Помост

Вопросы веры

Обучение грамоте для дошкольников

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Читалочка»: Воспитание правильного произношения для детей 4-5лет рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ «Прогимназия № 81 » г. Сыктывкара.

(МАОУ Прогимназия № 81)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Читалочка»:

Воспитание правильного произношения для детей 4-5лет

Составитель:

Мамонтова Л.Н.,

воспитатель дошкольных групп

1квалификационной категории

Сыктывкар

2016 г.

Аннотация

Данная программа является курсом по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Программа включает проведение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, игры и упражнения для развития дыхания, фонематического слуха. В программе представлено практическое овладение грамматическими категориями на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза). В систему занятий программы внесены кинезиологические упражнения. Настоящая программа разработана на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».

Программа предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Составитель

Мамонтова Л.Н.,

воспитатель дошкольных групп

1квалификационной категории

1.Пояснительная записка…………………………………………….…..4

2. Методическое обеспечение и условия реализации программы…………………………………………………………………………………..7

3. Планируемые результаты освоения программы…………………….8

4.Учебно-тематический план………………………………..………..…9

5.Календарно-тематическое планирование………………..………….10

6. Формы работы с родителями………………………………………..16

7.Заключение………………………………………………………..…..17

8. Список литературы………………………………………………..…18

9. Приложение……………………………………………………….….17

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) – нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС дошкольного образования. Программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей среднего дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС).

Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом МАОУ «Прогимназия № 81», характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков -«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков.

Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.

К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.

Но практика и проведение мониторинга по речевому развитию показывают, что многие дети даже и семи годам имеют речевые нарушения. Не все дети имеют возможность заниматься с логопедом. Так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития разнообразных способностей ребенка, необходимо максимально использовать это время для формирования произносительной стороны речи и фонематического слуха. Дополнительная развивающая программа опирается на психолого-педагогическую характеристику детей 4-5 лет и особенности фонетической стороны их речи. А так же строится с учётом задач воспитания звуковой культуры речи дошкольников.

На занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Настоящая программа разработана на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».

Цель программы: совершенствование произносительной речи дошкольников.

Задачи:

  • Развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • Развитие звуковой культуры речи;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Развитие грамматического строя устной речи;
  • Обогащение словарного запаса.

Основной формой реализации данной программы являются подгрупповые занятия 6-8человек. Содержание занятий включает знакомство со звуком, уточнение и закрепление произношения звука. Дети знакомятся с понятием «звук», «слог». Количество слогов в слове определяется представлением о длинных и коротких словах.

Большое внимание уделяется отработке движений языка, поэтому в этап каждого занятия включена артикуляционная гимнастика с использованием упражнений биоэнергопластики. (Приложение 1) Биоэнергопластика в этом случае – это содружественное взаимодействие кистей рук и органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. (Приложение2) Игровые упражнения на развитие речевого дыхания проводятся с применением дидактических пособий, произнесением фраз из четырёх-пяти слов на одном выдохе. В работе по развитию фонематического слуха проводятся такие игры как «Будь внимателен», «Эхо», «Не ошибись». Во время занятий используются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3—4 гласных звуков, слогов.

В программе отрабатываются звуки: Н,Т,Д,К,Г,Х,Ы,С,Сь,З,ЗЬ,Ц.

Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

Вводится цветовая символика: красные-гласные в образе звуковичков (Приложение 3).Задания по развитию графо-моторных навыков проводятся на индивидуальных карточках простыми, цветными карандашами.

Работа над словарем носит выборочный характер, в нее входят накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно-ласкательное значение, понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение. В программу включена серия занятий по развитию связной речи.

Программа включает системное проведение кинезиологических упражнений по А.Л. Сиротюк » Обучение детей с учетом психофизиологии», адаптированных для детей дошкольного возраста.(Приложение 4) Упражнения на развитие мелкой моторики проводятся с использованием су-джок шариков.(Приложение 5).

Основные методы обучения: наглядно-демонстрационные, игровые, словесные.

Программа рассчитана на 30 ч в год (1 ч в неделю) продолжительностью не более 20 минут. Занятия проводятся с октября по апрель включительно.

Направленность программы: речевое развитие.

2.Методическое обеспечение и условия реализации Программы

  1. Информационно-методические условия:

-нормативно-правовые документы:

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года,

-Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;

-Порядком организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008;

-требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

-Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года),

Методические материалы:

— педагогическая технология Е. В Колесниковой по обучению грамоте;

-разработка пальчиковых игр с речевым сопровождением для су-джок шаров;

-картотека грамматических игр для детей среднего дошкольного возраста;

— сюжетные комплексы артикуляционных гимнастик; — адаптированный комплекс кинезиологических упражнений.

2. Материально-технические условия:

-хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;

-стационарная аппаратура, детская мебель.

— магнитная доска и комплект материала к ней;

— наборное полотно;

— пальчиковый бассейн;

— дыхательные тренажеры;

— шарики су-джок.

3.Организационное обеспечение:

-необходимый контингент воспитанников;

-утвержденное расписание занятий.

  1. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания программы:

— различение детьми понятий «звук», » слово» на практическом уровне;

— умение выделять заданный звук среди других звуков и в словах;

— умение подбирать слова на заданный звук;

— умение правильно воспроизводить серию заданных слогов из 2-3 цепочек;

— выполние артикуляционных игровых упражнения без зрительной основы.

  1. Учебно-тематический план

Раздел курса

Кол-во часов

Произношение

Артикуляционная гимнастика с упражнениями биоэнергопластики. Уточнение и закрепление произношения звука. Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Развитие фонематического слуха.

Грамматика

Практическое овладение грамматическими категориями на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза).

Лексика

Уточнение понимания значений слов. Освоение обобщающих значений. Развитие активного словаря.

Связная речь

Составление рассказа по картинке. Составление предложений по картинке.

Развитие мелкой моторики

Су-джок–самомассаж. Кинезиологические упражнения. Рисование разнообразных линий и фигур. Пальчиковые игры.

Итого: часов

  1. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Работа над звуками

Развитие фонематического слуха.

Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи.

Игры на развитие речевого дыхания, силы голоса

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Звук А

Закрепление представлений об органах артикуляционного аппарата.

Д/у «Эхо» на материале гласных звуков.

Повторение звуковых цепочек из трех звуков.

Д/и «Назови лаского». Употребление сущ. Ед.числа с ум.-ласкат суффиксом. Рассматривание картины «Бабушка и котенок».

«Накорми котенка» (задувание ватного шарика в ворота»

Рисование прямых вертикальных линий .Д/У » Дорисуй воду из душа мышке».

Звук У

Д/у «Эхо» на материале гласных звуков.

Д/у «Будь внимателен»

Д/и «Один-много». Употребление сущ. мн.числа сущ.

«Кто? Что?» представление о неодушевленности и одушевленности.

«»Разноцветные бабочки»

Рисование по точкам прямоугольника.

Звук И

Д/у «Эхо» на материале гласных .

Повторение звуковых цепочек из трех звуков.

Д/и «Назови лаского».Употребление сущ. Ед.числа с ум.-ласкат суффиксом.

Составление рассказа по картине «Соня и спаниель в осеннем парке».

«Весёлые вертушки».

Рисование по точкам прямоугольника. Прямые вертикальные линии.

Звук О

Д/у «Эхо» на материале гласных .

Повторение звуковых цепочек из четырех звуков.

Согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных От существительных (сок из апельсина-апельсиновый)

«Горячий чай».

Рисование овала «Шар на ниточке»(Зан.13 по Колесниковой)

Звук Н

Уточнение произношения звука

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Образование относительных прил. От существительных (сок из апельсина-апельсиновый)

Д/у » Лошадки»

Су-джок–самомассажи игра.

Звук Н

Д/у «Короткие и длинные слова». Деление слов на слоги.

Образование и употребление сущ. Ед. числа, названий детенышей животных.

«Весёлые вертушки».

Кинезиологические упражнения.

Звук Т

Четкое произношения звука в речи.

Д/у «Рифмовочки»

Преобразование сущ. В им. П.ед.числа во множ. Число род. падежа.

Упражнение » Отклоняющаяся полоска»

Кинезиологические упражнения.

Су-джок–самомассаж и игра.

Звук Т

Уточнение произношения звука.

Д/у «Будь внимателен»

Согласование прилагательных с сущ. по родам Д/И «Какой,какое, какая,какие?».

» Кто спрятался в норке?» (раздувание тонких полосок).

Кинезиологические упражнения.

Звук Д

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.

«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине»

Упр. » Ныряльщики»

Су-джок–самомассаж и игры. Кинезиологические упражнения.

Звук Д

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

Д/у «Будь внимателен»

Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам

«Весёлые вертушки».

Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра.

Звук Д

Д/у «Рифмовочки»

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Образование сущ. — названий детенышей животных и птиц во множественном числе.

Упражнени «Задуй свечу»

Кинезиологические упражнения.

Су-джок–самомассаж и игра.

Звук К

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

Образование относительных прил. От существительных , называющих материал, из которого сделан предмет(стакан из стекла- стеклянный)

Игра «Горячий чай»

Кинезиологические упражнения.

Звук К

Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Согласование числительных с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

Игра «Загони мяч в ворота»

Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж.

Звук К

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

Различение и употребление предлогов ИЗ, ИЗ-ЗА.

Игра «Бабочка, лети»

Кинезиологические упражнения.

Звук Г

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков . Д/у «Будь внимателен»

Подбор глаголов к существительным, и их согласование;

«Громкий паровоз» (с пузырьками)

Кинезиологические упражнения.

Звук Г

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

Различение и употребление предлогов ИЗ,ИЗ-ЗА.

«Назови картинки» (называние 5 картинок на одном выдохе).

Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж.

Звук Х

Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Согласование числительных с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

«Повтори предложение»

Кинезиологические упражнения.

Звук Х

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков слогов, слов. Д/у «Будь внимателен»

Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят.

«Мой веселый звонкий мяч»

Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра.

Звук Ы

Д/у «Эхо» на материале гласных звуков .

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Кинезиологические упражнения.

Звук Ы

Д/у «Эхо» на материале гласных звуков .

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление предложений.

Кинезиологические упражнения.

Звук С

Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Д/у «Будь внимателен»

Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; в

Упр. «Насос»

Кинезиологические упражнения Су-джок–самомассаж и игра.

Звук С

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

Согласование числительных с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

Упр. «Насос»

Кинезиологические упражнения

Звук С

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Составление предложений по картинкам.

Упр. «Насос»

Кинезиологические упражнения Су-джок–самомассаж.

Звук Сь

Уточнение произношения звука или вызывание по подражанию.

Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; в

Кинезиологические упражнения

Звук Сь

Четкое произношение звуков в словах разной слоговой структуры.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

» Что

Свистит?»

Кинезиологические упражнения .Су-джок–самомассаж и игра.

Звук З

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

Согласование числительных с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

Кинезиологические упражнения

Звук З

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Кинезиологические упражнения

Звук Зь

Уточнение произношения звука или вызывание по подражанию.

Д/у «Угадай, какой комар звенит»

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Кинезиологические упражнения

Звук Ц

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов; » Тихо- громко».

Чтение А. Максаков «Цыпленок Цып».

Кинезиологические упражнения

Гласные и согласные звуки

Составление предложений по картинкам.

Кинезиологические упражнения

  1. Формы работы с родителями
  1. Индивидуальные беседы по темам : «Речевая активность ребенка на занятии», » Выполнение ребенком самостоятельных заданий в ходе занятия», » Уровень развития мелкой моторики»,»
  2. Родительское собрание: показ разных видов деятельности, используемых при проведении развивающих занятий по данной программе.
  3. Фото-презетация, фото-выставка.
  4. Индивидуальные карточки с речевым материалом по заучиванию стихов.
  5. Информационные листы по теме : » Развивающая кинезиология», » Су-джок- игры с речевым сопровождением». (Приложение 6)

6.Заключение

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция и интонационная выразительность. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух.

Работа по программе «Читалочка»: воспитание правильного произношения» ведется в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух). Систематическое проведение артикуляционной гимнастики способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию его силы и дифференцированности движений. Воспитателям рекомендуется глубже познакомиться с методикой проведения артикуляционной гимнастики и ввести ее в свою практическую деятельность по развитию речи дошкольников.

Работа по осознанию звуковой стороны слова с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает умение выделять отдельные звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха.

Таким образом, проводя систематические и последовательные занятия по отработке звуков, осуществляется работа по подготовке детей к обучению грамоте.

7.Список литературы

Сегодня будем учить новый звук. Этот звук есть в красках, в кошках, в карамельках, в кедах, в компьютере, в капусте и даже в крокодилах.

Угадали? да, это звук .

-Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите .

Опишите этот звук… Верно, он согласный, твердый, глухой.

1. Назовите предметы. Что общего у всех этих предметов…

Все эти слова начинаются на звук . Дайте характеристику звуку… Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать? … Звук бывает твердым и мягким.

2. Определите на слух, в каком слове есть звук .

кот — губы — каток; гамак — муха — танк; Галя — мука — вагон.

3. Повторите…

4. Угадай слово, которое заканчивается звуком :

уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .

5. Названия, каких картинок звучат, похоже?

6. Повторите чистоговорки.

ка — ка — ка — наша ноша не легка; Ниток клубок укатился в уголок.
ко — ко — ко — убежали далеко; Клава клала лук на полку,
ку — ку — ку — покупаем мы муку. Кликнула к себе Николку.

7. Игра » Один-много»

Кабан – кабаны кабина – кабины, камень – камни,
канава – канавы, капкан — капканы, конь – кони,
кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,
конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.

8. Игра «Прятки». Назови картинки.

9. Доскажи словечко

Сегодня Таня в первый раз

Идет с букетом в первый… (класс).

* * *

«Я в зеленку угодил!» –

Горько плачет… (крокодил).

* * *

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста).

* * *

Кругла, расплывчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка)? (В. Нишеренко)

* * *

Дерево листвою дышит,

Рыба жабрами колышет.

Люди через нос и рот

Поглощают… (кислород).

* * *

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил,

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (крокодил)

***

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал… (конем).

* * *

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно… (карандаш).

* * *

Подставив солнышку бочок,

Лежит на грядке… (кабачок).

* * *

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня?… (Коньки.)

* * *

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

– Ку-ку… Ку-ку, –

Не спит опушка.

А птицу эту звать… (кукушка).

* * *

Кустом в лесу, в саду растет

И белым зонтиком цветет.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая… (калина).

А вот и буква! Буква К – настоящая кокетка! Глядите, у нее в руке – Конфетка! Есть у нашей буквы еще и две Косички. Буква К просто Красотка!

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны картинки. Заштрихуй по образцу букву. Найди и раскрась букву К с правой стороны картинки.

2. Соедини с буквой К только те предметы, названия которых начинаются со звуков или .

3. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы К справа.

4. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты справа?

5. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия. 6. Найди спрятанные буквы К. Обведи их. 7. Определи букву в неправильном положении. 8. Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква К написана правильно. Соедини их ниточками с Карлсоном. 9. Добавь недостающий элемент буквы.

10. И г р а «Волшебная цепочка»1. Преврати: козу – в волка, в лису, в барса.Коза – поза – пола, – полк – волк.

Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.

Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.

2. Преврати кошку в мышку.

Кошка – мошка – мышка.

11. И г р а «Добавь слог – получи слово»

12. И г р а «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Калина, косы, Клара, крыша, куры.)

13. И г р а «Веселая арифметика»

1. КАБАН – АН + ЛУК = ? (Каблук.)

2. Корь – ь + идол – л + р = ? (Коридор.)

3. Ква + рак – ак + тира = ? (Квартира.)

4. Кот + ёлка – ка = ? (Котёл.)

5. Кедр – др + росинка = ? (Керосинка.)

6. Кар + то + фельдшер – дшер = ? (Картофель.)

7. Кар + согласный п = ? (Карп.)

8. Кар + знак препинания = ? (Карточка.)

14. И г р а «Найдите слово»

Рыдают буквы в каждой строчке:– От наших слов – одни кусочки,

У всех у нас одно начало

И, как назло, оно пропало.Но если вы его найдете,

То сразу все слова прочтёте.

…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.

О т в е т : корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.

– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся со слога кор и со слога кар?

15. И г р а «Магическая буква»

Добавьте к словам одну букву и получите шесть новых слов.

О т в е т : рыбак, полк, лоток, комар, клад, краб.

16. И г р а «Найди слова»

17. И г р а «Где больше слов»

Определите, где больше слов (в левом или в правом колесе). Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд

18. Кроссворды

Ответ: крыльцо, компот, кошка, коньки, кровать.

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К.

Возьми оранжевый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы К.

20. Пишем букву 21.

Скороговорки

  1. Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
  2. Клубок упал на пол, кот катал клубок.
  3. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
  4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Словарь

  • Каллиграфия — искусство красивого почерка, письма.
  • Калория — это единица энергии, содержащаяся в пищевых продуктах,
  • Капитал — это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.
  • Клерк — офисный работник
  • Кляссер — специальный альбом для коллекционирования.
  • Комментарий — пояснения к тексту
  • Компромисс — разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
  • Комфорт — уют, удобства.
  • Кристалл — это твердое состояние вещества

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Как ветром сдуло — о внезапном исчезновении кого-либо, чего-либо.
  • Как гора с плеч свалилась — наступило полное облегчение после избавления от забот, тревог.
  • Как гром среди ясного неба — о чём-либо неожиданном и неприятном.
  • Как на иголках — нервничать, быть в нервном состоянии.
  • Как об стенку горох — о человеке, не понимающем объяснения.
  • Как рыба в воде — чувствовать себя где-либо совершенно свободно.
  • Как сельдей в бочке — очень тесно, о большом скоплении людей, обычно в каком-либо помещении.
  • Камень на сердце — глубокое беспокойство о чём-либо.
  • Капля в море — ничтожно малое количество по сравнению с тем, что необходимо.
  • Крепкий орешек — о хорошо укреплённом городе, населенном пункте, крепости, которую трудно взять или о человеке с твёрдым или скрытным характером.
  • Купить кота в мешке — приобрести что-то, или согласиться на что-то, не имея достаточно информации для принятия обоснованного решения.

Сценарий речевого досуга в старшей логопедической группе

Логопедический досуг для детей старшей группы «Как Буквоед буквы похитил»
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: сценарий итогового речевого досуга разработан для старшей логопедической группы с ОНР. Содержание досуга отражает взаимосвязь в работе учителя -логопеда, воспитателя, музыкального руководителя. Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми старшей и подготовительной группы для закрепления навыков по развитию речи и грамоте.
Цель: подвести итоги коррекционной работы за учебный год в праздничной обстановке.
Коррекционно-образовательные задачи:
Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков в речи.
Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать относительные прилагательные, существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова к слову рыба, слова-антонимы).
Совершенствовать навыки чтения предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать общую и тонкую моторику.
Совершенствовать интонационную выразительность.
Развивать связную речь, фонематическое восприятие, мышление, память.
Корреционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей взаимопомощь, сочувствие, чувство коллективизма.
Развивать у детей эмоциональный отклик на происходящее.
Оборудование: книга «Сказки», буквы из слова СКАЗКИ, голубая ткань, плоскостные изображения рыб, камней с ребусами, бревен с написанными на них предложениями, салатниц и кастрюль с овошами, предметные картинки животных и детенышей, карточки для игр «4 лишний», «Скажи наоборот», ведерко с удочкой, листочки с элементами букв, фломастеры, карточки с написанными предложениями.
Предварительная работа. Автоматизация произношения поставленных звуков в стихах, скороговорках. Образование однокоренных слов к слову рыба на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание пальчиковой гимнастики «В лесу», танцев. Изготовление костюмов «Речка», «Рыбак», «Фея Цветов», «Фея Лесная», дед «Буквоед», гномики, шапочки цветов (колокольчик, ромашка, василек, мак, фиалка).
Ход досуга Дети входят в зал под музыку.
Логопед. Здравствуйте, дорогие гости! Мы пригласили вас на наш итоговый речевой праздник! Ребята, но прежде, давайте вспомним секреты правильной и красивой речи.
1 ребенок. Говорим всегда красиво, смело, но неторопливо.
2 ребенок. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
3 ребенок. Говори на выдохе плавно и ясно.
4 ребенок. Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать.
Дети встают у зеркала.
Артикуляционная гимнастика.
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Упражнение «Окошко».
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре самолете,
Удерживать широкий расслабленный язык на счет от 1до 10.
На летучем большом корабле
«Чашечка»
Или с Бабой-Ягой на метле,
«Часики»
На плоту по молочной реке
«Блинчик»
И верхом на Коньке-Горбунке.
«Лошадка»
Можно в сказку взлететь на жар-птице,
«Качели»
Можно на Колобке закатиться,
«Вкусное варенье»
Можно въехать, как Слон на Еже.
«Расческа»
Ой! Мы, кажется, в сказке уже…
Дети садятся на стулья.
Логопед.
Жил на свете мальчик.
Он читать умел.
И каждый вечер с книгой
У окна сидел.
Выходит мальчик с книгой, садится на стул, «читает».

К мальчику подходят девочки.
Девочки.
Витя, дома не сиди
Во двор лучше выходи!
Витя.
Не мешайте, не пойду
Книгу я читать хочу!
Девочки.
Витя, кто это, смотри!
К нам заходит, не стучит…
Звучит музыка. Выходит дед Буквоед.
Дед Буквоед.
Буквы все я заберу,
И по свету разнесу.
Буквоед забирает из книги буквы и уходит.
Витя.
Что мне делать, буквы где?
Как найти мне буквы все? (Плачет).
Логопед. Дети, поможем Вите?
Дети. Да.
Логопед.
Медлить нам совсем нельзя
В путь отправимся друзья!
Звучит музыка. Витя идет по залу и подходит к реке. На голубой ткани плоскостные изображения камней с ребусами, рыбки, на берегу бревна с предложениями.

Логопед.
Речушка перед ними, предстала на пути.
Речка.
Трудно мне, устала я.
Помогите мне, друзья!
Уберите камни!
Разгадывание ребусов.
Логопед. Нам надо разгадать ребусы и камень можно убрать из реки.
Дети разгадывают ребусы.

Игра «Исправь предложение».
Логопед. Чтобы пройти через речку, надо построить мост. На берегу есть бревна. Исправьте предложения и мы построим из бревен мост.
Речка дает первую букву.
Логопед.
Ребята, отгадайте, кто на берегу
С удочкой с утра сидит
И за поплавком следит?
Дети. Рыбак.
Входит рыбак с ведерком и удочкой.
Рыбак.
Я веселый рыбачок,
Ловлю рыбку на крючок.
У меня для каждой рыбки
Приготовлен червячок.
Игра «Назови семейку слова».
Логопед. Ребята, давайте образуем слова одной семейки к слову рыба. На каждое слово рыбак будет ловить рыбу.
Дети называют слова: рыбка, рыбный, рыбина, рыбная, рыбий, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбачить, рыбацкая, рыбачка). Рыбак с помощью удочки и магнитика вылавливает рыбок из реки.
Рыбак.
Ох, спасибо, помогли
Рыбы много наловить.
С вами мне пора прощаться,
И с уловом домой возвращаться.
Рыбак дает вторую букву.
Логопед.
Букву Витя получил,
Дальше в путь он поспешил.
Звучит музыка. Витя идет по залу.
Логопед.
Куда мы попали?
Вот ковер лежит большой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!
Дети. На луг.
Логопед. Хозяйка луга — Фея Цветов.
Под музыку входит Фея Цветов с корзинкой, в которой картинки животных и детенышей.
Фея Цветов.
Здравствуйте, друзья!
Познакомьтесь — Фея я!
Я в цветах всегда живу
И нектар цветочный пью.
Выходят девочки в шапочках «цветов».
Колокольчик.
Я в модной шляпке голубой
Колокольчик озорной.
С кем не повстречаюсь —
До земли склоняюсь.
Ромашка.
Я ромашка с золотым сердечком,
У меня высокий стебелек.
Василек.
Я синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.
Мак.
Я самый яркий, самый алый
Лепестки мои, как пламень
Я красный мак, лишь день цвету
И очень солнышко люблю!
Фиалка.
Я – фиалка молодая!
На опушке прорастаю.
Ароматны и нежны,
Глазки наши хороши!
Игра «Какой?»
Воспитатель. Подберите слова: колокольчик «Какой?»
Дети. Голубой, нежный, ароматный, душистый.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель. Я назову цветы, а вы будете произнесть эти же слова ласково. Синий василек.
Дети. Синенький василечек.
Дети называют: беленькая ромашечка, голубенькие незабудочки и т. д.
Фея Цветов.
На лугу, цветов — несчесть!
Васильки, ромашки есть,
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка,
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,
Что цветочки расцвели! (Л. Алейникова)
Мотыльки, скорее прилетайте!
И цветочки опыляйте!
Танец цветов и мотыльков.
Игра «Помоги маме найти своих детенышей»
Фея Цветов раздает детям картинки с изображением животных и детенышей.
Воспитатель. Вышли на лужок птицы, животные с детенышами.
Под музыку дети ходят по залу и ищут пару (коза — козлята и т. д.). Каждый ребенок составляет предложение по своей картинке.
1 ребенок. У зайчихи зайчата.
2 ребенок. Цыплята у курицы.
3 ребенок. У лошади жеребенок.
Фея Цветов дает третью букву.
Логопед.
Букву Витя получил
Дальше в путь он поспешил.
Звучит музыка. Витя идет по залу.
Логопед.
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём!
Где мы оказались?
Дети. В лесу.
Логопед.
В лесу хозяйка другая.
Здесь живёт Фея Лесная.
Под музыку входит Фея Лесная с корзинкой, в которой карточки для игры «4 лишний».
Фея Лесная.
Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас видеть!
Волшебница — Лесная Фея
Я здесь главная в лесу.
Всё знаю и умею я,
Ем землянику, пью росу.
Пальчиковая гимнастика «В лесу»
В лесу дремучем растут елки
Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка.
И бродят злые-злые волки.
Показать «клацающую пасть»
Бывает зайка пробежит,
Показать ушки зайки.
И ветка елки задрожит.
Пальцы рук полусогнуты – «лапы».
Бывает мишка косолапый
Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка
Заденет елку своей лапой.
А старый еж, колючий бок,
Под елкой спит,
Свернувшийся в клубок.
Пальцы рук сложены в «клубок».
Игра «Четвертый лишний»
Фея раздает детям карточки для игры. Дети находят лишний предмет и объясняют. Фея Лесная дает четвертую букву.
Фея Лесная. Пора прощаться с вами. Но я хочу познакомить вас со своими старыми знакомыми, сказочными гномами.
Гном 1.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Гном 2.
Мы два веселых гнома,
Живем мы сотни лет,
В красивом нашем домике
Суп нас ждёт в обед.
Игра «Какой салат?»
Воспитатель. На обед гномы приготовили салат из капусты. Какой салат?
Дети. Капустный.
Дети называют салат и суп по картинкам.
Игра «Назови слова наоборот».
Воспитатель. Гномы любят играть в слова наоборот. Поиграем с ними?
Воспитатель показывает пары картинок и называет слово. Дети подбирают слово, противоположное по смыслу.
Гномы дают пятую букву.
Проговаривание скороговорок.
Логопед. Усядемся на пригорке, расскажем скороговорки.
Дети проговаривают разученные на индивидуальных занятиях скороговорки. Под музыку входит дед Буквоед.
Дед Буквоед.
Обхитрили, вот дела!
Рано радовался я.
Буквы Вам сейчас отдам,
Отгадайте их сперва.
И не думайте, что просто
Справится с заданьем Вам.
Буквоед исчезает.
Игра «Допиши буквы»
Логопед. Дед Буквоед буквы нам дал, но они поломаны. Возьмите фломастеры и дорисуйте буквы.
Дети на листочках дорисовывают части букв.
Появляется дед Буквоед.
Дед Буквоед.
Вот это да!
Расстроен я!
Что же делать,
вот беда!
Надо букву отдавать.
Буквоед отдает шестую букву и уходит. Дети читают из букв слово «Сказки».
Логопед.
Наши буковки дружны
С ними интересней жить.
Букву к буковке сложи,
Получилось что, прочти…
Чтение предложений на карточках.
Дети читают предложения.
Логопед.
Вы, ребята, молодцы!
Вернуть буквы помогли.
Сможем книжки мы читать,
Выходите, танцевать!
Танец «Полька»
Логопед. Всем присутствующим в зале желаем: Радости! Тепла! Здоровья! И хорошего настроения! Праздник окончен! До свидания!
Дети уходят из зала.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий физкультурно — речевого досуга для детей 5-7 лет «В гости к сказке» Конспект совместной деятельности для детей старшей группы на тему: Лес (закрепление) Физкультурно-речевой досуг для детей старшей — подготовительной группы Логопедический досуг в старшей группе по лексической теме: Цветы

// шаблон контрольных кнопок Роукс
?>
Учим звуки и буквы

Понятие звуков и букв для дошкольников

Изучение звуков и букв идёт параллельно. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал разницу между буквами и звуками. Иногда названия букв не совпадают со звуками, которые они обозначают.

Мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают. Они нужны для смягчения согласных. Для облегчения понимания приводят примеры различных звуков: пение птиц, удары молотка, шум машин. Потом нужно подвести к тому, что наша речь – поток звуков.

Буква А обозначает звук А, но буква ЭЛ обозначает звук Л. С первого раза ребёнок может не понять. Это нормально, поскольку для дошкольников такой материал достаточно труден. При знакомстве с каждой буквой нужно пояснять разницу.

Нельзя допускать путаницы в речи взрослых, называя буквы звуками. Бывает, что родители сами допускают непроизвольные ошибки, называя букву ЭЛ буквой Л.

Дети должны понимать, что буква – это лишь обозначение конкретного звука. Букву можно увидеть и прочитать. Звук можно произнести и услышать.

Изучение звуков и букв должно идти параллельно с обучением чтению. Взрослым нужно сразу исправлять ошибки в чтении, когда дошкольник называет не звук, а букву. В этом случае чтение звучит так: ка-от (кот).

Важно сразу поправлять ребёнка и просить прочитать правильно, чтобы подобные ошибки не закрепились.

Ознакомление со звуковым строением слова дошкольников

Детей учат воспринимать слово не как отдельную единицу, а как набор определённых звуков. Важно, чтобы они умели выделять отдельные звуки в словах. Это нужно для формирования грамотной устной и письменной речи в дальнейшем.

Этапы работы со звуковым строением слова:

1. На начальном этапе звукового анализа отдельные звуки выделяют интонацией, произнося их более чётко или протяжно (ко-о-о-т, ка-а-аша, мир-р-р и т. д.). Детям в игровой форме предлагается сортировать карточки, игрушки, картинки с определённым звуком.

Дошкольники учатся сами интонационно выделять отдельные звуки.

2. Местонахождение звука. Сначала дети учатся выделять первый звук, затем – последний. После этого можно переходить к выделению звуков в середине слова.

Детей необходимо обучать слышать звуки, из которых состоит каждое отдельное слово.

Гласные и согласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 21 согласная, им соответствуют 6 гласных звуков и 36 согласных. Обучение чтению начинается с гласных. Потом к ним присоединяются согласные, с которыми дети учатся составлять слоги. Разницу между ними дошкольники обычно усваивают быстро. Им объясняют, что гласные звуки можно пропеть. Рот при этом приоткрыт – и воздух свободно выходит. Согласные пропеть нельзя. Язычок спотыкается и не даёт свободно выйти воздуху.

Лучше всего показывать детям наглядно разницу между артикуляцией согласных и гласных перед зеркалом.

Твёрдые и мягкие звуки

Тема твёрдости и мягкости подробно рассматривается в школе. Дошкольникам даётся общая ознакомительная информация. Если малыш хорошо усваивает, можно дать больше материала. Если обучение даётся трудновато, лучше потратить это время на обучение более необходимым навыкам.

Твёрдые и мягкие звуки можно объяснять тогда, когда ребёнок хорошо усвоил алфавит, различает гласные и согласные, умеет читать по слогам.

Чтобы объяснить дошкольнику понятие твёрдости и мягкости звуков, начать нужно со сравнения твёрдых и мягких предметов. Нужно сравнить стол и подушку, вату и камень и т. д. Потом взрослый сообщает, что согласные звуки тоже бывают твёрдыми и мягкими.

Предлагается изолированно произнести согласный К.

— А теперь произнеси звук К, прижав язычок к нёбу. Смотри, как изменился звук! Он стал мягким – КЬ.

Так нужно потренироваться произносить все согласные кроме Ж, Щ, Ц, Ч, Ш, Й.

Для закрепления можно сыграть в игру с мячиком. Взрослый кидает ребёнку мяч, называя твёрдый звук. Он должен сделать его мягким и вернуть мяч. Потом роли меняются.

На следующем занятии происходит знакомство с Ь и Ъ. Эти знаки нужны, чтобы обозначать мягкость и твёрдость согласных в словах. Ребёнок учится на занятии читать слова с мягким и твёрдым знаками.

Перед следующим занятием нужно рассказать дошкольнику, что Ж, Щ, Ц всегда твёрдые, а Ч, Ш, Й – всегда мягкие. Преподносить материал лучше в виде сказки.

Табличку со звуками следует повесить на видное место.

Дифференциация схожих по артикуляции звуков

Многие звуки в русском языке имеют очень похожую артикуляцию. Осваивая речь, а потом чтение, дети могут путать эти звуки.

Постановка и автоматизация звуков – это работа логопеда. Однако родители также могут выполнять с детьми несложные задания на дифференциацию звуков. Перед этим следует убедиться, что у ребёнка нет логопедических проблем. В этом случае заниматься надо после консультации с логопедом.

Примеры заданий:

1. Чередующиеся повторы слогов со схожими звуками: за-за-за-за, са-са-са-са…

2. Хлопки в ладони при заданном звуке. Более сложный вариант – слоги и слова.

3. Фонетические сказки.

Начинать нужно с различения отдельных звуков, затем – слогов с ними, а после этого – слов с трудными звуками.

Звуко-буквенный анализ слов

Анализ включает в себя определение количества звуков и букв, а также характеристики каждого звука. Принято графически обозначать согласные твёрдые синим цветом, мягкие – зелёным, а гласные – красным.

Этапы работы

1. Определение количества букв.

2. Определение количества звуков. В детском саду редко рассматриваются слова с гласными Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают два звука: йе, йо, йу, йа. Единственный случай, когда количество звуков и букв не совпадает, – мягкий и твёрдый знаки.

3. Под словом цветными карандашами ставят точки или раскрашивают клеточки соответствующим цветом.

Звуковая линейка

Это несложное приспособление нужно для звуко-буквенного анализа слов в детском саду.

Звуковую линейку можно сделать своими руками. Потребуется лист А4 и цветная бумага синего, зелёного и красного цветов. Край листа отгибают к середине и приклеивают по бокам. Должен получиться кармашек. На нём нужно нарисовать квадраты с числами (не больше 5-6). Из цветной бумаги вырезают прямоугольники, меньшая сторона которых совпадает со стороной квадрата. Цифры – это количество звуков. Прямоугольники разных цветов – условные обозначения согласных и гласных.

Подготовка детей к школе

Цель дошкольного образования – не только объём определённых знаний, но и формирование у ребёнка умения усваивать и искать информацию. Если дошкольник пропустил или не усвоил какую-либо отдельную тему, не стоит переживать. Можно позаниматься в домашних условиях, а уже в школе эти же темы будут изучаться более глубоко и подробно.

Что должен знать ребёнок перед поступлением в первый класс:

— алфавит;

— разницу между звуками и буквами;

— понятие гласных и согласных звуков;

— понятие твёрдых и мягких согласных;

— значение Ъ и Ь.

Какими навыками должен обладать дошкольник перед школой:

— чтение по слогам;

— выделение ударения в слове;

— определение места звука в слове;

— выделение изолированных звуков в слове;

— выполнение простого звуко-буквенного анализа.

Обучение грамоте – последовательный не быстрый процесс. Дети овладевают знаниями в своём, индивидуальном темпе.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Текст прошел проверку у экспертов Лингвист-преподаватель Педагог-психолог Учитель начальных классов Педагог-логопед
Сейчас в текущем разделе «Звуки» также читают
Просмотров: 10351 Гласные и согласные буквы и звуки Просмотров: 1072 Обучение звуковому анализу слова

Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте картотека по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

«Найди букву»

Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.

Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине – похлопать в ладоши, если в конце – похлопать АО коленкам.

«Что бывает?»

Цель: развивать речь, мышление, остроту ума.

Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д.

Например, можете задавать такие вопросы:

Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д.

«Какое слово длиннее?»

Цель: развивать речь, внимание?»

Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

«Волшебные звуки»

Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу.

Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.

«Составь слово из слогов»

Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.

«Волшебники»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание. Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант: п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.

«Красный и синий мячи»

Цель: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.

Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок.

Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру.

«Пишущая машинка»

Цель: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание.

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.

«Корова и слово»

Цель: развивать фонематический слух, реакцию.

Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т.д. Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?» Ребенок, на котором остановилось стихотворение, должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока – успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук – в данном случае «а». Кто зазевался – выбывает из игры.

В эту игру можно играть с группой от 3 человек.

«Продолжи слово»

Цель: развить речь, звуко-буквенный анализ, сообразительность, реакцию, пополнить словарный запас.

Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т.д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой слог, допустим, тоже РА. Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.

«Угадай букву»

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

«Где спрятался звук?»

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Необходимые материалы: У воспитателя набор предметных картинок.

У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

«Где наш дом?»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или (ш).

Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или (ш), вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

«Поезд»

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям — ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову воспитателя выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

«Угадай слово»

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Необходимые материалы: карточки с согласными.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

«Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Необходимые материалы: карточки с цветными буквами.

1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх