Помост

Вопросы веры

О воспитании сухомлинский

В. А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы

Педагогическая культура учителя

Из чего складывается педагогическая культура? Это прежде всего глубокое знание учителем своего предмета. Мы считаем очень важным, чтобы учитель ориентировался в самых сложных вопросах науки, основы которой он преподает в школе, в вопросах, представляющих собой передний край научной мысли. Если вы преподаете физику, то вы должны знать об элементарных частицах, разбираться в теориях поля, представлять себе хотя бы в общих чертах перспективы развития энергетики в будущем. Биологу надо знать генетику в историческом аспекте и в ее современном развитии, надо хорошо разбираться в теориях происхождения жизни, в биохимических процессах, происходящих в клетке. С этого начинается и на этом строится педагогическая культура. Можно возразить: зачем учителю знать то, что не изучается на уроках и не соприкасается непосредственно с изучаемым в средней школе материалом? Затем, чтобы знание школьной программы было для учителя азами, азбукой его кругозора. Когда его кругозор неизмеримо шире школьной программы, лишь тогда он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса.

Я знаю десятки таких мастеров. Их педагогическая культура сказывается уже при подготовке к уроку. Они готовятся к уроку по программе, а не по учебнику. Они продумывают программу, после этого прочитывают соответствующий раздел учебника, для того чтобы мысленно поставить себя на место ученика, взглянуть на материал с его точки зрения. Подлинный мастер педагогического процесса, знающий неизмеримо больше, чем изучается в школе, не дает в поурочном плане изложение нового материала. Он продумывает содержание рассказа, готовит наглядные пособия, примеры и задачи. Все это нет надобности записывать в поурочный план. Его поурочный план — это не содержание рассказа (лекции, объяснения), а заметки о деталях педагогического процесса на уроке, необходимые для руководства умственным трудом учащихся. Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.

…Без глубокого знания науки, основы которой преподает учитель, нет педагогической культуры. Но как же добиться того, чтобы каждый учитель знал не только азы обучения, но и глубокие истоки предмета?

Чтение, чтение и еще раз чтение — вот от чего зависит эта черта педагогической культуры учителя. Чтение как первейшая духовная потребность, как пища для голодного. Вкус к чтению, желание покопаться в книгах, умение посидеть над книгой, поразмыслить.

У каждого учителя есть своя творческая лаборатория, она из года в год обогащается — это очень важная сторона педагогической культуры. Речь идет о технологии педагогического труда. У преподавателей математики, например, из года в год накапливается дидактический материал — задачи нескольких степеней (вариантов) трудности, наглядные пособия, сделанные учителем и учениками. С каждым годом у учителя все больше материала на каждый урок, и ему нет надобности составлять поурочный план, у преподавателя географии с каждым годом обогащаются альбомы наглядных пособий на темы: «Страны и народы мира», «Народы Советского Союза», «Природа нашей Родины». Словесники постепенно создают сборники индивидуальных карточек по грамматике на каждый раздел программы, составляют и уточняют минимум орфограмм, которые ученики должны твердо запомнить.

Без твердой психологической почвы нет педагогической культуры. Кое-кому из учителей психология кажется скучной наукой, не имеющей своего практического приложения в школе. Мы заботимся о том, чтобы психология была настоящим компасом в практической работе коллектива. Об исследованиях ученых-психологов мы рассказываем на заседаниях педагогического совета, книги по психологии выставляем на стенде «Книжные новинки» в учительской — читайте, думайте, изучайте. Конечно, эта пропаганда книг осталась бы лишь благим пожеланием, если бы не постоян­ная, вдумчивая работа каждого учителя — директора и завуча — над педагогической характеристикой ребенка, с его сложным духовным миром, с его радостями и горестями, а в основе педагогической характеристики лежат психологический анализ, наблюдение, изучение.

Нет в мире более гуманных профессий, чем профессия врача и педагога. До последней минуты борется врач за жизнь человека, никогда он не даст почувствовать больному, что его состояние плохое или даже безнадежное. Это азбучная истина врачебной этики. Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя. Это целая область педагогического труда, область малоисследованная.

Я знаю работу многих школ, многих учителей, и это дает мне право утверждать, что слова о чуткости иногда провозглашаются лишь как красивая фраза, как лозунг, который, не реализуясь в практике, превращается в пустословие. Что можно говорить о чуткости, когда совершенно нормальный, здоровый ребенок из-за неуспеваемости по одному предмету остается на второй год? Или обратная сторона того же явления — что можно говорить о чуткости, когда, махнув на все рукой, этому ребенку учитель выставляет «тройку», лишь бы он не остался на второй год? И в том и в другом случае равнодушие к судьбе ребенка. И причина равнодушия не в том, что сердце у учителя черствое, что он с годами утрачивает остроту эмоционально-нравственной оценки педагогического процесса. Нет, сердце у учителя доброе. Дело в незнании ребенка, в отсутствии прочного психологического фундамента работы педагогического коллектива. Для многих учителей неуспевающий, отстающий ребенок — это тайна за семью печатями. Без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятия окружающего мира слова о чуткости остаются звуком пустым; без знания души ребенка нет педагогической культуры.

Есть еще одна сторона педагогической культуры, о которой нельзя говорить без тревоги, — это речевая культура учителя. Лет двадцать назад, наблюдая, как воспринимают дети изложение нового материала на уроке у одного учителя, я обратил внимание на то, что, слушая изложение материала, дети очень устают, с урока идут просто изнуренные, Я стал внимательно вслушиваться в слова учителя (он преподавал биологию) и ужаснулся, Его речь была до того хаотична, логически непоследовательна, смысл излагаемого до того неясен, что ребенку, впервые воспринимающему то или иное понятие, надо было напрягать усилия, чтобы понять хоть что-нибудь, Вот почему и уставали дети,

Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., «.Просвещение», 1973, с. 51-62.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Введение

Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог, имя которого навсегда вошло в историю науки. Его многочисленные труды по проблемам воспитания, основанные на колоссальном опыте работы в школе, были изданы во всем мире и продолжают привлекать внимание все более широкого круга научной педагогической общественности.

Василий Александрович Сухомлинский родился в 1918 г. на Украине в семье крестьянина. Все четверо детей в семье Сухомлинских стали учителями, преподавателями родного украинского языка и литературы. Василий Александрович начал свою педагогическую деятельность уже в 1935 г., в 17-летнем возрасте, обучая младших школьников. В то же время он учился заочно в Полтавском педагогическом институте.

С 1941 г. В.А. Сухомлинский ушел на фронт Великой Отечественной войны, где получил тяжелое ранение. Однако в 1947 г. он вновь вернулся в школу, где с 1948 г. был назначен директором и проработал в этой должности 22 года, до конца своей жизни.

Павлышская средняя школа, которой Василий Александрович посвятил весь послевоенный период своей жизни, была обычной школой. Сухомлинский внедрил в педагогическую практику данной школы разработанную им воспитательную систему и таким образом сделал ее знаменитой.

Многолетний педагогический труд В.А. Сухомлинского был оценен современниками по достоинству: В.А Сухомлинский был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР, званиями Заслуженного учителя УССР и Героя Социалистического труда.

Воспитательная система В.А. Сухомлинского, анализу которой посвящена данная работа, является одной из наиболее гуманных, многогранных и в то же время целостных концепций мировой педагогики.

1. Воспитательная система В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский является создателем знаменитой системы воспитания, основанной на многолетнем опыте работы с детьми. Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского отличается чрезвычайной гуманностью, разносторонностью и внутренней смысловой целостностью.

1.1. Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского

Одним из наиболее значимых аспектов новаторства воспитательной системы В.А. Сухомлинского является гуманность предлагаемых им методов воспитания: воспитание без наказаний. При этом гуманность педагогической концепции связана не только с моральными принципами автора, но и с целесообразностью ее применения в процессе обучения и воспитания ребенка.

С точки зрения В.А. Сухомлинского, наказание как метод воспитания не приводит к желаемым результатам: «Причина бессилия воспитателя и даже коллектива перед трудным ребенком кроется не в том, что этот воспитанник неисправим, а в том, что самый процесс воспитания идет по ложному пути: воспитатель стремится только искоренять пороки, в лучшем случае предотвращает их возникновение. Опыт (во многих случаях горький опыт) убедил, что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений. С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее… Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств» .

Неприемлемость наказания в процессе воспитательной работы детьми обусловлена тем, что результаты наказания противоречат целям воспитания, нарушая гармонию развития духовного мира ребенка. Дети не склонны осмыслять, исправлять и не повторять ошибки, повлекшие за собой наказание; наказание воспринимается ими как удар по чувству собственного достоинства, парализует стремление к дальнейшим успехам и, самое важное, уничтожает их веру в себя. Психологическая связь между ребенком и воспитателем обрывается, ребенок чувствует себя одиноким. Ответной реакцией на наказание становится озлобление: «Наказание, тем более если справедливость его сомнительна (именно так бывает в подавляющем большинстве семейных конфликтов), огрубляет человеческую душу и ожесточает ее» .

Кроме того, наказание порождает страх. Страх имеет свойство закрепляться и возникать повторно в аналогичных условиях. Поэтому эмоциональное состояние страха может приводить к негативным последствиям, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. «Скованный, угнетенный страхом ребенок не может нормально мыслить. В его голове – лишь обрывки процесса мышления. Страх сковывает его речь, и учителю ребенок кажется косноязычным… В подавляющем большинстве случаев ребенок в конце концов избавляется от страха. Но под влиянием страха он в течение нескольких лет не может нормально развиваться. Самые драгоценные годы оказываются утраченными» .

Основным видом поощрения и наказания в школе является оценка. Для большинства школьников оценка результатов их работы имеет огромное значение: положительная оценка означает успех, отрицательная – неудачу. Поэтому, согласно собственной педагогической концепции, В.А. Сухомлинский был противником неудовлетворительных оценок как видов наказания. «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично – ой как трудно!); ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей» .

В качестве альтернативы наказанию В.А. Сухомлинский предлагает методы обучения и воспитания, окрашенные положительными эмоциями ребенка: поощрение желания ребенка «быть хорошим» (получать одобрение воспитателя), стремления быть первым, любознательности. Именно эти качества являются движущими силами обучения и воспитания.

Каждому ребенку присуща жажда заслужить одобрение воспитателя, выглядеть в глазах взрослого в положительном свете. Ради достижения такой цели ребенок готов приложить максимум усилий. В.А. Сухомлинский строит свою воспитательную систему на основании этого позитивного стремления детей: «Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание» .

Желания ребенка «быть хорошим» выражается в том числе в его желании быть самым лучшим, стремлении к первенству. На основании многолетнего опыта В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что все дети своеобразно талантливы и любой из них способен достичь лучших результатов в том или ином виде деятельности. Поэтому поощрение стремление ребенка к первенству является одним из условий гармоничного воспитания и развития уникальных талантов каждого ребенка: «Желание быть первым в учении, в творческом труде – это благородная человеческая черта, которую воспитателю необходимо всячески развивать у питомцев. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы каждый воспитанник на определенном этапе его духовного развития пережил ни с чем не сравнимую радость первенства. Каждому нужна моральная поддержка, а особенно тем, кто в силу самых разнообразных обстоятельств чувствует себя посредственностью. В школе нет ни одной посредственности, а значит, в жизни не будет ни одного несчастливого человека, если мудрость воспитателя «докопается» до «творческой жилки» в каждом воспитаннике и если его умело сказанное слово побудит к соревнованию творческих способностей» .

Важное значение в процессе воспитания и особенно обучения имеет естественная потребность детей в познании окружающего мира. К сожалению, во многих случаях педагогические ошибки приводят к угасанию этой потребности, обучение превращается в неприятную обязанность ребенка вместо того, чтобы соответствовать его природным стремлениям. Подобные ошибки чаще всего связаны с излишними наказаниями и недостаточными поощрениями в виде оценок. В.А. Сухомлинский пишет: «Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы» .

Потребность в познании может угаснуть не только вследствие недостаточно бережного оперирования педагогов оценками, но и в результате излишне исчерпывающих объяснений учебного материала. С точки зрения В.А. Сухомлинского, учитель должен излагать изучаемый предмет так, чтобы зажечь детский интерес, чтобы заработало мышление детей, чтобы дети сами перед собой ставили вопросы и отвечали на них: «не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» .

Однако воспитательная система В.А. Сухомлинского строится не только на поддержании и развитии позитивных потребностей ребенка и ненасении ему психологического ущерба наказаниями. Автор является сторонником такого метода воспитания, как запрещение.

Желания ребенка могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Воспитание достигнет своей цели только в том случае, если не только поощряется реализация конструктивных потребностей ребенка, но и накладывается запрет на удовлетворение его деструктивных желаний. «Запрещение – это один из очень нужных и эффективных приемов воспитания, если он умело применяется. Запрещением, – если за ним стоит необходимый моральный авторитет запрещающего, – предотвращаются многие беды – «прожигание» жизни, необоснованные претензии юнцов на жизненные блага, не заслуженные личным трудом… Если старшие стремятся удовлетворить любые желания ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая, филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного» .

Таким образом, методы воспитания в концепции В.А. Сухомлинского отличаются высокой гуманностью и результативностью. Отсутствие наказаний, вознаграждение и развитие положительных качеств ребенка, мудрое наложение запрета на удовлетворение деструктивных потребностей – все это способствует эффективному и безболезненному формированию активной, позитивной и зрелой личности.

1.2. Средства воспитания в концепции В.А. Сухомлинского

Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского реализуются путем применения соответствующих им по смыслу и сочетающихся с ними по направленности средств.

Главным средством воспитания В.А. Сухомлинский считал слово. «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» . Однако слово может воспитывать только при определенных условиях, а именно тогда, когда ребенок доверяет слову.

Во-первых, дети крайне чувствительны к эмоциональным оттенкам и глубоко ощущают искренность либо неискренность речи взрослого. Поэтому фальшивое слово никогда не сможет достичь своей цели и наложить отпечаток на душу ребенка: «Главное, что определяет эффективность слова учителя, – его честность. Ученики очень тонко чувствуют правдивость слова учителя, чутко откликаются на правдивое слово. Еще тоньше чувствуют дети неправдивое, лицемерное слово» .

Во-вторых, большое влияние на эффективность воспитания словом оказывает авторитет говорящего. Чтобы обладать должным авторитетом в глазах детей, воспитатель должен быть не только искренним, но и сильным человеком. «Без разумного проявления воли воспитателя, требований коллектива, общества, воспитание превратилось бы в розовую водичку, сладенький сироп абстрактного добра… Подростки уважают, любят, ценят людей сильной воли и не терпят людей безвольных, не переносят пустопорожней болтовни. Это золотые истины и золотые правила нашей системы воспитания» .

В-третьих, для того, чтобы оказать влияние на ребенка, воспитатель должен знать и понимать его индивидуальность: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» . Индивидуальный подход к каждому ребенку – в высшей степени значимый аспект воспитания и обучения, т.к. гуманность и необходмая справедливость отношения к ребенку невозможны без понимания и чувствования его внутреннего мира.

Четвертое и самое главное условие эффективности воздействия слова в процессе воспитания – это доверие воспитателя к ребенку. Доверие к ребенку неразрывно связано с предлагаемыми В.А. Сухомлинским методами воспитания. При наличии доверия воспитатель не будет наказывать ребенка за определенные проступки, а, напротив, станет поощрять его на лучшие достижения, развивая в нем положительные качества. Взаимное доверие между воспитателем и воспитанником создаст оптимальную атмосферу для достижения поставленных целей взаимодействия, сделает общение между ребенком и взрослым эмоционально насыщенным и глубоким как для воспитанника, так и для воспитателя.

Несмотря на огромную его значимость, слово педагога является не единственным средством воспитания. Главная цель воспитания – формирование и развитие гармоничной личности – достигается посредством позитивного воздействия на ребенка всего спектра разнообразных явлений, с которыми каждый человек сталкивается в процессе жизнедеятельности. «Моя забота об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает, что рисует и как выражает в рисунке свои мысли и чувства, какие чувства пробуждают в его душе музыка природы и музыкальные мелодии, созданные народом и композиторами, какой любимый труд есть у ребенка, насколько чутко воспринимает радости и невзгоды людей, что он создал для других и какие чувства пережил в связи с этим» .

Среди всех оказывающих воспитательное влияние явлений окружающей действительности В.А. Сухомлинский выделяет наиболее важные: здоровье, красота, труд и коллектив.

Здоровье является необходимым условием эффективного воспитания и обучения. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4 лет обучения, то добрая половина их – о здоровье» .

Огромное значение автор придает красоте как источнику нравственности и душевного богатства. Ребенок, научившийся чувствовать красоту окружающего мира, будет стремиться к красоте духовной в себе и окружающих: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», – гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка» .

Особое внимание В.А. Сухомлинский уделяет воспитанию трудом и развитию в детях такого качества, как трудолюбие. В процессе воспитания труд и коллектив неразрывно связаны между собой. Трудолюбие формируется только в том случае, если систематический труд ребенка приносит ему радость от результатов, достигнутых совместными с коллективом усилиями. Возможность разделить с окружающими чувство радости значительно усиливает получаемые положительные эмоции: «Трудолюбие – это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, свое имя. Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир… Труд для коллектива, выполняемый в течение многих месяцев, становится традиционным, окрашивает детство незабываемыми переживаниями, упрочивает в сознании ребенка чувство долга перед коллективом… Воодушевить ребенка на труд для коллектива, сделать этот труд важнейшим элементом их духовной жизни – это самая трудная, но и самая важная задача воспитателя» .

Однако воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности не может быть сопряжено только с положительными эмоциями. Не пережив собственных страданий, ребенок не сможет понимать других людей. Благодаря переживанию негативных эмоций формируется не только чуткость, но и смелость и сила воли: «Чтобы стать гармоническим человеком, малыш, потом отрок, подросток, юноша должен перестрадать страданиями человеческими. Только при этом условии он будет правильно, чутко видеть другого человека и – будет бесстрашным… Духовная несгибаемость – вот что представляется мне главным среди воспитания человеческих качеств, которые надо лепить, ваять уже в маленьком человеке» .

Духовная несгибаемость, или сильная воля, является необходимым условием эффективности воспитания в целом. Только при наличии достаточного уровня развития волевых качеств ребенок будет способен усвоить, вырастить в себе и затем систематически проявлять положительные качества, на формирование которых направлен весь процесс воспитания. Большинство поступков взрослый человек совершает исходя из внутренних побуждений.

Развитие воли тесно связано с общественной жизнью человека, но развитая воля является особенностью индивидуальности: «Воспитание моральных привычек не требует каких-то специальных методов или приемов. Оно в самой сути коллективистских взаимоотношений. Важнейшим в этой области морального воспитания будет то, чтобы главным побуждением к хорошим поступкам была совесть и воля самих подростков. Воспитание не должно сводиться к приказу и бездумному подчинению. Подросток всегда должен чувствовать, что без его воли хороший поступок был бы невозможен» .

Перечисленные средства воспитания, согласно В.А. Сухомлинскому, могут стать действенными только при условии их гармоничного сочетания: «Обсуждение конкретных жизненных судеб привело нас к проблеме гармонии педагогических воздействий… педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько умело раскрывается сила труда как воспитательного средства, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума, чувств … любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий, любая закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других закономерностей» .

Таким образом, в педагогике В.А. Сухомлинского для достижения главной цели воспитания – психологической зрелости и всестороннего развития детей – применяется широкий спектр гармонично сочетающихся между собой методов и средств воспитания. Все эти методы и средства воспитания объединены гуманным отношением к каждому ребенку, которое при внимательном рассмотрении оказывается единственно возможным для эффективного воспитания адекватной и гармоничной личности.

2. Павлышская средняя школа: школа радости. Практическое применение педагогики В.А. Сухомлинского

Воспитательная система была создана В.А. Сухомлинским на основании собственного опыта педагогической деятельности. Каждый аспект разработанной системы автор внедрил и применял в ежедневной жизни возглавляемой им Павлышской средней школы.

Для того, чтобы воспитательная система В.А. Сухомлинского действовала во всей школе, необходимо было, чтобы ее придерживался каждый учитель, работавший в этой школе. Поэтому особым образом производился профотбор педагогов: «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика… Наш коллектив создавался постепенно. Подбирали людей по следующему принципу: во-первых, моральное право учить и воспитывать детей; во-вторых, трудолюбие; в-третьих, любовь к детям, вера в то, что каждый ребенок, с какими бы трудностями ни было сопряжено его воспитание, может стать хорошим человеком» .

Согласно действующей педагогической концепции, в Павлышской средней школе широко применялось воспитание без наказаний. Ни один из педагогов не ставил ученикам начальных классов неудовлетворительных оценок, и все учителя были крайне осторожны в выставлении оценок старшим школьникам: «Мы щадили самолюбие подростков тем, что избегали сравнения: вы учитесь хорошо, а вы – плохо. Оценка умственного труда людей, которые имеют разные способности, требует большого такта. Наша оценка знаний основывалась на желании каждого подростка стать лучше, на доверии к нам, педагогам, и на вере в нас» . Взаимоотношения между педагогами и школьниками отличалось позитивной эмоциональной окрашенностью и взаимным доверием.

В педагогической практике своей школы В.А. Сухомлинский акцентировал трудовое воспитание. Для осуществления трудовой деятельности детей в школьном дворе были организованы и оборудованы сад, теплица, детская электростанция, несколько гаражей для учебных автомашин. Внутри школьных зданий находился инвентарь для самообслуживания и уборки кабинетов: в школе тщательно соблюдалась чистота и гигиена.

Радость, возникающая у детей от собственного труда, усиливалась тем, что плоды их работы находили применение непосредственно в школе: «Почти все, что есть в кабинетах, рабочих комнатах и мастерских, сделано руками учеников и учителей. Каждый учебный год наши рабочие комнаты и кабинеты пополняются новыми станками, действующими моделями и установками, стендами, столами для конструирования и моделирования» .

Труд и красота как явления, оказывающие воспитательное воздействие на детей, сочетались в действующей «Школе под голубым небом» – на природе. Природа также обогащала возможности обучения детей, предоставляя живые образы, которых, с точки зрения В.А. Сухомлинского, не хватает традиционной системе обучения.

На стенах внутри школьных зданий были развешаны рисунки, картинки и целые серии картинок, не только развивающие чувство красоты, но и помогающие детям осмыслить явления окружающей действительности. Были создана библиотека, где каждый ученик мог свободно брать книги на интересующие его темы.

Должное внимание уделялось нравственному воспитанию и развитию воли детей: «…Мы выработали программу моральных привычек. В нее были включены такие привычки: доводить начатое дело до конца; выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо; никогда не перекладывать свою работу на других и не пользоваться плодами труда других людей; помогать старым, слабым, одиноким независимо от того, близкие это люди или «чужие»; согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний; никогда не допускать, чтобы, удовлетворяя мои желания, родители в чем-то ограничивали себя и создавали для себя трудности; согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей, не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль; не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете необходимым сказать» .

В процессе всей своей работы в школе В.А. Сухомлинский вел записи о детях: «Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь. Каждая страница посвящена одному человеку – моему ученику… Каждый ребенок был миром – совершенно особым, уникальным» . Умение найти и применить индивидуальный подход к ребенку было одним из наиболее важных качеств личности автора и особенностей его педагогической деятельности.

Для всестороннего и гармоничного развития детей, согласно концепции В.А. Сухомлинского, недостаточно только школьного воспитания. Важнейшее, никем и ничем не заменимое воспитательное воздействие оказывают родители, и особенно мать. В Павлышской средней школе была открыта школа для родителей. На занятиях в этой школе автор знакомил родителей с основами эффективной педагогики.

Таким образом, воспитательная система В.А. Сухомлинского с успехом была реализована на практике: в будничной жизнедеятельности Павлышской средней школы, директором которой являлся автор данной концепции. Благодаря неординарности и результативности действующих внутри нее систем обучения и воспитания, Павлышская средняя школа приобрела широкую известность в стране.

«Что самое главное было в моей жизни? – пишет В.А. Сухомлинский, – Без раздумий отвечаю: любовь к детям» . Все многочисленные аспекты разработанной им воспитательной системы, анализ которой проведен в данной работе, проникнуты этим чувством.

Воспитательная система В.А. Сухомлинского предвосхитила многие достижения современной педагогики. В его работах затрагиваются такие проблемы, как индивидуальный подход, развивающие методы и игровые формы обучения, взаимосвязь школьного и семейного воспитания и т.п.

Педагогические методы в концепции В.А. Сухомлинского основаны на доверии к ребенку и гуманном отношении к нему. Отсутствие каких-либо наказаний, включая неудовлетворительные оценки, позволяет ребенку без страха перед неудачей активно реализовывать свой творческий потенциал. Природная потребность в познании и ее поощрение со стороны педагога порождают активную деятельность ребенка. Он стремится заслужить одобрение воспитателя, быть хорошим и лучшим и ради достижения такой цели самостоятельно прикладывает максимум стараний в процессе обучения и воспитания. Общность целей воспитателя и воспитанника и взаимное доверие между ними объединяют их усилия, придают положительную эмоциональную окраску процессам обучения и воспитания, делают их максимально эффективными, позволяют каждому ребенку развить свои собственные, уникальные способности.

Обучение и воспитание детей происходят посредством слова искреннего, сильного и понимающего педагога, который верит в талант каждого ребенка. Благодаря такому воспитателю к детям приходит стремление трудиться для коллектива и вместе с коллективом, умение чувствовать красоту и душевная несгибаемость. Личность, качества которой развиваются на этой основе, формируется позитивной, многогранной, психологически зрелой и социально адекватной.

Список литературы

Методика воспитания в «Школе радости» по методике Сухомлинского

Кузьминова Наталья Васильевна
Методика воспитания в «Школе радости» по методике Сухомлинского

Василий Сухомлинский стал учителем начальной школы в возрасте

лет. Она располагалась неподалеку от родного села. Он сумел проучиться

года на дневном отделении педагогического института. Наличие тяжелого заболевания, плеврита, вынудило перевестись на заочное отделение Полтавского пединститута. Уже в

Василий смог его окончить. Ранее это же учебное заведение оканчивал Макаренко.

В течение всей своей жизни В. А. Сухомлинский написал

книг и пособий, научных и научно-популярных статей. Его работы были переведены на многие языки.Самыми популярными произведениями считаются:

«Сердце отдаю детям»;

«Как воспитать настоящего человека»;

«Мудрая власть коллектива»;

«Разговор с молодым директором школы»;

«Родина в сердце»;

«Хрестоматия по этике»;

«Письма к сыну»;

«Потребность человека в человеке»;

«Об умственном воспитании»;

«Книга о любви»;

«Человеческая личность неповторима»;

«Верьте в человека»;

«Нравственный идеал молодого поколения»;

«Рождение гражданина»;

«Павлышская средняя школа»;

«Воспитание коллективизма у школьников»;

«Мудрость родительской любви».

Вдохновение приходило Сухомлинскому от написания научных работ, любви к детям и работы директором школы.

Основной предмет в школе считался человековедение. Он рассматривал его как важную часть в образовании и воспитании маленького человека. Исток такого подхода крылся в трагедии войны, которую испытывали миллионы людей, в том числе и сам Сухомлинский.

В

году он становится директором Павлышской школы. С тех пор он проводит достаточно много времени с детьми. Сухомлинский был счастлив, имея возможность обучать, воспитывать, перевоспитывать, выхаживать детей, которые пережили ужасы войны. Его рабочий день начинался в

утра. В это время он уже находился в кабинете. В

часов каждый день в течение многих лет он выходил для встречи с детьми, направляющимися на занятия.

Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»

Опыт В. А. Сухомлинского используется до сих пор воспитателями и педагогами. Его идеи затрагивали разные области воспитания:

умственное;

нравственное;

трудовое;

эстетическое;

физическое;

семейное;

природное;

по средству воспитания – сказка.

Большая часть времени у него уходила на внедрение природы при воспитании школьников и младших школьников. Сухомлинский полагал, что ее познание дает толчок к умственному развитию детей. Поэтому для общения с природой уделялось много времени. Эти уроки считались уроками мышления и развития ума. Он допускал, что для лучшей мозговой активности необходимо использовать наглядные образы, то есть образы родной природы. Постепенно это переключало мысли ребенка с наглядной картинки на обработку информации о ней, как показано на фото

по В. А. Сухомлинскому.

Изолирование учащихся от природы и наличие восприятия знаний при помощи слова было источником появления сильной утомляемости, что способствовало невозможности справиться с поставленными учителем задачами. Особое внимание уделялось воспитанию ребенка по Сухомлинскому с диктантами, которые привлекали их к анализу своих ошибок вместе с наставником.

Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»

Рисунок

Природа для Сухомлинского служила источником нравственного воспитания и доброты.

Определение 1

Согласно его теории, человечность и доброта, ласка и доброжелательность могли зародиться благодаря труду, заботе, волнению за красоту окружающего мира.

Красота природы для Сухомлинского была неиссякаемым источником поэтического творчества детей. Именно это способствовало сочинению детьми сказок, стихов, рассказов.

Природа считалась первопричиной детского здоровья. Сухомлинский проходил изучение состояния здоровья детей вместе с медиками в своей «Школе радости». Важным аспектом было совмещение укрепления здоровья и познание явлений природы. В течение первых

недель ребята преодолевали путь около

км, во втором месяце число увеличивалось до

км. Все это было реализовано для укрепления связи с природой.

Методы Сухомлинского

Чтобы дети были здоровыми, он использовал несколько действенных методов:

закалка ног в весеннее время года;

прогулки пешком;

прием пищи вне помещения на природе для развития аппетита;

игры на свежем воздухе;

реализация праздников и мероприятий;

создание материальной базы для осуществления трудовой деятельности детей.

Для эффективности оздоровительной работы Сухомлинскийпредложил продолжать данные мероприятия в семейном кругу:

потребление меда в лечебных целях;

высаживание плодовых деревьев;

запасание продуктов в течение весенних месяцев;

совместные семейные прогулки и выезды на природу;

высаживание ореховых деревьев под окнами для отпугивания насекомых;

оснащение летним душем двор дома.

«Школа радости» планомерно вовлекала учащихся в общественно полезный труд, выполнение трудовых обязанностей выполнялось на свежем воздухе.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его внимание к общественно полезному труду, Сухомлинскийвыдвинул список правил:

прививать понятие полезного физического труда с

лет;

собственной заслугой считается сделанное своими руками при помощи разума и проявления творчества;

подарки, в которые вложены собственные трудовые и умственные усилия, обладали особой ценностью.

Отличием от других школ того времени было наличие специального принципа оценивания знаний.

Определение 2

Отметка по Сухомлинскому несла оптимизм, положительные эмоции как вознаграждение за трудолюбие, но не наказание за лень.

Он добился того, чтобы родители не требовали от детей высоких оценок. «Школа радости» не гналась за отличными отметками. Существовало равноправие, то есть отличники не выделялись и не ощущали себя счастливее других, а троечники не были угнетены чувством неполноценности.

Наследие Сухомлинского имело огромное значение в педагогической деятельности. Оно актуально до сих пор, так как учение на первый план выставляет формирование личности, воспитание гражданина-патриота и настоящего человека.

В.А. Сухомлинский. Родительская педагогика. Выдержки из книги.

Сегодня, когда наша жизнь унифицируется, становится всё более прогматичной, «машинизированной», проблема воспитания детей является наиважнейшей и требует своего решения. Роль семьи в воспитании ребёнка возрастает, а нравственное воспитание — особенно. Семья становится едва ли не единственным оплотом нравственного воспитания ребёнка. Мы приводим наиболее яркие и полезные выдержки из книги «Родительская педагогика» великого русского педагога ХХ века В.А.Сухомлинского, в которой он интересно и увлекательно раскрывает особенности воспитания детей в семье, приводит множество примеров и даёт практические советы по нравственному воспитанию ребёнка.

Также на эту тему: Монтень Мишель. О воспитании детей, Памятка для родителей. Понять важно!

В.А.Сухомлинский

Беседа первая. К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели .

…Женщина вздохнула и замолчала. Я чувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и меня, и спросил:
— Какая же у вас обида?

— Не учили жить. Ведь мы разошлись с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. Да, человеческая любовь (Любовь это) требует большого умения. Мы просто не представляли себе, что это такое — любовь мужа и жены, и никто нам даже не пытался сказать об этом. Не мы умеем уважать друг друга. Не умеем чувствовать рядом с собой человека. Не умеем уступать друг другу. Не умеем подчинять чувства разуму, не умеем дорожить жизнью, — о, как это важно, уметь дорожить жизнью!

…Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному — не учим жить. Учим всему, знают наши питомцы множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что было записано в законах царя Хаммурапи, и что такое гравитация… но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит — быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. Не задумываемся мы — ни педагоги, ни родители, что важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть каждый наш гражданин, — это человеческие взаимоотношения. …
Забываем мы, что, образно говоря, каждое существо, рожденное человеком, еще не есть человек, человеком его надо сделать; каждое человеческое существо, как только оно научилось мыслить и чувствовать, устремляется к тому колодцу, который называется счастьем — человеческим счастьем. Каждый жаждет счастья, но далеко не каждый трудится, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. Учить в детстве открывать родники счастья для других людей — вот какого предмета пока еще, к сожалению, нет в школьном воспитании…

Нам, старшему поколению, надо научиться говорить с детьми и юношеством о великом и прекрасном — любви, браке, деторождении, человеческой верности до гроба, о смерти и памяти сердца. До тех пор, пока мы не научимся об этом говорить и думать, мы не научим наших детей чистоте и красоте помыслов и чувств. Невежество же в этой сфере оборачивается слезами и горем детей…

Вступая в брак, юноша и девушка понятия не имеют о той сложной, тонкой культуре (Культура это) взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. Им никто не говорил, и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, — это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.

А этой школы, как ни странно, нет… Поэтому к рождению детей некоторые молодые люди подготовлены в нравственном отношении так же, как неграмотный человек, не знающий азбуки, подготовлен к постижению философии.

…На убедительных фактах надо раскрывать перед завтрашними отцами и матерями суть той истины, что жить в браке — это значит ежечасно соприкасаться мыслью, сердцем, чувствами с человеком, сначала с мужем, с женой, а потом с детьми. Это очень сложно и тонко — постигнуть разумом и сердцем, казалось бы, на первый взгляд, простые жизненные вещи. Эти вещи требуют большой мудрости матери, отца, педагога. И если мы по-настоящему будем открывать перед юношами и девушками мудрость и сложность жизни, это поможет им стать зрелыми, осмотрительными, не будет того легкомыслия, которое еще есть сейчас во взглядах и поступках многих молодых людей.

Если бы мне поручили составление программы этого самого нужного в старших классах предмета — «Семья, брак, любовь, дети», я на первое место поставил бы вопрос культуры человеческих желаний. Ведь что такое умение жить в браке — человеческое умение любить, уважать друг друга, чувствовать человека рядом с собой? Это, прежде всего, умение руководить, управлять своими желаниями, умение поступаться частью своих желаний во имя блага семьи, родителей, детей, умение ограничивать свои желания. В мире, который дает простор для расцвета человеческих желаний, счастлив лишь тот, кто умеет быть властелином своих желаний, — запомните это, дорогие отцы и матери, и учите этому своих детей.

…Разводиться торопятся прежде всего эгоисты, индивидуалисты — те молодые люди, для которых личные желания превыше всего. Пусть будет в нашей мудрости, дорогие отцы и матери, которую мы передаем своим детям, самая сокровенная страничка: «Гармония желаний в молодой семье». Раскрывая письмена этой странички, нам надо анализировать все, что может происходить в молодой семье; на поучительных примерах показывать, как возникают человеческие желания, какие из них можно удовлетворять и в каких именно условиях, а какие нужно уметь сдерживать; как подчинять свои желания общим интересам семьи. Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети; им и надо помогать, к сожалению, как детям; и вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей, — беда и обществу, и детям, рожденным теми, кто сам еще ребенок по своему нравственному и духовному развитию.

…Подумайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужем и женой — всем.

…Дорогие отцы и матери, давайте же воспитывать у своих детей моральную готовность к материнству, отцовству.
Что это такое — моральная готовность к материнству и отцовству? Человеческая сущность наиболее ярко раскрывается в долге. В том, что человек возлагает на себя ответственность за другого человека. Долг, долг и еще раз долг — вот та атмосфера, в которой надо воспитывать существо, родившееся человеком, чтобы оно было достойно называться высоким именем Человека.

*********

Беседа 2. О гражданской и моральной ответственности родителей.

… молодой отец привез жену с сыном домой, он, счастливый и взволнованный, зашел с ребенком на руках в школу. Хотел что-то сказать и заплакал. А потом, преодолев волнение, сказал: «С той минуты, как прозвучал его крик, я почувствовал себя совсем другим человеком. От сердца моего отделилась маленькая крошка, а чувство такое, что это второе мое сердце, мое второе существо». Потом он рассказывал, что и в классах, на уроках, он теперь совершенно по-другому увидел детей. «Каждая детская боль стала моей собственной болью».

… Счастье отцовства и материнства не манна небесная, оно не приходит праздничным гостем, как только вы, юноша и девушка, стали мужем и женой. Оно трудное и выстраданное — это счастье, оно приходит только к тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Сложность этого труда состоит в том, что он представляет собой слияние разума и чувств, мудрости и любви, умение, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее. Там, где утрачена эта мудрая отцовская и материнская способность, счастье становится призраком.

… чем легче достаются человеку радости и счастье в детстве и отрочестве, тем меньше подлинного счастья знает он в зрелой жизни.

… Какая бы у вас ответственная, сложная, творческая работа ни была на производстве, знайте, что дома вас ожидает еще более ответственная, более сложная, более тонкая работа — воспитание человека.

… Этого требует и великий принцип нашего общества: человек — высшая ценность среди всех ценностей мира. Надо понять каждому из нас, уважаемые отец и мать, что невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка — то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченными двигателями: погибнет сам и принесет гибель людям.

*********

Беседа третья. Видение собственного нравственного облика.

… В жизни человека огромную роль играет самовоспитание. Воспитанным можно назвать в полном смысле того человека, который умеет воспитывать сам себя.

… Воспитание детей — это отдача особых сил, духовных сил. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Я сразу вижу ребенка, у которого родители глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У такого ребенка мир и покой на душе, стойкое душевное здоровье, чистосердечная вера в человеческую красоту, вера в слово воспитателя, чуткость к тонким средствам влияния на человеческую душу — доброму слову и красоте.

…Помни, что ты воспитываешь детей, прежде всего, настоящей любовью к жене. А по-настоящему любить — это отдавать, вкладывать душевные силы, видеть частицу вложенного тобой добра в другого человека. Хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, — эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец.
Любить жену — это значит уважать ее, беречь, боготворить — да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она — лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей.

…Может быть, ты думаешь: какое это имеет отношение к воспитанию детей? Прямое, непосредственное. Супружеская любовь, верность, взаимная преданность и помощь — это тончайшие корни, питающие дерево материнской и отцовской мудрости.

Поэтому проверь себя, завтрашний отец, хватит ли у тебя духовных сил на этот нелегкий труд — всю жизнь любить свою жену.
Как проверить? Как любить? Есть такая опасная вещь — лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть — выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души — это равнодушие к человеку.

…каждая человеческая душа — это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни — лени души.

…Помни, что самое главное в окружающем тебя мире — человек. Человек со всей своей сложностью и многогранностью, со своими радостями и горем: если не преодолеешь в себе эту болезнь в самом ее зародыше, то не сумеешь видеть и чувствовать в своей жене человека, не сумеешь любить ее, не сумеешь творить в ней красоту и благородство и поэтому не сумеешь правильно воспитывать своих детей.

*********

Беседа четвёртая. Что возвышает вас в глазах ваших детей.

…Главное, что бросается в глаза, когда смотришь на … детей счастливых родителей, — они сознательно стремятся к тому, чтобы не принести горя, тревоги, печали своим родителям. Стремление детей принести счастье своим родителям — это то, что вложили отец и мать своей сердечной заботой друг о друге, своей взаимной преданностью, тонкой человеческой чуткостью. Мы, родители, воспитываем своих детей прежде всего своими взаимоотношениями. Про это следует помнить всегда.

*********

Беседа пятая. Берегите в Душе ребёнка веру в высокое, идеальное, незыблемое.

…ребенок начинает познавать мир человека — с матери и отца, с того, как обращается мать к нему, как отец относится к матери. Из всего этого и складываются первые детские представления и понятия о добре и зле.

…Много духовных сил требуется приложить к ребенку, который утратил веру в высокое, идеальное, нерушимое, чтобы он снова верил и в человека, и в добро.

…Бывает и так, что детская вера в добро не разрушается, как у Коли Прохоренко, но ребенок становится непослушным, до него, как жалуется отец, не доходят добрые слова. В таких случаях, уважаемые родители, посмотрите на себя. Где-то есть трещинка, вначале маленькая, незаметная, в ваших взаимоотношениях.

Это могут быть самые разные тонкости духовно-психологических и морально-эстетических «выбоин» на нелегком пути семейной жизни: и равнодушие, когда человек не видит человека, с которым он на всю жизнь соединил свою судьбу; и плохо скрытое недовольство друг другом; и та духовная несовместимость, когда люди, которые собрались пройти вместе весь жизненный путь, исчерпались духовно за несколько лет и надоели друг другу.
Оберегать свой семейный путь от этих «выбоин», уметь творить великое, бесценное богатство семейной жизни — взаимную любовь,- значит, иметь в доме наиболее приятный для воспитания детей микроклимат.

*********

Беседа шестая.

… Умейте беречь и уважать, возвеличивать и усовершенствовать человеческую любовь — самое тонкое и самое капризное, самое нежное и самое сильное, самое хрупкое и самое крепкое, самое мудрое и самое благородное богатство человеческого духа.
Об этом богатстве написаны тысячи поэм, сложены миллионы песен. Я хочу вместе с вами, уважаемые отцы и матери, взглянуть на ту грань любви, о которой мало говорят, — любовь как воспитатель ребенка.

…»Нет, самая тяжелая в мире работа — это работа матери. И самая тяжелая, и самая изнурительная, и самая почетная. Я помогаю людям в горе, ты создаешь человечеству счастье, создаешь человечество».

…Вспоминая жизнь Николая Филипповича, я думаю: в этой жизни выразилось богатство человеческого духа — человеческой любви. Летний рассвет. Спит Мария, утомленная ежедневными заботами о детях, спят сыновья и дочери. Тихо встает Николай Филиппович, чтобы не разбудить жену и детей. Идет в сад, срезает цветок розы, приносит в спальню, ставит в деревянную вазочку на ночном столике около кровати жены. Вырезал эту вазочку Николай Филиппович в первый после женитьбы год, вырезал несколько месяцев, стоит она, похожая на кленовый листок… Спит и не спит Мария, слышит сквозь сон осторожные шаги Николая Филипповича и уже не может заснуть от острых запахов розы, лежит, счастливая, с закрытыми глазами еще с полчаса.
Так было каждое утро — годы, десятилетия. Построил Николай Филиппович маленькую теплицу — специально для цветов; приходил в теплицу на рассвете и в лютые морозы, и в осеннюю непогоду, и ранней весной, брал нежный цветок и нес его жене. Подрастали один за другим дети. И, подрастая, вставали вместе с отцом на рассвете, и в вазе уже было два, потом три, потом четыре, пять, шесть, семь цветов…
Умер Николай Филиппович. Разлетелись в разные уголки нашей Отчизны сыновья и дочери, а мать Мария еще и сегодня живет в большом приднепровском селе. И как бы далеко от нее ни жили сыновья и дочери, раз в год они приезжают к матери — в день ее рождения; и снова в деревянной вазе пламенеют семь роз — шесть от детей и одна от отца — символично. Ни к кому из детей не может пойти жить мать Мария, ибо, дав преимущество кому-то одному, смертельно обидит других.
Вот о чем я всегда думаю, когда речь заходит о том, как воспитывать детей. Человеческая любовь — могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает своей жизнью это бесценное богатство человеческого духа,- тот, воспитывая самого себя, воспитывает своих детей. Ибо, как писал Л. Н. Толстой, суть воспитания детей заключается в воспитании самого себя. Воспитание самого себя есть могущественный способ влияния родителей на детей.

…человеческая любовь — это союз души и тела, разума и идеала, счастья и долга.

…Самое сильное, самое тонкое богатство человеческого духа — любовь — действует на ребенка как музыка, как чарующая красота, что пленяет душу. Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца — чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности. Тот, чье детство освещено солнцем любви как неустанного труда, кто взаимно творит счастье, отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, к их доброй воле, к их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям.

…Как же, воспитывая самого себя, воспитывать детей?
Если среди богатства синонимов, какими наша речь обозначает человеческую любовь, выбрать тот, который выразительнее всего передает суть любви как неутомимого труда, то таким будет синонимом слово долг. Воспитательная сила человеческой любви — это красота долга человека перед человеком. Любить означает чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека. Вот эта способность человека чувствовать сердцем и передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.

Николай Филиппович не требовал от детей, чтобы они вставали рано утром с ним вместе и приносили материнский или, как говорили девочки, ранний цветок. Он не вкладывал особых усилий в то, чтобы дети видели, как он идет в сад или в теплицу и приносит цветок. Дети спали и как бы сквозь сон чувствовали, что и для чего делает отец, какие чувства он выражает, что дают эти чувства матери. Дети учились улавливать самое большое человеческое стремление — стремление к счастью. Им хотелось идти навстречу этому стремлению, и они шли, творили добро, давали матери радость.

Ранний цветок для матери — это вершина красоты, богатства человеческого духа, созданного неутомимым трудом в семье Николая Филипповича. А к этой вершине вели каменистые и тернистые тропы. Воспитывать шестерых детей — этот труд требовал от матери больших физических и духовных сил. На каждом шагу дети видели, можно сказать, сердцем ощущали отношение отца к нелегкому труду матери. Детей — как только они могли понять это разумом и сердцем — не волновало только то, что отец брал на себя все, что мог взять, чтобы облегчить работу матери.

Их особенно волновало внимание, чуткость отца, способность его души чувствовать, что матери нелегко, что ей нужно помочь. Развитие этой способности и есть воспитание самого себя — лучший, нагляднейший пример, про роль которого говорил великий мудрец Л. Н. Толстой.

Там, где молодой отец на глазах своих маленьких детей неустанно развивает эту способность, где хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей. Казалось, никто специально и не учит детей: не будьте равнодушны к людям, а они — чуткие, приветливые, доброжелательные, внимательные. Эту чуткость развивает в них отцовское самовоспитание.
Человеческая любовь — это не только бесценное богатство человеческого духа. Она вместе с тем и вечно меняющееся богатство. Это не бриллиант, блеск которого не изменяется десятилетиями. Это драгоценный камень, игра красок которого изменяется с каждым годом, даже месяцем, и самое удивительное, что хозяином и повелителем этой игры красок становится тот, кому принадлежит этот камень.

Умейте быть чародеем, от мудрости которого зависит великое искусство сохранения переливов красок драгоценного камня на всю жизнь. От этого искусства зависит воспитательная сила вашей любви, больше того — зависит и крепость брака как союза души и тела, разума и идеала, счастья и долга. Скоропреходяща страсть первых месяцев супружеской любви, и если, кроме этой страсти, брак ни на чем не держался, драгоценный камень вашей любви превратится в уголек. И вместо неба в ваш дом придет ад, а для детей — страдание, равнодушие, неверие в человека.

В высоконравственном браке огонь первой страсти — самое дорогое воспоминание на всю жизнь, он как бы свет, отраженный новой жизнью,- взаимным творением счастья, воспитанием детей.

В высоконравственной многолетней любви на каждом шагу выражается человеческое отношение человека к человеку, и прежде всего мужа к жене.

Человеческое отношение к жене и матери — это отношение к источнику жизни, к самой жизни. Ибо женщина, жена, мать — прежде всего творец новой жизни, и когда эта мысль, этот идеал красной нитью пронизывает всю семейную жизнь, ребенок учится на примере родителей — прежде всего отца — дорожить жизнью, относиться к ней как к наивысшей ценности, которую ни с чем нельзя сравнить.
Учить дорожить жизнью — вот тот столбовой корень нравственного поведения, от которого питаются ветви чуткости, сердечности, заботы о человеке. Я знаю одну хорошую семью: муж — учетчик тракторной бригады, мать — доярка. Работа у матери нелегкая. Несколько дней в неделю необходимо начинать рабочий день на ферме в шесть часов утра. Чтобы приготовить завтрак, необходимо встать в четыре. Муж не разрешает жене вставать так рано. В четыре он встает, готовит завтрак и обед, провожает жену на работу, а потом детей в школу.

Возвращается муж с работы в четыре часа, дети уже дома, жены еще нет. Пообедав, отец вместе с детьми готовит ужин. Общая работа отца и детей одухотворяется мыслью: нашей маме нелегко, у нее сегодня напряженный день, приготовим вкусный ужин, сделаем все для того, чтобы, вернувшись с работы, она могла отдохнуть. Работа для детей не игра, а забота о самом дорогом человеке — матери.

Самым дорогим человеком мать становится благодаря тому, что изо дня в день прикладываются силы физические и духовные, чтобы принести ей радость. Дорогим для людей становится то, во что вложены силы души. Если вы, мать, хотите быть для своего сына, своей дочери самым дорогим в мире человеком, одухотворите их стремлением творить радость, счастье для вас же.
Отношение к венцу человеческой красоты — женщине — познается детским сердцем в тончайших, незаметных пустяках. Каждый раз, когда у матери нелегкий, напряженный рабочий день, отец, приготовив вместе с детьми ужин, достает чистое полотенце и вешает его около умывальника. Мать — самая большая труженица, в этом чистом полотенце — уважение к ее труду, к красоте человеческой, к источнику жизни.
Это и есть воспитание любви, воспитание самого себя и детей своим поведением. Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. Без примера родителей, без света и тепла родительской любви, выраженной во взаимной заботе и уважении, оно просто немыслимо.

Ребенку хочется быть хорошим лишь тогда, когда он видит идеальное и увлекается этим идеальным. В этой очень тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных человеческих чувств. А чувства детей вызываются чувствами родителей.

Вот что рассказывала моя воспитанница Валя Кобзарь накануне торжественного дня окончания школы — о самом глубоком переживании детства: «Мне было лет семь, когда тяжело заболела мама. Отец ночами сидел около больной. В памяти сохранилось воспоминание. Просыпаюсь я как-то на рассвете. Мать тяжело дышит, а отец наклонился над нею, смотрит на ее лицо, и такая невыносимая печаль в его глазах, такая боль и такая любовь, что в ту минуту передо мной раскрылась неизвестная сторона человеческой жизни — верность. Мне кажется, что я с того утра по-настоящему полюбила отца.

Прошло десять лет. Папа и мама живут в мире и согласии. Они для меня самые дорогие люди на свете. Какой-то особенной любовью я люблю отца. Не было такого случая, чтобы я не послушала его совета или сказала ему неправду. Всегда, когда я смотрю ему в глаза, вижу неугасимый свет великой человеческой любви».
Вдумайтесь, отец и мать, в эти слова. Что мы оставляем в сердцах своих детей — оставляем своими делами и словами, поступками и чувствами? Чем мы запомнимся нашим детям, чем возвысим себя в их глазах? Есть единственная могучая духовная сила, которую ни с чем нельзя сравнить, которая способна запечатлеть в душах наш образ — образ настоящей человеческой красоты. Эта сила — великое богатство человеческого духа — любовь. Будем же создавать это богатство своей жизнью. Есть она в наших родительских сердцах — есть чем воспитывать детей.

*********

Беседа седьмая. Моральные ценности семьи.

…Нас, учителей, трогало, что в этой семье между родителями и детьми господствуют отношения сердечности, откровенности, прямоты. И это требует особого внимания каждого, кто хочет понять тайны родительской педагогики — тонкой, сердечной чуткости человека к человеку.

…В чем же оно состоит — в чем тот нерушимый закон, о котором говорила мать?

В глубоком благородстве, красоте человеческих взаимоотношений. Не один год мы думаем о тех духовных силах, что объединяют людей в семье Алексея Матвеевича, видим все новые и новые грани этих сил в других семьях — и для нас становится очевидным: самое главное моральное богатство, которое имеет огромную воспитательную силу,- взаимоотношения заботы, взаимоотношения уважения.

Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей, учатся у отца уважать мать, бабушку, женщину, человека.

Женщина, мать, бабушка в семье становятся, можно сказать, эмоциональным, эстетическим, нравственным, духовным центром семьи, ее главою. Отец пришел с работы — и первое, что он спрашивает у детей, что ему непременно нужно знать, как здоровье бабушек — его матери и матери жены. Как бы он ни был занят, какие бы ни были неотложные заботы и хлопоты — первая забота, первые хлопоты — для бабушек.

Дочка Мария на всю жизнь запомнила тот праздничный день, когда отцу исполнилось 30 лет. Должны были прийти гости, все готовились к семейному празднику. Но вдруг заболела бабушка Мария — мамина мама. «Ни о каком празднике не может быть и речи»,- сказал отец и повез бабушку в больницу.

…моральное богатство создается взаимоотношениями, в которых тесно переплетаются любовь и добро с суровым долгом и трудом, с личным примером.

…Передавая детям самые тонкие духовные черты человеческого благородства, отец с малых лет пробуждал у них чуткую совесть — умение дорожить добром в самом себе, быть требовательным к самому себе.

…Если в нескольких словах выразить всю мудрость родительской педагогики, то она заключается в том, чтобы наши дети были тверды и суровы в требованиях к самим себе…

требовательность к самому себе, моральный закон в собственном сердце, честность и правдивость наедине с собой — для родителей это высокая мечта, идеал. И он достигается тогда, когда любовь, доброта, ласка соединяются со строгой требовательностью, с долгом, с непримиримостью к злу, неправде, обману.

…»Можно обмануть кого-то, а себя никогда не обманешь».

… бывает, родители плачутся: «Что нам делать с сыном? Не понимает доброго слова. Учишь его — это хорошо, а это плохо, это можно, а это нельзя — а он как будто и не слышит… Хоть кол на голове теши».

Равнодушие к слову — большая беда в воспитании. Утратив надежду на то, что можно воспитывать словом, родители пускают в ход тумаки и ремень… Как же предупредить беду? Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения — самое главное нравственное богатство семьи.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх