Помост

Вопросы веры

О ты харит любовник своевольный

Читать онлайн «Канцлер» автора Иванов Всеволод Вячеславович — RuLit — Страница 1

Иванов Всеволод

Канцлер

Всеволод ИВАНОВ

Канцлер

Историческая повесть, преимущественно в диалогах

…Не слышу я, бывало, острых слов,

Политики смешного лепетанья,

Не вижу я изношенных глупцов,

Святых невежд, почётных подлецов

И мистики придворного кривлянья!..

И ты на миг оставь своих вельмож

И тесный круг друзей моих умножь,

О ты, харит любовник своевольный,

Приятный льстец, язвительный болтун,

По-прежнему остряк небогомольный,

По-прежнему философ и шалун.

А. С. Пушкин «Послание к князю А. М. Горчакову», 1819 г.

Глава первая

Жаркий день. Кабинет светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова, государст-венного канцлера и министра иностранных дел, первого уполномоченного России на Берлинском конгрессе. Окна в его квартире на Унтер-ден-Линден широко открыты. Хозяин сидел за письменным столом. На Горчакове был лёгкий халат и расшитая ермолка. Шею его обвивал высокий белоснежный воротничок и шёлковый чёрный галстук, отчего серебристые волосы его, крайне редкие на висках, блестели особенно настойчиво-бело. На слегка закруглённом лице восьмидесятилетнего князя, лице с маленьким подбородком, возвышался тонкий нос, украшенный узкими очками в нежной, почти бесцветной, металлической оправе, из-под которой виднелись насмешливые глаза с припухшими веками. Играя ножом для разрезания книг, Александр Михайлович слушал Ахончева.

Но прежде чем мы воспроизведём слова говоривших, надобно охарактеризовать и второго собеседника. Капитан-лейтенант Аполлоний Андреевич Ахончев, автор нескольких выдающихся статей о Болгарии и о русско-турецкой войне 1877 — 1878 годов, артиллерист, отличившийся 11 июля 1877 года в бою коммерческого парохода «Веста» с турецким броненосцем, сын коннозавод-чика и дисконтёра Андрея Лукича Ахончева, недавно скончавшегося здесь же, в Берлине, ныне прибыл сюда из русской армии и Балканах и был прикомандирован ко второму уполномоченному России на конгрессе графу Шувалову в качестве эксперта по стратегическим вопросам.

Капитан-лейтенанту 32 года. Ахончев широкоплеч, широколиц и больше могуч, чем строен. Сейчас вся его сила была направлена на то, чтобы точно передать слышанное им. Он говорил отчётливо, по-военному:

— Русские уполномоченные в отчаянии, ваша светлость. Они умоляют вас приехать на заседание конгресса.

— А что там происходит, дорогой капитан-лейтенант?

— Английские уполномоченные во главе с лордом Биконсфильдом покидают конгресс. Если есть возможность задержать их, то она у вас, ваша светлость.

Горчаков, откинувшись в кресле, спокойно спросил:

— Покидают? И окончательно? В чём причина?

— Лондонская газета «Глоб» внезапно опубликовала текст тайного соглашения, заключённого месяц тому назад между русскими и английским министром иностранных дел касательно конгресса, ваша светлость.

— О, я помню этот текст! Он предусматривал поддержку англичанами нашего требования Бессарабии и Батума. Как же это тайное соглашение могло попасть в прессу? — насмешливо поинтересовался князь.- Ах, лорд Биконсфильд так неосторожен и опрометчив. Ведь теперь влиятельная пресса раздувает скандал, упрекая лорда Биконсфильда в уступках русским? Его министру придется уйти в отставку, а сент-джемскому кабинету взять обратно выраженное им было согласие поддерживать требования русских? Несчастный лорд Биконсфильд!

Здесь уточним для читателя, не слишком сведущего в тонкостях международной политики почти вековой давности: Бэнджамен Дизраэли Биконсфильд являлся главой совета министров Великобритании, лидером консервативной партии. Семидесятичетырёхлетний лорд также был и писателем, но в Берлине присутствовал как первый уполномоченный Британской империи. Покамест мы давали характеристику лорду, Александр Михайлович проговорил быстро, обращаясь к Ахончеву:

— А не кажется вам, дорогой капитан-лейтенант, что Царское Село своей верой, что на конгрессе вся Европа против нас, кроме Германии, подтолкнуло Биконсфильда к опубликованию текста тайного соглашения?

Ахончев молчал.

— Ведь не могу ж я это сказать на заседании конгресса? — рассуждал Горчаков.- И вообще, голубчик, великие люди предпочитают слушать правду с глазу на глаз, да и то не всегда. Хорошо, если я не найду другого способа переговорить с Биконсфильдом, я поеду на это засе-дание. Спасибо, голубчик. Вы свободны.- Ахончев стоял, не уходя.- Вы недосказали что-то?

— Да, нечто важное, ваша светлость.

— Прошу вас, капитан-лейтенант.

-…Я вернулся в приёмную. Здесь я вспомнил, что не передал графу Шувалову те материалы, над которыми без сна и отдыха работал последние три дня. Дежурного офицера в приёмной не было. Доложить обо мне некому. Я присел в кресло у окна, в глубине комнаты, и задремал. Порыв ветра, видимо, колыхнул длинные шёлковые занавеси и закрыл меня ими. Когда я проснулся, сквозь белый туман шёлка я вдруг услышал слова Бисмарка: «Горчаков нас обманывает — он организует сейчас русско-французский союз…»

— Вот как! А Горчаков и не знал этого,- сказал Горчаков.

— Собеседник, граф Андраши, ответил: «Против русско-французского союза единственный ход: союз австро-германский». И добавил: «Но сейчас мы не можем воевать против России вместе с англичанами и турками».

Граф Андраши, министр иностранных дел и первый уполномоченный Австро-Венгрии, знал, что говорил, а поэтому к его словам стоило прислушаться повнимательнее, но Горчаков оставался спокоен:

— Они никогда не смогут. Продолжайте.

— Бисмарк сказал: «И не нужно!» Он заговорил о мечтах пан-Германии и пан-Австро-Венгрии, которые смогут быть осуществлены после того, как Англия, Турция и Россия обессилят себя во взаимной войне.

— В чём же заключаются мечты этой «золотой молодёжи»?

— Разгром Франции, Балканы, Суэц, Египет, может быть, даже Индия. Во всяком случае, я слышал, как Бисмарк добавил: «Англия и лорд Биконсфильд, у ног которого мы сейчас ползаем, поползут у наших». После этих слов Бисмарк показал графу Андраши проект союзного трактата и дальнейших общих планов…

— Любопытно…

— Оба министра обязались испросить у своих государей надлежащие полномочия, после чего германский канцлер объявил, что он сам приедет через две недели в Вену для окончательных переговоров и подписания союзного трактата.

Своеволие

  • Своеволие Сокровищница духовной мудрости
  • Своеволие преп. Оптинские старцы
  • Своеволие свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Отречение от своеволия cвт. Иоанн Тобольский (Максимович)
  • Своеволие: своя ли воля? Т. Шишова

Своево́лие — 1) склонность решать и действовать, руководствуясь собственным разумением, собственной волей; 2) обусловленные этой склонностью: решение, действие, поведение; 3) пренебрежение чужой волей (желанием, рекомендацией, требованием и т. п.); 4) то же, что самочинство.

Cвоеволие — то же, что своевольство: чрезмерное стремление или склонность действовать по своему произволению; помыслы и поступки, свидетельствующие о такой склонности. Своеволие может быть обусловлено: гордостью, самомнением, жестокосердием, эгоизмом, упрямством, чванством и самодурством, влиянием падших духов.

Своевольных людей не следует путать с людьми сильной воли. Так, если о первых священнописатели отзываются в негативном ключе (Суд. 9:4; 2Пет. 2:10), то о вторых — в зависимости от того, с чем именно связано и на что обращено их произволение.

Воля — способность человека действовать в направлении поставленных целей, сознательно управлять своими действиями, преодолевать препятствия для достижения целей. Но она — и дар Божий, одна из характернейших черт образа Божия в человеке. Проявление воли часто зависит от сердечного порыва. Сильная воля, ориентированная на Добро, может служить знаком внутренней чистоты, причастности Богу и Божьего водительства. Ведь не безвольными же были такие великие праведники как Моисей; царь Давид; Божьи пророки, апостолы, исповедники, мученики.

Несмотря на то, что наши прошения и мольбы отражают наши собственные произволения, едва ли мы согрешим против Истины, если скажем, что лейтмотив всех богоугодных молитв сводится к торжеству именно Божьей воли, «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Не случайно, предоставляя нам образец христианской молитвы, Господь Иисус Христос заповедовал просить: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).

В нравственном отношении своеволие интерпретируется как грех по причине предпочтения человеком своей воли (вместо) Божественной. Стало быть, в строгом значении слова своевольный — не тот, кто способен на решительные поступки, а тот, кто сознательно или из прихоти налагает на себя узы непослушания Богу. Такое расположение воли ведёт к самоугождению и, как результат, к вечной погибели: чем больше человек утверждается в своеволии, тем больше отдаляется от Владыки владык, лишается благодатного покрова и вязнет в объятиях демонических сил.

Проверенным средством борьбы со своеволием является послушание. В наиболее резком выражении послушание сопоставляется с оставлением или отсечением собственной воли. «Оставь волю свою позади себя, — наставляет по этому поводу Варсануфий Великий, — и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься… Кто умрет в смирении и послушании, тот спасается Христом» (Преподобных отцов Варсануфия и Иоанна ответы на вопросы учеников, отв. 61, 588 ).

Однако послушание послушанию — рознь. В древности послушание встречалось в рабовладельческих обществах, а ныне — в тоталитарных религиозных общинах, криминальных сообществах. Но это не служило и не служит залогом спасения.

Под отсечением воли через послушание следует разуметь не подавление воли как способности стремится к каким-либо целям вообще, а отсечение воли греховной и самостной. Духоносный и богомудрый наставник знает, в чём состоит воля Божья и что для послушника лучше. Поэтому можно сказать, что вверяясь воле хорошего духовника, послушник вверяется Богу. Совсем другое дело, если в качестве душеспасительного наставника выбирается недостойный человек. В этом случае результат может оказаться трагичным: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

«Надо наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, — сигнализировал Антоний Великий, — и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы… Надобно смотреть, — говорил он, — на то, что повелевается. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, — прими то с покорностью и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтеся друг другу в страхе Божии(Гал. 5:13; Еф. 5:21). Напротив, если кто укажет тебе что, противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: аще праведно есть тебя слушать паче нежели Бога? (Деян. 4:19)» (Изречения преподобного Антония Великого. Руководители ревности).

Преподобный Иоанн Лествичник подтвердил эту мысль: «Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия, желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному; то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на Небо. О блаженном и приснопамятном послушании). См. ПОСЛУШАНИЕ.

Лекция «Своеволие»

Сегодня для пациентов пост лечебной программы была проведена лекция на тему: «Своеволие». Люди с химической зависимостью — это своевольные люди. Это мнение не основано на догадке. Оно основано на твердом доказательстве и изучении. Химически зависимые люди последними видят свои проблемы. Они не могут видеть самих себя, как это видят другие (со стороны). Поэтому и живут по принципу: «Я хочу то, что я хочу, и когда я этого хочу». Очень важным в теме своеволия является понятие «закрытый ум». Закрытый ум отвергает новые идеи прежде, чем исследует их. Он держится за свои старые идеи, мнения, убеждения, даже если они не работают. Открытый ум, наоборот, стремится к изучению нового опыта, знаний, информации, и применяет их на деле.
Своеволие является проявлением закрытого ума. Своеволие — это сопротивление любым идеям, которые не согласуются с моими собственными. Оно может быть активным или пассивным, но в любом случае, будет всегда продолжать держать человека в неведении, отвергая новые идеи. Чтобы изменить свое мышление, зависимому необходимо проделать огромную работу над собой. Ведь зависимость сформировалась не за один день. Поэтому, выздоровление — это процесс многих лет жизни. Выздоровление — это дорога к развитию своей силы воли, внутреннему духовному росту, умению воспринимать и исследовать информацию, и только потом делать соответствующий вывод. Выздоровление не дается легко, но двигаясь по этой дороге, мы непременно добиваемся успеха!

СВОЕВОЛИЕ

Если ты желаешь быть с демонами, если ты стремишься в геенну огненную, то делай, что тебе угодно, живи, как хочешь, — никто тебе не препятствует.

Святитель Иоанн Златоуст

Святой Антоний Великий

Многие, пребывая в монашестве и девстве… последовали желаниям сердца своего

Многие, долгое время пребывая в монашестве и девстве, не научились… науке чистоты, потому что, презрев наставления отцов своих, последовали желаниям сердца своего, по какой причине взяли над ним верх злые духи-душегубители, поражая их скрытными стрелами ночь и день и не давая им покоя ни в каком месте, так что сердца их заняты то гордостью, то тщеславием, то нечестивою завистью, то осуждением, то гневом и яростью, то сварами и другими премногими страстями. — Таковых часть будет с пятью юродивыми девами за то, что неразумно проводят все время свое — не обуздывают языков своих, не хранят чистыми очей своих и тел от похотей, и сердец своих от нечистот, и других вещей, плача достойных, потому что они нечисты, — довольствуясь одною одеждою льняною, которая есть только образ девства: почему лишаются и елея небесного для возжжения лампад своих, и Жених некогда не отворит им дверей чертога Своего, и скажет им, как сказал в притче девам юродивым: аминь глаголю вам: не вем вас (Мф. 25:12).

Самопроизвольное наше желание (многого) наполняет нас смятением, и мы блуждаем во тьме греховной жизни, не зная себя самих.

Человек, без совета делающий дела свои, походит на город неогражденный, в который, кто ни захочет, входит и расхищает его сокровища.

Святой Макарий Великий

Своеволие любит телесный покой

Муж сей говорил еще и следующее: «Ум, отпавший от памятования о Боге, впадает либо в ярость, либо в похоть». Похоть он называл скотоподобной, а ярость — бесовской. А когда я, удивленный, спрашивал его, возможно ли человеческому уму быть непрестанно с Богом, то он отвечал: «Если душа в каждой мысли и в каждом Божием деле являет себя благочестивой, то она — всегда с Богом».

А другой из святых говорил: «Всякая правая душа пусть сочтет более полезным для себя быть поносимой и угнетаемой, нежели чем восхваляемой и прославляемой. Ибо своеволие любит телесный покой, здоровье, мир и изобилие земных благ, а поэтому, стремясь к ним, оно высасывается скорбями, как пиявками».

Преподобный Симеон Новый Богослов

Старающийся умертвить свою волю должен творить волю Божию

Тому, кто творит свою волю, — пусть будет это даже в малом чем — невозможно последовать Господу нашему и соблюсти Его заповеди.

Старающийся умертвить свою волю должен творить волю Божию, — вместо своей воли вводить в себя волю Божию, насаждать и внедрять ее в сердце свое.

Кто страха ради Божия отсекает свою волю, тому Бог, неведомо для него, так что он не знает, как то бывает, дарует Свою волю и соделывает ее неизгладимою в сердце его, открывая при сем очи сердца его, чтобы он познал ее (т.е. что это Божия воля), и силу подавая исполнять ее. Творит же сие благодать Святого Духа, а без нее ничего не бывает.

Преподобный Иоанн Лествичник

Свят, кто отвергается своей воли

Велик благочестиво отвергший свое имение, но свят, кто отвергается своей воли. Первый сторицею имением или дарованиями обогатится, а последний жизнь вечную наследует.

Пустыня приняла многих благоискусными и потом отвергла их, как неискусных, обличив сластолюбие их, которому они подверглись через самочиние.

Святитель Василий Великий

Кто признает полезным, что ему угодно, тот ненадежный судия справедливого, походит же на слепцов, которых водят слепцы.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты желаешь быть с демонами, если ты стремишься в геенну огненную, то делай, что тебе угодно, живи, как хочешь, — никто тебе не препятствует.

Преподобный Марк Подвижник

Самочинник часто претыкается, и впадает во многие рвы и сети лукавого

Самочинник, без евангельского ведения и руководства шествующий, часто претыкается, и впадает во многие рвы и сети лукавого, часто заблуждается и подвергается великим бедам, и не знает, куда наконец придет. Многие проходили большие подвиги самоумерщвления и большие понесли Бога ради труды и поты, но самочиние, нерассудительность и то, что не считали нужным обращаться за спасительным советом к ближнему, сделали такие труды их небогоприятными и тщетными.

Преподобный Петр Дамаскин

Желающий, чтобы дела совершались, как он хочет, не знает, куда идет

Великое делание инока в том и состоит, сказано в старчестве, чтобы, когда враги предлагают одно, он предлагал другое, а когда они другое, он это ставил на вид, зная, что в жизни сей отнюдь ничего нет неизменного, но претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10:22), а желающий, чтобы дела совершались, как он хочет, не знает, куда идет, но как слепой, колеблемый всяким ветром, что с ним случится, тому весь совершенно и предается, и как раб боится печального, как пленник порабощается самомнению, думая, по неразумной радости, что он знает то, чего никогда не знал, — что это такое, и откуда, если же говорит, что знает, тогда еще более ослепляется. Это бывает от неукорения себя, что называется самоугодием и есть незаметная погибель, как говорит святой Макарий в главах об иноке, который погиб после того, как, молясь с другими братиями, был в восхищении ума и видел горний Иерусалим, (погиб) потому, что счел себя достигшим сего, а не большим должником.

Ибо как весьма страстные, даже и того не видят, от тумана страстей, что явно многим, так и бесстрастные многим недоведомое знают, по чистоте ума.

Везде можем спастись, если оставим свои хотения, если же не сделаем этого, то не будем иметь покоя и не можем познать и исполнять Божественной воли. Ибо наша собственная воля есть преграда, отделяющая нас от Бога, и если не разрушится преграда, то мы не можем познать и исполнять угодного Богу, но находимся вне этого и бываем насилуемы врагами поневоле, и нехотя.

Авва Исайя

Тот бывает врагом Богу, кто следует своей воле

Утверждающийся на собственном разуме и следующий своей воле плодит в себе вражду к другим и чужд того духа, от коего рождается сокрушение сердца.

Постоянно понуждайте себя, чтобы отсекать собственную волю, ибо собственная воля губит все добродетели.

Отсечение собственной воли… связывает добродетели любезным союзом мира.

Тот бывает врагом Богу, кто следует своей воле.

Кто следует своей воле, тот не имеет мира даже с благочестивыми людьми: ибо в сердце его обитают нетерпение, гнев и ссорливость.

Преподобный Исидор Пелусиот

Ни в чем не надлежит поступать своевольно

Что ни в чем не надлежит поступать своевольно и неосмотрительно, но в продолжение всей жизни должно иметь поведение целомудренное и строгое, — это явно всякому, не лишенному разума и доброго смысла.

Преподобный авва Дорофей

Отсечение своей воли есть кровопролитие

Достигший отсечения своей воли достиг места покоя.

Мы оправдываем самих себя, что держимся своей воли и следуем самим себе. Все это исчадия гордости, враждебной Богу.

Ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли, и, поистине, от сего человек преуспевает более, нежели от всякой другой добродетели.

Тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Когда же повинуется своей воле, то не видит, что непорочны пути Божии, но если услышит что-либо, относящееся к наставлению, он тотчас порицает это, уничижает, отвращается от сего и действует напротив, ибо как ему перенести что-либо или послушаться чьего-либо совета, если он держится своей воли!

Почему он <враг> любит полагающихся на себя? — Потому что они помогают диаволу и сами себе строят козни. Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу.

Видел ли ты падшего, — знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее сего.

Отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти и отвергать свою волю.

Авва Серапион

Диавол никаким другим пороком столько не возносит монаха <христианина> на стремнины и не приводит к смерти, как тем, что убеждает его пренебрегать советы отцов и последовать своему мнению и своей воле.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Нет возможности исполнять вместе волю свою и волю Божию

Допустившие себе последование своим пожеланиям и плотскому мудрованию увлеклись ими, поработились им, забыли Бога и вечность, истратили земную жизнь напрасно, погибли погибелью вечною.

Нет возможности исполнять вместе волю свою и волю Божию: от исполнения первой исполнение второй оскверняется, соделывается непотребным.

От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения, предположение, опасения, мечты, уничтожат внимательную молитву.

Преподобный Амвросий Оптинский

В таком своеволии враг путает тебя прелестью

Особенно желаю и советую тебе оставить изменчивость и непостоянство, то берешься за чрезмерное безмолвие, и подвиги, и непрестанную молитву, то опять оставляешь все недели на две, или немного менее, или немного более, как видно из писем твоих… В таком своеволии есть явный признак, что враг путает тебя прелестью, хитро утаивая это от тебя самой. К тому клонит и помысл вражий, что будто ты недостойна относиться ко мне грешному. Тут не требуется никакого достоинства, а потребна только покорность. Смотри сама, за ложным смирением следует смущение. Не явно ли, что это волк в овчей шкуре. Не будь несмысленна, а разумевай козни вражий и оберегайся оных.

Одну сестру нужно было выслать из вашей общины. Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряются. Но есть пословица: своя воля царя боле. Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу. Некоторые толкователи Священного Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумию и по злой и упорной своей воле уклонится в противную сторону.

Преподобный Антоний Оптинский

Прежняя ваша жизнь доселе текла в своеволии

Пусть она со вниманием прочитает Господню молитву: «Отче наш, да будет воля Твоя!», а не так: «Отче наш, да будет воля моя!» И еще пусть прочитает в вечерних молитвах молитву к Божией Матери: «не попущай Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет и вразумит».

Отсечению воли своей от одних слов без пролития крови, то есть без трудов, в короткое время навыкнуть невозможно, поелику прежняя ваша жизнь доселе текла в своеволии.

Вы уверили меня, что вы все принимаете от меня как от Бога, по слову Его: «слушающий вас, Меня слушает» (Лк. 10:16). Итак, если искренно желаете вы иметь свободу от страстей, и от всех недугов душевных, и хульных помышлений и научиться смирению, то должно совершенно волю свою, а с нею и всю непокоряющуюся гордыню поплевать и потоптать собственными ногами, чрез что обновится яко орля юность твоя, и из человека своевольного и грешного соделаетесь Ангелом Божиим или, по крайней мере, малым чем умаленными от Ангелов, т. е. без крыльев.

Если бы и вы, возлюбленное чадо мое, устроили жизнь свою так, якоже советует святой Авва Дорофей: «хочу так, якоже будет!» тогда все бы было по-вашему и не было бы вам никакой печали. Но вот какое искушение, что я хочу так, а не иначе, как мне хочется, то есть так, как говорит царь: воля моя есть, непременно быть посему! От этого-то и горько делается на душе, что бывает не так, как хочется.

Самочиние приводит к тщеславию и оканчивается душевным вредом, а когда то же дело совершается с благословением, то ради молитв братии и настоятеля Господь покрывает послушника от всего вредного, и он получает душевную пользу.

Однажды ученик аввы Силуана, Захария, без согласия аввы вышел из кельи и, взяв с собой братию, разломал ограду сада и продлил ее. Старец, узнав об этом, взял свою милоть, вышел из кельи и говорит: «Братия, помолитесь обо мне!» Братия, увидев его, пали к ногам его и говорили: «Скажи нам, отец, что с тобою случилось?» Старец отвечал им: «Я не войду в келью свою и не скину с себя милоти, пока не переставите ограду на прежнее место». Братия снова разломали ограду и поставили ее на прежнее место. Тогда старец возвратился в свою келью.

***

Один брат, приняв иноческий образ, тотчас заключился в кельи, говоря: «Я отшельник». Старцы, услышав о том, пришли к нему и вывели из кельи, затем заставили его обходить кельи монахов, каяться и говорить: «Простите меня! Я не отшельник, но новоначальный монах». И сказали старцы: «Если увидишь юношу, по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось его оттуда, ибо ему это полезно».

***

Был в дни преподобного игумена Никона один брат, по имени Никита. Этот инок, желая прославиться, замыслил великое дело не Бога ради и стал проситься у игумена пойти в затвор. Игумен запрещал ему, говоря: «Сын мой! Нет тебе пользы сидеть праздно, ты еще молод. Лучше тебе оставаться среди братии, работая им, ты не лишишься мзды своей. Сам ты видел брата нашего, святого Исаакия, как прельщен был он от бесов. Только и спасли его великая благодать Божия и молитвы преподобных отцов Антония и Феодосия, которые и доныне многие чудеса творят». Никита же сказал: «Никогда не прельщусь я, как он. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мне подал Он дар чудотворения». Никон в ответ сказал: «Выше сил прошение твое. Берегись, брат, чтобы, вознесшись, не упасть. Велит тебе наше смирение служить святой братии. Ради них дастся тебе венец за послушание твое». Но Никита никак не хотел внять тому, что говорил ему игумен. Он как захотел, так и сделал: заложил свои двери и никогда не выходил.

Прошло несколько дней, и прельстил его диавол. Во время своего пения услышал Никита голос молящегося с ним и обонял запах несказанного благоухания. И этим прельстился он, говоря сам с собой: «Если бы это был не ангел, то не молился бы со мной и не было бы здесь обоняния Духа Святаго». И стал он прилежно молиться: «Господи! Явись мне так, чтобы я мог видеть Тебя». Тогда был к нему голос: «Не явлюсь: ты еще молод, вознесшись, не упади». Затворник же со слезами говорил: «Нет, не прельщусь я, Господи! Игумен мой научил меня не внимать обольщениям диавола. Все же, что Ты повелишь мне, я исполню». Тогда душепагубный змий принял власть над ним и сказал: «Невозможно человеку в теле видеть меня. Но вот я посылаю ангела моего, он пребудет с тобой, и ты станешь исполнять волю его». И тотчас явился ему бес в образе ангела. И поклонился ему инок, как ангелу, и сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги и через это будешь беседовать с Богом, и из книг станешь говорить полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о твоем спасении Творца своего». Прельстился Никита и не стал больше молиться, а прилежно занимался чтением и поучал приходивших к нему. Видя же беса, постоянно молящегося о нем, радовался ему, как ангелу, творящему за него молитву. С приходившими к нему Никита беседовал о пользе души и начал пророчествовать. И пошла о нем слава великая, и дивились все, что сбывались его слова. Посылает однажды Никита к князю Изяславу сказать: «Нынче убит Глеб Святославич в Заволочье.

Скорее пошли сына своего Святополка на престол в Новгород». Как он сказал, так и было, и через несколько дней пришла весть о смерти Глеба. И с тех пор прослыл затворник пророком, и крепко слушались его князья и бояре. Но бес будущего не знал, а что сам сделал или научил злых людей — убить ли, украсть ли, — то и возвещал. Когда люди приходили к затворнику, чтобы услышать от него слова утешения, бес, мнимый ангел, рассказывал, что случилось через него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество. Никто также не мог состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета: он его знал наизусть. Евангелие же и Апостол, эти святые книги, данные нам на наше утверждение и исправление, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и с другими не беседовал о них. И из этого все поняли, что прельщен он от врага. Не могли стерпеть этого преподобные отцы. Они пришли к прельщенному, помолились Богу и отогнали беса от затворника. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом Завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг. Из еврейских книг, которые прежде наизусть знал, теперь не ведал ни единого слова. Попросту сказать, ни одного слова не знал, так что блаженные отцы едва научили его грамоте. После этого предал себя Никита на воздержание, и послушание, и чистое, смиренное житие, так что всех превзошел в добродетели и впоследствии стал епископом в Новгороде.

***

«В 1889 году к нам в Лавру, — вспоминал отец Кронид, — на послушание прибыл очень красивый молодой человек, брюнет с черными глазами, звали его Александр Дружинин. Он был москвич. Я представил его отцу наместнику, и его приняли в число братии. Послушание ему было дано в трапезной: служить странникам. Каждый день я его видел в Троицком соборе на братском молебне в два часа ночи. Время от времени спрашивал его: «Как поживаешь, привыкаешь ли?» Он отвечал иногда и со слезами умиления: «Живу как в раю». Я в таких случаях невольно благодарил Бога за его душевное устроение. Прошло полгода. Александру Дружинину было дано новое послушание — заведовать овощными подвалами, и дана келья, в которой он стал жить один. Как-то прихожу к нему и замечаю, что мой знакомый в каком-то экстазе. Видимо, он совершал усиленный подвиг молитвы. Прошло еще несколько месяцев. Однажды, при посещении, я спрашиваю его: «Брат Александр, ты за всеми монастырскими службами бываешь?» Он смиренно отвечает: «За всеми». — «И за братскими правилами бываешь?» — «Бываю, — произнес он и добавил, — я ежедневно в храме Зосимы и Савватия бываю за всенощной и стою утром раннюю и позднюю Литургии». Тогда я ему говорю: «Скажи ты мне, с чьего благословения ты взял на себя подвиг усиленной молитвы? Утреня, вечерня и ранняя Литургия — полный круг церковных служб, а правило братское завершает обязанности инока. Но поздняя Литургия и всенощная есть не обязательное для всех повторение обычных служб. Я хорошо знаю, что во время поздней Литургии с братской кухни приходят к тебе за продуктами, а тебя в келье нет. Тогда поварам приходится искать тебя по церквам, что, несомненно, в их сердцах вызывает ропот и неприязнь. Подумай, такая молитва будет ли для тебя полезна? Да не оскорбится любовь твоя речью моей.

Беру на себя смелость спросить тебя еще об одном. Много раз я прихожу к тебе и вижу, что ты находишься в подвиге. Кто же тебя на это благословил? Помни, брат Александр, что жить в монастыре и творить волю свою — дело вредное для души. Смотри, как бы своевольная молитва не ввела тебя в гордость и самообольщение и не стала тебе в грех. Молю и прошу тебя, ради Бога, не твори никаких подвигов без ведома своего духовного отца». Слушал меня юный подвижник с видимым неудовольствием. От него я вышел с тяжелым предчувствием чего-то недоброго. Прошел еще месяц. Сижу я однажды в своей келье, читаю книгу, часа в два дня. Вдруг неожиданно дверь моей кельи с шумом отворяется и торжественно, с громким пением «Достойно есть», входит брат Александр Дружинин. Он кладет земной поклон перед моей келейной иконой и вдруг начинает продолжать земные поклоны.

Глаза его горели каким-то недобрым, зловещим огнем, и весь он, видимо, был возбужден до крайности. Не дождавшись конца его поклонов, я встал и, обращаясь к нему, ласково сказал: «Брат Александр! Я вижу, что ты заболел душой. Успокойся, сядь, посиди и скажи мне, что тебе надо». В ответ на мои слова он с сильным озлоблением закричал: «Негодный монах, сколько лет ты живешь в монастыре и ничего для себя духовного не приобрел. Вот я живу один год, а уже сподобился великих божественных дарований. Ко мне в келью ежедневно являются множество архангелов от Престола Божия. Они приносят семисвечник и воспевают со мной гимны неописуемой славы. Если бы ты был достоин слышать это неизреченное пение, ты бы умер, но так как ты этого недостоин, я тебя задушу». Видя его нечеловеческое, злобное возбуждение и зная, что все находящиеся в прелести физически бывают чрезвычайно сильны, я говорю ему: «Брат Александр, не подходи ко мне. Уверяю, я выброшу тебя в окно». Уловив момент, я постучал в стену соседа по келье, который тотчас же и вошел ко мне на помощь. С появлением соседа я стал смелее говорить ему: «Брат Александр, не хотел ты меня слушать и вот видишь, в какую ты попал адскую беду. Подумай: ты хочешь меня задушить. Святых ли людей это дело? Осени себя знамением креста и приди в себя». Но Дружинин продолжал выражать угрозу задушить меня как негодного монаха и еще говорил мне: «Подумаешь, какой наставник явился ко мне в келью с советом: много не молись, слушай духовного отца. Все вы для меня ничто». Видя такую нечеловеческую гордость, злобу и бесполезность дальнейшего разговора с ним, я попросил соседа вывести его вон из моей кельи.

В тот же день после вечерни брат Александр снова явился ко мне и торжественно сообщил, что ныне за вечерней на него сошел Святой Дух. Я улыбнулся. Видимо, это его обидело, и он мне говорит: «Что ты смеешься? Пойди спроси иеромонаха отца Аполлоса, он видел это сошествие». В ответ на это я сказал: «Уверяю тебя, дорогой мой, что никто не видел этого сошествия, кроме тебя самого. Умоляю тебя, поверь, что ты находишься в самообольщении. Смирись душой и сердцем, пойди, смиренно покайся». Но больной продолжал поносить меня и грозить. Лишь пришел я на другой день от ранней Литургии, брат Александр снова явился ко мне и заявил, что Господь сподобил его ныне в храме преподобного Никона дивного видения. От Иерусалимской иконы Божией Матери, что стоит над Царскими вратами, заблистал свет ярче молнии, и все люди, стоявшие в храме, будто бы попадали и засохли, как скошенная трава. Спрашиваю его: «А ты-то почему от этого света не иссох?» «Я, — отвечал он, — храним особой милостью Божией ради подвигов моих. Этого не всякий достоин». Говорю ему: «Видишь, брат Александр, как тебя диавол обольстил, возведя тебя в достоинство праведника, и тем увеличил твою гордость. Поверь мне, что стоявшие с тобой в храме пребывают в духовном здравии, а все, что ты видел, есть одна духовная прелесть бесовская. Образумься, осознай свое заблуждение, слезно покайся, и Господь помилует тебя». «Мне каяться не в чем, вам надо каяться!» — закричал он.

Видя такое буйство несчастного и опасаясь припадков безумия, я тотчас же написал письмо его другу Ивану Димитриевичу Молчанову, по просьбе которого Дружинин был принят в Лавру. В письме было описано состояние больного. Через три дня Молчанов был уже у меня. Я все объяснил ему о Дружинине и, зная, что он хорошо знаком с настоятелем Николо-Пешношского монастыря игуменом Макарием, посоветовал ему тотчас же отвезти к нему несчастного. В тот же день Дружинин был отправлен в Пешношский монастырь. Когда Иван Димитриевич объяснил отцу игумену о болящем, тот спокойно сказал: «Милостью Божией он поправится у нас. И свои такие бывали». Александру Дружинину было назначено игуменом послушание: чистить лошадиные стойла на конном дворе. Брат Александр вначале протестовал, говоря: «Такого великого подвижника вы назначаете на такое низкое послушание. Я должен подвизаться в храме и совершать духовные подвиги для назидания прочим». Отец игумен, в успокоение его души, говорил: «Ты лучше всего и можешь показать добрый пример смирения и кротости через исполнение возложенного на тебя послушания. А относительно молитвы не беспокойся. За тебя в храме будет молиться вся братия». И действительно, по благословению отца игумена, за больного крепко молилась вся братия. Прошло полгода. Александр Дружинин за все это время в храме бывал только по праздникам и за ранней Литургией, целый день кидая навоз, он настолько утомлялся, что вечером ложился спать без дневных молений и спал как мертвый. Подвиги совершать ему уже было некогда. Мысль, что он святой, с каждым днем в нем слабела, и видения у него постепенно прекратились. Целый год он был на послушании в конюшне и о своих мнимых подвигах забыл. Затем его перевели в хлебопекарню, где тоже труд нелегкий. Через два года Дружинин переведен был на более легкие послушания. На лице его тогда проявился приятный отпечаток смирения. Семь лет подвизался он в Пешношском монастыре. Здесь его постригли в монашество с именем Афанасий. Впоследствии он перешел в Московский Симонов монастырь, где за смиренную добрую иноческую жизнь был произведен в сан иеродиакона. Когда я был на послушании в Петрограде, в должности начальника Троицкого Фонтанного подворья, отец Афанасий Дружинин приезжал ко мне повидаться. Когда я спрашивал его, помнил ли он то, что было с ним в Лавре во время его духовного недуга, он отвечал: «Все помню, но только теперь сознаю весь ужас моего душевного состояния».

Смотреть что такое «Своеволие» в других словарях:

  • своеволие — своеволие … Орфографический словарь-справочник

  • своеволие — См … Словарь синонимов

  • своеволие — СВОЕВОЛИЕ, своевольность, своенравие, устар. самоволие, разг. самовольство, разг. самовольничание, разг. самодурство, разг. самоуправство СВОЕВОЛЬНИК, самовольник, устар. ослушник, разг. строптивец, разг. сниж. неслух СВОЕВОЛЬНЫЙ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • СВОЕВОЛИЕ — СВОЕВОЛИЕ, своеволия, мн. нет, ср. (книжн.). отвлеч. сущ. к своевольный; свойство, характер действий своевольного. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • своеволие — СВОЕВОЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Поступающий по своей прихоти; совершаемый по произволу. С. характер. С. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Своеволие — ср. Свойство своевольного; своевольность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • своеволие — своеволие, своеволия, своеволия, своеволий, своеволию, своеволиям, своеволие, своеволия, своеволием, своеволиями, своеволии, своеволиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • своеволие — своев олие, я … Русский орфографический словарь

  • своеволие — (2 с), Пр. о своево/лии … Орфографический словарь русского языка

  • своеволие — я; ср. Склонность действовать по своей воле, прихоти; поведение, поступки, свидетельствующие о такой склонности … Энциклопедический словарь

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх