Помост

Вопросы веры

Отец сергий романов

Восстание «секты царебожников», отец Сергий (в миру Николай Романов) и Поклонская

Тогда прокурор Крыма, Наталья Поклонская пришла на акцию «Бессмертный полк» не с портретом родственников, а с иконой Николая II. Фото: Алексей Коновалов / Twitter

Борьба «православной общественности» против еще не вышедшего на экраны фильма Алексея Учителя «Матильда» дала радикальному движению «царебожников» повод напомнить о себе. Едва ли «хэдлайнер» этой борьбы депутат Поклонская полностью разделяет идеи «царебожников», но ее представление о «безгрешности» царя вполне им соответствует.

Поклонская и «экстремизм»

О «Матильде» за последние месяцы сказано и написано столько, что нет смысла напоминать немудреный сюжет этой картины. Основной пафос протестов экс-прокурора Крыма и полумифических «100 000 православных», письма которых у нее якобы имеются, состоит в том, что предметом их религиозной веры (?!) является хранение Николаем II девственности до брака, что, по идее, должно исключать наличие у него полновесного романа с балериной Матильдой Кшесинской, которому, собственно, и посвящен фильм. Собственно, наличие такой особой, отличной от ортодоксальной «веры в царя» и является главным признаком причастности Поклонской и ее единомышленников к «секте царебожников», если выражаться языком признанного в РПЦ МП авторитета по «сектам» профессора Дворкина.

С точки зрения ортодоксального православного вероучения, «нет человека, который бы жил и не согрешил». Единственным безгрешным за всю историю человечества является Иисус Христос, в котором человеческая природа соединилась с божественной.

Царь Николай после многолетних колебаний был причислен РПЦ МП к лику святых, но не за праведность своей жизни, а исключительно за образ своей смерти, которую он принял смиренно, жертвенно, по-христиански.

Одна из древнейших икон, изображающая Св. Бориса и Глеба. Wikimedia

В Московском патриархате его почитают как страстотерпца, уподобляя, таким образом, его подвиг двум самым известным страстотерпцам русской истории — юным князьям Борису и Глебу, сыновьям св. Владимира, крестителя Руси, принявшим смерть от своего вероломного брата без всякого сопротивления. Официальная церковь никоим образом не отрицает, что царь грешил в течение своей жизни, в том числе и до брака, что он допускал ошибки в управлении государством, и подчеркивает, что почитает его не за это. У Поклонской же и ее единомышленников противоположная точка зрения: любое упоминание о грехах царя, особенно же их «смакование» в произведении искусства, оскорбляет «чувства верующих» (см. ст. 148 УК РФ).

Действия и высказывания Поклонской вызывают у церковного руководства раздражение не только потому, что они противоречат вероучению, — на это как раз, пожалуй, мало обращают внимания. Главная проблема — ее гротескный стиль и безответственные высказывания, не только превращающие почитание царя в фарс, но и создающие серьезные репутационные проблемы для РПЦ (в том числе для патриарха). Полбеды, когда Поклонская к месту и не к месту ходит с иконой Николая II, провоцируя потоки карикатур в соцсетях, или заявляет о «мироточении бюста» царя, которого на самом деле не было.

Фото: Юрий Козырев / «Новая газета»

Совсем другое дело, когда она от имени церкви сообщает об отлучении от причастия на полгода всех чиновников, посмотревших рабочую версию «Матильды». А среди этих чиновников и председатель Госдумы, и глава администрации президента… Портить с ними отношения из-за какого-то фильма Московская патриархия совершенно не намерена — и ей приходится официально опровергать фантазии Няши. Удивительно, что этому политическому персонажу «крымского призыва», склонному к мистификациям, вообще еще кто-то верит — после всех этих историй с «цитатами из Суворова» или с мужем, который сначала был, а потом, когда дело дошло до декларации о доходах, его уже не было.

Трудно не заметить, что официальная церковь никак не участвует в борьбе с «Матильдой». Подобно борьбе с ИНН или новыми паспортами, популярной среди православных в прошлые годы, она полностью отдана на откуп плохо контролируемой и малоструктурированной «православной общественности». 1 августа в разных регионах страны прошли «молитвенные стояния» против «Матильды», но ни одно из них не получило официального благословения местного епископа. Даже представители приходского духовенства на «стояния» почти не заглядывали. Исключение тут представляет московское «стояние» во дворе храма Воскресения в Кадашах, куда пришло несколько священников. Но не пришла сама Поклонская, которая не только перед камерами пообещала на «стоянии» быть, но и официально пригласила на него своего главного оппонента — режиссера Учителя. Уже после того, как «стояние» началось и общественность кинулась искать депутатшу, выяснилось, что как ни в чем не бывало главный борец с «Матильдой» укатила в Крым.

Вернувшись из Крыма, неугомонный депутат вновь включилась в борьбу. 10 августа она пригрозила Министерству культуры, выдавшему «Матильде» прокатное удостоверение, …преследованием за экстремизм. «Теперь у прокуроров, — со знанием дела заявила экс-прокурор Крыма, — появилась прекрасная возможность привлечь должностных лиц Министерства культуры за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности, за нарушение других положений регламента». Вообще, если развивать логику Поклонской, «за экстремизм» можно привлечь всех российских чиновников, включая президента. Ведь в свое время прокурор Крыма сделала заявление о том, что отречение Николая II от престола в 1917 году «не имеет юридической силы», а значит, Россия по-прежнему империя и монархия, а всякие сторонники президентской республики или федерации подрывают основы самодержавного строя.

Уральский старец

Старец Сергий. Дарья Шелехова / Znak.com

Было бы некорректно утверждать, что вся деятельность депутата-царепоклонника — сплошное «самочиние» или клиническая психиатрия. Она действует «по благословению» — правда, не официального священноначалия, а загадочного старца — духовника Среднеуральского женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (Екатеринбургская епархия РПЦ МП) схиархимандрита (по другим данным — схиигумена) Сергия (Романова).

В миру этого старца, между прочим, звали Николаем Романовым, так что выбрать такого духовника Поклонской «сам Бог велел».

Старец Сергий еще не очень стар — ему 62 года, он активно строит монастырь и скиты на уральской земле. Отношения с нынешним церковным начальством у старца сложные — он почитает патриарха Алексия II, противопоставляя его Кириллу. О некоторых скитах о. Сергия церковное руководство даже не знает, а независимость старца от иерархии поддерживается обилием влиятельных духовных чад, среди которых президенты московских банков, «воры в законе» (в частности, племянник Деда Хасана Тимур Свердловский), чемпион мира по хоккею, ну вот теперь и депутат Госдумы. С таким мало кто из епископов решится конфликтовать. Схиархимандрит принципиально не общается с журналистами — может быть, потому, что те проявляют повышенное внимание к его криминальному прошлому: по ряду статей УК (в том числе «Убийство» и «Грабеж») Николай Романов, работавший до этого оперуполномоченным милиции, провел в местах лишения свободы около 15 лет. По версии его нынешних духовных чад, убийством правоохранительные органы назвали гибель по неосторожности пассажира машины, которой управлял будущий старец. В приговоре суда, правда, изложена совсем другая версия. Но как бы то ни было, по канонам православной церкви, человек, совершивший даже невольное убийство, никогда не может стать священником. Впрочем, «кто сейчас эти каноны соблюдает», резонно возражают духовные чада.

После выхода из тюрьмы будущий старец вдруг стал келейником тогдашнего архиепископа Екатеринбургского Викентия (Мораря), который и открыл в о. Сергии талант организатора и строителя, постриг его в монашество и рукоположил в священный сан.

Наталья Поклонская (с иконой Николая II) и отец Сергий (справа от нее). Фото: Илья Буткевич / ЖЖ voxpop-66

Знаменитый монастырь на Ганиной яме, где, как полагают последователи РПЦ, под спудом захоронены останки царственных страстотерпцев, — дело рук о. Сергия. Нынешний Среднеуральский монастырь поначалу был сельскохозяйственным подворьем Ганиной ямы, но постепенно о. Сергий переместил туда центр своей деятельности, вероятно, разочаровавшись в современном мужском монашестве. Сейчас Среднеуральский монастырь — один из самых населенных в РПЦ: одних монахинь и послушниц в нем около 300, а есть еще десятки детей и онкологических больных. Монастырь привлекает массу паломников, его духовник практикует экзорцизм (изгнание злых духов), а авторитет старца так велик, что некоторые чада продают свое имущество и приносят вырученные деньги к стопам о. Сергия. В монастыре, открытом в чистом поле (точнее — лесу), строится один храм за другим. В одном из них, Казанском, совершалось венчание Поклонской с неким прокурорским работником Андреем Красильниковым.

Взгляды о. Сергия, воспроизводимые и его духовными чадами, представляют собой полный набор апокалиптических и монархических идей, питающих как «царебожие», так и вообще всю «правую оппозицию» в РПЦ МП. С одной стороны, старец — проповедник непрестанной Иисусовой молитвы и монашества в миру. С другой, считает законной и богоустановленной только царскую власть, уподобляет «единство» русского, украинского и белорусского народов Святой Троице, поддерживает аннексию Крыма и вообще ликвидацию Украины, выступает против ИНН и чипов в паспортах. Осторожность в высказываниях старца компенсирует откровенность его духовных чад, один из которых — обратившийся в православие азербайджанец Сергий Алиев, снимающий фильм «Ложь Матильды». Раздавая интервью на съемочной площадке в Екатеринбурге, он признался на днях, что считает убийство Николая II ритуальным, совершенным хасидами в рамках еврейского заговора против России.

Выступление Сергия Алиева и материал о связи царебожников с «православными фашистами» и боевой организацией «Сорок сороков» 9 августа опубликовало информагентство «Новый день» (Екатеринбург).

«Царебожники» системные и несистемные

Вообще, «царебожники» в РПЦ условно разделяются на умеренных и радикальных. Последние, как правило, разрывают с Московской патриархией и примыкают к альтернативным православным церквям, либо создают свои. Умеренные же ведут борьбу изнутри официальной церковной структуры. Одним из признанных их центров является Боголюбовский женский монастырь в пригороде Владимира, возглавляемый еще одним харизматичным старцем — Петром (Кучером). Несколько лет назад власти пытались разорить этот духовный центр, заявляя о выявленных ими фактах жестокого обращения с детьми в монастырском приюте. Но, опираясь на могущественных покровителей в Москве (а среди «царепоклонников» есть и генералы ФСБ, и крупные бизнесмены, и депутаты разных уровней), монастырь устоял. Пока старец Петр был относительно здоров (ему уже за 80), он регулярно служил

«Чин всенародного покаяния» — культовое для «царебожников» священнодействие — у памятника Николаю II в подмосковном селе Тайнинское.

По учению «царебожников», когда дело всенародного покаяния будет доведено до конца, на московский престол вновь взойдет царь, и Россия возродится «на малое время», после чего наступит конец света.

Весьма распространены «царебожники» и в районе Дивеевского монастыря под Арзамасом — там, в частности, живет певица Жанна Бичевская, посвятившая в последние годы все свое творчество «царебожию» и Святой Руси. Практически в каждом монастыре РПЦ МП можно найти сторонников этого учения, которые окормляют активных мирян из консервативных приходов. Это настоящая «потаенная русская вера», которая скрыта под покровом организационной структуры Московской патриархии, но ей совершенно нелояльна и покинет эту структуру при первой же удобной возможности.

Но немало в России и радикальных «царебожников», которые структуру уже покинули, получив взамен проблемы с властью и подозрения в экстремизме. Разрыв с РПЦ МП, помимо риска, открывает поистине неограниченные возможности для формирования доктрины «царебожия». Одним из самых ярких ее проповедников в Москве является Вадим Кузнецов, называющий царя «Христом Господним», помазание на царство считающий актом ипостасного соединения царя с Богом, а убийство Николая II — ритуальным жертвоприношением, совершенным теми же кругами, что в свое время распяли Христа, и так же послужившего искуплением грехов человечества, правда, на сей раз только в лице русского народа, являющегося богоизбранным, «народом-богоносцем». Это учение вызвало к жизни особую иконографию: «царь-искупитель» изображается в виде Агнца Божия, принесенного в жертву за грехи народа, на которого указывает Иоанн Предтеча как на Спасителя человечества. В своих крайних формах это учение сливается с древним русским хлыстовством (самоназвание — христоверие), которое исповедует множественность воплощений Христа на земле в разных людях, в нашем случае — в царях. То есть каждый православный царь, учат крайние «царебожники», является воплощением Того Самого Царя Христа, распятого при Понтии Пилате, а значит, его убиение становится повторением жертвы Христа на Голгофе. Прообраз этого учения видят в «пророчестве Авеля» — знаменитого русского прорицателя конца XVIII — начала XIX веков, — который предсказал явление на Руси «царя-искупителя».

Большинству «царебожников» присуще особое почитание Ивана Грозного и Григория Распутина и вообще культ разных «потаенных святых», вплоть до Сталина, которые не имеют шансов быть признанными официальной церковью.

Зачем экс-духовник Поклонской строит храм с 25-этажный дом?

Самый харизматичный уральский старец не общается с прессой, но сделал исключение для «URA.RU»Фото: Андрей Гусельников © URA.RU

«Суперхрам» под Екатеринбургом высотой 77 метров на устах у всех горожан. Один из самых больших в России храмов, Святой Софии, собрался строить схиигумен Сергий — личность еще более интересная, чем его задумка. Сергий — духовник многих российских VIP, в том числе ранее наставлял депутата Госдумы Наталью Поклонскую. Впервые он дал интервью светскому СМИ — «URA.RU» — на месте будущего собора. Зачем ему храм на 37 тысяч человек и в чем секрет могущества самого харизматичного уральского старца?

Новость по теме

Среднеуральский женский монастырь под Екатеринбургом «Спорительница хлебов» — культовое место: сюда едут люди со всей страны. Кто-то — за утешением, кто-то — за исцелением от недугов, но все — пообщаться с отцом Сергием (Романовым), которого считают своим духовным отцом многие политики и бизнесмены (например, его духовным чадом называли депутата Госдумы Наталью Поклонскую).

Как правило, журналистов в монастыре не жалуют: сестры встречают радушно, но отказываются общаться на камеру, а сам отец Сергий почти никогда не дает интервью. Однако для «URA.RU» старец сделал исключение. Схиигумен подтвердил намерение построить собор, который за масштабы уже окрестили «суперхрамом». «Когда праздники, мы в наши храмы уже не вмещаемся, — объяснил старец. — На Крещение у нас в купель окунулось 1800 человек, 1150 — причастились. Так что это воля народа».

«Народная стройка»

Отец Сергий припомнил историю, как дед Сергея Носова (экс-мэра Нижнего Тагила, ныне — губернатора Магаданской области, строивший в годы войны Магнитогорский металлургический комбинат сообщил Сталину, что народ просит построить церковь. «Все испугались, что его сошлют, но Сталин сказал: «Раз народ просит — стройте!» — пересказал Сергий.

«Вождя народов» отец Сергий сравнил с князем Дмитрием Донским, который с молитвенной поддержкой чудотворца Сергия Радонежского одержал победу над татаро-монголами в Куликовской битве.

«Сталин тоже победил „Челубея“ в образе Гитлера, и пусть Китай не забывает, что с Божьей помощью они освобождены русскими от японского вторжения, — заявил старец. — Наш храм — это форпост, чтобы крестить 37 тысяч русских и китайцев».

Прокомментировал отец Сергий и появившуюся в прессе вслед за эскизами храма информацию о том, что он будет строиться на фермерской земле (ранее СМИ не раз писали о конфликте монахов с соседом-фермером Сергеем Крековым). «Мы будем строить не на землях сельхозназначения, а рядом с домом Крекова, — заявил схиигумен, сообщив, что земельный участок уже выкуплен. — Мы нашли компромисс — заплатили ему. Конечно, не 240 миллионов рублей , сумма разумная, но он доволен».

Монастырь «Спорительница хлебов» — это целый микрогород Фото: авторы проекта Собора Святой Софии

Называть стоимость и спонсоров проекта строительства храма Святой Софии схиигумен не стал, отметив лишь, что, в отличие от храма Святой Екатерины в Екатеринбурге, где есть два основных инвестора (уральские медные предприниматели Андрей Козицын и Игорь Алтушкин), здесь собирать на храм будут с «миру по нитке — так же, как строился весь монастырь».

«Разве не счастье, что на земле уральской будет самый могучий храм? — говорит отец Сергий. — Здесь у нас, на границе Европы и Азии — духовная граница. Другие называют нас „город бесов“, но я так не считаю. Люди у нас красивые, мужественные, замечательные. Если будет народ и будет молитва, то и храм будет».

Государство в государстве

С благословения отца Сергия сестры провели «URA.RU» экскурсию по монастырю. Как и многие другие обители, «Спорительница хлебов» — целый микрогород: помимо храмов и жилых корпусов для монахов и послушниц, есть своя лечебница (в основном, для онкобольных), банно-прачечный комплекс, сельскохозяйственная ферма и даже школа. Отопление — от газовой котельной: все здания соединены друг с другом трубами теплотрассы. «Раньше топили дровами — уходили вагоны дров», — вспоминает настоятельница монастыря игуменья Варвара.

По факту в монастырской школе — индивидуальное обучение Фото: Анна Майорова © URA.RU

В монастырской школе сегодня 57 учеников, большая часть — дети тех, кто приехал в монастырь и остался, но есть и те, кого возят на занятия каждый день из города. Обучение православным канонам перемешано с общеобразовательными предметами. Юридически все оформляется как «семейное обучение» (закон об образовании допускает такую форму) — по факту это почти индивидуальное образование. Результат соответствующий: выпускники школы успешно поступают в вузы.

«Конечно, многие идут по пути богословия, но есть и те, кто поступил в другие вузы — в юридический, несколько человек — в медицинский», — говорит сестра-близнец игуменьи Варвары матушка Нина. Кроме обычной школы, есть и музыкальная. «Фортепиано, клавесин, скрипка, виолончель, аккордеон, баян, гусли, — перечисляет монахиня инструменты, игре на которых обучают в монастыре. — Особо одаренных детей возим на занятия в музыкальную школу в Среднеуральск».

Крещенская купель в обители Фото: Анна Майорова © URA.RU

За школами и баней — спуск к водоему, в Крещение это самое популярное место в монастыре: на пруду сделана прорубь, окруженная ледяными фигурами с подсветкой. Перед иорданью стоит армейская палатка, внутри — теплопушка, а снежный пол устлан сеном, поэтому переодеваться очень комфортно.

В разгар праздников возле палатки дежурили сотрудники МЧС и карета скорой помощи — теперь же за порядком следят сами монастырские: один из послушников стоят на «шлагбауме» к проруби — следит, чтобы мужчины и женщины не оказались в палатке одновременно (чаще всего в купель окунаются нагишом. На следующий год решено делать две отдельных иордани — для мужчин и женщин.

Секрет старца

Новость по теме

После купания всех отводят пить чай: женщин — в баню, мужчин — в гостевой домик, где обычно с живущими в обители встречаются их родные (здесь же любят бывать монастырские подростки, устраивая посиделки с гитарой). За чашкой чая монахини Варвара и Нина вспоминают, как окунались в иордань в первый год существования монастыря. «Мороз тогда был 32 градуса, — говорит матушка Нина. — После нас ждала теплая баня, но до нее еще нужно было добежать!»

Монастырь начинали строить в 2002 году как подворье монастыря на Ганиной Яме. «Была избушка, которая закрывалась на скрипучую щеколду, вокруг — лес и тишина, — рассказывает матушка Варвара. — Мы тогда и представить себе не могли, как разрастется монастырь! И нам все не хватает: только построим что-то новое, думаем: „Наконец жилищные проблемы решены!“ — опять уже нет мест. Четырехэтажный корпус стоит — ни одной кровати свободной» (по данным «URA.RU», в монастыре сейчас проживает около 100 человек).

Популярность обители объясняется, в первую очередь, фигурой отца Сергия, вокруг которой ходят легенды. В том числе о его уголовном прошлом, информация о котором всплывала в СМИ.

Матушки говорят, что им всякий раз больно слышать это о «самом близком человеке» — у них абсолютно другой взгляд на батюшку: «Вот ты сейчас окунулся — совсем другое настроение, улыбаться начал. Так и душа человека очищается через покаяние. Что бы там про отца Сергия ни говорили, мы видим, какой он сейчас и что он делает. И что его молитвами и его трудами создано».

Особенно старец прославился, когда несколько лет назад в интернет попало видео, как он проводит обряды по изгнанию бесов. По словам знающих людей, несмотря на кажущуюся «театральность» происходящего (бесноватые люди часто орут не своим голосом, могут материться или даже издавать звуки животных), все это абсолютно реально. По данным «URA.RU» в кругах священников, отец Сергий — один из немногих, если не единственный, кому в Екатеринбургской епархии дано неформальное разрешение проводить «отчитки» (такие обряды).

Посетители монастыря, бывавшие у отца Сергия, рассказывают, что он умеет видеть «насквозь» (первое, что испытывает визитер — его пронзающий взгляд). Наставления старца часто далеки от традиционных советов православных попов (например, могут касаться интимной жизни).

Многие прихожане верят в его целительную силу: в «Спорительницу хлебов» со всех концов страны едут онкобольные, на которых врачи махнули рукой (поэтому целый этаж центрального корпуса монастыря — это лечебница). Некоторые в монастыре вдруг излечиваются от болезни.

«Я думала, умру на могиле внучки — почему мне так хорошо?»

«У меня был рак головного мозга, на снимке врачи увидели метастазы и предложили сделать трепанацию черепа, — рассказала „URA.RU“ монахиня Алексея, заведующая библиотекой монастыря. — Батюшка сказал: „Нет, иди к Всецарице (икона с Афона), скажи, что ты мне нужна живая и здоровая“. Я к ней обратилась, сказала это, как могла, по-детски. Через какое-то время сделали повторный снимок — а там ничего нет! Через год даже рубцы стали сглаживаться».

Удивительно, но кладбище с могилами почивших здесь онкобольных — одно из самых светлых мест в монастыре Фото: Анна Майорова © URA.RU

Правда, чудесное излечение наступает не всегда: за храмом «Спорительница хлебов» раскинулись целое кладбище, большая часть могил — онкобольные. Но, что поразительно, лица умерших людей на фотографиях очень светлые! «Вот схиимонахиня Анна Сарсьянова — пела у нас на клиросе, — рассказывает матушка Нина. — У нее был рак мозга, который вышел на лоб и глаз. Хоронили ее на Пасху в такой радости и благодати! Когда бабушка ее приехала, спросила отца Сергия: „Батюшка, я, наверное, с ума сошла! Это моя любимая внучка, я думала, что умру на могиле, почему мне так хорошо?“ Он ответил, что это лишь часть радости, которую чувствовал весь монастырь».

Кроме тяжелобольных, в обитель часто приезжают люди в трудной жизненной ситуации. Некоторые истории — сюжеты для кино.

«Однажды женщина оставила у нас сына с запиской: «Отец Сергий, примите, вы для него сделаете больше, чем я смогу сделать». А ребенку сказала: «Я приеду, когда выпадет первый снег»

— рассказывает матушка Нина. — Вызвали полицию, оформили опеку. Мальчонка живет сейчас у нас — такой хороший стал! Знаете, какой был его первый вопрос, когда его нашли? «Когда выпадет первый снег?» Эта история еще не закончилась, но все, слава Богу, налаживается: мама уже несколько раз к нему приезжала».

По мнению сестер, возможно, именно в этом секрет «популярности» монастыря: здесь готовы принять любого человека в любых обстоятельствах. «Батюшка говорит: никогда нельзя отвергать того, кто к тебе пришел, — говорит матушка. — Вдруг это Бог послал ангела?»

Матушки Варвара (слева) и Нина: «Монастырь строится вокруг духовника. И его любовь зажигает» Фото: Анна Майорова © URA.RU

Правда, чем больше растет популярность схиигумена, тем сложнее становится увидеть его и пообщаться с ним. В дни церковных праздников, чтобы получить минутное уединение, придется отстоять многочасовую очередь в огромной толпе. И даже это — не гарантия, что общение состоится: некоторых посетителей (например, раздраженных очередью баб) он легко может прогнать, сказав: «Ты еще не готова». В последние годы отца Сергия охраняют, а во время больших служб перед старцем, принимающим прихожан, сидя на низкой скамеечке, выстраивается шеренга монахов, обнявшихся за плечи.

Порой матушки с ностальгией вспоминают о том, как спокойно и уединено было в первые годы. Но не ропщут, говоря, что насыщенная жизнь и поток посетителей сейчас — тоже монашеский долг (для монахов, нуждающихся в уединении, есть отдаленные скиты и ночь для молитвы). «Мы молимся и за патриархов, и за власть и за воинство, и за священноначалие, за владыку Кирилла, за всех благодетелей, за всех ненавидящих и обидящих — за любого человека, за людей всех национальности, — говорит матушка Варвара. — И это зажигает любовь в сердцах других: если люди приходят, значит, они чувствуют эту молитву». Учитывая, сколько всего уже есть в монастыре, сестры уверены, что и «суперхрам» обязательно будет построен.

Монастырь «Спорительница хлебов»… Фото: Анна Майорова © URA.RU … и его создатель отец Сергий — самый харизматичный и одиозный монах на Урале Фото: Андрей Гусельников © URA.RU Возле центральной площади монастыря — бронзовые скульптуры Иисуса Христа… Фото: Андрей Гусельников, «URA.RU» … и последнего российского императора Николая II Фото: Анна Майорова © URA.RU В монастыре есть даже своя Голгофа, на которую можно подняться Фото: Анна Майорова © URA.RU Все годы, со дня основания, обитель не перестает строиться Фото: Анна Майорова © URA.RU Собой Святой Софии на 37 тысяч человек расположится за большой колокольней Фото: Анна Майорова © URA.RU Пока что площадка под «суперхрам» — это просто заснеженное поле Фото: Анна Майорова © URA.RU Представить, каким он будет, можно, если заглянуть в недавно отстроенный Благовещенский храм, Фото: Анна Майорова © URA.RU или Покровский, где сейчас идут отделочные работы. Будет так же, только в несколько раз больше Фото: Анна Майорова © URA.RU Когда Покровский храм достроят, в него из Казанского (на фото) переедет трапезная для сестер Фото: Анна Майорова © URA.RU Купол для Покровского храма. Устанавливать его будут, скорее всего, летом Фото: Анна Майорова © URA.RU В монастыре не знают, есть ли такая традиция — делать куранты на колокольне, но решили попробовать Фото: Анна Майорова © URA.RU Центральный корпус монастыря — это и лечебница, и школа, и иконописная мастерская, и жилье для монахинь Фото: Анна Майорова © URA.RU А это — музыкальная школа Фото: Анна Майорова © URA.RU Монастырская купель — самая комфортная, какую только можно встретить: внутри тепло, а на полу — сено Фото: Анна Майорова © URA.RU Вокруг иордани — ледяные скульптуры Фото: Анна Майорова © URA.RU В монастыре купание в иордани сравнивают с покаянием: душа очищается Фото: Анна Майорова © URA.RU С крещенского купания все возвращаются в радости Фото: Анна Майорова © URA.RU После купания обязательно поят чаем, а если подошло время — кормят обедом Фото: Анна Майорова © URA.RU Многие продукты монастырской трапезы — со своего подворья: хлеб, молоко, творог и густая сметана Фото: Анна Майорова © URA.RU Праздничный пирог — тоже собственного производства Фото: Анна Майорова © URA.RU Даже ночью монастырь не спит: в храмах можно встретить молящихся сестер и послушниц Фото: Анна Майорова © URA.RU В одном из храмов монастыря хранится золотая Олимпийская медаль Павла Дацюка… Фото: Анна Майорова © URA.RU …, а в другом — мощи святых старцев Иова и Амвросия. Здесь же — копия Почаевской иконы Божьей Матери Фото: Анна Майорова © URA.RU Матушка Алексея, которая излечилась от онкологии… Фото: Анна Майорова © URA.RU … и монахиня Евдокия, которая прямо сейчас борется с недугом Фото: Анна Майорова © URA.RU Монастырское кладбище — на удивление, одно из самых светлых мест в обители Фото: Анна Майорова © URA.RU В первом ряду — могилы детей из семьи священника, которые отравились газом в доме в селе Красный Адуй Фото: Анна Майорова © URA.RU Фото: Анна Майорова © URA.RU Фото: Анна Майорова © URA.RU

Главный экзорцист Екатеринбургской епархии тайно строит в тайге собственное православное государство

Еще в 2013 году православная журналистка Раиса Ильина направила свердловскому прокурору и главе ГУВД области обращение. В письме женщина просила силовиков провести проверку сведений, ставших ей известными. Пропадают люди, которые «уверовали в некую миссию Романова, его «старчество», писала журналистка.

Из обращения Раисы Ильиной:

— Мне известно, что Романов и его сообщники организовали несколько «тайных скитов», которые являлись и являются тайной даже для нынешнего митрополита. В них, как правило, и содержатся люди, которых разыскивают родственники. Романовым практикуется такой вид наказания: вывоз непослушных детей и подростков в т.н. «тайгу», за 40 км по водному пути от села Новоселово, на месяц-другой под «начало воспитателя, у которого есть «благословение» Романова — бить, и бить нещадно подростков. Сейчас, к примеру, один из таких «воспитателей-экзорцистов» спокойно пребывает в другом монастыре, уходя от уголовного преследования. И это только один пример.

Уточним: речь идет о скандально известном схиигумене Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» отце Сергие Романове. Схиигумен прославился как духовник депутата Госдумы Натальи Поклонской, хоккеиста Павла Дацюка, вора в законе Тимура Свердловского и других медийных персон, а также как борец со СНИЛС, ИНН и масонами. По выходным отец Сергий изгоняет бесов из монахинь монастыря, а еще считается лидером движения царебожников — тех, кто поклоняется семье императора Николая Второго.

Главная новость по теме

На поиски деревни

Судьбу обращения Ильиной выяснить так и не удалось. Судя по всему, хода оно не получило. Поэтому мы решили самостоятельно проверить достоверность этих сведений. В Свердловской области нашлась деревня Новоселово, упомянутая Ильиной. Поселение стоит на берегу Тавды в Таборинском районе. Добраться туда непросто: зимой по зимнику, а летом только по реке.

На поверку деревня оказалась вымершей. Сегодня здесь обосновались нефтяники — готовятся разрабатывать тавдинское месторождение. Следов отца Сергия в Новоселово не обнаружилось.

Дальнейшие поиски привели нас в деревню Новоселова, что в Махневском районе Свердловской области. Из Екатеринбурга путь сюда лежит через Алапаевск — значимое для Сергия место, ведь в окрестностях города действует монастырь Новомучеников Российских. Здесь начиналась церковная карьера Николая Романова — простого послушника, который только что освободился из нижнетагильской ИК-13. К тому же монастырь основали на месте убийства в 1918 году членов царской семьи Романовых — их старец Сергий почитает особо.

Фото: Дмитрий Антоненков

Храм мужского монастыря Новомучеников Российских.

В скиту

Если ехать от Алапаевска 66 километров на север, приедете в поселок Махнево. Здесь заканчивается асфальт и начинается грунтовка, местами отсыпанная щебнем. Строить асфальтовую дорогу властям нужды нет. Друг друга сменяют полупустые, а порой и вымершие деревни. Последняя из них — Новоселова. Дальше только тайга.

Перепись свидетельствует, что в 2010 году в Новоселова жили 42 человека. Приехав сюда через 9 лет, мы готовились к удручающему зрелищу. Но уже издали увидели башенки храмов, что взметнулись над лесом, — некоторые еще в сетке строительных лесов, с почти завершенными куполами.

Фото: Дмитрий Антоненков

В деревне полторы улицы. Среди старых, покосившихся домов стоят свежие симпатичные деревянные избы.

Фото: Дмитрий Антоненков

Улица условно делится по гендерному принципу. С одной, прибрежной, стороны строится деревянный храм пророка Илии — его возводят монахи, которые живут тут же.

Фото: Дмитрий Антоненков

Другая сторона — женская. Здесь расположились строения скита для монахинь Среднеуральского женского монастыря.

Сердце скита — храм во имя Святого Мученика Вонифатия. Считается, что мученик Вонифатий избавляет от алкоголизма и наркомании.

Фото: Дмитрий Антоненков

Храм Святого Вонифатия.

Со строительства храма Вонифатия и началась экспансия представителей схиигумена Сергия в уральскую тайгу. Деревянную церковь построили в 2011 году. Очевидно, ни у кого тогда не возникло вопросов, зачем нужен храм в практически вымершем селе.

Каждый, кого мы увидели в Новоселова, оказался монахом или монахиней. Живут эти люди в том числе в старых домах, ворота которых отмечают выпиленным православным крестом. Как удалось выяснить 66.RU, в деревне осталось только пять коренных обитателей. Пообщаться с ними не получилось.

Фото: Дмитрий Антоненков

Встречные же монахи либо недоуменно косились: «Вы кого здесь ищете?», либо вовсе игнорировали расспросы — не отвлекались от дел насущных.

У храма пророка Илии с подворья вышел коренастый мужчина с густой седой бородой и представился: «Я тут смотрю за всем. А строят монахи». На расспросы отвечал одно: «С Божьей помощью».

Жизнь с Богом

Монахиня, которую удалось-таки разговорить, объясняет: «Здесь была деревня. Все запивались. Сначала для деревни храм построили. А в нем ведь надо было кому-то служить. Вот нас и призвали».

«Сильно пили в деревне. Но все уехали отсюда. Теперь у нас здесь скит», — добавляет вторая монахиня. (Имена этих собеседниц не упоминаются специально, — прим. ред.)

Женщины устраивают мне экскурсию по храму. Разговор все время сводится к одному: надо мне принять крещение. Пользуюсь случаем и задаю вопрос об отчитках отца Сергия (так называют ритуалы по изгнанию бесов, — прим. ред.).

— Человек при крещении очищается, — объясняет словоохотливая средних лет монашка. — Если человек крестился напоказ и ведет неправильный образ жизни: пьянствует, наркоманит, блудит, ворует — бесы на него цепляются. А чтобы не цеплялись, надо жить праведной жизнью: повенчаться, одна жена, жить в Боге и с Богом. У каждого крещеного есть ангел-хранитель. Человек должен его слушать — и Бога. А ему бесы нашептывают: он в кабак сходил, закурил. И все. Дальше он уже ни спать не может, ни есть, не знает, как жить. Тогда человек приходит к отцу Сергию: «Избавь меня от этих бесов-мучителей».

— А в миру это психическим заболеванием называют. Мы об одном и том же говорим? — недоумеваю я.

— Есть мирское, а есть духовное. Мирские, да, называют это психическим. Бесы же влияют и на нашу психику. Поэтому и создаются такие монастыри, чтобы жить чистой жизнью. Сюда приходят люди, которые не хотят жить во грехе, наркоманить не хотят. Работа — пост — работа — молитва. С Богом и в Боге жить. Чтобы тело и душа были чисты. А что вы про психическое говорите, то — да. Те же врачи, когда сделать ничего не могут, людей к отцу Сергию отправляют.

— И вылечиваются люди?

— Конечно! Читка — это когда бесов силой выгоняют. Мы же каждый сам по себе сосуд, храм Божий. Сам Господь об этом сказал, и мы не должны себя осквернять всякой гадостью.

Киваю на припаркованный во дворе болотоход: — А эта техника вам зачем?

— Ну, мы же в глуши живем. Тут всякое пригождается, — уклончиво отвечает монахиня.

Фото: Дмитрий Антоненков

Большой болотоход с прицепом, подготовленный к бездорожью УАЗ и уткнувшийся в забор катер на воздушной подушке упрямо намекают, что обитатели Новоселова активно путешествуют по тайге. Только вот рассказывать об этом не хотят.

Похоже, Ильина в обращении писала правду: последователи схимника Сергия добираются сюда на автомобилях, а потом пересаживаются на тяжелую технику, чтобы окончательно скрыться от посторонних глаз в глухой тайге.

Фото: Дмитрий Антоненков

Официальные ответы

Деревня Новоселова подчиняется администрации села Санкино, поэтому с вопросами отправляемся туда.

Татьяна Пестова, председатель женсовета Санкино:

— У нас поначалу слух пошел, что монахи сейчас построятся, а потом отгородятся от нас. Но нет. Они миролюбивые, вежливые. Деток видим у них иногда. Там еще далеко, говорят, у них скиты есть. Ну, люди решили свою жизнь этому посвятить — пускай. А уж какая подоплека у всего этого, не знаю.

Официальную версию превращения пьянствующей деревни Новоселова в «монашескую деревню» знают в епархии.

Евгений Шевкунов, сотрудник канцелярии Алапаевской епархии:

— После возведения храма в Новоселова в епархию обратились представители Среднеуральского монастыря, просили благословить на организацию сельхозподворья. В монастыре стало проживать большое количество монахинь, его часто посещают паломники. Для пропитания всех нужны продукты. Такое благословение было получено от епископа Алапаевской епархии Леонида.

В епархии не стали объяснять странное с точки зрения управления и логистики решение. В самом деле, Среднеуральский монастырь и сельхозподворье в Новоселова разделяют 300 километров непростой дороги.

В базах данных юридических лиц отыскать что-либо, подходящее под православное сельхозподворье в Новоселова, не вышло. Куда более любопытная картина открылась на публичной кадастровой карте. Участок, на котором строят храм Илии в Новоселова, на карте относится к землям для индивидуального жилищного строительства. Вот с территорией Вонифатиевской церкви все по-честному — на этой земле разрешается размещать объекты религиозного культа. Рядом с деревней действительно должны располагаться сельхозучастки.

Фото: Дмитрий Антоненков

Кыртомская пустынь

В Алапаевской епархии нам удалось узнать, что Среднеуральский женский монастырь также обращался за благословлением о строительстве разоренного в 1919 году большевиками Кыртомского Крестовоздвиженского мужского монастыря.

История монастыря началась в 1870 году, когда на глухой таежной поляне на берегу реки Кыртомки поселился юродивый крестьянин Медведев. Слухи о православном старце разлетелись быстро, и потянулись люди. Место стало называться Кыртомская пустынь. К 1890 году здесь образовался монастырь.

В прошлом монастырь числился за Ирбитским уездом Пермского края. Сегодня эта земля относится к Махневскому территориальному образованию.

При советской власти здесь жили лесозаготовители. В 1972 году постройки сгорели. Сегодня добраться туда можно либо по знаменитой алапаевской узкоколейке, либо на вездеходах и болотоходах со стороны Новоселова.

Таким образом, скит в Новоселова стал своего рода перевалочной базой для строительства Кыртомского храма и других таинственных объектов, что прячутся в лесах.

Единственные фотографии храма и прилегающих построек, которые возвели адепты схиигумена в Кыртомской пустыни, приводятся в отчетах путешественников на квадроциклах.

В тех же публикациях встречаются упоминания о пустующих постройках в глухом лесу — жилом доме и часовне. Эти рассказы логично ложатся в канву слухов о сети скитов отца Сергия.

Пастве схиигумена Сергия разослали аудиосообщение с рецептом спасения от COVID-19

По теме:

В Качканаре оштрафуют мужчину, решившего проверить работу скорой во время пандемииКуйвашев сказал, когда в Свердловской области снимут ограничения по коронавирусуРедакторы муниципальных СМИ Свердловской области попросили о помощи из-за коронавирусаВ Свердловской области банки чаще всего отказывают в каникулах по автокредитамПутин поручил правительству помочь Свердловской области с завершением ЕКАДМедники привезут в Екатеринбург 110 тыс. тестов на антитела от COVID-19 и 100 ИВЛВ Краснотурьинске блогера оштрафовали на ₽30 тыс. за фейк о заболевшем COVID-19ГИБДД: в Екатеринбурге остался один человек, эвакуирующий машины за неправильную парковкуВ Свердловской области долги по зарплате составили ₽33 млнВ Свердловской области от коронавирусной инфекции вылечились еще пять человекСвердловским предпринимателям из-за кризиса спишут проценты по кредитам за май–июльСамозанятым Свердловской области рассказали, что делать для получения выплаты ₽5 тыс.В Екатеринбурге у пациентов, вылечившихся от коронавируса, не будут брать плазму кровиПассажиров рейса из Анталии на две недели изолировали в санатории в АсбестеИз-за пандемии спрос на комплектовщиков в Свердловской области вырос в 17 разНа Урале в День Победы вместо парада военные поздравят ветеранов индивидуальноПолиция Екатеринбурга проверяет очередную тайную вечеринку во время пандемииВ Свердловской области подтвердились десять новых случаев коронавирусаВ Екатеринбурге приземлился рейс, доставивший 69 россиян из ТурцииСтало известно, как будут платить пострадавшим самозанятым в Свердловской областиКонтактировавших с медиками и пациентами ЦГКБ № 1 Екатеринбурга просят обратиться к врачамКуйвашев попросил свердловчан во время пандемии не заниматься самолечениемОператор «Мотив» попал в список системообразующих предприятийЕще два предприятия Курганской области признали системообразующимиНа Уральских заводах создали резервные смены для замены сотрудников с COVID-19Свердловские бизнесмены призвали власти переходить к «умному карантину»В Богдановичской ЦРБ, где скончалась женщина с коронавирусом, закрыли хирургиюИз-за вспышки коронавируса в ГКЦБ № 1 все больницы Екатеринбурга хотят передать областиВ Свердловской области 51% компаний отправили людей в отпуск за свой счетВ УТПП каждые две минуты обращаются бизнесмены за помощью в связи с пандемиейВ Свердловской области скончался еще один человек с диагностированным COVID-19На Среднем Урале до конца года безработными могут стать 50 тыс. человекВ Свердловской области от коронавируса вылечились еще пять человекВ Свердловской области за время самоизоляции число ДТП сократилось на 37%В ЦГКБ № 1 Екатеринбурга усилили охрану после побега пенсионера, больного COVID-19В Свердловской области подтвердились 84 случая коронавирусаЧасть пациентов из ЦГКБ № 1, где произошла вспышка коронавируса, перевели в ГКБ № 40Куйвашев из-за коронавируса запретил охоту до 15 маяДанные по свердловчанам, прилетевшим из Таиланда, оказались неточными и неполнымиЗаключенных в случае вспышки COVID-19 в колониях смогут лечить в обычных больницахВ «Яндекс.Навигаторе» перед мэрией Екатеринбурга собрался кибер-митинг за режим ЧСВ Свердловской области хотят увеличить время тишины при режиме самоизоляцииВ Екатеринбурге суд назначил первые три штрафа за нарушение указа о самоизоляцииВ Свердловской области подорожали овощи, гречка, хлеб, шампунь и мылоВ Свердловской области ввели ограничения на продажу алкоголяУральским заводам дадут больше ₽2 млрд на выпуск аппаратов ИВЛ и лекарствСвердловским верующим, нарушившим в Пасху самоизоляцию, не выписали ни единого штрафаВ отношении больного коронавирусом, напавшего на полицейского, завели уголовное делоВ Екатеринбурге из-за пандемии коронавируса отменили репетиции парада ПобедыВ Екатеринбурге 78 врачей и пациентов ЦГКБ № 1 заразились коронавирусом»ВСМПО-Ависма» закроет часть производства из-за кризиса, вызванного пандемией»Социум»: жители Екатеринбурга не исключают протестов из-за кризиса на фоне коронавирусаЕкатеринбуржец, больной коронавирусом, при госпитализации напал с ножом на полицейскогоРуководители автошкол Екатеринбурга написали открытое письмо губернаторуВ Свердловской области от коронавируса вылечились еще три человекаВ Свердловской области подтвердились еще восемь случаев коронавирусаВ Екатеринбурге за выходные полиция составила 104 материала на нарушителей самоизоляцииВ Карпинске женщину с диагнозом рак выписали из больницы из-за карантина по COVID-19В УрГАУ решили не отменять выезд на практику своих студентов из-за продления ограниченийВ Свердловской области число работников с неполной занятостью выросло в 10 разКуйвашев: ограничения по режиму повышенной готовности в регионе продлятся до 30 апреляВ Свердловской области из-за пандемии прервано сообщение с самым северным городом регионаВласти раздадут свердловчанам деньги для поддержки в пандемию. Кто сможет их получитьВ Екатеринбурге на автовокзалах стали ставить тепловизоры для выявления больных COVID-19Свердловской области от коронавируса вылечились еще два человека80% заказчиков уральских строек задерживают зарплатуВ Екатеринбурге появилось граффити с печенегом, половцем и котом ПутинаЗаявление свердловского минобразования: ЕГЭ и ОГЭ пройдут очно, альтернативы этому нетЕвгений Куйвашев: режим самоизоляции продлен на следующую неделюВ Екатеринбурге из-за спецмер по пандемии посещение торговых центров упало на 88,5%ГУФСИН: заключенные каменской колонии присоединились к акции «#Сидимдома!»Роспотребнадзор: «Потенциально каждый может быть носителем вируса COVID-19″Уральская ассоциация туризма: зарплаты в отрасли упали на 95%Свердловские власти готовы отправлять в обсерваторы всех, кто приезжает из МосквыЖительницу Екатеринбурга оштрафовали за фейк о количестве заболевших коронавирусомНа Урале застройщикам рекомендовали не выдавать ключи от новых квартир из-за коронавирусаВ Свердловской области от коронавируса вылечились еще три человекаВ свердловском минздраве рассказали о врачах, заразившихся коронавирусомВ Свердловской области подтвердились еще шесть случаев коронавирусаКуйвашев обязал жителей Москвы и Санкт-Петербурга, приехавших на Урал, уходить на карантинГлава Заречного: 17 медиков помещены на карантин после контакта с больным COVID-19В Алапаевске мэрия организует освящение куличей через волонтеров из-за коронавирусаВ Свердловской области платежи за коммуналку уже снизились на 10%Евгений Ройзман опубликовал список фирм, которым нужна помощь из-за кризисаРейс «Уральских авиалиний» Бангкок — Екатеринбург состоится 19 апреляМитрополит Кирилл рекомендовал православным Свердловской области смотреть трансляцию ПасхиНа Урале оштрафована женщина, нарушившая карантин после контакта с больным COVID-19В Свердловской области коронавирус нашли уже в 12 городах и поселках. КартаСвердловские молочники предсказывают скорое снижение спроса из-за падения доходов гражданВ УГМУ разработали программу для обучения врачей работе с коронавирусомВ Свердловской области подтвердились еще 12 случаев COVID-19. Всего заболели 105 человекВ Свердловской области 320 тыс. человек работают в самых уязвимых в этот кризис отрасляхСвердловские власти прорабатывают систему электронного контроля передвижения гражданКуйвашев попросил мэров не сгонять бюджетников на субботники из-за коронавирусаВ Екатеринбурге из-за пандемии остановили закупки на реконструкцию парковВрачи больницы № 24, где обнаружили коронавирус, будут две недели жить на работеВ Свердловской области — первый случай заболевания коронавирусом среди полицейскихЖителя Березовского оштрафовали за нарушение самоизоляцииВ Красноуфимске врач заразился коронавирусом от пациента

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх