Помост

Вопросы веры

Обоз

Русская сказка

Басня Ивана Андреевича Крылова «Обоз»

Каждую новую басню поэта-публициста Ивана Андреевича Крылова ждали с интересом и нетерпением. Читателей влекло не только острое словцо мастера, но и удивительный дар облекать серьёзные социально-политические темы и проблемы в аллегорическую форму. Получалось следующее: умный поймёт намёки, а дурак не обидится, потому что ничего не разглядит сквозь шуточный сюжет с героями-животными.

Поучительная басня «Обоз» была написана осенью 1812 года и уже в ноябре опубликована в журнале «Сын Отечества». Время выхода не случайно, но обо всём по порядку.

Знакомимся с содержанием басни

Главных героя в тексте этой басни-сказке два – старый бывалый Конь и молодая задиристая Лошадь. Конь и Лошадь обозом, то есть друг за другом везут хозяйские горшки. Впереди вырисовывается довольно крутой спуск. Опытный Конь с столь хрупким грузом обходится бережно, медленно и аккуратно спуская с горы. Однако тут же слышит в свой адрес понукания молодой Лошади. Мол, слишком медленно двигается Конь, что никакого терпения на него не запасёшься.

Обзывая Коня ослом, молодая резвая Лошадь ещё не преминула похвастать, что когда её черёд спускаться будет, она-то резво и быстро скатит с горы груз. Так и вышло, Лошадь смело понеслась вперёд, тяжёлый воз стал напирать её в спину, телега стала набирать скорость, подпрыгивать по ухабам и рытвинам, пока окончательно не перевернулась, разбив и испортив весь груз.

Мораль социальная и историческая

Басни Крылова считаются произведениями для детей, хотя это не совсем так. В доступной краткой форме писатель высмеивает пороки, обличает человеческие слабости, неприглядные стороны общества, изъяны и прочее. И в этой басне легко прочитать подтекст, который можно свести к краткой формуле: «Тише едешь-дальше будешь». Также на ум приходит и другая русская пословица: «Поспешишь – людей насмешишь». То есть в басне автор поучает своего читателя, что самонадеянность не всегда оправдывает себя.

Старый Конь олицетворяет опытного человека, который размеренно и вдумчиво выполняет свою задачу, полагаюсь на знания и практику, в то время как, молодая Лошадь выступает символом бахвальства, горячности и опрометчивых поступков. На деле необдуманные действия приводят к фиаско, а неоправданное самомнение может быстро трансформироваться в глупость.

Кроме «детской морали», то есть той, что лежит на поверхности есть ещё и исторический подтекст басни.
1812 год. Российская империя переживает не простой период – идёт Отечественная война с французами, во главе которых стоит амбициозный Наполеон, покоривший уже почти всю Европу. После знаменитого сражения у Бородино в Москву прорываются французские войска. Оставление столицы вызывает недовольство – все жаждут решительного отпора, сражения у врат «златоглавой». Однако Кутузов кажется бездействует, нарочно уклоняясь от решающего боя. Он хочет измотать врага, истощить, ослабить. Доходит даже до того, что сам Император Александр I пишет обращение к Светлейшему князю, призыва его к решительному отпору. Но тот оставался твёрд и, несмотря на общественное порицание, выжидал удобного момента. Бывалый военный знал, что пустое сидение в разорённой Москве ослабит противника и, выбрав удобный момент, можно будет ударить по врагу, окончательно его разбив. Так и случилось. Мудрый вояка оказался прав, не послушав молодых торопыг.

Не сложно догадаться, что в образе мудрого Коня баснописец показал Кутузова, к слову сам Наполеон называл полководца «мудрой лисой». Не стал фельдмаршал зря бить горшки, под которыми подразумеваются солдаты, жизни людей…

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Обоз» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.

Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” – мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

Басня написана во время войны 1812 года. «Конь добрый» — главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов. Сберегая силы для решительного боя, Кутузов вел войну осторожно, отступал, заманивая врага в глубь страны, и наконец разбил и уничтожил огромную, считавшуюся непобедимой армию Наполеона. «Лошадь молодая» — царь Александр I и его окружение, которые не понимала планов Кутузова и были недовольны его медлительностью.

В чем смысл эпиграфа к рассказу Н.С. Лескова «Старый гений» («Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы»)? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

Эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет — он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы» . А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой-нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.

При нестандартных ситуациях границы общественнопринятого поведения часто становятся непроходимыми тупиками. Способность выйти за пределы общепринятых норм, совершить нечто, не регламентированное инструкциями, найти неожиданное для большинства решение настолько шокирует обывателя, что объявляется или сумасшествием, или гениальностью. Смысл эпиграфа в контексте произведения состоит в том, что обыватель раскованное мышление воспринимает как гениальность, полностью отделяя этим себя от качества простой находчивости.

Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие. Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.

Эпиграф отражает идею произведения. Главное слово в эпиграфе — «гений». Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обыч­ные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами. Рассказ интересен. Мы привыкли к тому, что добро побеждает только в сказках, а писатели-реалисты показывают жизнь реально, где всё далеко не как в сказке. Старушка вызывает чувство сострадания и уважения одновременно. Она настойчиво добивается своей цели, даже не имея порой надежды. Если бы все так боролись за себя, меньше было бы нарушений прав человека. Иван Иваныч и его товарищ вызвали чувство восхищения: они действовали не ради корысти, а ради восстановления справедливости. Справедливость восторжествовала. Такой финал дает надежду читателю, показывает, что никогда не нужно отчаиваться.

Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма». Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного стихотворения.

Рифма — (от греч. rhythmos соразмерность)одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворныхстрок, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:

Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я моЯ, моЯсвиньЯ, рАЗквАСбАСнАС) ;

Женскую рифму, где ударение на предпоследнем слоге. В них совпадает больше звуков: вИНАкартИНА; плАНЫрАНЫ; странно туманно; стАЯбольшАЯ, крАЯигрАЯ;

Трехсложную рифму, дактилическую, в которой ударение на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯпрОсИтсЯ, трОстОчкАкОстОчкА, тЯнЕтсЯпьЯнИцА).

Обоз басня иван андреевич крылов герои. Исторические основы басен, посвященные России XIXвека (на материале басен «Лягушки, просящие Царя» и «Обоз»)

План
Введение
Басня посвящена конкретной исторической ситуации.
Основная часть
В аллегорической форме автор рисует опасную ситуацию: Обоз с горшками должен спуститься с горы:
а) старый конь не спешит;
б) молодая лошадь критикует коня;
в) лошадь жестоко просчиталась.
Мораль басни выражает основной ее смысл.
Заключение
Басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию.
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.
Автор использует характерный для басни прием — аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, —
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:
Прощай, хозяйские горшки!
Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова — осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» — Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
В конце басни звучит авторская мораль — нравоучение, выражающее основной смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведе-
ние, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;
«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;
«… и с возом — бух в канаву!»
Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов — поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

Тема: И.А.Крылов. Басня » Обоз».

ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук, Самарская область м.р.Борский, 2014г.

Тип урока: изучение лит.произвед.

Форма: у-беседа с элементами исследования

Образовательные:

Раскрыть идейно-художественное своеобразие басни

Совершенствовать навыки работы с худ. словом

Соверш. навыки анализа худ произвед.

Развивающие:
-развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
-совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
-развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные
-воспитывать бережное отношение к художественному слову;
-воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества
Приемы обучения : слово учителя, выразительное чтение, анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства.
Предполагаемый результат:
-осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».

Ход урока

Эмоциональный настрой.
Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова (Слайд 1 + портрет в книге!!!)

Учитель: мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока)
Мотивационный этап.
Для начала вспомним, что такое басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)

Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами: следим по тексту!

Отыщем мораль басни. Зачитаем.
Учитель: в басне » Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. (Слайд 2 : портрет Александра I), например, было проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3 : Аустерлицкое сражение)

Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. (Слайд 4 : портрет Кутузова)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. (Слайд 5: портрет Наполеона)

Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.

Историческая справка : поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…» (Слайд 6 : портрет Батюшкова)

Целеполагание.
Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить?

Содержательный этап.
Учитель: назовите главных героев произведения

Вы уже знаете, что такое аллегория (напомним)
Учитель предлагает организовать работу следующим образом — каждый ряд рассматривает определенный образ:

1 ряд — «обоз» и + созвучное слово «воз»;

2 ряд – «горшки», «осел»;

3 ряд – «конь» и » лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.

Вопрос: сколько действующих лиц в басне?

В начале урока я говорила о стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.

Вопрос: какое понятие шире?

Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и… Искусство ведения боя .| Наука о ведении боя.

Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя. (видеофрагмент)

Выразительное чтение текста.
Записываем в тетради слова, характеризующие главных героев:

Конь – добрый – (на крестце) понес!

Лошадь — молодая – ругает (коня).

Зачитываем, как ругает (конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)

Вопрос: что вышло на деле?

(телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)

Рефлексивный этап.
З ачитываем еще раз главные слова в басне (мораль=идея) – запишем ее в тетради!

Ответьте на вопросы:

В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода?
-Какой герой понравился больше?

На чьей стороне вы как читатели?
-На чьей стороне автор?

Аналитический этап.
— Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?
-Что понравилось и запомнилось больше всего?

Домашнее задание для всех : выучить басню наизусть.

Доп.задание: вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с моралью басни.

Спец.задание : нарисовать понравившегося героя.

Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины. Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств. Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

Обоз рисунок

Мораль басни Обоз

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Обоз

Легко критиковать, когда сам только смотришь. А стоит самому взяться за дело, как сделаешь ошибок еще больше.

Анализ басни Обоз

Басня И.А. Крылова «Обоз» учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально — так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.

Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.

Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.

Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.

Рассказывает о лошаде, котрая смеется над другой осторожной. А когда сама начинает везти обоз, так разбивает горшки.

Задачи урока:

Изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.

Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, умению аргументированно высказать свое суждение о прочитанном тексте.

Формирование навыков выразительного чтения, совершенствование речи учащихся.

Работа с терминологией: басня, мораль, аллегория.

Мораль басни «Обоз» Крылова (анализ, суть, смысл)

Басня «Обоз».
Художник В. Серов

Басня «Обоз» Крылова была написана осенью 1812 г. и впервые опубликована в том же году в журнале «Сын Отечества» (ч. II, № 7).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Обоз» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Обоз» заключается в том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно.
В образе «доброй лошади» изображен полководец Кутузов, проявивший осторожность и
выдержку при обороне от нашествия армии Наполеона.
Сам Крылов поясняет мораль басни «Обоз» в ее заключительных строках:
«Всё кажется в другом ошибкой нам: А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.» Суть басни «Обоз» также отражена в знаменитых русских народных пословицах:
«Тише едешь — дальше будешь.» «Поспешишь — людей насмешишь.» По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни заключается в следующем:
«Под первым конем нужно разуметь человека уже известных лет, который многому научен опытом, который, поэтому, всякое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит хоть не скоро, да споро. Вторым конем указано на человека молодого, самонадеянного, который по тому самому, что не испытал еще никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так, смотри, и бух с делом в канаву. Поэтому недаром говорит пословица: тише едешь — дальше будешь, то есть если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудком, так и не придется переделывать, а потому и кончишь прежде торопливого, да и сделаешь получше, повернее. Так бывает и в маленьком деле: чуть только поспешишь — как раз и насмешишь.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.) И. Халтурин комментирует суть и смысл басни следующим образом:
«Чтобы обессилить и истощить врага, Кутузов отступал. Армия Наполеона слабела, русская армия крепла. Это не все тогда понимали. Многие ругали Кутузова за медлительность. Крылов гениальным чутьем понял план великого полководца. Его басни направлены в защиту Кутузова. Вот, например, басня «Обоз»… <…> «Конь добрый» — это Кутузов. А «лошадь молодая» — его противники. Это было ясно современникам.» (И. Халтурин, предисловие к книге «Басни. И. А. Крылов» под ред. Благого Д. Д., серия «Школьная библиотека», Москва, из-во Детгиз, , 1944 г.)По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
«Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, — самовосхищением. Самомнение и хвастовство сами себе готовят наказание в насмешках других, а иногда создают себе и гибель. Самомнение не позволяет видеть ни достоинства другого, ни своих собственных недостатков; самомнение и самохвальство ослепляют человека, делают его неосмотрительным, неосторожным и неминуемо влекут к погибели. И никто таких людей не жалеет в их беде, как они и сами никого не щадили («Обоз», «Чиж и Голубь»). Самомнение часто бывает следствием молодости и неопытности…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип-я М. Г. Волчанинова, 1895 г.)И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни «Обоз» следующим образом:

«Крылов поднял на врага свое острое оружие — басню. Он живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны. <…> Басней «Обоз» он целиком оправдывал медлительность Кутузова. Баснописец понимал, что «повара» русской политики упустили немало драгоценного времени и не подготовились к войне, что приход Кутузова не может создать немедленного перелома в ходе военных событий. Широкое общество не понимало, почему полководец медлит. Не понимал этого и Александр I. Царь открыто обвинял главнокомандующего в том, что он уклоняется от встреч с неприятелем, что он отводит войска в глубь страны и не принимает боя.» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Таковы материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

История басни «Обоз», создание

Басня И. А. Крылова «Обоз» была впервые опубликована в 1812 году в журнале «Сыны отечества». Это было непростое для России время. Шла война, французы взяли Москву, бесчинствовали в ней. Народ ждал от главнокомандующего Кутузова каких-либо решительных действий. Но мудрый полководец не торопился принимать решений и предпринимать что-либо. Народ был в недоумении, император Александр I резко осуждал Кутузова.

Но Крылов понял суть мнимого бездействия Кутузова: полководец дожидался зимы, чтобы взять француза измором. Это было мудрое решение опытного человека, а народ во главе с молодым императором этого не понимал. В своей басне «Обоз» Крылов отразил эту картину: старая мудрая лошадь идет во главе повозки. Чтобы не разбить кувшины, она пытается спустить с с горы неспешно и аккуратно. Этот конь символизирует Кутузова. А вот молодой конь критикует неспешность и осторожность первого. Но в итоге именно у старого мудрого коня все горки остались целыми, а вот у молодого и расторопного горшки разбились. Во время представления своей басни в семье знатного вельможи Оленина, Крылов заявил, что Кутузов – старый и мудрый конь, и свои кувшины он довезет в целости и сохранности. Это повлияло на слушателей и читателей, боевой дух страны был приподнят, и вера в Кутузова вернулась к народу. Тонкая критика в адрес императора также была обоснована, ведь во время того, как Александр возглавлял армию, страна потерпела поражение.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх