Помост

Вопросы веры

Особенности христианства как религии кратко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Общая характеристика православия.

2. Становление и современное состояние Русской православной церкви.

3. Православие в Беларуси в современный период.

4. Старообрядчество.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

Православие – одно из трех основных направлений христианства. Оно исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Распространено православие главным образом в Восточной Европе, на Балканах и на Ближнем Востоке. Незначительное количество верующих живет в странах Америки, Азии, Африки.

Термин «православие» переводится с греческого слова «ортодоксия», что означает учение, суждение, отдание хвалы Богу. Как самостоятельное вероучение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 год). Основы православия сформировались в Византии, где оно в IV – XI веках было господствующей религией. Окончательное отделение восточной церкви от западной произошло в 1054 году.

Основой вероучения являются Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов). Православная церковь считает, что Священное Предание невозможно развивать. Святые отцы и первые семь Вселенских соборов сформировали христианское вероучение и его следует сохранять. На первом Вселенском соборе, который проходил в Никее в 325 году, христианская церковь в борьбе с ересью выработала первую часть Символа веры. После Никейского собора православными стали называть тех христиан, кто придерживался решений Никейского собора. Православную церковь называют еще и греко-католической.

На втором Вселенском соборе, проходившем в 381 году в Константинополе, была вновь осуждена деятельность раскольников и в Символ веры, выработанном на Никейском соборе, были внесены дополнения. В результате сформировались основы христианского вероучения.

Символ веры состоит из 12 частей или членов. В первом члене говорится о Боге как творце мира, первой ипостаси Святой Троицы. Во втором – о вере в Сына Божия единородного – Иисуса Христа. В третьем члене – сказано, что Иисус Христос для спасения людей сошел с неба, принял тело от Духа Святого и Девы Марии и стал человеком. В четвертом, пятом и шестом членах говорится о страданиях и смерти Иисуса Христа, о его воскресении и вознесении на небо. В седьмом члене Символа Веры сказано о втором пришествии Иисуса Христа, что он будет судить живых и мертвых и его владычеству не будет конца. В остальных членах говорится о вере в «Духа Святого, Животворящего, Иже от Отца исходящего….», об отношении к церкви, о таинстве Крещения, о будущем всеобщем воскресении мертвых, о жизни вечной.

Важное место в православии занимают обряды – таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит невидимая благодать Божия. Всего 7 таинств.

Крещение. Это таинство, во время которого верующий троекратно погружается в воду или обмывается водой с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа. При этом человек обретает духовное рождение, с него снимается первородный грех, он становится членом церкви.

Миропомазание. В этом обряде верующему крестообразно мажут некоторые части тела маслом (миром). Это означает, что на человека спускается Дух Святой, чтобы помочь ему содержать свою жизнь в чистоте и укреплять ее силой духовной.

Причащение, или евхаристия. Под видом хлеба и вина верующие принимают тело и кровь Иисуса Христа. Это таинство дает возможность верующему соединиться с Христом, укрепиться в вере, получить залог будущего воскресения.

Исповедь, или покаяние. Это признание своих грехов перед священником, который от имени Бога отпускает их.

Таинство брака. Совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз между мужчиной и женщиной.

Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители. Таинство священства совершается только над лицами мужского пола, православного вероисповедования, состоящем в первом браке, освещенном церковью. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

Елеосвящение (соборонование). Это таинство совершается над больными с целью поддержать их в вере, облегчить страдания. Считается, что при помазании тела елеем на больного нисходит благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

В настоящее время в мире насчитывается более 220 миллионов приверженцев православия. Оно никогда не имело единого центра управления. Во времена Византийской империи было четыре самостоятельных религиозных центра. Сейчас в мире имеется 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская. Кроме этого имеется 4 автономных православных церкви: Синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская (юрисдикция константинопольского патриарха), Японская (юрисдикция патриарха Московского и всея Руси).

2.СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Самой многочисленной из православных церквей является Русская православная церковь. Официальной датой принятия христианства на Руси является 988 год, когда по приказу князя Владимира крещение приняли жители Киева. После этого христианство вводилось и в других городах Древнерусского государство. Не везде этот процесс проходил мирно. Введение христианства заняло длительный период времени.

Православная церковь Древнерусского государства зависела от Константинопольского патриарха. Он назначал сюда митрополита, который носил титул «Киевского и всея Руси». После разорения Киева татаро-монголами митрополит переехал вначале во Владимир-на-Клязьме (1300 год), потом в Москву (1326 год). Такое положение не устраивало князей Великого княжества Литовского и они настаивали на перенесении кафедры митрополита из Москвы в Киев или учреждения в Великом княжестве Литовском отдельной православной митрополии. Константинопольский патриарх, учитывая просьбы князей, учредил в Великом княжестве Литовском отдельную митрополию, которая некоторое время существовала независимо от Московского митрополита.

В середине XV века на Флорентийском соборе (1439 год) Константинопольская иерархия заключила унию с римско-католической церковью. С этим были не согласны иерархи Московской митрополии. В связи с этим в 1448 году собор русских епископов, не согласовывая с константинопольским патриархом, избрал митрополитом Московским и всея Руси Иону. Этим было положено начало автокефалии Русской православной церкви.

Патриаршество в Русской православной церкви (РПЦ) было установлено в 1589 году. Первым патриархом стал митрополит Иов. В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Духовную коллегию, которая вскоре была преобразована в Святейший Правительствующий Синод. Большое влияние на деятельность Синода оказывал светский человек-обер-прокурор Синода, назначаемый императором.

Восстановлено было патриаршество в РПЦ в ноябре 1917 года. Патриархом был избран Тихон Белавин. После его смерти в 1925 году патриарх не избирался. РПЦ возглавлял патриарший местоблюститель. В 1943 году вновь был избран патриарх. В настоящее время патриархом является Алексей II. Он носит титул «Патриарх Московский и всея Руси».

Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При патриархе действует совещательный орган – Священный Синод. Православная церковь состоит из экзархатов, епархий, благочиний и приходов (общин). Епархии возглавляют архиереи, которые подчинены патриарху. Русская православная церковь имеет свои монастыри. Наиболее известные из них: Троице-Сергиев, Киево-Печерский, Александро-Невский, Почаевско-Успенский.

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост предшествует большим церковным праздникам. Больших многодневных постов в РПЦ четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Самым почитаемым праздником в православной церкви является Пасха. Затем следуют 12 наиболее значимых праздников, называемых двунадесятыми. Некоторые из них называются неподвижными или непереходящими. Они празднуются каждый год в одно и тоже время. Другие же праздники называются подвижными или переходящими. Они отмечаются в разное время в зависимости от дня празднования Пасхи.

3.ПРАВОСЛАВИЕ В БЕЛАРУСИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

В 1989 году православная церковь в Беларуси получила статус экзархата. Это решение принял Архиерейский собор Русской православной церкви. В настоящее время она имеет два официальных названия: Белорусский экзархат Московского патриархата и Белорусская православная церковь. Экзархат канонически составляют все епархии с их благочиниями, с приходами и монастырями, находящимися на территории Республики Беларусь. Возглавляется экзархат экзархом. Сейчас им является митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).

Высшим органом Белорусской православной церкви является Синод. Он состоит из всех правящих архиереев, включая экзарха. Синоду принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть.

В состав Белорусской православной церкви входит десять епархий: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Минская, Могилевская, Пинская, Полоцкая, Туровская. Управляет епархией архиерей. Он избирается и назначается Священным Синодом. Епархия разделяется на благочиннические округа, а они – на приходы.

На 1 января 2003 года на территории Беларуси имеются 1265 приходов, в том числе в Брестской области 320, Витебской – 205 Гомельской – 157, Гродненской – 178, Могилевской – 83, Минской – 292, городе Минске – 30. Зарегистрировано 19 монастырей, 16 братств, 8 сестричеств.

Подготовкой кадров занимаются духовные учебные заведения. В 1989 году возобновила деятельность Минская духовная семинария, которая была закрыта в 1962 году. Это высшее духовное учебное заведение, готовящее священнослужителей и богословов. При Европейском гуманитарном университете в Минске в 1998 году открыт богословский факультет. Обучающиеся получают специальность теолог и преподаватель теологии. С 1996 года начала работать Минская духовная академия. Руководителей церковных хоров готовит Минское духовное училище. Открыто двухгодичное духовное училище в Витебске.

Белорусская православная церковь занимается издательской деятельностью. Издается богословская и богослужебная литература, газеты и журналы. С 1990 года начал выходить «Вестник Белорусского Экзархата».

Белорусская православная церковь принимает участие в актах благотворительности и милосердия. При Минском Епархиальном управлении действует медицинский центр «Самарянин». В Минске открыт Дом милосердия, который работает как реабилитационный центр.

Деятельность Белорусской православной церкви разнообразная и многоплановая. Она выступает инициатором проведения различных мероприятий, направленных на укрепление единства между народами, на гармонизацию межконфессиональных отношений, участвует в экменическом движении, в деятельности различных фондов и фестивалей.

4. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Старообрядцы или староверы в России появились в XVII веке в результате раскола в Русской православной церкви. Поводом к этому явилась богослужебная реформа, которая проводилась по инициативе патриарха Никона. Среди священнослужителей и верующих были сторонники и противники реформы. Сторонники реформы выступали за то, чтобы установить единообразие в богослужебной практике, привести богослужебные книги в соответствие с византийскими образцами, изменить некоторые обряды. Они выступали за ограничение числа земных поклонов при чтении молитв, за замену двухперстного крестного знамения на трехперстное и др.

Противники нововведений выступали в защиту «старой веры», «старых» обрядов. Часть верующих считала, что вводится новая вера, не признавала новые книги, продолжала молиться по старым.

Внутри православной церкви началась ожесточенная борьба. Это привело к расколу. С одной стороны — «обновленная» никоновская церковь, с другой – церковь «старого обряда», которая получила название старообрядческой.

Против противников реформы начались преследования и гонения, все противники реформы в 1685 году были объявлены вне закона, к ним стали применять различные меры наказания. Многие приверженцы старой веры вынуждены были бежать от преследований. Они поселялись в непроходимых лесах, бежали за границу.

На белорусских землях староверы появились во второй половине XVII века. Прибыли они сюда из разных мест России: на севере – из Поморья и Новгорода, на юго-востоке – из Стародубья (Черниговщина) и Дона, Центром старообрядчества на Беларуси стала Ветка на Гомельщине. Царское правительство неоднократно пыталось вернуть беглецов на прежние места проживания, применяя при этом и вооруженную силу. Однако деятельность староверов продолжалась.

Староверы делятся на два направления: поповцев и беспоповцев. В Беларуси большинство староверов составляют беспоповцы. На 1 января 2003 года в республике действовало 33 старообрядческие общины.

В 1971 году Поместный Собор Русской православной церкви снял проклен со староверов. Это дало канонические условия для преодоления раскола. Но староверы по-прежнему ведут себя обособленно и не настроены на воссоединение с Русской православной церковью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение христианства на Руси. М., 1987.

2. Гордиенко И. С. – Современное русское православие. Л., 1989.

3. Грыгаровіч У. У. – Беларуская іерархія. Мн., 1992.

4. Канфесіі на Беларусі (к. XVIII- XXст.). Мн., 1998.

5. Короткая Т. П., Прокошина Е. С., Чудникова А. А. — Старообрядчество в Беларуси. Мн., 1992.

6. Начаткі праваслаў’я. Мн., 1998 г.

7. Основы христианской православной веры. М., 1994 г.

8. Филист Г. М. – Введение христианства на Руси. Мн., 1998 г.

9. Христианство в Беларуси: история и современность. (Короткая Т. П., Осипов А. И., Теплова В. А.). Мн., 2000 г.

ТЕСТ

1. Где состоялся первый Вселенский собор?

А) Константинополе;

Б) Никее;

В) Риме.

2. Когда образовалась Полоцкая епархия?

А) 990 год;

Б) 1015 год;

В) 992 год.

3. Как в православной церкви называется управляющий епархией?

А) архиерей;

Б) епископ;

В) митрополит.

Сущность христианства

Из книги Ивана Андреева «Православная апологетика», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Воскреcение (Сошествие во ад). Первая половина XVI в.

О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее определяет Православная Церковь.

Прежде всего следует отметить полное бессилие разрешить этот вопрос только рационалистическим путем. Для рационализма христианство навсегда останется неразрешимой загадкой, конечно, при условии частного подхода к этому величайшему мировому явлению.

Среди рационалистических попыток выяснить сущность христианства следует отметить два основных направления: 1) стремление свести всю сущность христианства только к его нравственным принципам; 2) представить христианство в виде системы отвлеченных идей.

Наиболее ярким примером первого стремления является воззрение на христианство крупнейшего немецкого философа Иммануила Канта. По Канту, христианство отличается от всех прочих религий только по своему нравственному превосходству перед ними. Христос, согласно этому рассуждению, есть идеальный тип нравственного совершенства. Его заветы – полное и наилучшее выражение нравственно идеальных требований человеческой природы. Его Церковь – общество, где осуществляется нравственное добро. Все существо христианина – в его идеальной системе морали. Догматическое же учение христианства не имеет особого значения. Всеобщее объективное значение христианской религии – искупление человеческого рода для спасения человека и для его вечного блаженства – кантовской системой отрицается как трансцендентное и не существенное для человеческой жизни на земле. Подобное рассуждение глубоко ошибочно. При внимательном отношении к христианству становится совершенно ясным, что оно не есть мораль без догмы (подобно буддизму), ибо нравственное учение Христа находится не в одной только внешней, формальной связи с вероучением. Христианство не ограничивается, подобно некоторым системам нравственности, только стремлением оправдать свои нравственные требования религиозной санкцией и обосновать нравственные обязанности человека на воле Высшего Существа. Вся христианская этика основана на догматике и без нее теряет свой полный смысл.

Догматическое учение о Пресвятой и Нераздельной Троице, о воплощении Сына Божиего, об искуплении рода человеческого и спасении его имеет в христианстве не второстепенное, но основное значение. Оно не является в христианстве только для придания высшего авторитета его нравственному учению. Напротив, оно есть центр всей христианской религии и вытекающей из нее нравственности.

Христианская нравственность, лишенная ее догматического корня, несомненно, представляет собой все же такое чарующее, привлекательное и обаятельное явление, что не может сравниться ни с какой другой системой морали, превосходя их все своей полнотой, простотой и убедительностью. И это уже одно обстоятельство наводит на мысль о Божественном происхождении такого этического учения. При углубленном же проникновении в корни этой системы морали, т. е. при проникновении в догматический смысл, освещающий, подобно солнцу, всю гармонию целого и бесконечное разнообразие частей, нравственное учение христианства совершенно преображает человеческую душу и открывает ей возможность здесь, на земле, видеть начатки того блаженного вечного состояния, которое предуготовано Богом человеку в ином, лучшем, вечном мире.

Только этим вечным догматическим корнем и возможно объяснить неумирающую привлекательность христианского идеала нравственности, который прошел искус временем, приобретая с каждым успехом духовной культуры человечества новую красоту и силу, внося свое благотворное влияние во все области жизни, без всякого содействия внешнего принуждения. Только христианство способно зажечь любовь к истине ради самой истины, без чего невозможен никакой действительно духовный прогресс человека.

Несомненное нравственно-благотворное влияние нравственного христианского идеала на все человечество является одним из убедительнейших доказательств его Божественного достоинства.

От гностиков первых веков христианства до гегельянства в его современных течениях сущность христианства трактуется как отвлеченная система высшего знания, как абстрактная философия, теоретически решающая проблемы космогонии и теогонии. Но самую важную сторону в христианстве – факт воплощения Сына Божиего и искупления Им грешного человечества, т. е. то необычайное чудесное явление в истории, бесконечно выходящее из ряда обыкновенных исторических явлений, – эту самую существенную сторону христианства, без которой оно ничто, рационалистические школы от древности до наших дней относили к области мифов.

Пастор, профессор Артур Древс кончил тем, что написал книгу «Миф о Христе». Левый гегельянец Фейербах написал большое исследование «О сущности христианства». Противополагая сущность христианства сущности язычества, Фейербах пришел к выводу, что в христианстве преобладает субъективность над объективностью, сердце и фантазия – над разумом. Он видит в христианстве систему мировоззрения, для которого внешний мир со всеми законами природы не имеет никакого значения. Вследствие этого Фейербах находит в христианстве вражду к разуму, к знанию, к науке, к общественной жизни и всякому прогрессу: социальному, научному, политическому, экономическому и прочему. Ученье Фейербаха проникло в марксизм, а через него в большевистский коммунизм, став государственной религией в советской России.

Для честной критической мысли совершенно ясны грубые ошибки Фейербаха. Во-первых, христианство, как мы это указывали в начале нашего курса, никогда не было враждебно к честному разуму, честному знанию и честной науке. Но христианство, конечно, никогда и не переоценивало человеческий разум сравнительно с общим духовным развитием. Не унижая разума, оно только ставило его в гармоническое отношение с другими силами человеческого духа. Христианство не боготворит человеческого разума, а смотрит на него как на талант, данный от Бога, который должно прилагать к жизни, и поощряет знание, служащее оружием искания и служения истине, добру и красоте.

Христианство вовсе не разрывает связи человека с миром и не противоборствует прогрессу честной науки, а только указывает на бесконечное превосходство Творца пред сотворенным Им миром, на бессмертное назначение человека и на преходящее значение вещественного мира, а на временную жизнь как только приготовительную ступень к жизни вечной. Этим учением христианство только способствует духовному развитию человека и нравственному росту его в настоящей временной жизни. История показывает, как много христианство содействовало прогрессу естествознания, т. е. той науки, которая специально занималась исследованием природы.

Из всех существующих религий только одно христианство не заключает в своих основных истинах ничего враждебного истинному прогрессу. А к природе оно относится тепло и радостно, как к творению Божиему. В противоположность языческой культуре, обоготворявшей солнце, луну и звезды, христианская религия полагает их к стопам Творца. Именно христианство освободило человечество от унизительного рабства перед стихиями мира и научило человека господствовать над природой в гораздо большей степени, чем об этом мечтает рационалистическая наука (хождение по водам и воскрешение мертвых).

Идея единства и солидарности народов есть чисто христианская идея. Великое здание международного права опирается на эту христианскую идею. В социальном отношении благотворное влияние христианства неоспоримо. Оно создало христианский брак и христианскую семью. Оно чрезвычайно подняло нравственное достоинство женщины: девственницы, матери, супруги. Языческому пренебрежению к детям христианство противопоставило заветы Христа, обрекшего каждого соблазнителя и развратителя детской невинности на участь горчайшую утопления с мельничным камнем на шее.

Язычество, даже в лице самых лучших представителей, оправдывало и поддерживало рабство; христианство же, систематически разрушая по частям основания, которыми оно оправдывалось в древности, привело наконец к его уничтожению. Христианство смягчило жестокость к преступникам.

Напомним, что Сам Господь избрал на земле уничиженное звание ремесленника и тем снял клеймо презрения со всякого честного труда. «Трудиться и молиться» стало девизом христианской жизни. Все монашество проводило время в трудах и молитве.

Чтобы правильно понять и определить сущность христианства, необходимо иметь в виду, что оно всецело обязано своим происхождением Божественной Личности своего Основателя и носит живой отпечаток этой Личности во всем.

Христианская религия, подобно своему Основателю, во-первых, целостна, гармонична и всеобъемлюща. В ней нет недостатков, и она не подлежит усовершенствованию. Она идеальна. Усовершенствованию, при этом беспредельному, подлежит только христианин. Идеал его совершенства бесконечен. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Только христианская религия имеет полное право называться в собственном смысле слова религией, т. е. союзом с Богом. Христианство объемлет все наше существование – духовное и телесное. Оно освящает все наши семейные, социальные и политические отношения. Оно удовлетворяет всем потребностям духовной, душевной и телесной жизни человека.

Для уяснения сущности христианства следует рассмотреть основные истины христианской религии. Христианство, прежде всего, есть не столько новая система вероучения и нравоучения, сколько новое начало жизни и деятельности человека.

Хотя в новозаветной христианской религии не все ново по сравнению с религией ветхозаветной, тем не менее даже то, что воспринято христианством из религии Израиля, светится новым светом углубленного и усовершенного смысла.

Хотя и в Ветхом, и в Новом Заветах находятся общие обоим Заветам догматические истины о единстве Божественного Существа, о свойствах Божиих, о происхождении человека, о его первоначальном состоянии, о падении и другие, тем не менее и эти истины в Новом Завете представляются яснее, чище, глубже, духовнее, свободнее от элементов антропоморфизма, который в Завете Ветхом заслоняет собой идею духовности Божественного Существа.

Слово Христово о том, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24), было бы невозможно найти в Ветхом Завете.

Некоторые откровенные истины в Ветхом Завете выражались так прикровенно, что заставляли задуматься наиболее развитых духовно ветхозаветных людей. К таким истинам следует отнести указания на тайну троичности, тайну Слова и Духа Божиего и других. Эти тайны, сокрытые для ветхозаветных пророков, были ясно открыты лишь Самим Спасителем.

Новоиудейские ученые несправедливо утверждают, что во всем Ветхом Завете нет никаких указаний на тайну троичности. Но нельзя не видеть в Ветхом Завете нераскрытых понятий об особых силах Божиих: Слове Божием и Духе Божием. Также нераскрытым в Ветхом Завете осталось явление Аврааму Бога в виде трех Ангелов.

Во всей же полноте, доступной для человеческого понимания, тайна Пресвятой Троицы открылась, конечно, только в Новом Завете. Тайна Пресвятой Троицы – сердце христианской догматики. Эта тайна имеет огромное, неисчерпаемое значение, как чисто умозрительное, так и нравственное.

Умозрительное значение христианского учения о Святой Троице состоит прежде всего в очищении, возвышении и уяснении идеи монотеизма. Христианское учение о Пресвятой Троице не есть требожие, третизм, прямо и решительно осужденный христианской Церковью. Учение о Троице есть особый вид монотеизма, но такой глубокий, возвышенный и чистый, с каким мы не встречаемся ни в какой другой монотеистической системе.

Существенное в христианском учении о троичности состоит в том, что оно, сохраняя во всей неприкосновенности ветхозаветное учение о единстве Божества, чрез раскрытие догмата о Пресвятой Троице придает учению о единстве Божием особый, новый, чрезвычайно значительный, высоконравственный характер, какого не было и не могло быть ни в какой другой системе монотеизма.

Недаром Ориген, блаженный Августин и святитель Григорий Нисский, анализируя тайну Святой Троицы, доказывали истинность и Божественность христианства.

Чистый монотеизм очень мало говорит о высоте, чистоте и нравственной ценности религии, проповедующей его. Ибо можно себе представить и религию одного кумира.

До понятия о единстве Верховного Существа доходили некоторые из мыслителей дохристианской древности, но идея о внутренней природе такого Существа, вне Его отношения к миру (т. е. жизнь Бога в Самом Себе), была непостижна. Вследствие этого монотеизм превращался или в пантеизм, признающий вечное раскрытие Божественной жизни и сущности в мире, или в сухой деизм.

Только христианство, через раскрытие догмата о Святой Троице, дало разрешение вопроса о природе единого Бога в Себе Самом. Только христианство открыло через этот догмат ту истину, что Бог, единый по Своему существу бесконечный Дух, имеет определенные образы Своего бытия, вне отношений Его к миру, в Его Триипостасном Существе, в Котором проявляется бесконечная полнота внутренней жизни, неведомая для нас.

Не объясняя самой сущности тайны троичности, этот догмат проясняет для нашего ума нечто относительно Существа Божиего, а именно – что в Существе Божием есть самостоятельная, независимая от мира жизнедеятельность и есть условия для ее проявления. Хотя понятие о триединстве Бога и чрезвычайно трудно, однако понятие о голом единстве Его – еще труднее. «Христианский Бог один, но не одинок» (Петр Хризолог «60-е Слово»).

Но кроме умозрительного значения, догмат о Пресвятой Троице имеет еще и нравственное значение .

Через тайну троичности христианство научило человечество не только благоговейно чтить Бога, но и любить Его. Через тайну Пресвятой Троицы раскрылась новая идея о том, что Бог есть любовь, высочайшая, идеальная любовь и неисчерпаемый источник любви. Блаженный Августин с глубоким основанием утверждал: «Тайна христианской троичности – это тайна Божественной любви. Ты видишь Троицу, если видишь любовь».

Тайна троичности научает нас тому, что любовь Божия проявилась не только в творении и промышлении о мире, но что она является в своей совершеннейшей, безграничной полноте в самом лоне Божества, где от вечности была жизнь любви, вечное общение святой любви Отца, Сына и Святого Духа.

Таким образом, можно утверждать, что сухой монотеизм древних религий, не оплодотворенный откровенной истиной троичности, не имел и не мог иметь истинного понятия о Божественной любви.

Главное отличие строго монотеистической новоиудейской религии от религии христианской заключается в понимании последней основной Божественной сущности. Только христианство, через откровение Самого Христа, знает и понимает истину о том, что Бог есть любовь и что такое любовь.

Христос, по выражению христианского поэта А.Толстого, «все законы Моисея любви закону подчинил». Понять эту идею Бога-Любви при сухом монотеизме невозможно, ибо кого же мог Бог любить, кроме Себя? Ведь мир – временный, и когда его еще не было, – кого Бог мог любить, кроме Себя? Только тайна Святой Троичности, не посвящая нас во всю глубину необъятного для человеческого ума Существа Божиего, дает нам разуметь, что любовь Божия никогда не была бездеятельна, никогда не оставалась без проявления, никогда не была себялюбием, указывая на вечное Божественное общение Лиц Святой Троицы.

Вся глубина любви Божией к человеческому роду уяснятся нам до конца в свете тайны Пресвятой Троицы. Эта тайна является и основанием всего христианского учения об искуплении.

Высочайший образец любви в пожертвовании Бога Отца Своим единородным Сыном за спасение человеческого рода, в добровольном крестном страдании Сына Божиего для нашего искупления и в сошествии Святого Духа для нашего освящения, потрясая человеческую душу, порождает ответную благодарную, самоотверженную любовь к Богу, Которого христианин начинает понимать как любвеобильного Отца всего человечества.

Если мы так же глубоко задумаемся над христианским учением о воплощении Второго Лица Пресвятой Троицы, то увидим, что оно имеет не только глубокое умозрительное, но и всеобъемлющее нравственное значение. Оно подняло нравственное сознание человека на такую высоту, до которой невозможно было возвыситься без помощи Божией.

Эту истину некоторые из древних учителей Церкви формулировали так: «в таинстве воплощения Бог снизошел до человека для того, чтобы человека возвести до Бога».

Чудо воскресения Христова завершает все другие чудеса и составляет, по яркому выражению профессора Н.П.Рождественского, «основной камень христианской апологетики». Доказательство истины воскресения Христова чрезвычайно просто и чрезвычайно убедительно. Доказательство это сводится к тому, что без действительного факта воскресения было бы совершенно необъяснимо ни начало апостольской проповеди, ни явление в мире исторического христианства с его мучениками, апологетами, учителями Церкви и святыми подвижниками, ни существование на земле до сегодняшнего дня миллионов верующих христиан, готовых отдать жизнь свою за Христа.

Купить эту книгу можно

В чем сущность Христианства

В других религиях основатель являлся не кем иным, как
проповедником учения нового или старого и давно забытого. Поэтому во всех других
религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь
Иисус Христос в христианстве. Там основатель – учитель, провозвестник Бога,
возвещающий путь спасения. И не более. Учитель – только труба Бога, главное же –
то учение, которое он передает от Бога. Поэтому основатель в других религиях
всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению,
основываемой им религии. Существо религии от него не зависит, он, так сказать,
заменим. Религия нисколько не пострадала бы, если бы ее возвестил другой учитель
или пророк. Например, буддизм спокойно мог бы существовать, если бы было
доказано, что Будды никогда не было, а был другой его основатель. Ислам спокойно
мог бы существовать, если бы вместо Мухаммеда оказался кто-то другой. Это
касается всех религий, потому что функции основателей этих религий заключались в
их учении, которое они предлагали людям. Учение составляло существо их служения.

А христианство мог бы основать, например, святой Иоанн Креститель? Он мог бы
сказать о нравственном учении, о некоторых истинах веры, но не было бы самого
главного – Жертвы! Без Крестной Жертвы Богочеловека Иисуса Христа нет
христианства! Можно понять теперь, почему весь огонь отрицательной критики был
направлен на упразднение Христа как реально существовавшей личности! Если Его не
было, если не было Того, Кто пострадал за нас. Кто принял смерть крестную –
христианство рассыпается тут же. Идеологи атеизма это прекрасно
понимали.

Итак, если мы хотим выразить существо христианства не просто одним словом –
Христос, то скажем так: оно состоит в Кресте Христовом и Его Воскресении, через
которые человечество наконец получило возможность нового рождения, возможность
возрождения, восстановления того падшего образа Божия, носителями которого мы
являемся. Поскольку по так называемой естественной природе мы не способны к
единению с Богом, ибо ничто поврежденное не может быть причастно Богу, то для
единения с Богом, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее
воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в Самом Себе и дал
возможность сделать подобное каждому из людей.

Другой важнейший аспект, составляющий существо христианства, – это правильное
духовное устроение человека. И здесь христианство предлагает то, что
принципиально отличает его от учения всех других религий. Во первых, учение о
Боге, во-вторых, понимание существа и цели духовной жизни человека, далее –
учение о Воскресении и многое другое.

Итак, первое, что присуще только христианству, а не другим религиям, – это
утверждение, что Бог есть любовь. В других религиях то высшее, чего достигло
религиозное сознание в естественном порядке, есть представление о Боге как о
праведном, милостивом судии, справедливом, но не более. Христианство утверждает
нечто особенное: что Бог есть любовь и только любовь. К сожалению, это
христианское понимание Бога с трудом находит себе путь к сознанию и сердцу
человека. Бог-любовь никак не воспринимается «ветхим» человеческим сознанием.
Тем более что образ Бога-судии встречается и в Евангелии, и в посланиях
апостольских, и в святоотеческих творениях. Но какова специфика употребления
этого образа? Он имеет исключительно назидательно-пастырский характер и
относится, по слову святителя Иоанна Златоуста, «к разумению людей более
грубых». Как только же вопрос касается изложения существа понимания Бога, мы
видим совершенно другую картину. Утверждается с полной определенностью: Бог есть
любовь и только любовь. Он неподвластен никаким чувствам: гневу, страданию,
наказанию, мести и т.д. Эта мысль присуща всему Преданию нашей Церкви. Вот хотя
бы три авторитетных высказывания. Преподобный Антоний Великий: «Бог благ и
бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благосклонным и истинным то, что
Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется,
злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив
к ним, то на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и
гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел
человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит,
пребывая всегда одинаковым.

А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а
когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя
добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от
Него. А сие значит не то, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не
попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом
молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то
значит, что Бога мы ублажили или переменили, но что посредством таких действий и
обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы
способными вкушать Божию благость. Так что сказать: «Бог отвращается от злых»
есть то же, что сказать: «Солнце скрывается от лишенных зрения».

Святитель Григорий Нисский: «Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие
подверженным какой-либо страсти удовольствия, или милости, или гнева, этого
никто не будет отрицать, даже из мало внимательных в познании истины Сущего. Но
хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший
народ, потому что Он милует (см.: Исх. 33, 19), но в каждом, думаю, из таковых
изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших
свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко
греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не
отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на Его милость».

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в
отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова
снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы
приблизить предмет к разумению людей более грубых».

Таких цитат можно привести сколько угодно. Все они говорят о том же, что и
апостол Иаков: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог
не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и
обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 13-14).

Это – совершенно новое, уникальное в истории человечества понимание Бога.
Поистине, только Откровение Божие могло дать такое учение о Боге, ибо нигде в
естественных религиях мы не находим такого. В естественных религиях это было
немыслимо. И хотя две тысячи лет существует христианство, даже среди христиан
это малоприемлемо. Ветхий, страстный человек, господствующий в нашей душе, ищет
земной правды, карающей злодеев и награждающей праведников, и потому величайшее
откровение Божие о том, что Бог есть любовь и только любовь, никак не
принимается человеческим сознанием. По любви и только по любви, а не для
«удовлетворения» так называемой Правде Божией, не для «выкупа» Бог послал и Сына
Своего Единородного.

Вторая особенность христианства (в настоящее время
правильнее говорить – Православия) касается существа духовной жизни человека.
Христианство всецело устремлено на исцеление души, а не на заработок блаженства
и рая. Преподобный Симеон Новый Богослов указывает: «Тщательное исполнение
заповедей Христовых научает человека (т.е. открывает человеку) его немощи».
Обратим внимание, что подчеркивается преподобным Симеоном: исполнение заповедей
делает человека не чудотворцем, пророком, учителем, не достойным всяких наград,
даров, сверхъестественных сил – что является главнейшим следствием «исполнения»
заповедей во всех религиях и даже целью. Нет. Христианский путь ведет человека
совсем к иному – к тому, чтобы человек увидел глубочайшую поврежденность
человеческого существа, ради исцеления которой воплотился Бог Слово и без
познания которой человек в принципе неспособен ни к правильной духовной жизни,
ни к принятию Христа Спасителя.

Насколько несходно христианство с другими религиями! До чего близоруки те,
которые говорят об общем религиозном сознании, о том, что все религии ведут к
одной и той же цели, что все они имеют единую сущность. Как наивно звучит все
это! Только человек, совершенно не понимающий христианства, может говорить об
этом.

В христианстве «дела» открывают человеку его истинное состояние – состояние
глубочайшего повреждения и падения: с какой стороны ни прикоснись ко мне – я
весь болен. Только в сознании этой немощи у человека возникает правильная
духовная сила. Тогда становится человек силен, когда Бог входит в него. Апостол
Петр каким сильным себя чувствовал? И что? Апостол Павел что о себе пишет?
«Трикраты молил Бога». Результат: «Сила моя в немощи совершается». Оказывается,
только через познание себя, какой я есть на самом деле, в человека входит
Господь, и тогда действительно человек приобретает силу: «Если и небо упадет на
меня, не содрогнется душа моя», – говорил авва Агафон. А что же обетовано
человеку? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог обещает ввести нас не в рай, а
в самое небо, и не Царство райское возвещает, а Царство Небесное». Преподобный
Макарий Египетский пишет: «Венцы и диадемы, которые получат христиане, не суть
создания». Не что-то тварное получает обновленный человек, он получает Самого
Бога! Обожение – так именуется наш идеал. Оно есть теснейшее единение человека с
Богом, есть полнота раскрытия человеческой личности, есть то состояние человека,
когда он становится поистине сыном Божиим, Богом по благодати. Какая
колоссальная разница между христианством и другими религиями!

Может быть, самым важным, о чем говорит христианство и что отличает его от
других религий и без чего христианству невозможно быть, является его величайший
догмат, выраженный в главнейшем христианском празднике, Пасхе, – догмат
Воскресения. Христианство говорит не просто о том, что христианская душа
соединяется с Богом, что душа будет испытывать те или иные состояния. Нет, оно
утверждает, что человек – это душа и тело, это единое духовно-телесное существо,
и обожение присуще не только душе, но душе и телу. В обновленном человеке все
изменяется, не только душа, ум, чувства, но и само тело.

Христианство говорит о воскресении как факте, который последует вследствие
Воскресения Христова. Каждый Христов не может не воскреснуть! Вспомните,
насколько вызывающе прозвучала проповедь апостола Павла в ареопаге о
Воскресении. Мудрецы восприняли ее как сказку, фантазию. Но христианство
утверждает это в качестве одного из центральных своих догматов. Весть о
Воскресении пронизывает все христианское сознание на протяжении всех 2000 лет.
Величайшие святые, достигшие озарения Божия и просвещения ума, утверждали со
всей силой и категоричностью эту истину. Она уникальна в истории религиозного
сознания человечества.

Христианство есть религия, которая не вне нас и которую мы можем созерцать
как некий умозрительный объект, рассматривая сходство и различия между ним и
другими объектами. Христианство по природе присуще человеку. Но христианином
человек становится только тогда, когда увидит, что не может избавиться от
мучающих его страстей, грехов. Помните, у Данте в «Аде»: «Так завистью пылала
кровь моя, что, если было хорошо другому, ты видел бы, как зеленею я». Вот оно,
мученье. Любая страсть приносит человеку страдания. И лишь когда он приступает к
христианской жизни, тогда начинает видеть, что такое грех, что такое страсть,
какой это ужас, начинает видеть необходимость Бога Спасителя.

В человеческом сознании постоянно идет борьба между ветхим и новым человеком.
Какого Бога выберет человек: Бога Христа или бога антихриста? Один Бог спасет и
исцелит меня, даст возможность стать истинным сыном Божиим в единении с Сыном
Словом воплощенным. Другой лживо обещает мне все блага земные на миг времени.
Что изберешь, человек?

Но в любом случае помни, что не розовые очки и не «мудрость» страуса,
зарывающего голову в песок при неизбежной опасности, спасет тебя от мира
страстей (т.е. страданий), живущих в душе, но лишь мужественный и честный взгляд
на самого себя, на свои так называемые силы и осознание своей глубокой духовной
нищеты откроет тебе истинное спасение и истинного Спасителя – Христа, в котором
заключено все твое благо вечной жизни.

Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века» основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна одно, несомненно – вся культурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которая уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основы христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.

Понятие Божественной Троицы трактовалось как Бог един во всех трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, — искупитель грехов и Бог-Дух Святой – были абсолютно соравны и совечны друг другу.

В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление божественной мудрости, символическое выражение определенного отношения Бога к человеку. Кроме этого основой христианства являются десять заповедей, которые спасают человека от его грехов. Любовь к ближнему, смирение, сострадание, вот что может помочь человеку найти Бога. Христианство учило, что человек склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и не одинаковым в различных странах.

На Востоке, Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы с IV в. именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции. В 1054 г. произошел раскол между Восточной (Православной) и Западной (католической), который был связан как с духовными, так и с политическими коллизиями (желание папства контролировать Восточную церковь).

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от гр. особое вероучение). Так, сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми.

Другое еретическое учение – монофизитство, напротив, видело во Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд.

Огромную роль, как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства » ухода из мира», безбрачия, а так же отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и не редко очень богатые центры, владеющие имуществом. Многие монастыри были центрами образования культуры.

Так, в Англии в конце VII- начале VIII вв. в одном из монастырей жил, Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории.

С середины XII в. в быстро развивающихся городах сосредотачивается наиболее подвижная и образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Нищенствующие ордена (доминиканский, францисканский и др.) были частью городских духовных течений и в то же время реакцией на их еретические крайности одной из важнейших сторон деятельности орденов было пастырское служение, прежде всего проповедь и исповедь. Из их среды вышли крупнейшие теологи средневековья – Альберт Великий (ок. 1193 – 1280) и Фома Аквинский (1225-1274). Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия.

Основное сочинение Фомы Аквинского «Сумма теологии» обобщала основы средневекового мировоззрения. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога.

В XII-XIII вв. значительно расширилось влияние католической церкви и папства на жизнь общества. Наиболее могущественным папой этого периода был Иннокентий III (1160 или 1161 – 1216 ). Он установил всепроникающий контроль церкви над властью и обществом.

За исполнением его решений следил отлаженный административный и фискальный аппарат. Папа стремился превратить всех государей Европы в вассалов Святого престола.

Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность, например, продавала индульгенции (от лат. Милость)- грамоты об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих.

Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки (юриспруденция, естествознание, философия, логика) – все приводилось в соответствии с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

2. Образование и литература в эпоху Средневековья

В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви.

Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся.

Главная задача монашеских школ была определенна как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: » семь свободных искусств» — грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Существовали также светские школы где обучались юноши не предназначенные для церковной карьеры, в них обучались дети из знатных семейств (множество таких школ было открыто в Англии во II пол. IX в.).

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, и иметь право самоуправления. Университет делился на землячество – объединение студентов из той или иной страны и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями.

В Англии в 1167г был открыт первый университет в Оксфорде, затем – университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (около 1214 – 1292 ), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.

Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. школьный, ученый). Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединения теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально – логическим проблемам.

Важнейшим элементом средневековой культуры была литература в период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Особое место в литературе в Скандинавии занимают исландские саги. Одна из наиболее известных – » Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Возникает и развивается рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений – величайший памятник французского народного героического эпоса – «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги знаменитого военачальника Карла Великого графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию.

Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского » Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII–XIII вв. – «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. в ее основе – древние германские сказания.

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии менестрели (певцы высокой любви), сами исполнявшие свои произведения, во Франции поэзия трубадуров воспевавших добродетели рыцаря – вассала, идеальную любовь и преданное служение даме. Значительным явлением в литературе Франции XII-XIII вв. была поэзия вагантов. Бродячие поэты – ваганты высмеивали католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество.

Важнейший памятник Английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке. Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией – песнями, балладами, сонетами. В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке – собрание новелл, сюжеты которых использовал знаменитый Боккаччо при создании «Декамерона».

Разновидности христианства

Как мы выяснили, христианская религия не является единой. Она, как и другие религии, распределяется на ряд самостоятельных направлений. В ходе формирования христианство распалось на три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм. В каждой из этих ветвей началось формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии. Рассмотрим три наиболее значительных направления.

Католицизм. Слово «католицизм» означает — всеобщий, вселенский. Его истоки идут от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был Апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III — V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между Западной и Восточной частями Римской империи. Начало разделения Христианской Церкви на католическую и православную было положено соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и Константинопольским Патриархом Фотием. Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Протестанство. Протестантизм — одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI века в ходе Реформации. В 1529 г. группа глав небольших государственных образований (преимущественно германских земель) и представителей свободных городов, участвовавших в работе имперского сейма в г. Шпейере, где большинство делегатов составляли католики, выступила с официальной протестацией против сейма, направленной на пресечение движений за реформу Римско-католической церкви.

Суть протестантства заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства — священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения и иконы.

Мы не будем подробно останавливаться на этих двух разновидностях христианства, так как в России они не имеют особого распространения. Следует более подробно изучить православие, как главенствующую религию в нашей стране.

Православие. Слово «православие» является переводом, калькой греческого слова «ортодоксия». Православие, таким образом, в прямом смысле слова есть, в отличие от ложного, правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей и доктрин (религиозных и философских), формулировали положение изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными были и церкви, его содержащие.

В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры («Символ веры») принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое «Филиокве»), что явилось одной из причин «Великого раскола». Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчиненные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.

В настоящее время насчитывается пятнадцать Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей, включая и Русскую, содержащих православную веру, общую для всех них.

Православие — одно из трех основных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалось, как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV — XI веках. Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

· В первом члене говорится о Боге как творце мира — первой ипостаси Святой Троицы;

· Во втором — о вере в Сына Божия единородного — Иисуса Христа;

· Третий — это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии;

· Четвертый член Символа веры — о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления;

· Пятый — о воскресении Иисуса Христа;

· В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо;

· В седьмом — о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю;

· Восьмой член Символа веры — о вере в Духа Святого;

· В девятом — об отношении к церкви;

· В десятом — о таинстве Крещения;

· В одиннадцатом — о будущем всеобщем воскресении мертвых;

· В двенадцатом члене — о жизни вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение Блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных», предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Православная церковь признает семь таинств:

1. Крещение — таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

2. В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

3. В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

4. Таинство покаяния или исповеди — это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

5. Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

6. В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

7. В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Старообрядчество. В середине XVII века назрела острая необходимость в реформе русской церкви, в повышении ее авторитета, в усилении влияния на народные массы, в укреплении союза с государством. В период феодальной раздробленности (XVII век) нарушилось единство церковного обряда и содержания богослужебных книг. Установление религиозного единства должно было укрепить единство политическое. К церковной реформе вынуждали и внешнеполитические обстоятельства. Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Все новшества, введенные патриархом Никоном, показались консервативно настроенной части русского духовенства полным отступлением от «старой веры», принципы которой были завещаны Стоглавым собором (1551 г.). Она объявила новые богослужебные книги и обряды еретическими и возражала против их принятия. Протесты выражались местами в очень резкой форме. Так, например, московский священник Иван Неронов позволял себе останавливать службу в Успенском соборе, когда там пели тройную аллилуйю. А когда в Ниловой пустыни стали служить на пяти просфорах вместо семи, прихожане возмутились этим. Пономарь ударил священника кадилом с горячими углями по голове так, что угли разлетелись, после чего последовала общая схватка в церкви. Протестовало против нововведений Никона и духовенство Вятского края. Глава епархии епископ Вятский и Великопермский Александр в 1663 году послал на патриарха царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой осуждал исправление богослужебных книг и символа веры. В результате его вызвали в Москву для ответа на собор 1666 года, где он пытался отстаивать свою позицию по отношению к реформам Никона, но, в конечном счете, покаялся, был прощен собором и в 1669 году вернулся в свою епархию. Заметным противником церковных реформ на Вятской земле оказался игумен Феоктист, который в свое время приехал в Хлынов вместе с епископом Александром. Он был ярым сторонником протопопа Аввакума, этого признанного вожака защитников «старой веры». Игумен Феоктист поддерживал письменную связь из Хлынова с боярыней Ф.П. Морозовой, известной покровительницей старообрядцев. За горячую и открытую поддержку протопопа Аввакума игумена арестовали и отправили в Москву. Сам Феоктист пропал бесследно, но его проповеди о «старой вере» оказали существенное влияние на верующих. Таких недовольных в России и Вятской губернии того времени было очень много. К ним относились и провинциальное духовенство и представители старинных боярских фамилий, и часть купечества, связанная с внутренней торговлей, и городские низы. Но более других имели основания для недовольства крестьяне, ибо основная тяжесть последствий окончательного укрепления феодально-крепостнических отношений в стране падала на них. Они и стали той силой, которая расколола русское православие на так называемую «старую веру» и официальное православие.

По указанию Вятского преосвященного Иоанникия в первой трети 19 века Вятская духовная консистория попыталась определить общую численность старообрядцев в епархии. Оказалось, по собранным ею сведениям, что в губернии на 1834 год проживало 28689 сторонников «старой веры», в том числе на территории, входящей в современную Удмуртию 16519 человек, или около 58 %. В дальнейшем численность старообрядцев в губернии возрастала быстрыми темпами. По сведениям губернского статистического комитета, к началу 60-х годов их насчитывалось уже 46020, в частности на территории уездов, из которых сложилась нынешняя Удмуртия, 28 231 человек, или 61 %.

На дальнейшую судьбу вятского старообрядчества оказали существенное влияние крестьянская реформа 1861 года и последующие буржуазные преобразования, которые были осуществлены царским правительством. Все эти явления в вятском старообрядчестве сопровождались численным ростом его приверженцев, ибо потребность в религиозном утешении в рамках «старой веры» у крестьян губернии сохранялась ввиду грабительского характера крестьянской реформы.

По сведениям губернского статистического комитета численность старообрядцев к концу века возросла почти в три раза по сравнению с началом 60-х годов: на 1900 год их в губернии насчитывалось 104523 человека, а вместе с единоверцами – 113322, в том числе на территории уездов, их которых сложилась нынешняя Удмуртия, — соответственно 68422 человек и 74719.

За последние годы стала наблюдаться тенденция к спаду религиозной активности старообрядчества. Этот спад нашел свое выражение в снижении посещаемости верующими молитвенных собраний, уменьшении числа совершаемых обрядов. Старообрядчество в целом переживает в настоящее время состояние глубокого кризиса. В настоящее время уже с точностью можно сказать, что старообрядчество количественно уменьшилось. Хотя сейчас староверов в России по самым оптимистичным подсчетам насчитывается всего от миллиона до четырех.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх