Помост

Вопросы веры

Откровение

Откровение Божественное

  • Об Откровении протопр. Александр Шмеман
  • Виды Откровений проф. А.И. Осипов
  • Понятие о Божественном Откровении иерей Олег Давыденков
  • Естественное Откровение
  • Откровение Божие иг. Петр (Мещеринов)
  • Откровение и истолкование протоиерей Георгий Флоровский
  • Откровение свящ. Лев Шихляров
  • Сверхъестественное откровение Божие А.М. Леонов

Открове́ние Боже́ственное – проявление Бога в мире; самораскрытие Бога миру и человеку, в рамках которого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыслах, действиях (а также о результатах некоторых Его действий).

Можно сказать, что Божественное Откровение – раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя, в ответ на деятельный поиск Бога со стороны людей. Бог сотворил весь род человеческий, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27). Стремясь к Богу, человек не может познать Его исключительно собственными усилиями, но и само это стремление имеет, в сознании Божьем, определенную ценность.

В рамках православного богословия различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.

Естественное Откровение состоит в том, что Бог открывает Себя в Своём творении, подобно тому как художник открывает себя в своей картине или автор в своём сочинении. Но такой метод Богопознания весьма ограничен, ведь Божественное бытие нетварно. В Своем сверхбытии Бог превосходит все Свои создания. Не являясь умопостигаемым объектом или воспринимаемым чувствами явлением, Он не может быть познан усилиями человеческого ума или чувств, как познаются тварные предметы нашего мира. Именно поэтому, раскрывая Себя, Бог нисходит к человеку Сам. «Спаситель отнюдь не сказал, будто познать Бога решительно невозможно, – учит св. Ириней Лионский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Божественной воли, без научения от Бога, без Его откровения («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соизволил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необходимые познания».

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. – Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян.20:27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1Тим.3:14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.

Признаки истинности сверхъестественного откровения:
• Сообщает человеку непосредственное ведение Бога. В момент восприятия сверхъестественного откровения Божия человек не только воспринимает открываемые ему истины, но и получает опыт личностного богообщения.
• Таинственность и возвышенность открываемых людям истин: сверхъестественное откровение Божие, в отличие от естественного, как правило, преподается людям в особых промыслительных целях, по особым случаям. Даже Божьи пророки, передававшие содержание откровения прочим людям, не раузмели открываемые им высшие тайны во всей полноте (Ис.40:13-14)
• Удовлетворяет естественным религиозным, духовно-нравственным стремлениям и потребностям человека.
• Подтверждается чудесами. Так, Сам Спаситель, подтверждая Своё мессианское достоинство, ссылался на совершенные Им дела: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:36).
• Подтверждается сбыточностью пророчеств. Например, многие пророчества о Христе, которые были произносимы в разное время, разными (в различных отношениях) людьми (отличавшимися друг от друга социальным положением, уровнем образования, возрастом и т. п.), сбылись с детальной точностью; многие, которым пока ещё не суждено было сбыться, сбудутся в будущем.

***

Христианское учение об откровении

Из книги профессора Иван Михайлович Андреева (Андреевского)
«Православная апологетика».

Слово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Бог захотел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который принес людям истину, способ ее познания (метод или путь познания истины) и подлинную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Христос (Ин.14:6).

В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Никто никогда не говорил так, как имеющий власть открывать истину.

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, был Сын Божий, был истинный Бог.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Христе.

В состав всякого сверхъестественного откровения непременно входит: предсказание будущего, раскрытие тайн Божиих и разъяснение таких религиозно-нравственных истин, которые превышают все возможности и способности человеческого познания.

Откровение природы (как окружающей человека, так и самого человека, главным образом его сознания) говорит о том, что вне человека, над ним, т. е. выше его, есть причина, сила и мудрость творческого начала, свидетельствующая о наличии Высшего Существа, имеющего характер личности, т. е. что существует Бог. Все так называемые доказательства бытия Божия есть результат этого естественного откровения.

Честный и нормальный человеческий ум через рассмотрение природы мира и природы собственного сознания приходит к убеждению в существовании Бога. И только лукавый или ненормальный ум может Его отрицать.

«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс.13:2, 52, 2)…

Но кроме убеждения в существовании Бога, человек желает и личного с Ним общения.

Религия начинается не с признания Бога (это, собственно говоря, задача философии), а с общения с Ним. Это общение человека с Богом невозможно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так называемое сверхъестественное откровение.

Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное, различаются еще и другие виды откровения: непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее.

Непосредственное откровение есть сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранникам-людям (например, пророку-боговидцу Моисею).

Посредственное откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через боговдохновенных лиц (например, пророков) или высших разумных существ – Ангелов (например, благовестие Деве Марии).

Внешним откровением называется самый факт сообщения истины, а внутренним – факт усвоения сообщенного. Для последнего необходимо сверхъестественное вдохновение, которое обычно определяется словом «боговдохновение».

Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».

Божественное Откровение

«Кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далёк умом от истины». /Преп. Ефрем Сирин/

Что такое Божественное Откровение?

Божественное Откровение – это то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его (Свт. Филарет «Катехизис»).

Можно подумать, что было бы проще, если бы Бог открыл всё о Себе каждому лично. Тогда люди не сомневались бы в бытии Бога, не выдумывали бы своих религий. Все бы веровали в Бога и веровали бы одинаково.

Но все ли люди способны непосредственно от Бога принять откровение?

Свт. Филарет говорит: «Не все люди способны принять откровение непосредственно от Бога по причине своей греховной нечистоты и немощи духа и тела».

Кому же Бог Сам непосредственно открывал и открывает о Себе?

Адаму, Ною, Аврааму, Моисею, другим пророкам, Своим ученикам — апостолам, святым угодникам.

Апостол Павел пишет: «Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал;… А нам Бог открыл Духом Своим» (1Кор. 2:7-8,10).

До Рождества Христова Бог открывал о Себе через пророков. В полноте принёс на землю откровение Божие воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Слышанное от Христа откровение распространили по всей вселенной Его ученики, называемые апостолами.

В после апостольское время Бог сверхъестественным путём посещал и посещает отдельных людей, преимущественно святых, и открывал и продолжает открывать через них Божественные тайны людям. При этом по сравнению с Евангельскими человеку не даётся каких-либо принципиально новых истин, но даётся более глубокое, опытное познание того, что уже открыто Богом людям.

О видении Бога

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение предоставлено всем человекам: увидели Его весьма немногие; увидели Его те, которые не отъяли у себя способности к зрению рассеянною и чувственною жизнью».

Опыт боговидения для человека является столь личным и сокровенным, что редко кто из святых говорил о нем подробно. Апостол Павел ограничился несколькими фразами о неизреченных глаголах, которые человеку нельзя пересказать.

В этом смысле исключительным и единственным во всей святоотеческой литературе представляется преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), который в своих произведениях с невиданной дотоле откровенностью рассказал о встречах с Богом, о тайнах созерцания, о многочисленных видениях и откровениях, которые он имел. Преподобный Симеон часто во время молитвы созерцал Бога как свет:

Что за новое чудо совершается ныне?
Бог и ныне желает быть для грешников зримым…
Я страшусь и подумать, как же выражу словом?
Как язык все опишет или трость начертает?
Как поведает слово, как язык мой расскажет,
Как уста изрекут все, что я вижу сегодня?..
Среди ночи глубокой, среди тьмы беспросветной
С изумленьем и страхом я Христа созерцаю.
Небеса отверзая, Он нисходит оттуда,
Со Отцом мне являясь и Божественным Духом.
Он один, но в трех Лицах:
Три в единстве всецелом,
Трисвятое сиянье в трех Божественных солнцах.
Озаряет Он душу ярче солнца земного,
Просвещает Он светом помраченный мой разум…
К тем, кто видит, приходит Он как свет среди света,
В светозарном сиянье все Его созерцают.
Ибо зрячие видят в свете Духа Святого,
Кто же Духа увидел, созерцает и Сына,
А кто Сына увидел, тот Отца созерцает,
И Отец вместе с Сыном созерцаем бывает.
Все сие, как сказал я, происходит со мною,

Несказанное чудо я едва понимаю,
Вдалеке созерцая красоту, что незрима
Из-за яркого света ослепительной славы…
Трепеща, ужасаясь, я пришел в исступленье
И не мог выносить я нестерпимую славу
В эту ночь ощущений несказанных и странных».

Итак, учение Православной веры основано на том, что Сам Бог открыл людям, т.е. на Божественном Откровении.

Виды откровений

Естественное откровение.

Сверхъестественное откровение.

Сверхъестественное откровение — это такое действие Божие, которое даёт человеку знания, необходимые для спасения.

Сверхъестественное откровение – знания от Бога о Боге, мире и человеке.

Сверхъестественное откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Общее откровение дается через особо избранных людей – пророков и апостолов – для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству).

Индивидуальное откровение даётся человеку с целью его назидания (и иногда ближайших к нему лиц). В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а даётся более глубокое познание того, что уже есть в откровении общем.

Естественное откровение – это те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путём на основании познания им самого себя и окружающего мира.

Естественное откровение или естественное богопознание – это представления человека о Боге, мире и человеке.

Человек может без особенного сверхъестественного откровения Божия познавать Бога из рассматривания сотворённых Богом вещей.

Апостол Павел говорит: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

Непредвзято размышляя о стройном порядке Вселенной, действительно, можно подойти к признанию существования премудрого Творца мира. Исследуя всемирно-исторические процессы, можно прийти к выводу о действии в мире Промышляющего о человечестве праведном Судии. Вслушиваясь в голос своей совести, можно почувствовать близость Небесного Отца. Процесс естественного богоискания и богопознания присущ человеку. И сейчас многие люди приходят к вере в Бога, фактически ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Многие языческие мыслители древности,… искавшие истину и размышлявшие о сущности бытия и смысле человеческой жизни, приходили к твёрдому убеждению в существовании единого Бога, Творца, Промыслителя и Судии мира (например, Гераклит, Сократ, Ксенофонт)».

После того как Дарвин изложил своё учение об эволюционном развитии живого мира, его спросили, где начало цепи развития живого мира, где первое звено его? Дарвин ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего».

Великий основатель всей современной бактериологии Пастер говорит: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».

Вот как произошло обращение к Богу французского яхтсмена Бернара Муатесье, описанное в книге епископа Илариона (Алфеева) «Таинство веры»: «Будучи участником кругосветных одиночных гонок, победителя которых ждала огромная денежная премия и всемирная слава, он уверенно двигался к финишу и имел все шансы рассчитывать на победу – ему уже готовили торжественную встречу в Англии. Неожиданно для всех он изменил маршрут и направил яхту к берегам Полинезии…Только через несколько месяцев удалось узнать, почему он выбыл из игры. Находясь долгое время наедине с океаном и небом, он всё глубже задумывался о смысле жизни, и всё менее привлекательной казалась ему та цель, которой предстояло достичь – деньги, успех, слава. В океане он ощутил дыхание вечности, почувствовал присутствие Бога и уже не хотел возвращаться к обычной мирской суете».

Однако естественное богопознание даже в своих высших достижениях всегда страдает значительной неполнотой, большой неопределённостью, ущербностью, туманностью и потому часто уводит человека от истинного религиозного пути. Множество так называемых естественных (языческих) религий (например, современные африканские религии, индуизм, буддизм), великое множество различных религиозно-философских систем, сект является иллюстрацией того, к чему может привести одно естественное «ощущение» Бога. Это и понятно. Где человек – мера всех вещей, каждый может своё понимание считать истиной.

Необходимо постоянно сверять свои представления о Боге и духовной жизни с тем, что открыл людям непосредственно Сам Бог, открыл для того, чтобы люди веровали правильно, спасительно и достойно чтили Его.

Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви посредством Священного Писания и Священного Предания.

Священное Писание

Священное Писание – книги, написанные Духом Божиим, через освящённых от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами.

Сверхъестественное, Божественное озарение, не уничтожая и не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, руководило всем ходом их работы.

Свт. Григорий Великий учит: «Языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь».

Книги Священного Писания называются Библией. Написаны они в разное историческое время и делятся на 2 части: книги Ветхого Завета, написанные до Рождества Христова, и книги Нового Завета, написанные после Рождества Христова.

Завет – союз, договор, завещание Бога людям.

Главное содержание Ветхого Завета состояло в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его через постепенные откровения, святые заповеди, пророчества, молитвы, священнослужение. Главное содержание Нового Завета состоит в том, что Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя, Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Новозаветная Христианская Церковь приняла священные книги от ветхозаветной Церкви.

По содержанию книги Ветхого и Нового Заветов можно разделить на 4 разряда: законоположительные, исторические, учительные, пророческие.

1. Книги законоположительные составляют главное основание.

К книгам Ветхого Завета относятся: 5 книг Моисея: Книга Бытия, Исход, Левит, Чисел, Второзаконие.

К книгам Нового Завета относятся: 4 Евангелия.

2. Книги исторические содержат преимущественно историю благочестия.

Книги Ветхого Завета: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон (книга ежедневных событий, летопись) и др.

Книга Нового Завета: Деяний Святых Апостолов.

3. Книги учительные

содержат учение благочестия.

Книги Ветхого Завета: Книга Иова, Псалтирь, Книги Соломоновы.

Книги Нового Завета: 7 Соборных посланий и 14 посланий апостола Павла.

4. Книги
пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, наиболее об Иисусе Христе.

Книги Ветхого Завета: Книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекиля, Даниила, 12 прочих.

Книга Нового Завета: Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.

О Священном Предании

Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе (2 Тим. 1:13).

Учение Православной веры основано на том, что Сам Бог открыл людям, т.е. на Божественном Откровении.

Если взять все книги мира, то для христианина Библия всегда останется самой важной, центральной, потому что это книги, написанные Святым Духом через избранных Богом людей — пророков и апостолов посредством особого сверхъестественного действия – откровения. Откровение Божие хранится в них точно и неизменно.

Но от Адама до Моисея не было священных книг. Божественное откровение сохранялось и передавалось устно или жизненным примером. Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное предание.

Ной слышал Мафусала, который слышал Адама, и говорил о том Аврааму. Ной жил после потопа 350 лет, это 58-й год жизни Авраама, был свидетелем строительства вавилонской башни и рассеяния (всего жил 950 лет). От Авраама через Иакова, Левия, Каафа живое предание могло естественным путём дойти и до Моисея.

Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Своё и установления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову.

Божественное Откровение передаётся от одних людей другим и от предков потомкам не только посредством Священного Писания, но и устно или жизненным примером.

Священное Предание – учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды, передающиеся от истинно верующих, т.е. сохраняющиеся в Церкви.

К Священному Преданию относится: Литургическое Апостольское предание, Постановления (Предание) Вселенских и Поместных Соборов, творения и проповеди святых отцов.

1. Священное Предание учит правильному, духоносному, истинному разумению Священного Писания.

«Не может человек своим умом постигать Божественное, — говорит св. Силуан Афонский, — которое познается только Духом Святым, а потому и Священное Писание, написанное Духом Святым, не может быть постигнуто посредством научного исследования, которому доступны лишь некоторые внешние стороны и детали, но никак не сущность».

«Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, — учит апостол Пётр. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:20-21).

2. Священное Предание учит правильному совершению Таинств, правильному соблюдению внешних действий, обрядов, хранит чистоту веры, образ жизни по закону Божию.

Священное Предание древнее Священного Писания и вместе с тем является «продолжением и развитием (изъяснением) Библии». Священное Предание является «свидетельством жизни Того же Духа Святаго, Животворящего, Который… будет глаголать до конца веков во Святой Христовой Церкви, во всём церковному достоянию принадлежащему (догматика, нравственность, аскетика, экзегетика, агиография, апологетика, литургика и т.д. )», — пишет епископ Нафанаил (Львов) в книге «О Святой Библии».

К Священному Преданию относится апостольское предание, святоотеческая литература, подлинно церковная письменность (толкования Св. Писания) и проповедь, созданные под водительством Святого Духа богослужебные тексты.

В Евангелии от Иоанна читаем: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Бог открывает учение веры, закон Божий, правила совершения таинств и священных обрядов через истинно верующих.

Через истинно верующих Бог учит, как правильно и спасительно веровать, как жить богоугодно, через них Священное Предание сохраняется в Церкви.

Содержание Священного Предания по степени авторитетности

1. Апостольское предание, Постановления Вселенских, Поместных и Архиерейских Соборов, собранные в Книге правил Православной Церкви.

Книга правил Православной Церкви – название сборника, составляющего так называемый «церковный канон» общеобязательные правила для верующих Православной церкви. В состав её входят: правила св. апостолов, правила Вселенских и авторизованных (инициированных и признанных) вселенскими — Поместных соборов и правила некоторых святых отцов, указанных Трулльским собором. Это – основные законы действующего церковного права Православной Церкви.

2. Творения святых отцов.

3. Мнения старцев.

4. Мнения богословов.

5. Мнения религиозных философов (о.П. Флоренский, Вл. Соловьев, кн. бр. Трубецкие и др.).

6. Мнения других членов Церкви.

Почему апостольское предание, постановления Вселенских, Поместных и Архиерейских Соборов из всех книг, относящихся к Священному Преданию, являются наиболее авторитетными?

В день Пятидесятницы, когда, по слову Спасителя на апостолов сошёл Святой Дух, была рождена Церковь.

В Церкви возник вопрос: следует ли христианам из язычников обрезываться. Впервые среди христиан возникли разногласия. Для выявления истины был созван собор. (См.: Деян.15,1-2,6,22-30). О результате собора апостолы сообщают так: «Изволися Святому Духу и нам».

В дальнейшей истории Церкви при появлении каких-либо учений, противоречащих вере Христовой, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами также собирались Соборы, на которых присутствовали преемники апостолов — епископы. Так же, как на Апостольском Соборе, отцы Церкви слышали откровение Божественное в единодушном решении по тому или иному вопросу. Когда на Соборе все или большинство известных по своей святой жизни отцов Церкви объясняли одинаково какое-то место Священного Писания, догмат или правило христианского благочестия, это утверждалось, как откровение Божественное.

Вселенский Собор – это собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами; это высшая на земле власть святой Церкви Христовой, осуществляемая водительством Святого Духа.

История показывает, что первые соборы, которые получили авторитет вселенских соборов, всегда созывались перед лицом опасности, угрожающей единству веры людей (через искажение Богооткровенных истин веры – догматических, а значит непреложных и неизменных вероопределений), и единству Церкви.

В течение первого тысячелетия таких соборов, на которые собирались последователи апостолов — все епископы Церкви, проводилось несколько. На этих соборах определялись догматы и решались актуальные для того времени проблемы церковной жизни.

Семь таких церковных соборов Церковь назвала Вселенскими, их решения относятся ко всей Церкви и являются для неё обязательными. Первый из этих соборов состоялся в Никее в 325 году, а седьмой – в Константинополе, в 787 году.

Кроме вселенских соборов в течение первого и второго тысячелетий было несколько Поместных церковных соборов, которые имели значение и для всей Церкви. Примером может послужить Константинопольский собор 1351 года, который утвердил практику исихазма или т.н. непрестанной сердечной молитвы. Собор также утвердил учение святого Григория Паламы о несотворённом свете Святого Духа.

Какие книги и проповеди можно отнести к Священному Преданию? — Те, которые не противоречат Священному Писанию, Апостольскому Преданию, Постановлениям Вселенских, Поместных и Архиерейских Соборов, творениям святых отцов.

Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, «научает её членов твёрдо держаться учения и преданий апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов».

Св. апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15).

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса «Основы православной веры и духовной жизни» взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Религии откровения

Карта, показывающая распределение авраамических (розовый) и дхармических (оранжевый) религий на планете

Религия

Общие концепции

Авраамические религии

Индийские религии

Традиционные религии Дальнего Востока

Основные понятия

  • Список религий
  • Численность последователей
  • Портал:Религия

Авраами́ческие (аврамистические) рели́гии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Согласно Книге Бытия, Бог заключил завет (союз) с Авраамом (Быт. 15:18) и определяется как «Бог Авраама» (Быт. 31:42).

Определение

Авраамические религии — общее наименование для иудаизма, христианства и ислама.

В сказаниях об Аврааме вера в исключительную связь между божеством и главой какого-либо рода, распространенная в древности среди различных племен на Ближнем Востоке, приобретает форму союза (завета) между Богом и Авраамом. Этот союз включает три основных элемента: избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака; обещание дать землю ханаанскую этим потомкам; заповедь следовать установлениям Бога, включающим в себя и этические нормы. Эти положения легли в основу библейского мировоззрения и более позднего иудаизма. Впоследствии эти представления сыграли важнейшую роль в развитии общечеловеческой культуры, войдя в видоизмененной форме в основу христианства и ислама. В христианстве место избранного народа занимает церковь, а в исламе избранность передаётся не по линии Исаака, а по линии Измаила, считающегося родоначальником арабов.

Идея союза с Богом как результата свободного выбора легла в основу теизма, дав импульс формированию монотеистических (авраамических) вероучений. Теистические (авраамические) религии восприняли также идею отношений с Богом, выстраиваемых как личный диалог. Для последователей этих трёх религий Авраам, поверивший в единого Бога, является образцом верующего. В рамках каждой из религий верующие рассматривают себя как наследующих заключённый праотцом Авраамом завет. Евреи и основатели ислама — арабы возводят свое происхождение к сыновьям Авраама, апостол Павел называет Авраама «отцом всех верующих» (Рим. 4:11).

В качестве авраамических религий могут рассматриваться караимизм, мессианский иудаизм, бабизм и Вера Бахаи, растафарианство, мандеизм, езидизм, религии друзов и самаритян.

Сходства и различия

В иудаизме к Священному Писанию относится еврейская Библия (Танах). В христианстве к Священному Писанию относятся Ветхий Завет (Танах и дополнительные священные книги в православии и католицизме) и Новый Завет, составляющие Библию. В исламе в качестве Священного Писания признаётся только Коран, причём он, в отличие от Библии, считается не словами вдохновлённого Богом человека, а прямой речью Бога.

Откровение

См. также: Откровение

Иудаизм, христианство и ислам называются «религиями Откровения» из-за того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку». В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Тем не менее, первой «религией Откровения» является зороастризм, не входящий в группу авраамических религий.

В отношении к Откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом. Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению. В христианстве утверждается о Новом Завете, дополняющем Синайское откровение. В Новом Завете зафиксированы слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:17, 18). Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, «последнего из пророков», как самое главное, завершающее все остальные пророчества.

Иисус Христос

Основная статья: Иисус Христос

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса Христа и Евангелия. Вопрос его историчности и божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме и исламе.

Иудаизм не признаёт Иисуса Христа (Иешуа) как Мессию (Машиаха), тем более не признаёт его божественность. Соответственно, Новый Завет также не почитается как священная книга. Однако в современном Израиле существуют верующие, которые считают себя иудеохристианами, почитают Новый Завет священной книгой, а Иисуса Христа — Мессией (царём Израиля). Они носят название мессианские иудеи.

В христианстве Иисус Христос почитается воплощённым Богом-Словом, Сыном Бога, Мессией (Христом), Искупителем, Спасителем человечества, первым Богочеловеком и вовеки веков единственным Богочеловеком по своей природе. Иисус Христос понимается ими как основатель и глава христианской церкви. Евангелие почитается как Слово Божие. Православные христиане считают, что церковь могут образовывать только верующие в Пресвятую Троицу.

Ислам признаёт Иисуса Христа (по-арабски: Иса) посланником Аллаха, одним из величайших пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Иисуса Марией (по-арабски: Марьям), но отрицает, согласно Корану, «возможность придания единому Богу сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть воплощенным Богом или равным Ему. Пророк Иса, согласно верованию мусульман, не был распят на Голгофе, а его образ добровольно принял на себя один из юношей, пойдя на мученическую смерть. Ису же забрал к себе Бог, с тем чтобы в конце времён явить на Землю для спасения человечества от даджаля (Антихриста). По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски: Инджиль), смысл которой, по мнению мусульман, был утрачен до начала пророчества Мухаммада.

История

Со II в. до н. э. в Иудее возникают движения фарисеев, саддукеев и ессев. В I веке н. э. на территории римской провинции Иудея среди последователей пророка Иоанна Крестителя начинает распространяться христианство. Первые последователи Иисуса Христа считали его обещанным пророками Мессией. Усилиями учеников Иисуса движение начинает распространяться и на соседние народы, ими были составлены книги Нового Завета.

В ходе первой иудейской войны был разрушен Второй храм, а в результате восстания Бар-Кохбы многие евреи вынуждены были покинуть Иудею, увеличивается значение диаспоры. Во II — V веках н. э. в Иерусалиме и Вавилоне записан Талмуд и формируется иудаизм.

С III века начинаются систематические гонения на христиан, особенно при императоре Диоклетиане. При Константине Великом был принят Миланский эдикт, который прекращал преследования христиан. В 325 году по его приказу был созван Никейский собор, на котором формируются доктрины христианства.

В VII веке н. э. на территории Аравии среди последователей пророка Мухаммада возник ислам как отдельная религия. Востоковед Л. С. Васильев утверждает, что догматика ислама была полностью заимствована из более ранних иудаизма и христианства. Мусульмане верят, что ислам происходит из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Пророк Мухаммад возвестил, что ислам есть не что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудаизмом, так и христианством.

См. также

  • Иудео-христианская парадигма

Примечания

  1. 1 2 Авраамические религии // Католическая энциклопедия, 2011.
  2. Авраам — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Иудаизм / Новейший философский словарь // под ред. А. А. Грицапова. — 3-е изд. — 2001.
  4. Мнение о том, что караимизм является самостоятельной религией, не разделяется многими источниками, в том числе энциклопедическими. Значительная часть мировых (см.) и русскоязычных (советских, российских, украинских) (см.) энциклопедий определяют караимизм как направление или секту иудаизма.
  5. Николс Г. Религии мира. — С. 35.
  6. Э.Н.П. Библия I. Общие сведения // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 89-97. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  7. 1 2 3 Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Дата обращения 30 марта 2020.
  8. Александр Мень. Библиологический словарь // Откровение
  9. Васильев Л. С. История религий Востока. Глава 8. Ислам: возникновение и распространение.

Ссылки

  • The Abrahamic Faiths: A Comparison — Чем отличаются иудаизм, ислам и христианство? (англ.)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: sh2008008229

История Авраама
Персонажи
События
Основные понятия
Дети Авраама
  • Измаил
  • Исаак
  • Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак и Шуах
В исламе

Авраамические религии

Авраамические религии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму.

Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

Определение

К авраамическим религиям относятся:

  • иудаизм
  • караизм
  • христианство
  • ислам
  • бахаи
  • растафарианство

Авраамические религии называются также религиями откровения, в виду того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (А. В. Мень).

В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Происхождение

Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической религии древних евреев (иудаизм), получившей распространение на территории древних царств Иудеи и Израиля (до Вавилонского пленения) приблизительно в начале I тысячелетия до н. э.

В I в. н. э. на территории Иудеи возникло христианство, использовавшее базу религиозного наследия иудаизма, однако кардинально его реформировавшее.

В VII в. н. э. на территории Аравии возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований.

Мусульмане считают, что ислам относится к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму.

Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ни что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами.

Сходства и различия

Первичный письменный источник авраамических религий — Тора. В целом признаётся, хотя по-разному истолковывается.

Ветхий Завет христианской традиции практически полностью соответствует еврейскому Танаху.

Откровение

Авраамические религии также называются религиями откровения, то есть основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям определенное поведение.

В отношении к откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом.

Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению.

Христианство говорит о Новом Завете, изменяющем услышанное еврейским народом на горе Синай.

Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, «последнего из пророков», как самое главное, отменяющее все остальные пророчества.

Бахаи считают последним откровением Бога пророчество Баха-Уллы.

Иисус

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса и Евангелия. Его историчность и вопрос божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме, исламе и бахаи.

Иудаизм не признаёт Иисуса как Мессию, тем более не признаёт его божественность. Соответственно, Евангелие также не почитается.

В христианстве Иисус почитается Сыном Божиим Единородным, Мессией, Искупителем грехов, Спасителем человечества. Иисус Христос — глава новозаветной христианской Церкви. Евангелие почитается как слово Божие.

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса (по-арабски Иса), почитая его одним из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Марии (по-арабски Мариам), но отрицает, согласно Корану, «возможность предания Аллаху сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть Богом или равным ему.

По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски Инджиль), которую, по мнению мусульман, христиане исказили.

Бахаи признают и почитают Иисуса как Мессию и Богоявление, но того времени. Мессия нашего времени — Бахаулла.

Откровение это.

Слово «откровение» многими людьми понимается по-разному. Кто-то считает, что откровение – это когда пророк тебе что-то говорит. Кто-то считает, что откровение – это некое необъяснимое чувство. Есть те, кто уверены, что откровение – это то, что люди вдруг начинают понимать, хотя раньше знали о той или иной истине.

Дело в том, что подробного и точного объяснения в Слове нет. Как, например, определение веры в Евр11.1.

Однако это слово неоднократно встречается в Писании. Начать я хочу с последней книги, с книги «Откровение», или по-гречески – Апокалипсис. То есть, я не беру в расчет значение этого слова в иврите. Я просто его не знаю. А так как это имеет отношение к нам сегодня, в свете учения Иисуса Христа, то я буду рассматривать этот вопрос в новом завете.

Что означает слово «откровение»?

Апокалипсис –(греч) открытие, обнажение, раскрытие, снятие покрывала;

(перен). откровение, явление, просвещение;

Мы видим в этом месте, что это откровение Иисуса, которое Ему дал Бог. И мы видим, что ЭТО ОТКРОВЕНИЕ было послано людям через ангела Иоанну. А он уже написал нам. Я просто еще раз повторил это Слово, чтобы мы увидели, что написанное в последней книге Библии тоже является откровением. Хотя, как ни странно, очень многие люди считают эту книгу «самой неприступной, непонятной…..»

Давайте посмотрим все места Библии, в которых упоминается это слово. Дело в том, что не всегда словарь может в точности передать значение. Но то, как и где это слово использовалось, может дать нам более ясную картину.

Почему я выбрал все места с использованием этого слова? Потому что во всех их прослеживается достаточно определенное значение. Подставьте вместо выделенных слов греческий перевод – раскрытие Иисуса, раскрытие славы Его, раскрытие тайны, Господне раскрытие….

Теперь для полноты посмотрим другие места в нашей русской библии, где используется слово «откровение».

(Греческий)- давать откровение, повеление или предупреждение, предупреждать, наставлять;

И посмотрим те места, где еще это слово используется.

И еще одно место, которое всегда относят к откровениям. Его греческое написание отличается от слова апокалипсис одной буквой. Я не берусь выставляться знатоком греческого, но всегда смотрю все места Писания с использованием именно этого слова, чтобы понять, какой смысл вкладывал в него Автор. Греческий словарь дает перевод практически такой же, как и первого слова «апокалипсис»

— открывать, раскрывать, обнажать

Но я все-таки прошу обратить ваше внимание на то, в каком контексте оно использовано в Писании.

Бог дает откровение

Все эти примеры мест из Слова показывают нам связь откровений и Бога. Не может называться откровением то, что вы (как верующий) от кого-то услышали и приняли это как истину. Многие люди, слушая проповеди, говорят, что получили откровение через людей. Это верно. Хотя правильнее говорить, что вы получили откровение от размышления над Словом Божьим, которое (Слово) было произнесено неважно каким человеком.

Или, к примеру, с кафедры было сказано, что надо носить определенную одежду или, наоборот, что-то не носить. И потом человек говорит, что поступает как ему было открыто. В данном случае проявляется послушание. А откровение приходит от общения с Богом.

Пример из жизни

Приведу пару примеров. К нам в собрание пришла женщина, покаялась, приняла крещение. Она была достаточно пожилая, но всегда любила эффектно одеваться и носила различные украшения. Не золотые. Мы в собрании не уделяем особого внимания внешнему виду (кто понимает, о чем я). И вот через пару месяцев эта сестра в собрании задает вопрос: «А что, носить украшения – это грех??» Мы стали спрашивать, что случилось и кто ей сказал.

Она рассказала, что купила в магазине очередные малахитовые украшения. Дома распаковала. Во время молитвы ее глаза почему-то направились на эти сережки, и она неожиданно поняла, что сделала что-то не правильное. Она в простоте сказала Богу, что завтра отнесет их обратно и если их примут (без ярлыков) – значит она правильно все поняла. Утром она отнесла их, и у нее приняли обратно и вернули деньги. И у нее появился тот самый вопрос. Мы стали рассуждать над местом об «украшениях и плетении волос». И она поняла, что не сережки являются грехом, а страсть их иметь все больше и больше.

Второй пример связан с одним из спорных мест, где говорится о покрывалах для сестер. Мы так же не ставим правил для людей. На одно из собраний сестра приходит в косынке. Мы спрашиваем, почему. Всем интересно же. И она рассказала, что читала Слово о покрывалах для женщин, и ей было открыто, что она должна иметь на своей голове знак. Для информации. У нас в собрании есть сестры, которые носят покрывало и есть те, кто не делают этого.

Вывод

Я эти примеры для чего привел.

Когда вы рассуждаете над Словом и получаете откровение от Бога, важно в дальнейшем поступать по этому откровению. Вас могут осуждать, не понимать, даже выгонять. Но если вы уверены в Божьем водительстве – будете блаженны.

Наши откровения

Далее я буду выкладывать различные откровения, которые у нас в собрании были и у меня лично по определённым местам Писания. Я свои откровения всегда выношу на общее обозрение и имею благодать от Бога, когда Он корректирует определенные вещи через Тело Своё. Буду рад, если и вы поделитесь своим мнением или откровением.

  • Три дня и три ночи. Матфея 12.39-40
  • Нагой юноша Марка 14.50

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх