Помост

Вопросы веры

О молитве детям воскресная школа

Открытый урок в Воскресной школе по теме: «Молитва в жизни православного ребенка»

«Мы молимся, но для чего — не знаем

Все в ожиданьи благ, и млад и стар.

Каких ещё даров мы ожидаем? –

Быть на молитве – это ли не дар?»

Иеромонах Роман (Матюшин).

17 Мая 2015г. в Неделю о слепом по Пасхе, к нам в Воскресную школу на урок пришли гости. Гости – комиссия из 2-х человек, пришли не столько ради проверки жизнедеятельности Воскресной школы. Основная цель визита всё же была: наблюдение за детьми и обмен педагогическим опытом (ученики в нашей Воскресной школе в основном дошкольники).

Чтобы было интересно не только гостям, но и детям, и их родителям, мы решили построить занятие, как игровой зачет за все, пройденное в минувшем году. А в течение всего учебного года мы изучали с детьми краткие молитвы и их употребление в нашей жизни. И не только молитвы. Поэтому основная тема нашего открытого урока была: «Молитва в жизни православного ребенка». Наперед скажем, что в конце занятия в качестве вознаграждения за лучшие и верные ответы, полагалось вознаграждение, как сюрприз, которое, конечно-же, получили все: и дети, и родители, и гости, пришедшие из Воскресных школ Храма Христа Спасителя и Храма Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевском дворе.

I часть урока – теория. Дети делятся своими знаниями, отвечая на вопросы по желанию: кто помнит, что такое молитва? Зачем она нужна? Какие знаем молитвы? Где и когда можно молиться? Какие помним молитвы к Божией Матери? Какие к Ангелу-хранителю? Как умеем молиться своему Святому покровителю?

К нашему удивлению дети живо и бойко отвечали на все поставленные вопросы не ради высоких гостей, а ради собственного живого интереса. Почти на каждом уроке мы учили и повторяли краткие обиходные молитвы. Мама 5-летнего ученика Даниила поведала нам, что её сынок Даня так полюбил молиться, что каждое утро и вечер встречает и провожает с молитвой. А сам Даниил сообщил нам на этом уроке, что его мама даже готовит борщ с молитвой «Отче наш». И для мальчика этот пример мамы – все делать с молитвой, очень ценен. Далее, мы обратились к детям, какие они помнят краткие молитвы ко Пресвятой Троице? Кто-то огласил молитву ко Святому Духу – «Царю Небесный». А ко Всем Лицам Святой Троицы мы помним такие молитвы, как: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу», «Пресвятая Троице, спаси нас», Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»). Вспомнили, как появилась эта молитва.

II-я часть урока – практическая. Тоже- Зачет, только теперь наоборот. Предлагаем детям разные жизненные обстоятельства, а они говорят, как можно молиться в том или ином случае. Например: когда встаем с утра с постели; когда собираемся к столу; перед учением или каким-нибудь важным делом. Когда страшно; когда заболели; когда долго нет мамы. Когда мы обидели кого-то или нас кто-нибудь обидел. Когда согрешили. Когда идем гулять. Когда ложимся спать — кому помолимся и как? Какими словами мы благодарим Бога? Особое внимание уделяем молитве Иисусовой, имеющей особую силу во всех обстоятельствах, случаях жизни. Повторяем её хором кратко: «Господи, помилуй» и в полном варианте: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного».

И, напоследок, в III части мы подводим детей к понятию Церкви Христовой, где Господь особенно ждет нас и слышит наши молитвы. Этот дом молитвы называется Церковью или храмом, где мы невидимо соединяемся со Христом в Святом Таинстве Причастия, где мы можем попросить прощения у Бога в Таинстве Исповеди. Показываем детям фотографии с внутренним убранством храма. Ребята называют: алтарь – самое святое место, Крест над алтарем, Царские врата, иконостас, паникадило, подсвечник, церковную свечу – символ молитвы к Богу.

Дети, конечно, заметно устали, выложив свои знания о молитве и о храме за весь год. Но и вознаграждены они были за своё активное участие в игровом зачете. Кому досталась книжица интересная, кому иконка, кому маленький Пасхальный подарок, всем – по возрасту. Все дети и взрослые получили вкусные конфеты – Пасхальное угощение!

После этого урока одна из гостей была удивлена, как много молитв знают наши разновозрастные дети. Спрашивала, как нам удалось выучить столько молитв?

Дело в том, что молитвы мы учим не один год, проговаривая их на каждом занятии. Ведь с молитвы начинается наша встреча и общение с Богом, а главное то, что молитва – это живой опыт нашей веры в Единого Бога.

«Ничего нет равного молитве: она и невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным» .( Свт. Иоанн Златоуст).

«Не хлебом живи, а молитвой». (Русская пословица).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

7 идей, как сделать уроки истории интересными

Часто детям скучно на уроках истории: приходится заучивать много дат и определений. Как их заинтересовать? Наш новый блогер Константин Андреев рассказывает, как сделать уроки истории интересными для подростков, какими методами пользоваться, как работать с источниками.

Учитель всегда фиксирует формулировки Федеральных государственных образовательных стандартов, которые дадут ему возможность свободнее работать со своими учениками. В ФГОС можно увидеть формулировку про метапредметные результаты: «…умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность» (5-й класс). Педагогу есть на что опереться для обоснования выбора тех или иных форм работы с историческими источниками.

Принципы использования исторических источников в работе с подростками

Основные принципы использования исторических источников в работе с подростками напоминают, что образовательный процесс должен быть интересен и ученику, и учителю. Педагог имеет полный арсенал инструментов, чтобы общение с прошлым доставляло пользу, вызывало эмоции, удивляло, настраивало, вдохновляло.

1. В основе работы лежит деятельность. О деятельностном подходе к образованию написано много хорошего. В контексте работы с историческими источниками важны перспективы преобразования окружающей подростка действительности.

2. Значимый результат. У учащегося должно быть ощущение, что работа с историческим документом является значимой не только для него, но и для кого-то ещё — может даже, для общества в целом. Это даёт позитивные эмоции, перспективы действиям, вдохновляет на более тщательное отношение к текстам, дневникам, письмам, автографам, фотографиям.

3. Гармоничное сочетание групповой и индивидуальной работы. Очень часто ребёнок работает с документом, изучает его, а его опыт не используется группой. Его маленькие открытия просто не находят свидетелей среди одноклассников и педагогов. Тайное открытие — тоже открытие, но необходимо чувствовать и понимать более глубокие процессы, происходящие в коллективе.

4. Распределение ролей и их осознание участниками процесса. Грамотное распределение ролей и функций среди учащихся при взаимодействии с документами может дать особый результат. Роли могут быть игровыми (в основном используются для младших подростков) или более серьёзными и несущими с собой элементы ранней специализации.

5. Возможность выбора и определение индивидуального пути в решении задач.

6. Чётко осознаваемые подростками действия. Ребёнок должен понимать, для чего что-то делает, почему так, а не иначе.

7. Сочетание эмоционального и рационального отношения к документам. Необходимо видеть личность автора, пытаться понять его, но помнить, что из документа можно взять не только это.

8. Использовать результаты работы с источниками в дальнейших исследованиях. Ориентируясь на вышеперечисленные принципы, можно сделать процесс изучения истории более насыщенным, позитивным и полезным. Подростки, которые осознают, что изучение исторических источников — это не только урок истории, но и возможность более глубоко понять время, научиться работать с источниками личного происхождения, которые могут храниться в семье, могут применять полученные знания и умения в жизни более осознанно.

Формы взаимодействия с историческими источниками на уроках

1. Чтение документа по ролям. Часто для вовлечения в активное изучение источников, текстов, документов педагоги используют чтение по ролям, которое может быть полноценным действием. На основе этого можно выстроить всё занятие или его часть.

Игровая составляющая добавляет неформальности и позволяет включить в процесс даже не склонных к выступлениям и декламациям учеников.

Знакомя учащихся с определённым периодом или событием, учитель заранее готовит тексты, которые размещает, например, в конвертах, прикреплённых снизу к сиденью стульев (варианты размещения могут быть разные: разложенные в книгах, положенные в шкатулку и другие). Дети, обнаруживая тексты, выдержки из документов, читают их по очереди (например, по датам написания, если они известны). В процессе прочтения формулируются основные позиции, вопросы.

Подобная форма может применяться при актуализации знаний на занятиях. Она должна быть тщательно подготовлена, а документы и тексты — иметь внутреннюю драматургию.

2. Расшифровки письменных источников личного происхождения. Для этого необходимо иметь комплект письменных источников, связанных между собой. Подобными комплектами могут быть переписка (письма), дневники, тетради, записные книжки, рукописные книги рецептов и прочее.

В Музее истории ГУЛАГа уже несколько лет реализуется проект «Лаборатория „Прожито“» (в сотворчестве с электронным корпусом дневников «Прожито»), в рамках которого участники могут приобщиться к расшифровке подлинных дневников прошлого. Недавно для работы в лаборатории стали привлекать школьников. Особенностью такой формы познания является самостоятельная и групповая работа. Каждый получает доступ к отсканированной странице текста, с которой работает, и становится ответственен за расшифровку и «редактуру» отрывка дневника или письма. После завершения расшифровки фрагменты зачитываются в хронологическом порядке. Ученик, расшифровывающий текст, может интерпретировать его, в ходе прочтения расставлять акценты и знакомить с ними других слушателей. Это особо ценно, когда документы связаны между собой и другим крайне важно знать, что указывается в другом документе.

Основой для расшифровок могут служить документы, хранящиеся в школьном музее. В этом случае значимость проделанной работы не вызывает сомнений, а «оцифрованный» источник может быть использован в дальнейшем.

Используя расшифровки, можно получить материал для дальнейшей работы. Так, расшифровав комплект писем московского школьника 1930–40-х годов, участники образовательных программ Музея истории ГУЛАГа создали таблицу, в которой зафиксировали информацию из этих писем.

В таблицу подростки вносили информацию о ценах на продукты, о погоде, о взаимоотношениях с разными людьми, что позже позволило более полноценно проанализировать время, элементы повседневности подростка 1930-х годов.

Создание таких таблиц с критериями, на которые дети обращают внимание при работе с историческими источниками, может быть продиктовано темой, которую проходят на уроке, а иногда может использоваться и в рамках других предметов. Полученная и зафиксированная при анализе информация может лечь в основу проектно-исследовательской работы, создания мультимедиаматериалов (например, по истории школы, семьи, района или города).

3. Сопровождение текстов, воспоминаний иллюстрациями. Предложите детям сопроводить имеющийся текст иллюстрациями. Изображения (фотографии, живописные произведения и прочее) можно найти в интернете, а на их основе смонтировать видео. Для монтажа есть масса простых бесплатных программ и приложений.

Визуальный ряд можно подбирать и под фрагменты записанных воспоминаний. Например, ребёнок может дома по разработанному заранее опроснику записать на диктофон рассказ своей бабушки или одного из родителей и сопроводить иллюстрациями аудиофрагмент.

В результате появляется уникальный творческий продукт, где внутренний сценарий определён содержанием текста, а иллюстрации могут быть подобраны подростком исходя из сформулированных им задач. При использовании такой формы может получиться качественный ролик, созданный с юмором (если текст позитивный), и это не должно вызывать возмущения, а наоборот, находить поддержку. Ребёнок выстраивает работу с разными материалами и источниками, и связи, которые он организует, опираются на доверие его выбору. Эти работы даже могут быть использованы для психолого-педагогической диагностики.

Тексты, которые имеют в своей основе более деликатную, тонкую и трагическую информацию, могут быть использованы детьми для создания более серьёзного творческого продукта. В подобной работе необходимо обозначить возможность постоянной консультации с педагогами, а может, и со сторонними специалистами (музейными сотрудниками, друзьями школы, родственниками).

4. Документальная анимация. В последние годы развитие мобильной техники (смартфоны, планшеты), а также создание огромного количества программ и приложений обозначило и появление новых форм в работе с детьми. Многие из специфических программ сегодня могут быть использованы педагогом для решения самых неожиданных задач.

Если раньше для того, чтобы снять мультфильм (анимационный фильм), была необходима серьёзная подготовка, специальное рабочее место, качественная камера, то сегодня всё это может заменить смартфон и специальное приложение.

Создание анимационного фильма в технике stop-motion или ролика может оживить любой исторический источник. Причём как в прямом смысле этого слова (текст, буквы или изображение могут двигаться в кадре), так и в переносном (подростками может быть снята сцена из письма, дневника, оживлён рецепт, найденный в поваренной книге прабабушки). Материалом для съёмки ролика может служить практически всё: от канцелярских принадлежностей до самих артефактов и документов, от старых вырезок газет до фотографий из семейных архивов.

Качество ролика, создаваемого индивидуально или совместно, имеет значение, но не является основным. Основное в этом процессе — идеи, коллективная работа и распределение ролей, транслируемые роликом смыслы, образы, предварительная проработка и анализ исторического источника.

Например, в рамках всероссийской акции «Ночь в музее» Музей истории ГУЛАГа провёл мастер-класс по документальной анимации. В основе снимаемого участниками акции ролика была история здания, в которое переехал музей. Получился простой и оригинальный видеоряд, где здание музея представляло из себя силуэт, вырезанный из газеты. С каждым десятилетием силуэт здания менялся за счёт изменений передовиц газет. Совместная работа по подбору материала, определению параметров съёмки, содержания ролика — качественные кейсы не только для подростков, но и для взрослых.

5. Линогравюра. Учитель, используя различные техники, инструменты и формы, может существенно обогатить работу с учащимися, выйти за рамки предмета, использовать знания из смежных или совсем других дисциплин, что может дать результат, опирающийся на мотивацию и интерес подростков.

Особенно интересна подросткам возможность самостоятельно что-то делать, пробовать, создавать. Это требует тщательной подготовки, потому что детям подросткового возраста (особенно мальчикам) нужен быстрый результат, а работа с историческим документом не всегда оперативно даёт результат. Реализовать потребность быстрого результата поможет использование прикладных техник в работе с историческими источниками.

В Музее истории ГУЛАГа для посетителей регулярно организуются мастер-классы по линогравюре, где не только рассказывают про одну из самых распространённых печатных техник, но и работают с текстом. Сначала участники прорабатывают предлагаемый текст из произведения лагерной прозы (в случае с подростками это может быть текст письма, воспоминания, выдержки из мемуаров и прочее), потом учатся художественными средствами показывать разные явления, эмоции, людей. После пробы специальных инструментов учатся гравировать и позже тиражировать получаемое изображение.

6. Линия времени. Часто педагоги ограничивают свои возможности и возможности своих подопечных тем, что абсолютно не используют пространство аудитории, класса. Как правило, парта или несколько сдвинутых вместе парт — это граница пространства, которое задействовано в работе.

Любая форма, которая выходит за границы парт, уже может претендовать на элемент оригинальности и быть интересна ребятам за счёт своей нестандартности.

Профессиональные тренеры и коучи часто используют малярный скотч, на котором удобно писать маркером, в своих тренинговых упражнениях. Им удобно размечать пространство, делать из него временные таблички для обозначения «станций». Из скотча можно сделать линию времени с обозначением дат. Подобная линия времени может быть использована в игровых упражнениях на занятиях. Например, на неё можно наносить информацию из документов. Представим, что из дневника или переписки школьники узнают о событиях в жизни отдельно взятой семьи или человека. Нанесение этих событий на линию времени может визуализировать их, помогать осознавать соразмерность временных отрезков.

Использовать линию времени можно по-разному. Варианты её применения ограничены фантазией педагога и способностью школьников выдумывать.

7. Разработка аудиогида. Еще одним видом творческого продукта, полученного в ходе совместной работы подростков, может стать аудиогид. Современные приложения позволяют не только сделать качественный аудиогид, но и опубликовать его для использования неограниченным кругом лиц.

Творческий путь по созданию может быть любым. Представим, что группа школьников разрабатывает аудиогид по истории района, в котором находится их школа, или объектом их исследования становятся мемориальные места в школьном пространстве. Историческими источниками для создания неформального аудиогида могут стать архивные материалы из школьного музея, воспоминания выпускников школы, опросы старожилов города.

Все эти материалы могут приобретать разные формы аудиопредставления. Например, рассказ о «мемориальном кабинете заслуженного учителя» может быть представлен написанным по воспоминаниям диалогом между двумя учениками 1970-х годов. А мемориальная доска с именами погибших может «ожить» благодаря чтению фрагментов их писем с фронта, чтению извещения о их гибели или чтению цитат из наградных листов. Эти документы доступны в специализированных открытых базах данных.

Создание подобных аудиогидов может стать не только элементом занятий, но и полноценным деятельностным проектом по истории школы.

Примеры различных форм заданий и упражнений, которые можно применить на уроках

Для использования разных форм в работе с подростками требуется серьёзное время, подготовка и достаточная свобода педагога (как внутренняя, так и внешняя). Если педагог стремится использовать интересные и живые формы работы, он может начинать с малого. Например, с простых и действенных форм заданий — как аудиторных, так и домашних. Вот несколько форм, которые могут подстегнуть к разработке новых.

1. Википоиск. С помощью «Википедии» за счёт использования гиперссылок в тексте статей перейти от одной статьи (например, «Ленин (Ульянов) Владимир Ильич») к другой (например, «Солнечное затмение»). Необходимо потратить как можно меньше переходов по гиперссылкам и зафиксировать свой уникальный путь. Эту форму можно использовать с элементами соревновательности, давая одинаковые вводные разным группам, ограничивая время выполнения. Эта форма может быть как регулярной разминкой, так и элементом снятия напряжения на уроке.

2. Поиск автографов в книгах. Особыми заданиями можно считать те, которые педагог даёт подросткам для самостоятельного выполнения или же совместно с родителями. Например, задание по поиску автографов на форзацах книг домашней библиотеки может дать интересный результат.

Домашнюю библиотеку можно использовать и для задания сфотографировать расстановку книг и объяснить, почему книги расположены таким образом. Из подобных заданий может выйти полноценный процесс изучения семейной родословной или же того, как пополнялась семейная библиотека в разные годы и разными людьми.

3. Самый старый предмет. У учителей пользуется популярностью задание по поиску самого старого документа, хранящегося в семье. Задание может показаться простым, но оно преследует очень важную цель — обеспечить диалог внутри семьи о тех документах, семейных артефактах, которые способны рассказать историю и побудить на изучение родословной подростка.

Многие из представленных форм работы, заданий, деятельности являются сложными в осуществлении. Учитель не должен бояться подобных трудностей, так как заложенные основы исторического мышления дадут отсроченные результаты.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Как сделать урок интересным статья по истории по теме

Новые времена ставят новые вопросы. Меняется общество — меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Возрос объем изучаемой информации, расширилась источниковедческая база, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возник закономерный вопрос, способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем информации? Сегодня учителя и методисты ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. Можно ли избежать общей тенденции рассматривать преподавание истории как поглощение определенной суммы знаний? Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы?

По всей видимости, основной целью преподавания истории в школе является саморазвитие школьника как личности, как культурно-исторического субъекта. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, показывая сложность и неоднозначность оценок исторического события. Ученики должны получить право на субъективность и пристрастность суждений, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

История — один из важнейших, стержневых гуманитарных предметов в школе, где формируются необходимые школьнику интеллектуальные умения. Чтобы написать реферат, или сделать доклад на заданную тему, надо научиться работать с любым текстом, уметь выбирать из него главное, выделять основную мысль, сопоставлять тексты, анализировать.

Всегда ли ученику интересно работать с учебником? Наверное, нет. Это зависит и от интереса к предмету, и от умения работать с книгой экономично и эффективно по результату. Вместе с тем следует помнить, что урок истории — один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где легко возникает атмосфера творчества, где можно организовать обсуждение прочитанного, познавательные игры, решение проблемных задач.

Учеников надо также научить слушать друг друга, задавать и отвечать на вопросы. Вряд ли здесь уместно применять одну-единственную технологию, только работать с источником или решать задачи. Нельзя забывать и о живом слове учителя, о его эмоциональном, ярком рассказе, который вызовет интерес к той или иной теме, проблеме. Современное обучение обязательно должно быть построено на интересе, с учетом психологических особенностей детей.

Все мы знаем, что есть дети, которым трудно даются устные выступления перед классом. А другие, наоборот, никогда не закрывают рта, чем порой очень сильно мешают учителю, потому что отвлекают все внимание только на себя. А есть еще и такие, которые давно уже прочитали весь учебник, с удовольствием читают дополнительную литературу и имеют устойчивый познавательный интерес.

Учитывая это, при изучении нового материала можно применить такую форму групповой работы, которая даст возможность дифференцированно подойти к каждому ребенку с учетом психологических особенностей и индивидуализации обучения.

Учащиеся делятся на три группы. Первая группа — редакторы. Они составляют краткие фактические статьи для энциклопедического словаря Им надо восстановить логику событий, используя только учебник. Для этой категории учащихся главными будут письменные задания.

Вторая группа — журналисты. Они будут создавать яркие образы событий, рассказывать о личностях. Как правило, они редко довольствуются одним учебником, у них возникает желание узнать как можно больше. В их работе будут преобладать устные ответы.

Третья группа — ученые-историки. Им предстоит объяснять наиболее трудные и спорные вопросы темы, термины, понятия. На них возложена обязанность подготовки диспута, «круглого стола» по заданной теме. Без дополнительной литературы этой группе никак не обойтись.

Интерес — это отношение ребенка к предмету, это проявление познавательных, мыслительных действий. Эти действия имеют эмоциональную окраску, которая выражена тем ярче и положительнее, чем успешнее идет познавательная деятельность.

Так, например, дети V — VI классов любят, когда на уроке присутствуют игровые моменты, эмоциональный рассказ учителя, ситуации воспринимаются через собственное «я» (например, «я в гостях у кого-то», «я у кого-то беру интервью» и т.п.).

Активизации мыслительной деятельности ученика будут способствовать такие приемы, как:

— игра вопрос-ответ (вопросы задаются друг другу по цепочке). Это проверка домашнего материала силами самих детей. Чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать свою мысль, отвечать логично;

— составление различных вариантов проверочных тестов по пройденной теме. Дети обращаются к тексту учебника, учатся выбирать главное и формулировать свои мысли;

— написание краткой статьи для энциклопедии, отбор основных событий, дат, личностей, суждений. Это один из приемов, который позволяет формировать умение самостоятельно написать статью, доклад, реферат;

— использование данных преподавателем слов для составления рассказа;

— выделение в пройденной теме ключевых слов.

Варианты групповой работы на уроке:

— восстановление цепочки событий (один из учеников начинает рассказ, другой продолжает);

— текст с ошибками (формирует умение слушать и слышать);

— аукцион имен (определить, какое событие связано с историческим деятелем);

— рассказ о событии по иллюстрации.

Рассмотрим в качестве примера некоторые задания, используемые мною на итоговом занятии по теме «Раннее средневековье» (VI класс). Форма работы – групповая.

I. Используя данные преподавателем слова, составить рассказ.

3. Империя Карла Великого (задание для третьей группы): Каролинги, Карл Мартелл, битва при Пуатье, бенефиций, Карл Великий, походы, император, империя, управление, дворцовая Академия, Алкуин, Каролингское возрождение.

Каждая группа рецензирует ответ предыдущей, учитывая правильное употребление терминов и понятий, логику событий, форму изложения.

II. Викторина.

А «О чем говорят при дворе Карла Великого».

1. В чем был смысл военной реформы Карла Мартелла?

2. Почему Карл Великий провозгласил себя императором?

3. Почему у государства Карла Великого не было постоянной столицы?

4. Какие народы входили в состав империи Карла Великого?

5. Что такое Каролингское возрождение?

6. Как звали ближайшего советника Карла Великого? Какую роль он сыграл при дворе?

7. Когда и почему распалась империя Карла Великого?

8. С какими угрозами столкнулось европейское общество в IХ-Х вв.?

9. Каким образом можно было противостоять новым опасностям?

10. Предположите, как внешние и внутренние угрозы изменят облик Европы.

Б. «О чем рассказала Шахерезада».

1. Как называется полуостров, являющийся родиной арабов?

2. Как называется главное святилище мусульман?

3. Как назывался высший чиновник, помогавший халифу в управлении государством?

4. Как называется искусство красивого и изящного письма?

5. Назовите основные религиозные предписания ислама.

6. Что такое мечеть, медресе?

7. Почему каллиграфия стала главным искусством мусульман?

8. Какие обязанности и запреты возложил ислам на мусульманина?

9. Какие научные открытия были сделаны на арабо-мусульманском Востоке?

10. Почему у арабов не получили развитие скульптура и живопись?

III. Индивидуальные, дифференцированные задания.

А. Согласны ли Вы с данными утверждениями?

1. IV-VII вв. — время Великого переселения народов.

2. Государство Хлодвига опиралось на четкий свод законов.

3. Верденский договор был подписан в ХII в.

4. При дворе Карла Великого возникло общество для научных знаний — Академия.

5. Самое крупное расширение границ Византийской империи было при императоре Василии II.

6. Время Карла Великого, когда начался подъем культуры, называют ранним Возрождением.

7. Великий ученый Ибн-Сина знаменит своими открытиями в области математики.

8. В юности Мухаммед был земледельцем.

9. Столицей халифата стал город Дамаск

Б. Составьте смысловые пары слов.

Первая группа слов: Хлодвиг, Карл Map-mew, Карл Великий, Юстиниан, Мухаммед, мечеть.

Вторая группа слов: Алкуин, Суассонская чаша, арабески, Медина, Святая София, битва при Пуатье.

В. Составьте тесты по истории раннего средневековья:

1) на хронологию событий;

2) на соотнесение даты и события;

3) на соотнесение личности и события;

4) на установление логической последовательности событий.

Г. Сравните королевство франков при Хлодвиге и империю Карла Великого:

— какой территорией владели;

— как было организовано управление государством;

— какие были законы.

Назовите принципиальные отличия империи от королевства.

IV. Вопросы для письменного ответа,

Что общего и в чем различия в образовании государства у франков и у арабов?

Какую роль играла религия в жизни франков, византийцев и арабов?

Что общего в причинах распада империи Карла Великого и Арабского халифата?

V. Творческие задания.

А. Составьте рассказ:

«Карл Великий глазами придворного биографа»;

«Один день при дворе халифа»;

«Византия глазами иностранцев».

Б. Напишите маленькое сочинение от лица путешественника «Что я увидел в Багдаде».

В. Составьте статью для энциклопедического словаря по теме.

«У истоков средневековой Европы».

«Тысяча лет Византийской империи».

«Новая вера арабов».

На уроках, как известно, весьма эффективно использование методов интерактивного обучения Основными среди них являются учебно-ролевые игры, дискуссии, совместное решение творческих задач. Психологическая причина активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивных методах заложена в своеобразии учебной обстановки, в совместной деятельности учеников и учителя. Ниже приведена авторская разработка учебно-ролевой игры «Рыцарский турнир» (VI класс).

Цель: обобщение, повторение и закрепление знаний через погружение в эпоху в форме ролевой игры.

Действующие лица: король, королева, епископ, герольд, рыцари, прекрасные дамы.

Организационный момент желательно, чтобы все действующие лица игры сделали хотя бы один элемент средневекового костюма. «Рыцари» делают доспехи, щит с гербом, шлем, копье, кольчугу, меч, составляют свою родословную, «прекрасные дамы» изготавливают элемент головного убора или платья.

Ход игры

Король рассказывает о турнире, который должен сегодня состояться, приветствует рыцарей и прекрасных дам.

Король также рассказывает о своем замке, опираясь на соответствующий отрывок из романа В. Скотта «Квентин Дорвард»:

«Замок был обнесен тройной зубчатой стеной с укрепленными башнями по всей ее длине и по углам. Вторая стена была немного выше первой, а третья, внутренняя, выше второй, так что с внутренних стен можно было оборонять наружные, если неприятель завладел ими. Вокруг первой стены шел ров в двадцать футов глубиной, наполнявшийся при помощи шлюзов водой Точно такие же глубокие рвы гили и вокруг двух внутренних стен. Как внутренние, так и наружные берега этого тройного ряда рвов были обнесены частоколом из толстых железных прутьев, расщепленных на концах в острые зубья, которые торчали во все стороны и делали эти рвы совершенно неприступными; попытка перелезть через них была бы равносильна самоубийству.

В центре этого тройного кольца стен стоял сам замок, представлявший собой тесную группу зданий, окружавших древнейшую из этих построек — старинную мрачную башню (донжон).

В эту неприступную твердыню вел единственный вход — ворота, пробитые в первой наружной стене, с двумя высокими башнями по бокам, с опускавшейся решеткой и подъемным мостом. Такие же точно ворота с башнями были и в двух внутренних стенах. Для того чтобы проникнуть во внутренний двор, где стоял замок, надо было миновать два опасных узких прохода, обстреливаемых с двух сторон, и завладеть тремя сильно укрепленными и тщательно оберегаемыми воротами».

Королева представляет прекрасных дам, знакомит собравшихся с герольдами, рассказывает о посвящении в герольды.

Герольд в переводе с немецкого означает глашатай. Они следили за правильностью составления герба, поддерживали порядок на турнире, проверяли родословную участников турнира. Стать герольдом было непросто. Долгих семь лет надо было прослужить в помощниках, прежде чем заслужишь право на посвящение в герольды. Во время посвящения на голову кандидата выливали кубок вина, он приносил присягу и становился герольдом.

Король и королева рассказывают также о том, какой пир ждет победителей после турнира. Можно воспользоваться описанием пира в книге К.А. Иванова «Многоликое средневековье»:

«Загремели рога, призывают к парадному обеду. Все блестящее общество направляется к громадному столу, скрытому узорной белой скатертью. Бросая беглый взор на сервировку стола, мы с некоторым изумлением замечаем отсутствие предмета, по нашим понятиям, безусловно необходимого, — вилок. Последние стали входить в употребление только с самого конца ХIII века. Каждый прибор состоит из ножа, ложки и серебряного, кое-где и золотого, кубка. Есть кубки на две персоны. Для каждого присутствующего у его прибора заблаговременно положены на столе белые хлебы. Кроме того, на столе расставлены большие металлические кубки с вином, чаши с крышками и без крышек, солонки, соусники. Только расселись за столом гости нашего барона — в залу вошли прислужники; в их руках — кувшины с водой, на шеи накинуты полотенца. Умывание рук перед обедом при отсутствии вилок имеет, конечно, особенное знамение. Что касается самих кушаний, необходимо отметить, что в то время ни супа, ни бульона не существовало, начинали прямо с мяса. Сегодня на первое блюдо разносится жареный олень; он разрезан на куски и сильно приправлен горячим перцовым соусом. Второе блюдо также сытно, как и первое,- это жареный кабан под тем же соусом. За ним внесены жареные павлины и лебеди. В то время как одни прислужники и оруженосцы разносят кушанья, другие обходят стол с кувшинами и наливают в кубки вина. Потом подаются зайца и кролики, всевозможные птицы, пироги с мясной начинкой и рыба. Вот принесены яблоки, гранаты, финики.

Любопытны некоторые наставления для гостей, гости должны быть скромны и довольны тем, что им предложено; они не должны есть двумя руками; не следует ни пить, ни говорить с набитым ртом; не обращайся к соседу с просьбой об одолжении кубка, если видишь, что сам он еще не допил его».

Епископ говорит о союзе короля с церковью, об обряде посвящения в рыцари. Король опоясывает одного рыцаря мечом и ударяет его ладонью по затылку.

Герольды рассказывают о правилах турнира. Каждый рыцарь должен иметь хорошее вооружение: доспехи, кольчугу, латы, шлем с забралом, меч, копье. У каждого рыцаря на щите изображен герб — его отличительный знак. Кратко герольды рассказывают о правилах составления гербов, девизах на них.

Правила турнира: пять рыцарей-зачинщиков вызывают на бой всех желающих. Каждый рыцарь из числа участников имеет право выбрать себе противника из числа зачинщиков. Для этого он должен прикоснуться копьем к его щиту. Прикосновение тупым концом означает, что рыцарь желает состязаться тупым оружием. Если рыцарь прикоснулся к щиту острием копья, это значит, что он желает биться насмерть.

Герольды заканчивают чтение правил возгласами: Щедрость, щедрость, доблестные рыцари. Мы ведем летопись турниров, и вы не должны жалеть денег для историков своих подвигов. Затем герольды читают родословные рыцарей и просят каждого из них рассказать о своем гербе.

Рыцари демонстрируют свое искусство боя, сражаются друг с другом на мечах.

Герольды объявляют первых победителей турнира на основании поединка. Затем каждый рыцарь рассказывает о своем гербе. Оставшиеся после поединка рыцари должны ответить на вопросы, которые им задают король, королева, прекрасные дамы.

Дамы, в свою очередь, рассказывают о своих нарядах, читают подготовленные заранее дома наставления юному рыцарю, рассказывают о рыцаре-изменнике и о кодексе рыцарской чести. Оцениваются костюм, артистизм и манера рассказа.

В процессе подготовки учащиеся могут использовать два отрывка, которые приведены ниже.

НАСТАВЛЕНИЕ НОВОМУ РЫЦАРЮ

«Рыцари обязаны бояться, почитать, служить и любить Бога искренне. Сражаться всеми силами за веру и в защиту религии, умирать, но не отрекаться от христианства.

Они обязаны служить своему законному государю и защищать его и свое отечество.

Щит их да будет прибежищем слабого и угнетенного, мужество их да поддерживает везде и во всем правое дело того, кто к ним обратится.

Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорблять злословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бедных.

Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками. Но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдой.

Да не вступают они в неравный бой: несколько против одного, и да избегают они всякого обмана и лжи».

Ж. Руа. «История рыцарства»

РЫЦАРЬ-ИЗМЕННИК

«На возведенном в центре площади помосте стоял «король гербов». Он был облачен в пышное церемониальное одеяние, представлявшее собой полный герб королевства. Гербовые поля благородных цветов с расположенными на них геральдическими фигурами равномерно скрывали одеяние «короля гербов», заполняя широкие, до локтя рукава, повторяясь и спереди и сзади. Он стоял прямо и достойно, как живое воплощение величия и чести королевства.

Рядом с ним на эшафоте стоял облаченный в полные боевые доспехи осужденный рыцарь. Перед ним на столе был закреплен в перевернутом виде щит с его родовым гербам.

Все стихло, и «король гербов» начал оглашение приговора. Оно длилось долго.

— Двуличный, злой, неверный рыцарь, клятвопреступник и лжец, и в знак сего его гербы перевернуты верхом вниз. И он, и его потомки, навеки, — звучал голос герольда.

Хор запел псалмы. Когда отзвучал первый псалом, герольд снял с головы осужденного шлем и возгласил

— Сие есть шлем предателя-рыцаря!

По толпе пронесся вздох. После второго псалма герольд освободил осужденного от меча, затем последовали пояс, шпоры. Хор отпевал осужденного, герольд провозглашал:

— Сие есть меч предателя. Сие шпоры.

И с каждым псалмом герольд снимал с осужденного еще одну часть доспеха, позоря его.

Наконец очередь дошла до гербового шита, но не того, который висел на столбе перевернутым, а того, что был при доспехе рыцаря Звенящая тишина повисла над площадью. И в этой тишине герольд разбил молотом щит на три части.

Когда отзвучал последний псалом, осужденному облили голову теплой водой. Молчащего и обессиленного, его понесли в ближайшую церковь слушать заупокойную службу по себе самом. После того он будет предан королевскому судье, затем отдан в руки палача, который приведет смертный приговор в исполнение.

А по улицам города суровые герольды во всеуслышание объявляли о том, что потомки утратившего честь рыцаря отныне утратили право зваться благородными людьми, носить гербы и участвовать в турнирах. И сами его гербы будут неизвестны потомкам, как неизвестно то, чего никогда не было.

Итак, изменнику предстояло умереть как простолюдину. На его погребение не поведут покрытого гербовой попоной коня, не понесут шлема, увенчанного шлемовой эмблемой, меча с гравированными или эмалевыми изображениями гербов на рукояти или в основании лезвия или щита с родовыми гербами. У катафалка не пойдут герольды в длинных, до пят, траурных одеяниях, со свечами, на каждой из которых прикреплен герб покойного. И никакие гербы не украсят его надгробия и не защитят его могилу».

А.П.Черных. «Случай из герольдической практики»

Вопросы, которые задаются рыцарям в конце турнира.

Король.

1. Как называются реки, в бассейнах которых жили древние германцы? (Эльба, Рейн.)

2. Отличительный знак рыцарей. (Герб.)

3. Наследственное земельное владение за службу. (Феод.)

4. Настоятель монастыря. (Аббат.)

5. Работа крестьянина на поле сеньора. (Барщина.)

6. Римская провинция, завоеванная франками. (Галлия.)

Королева.

1. Рубашка, сплетенная из железных колец. (Кольчуга.)

2. Платежи крестьян сеньору продуктами и изделиями своего хозяйства. (Оброк.)

3. Главная башня феодального замка. (Донжон.)

4. Первый король франков (Хлодвиг.)

5. Искусство придворного поведения. (Куртуазность.)

6. Лицо, получившее феод. (Вассал.)

Епископ.

1. Конный воин. (Рыцарь.)

2. Имя первого франкского императора. (Карл.)

3. Искусство красивого, изящного письма у арабов. (Каллиграфия.)

4. Доспехи из железных пластин. (Латы.)

5. Священная книга мусульман. (Коран.)

6. Символ власти и господства сеньоров (Замок.)

Герольд.

1. Объясните выражение «Замки — символ средних веков».

2. Что такое рыцарская культура?

3. Перечислите повинности крестьян.

4. Что такое внутренняя колонизация?

5. В чем сходство турнира и битвы?

6. Почему в рыцарских романах щедрость выступает как истинно королевское свойство?

7. Сформулируйте кодекс рыцарской чести.

Дополнительные вопросы, которые задает учитель претендентам на звание победителя турнира:

1. В английской поговорке ХIII в. сказана «Сеньор не садится за стол один». Какую особенность поведения знатного сеньора она отражает?

2. Как Вы понимаете немецкую поговорку: «Кто до 12 лет остается в школе, не садясь верхом, годится только на то, чтобы стать священником»?

3. Найдите ошибку в тексте.

Замок был обнесен тройной стеной, с мощными башнями по всей ее длине и по углам. Однако в замок я прошел спокойно, никто не остановил меня. Построек на территории было множество, половина из них деревянные, так что не скоро отыскал нужное мне место. Окна были большие и широкие, полы устланы дорогими восточными коврами.

Тот, кто правильно ответит на большую часть вопросов, выиграет последний поединок и будет объявлен победителем. Он выбирает себе прекрасную даму из тех, кто получил наибольшее количество очков за правильно выполненное задание.

Как правильно построить урок в воскресной школе? Опытом делится Наталья Тарасова, учитель воскресной школы в церкви «Преображение», г. Орел.
«У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат.»

  • Вступление
  • 1. Цель и главная мысль урока
  • 2. Структура урока
    • Подготовка класса и приветствие
    • Молитва в начале урока
    • Прославление
    • Повторение прошлого урока
    • Вступление к библейской истории
    • Библейская история
    • Применение
    • Закрепление
    • Золотой стих
    • Завершающая молитва

Вступление

У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат. Песня об одном, молитва о другом, история сама по себе, а поделка вообще не на библейскую тему. В итоге дети просто проводят время, причем не всегда интересно и радостно. Воскресная школа — это не место отдыха для детей от проповеди, не возможность развлечь их или развить их творческие способности. Цель детского служения — помочь детям ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ И СЛУШАТЬСЯ БОГА.

Итак, для начала определитесь с программой. Вы можете использовать готовые программы, а можете прописать необходимые темы сами. Даже если я пользуюсь готовой программой, то урок прописываю для себя заново. Ставлю свою цель, определяю одну главную мысль и далее уже строю урок так, как мне кажется правильным. Часто он совсем не похож на исходный, данный в пособии.

1. Цель и главная мысль урока

У вас есть тема, к примеру, «Заблудшая овечка» (Лк.15:3-7) Во-первых, определите для себя ОДНУ главную мысль. В этой библейской истории, можно найти множество истин — главных мыслей, которые вы хотели бы донести детям. Но есть золотое правило: «ОДИН УРОК — ОДНА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ».

Поэтому определите для себя ее сразу и запишите. Как же ее выбрать? Взять ту, которая в пособии прописана? Ту, которая на ваш взгляд наиболее важна? По каким критериям выбирать главную мысль урока:

1. Ваша главная мысль должна отвечать на потребности ваших детей. Вы знаете свою группу учеников. Если это дети неверующие, значит их основная потребность в отношениях со Христом. Если дети ваши уже покаялись, то для них в той же истории главная мысль может быть другая.

2. Доверьтесь Святому Духу. Вы не можете знать все, а Бог может. Исходя из главной мысли, определите для себя цель урока:
1. Что дети должны узнать (1 факт, 1 истина, касающаяся лично каждого ребенка)
2. Как они должны ответить на эту истину?
И далее весь урок у вас строится для достижения конкретной цели.

2. Структура урока

Подготовка класса и приветствие

Библейский урок у вас начинается задолго до того, как вы встанете перед детьми и призовете их к молитве. Конечно, учитель должен прийти заранее в класс и приготовить место. Посмотреть, достаточно ли стульев, света, протерта ли пыль в классе. Приготовить, расставить, разложить, повесить, все необходимые пособия. И вы встречаете каждого ребенка, уделяете внимание каждому. Это очень важный момент. Дети приходят и видят, что их ждут, им рады.

Молитва в начале урока

Как правило, молится учитель. В начале урока можно узнать о нуждах и благодарностях. Не забывайте записывать молитвенные нужды, а потом уточнять, как ответил Бог, что произошло, что изменилось. Будьте внимательны к проблемам и нуждам детей. Цените их желание молиться с вами и просить у Бога помощи.

Прославление

Поете ли вы с детьми? Для меня, немузыкального человека, это самая трудная часть. Поэтому я привлекаю себе в помощь поющих подростков, они готовят песни по темам уроков, и они проводят музыкальную часть. Песни должны соответствовать возрасту детей, теме урока, обстановке в классе. Если вы поете перед Библейской историей, не стоит петь те песни, которые очень шумные, заводят детей, отвлекают от урока. Песни могут быть прекрасным повторением. Больше всего я люблю те песни, которые повторяют Библейскую историю, или Золотые стихи, положенные на музыку.

Повторение прошлого урока

«Повторение — мать учения». И это действительно так. КАЖДЫЙ урок у вас должно быть повторение прошлых истин. Через 4-5 уроков мы проводим повторение пройденного, т.е. повторяем весь блок, прежде чем перейти к новому блоку историй. Конечно, повторение должно быть в игровой форме, особенно у малышей. Познавательно и интересно — так должен проходить у вас весь урок, и повторение в том числе.
Методов множество — командные игры, задания, ребусы, головоломки. Используйте и современные технологии, благо ноутбуки и планшеты есть у многих.

Вступление к библейской истории

Вступление — это крючок, на который вы цепляете внимание детей. Поэтому оно очень важно. Вступление должно соответствовать вашей главной мысли, возрасту детей, быть понятным, коротким и ярким. Ни в коем случае не говорите : «А сейчас я вам расскажу, как Бог за шесть дней сотворил мир». В общем-то, после этой фразы урок можно и заканчивать. Дети потеряют интерес. Ваша задача — зародить в них ожидание и нетерпение.

Что может служить вступлением:
— короткая жизненная история
— фокус
— игра
— мозговой штурм
— предметный урок
— ролик
— опрос
— исторические факты
— факты из СМИ
— примеры из жизни
— опыты

Иногда библейская история может начинаться не со вступления, а сразу. Но начало должно быть неожиданным и ярким: восклицание, или прямая речь героя, звуки.

Важное правило: вступление — всего лишь мостик к библейской истории. Поэтому если вы хотите провести какую-то игру, рассказать историю, показать ролик и т.д., которые по вашему мнению подходят к главной мысли, помогут достичь цели, но они занимают более 3-х минут, лучше отложите их для закрепления или повторения.

Библейская история

Даже если вы рассказываете знакомую историю, которую неоднократно читали, слышали, и, может быть, даже рассказывали, заново прочтите текст в Библии. Рассуждайте над ним. Ответьте на вопросы: Кто? (действующие герои) Что происходит? (факты, события) Где? (место, географическое положение) Когда? (время дня, хронологическая последовательность). Прочтите комментарии.

Далее я рекомендую вам прописать историю. В зависимости от определенной главной истины и цели урока одна и та же библейская история будет звучать по-разному. Ваша главная мысль должна красной нитью проходить через весь урок, и через библейскую историю. Поэтому она должна быть очень короткой и понятной. Ее можно повторять неоднократно: «Иисус хочет, чтобы дети общались с Ним, поэтому Он сказал ученикам… Но так как Иисус хочет общаться с тобой, ты можешь молиться Ему всегда. Он не бывает занят.» и т.д. (Главная мысль «Иисус хочет иметь общение с детьми»).

Библейская история должны иметь четкую структуру:
– Вступление
— Основное изложение истины, ведущее к кульминации
— Кульминация (она только одна, и после нее повествование плавно нисходит на нет и следует вывод. Иногда педагогу трудно остановиться, и после кульминации он снова и снова нагнетает события, возвращается к истории. Это ошибка. Вы потеряете внимание детей, угаснет их интерес и не сможете достичь цели).
— Завершение
— Вывод и применение

В Библейской истории должна быть прямая речь героя. в общем-то лучше большую часть ее рассказывать от первого лица (героя), вставляя пояснения — речь автора. Пропустите историю через сердце, представьте, что чувствовал главный герой, что должны почувствовать дети? И тогда она оживет. Но не увлекайтесь, чтобы не сказать лишнее.

Применение

К каждому уроку вам нужно продумывать практическое применение. Когда вы определяете цель, то продумываете, как дети должны ответить на ту Библейскую истину, которую узнают. Библейская история должна произвести какие-то изменения в жизни ребенка, изменения в отношениях с Богом, с ближними, научить ребенка новому, помочь справиться с жизненными ситуациями. Практическое применение — это метод, который помогает ребенку любить и слушаться Бога. В зависимости от возраста детей, вашей цели вы выбираете метод, который поможет указать ребенку правильный путь.

Что может быть практическим применением:

1. Молитва:
После того как вы открыли детям новую истину о Боге и отношениях с Ним, можно попросить детей помолиться вместе на уроке, просить их молиться о чем-то конкретном в течение недели.
а. Молитва — благодарность.
б. Молитва — ходатайство за других.
в. Молитва — прославление.
г. Молитва покаяния (если ребенок готов к такой молитве).
д. Молитва — просьба о личной помощи.

2. Практическое домашнее задание:
а. Рассказать о Христе одному человеку в течение недели.
б. Позвать друга в церковь.
в. Конкретная помощь ближним (родителям, друзьям и т.д.)
г. Записать свои мысли.
д. Чтение Библии и размышления.
е. Регулярная молитва и т.д.

4. Учить взаимоотношениям с Богом.
Практическое применение должно быть конкретным, т.е. чтобы чему-то научиться, ребенок должен или сразу после урока что-то сделать, или в течение недели.

Если мы учим детей отношениям со Христом — доверять Ему, слушаться, надеяться на Него, то встает вопрос — как быть, как учить детей тому, на что требуется вся жизнь.

— Попросите рассказать в какой ситуации Бог помог, ответил на молитву, защитил и т.д. Наверняка у кого то из детей похожая ситуация была в жизни.
— Проиграйте возможные ситуации с детьми, или обсудите их.
а. Если ты остался дома один, и тебе страшно, как ты думаешь, как ты можешь поступить? (помолиться)
б. Если ты поступил плохо, и не можешь быть радостным, общаться с родителями, что нужно делать?
в. Если твой друг обидел тебя, но он попросил прощения, как ты можешь поступить?
и т.д.

На самом деле возможностей практического применения истины в жизни множество. Поставьте перед собой задачу — не просто рассказывать библейскую историю, а учить детей применять Слово в жизни. Призовите на помощь Дух Святой, Он будет руководить вами во время подготовки.

Закрепление

Для закрепления можно использовать разные методы, очень часто нельзя разделить закрепление и практическое применение. Все части урока направлены на достижение вашей цели. Поэтому и закрепление, и применение могут взаимодополнять друг друга или быть одним целым.

— игра
— просмотр клипов, видео, роликов
— прослушивание аудио файлов
— беседа по малым группам, со всей группой детей
— практические действия
— чтение Библии
— жизненные истории, факты, статьи СМИ и т.д.
— вкусняшка по теме
— поделка
— совместная поделка
— вопрос-ответ

Золотой стих

Это обязательная часть урока. В каждом уроке у вас должен быть один стих из Библии, соответствующий главной мысли и цели. Слово Божие — это и закрепление вашей истины, и применение, потому что оно меняет жизни, реально действует в сердцах людей.

Завершающая молитва

Во время молитвы важно проговорить еще раз ту главную мысль, которая была у вас на уроке. Попросить Бога помочь ее применять в жизни.
Молитва должна быть конкретной, четкой, целенаправленной. Используйте простые слова, не вдавайтесь в многословие.

Наталья Тарасова, учитель воскресной школы в церкви «Преображение», г. Орел.

О молитве

«Устроение твое покажет молитва» /Преподобный Иоанн Лествичник/

Понятие о молитве

Молитва занимает особое место в жизни христианина.
«Молитва — по качеству своему, есть общение и единение человека с Богом; по действию своему — примирение человека с Богом» /Прп. Иоанн Лествичник/
В силу своей богообразности человек имеет постоянную потребность в общении со своим Небесным Отцом. Если эта потребность не удовлетворена, то человек никогда не избавится от глубокой внутренней тоски и чувства нереализованности.
«Молитва есть основа и барометр духовной жизни…
Молитва есть самая духовная жизнь в движении и действии» /Свт. Феофан Затворник/
«Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает» /Свт. Иоанн Златоуст/
Потому апостол Павел и призывает: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17).
Молитва подобна дыханию.
«Молитва — это дыхание духа» /Свт. Феофан Затворник/
«Молитва — это дыхание жизни» /Схиархимандрит Софроний/
«Молитва — это вдыхание в себя благодати Божией» /О. Павел Флоренский/
«Как в дыхании расширяются легкие и тем привлекают животворные стихии воздуха, так и в молитве раскрываются глубины нашего сердца и дух возносится к Богу, чтобы приобщением к Нему воспринять соответствующий дар. И как там кислород, принятый в дыхании через кровь, расходится затем по всему телу и оживляет его, так и здесь принятое от Бога входит внутрь нас и оживотворяет там все» /Свт. Феофан Затворник/
Молитва подобна зажигательному стеклу
«Зажигательное стекло, когда зажигает дерево или бумагу, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредотачиваются в одной точке зажигаемого предмета, всею своей совокупностью действуют на него, и таким образом, как бы все солнце в уменьшенном виде помещается в предмете. Так и в молитве, тогда наша душа согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем — Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце, и когда Оно будет действовать на сердце всей Своей простотой и Своей силой» /св. прав. Иоанн Кронштадтский/
«Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души пред Ним как пред Царем и самой Жизнью, дающей всем жизнь; забвение для Него всего окружающего.
Молитва — пища души, воздух, свет, животворящая теплота ее, очищение грехов — благое иго Христово, легкое бремя Его.
Молитва — постоянное чувство своей нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, наполняющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, очищение и освежение мысленного воздуха. Молитва — просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество при всех скорбях и искушениях жизни, светильник жизни, успех в делах, равноангельское достоинство, утверждение веры, надежды и любви» /Св. Прав. Иоанн Кронштадтский/
«Молитва — исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия.
Молитва — безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами; желание небесных благ; ожидание жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений. Молитва — непрестанное искание милости у Владыки; хождение перед очами Божиими; живая вода души.
Молитва — вмещение в сердце любви; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятыя Троицы, по сказанному: «К нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23)» /Св. Прав. Иоанн Кронштадтский/
«Мир стоит молитвою. И когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет» /Преп. Силуан/
МОЛИТВА есть
✦ матерь и вместе с тем дочь покаяния ✦ очищение от грехов
✦ мост, проводящий через искушения
✦ преграда для скорбей
✦ источник добродетелей
✦ подательница дарований
✦ пища души
✦ просвещение ума
✦ прекращение отчаяния
✦ показатель надежды
✦ конец для печали
✦ ангельское занятие /Прп. Иоанн Лествичник/
✦ золотой дождь, льющийся в душу человека
✦ источник благодати
✦ небесное сокровище
✦ ключ, открывающий врата Небесного Иерусалима
✦ лестница, по которой душа восходит от земли к престолу Божию
✦ вечный, нетленный, неугасимый небесный свет, который видит сердце человека
✦ воскресение человеческой души прежде воскресения тела
✦ родник светлой радости
✦ преддверие рая /Схиархимандрит Софроний/
✦ главное дело жизни /Схимонах Силуан/
Возможность молитвы свидетельствует о том, что христианство – личностная религия. Союз личностей Бога и человека, образуемый в молитве, позволяет божественной благодати войти в ум и сердце человека и преобразить их.
В молитве человек обращается к Богу словами, а Бог отвечает Своими действиями в душе человека и в окружающем мире.
Как средство единения с Богом молитва доступна каждому человеку без исключения.
Иные добродетели делают человека способным вступить в единство с Богом, молитва же реализует эту возможность.

Происхождение молитвы

Первые люди в Раю разговаривали с Богом лицом к лицу и не имели потребности в молитве в том виде, в каком мы ее знаем. После грехопадения их сыновья, Каин и Авель, впервые совершили жертвоприношение. Так возникли богослужения.
Впоследствии, у иудеев был выработан порядок общественного богослужения, элементы которого унаследовала Православная Церковь. При этом помимо общей молитвы, еще до Христа существовала и личная молитва. Верующие обращались к Богу с просьбами о помощи или о прощении грехов, а нередко и с благодарностью. Люди молились Богу своими словами или читали псалмы Давида.

Иисус Христос — пример молитвы

Молитва была очень важна в жизни Иисуса Христа.
Ради того, чтобы помолиться, Он вставал рано утром: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1: 35); молился всю ночь: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6: 13); Он уходил от учеников и толпы, молился в уединении: «Иисус же часто уходил в уединенные места и молился» (Лк. 5: 16).
Благодаря молитве Он принимал решения и преодолевал сложные ситуации. Так после усиленной молитвы Он избрал Апостолов (см.: Лк. 6: 12-13); преодолел страдания в Гефсиманском саду.
Он всегда сообразовал свою молитву с волей Бога Отца: «Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня…» (Ин. 11: 41-42); «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 43)

Примером молитвы для нас являются Матерь Божия и святые

Святые угодники первых веков христианства молились, вдохновленные Духом Святым. Некоторые их молитвы вошли в наши молитвословы: например, молитвы св. Иоанникия, св. Макария Великого, святителя Филарета, митрополита Московского, молитва последних Оптинских старцев и мн. др.

Источники для составления молитв в Православии

Некоторые молитвы упоминаются в Священном Писании — Евангелии («Отче наш», Молитва мытаря) и Ветхом Завете (Псалтирь царя Давида). Кроме того, за праведность Господь иногда дает святым дар составлять молитвы. Многие известные молитвы еще в древности были составлены святыми и признаны Церковью.
Большинство русских православных молитв написаны на церковнославянском языке. Однако с XIX века стали появляться молитвы и на русском (акафист «Слава Богу за всё», молитва Оптинских старцев).
С появлением новых святых появляются и новые молитвы. Составлением, редактированием и утверждением текстов новых молитв и чинопоследований в Русской православной церкви занимается Синодальная Богослужебная комиссия.

Структура молитв

Чаще всего текст молитвы построен в следующем порядке:
✦ Обращение к Богу
✦ Благодарение Богу
✦ Покаяние
✦ Прошение
✦ Славословие
Образец молитвы — молитва Господня «Отче наш»
В ней перечислено всё, о чем христианин должен просить Бога и каким должен быть:
✦ жить праведно
✦ стремиться к святости
✦ принимать и исполнять Божию волю,
✦ не сомневаться, что Он как отец заботится о людях и всегда дает им необходимое для земной жизни
✦ уметь прощать обидчиков и воздерживаться от соблазнов и зла.

Разновидности молитв
и их классификация

По способу выражения различают молитву внутреннюю и внешнюю.
Внешняя молитва состоит в произнесении слов и понуждении тела к стоянию, коленопреклонениям, поклонам и т.д.
Внутренняя молитва – это скрытая в сердце человека беседа с Богом.
На определенном этапе духовной жизни внутренняя молитва становится независимой от внешних условий и действий. Например, Иисусова молитва.
Типы молитв по содержанию
✦ покаянные
✦ просительные
✦ благодарственные
✦ хвалебные (славословные)
✦ ходатайственные
Покаянные молитвы – самые важные, в них верующие просят Бога простить их грехи – дурные поступки, слова и помыслы. Любое просительное обращение к Богу должно начинаться с покаянной молитвы.
Просительная молитва, или молитва прошения, предназначена для того, чтобы просить чего-либо у Бога: здоровья, благополучия для семьи, помощи в делах; сил в борьбе с искушениями.
В благодарственных молитвах верующие благодарят Бога за всё… В хвалебных молитвах прославляется величие Божие. Святые отцы считают хвалебные молитвы высшим, самым чистым видом молитвы.
В ходатайственных молитвах верующие просят у Бога милостей не для себя, а для своих ближних, то есть ходатайствуют о них перед Богом.
Молитвы могут быть коллективные (общественные или частные) и индивидуальные.
Коллективные общественные молитвы совершаются в храме, во время богослужения. Особенность таких молитв в том, что они совершаются совместно с незнакомыми людьми. На богослужении за всех собравшихся молитвы произносят священник, диакон, чтецы, хор. Участие собравшихся в молитве состоит в том, что они внимательно слушают слова службы и сами молятся.
Коллективные частные (или семейные) молитвы читаются в малой церкви – дома в кругу семьи.
Индивидуальная молитва совершается человеком в уединении: дома, на улице, в храме, когда там нет богослужения.

Степени молитвы

/По свт. Феофану Затворнику/

Словесная молитва
«Это молитва деятельная или телесная: в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут терпение, труд, пот».
Умная молитва
«Это молитва внимательная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием, как свою».
Сердечная молитва
«Это молитва чувства: от внимания согревается сердце, и что в мысли, то становится чувством. Кто перешел к чувству, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца…
Благодатная молитва
«Это молитва духовная. Она есть дар Духа Божия, молящегося за нас, — последняя степень молитвы постигаемой». Но есть еще и не постигаемая умом молитва…

Условия для правильной молитвы

Крылья молитвы
«Молитесь! Как птица без крыльев – так человек без молитвы жить не может» /старец Павел Груздев/
Вера – основание молитвы.
«Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню» /Св. Ефрем Сирин/
Для правильной молитвы необходимо:
✦ Сокрушение сердечное, смирение, осознание своей греховности, немощи.
✦ Искреннее прощение всех обид: «пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24).
✦ Благодарность Богу за все происходящее в жизни.
✦ Отсечение всех суетных забот на время молитвы, возложение всех переживаний на Бога, сказавшего: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).
Недопустимо в молитве использовать фантазию, мечтательность, чтобы чувственно представлять Бога, ангелов, святых: «Ум должен быть чужд мечтания, сколько бы не казалось это мечтание непорочным и святым… Мечтательность в молитве вреднее рассеянности…» /Свт. Игнатий Брянчанинов/

Нужно понуждать себя к молитве

«Принуждайте себя к молитве: сначала трудно, но чем более будете принуждать себя, тем легче будет» /Св. Иоанн Златоуст/.
«Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один день» /Филипп, митрополит Филадельфийский/.
«Не находит времени молится только тот, кто не хочет молиться» /Иннокентий митрополит Московский/.
«Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом».
«Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы» /Блаженный Августин/.
«Кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами» /Схиигумен Савва Псково-Печерский/.
«Если не получил еще ты дара молитвы, то проси неотступно и получишь» /Св. Нил Синайский/.

Нужно понуждать себя к вниманию на молитве

«Большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы делают, устами только произносят псалмы и молитвы. А ум их ведет беседы с бесами» /Св. Симеон Новый Богослов/.
«Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия» /Св. Игнатий Брянчанинов/.
«Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтоб расстроить твое молитвенное стремление» /Св. Нил Синайский/.
Нельзя искусственно драматизировать свое моление, выдавливать из себя слезы или радость.
«Во время молитвы не ищи восторгов… Напротив, содержи сердце в глубоком спокойствие, в которое оно приводится чувством покаяния» /Свт. Игнатий Брянчанинов/.
«Молится нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу» /Св. Антоний Великий/.
Молитва – не занятие, а состояние духа.
Признаком молитвенного делания служат благоговейные чувства к Богу: богомыслие, благодарность, преданность, ощущение своего окаянства, славословие.

Слышит ли Бог наши молитвы?

«Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе» (Иеремии 33: 3)
«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7: 7)
«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22).
Всякое искреннее обращение человека Бог слышит и принимает.
Для молитвы нет времени и расстояния. Если на слова молитвы откликнулось сердце, то их услышало все небо. Если слова молитвы излились из глубины души, то они достигли Господа.
«Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил – отпущение. А получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай» /Св. Иоанн Лествичник/.

Почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы?

Когда просим о чем-либо, нужно добавлять: «Боже, не моя воля, но Твоя да будет».
Бог может не ответить на нашу молитву или ответить, но не сразу и не в той форме, в какой мы просили.
Бог не отвечает на молитвы:
✦ когда исполнение просьбы не принесет человеку пользы,
✦ когда в человеке нет покаяния,
✦ когда в человеке нет прощения,
✦ когда молитва небрежна и невнимательна,
✦ когда просят то, что под силу сделать самим.
«Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога» /Св. Исаак Сирин/.
«Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот прежде всякой другой молитвы да принесет молитву о врагах своих. И ради этого Бог услышит всякую молитву его» /Авва Зенон/.
«Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: ничего не приобрел, потому что само пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, – прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» /Св. Иоанн Лествичник/.

Как вести себя во время молитвы?

Прежде чем молиться, нужно попросить прощения у тех людей, перед которыми виноваты. Если такой возможности нет — например, человек, — нужно просить Бога послать возможность личного примирения.
В первую очередь читать молитвы, текст которых установлен Церковью и уже после этого обратиться к Богу со своей личной просьбой.
В церкви издавна сложились правила молитвы, единые для всех как в храме, так и дома:
✦ Правильно и своевременно креститься во время молитвы.
✦ Не отвлекаться на посторонние мысли.
✦ Молиться неторопливо и благоговейно.
✦ Чтобы сосредоточиться на молитве, произносить слова молитвы вслух или шепотом, осмысляя каждое ее слово.
✦ Молиться небрежно, спешить, стараясь быстрее завершить молитву – грех.

Молитва и медитация

Молитва и медитация – принципиально различные духовные средства.
Молитва – это межличностный диалог. Она образует реальную благодатную связь человека с Богом через личное общение.
Медитация – состояние внутренней сосредоточенности для достижения измененного состояния сознания. Объектом медитации могут быть абстрактные идеи, предметы, смысл слов, органы тела и т.д. Даже Бог или слова из Священного Писания могут быть объектом медитации, но и в этом случае она не становится молитвой: богообщения и богоединения не происходит.
Медитация — это технический прием, а молитва — живое личное богообщение. Медитацией занимаются, а молитву творят.

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса «Основы православной веры и духовной жизни» взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх