Помост

Вопросы веры

Октоих глас 6

12 3 4 5 6 7 …43

ГЛАС 1

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

На «Господи воззвах» стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа.

Стихиры воскресные

Стих: Выведи из темницы душу мою, / чтобы мне прославить имя Твоё. Пс 141:8а

Вечерние наши молитвы /прими, Святой Господи, / и даруй нам прощение грехов, / ибо Ты Один, / явивший миру воскресение.

Стих: Меня будут ждать праведные, / доколе Ты не воздашь мне. Пс 141:8б

Окружите, люди, Сион / и охватите его / и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых, / ибо Он – Бог наш, / искупивший нас от беззаконий наших.

Стих: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, / Господи, услышь голос мой. Пс 129:1–2а

Придите, люди, воспоем и поклонимся Христу, / прославляя воскресение Его из мертвых, / ибо Он – Бог наш, / от обольщения врага искупивший мир.

Стихиры восточные

Стих: Да будут уши Твои / внимательны к голосу моления моего. Пс 129:2б

Стих: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? / Ибо у Тебя умилостивление. Пс 129:3–4

Плотию добровольно Распятого за нас, / пострадавшего, и погребенного, / и воскресшего из мертвых воспоем и возгласим: / «Утверди в православии Церковь Твою, Христе, / и жизнь нашу умиротвори, / как Благой и Человеколюбец!»

Стих: Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, уповала душа моя на слово Твоё, / положилась душа моя на Господа. Пс 129:5–6а

Стоя перед живоносным Твоим гробом, / мы, недостойные, славословие приносим / Твоему неизреченному милосердию, Христе Боже наш; / ибо Крест и смерть принял Ты, Безгрешный, / чтобы даровать миру воскресение, как Человеколюбец!

Стих: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней / да уповает Израиль на Господа. Пс 129:6б

Отцу собезначальное / и столь же вечное Слово, / от девственного чрева происшедшее непостижимо, / и Крест и смерть за нас добровольно претерпевшее / и воскресшее во славе, воспоем и возгласим: / «Жизни Податель, Господи, слава Тебе, / Спаситель душ наших!»

Слава: Стихира из Минеи.

И ныне, Богородичен: Всемирно славную, / от людей происшедшую и Владыку родившую / воспоем, – Марию Деву, / небесную дверь, Бесплотных песнь и верных украшение. / Ибо явилась Она небом и храмом Божества. / Она, разрушив враждебную преграду, / мир водворила и отверзла Царство. / Потому держась Её, опоры нашей веры, / имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа. / Дерзайте же, дерзайте, люди Божии, / ибо Он победит врагов, как Всемогущий.

Вход. «Свет отрадный:»

Прокимен, глас 6

Господь воцарился, / благолепием облёкся.

Стих: Облёкся Господь силою, и опоясался.

Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется.

Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:1, 5б

Затем ектения сугубая, «Сподоби, Господи:» ектения просительная.

Стихиры на стиховне

Страданием Твоим, Христе, / от страстей мы освободились / и воскресением Твоим / от тления избавились. / Господи, слава Тебе!

Стих: Господь воцарился, / благолепием облёкся.

Да возрадуется все творение, / небеса да возвеселятся, / с радостию да рукоплещут народы; / ибо Спаситель наш Христос / пригвоздил ко Кресту грехи наши / и, смерть умертвив, жизнь нам даровал, / падшего Адама со всем родом воскресив, как Человеколюбец.

Стих: Ибо Он утвердил вселенную, / и она не поколеблется.

Будучи Царем неба и земли, Ты, Непостижимый, / добровольно был распят по человеколюбию. / Ад, встретив Тебя в преисподней, ожесточился, / а души праведников, принявшие Тебя, возрадовались; / Адам же, увидев Тебя, Творца, в местах подземных, воскрес. / О чудо! Как вкусила смерти Жизнь всех? / Лишь только потому, что восхотел Он мир просветить, / восклицающий и взывающий: / «Воскресший из мертвых Господи, слава Тебе!»

Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, на долгие дни.

Жены мироносицы, несшие миро, / с поспешностью и рыданием гроба Твоего достигли; / и не найдя пречистого Тела Твоего, / но от Ангела узнав о новом и необычайном чуде, / апостолам возглашали: «Воскрес Господь, / дарующий миру великую милость!»

Слава: Стихира из Минеи, если есть. Если нет:

Слава, и ныне, Богородичен: Вот, исполнилось пророчество Исаии, / ибо Ты, Дева, родила и после родов осталась, как и до родов: / ведь Богом был рожденный, / потому Он и законы природы изменил. / Но, о Богоматерь, молений Твоих рабов, / Тебе в Твоем святилище приносимых, не презри, / но, как Милосердного во объятиях Твоих носившая, / над служителями Твоими смилуйся / и ходатайствуй о спасении душ наших.

Затем: «Ныне отпускаешь:» Трисвятое по «Отче наш:»

Тропарь

Хотя камень был опечатан иудеями, / и воины стерегли пречистое тело Твое, / воскрес Ты в третий день, Спаситель, / даруя миру жизнь. / Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: / «Слава воскресению Твоему, Христе; / слава Царству Твоему; / слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!

Слава, и ныне, Богородичен: Гавриил возгласил Тебе, Дева, «Радуйся», / и с тем возгласом воплощался всех Владыка / в Тебе, святом Ковчеге, / как сказал праведный Давид. / Явилась Ты пространнее небес, / носив Создателя Твоего. / Слава Вселившемуся в Тебя; / слава Происшедшему из Тебя; / слава Освободившему нас рождением от Тебя.

Тот же тропарь и на «Бог – Господь:»

НА УТРЕНИ

Поем «Бог – Господь:» на 1 глас, и дважды воскресный тропарь, и Богородичен один раз (см. на великой вечерне). Затем обычное стихословие Псалтири.

По 1 стихословии седален

Воины, охранявшие гроб Твой, Спаситель, / стали как мертвые от блистания явившегося Ангела, / возвещавшего женам о воскресении. / Тебя мы славим, тления истребителя, / к Тебе припадаем, воскресшему из гроба, /и единому Богу нашему.

Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца! Пс 9:33

Добровольно пригвожденный ко Кресту, Ты, милосердный, / положенный в гробнице как смертный – Податель жизни, / могущество врага сокрушил смертию Своею, / ибо пред Тобою привратники ада затрепетали: / Ты воскресил с Собою умерших от века, / как единый Человеколюбец.

Книги богослужебные. Октоих

Представляем Вашему вниманию Октоих.

Скачать 1 том Октоиха в формате pdf.

Скачать 2 том Октоиха в формате pdf.

+ + +

Прежде чем открыть DjVu-файл,установите программу WinDjView

Октоих — (букв. «Осмогласник», от греч. ’Οκτ?ηχοζ, ?κτ? — восемь, ?χοζ — глас) — богослужебная гимнографическая книга, содержащая последования с изменяемыми песнопениями для подвижных дней седмичного круга богослужения. Каждое последование седмичных дней содержит молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель (воскресений), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь последований на каждый из дней седмицы поются на один напев, называемый гласом. Песнопения каждого из дней седмицы посвящены важнейшим аспектам Священной истории. Служба воскресенья посвящена Воскресению Господа. В понедельник — служба в честь небесных чинов бесплотных (ангелов). Во вторник — в честь Иоанна Предтечи. В среду воспоминается предание Господа на смерть. Четверг посвящен св. апостолам и святителю Николаю. В пятницу — воспоминание страданий и крестной смерти Господа. В субботу воспоминаются преподобные, мученики и все святые, совершается поминовение усопших. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми седмиц называется столпом. Создание Октоиха традиция приписывает Иоанну Дамаскину, хотя он был автором только части песнопений (воскресные службы, причем не полностью). Стихиры восточные, утренние тропари, ексапостиларии, троичные каноны воскресных служб принадлежат другим авторам. Среди них — Митрофан, митр. Смирнский (9 в.), Феодор Студит (ум. 826) и его ученик Анатолий. Греческий Октоих в основном сложился к 9 в., когда Феофаном Никейским (ум. 843) и Иосифом Песнописцем (ум. 883) он был дополнен песнопениями на будние дни. Иосифу Песнописцу традиция приписывает окончательное оформление Октоиха в одну книгу. В дальнейшем Октоих дополнялся только отдельными песнопениями, написанными имп. Львом Деспотом, его сыном Константином Багрянородным (10 в.) и игуменом Евергетидского монастыря Павлом Аморейским (ум. 1054). В 13 в. император Феодор Дука Ласкарис прибавил к Октоиху особый канон Богородице, который поется на утрене в праздники великих святых. Среди творцов Октоиха есть и славянские авторы. Кирилл Туровский (12 в.) внес некоторые песнопения в воскресную службу полунощницы. Рукописная славянская традиция представлена Октоих следующих типов: 1. Полный Октоих 2. Шестоднев служебный — воскресные службы 8-ми гласов и седмичные службы на один из гласов (понедельник — 1-й глас, вторник — 2-й и т. д.). 3. Октоих изборный — сборник, в котором песнопения собраны по типу и гласам (т. е. стихиры 8-ми гласов, седальны 8-ми гласов и т. д.). 4. Параклитик — сборник утренних канонов 8-ми гласов (без Богородичных канонов на повечерии). 5. Богородичник — каноны Богородице 8-ми гласов. Древнейшими славянскими печатными изданиями Октоиха являются: Краковское (1491), Черногорское (1495) и Московское (1594). Канонический состав славянского Октоиха был установлен реформой патриарха Никона.

Октоих: что это такое?

Без чего не может обойтись богослужение? Что создает на службе особую, торжественную атмосферу общения с Богом? Иконы, свечи, возгласы священника, запах благовоний — и, конечно же, музыка песнопений. Как устроена богослужебная музыка и как связан с ней загадочный Октоих — в отрывке из книги Марии Красовицкой «Как устроено богослужение Церкви».

Первое, что дополняет неизменяемые тексты, — это богослужения седмичного круга (которые сменяются каждую неделю) и книга, содержащая тексты праздников этого круга, — Октоих. Слово это переводится как «осьмогласник». Книга Октоих разделена на восемь симметричных частей.

Октоих с древними нотами над текстом песнопений

Восемь — число священное, число полноты, знак будущего века, и оно связано с византийской музыкальной системой восьми ладов, состоящей из четырех основных ладов и четырех производных, плагальных.

Эта ладовая система уже не восстановима в своем оригинальном виде: дело в том, что музыкальные рукописи старше XII века не поддаются расшифровке, поскольку они содержат не сами мелодии, а лишь напоминания известных в те времена мотивов и музыкальных оборотов. И поэтому древнее византийское пение нам совершенно недоступно.

Однако в православном богослужении музыкальная стихия соединена со стихией словесной. Церковь, используя свой вековой опыт, прекрасно отдает себе отчет в том, что у человека рациональное и эмоциональное восприятие очень связаны, и на эмоции богослужение воздействует, прежде всего, через музыку, хотя, конечно, и освещение храма имеет большое значение, имеют большое значение благовония, важно и осязание — когда держишь ветки вербы, легче входишь в ту радость встречи Спасителя, которую чувствовали отроки, срывающие ветки при входе Христа в Иерусалим. Очень по-разному, через разные органы чувств должна входить в человека радость церковного праздника.

350 р

И есть в богослужении рациональная составляющая: что человек знает, что человек понимает и что нового он узнает — каждый раз! — о том или ином празднике. А история Церкви очень богата, святых очень много, и поэтому можно десятки лет ходить в храм, участвовать в богослужении и всегда узнавать новое. Слава Богу, темы наших богослужебных собраний неисчерпаемы: как неисчерпаемо Священное Писание, так оказывается неисчерпаемым Священное Предание.

Итак, глас — это система одновременно музыкальная и поэтическая. Тексты богослужебные сообщают нам очень важные вещи о Боге (это догматика), о земной жизни Спасителя (это пересказ Священного Писания), о святых (это своеобразная агиография, то есть описание жизни святых), об истории Церкви (так, в основе многих христианских праздников события гораздо более поздних, чем евангельские, времен из жизни Церкви — например, Воздвижение Креста Господня, память Вселенских Соборов).

Все это должно быть сказано очень красиво, должно запомниться, и потому со временем богослужение облекается в совершенно особенную форму — стихотворную. Церковная гимнография — это поэзия, и зачастую поэзия очень высокого уровня, хотя большинство текстов, которые мы поем, являются переводами с греческого языка, а перевод всегда менее точен, чем оригинал, но бывают и очень удачные по своим литературным качествам переводы. Кроме того, службы создавались и поныне создаются и на церковнославянском языке.

Но в восприятии богослужения музыкальный элемент неотделим от словесного его наполнения, и каждый глас Октоиха представляет собой музыкально-поэтическую общность. Не нужно думать, что глас как система распевов назначался произвольно для каких-то текстов, — мол, при ином стечении обстоятельств эти тексты могли бы распеваться на другие гласы, исполняться на другие распевы. Нет. Каковы бы ни были исторические обстоятельства формирования гласовой системы и какими бы случайными они нам ни показались, нужно, проникая в сам принцип устроения богослужения, понимать, что слово неотделимо от музыкальной краски и музыкальная краска возникает в службе только в связи с определенным словом.

Почему это важно? Вроде бы просто восемь разных систем напевов (гласы) — причем системы весьма условные, поскольку лады византийской музыки, из которых гласы и возникли, на сегодня полностью утрачены. Даже традиционные монастырские распевы, которые мы сейчас имеем — валаамский, Оптиной пустыни, — отстоят от Византии так же далеко, как одна планета от другой: сегодня совершенно другая музыка, другое время, другой музыкальный язык. Но все-таки эти напевы с ходом времени хотя бы в сознании людей объединяются в некоторую общность, и между ними определенный общий знаменатель существует.

Таким образом, мы в Октоихе имеем восемь — по количеству гласов — абсолютно симметричных и самостоятельно значимых частей, которые сменяют друг друга, условно говоря, в течение двух месяцев (если принять месяц за четыре седмицы).

Один глас звучит на протяжении одной богослужебной седмицы, и устроена она очень интересным и исключительным образом.

Каждый глас начинается в день воскресный (а воскресенье в богослужении, как мы помним, начинается, как и всякий богослужебный день, накануне, то есть в субботу вечером): в субботу вечером, на вечерне, звучат песнопения нового гласа и нового раздела Октоиха. Воскресный день по-церковнославянски называется неделя. Это праздник.

Но, конечно же, вершина и одновременно основа этого величайшего дня — это воскресное богослужение. Устроено оно исключительным образом, и разговор об Октоихе — это, прежде всего, разговор о воскресном богослужении. За воскресным днем следуют пять будних, или седмичных, дней — понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Это дни, которые кажутся очень простыми, совсем не праздничными по сравнению с воскресеньем — так оно велико и высоко, — но у них тоже есть свои вершины: это среда и пятница (по-церковнославянски — «пяток»). Это дни, когда вспоминаются страдания Спасителя, Его распятие и особенным образом прославляется Божия Матерь. Тексты, посвященные Божией Матери, как раз и помещаются в Октоихе в день воскресный, в среду и пятницу. Господская тема всегда будет сопровождаться Богородичной темой.

Понедельник, вторник и четверг тоже имеют свои богослужебные темы, и существуют они не как некоторая россыпь, нелогичное собрание текстов, а как продолжение, производные от воскресного дня.

О том, какие бывают службы и какие смыслы таят богослужебные книги, читайте в книге «Как устроено богослужение Церкви» Марии Красовицкой.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх