которую, в таком случае, может быть, следует счесть духовной. И разве не мертва ее душа на всем протяжении действия, разве не убил ее, воскресшую на секунду в финале, Митрофан, повергнув своим грубым словом в обморок, равнозначный смерти?

Наконец, и такое специфическое свойство трагедийного действия как его роковой характер, предсказуемость и неотвратимость трагического финала, в высшей степени характеризует действие “Недоросля” по отношению к бытовым героям комедии. С самого начала известно, чем оно для них кончится: “Правдин. Не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры” (II,1); “Правдин. Именем правительства вам приказываю <…>” (V,4).

Этот глобальный повтор в структуре комедии, в сущности, упраздняет необходимость всего того, что происходит между означенными явлениями. Однако действие происходит, стремительно движется к предначертанной катастрофе, его трагический характер усугубляется истинно трагической маниакальной слепотой и противоположными ожиданиями семейства Простаковых, которые все время уповают на случай — но им этот универсальный помощник комедийных героев служить отказывается:

Эти несбыточные упования актуализируют в категориальном аппарате “Недоросля” сугубо трагедийный мотив пророчества-рока. Судьба, настигающая семейство Простаковых, обрушивает на них пусть заслуженную, но, тем не менее, вполне трагическую кару утраты: как справедливо заметил П. А. Вяземский, “в наших комедиях начальство часто занимает место рока (fatum) в древних трагедиях” . Этот финал — утрата того, чем персонаж обладал при завязке — классическая структура соотношения исходной ситуации и развязки трагедийных текстов. Все бытовые персонажи “Недоросля” что-нибудь теряют: г-жа Простакова — власть и сына, Скотинин — невесту и ее деревеньки со свиньями, Митрофан — беспечальную жизнь в родительском доме (“Правдин. Пошел-ко служить…” — V, явл, последнее). Ничего не теряют только те, кому терять нечего. Простаков и Еремеевна остаются при своем, как Стародум без табакерки, но свое для них — это полное и бессловесное личное рабство, которого не может отменить даже указ об опеке. И если принять за чистую монету ту гармонию, которую Правдин именем правительства насильственно водворяет в искаженном безумием мире простаковского имения, то разве это не трагический исход тоже?

В итоге приходится констатировать факт: та группа персонажей, которая концентрирует в себе квинтэссенцию комизма “Недоросля”, в своих формально-драматургических параметрах всесторонне выстроена инвариантами трагедийной структуры, что и дает совершенно невероятное жанровое определение: комедия… рока.

Совершенно ту же самую картину, но развернутую на 180°, можем наблюдать в противоположном мире “Недоросля”. Образы героев-идеологов комедии, созданные по этико-эстетическим установкам высоких жанров оды и трагедии, развернуты в действии сугубо комедийной структуры.

Несмотря на то, что Стародум носит “старую” фамилию, он в комедии — “новый человек”, новатор, как и положено это герою комедии . История его рода не идет дальше Петровской эпохи — по сравнению с шестым днем творения это достаточно “ново”, даже если не учитывать того очевидного факта, что эпоха Петра I общепризнанно открывает собой период новой русской истории. И если Стародум думает по-старому при Екатерине II, то это на самом деле значит, что он думает по-новому.

Перипетия, которая совершается для героев-идеологов в “Недоросле”, тоже носит отчетливо комедийный характер поворота от несчастья к счастью. В завязке комедии Софья, попавшая к Простаковым после смерти матери и разлученная с Милоном, глубоко несчастна, да и Милон, потерявший следы своей возлюбленной и терзаемый подозрениями, что его любовь безответна, появляется несчастным на сцене, но исходное несчастье и взаимная утрата увенчаны полным и совершенным счастьем Софьи и Милона в финале комедии:

Правдин, переживающий “несчастье целого дома” Простаковых как свое собственное, счастлив возможностью “положить границы злобе жены и глупости мужа” (II, 1); Стародум переживает эту комедийную перипетию буквально за один момент, ибо сам его приезд, равнозначный избавлению Софьи от вынужденного брака, и является той самой точкой осуществления комедийной перипетии, которой подводит окончательный итог “явление последнее” комедии:

И даже тогда, когда по этой линии действия добродетельный персонаж, пусть хотя бы в словесном плане, оказывается на грани смерти, в его репликах актуализируется мотив жизни. В мире героев-идеологов даже война не столько чревата погибелью, сколько служит средством утверждения жизненных принципов. Не случайно и слово “смерть” принципиально отсутствует в лексиконе положительных персонажей, даже когда речь идет о жизни на грани смерти:

И конечно, далеко не случайно в рассуждениях добродетельных персонажей о риске жизнью всплывает такая субстанциально-комедийная категория, какой является всесильный двигатель этого типа действия — случай. Многочисленные случайные встречи близко знакомых людей в поместье Простаковых исследовательская традиция тоже склонна рассматривать как огрех драматургической техники Фонвизина: “Милон неожиданно встречает в доме Простаковых любимую им девушку, Правдин — Милона, Стародум находит в нем племянника друга своего, графа Честана, даже Вральман оказывается знакомцем Стародума, у которого был кучером” . В этих многочисленных случайностях комедии многие литературоведы видят превышение меры драматургической условности, искусственную концентрацию событий и совпадений в пределах сценического времени .

Но если отнестись к случайности как к жанрообразующей категории, то станет очевидно, что такая концентрация случайных совпадений в “Недоросле” далеко не случайна: это жанровая доминанта, эстетическая характеристика мира героев-идеологов. Так же как трагедийное слово “смерть” не сходит с уст бытовых персонажей “Недоросля”, комедийное слово “случай” прочно утверждается в кругу понятий героев-идеологов: всесильный комедийный случай правит жизнью отвлеченных риторических персонажей, чей художественный генезис восходит к высоким жанрам и одо-трагедийному типу образности:

Фабула, сюжет и конфликт

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки, Простаковой и Вральмана стали нарицательными.

По сюжету и названию «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его прямым «недорослем». На самом деле речь идет не об ученье, а о «воспитании» в обычном для Фонвизина широком значении этого слова. Хотя сценически Митрофан — фигура второстепенная, то обстоятельство, что пьеса получила название «Недоросль», не случайно. Митрофан Простаков — последний из трех поколений Скотининых, которые проходят перед зрителями непосредственно или в воспоминаниях других действующих лиц и демонстрируют, что за это время в мире Простаковых ничто не изменилось. История воспитания Митрофана объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, дабы впредь они не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть нравственным воспитанием «скотские» пороки человеческой натуры.

В «Недоросле» не только развернуты положительные персонажи, эскизно намеченные в «Бригадире», но и дано более глубокое изображение общественного зла. Как и раньше, в центре внимания Фонвизина находится дворянство, но не само по себе, а в тесных связях с крепостным сословием, которым оно управляет, и верховной властью, представляющей страну в целом. События в доме Простаковых, достаточно колоритные сами по себе, являются в идейном отношении иллюстрацией более серьезных конфликтов.

Обращаясь в комедии к отнюдь не веселым проблемам, Фонвизин не столько стремился изобрести новые сценические приемы, сколько переосмыслял старые. Совершенно оригинально в связи с русской драматической традицией были осмыслены в «Недоросле» приемы буржуазной драмы. Коренным образом, например, изменилась функция резонера классической драматургии. В «Недоросле» подобную роль выполняет Стародум, который выражает авторскую точку зрения; это лицо не столько действующее, сколько говорящее. В переводной западной драме встречалась аналогичная фигура мудрого старого дворянина. Но его поступки и рассуждения ограничивались областью моральных, чаще всего семейных проблем. Стародум Фонвизина выступает в роли политического оратора, и его морализации являются формой изложения политической программы. В этом смысле он скорее напоминает героев русской тираноборческой трагедии. Возможно, что подспудное влияние высокой «драматургии идей» на Фонвизина, переводчика «Альзиры» Вольтера, было сильнее, чем это может показаться на первый взгляд.

Поддержанное благосклонностью комедийного случая, действие “Недоросля” для добродетельных героев развивается по типично комедийной схеме обретения: Стародум, обретший материальный достаток за пределами текста, обретает в действии племянницу с “сердцем честного человека”, Милон и Софья обретают друг друга, Правдин, как будто ничего особенного не получивший, кроме возможности обуздать произвол, на самом деле тоже обретает, и едва ли не больше других: утрата иллюзий относительно “человеколюбивых видов вышней власти” — в конечном счете тоже обретение, и принципиальное для героя-идеолога, поскольку оно совершается в сфере духа.

Однако при этом сверхблагополучном исходе действия комедии; его трагический обертон не только весьма ощутим, но даже и подчеркнут той невероятно высокой концентрацией случайностей, которая нужна, чтобы удержать логику событий в сфере комедийной структуры. Случай и только случай с неизменной закономерностью отделяет добродетельных персонажей от подлинно трагического для них возможного исхода событий. И разве не трагично то, что идеальная добродетель в своем стремлении к нормальной разумной жизни может уповать только на счастливый случай и внешнюю поддержку? Так второй мирообраз “Недоросля”, целиком выстроенный на идеолого-эстетическом категориальном аппарате высоких жанров, обретает не менее парадоксальные, чем первый, жанровые очертания трагедии… случая.

До сих пор мы рассекали действие и текст комедии “Недоросль” надвое. Пора, наконец, вспомнить, что это одно действие и один текст, в котором на равных правах, в постоянной системе аналогий и оппозиций функционируют два типа художественной образности, два мирообраза, две жанровые установки: универсальное двоение всех уровней поэтики “Недоросля” доходит, наконец, до своего логического завершения. Под напором двоящегося слова, двоящихся типов художественной образности, двоящегося мирообраза и двойной сферы жанрового тяготения текста “Недоросля” к трагедии и комедии двоится сама традиционно единая структура драматического произведения, в котором, с аристотелевско-европейской точки зрения, должен быть один конфликт и одно действие.

Пожалуй, утверждение И. А. Гончарова о том, что в грибоедовском “Горе от ума” “две комедии как будто вложены одна в другую” , может быть применено к “Недорослю” едва ли не с большим успехом. В этом повинно все то же самое каламбурное слово, изначально решительно размежевавшее все структурные элементы комедии. Между персонажами, чьи среды обитания (дом и мир) так различны, чьи образы сформированы столь разными (вещь и понятие) категориями и чьи уровни владения словом (предметное и переносное значение) исключают какой бы то ни было диалог, основу любого драматического действия, невозможен никакой личностный конфликт, который охватил бы всех персонажей многофигурной композиции “Недоросля” одним противоречием. Отсюда — естественный переход конфликта в сферу надличностную и его дробление.

В конфликте “Недоросля” происходят постоянные “обманные движения” и подстановки. Как и любой драматургический текст, комедия Фонвизина должна была бы обозначить свою конфликтную сферу с самого начала. Однако та линия политического противостояния, которая намечается в первых пяти явлениях (спор о кафтане, г-жа Простакова и Тришка, крепостница и крепостной), не находит развития в действии комедии. Конфликт, стало быть, переходит на уровень бытового нравоописания (борьба Митрофана и Скотинина за право присвоить деньги Софьи — I,4; II,3). Появление же на сцене Правдива и Стародума, сразу ознаменованное диалогом о неизлечимой болезни русской власти (III, 1), переводит его в сферу идеологическую .

Из этих трех возможностей реализации конфликта в действии комедии актуализируются только две: политический субстрат, на который намекает столкновение хозяйки поместья с крепостным портным, так и остается под спудом действия, ибо единственный сюжет, в котором этот конфликт мог бы развернуться, — бунт крепостных — был, естественно, немыслим на русской сцене. Следовательно, приходится признать, что в комедии “Недоросль” два конфликта: семейно-бытовое соперничество за руку богатой невесты, порождающее любовную интригу, которую венчает помолвка Милона и Софьи, и идеологический конфликт идеальных понятий о природе и характере власти, категорически не совпадающих с ее практическим бытовым содержанием. Этот конфликт продуцирует нравственно-идеологическое противостояние реального властителя-тирана г-жи Простаковой и носителей идеальной концепции власти Стародума и Правдина, которое и увенчано лишением г-жи Простаковой ее политических прав.

Таким образом, каждый из двух конфликтов развернут в самостоятельном действии, которых, естественно, в комедии Фонвизина тоже: оказывается два, причем внутри каждого лагеря персонажей эти действия распределяются по закону кривозеркального (или, если угодно, каламбурного) отражения однотипных драматургических ситуаций. Если г-жа Простакова осуществляет тираническую власть на деле (“То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится <…>” — II,5), то Стародум и Правдин обсуждают проблему власти и условий ее перерождения в тиранию. Вскармливание Митрофана пародически соответствует просвещению умов Правдина и Софьи, псевдоэкзамен Митрофана предварен истинным экзаменом Милона на право называться честным человеком, драка Митрофана и Скотинина за право присвоить наследство Софьи сопровождает борьбу Милона за счастье с любимой девушкой и т.д. Причем каждое из этих действий “Недоросля” обладает полным набором композиционных элементов структуры: исходной ситуацией, развитием, кульминацией и развязкой — и этот двойной набор соответственно удваивает композиционные элементы действия комедии в целом.

Если в стане героев-идеологов происходит истинно-результативное действие со знаком “плюс”: освобождение Правдина от политических иллюзий, обуздание произвола и тирании г-жи Простаковой, соединение любящих друг друга Милона и Софьи, то в стане бытовых героев эти же самые элементы оказываются антидействием со знаком “минус” в смысле своей полной безрезультатности: усилия г-жи Простаковой по воспитанию Митрофана дают отрицательный эффект, ее попытки устроить судьбу сначала брата, а потом сына в браке с Софьей увенчиваются полным крахом, наконец, она сама, лишившись власти, тоже оказывается у разбитого корыта.

Про театр

Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина — К. И. Гамбуров, Цыфиркина — А. М. Крутицкий, Скотинина — С. Е. Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».

Уже 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

  1. Вики
  2. История русской литературы в 4 томах. — 1980—1983
  3. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (О.Б. ЛЕБЕДЕВА)

Недоросль

Легендарный отечественный драматург Денис Фонвизин стал основоположником русской бытовой комедии. Герои его пьес — не условные маски, а живые, ярко обрисованные персонажи. В сборник «Недоросль» вошли две работы автора — одноименная, а также «Бригадир».
…В семье Простаковых правит женщина. А ее муж, не умеющий даже читать, занят только тем, что старается угодить ей. Их сын Митрофанушка — ленивый недоросль. Он не может поступить на службу, потому что не способен окончить учебу. Зато госпожа Простакова уже решила женить его на девушке с большим наследством…
…Незадачливый Иванушка, нахватавшись в Париже французских слов и манер, готовится к свадьбе. Однако невеста далеко не в восторге от него. К тому же ее сердце уже занято другим…
Достоинства «Недоросля» высоко ценили классики русской литературы. Александр Пушкин писал, что эта пьеса — «единственный памятник народной сатиры». Николай Гоголь отмечал: «Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души». А «Бригадир», по мнению отечественного литературоведа Георгия Макогоненко, «первая комедия воистину русская, и первая комедия подлинно веселая».
В книгу также вошли мнения русских критиков о творчестве Фонвизина. Среди тех, чьи фрагменты статей включены в подборку, — Николай Гоголь, Виссарион Белинский, Петр Вяземский, Василий Ключевский…

Жанр произведения Недоросль Фонвизина

Много актуальных тем, затрагивают авторы в своих произведениях и эти темы остаются значимыми на века: отцы и дети, любви, преданности, верности и предательства, творчества, лицемерия, природы и т. д. Все описанные ситуации заставляют человека с раннего детства задумываться и рассуждать. Всё начинается со сказок, про добро и зло, а заканчивается серьёзными произведениями, написанными людьми с мировым именем причём в самых разных жанрах. Стоит лишь открыть книгу и окунуться в мир тайн, иллюзий, любви.

Произведение «Недоросль», написанное Денисом Ивановичем Фонвизиным давно завоевало расположенность читателей. Так же считается, что «Недоросль» относится к жанру комедийного классицизма, потому что в пьесе указанны самые распространённые ошибки того времени, причём указанны в саркастической манере. Автор даёт говорящие фамилии и прозвища главным героям, чтобы читатель лучше мог понять суть пьесы. Автор открыто смеётся над глупым Митрофаном, который выбрал женитьбу вместо учёбы, иронично отзывается о Простаковой, которая так же не блещет умом. Писатель не доволен тем старым воспитанием нового поколения. Прочитав эту книгу можно сразу сделать для себя не одно открытие и пересмотреть на многие вещи. Эта комедия способна научить людей самостоятельно без всякой помощи справится с собственными демонами, и преодолеть нелёгкий путь к самому себе, но с хорошей точки зрения. И именно это придаёт обычной комедии воспитательный подтекст.

В пьесе невооружённым взглядом можно увидеть не только человеческие, но и социальные отрицательные качества, которые давно пора заменить. Время идёт, и мир меняется. Он открыто без страха иронизирует над такими недалёкими людьми.

Таким образом, пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» — это классическая комедия, в которой автор открыто иронизирует над людьми, страдающими от недалёкого ума и искренне желает, чтобы читатель смог на ошибках главных персонажей исправить свои собственные ошибки: человеческие и социальные. Эта комедия ориентирована на воспитательную часть ведь читатель любой возрастной категории сможет найти кучу ошибок, которые сам когда-то совершал или же хочет совершить, а может сможет пересмотреть старые взгляды на жизнь и зажить с новыми принципами или же правилами и т.п. Самое главное, что «Недоросль» учит и воспитывает в лучшую сторону, а так же даёт возможность человеку самому прийти к данному выводу.

2 вариант

Денис Фонвизин написал данную великолепную комедию, в которой он постарался отразить тенденциозные классицистические каноны произведения. Также, хочется добавить, что согласно правилам данного стиля и жанра, в произведении должны были быть сохранены пропорции времени, действия и места. В нем происходит прямое противопоставление положительных персонажей с отрицательными, а также при помощи иронии, автор старается показать свое весьма однозначное произведение, а также раскрыть социальные пороки. В данном жанре происходит высмеивание Митрофанушки, который не без доли иронии рассуждает о жизни Простаковой. Также, стоит сказать, что писатель не понимает образ жизни такого персонажа, как Скотинин, и старается обличить его самые порочные и бесчеловечные качества под своим углом.

Одновременно с этим, автор показывает их весьма устаревшие и застоявшиеся взгляды, и старается всяческим образом оказать влияние на читателей благодаря поучительным строкам своего произведения. Благодаря дидактической и поучительной линии, которая отслеживается в данном замечательном произведении, становится понятным тот факт, что автор хочет рассказать и о поучительных моментах в беседах со Стародумом, и другими персонажами, которые рассказывают о весьма поучительных и жизненных моментах и вещах. Стоит сказать, что автор заложил элементы трагедии в свое великолепное произведение, и благодаря этому, ему удалось создать столь уникальный и неповторимый жанр.

В истории присутствуют некоторые особенности, которые заставляют читателей взглянуть на ситуацию под совершенно другим углом. Например, когда Митрофаном придумываются свои индивидуальные нормы и принципы грамматики, становится понятным тот факт, что эта ситуация, хоть и выглядит весьма комичной, она наполнена трагизмом, так как этот человек будет через некоторое время управлять целой деревней. Это говорит о том, что люди, которые занимают власть, не всегда являются образованными и умными управляющими. Очень несчастными и обездоленными показаны простые крепостные, которые подвергаются физическому насилию со стороны Простаковой, и этот факт является решающим с точки зрения того, что их существование отягощается их социальным положением. Стоит добавить и то, что автор написал весьма удачную и яркую работу, выполненную в жанре трагикомедии. Отчего данная история получилась весьма насыщенной, откровенной и реалистичной. Она заставляет задуматься простых людей о большой проблеме, которая возникала у людей, живших в тот период времени.

Сочинение 3

Основная мысль произведения Фонвизина «Недоросль», прослеживается на протяжении всего повествования. Сатирическое написание данного произведения, лишний раз нам доказывает, что Денис Иванович Фонвизин изображает пороки своего современного российского общества. Избалованность и лень, главного героя Митрофанушки, видна невооруженным глазом.

Фонвизиным выбран этот образ неслучайно. Он максимально раскрывает всю суть воспитания детей в богатых семьях в то время. Митрофанушка является выраженным представителем тех детей, которые воспитываются в обстановке вседозволенности. Будучи окруженным опекой и заботой со стороны своей матери, он смелее может ей заявить: «Да отвяжись, матушка, коле навязалась..» Глядя на него можно увидеть, что сложившаяся вокруг него обстановка, полностью его устраивает. Конкретной цели в жизни Митрофанушка не имел. Его забавлял, отдых, безделье и шатания из угла в угол.

Скверный характер Митрофан получил от своей матери госпожи Простаковой. Он является женщиной властной, грубой и невежливой. «Разве я не властна в своих людях?», «То бранюсь, то дерусь, тем дом и держится», даже по этим высказываниям можно с легкостью определить ее отношение к дворовым, к мужу, и к хозяйству в целом.

Автор в полной мере и в ярких красках передал слепую любовь этой женщины к своему сыну. Чрезмерная забота и опека, которую она проявляла к своему сыну, вела к полной деградации Митрофанушки. «Не трудись по пустому, сын мой!»- говорит мать Митрофанушке, и он, пользуясь ее советом, постоянно бездельничает.

Проявляя полное неуважение к своему окружению, Митрофан постоянно обзывает своих учителей, называя одного из них «гарнизонной крысой», а свою няню «старой хрычовкой».

Господин Простаков, будучи очень мягким и податливым человеком, не принимал участие в воспитании сына. Полностью подчиняясь воле своей супруги, он боялся сказать при ней лишнего слова. Настолько большое влияние оказывала на него госпожа Простакова.

Желая чтобы Митрофанушка как можно дольше оставался при ней, госпожа Простакова делает все возможное, что бы он не отправился на службу. По ее расчетам, сын будет в недорослях, его можно будет и женить, а там пройдет время, и когда-нибудь он отправится на службу.

Имея полную власть в доме, Митрофан не считал нужным с кем-либо разговаривать с уважением. По его взглядам на мир, все окружающие его люди, должны полностью ему подчиняться и во всем его слушаться. Можно смело говорить о том, что Митрофанушка был круглым эгоистом.

Фонвизин, очень четко описал определенную прослойку молодежи в обществе. Окруженные заботой, имеющие власть над окружающими их людьми за счет своего положения, ленивые и очень грубые люди, часто встречаются и в наше время.

9 класс

Также читают:

Фонвизин

Картинка к сочинению Жанр произведения Недоросль

  • Пословицы и поговорки из поэмы Кому на Руси жить хорошо

    Основные персонажи поэмы – это семеро освобождённых крепостных, которые отправляются в путешествие по земле Русской в поисках ответа на вопрос: кто же на родной земле живёт счастливо и вольготно?

  • Сочинение Разница между мечтой и желанием

    Какова же разница между желанием и мечтой? Мало кто различает смысл этих двух понятий, ведь многим кажется, что это одно и тоже. Но это не совсем так. Поэтому, чтобы ответить на выше поставленный вопрос, необходимо разобраться в значении

  • Образ русской дружины в Слове о полку Игореве

    Русским людям всегда приходилось защищать свои земли. Уж очень много было на них желающих – и половцы, и печенеги, и хазары, и монголо-татары. На Руси всегда уважительно относились к войнам.

  • Образ и характеристика Клеща в пьесе На дне Горького сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Клещ, проживающий в ночлежном доме вместе с женой Анной, находящейся при смерти.

  • Анализ сказки Песочный человек Гофмана

    В произведении Э.Т.В Гофмана Песочный человек, как и в других его произведениях, большую роль играет мистическая обстановка и фольклорные мотивы.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх