Помост

Вопросы веры

Отшельники

Отшельничество

Кто живет в пустыне и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани чрез слух, от брани чрез язык и от брани чрез видение того, что может уязвлять сердце его (прп. Антоний Великий, 89, 95). Источник.

* * *

…Пустыня есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мирскими, покоящими плоть (прп. Антоний Великий, 89, 95). Источник.

…Удаление от мира состоит не в том, чтоб телом быть вне мира, но чтобы душою оторваться от пристрастия к телу, не иметь у себя ни города, ни дома, ни собственности, ни товарищества, быть нестяжательным, не беспокоящимся о средствах жизни, беззаботным, избегающим всякого сношения с людьми, не знающим человеческих правил, готовым принимать напечатлеваемое в сердце Божественным учением (свт. Василий Великий, 10, 9).

Посмотри на дикого осла в пустыне; никто не садится на хребте его. Посмотри на серну в пустыне, никто не стрижет ее волос. Источник.

Смотри на животных, и беги в пустыню, и не оставляй ее. Возьми для себя в пример пернатых и не нарушай обета отшельничества. Не ищи обитаемых мест, чтобы на душу свою не навлечь тебе смерти, не оставляй пещер и вертепов, чтобы не стали блаженнее тебя мертвые. Не люби городов и не пренебрегай дебрями (прп. Ефрем Сирин, 34, 294–295). Источник.

Пещеры, служившие убежищем тебе, уготовят для тебя чертог на небесах (прп. Ефрем Сирин, 34, 296–297). Источник.

…Жизнь пустынная, отшельническая, удаляющаяся и чуждающаяся общения с людьми, хотя сама по себе важна и высока, даже выше сил человеческих, однако же ограничивается только преуспевающими в оной, отрицается же от общительности и снисходительности – свойств любви, которая, как известно… есть одна из первых достохвальных добродетелей. Сверх того, такая жизнь, как не обнаруживающаяся в делах, не может быть поверяема и сравниваема с другими родами жизни. Напротив того, жизнь общественная, провождаемая в кругу других, кроме того, что служит испытанием добродетели, и распространяется на многих, и ближе подходит к Божию Домостроительству, которое и сотворило все, и связало все узами любви, и наш род, после того как он утратил свою доброту чрез прившедший грех, снова воззвало посредством соединения и обращения с нами (свт. Григорий Богослов, 13, 271–272).

Блажен, кто ведет пустынную жизнь, не имеет общения с привязанными к земле, но обожил свой ум (свт. Григорий Богослов, 15, 273). Источник.

Высока жизнь целомудренных нестяжателей, привитающих в горах; но гордость и их низлагала неоднократно, потому что они, не измеряя своей добродетели другими совершеннейшими образцами, иногда в сердце своем именуют высотою, что невысоко, а нередко, при пламенеющем уме, ноги, как горячие кони, несут их далее цели. Посему или на легких крыл ах несись все выше и выше, или, оставаясь внизу, совершай безопасное течение, не страшась, что какая-нибудь тяжесть преклонит крылья твои к земле, и ты, вознесшись, падешь жалким падением (свт. Григорий Богослов, 15, 275). Источник.

…Жизнь пустынная освобождает избравшего оную от мирских треволнений и через молчание соделывает его собеседником Ангелов и, насколько возможно, возвышает ум до созерцаний Божественных (свт. Григорий Нисский, 25, 274). Источник.

Тело отделить от души может только сочетавший их, душу же от тела – и тот, кто стремится к добродетели (в отшельничестве). Ибо отшельничеством отцы наши называют память о смерти и бегство от тела (т. е. чтоб плотиугодия не творить в похоти) (авва Евагрий, 89, 576).

… гораздо выше и славнее самого царя. Если бы ты мог отворить двери сердца их и увидеть душу их и всю красоту внутреннюю, – ты упал бы на землю, будучи не в состоянии вынести сияния красоты, светлости тех одежд и блеска их совести (свт. Иоанн Златоуст, 50, 705).

…Пустыню искать должно совершенным, очищенным от всякого порока, и по совершенном очищении от пороков в обществе братий уходить в нее не по малодушию, а для Божественного созерцания, с желанием высшего ведения, которое может быть приобретено только в уединении и только совершенными. Ибо какие пороки не уврачеванные мы перенесем в пустыню, они будут скрыты в нас, но не истреблены. Ибо уединение как способно приводить чистых нравами к чистому созерцанию и ясным ведением открывать знание духовных тайн, так и пороки неочистившихся не только не очищает, но еще увеличивает. Отшельник дотоле кажется себе терпеливым и смиренным, пока не сталкивается в сношении ни с каким человеком. А когда встретится какой-нибудь случай к раздражению, то он тотчас возвращается к прежней страсти, ибо тотчас обнаруживаются пороки, которые скрывались, и как необузданные и от продолжительного покоя утучневише кони с рвением вырываются из своих затворов и с большим стремлением и неистовством влекут своего всадника к погибели. Ибо если страсти не будут прежде очищены, то более неистовствуют в нас, когда от людей не бывает повода обнаружить их на деле. По неупражнению, от беспечности мы погубляем и малое терпение, которое, казалось, имели, находясь вместе с братиями, ради стыда их и людского замечания. Как все ядовитые роды змей или звери, пока находятся в пустыне и своих логовищах, пребывают как бы безвредными; однако же из-за этого нельзя считать их безвредными, потому что некому вредить. Ибо это зависит не от доброты их, а от необходимости пустыни. А как улучат удобный случай укусить, они скрытый в них яд и злость души тотчас изливают и выказывают. Потому ищущим совершенства недостаточно не гневаться на человека. Ибо помним, что когда мы пребывали в пустыне, то сердились на писчую трость, когда не нравилась толстота или тонкость ее; так же на ножик, когда иступленным лезвием не скоро перерезывал; тоже на кремень, если не скоро вылетала искра огня из него, когда мы спешили к чтению, вспышка негодования простиралась до того, что возмущение духа не иначе мы могли подавить и успокоить, как произнесши проклятие на бесчувственные пещи или, по крайней мере, на дьявола. Посему к достижению совершенства недостаточно одного только отсутствия людей, чтобы не на кого было гневаться; если наперед не будет приобретено терпение, то страсть гнева также может устремляться на бездушные вещи и по малым поводам. Находясь в нашем сердце, она не допустит ни приобрести постоянное спокойствие, ни освободиться от прочих пороков; разве в том думаем приобрести какую-нибудь пользу, или врачевство нашим возмущениям, что бездушные, немые вещи не отвечают на проклятия или гнев наш и раздражительность нашего сердца не возбуждают к большему воспламенению безрассудной ярости (прп. Иоанн Кассиан, 56, 110–111).

…Поелику отвержение мира есть не что иное, как знак умерщвления и креста, то оно и не может начаться и созидаться на другом основании, как на признании себя духовно умершим для дел этого мира, и на уверенности, что он и телесно имеет умереть в каждый день… (прп. Иоанн Кассиан, 56, 158).

…Совершенство пустынножителя состоит в том, чтобы иметь дух свободный от всего земного и соединять его со Христом, сколько дозволяет человеческая слабость (прп. Иоанн Кассиан, 56, 521).

Отшельничество хоть и хорошо, но мы не считаем его полезным для всех. Ибо для многих оно не только бесплодно, но и гибельно (прп. Иоанн Кассиан, 56, 612). Источник.

…Лучше приобретать малый плод в пустыне, нежели домогаться большой пользы в мире, которая хотя бы и была приобретена прибыльным обращением многих, но пребыванием в мире и ежедневным развлечением вовсе утрачивается (авва Авраам, 56, 617–618). Источник.

Удаление от городской молвы столько полезно в деле спасения, что Сын Божий, оставив города, на вершинах гор ублажил живущих в чистоте; тем самым, чему научал делами Своими, показывая, что не отрешившемуся от земного и не восшедшему на высоту добродетели невозможно удостоиться ублажения от Бога, или улучить будущие блага. Ибо кто мудрствует горняя, тот вселяется там, идеже есть Христос одесную Бога седя (ср.: Кол. 3, 1) (прп. Исидор Пелусиот, 60, 55).

Немало сведений придало мне уединенное отшельничество. Ибо, кто остается среди мятежей и намерен познать небесное, тот забыл, что посеянное в тернии им и бывает подавляемо (см.: Мк. 4, 7). И кто не отрешился от всего, тот не может познать Бога (прп. Исидор Пелусиот, 60, 228). Источник.

Ничего не потеряешь ты из того, что оставил для Господа; ибо в свое время оно придет к тебе многократно (умноженно) (прп. Марк Подвижник, 89, 542). Источник.

…Умерщвление себя для мира состоит не только в удалении человека от общения в собеседовании с тем, что есть в мире; но и в том, чтобы в беседе ума своего не вожделевал мирских благ (прп. Исаак Сирин, 58, 168). Источник.

…Если не устрашит сердца страх геенны, и любовь не приведет к желанию блаженств, то не возбудится в сердце ненависти к миру сему (прп. Исаак Сирин, 58, 171–172). Источник.

Надежду… и страх утверждают в уме удаление от людей и непрестанная молитва (прп. Исаак Сирин, 58, 311).

Если мир и что в мире проходит все, а Бог нетленен и бессмертен, то радуйтесь все, которые ради Его оставили тленное. Тленно же не только богатство и деньги, но и всякое удовольствие и наслаждение греховное есть тля. Одни заповеди Божии свет суть и жизнь, – и тик всеми именуются (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 510–511). Источник.

Жил в миру юноша, желающий стать монахом. Он упрашивал отца отпустить его в монастырь, но тот не соглашался. Однако близкие друзья отца уговорили его, и он отпустил сына. Юноша, оставив родительский дом, поступил в монастырь.

Постригшись в монашество, он начал исполнять монастырские послушания и ежедневно поститься. Потом он стал принимать пищу раз в два дня, наконец, раз в неделю. Настоятель монастыря, видя это, удивлялся и благословлял Бога за его воздержание и подвиг. После некоторого времени юный монах начал убедительно просить настоятеля, чтобы он отпустил его на отшельничество в пустыню. Авва сказал ему: «Сын! Отвергни это помышление, ты не сможешь вынести тяжкого подвига отшельнической жизни, в особенности же искушений и злохитросгей дьявола. Если последует искушение, некому будет там успокоить тебя и избавить от возмущений, которые нанесет тебе враг». Но монах еще настойчивее просил об уединении. Авва, видя, что нет никакой возможности удержать его, сотворил молитву и отпустил.

Молодой монах пошел в пещеру и начал безмолвствовать, употребляя в пищу финики, воду пил из источника. Прожил он шесть лет отшельником, никого не видя. И вот приходит к нему дьявол в виде старца-аввы. Лицо у него было страшное. Брат, увидев его, испугался, пал ниц и начал молиться, потом встал. Дьявол сказал: «Помолимся, брат, еще». Они помолились, и, когда окончили молитву, дьявол спросил: «Сколько времени ты здесь живешь?» Он отвечал: «Шесть лет». Дьявол сказал: «Ты мой сосед! А я только четыре дня тому назад узнал, что ты живешь здесь. Моя келья недалеко отсюда, одиннадцать лет я не выходил из нее, вышел только сегодня, узнав, что ты живешь по соседству. При таком известии я подумал: схожу к этому человеку Божию и побеседую с ним о пользе для наших душ. Скажу ему и о том, что отшельничество наше не приносит никакой пользы, так как мы не причащаемся Святых Тела и Крови Христовых, что я боюсь, как бы нам не сделаться чуждыми Христу, если мы удалимся от этого Таинства. Да будет тебе известно, брат, что в трех милях отсюда есть монастырь, имеющий пресвитера, сходим туда в воскресный день или через две недели, причастимся Тела и Крови Христовых и возвратимся в наши кельи». Совет дьявола понравился брату.

Когда наступил воскресный день, дьявол опять пришел и позвал: «Пойдем, пора». Они отправились в вышеупомянутый монастырь, где был пресвитер. Войдя в церковь, потали на молитву. По окончании молитвы брат оглянулся и, не видя того, кто привел его, подумал: «Куда он ушел? За какой-либо нуждой?» И долго ждал его, но он не приходил. Не найдя, стал спрашивать у братии того монастыря: «Где тот авва, который вошел со мной в церковь?» Они отвечали: «Мы не видели никого, видели только тебя одного». Тогда брат понял, что это был демон, и сказал сам себе: «Смотри, с какой хитростью дьявол извлёк меня из моей кельи». Но что из того? Я пришел для доброго дела: причащусь Тела и Крови Христовых и вернусь в свою келью». По совершении Литургии, когда брат хотел возвращаться, его остановил авва того монастыря, сказав: «Не отпущу тебя! Прежде раздели трапезу с нами». По окончании трапезы брат возвратился в свою келью. Источник.

И вот опять пришел к нему дьявол в образе мирского молодого человека, осмотрел его с головы до ног и говорит: «Это – он самый!» Потом снова начал смотреть на него. Брат спросил его: «Почему ты так смотришь на меня?» Он отвечал: «Думаю, что ты не узнаешь меня. Впрочем, как и узнать после столь продолжительного времени! Я – сосед твоего отца». Назвал по имени своего отца, а также отца монаха, сестры и его самого по его прежнему имени и сказал: «Мать и сестра твои умерли уже более трех лет тому назад, а отец умер только что и сделал тебя своим наследником и сказал: «Кому мне завещать имущество, как не сыну, мужу святому, который оставил мир и проводит отшельническую жизнь ради Бога. Ему предоставлю все мои блага». Потом, обратись к нам, отец твой сказал: «Если кто из вас имеет страх Божий и знает, где находится мой сын, пусть известит его, чтоб он пришел сюда, принял имущество и раздал его нищим за свою душу и за мою». Многие отправились искать тебя, но не нашли, а я, придя сюда по своим делам, узнал тебя. Не медли! Пойди продай все и исполни волю отца». Брат отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Дьявол сказал: «Если не пойдешь, имущество пропадет, а ты дашь ответ перед Богом. Что плохого в том, что говорю: пойди и раздай имение нищим и сиротам как благой распорядитель, чтоб блудницы и развратные люди не расхитили оставленного бедным? Что отяготительного в том, если ты пойдешь и, во исполнение воли отца, подашь милостыню ради спасения своей души? Потом возвратишься в келью». Обольстив брата, дьявол возвратил его в мир. Он проводил его до города и тут оставил. Монах хотел войти в дом своего отца как уже умершего, но сам отец вышел ему навстречу. Увидев сына, отец не узнал его и громким голосом спросил: «Ты кто?» Монах смутился и не мог ничего ответить. И начал отец его допрашивать, откуда он. Тогда монах в смущении сказал: «Я твой сын». Отец удивился: «По какой причине ты возвратился сюда?» Монах постыдился объяснить истинную причину своего возвращения, но сказал: «Любовь к тебе заставила вернуться, потому что я очень жалел тебя». Он остался в отцовском доме. По прошествии некоторого времени впал в любодеяние и подвергся тяжкому наказанию от своего отца. Несчастный! Он не прибег к покаянию, остался в мире. По этой причине я говорю, братия, что монах ни при каких обстоятельствах не должен оставлять своей кельи, кто бы ни советовал ему это (106, 486–490).

Авва Аммун из Раифа пришел однажды в Клисму посетить авву Сисоя и, видя, что старец скорбит об удалении из пустыни, сказал ему: «Что ты скорбишь, авва? И что ты в такой старости мог бы сделать теперь в пустыне?» Старец, устремив на него печальный взор, сказал: «Что ты говоришь мне, Аммун? Разве не довольно для меня было бы в пустыне и одной свободы ума моего?» (97, 254).

Был в этих странах и другой отшельник, живший в окрестностях Сиены. В первое время своего поселения в пустыне, питаясь травами и кореньями трав – песчаная почва производит самые сладкие и благовонные травы – и будучи несведущ в выборе, он часто подвергался болезни желудка. Нелегко и было различать достоинство корней по запаху: одинаково были они сладки; но в некоторых из них таился смертоносный яд. От такой пищи у отшельника начала повреждаться внутренность, сделались во всем мучительные боли, он не смел уже ничего употребить в пищу, получив чувство опасения ко всем травам и корням. Источник.

Наступил седьмой день неядения, отшельник едва дышал, как приходит к нему птица, называемая казуар. Когда птица приблизилась, отшельник кинул ей связочку трав, собранных им прежде, но к которой он не смел прикоснуться. Птица, отбрасывая в сторону ядовитые травы, выбрала для своей трапезы безвредные. Таким образом святой муж, наставленный, что он может вкушать и что должен отвергать, избежал и опасности голодной смерти, и отравления ядовитыми травами (106, 170). Источник.

В пещерах Святого Иордана жил один отшельник по имени Варнава. Однажды он отправился утолить жажду из Иордана. В ногу его вонзилась спица, и он оставил ее в ноге, не допуская, чтобы врач осмотрел его. Нога начала гноиться, и он принужден был отправиться в лавру «Башен» и взять себе келью. Между тем нарыв в ноге увеличивался со дня на день, а старец говорил всем, навещавшим его: «Чем более страждет внешний человек, тем более возрастает в силе внутренний». Источник.

Прошло несколько времени с той поры, как отшельник Варнава ушел из своей пещеры к «Башням». В оставленную пещеру пришел какой-то другой отшельник и, войдя внутрь, увидал Ангела Божия, стоявшего пред престолом, который воздвиг и освятил старец. Источник.

– Что ты здесь делаешь? – спросил отшельник Ангела. Источник.

– Я – Ангел Господень, – отвечал он, – и этот престол вверен моему смотрению от Бога с той поры, как был освящен (102, 17). Источник.

Фома из Эги рассказал нам: «Я вышел из Эги после праздника. Стояла страшная стужа. Я зашел в монастырь аввы Феодосия в Скопле. При мне произошло следующее. В той местности жил отшельник, питавшийся травою… По воскресным дням он приходил в монастырь и причащался Святых Тайн. Однажды отшельник, придя в соблазн, целых пять недель не являлся, вопреки своему обычаю, в монастырь. Иноки были этим опечалены. Во время моего пребывания в монастыре, в воскресный день, он, наконец, пришел туда. Увидав его, отцы монастыря возрадовались и, пав пред ним, просили прощения. Пал и он пред ними, и затем облобызались. Приняв Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отшельник, будучи в полном здравии, лег посреди церкви и тотчас скончался. Отцы монастыря поняли тогда, что отшельник предузнал свою кончину. Потому то он и пришел в монастырь, чтобы «пойти ко Господу, примирившись со всеми» (102, 81–82). Источник.

Об авве отшельнике Марке, жившем близ монастыря Иентуклы, рассказывали, что он в течение шестидесяти девяти лет вел такой образ жизни: постился по целым неделям, так что некоторые считали его бесплотным. Трудился день и ночь по заповеди Христа и все раздавал бедным, не принимая за то никакого воздаяния. Узнав об этом, некоторые христолюбивые люди пришли к нему, прося взять от них то, что принесли в знак своей любви к нему. «Не возьму, – сказал старец, – потому что труды рук моих питают меня и тех, кто во имя Божие приходят ко мне» (102, 19). Источник.

Рассказывали об одном отшельнике, жившем в ближайших горах. Он был велик в очах Божиих и много лет провел в уединении, питаясь растительностью. Скончался он в малой пещере, а мы, долгое время не видя его, полагали, что он просто удалился в другую пустыню.

Однажды ночью он явился во сне нашему настоятелю авве Юлиану и сказал: «Возьми несколько братии и ступай, перенеси меня сюда из того места, где я лежу на горе под названием «Олень». Авва Юлиан, взяв с собой братий, пошел на указанную гору. Долго проискали они останки отшельника, но не нашли: вход в пещеру со временем закрылся сучьями и снегом. После долгих поисков авва Юлиан сказал: «Пойдем, чада, сойдем с горы». Лишь только мы начали спускаться, как вдруг подошел олень и, остановившись недалеко от нас, начал рыть землю. Тогда авва воскликнул: «Поверьте мне, здесь лежит раб Божий!» Расчистив это место, мы нашли тело отшельника, принесли его в обитель и там предали земле (102, 79–80). Источник.

Афонский старец и монах-отшельник сообщили о страшной угрозе миру после украинского раскола (ФОТО)

Если Фанару удастся заставить Поместные Церкви признать свои решения по Украине, тогда совершенно в ином статусе будет представать еще одно важное событие. Речь о праздновании 1700-летия І Вселенского Собора в Никее в 325 г. На нем Римская Церковь еще была вместе со всеми Православными Церквями. Это обстоятельство дает повод организовать некое мероприятие, которое может стать просто встречей папы и Константинопольского патриарха, а может — и полноценным Собором, на котором будет объявлено о «преодолении» схизмы.

Договоренность о совместном праздновании юбилея І Вселенского Собора была достигнута в 2014 г., когда папа Франциск и патриарх Варфоломей вместе праздновали немного более скромную дату — 50-летие «снятия» взаимных анафем 1054 г. между Константинопольским патриархатом и Ватиканом. Эти анафемы «сняли» в 1964 г. папа Павел VI и патриарх Афинагор (Спиру). Кстати, по инициативе последнего.

И вот в 2014 г. на встрече в Иерусалиме, также по инициативе патриарха Константинопольского, была достигнута предварительная договоренность о проведении в 2025 г. совместного Собора или аналогичного мероприятия между Ватиканом и Фанаром.


Папа Франциск и патриарх Варфоломей в Иерусалиме в 2014 г.

Тогда папа, обращаясь к патриарху Варфоломею, заявил: «Ваше святейшество, возлюбленный брат мой, дорогие братья, отложим в сторону все колебания, унаследованные от прошлого, и откроем наши сердца Святому Духу, духу любви и правды, чтобы вместе идти к благословенному дню нашего вновь обретенного и полного единства. Мы не можем отрицать тот факт, что между нами, последователями Христа, все еще существует разделение, драма которого особенно остро чувствуется в этом святом месте. <…> Но различия не должны пугать нас и останавливать на нашем пути. Мы должны верить, что как был отвален камень с могилы Христа, так и все препятствия к полному объединению между нами будут преодолены».

Как известно, между Православием и католичеством существуют не просто «препятствия», а серьезные различия догматического характера. Интересно, какими словами их характеризует папа Франциск: «Всякий раз, когда мы преодолеваем старые предрассудки и отваживаемся продвигать новые братские отношения, мы свидетельствуем, что Христос действительно воскрес!»

По итогам встречи в 2014 года патриарх Варфоломей заявил, что они с папой Франциском «договорились оставить в наследство нам и нашим преемникам собрание в Никее в 2025 году, чтобы вместе, спустя 17 веков, праздновать первый по-настоящему Вселенский Собор, на котором был впервые обнародован Символ веры».

«Украинский вопрос дал повод Константинопольскому патриархату еще больше сфокусировать внимание на природе вселенского первенства». Из доклада монахов Паисия Кареота и Епифания Капсалиота.

Наверное, ни один православный человек не будет против объединения с католиками, в случае оставления последними всех их ересей, накопившихся за последнее тысячелетие. Но признаков такого развития событий нет. Наоборот, история свидетельствует, что когда проводят совместные Соборы Ватикана и Константинопольского патриархата, это, как правило, заканчивается унией, то есть отрицанием Православия, принятием католических догматов и подчинением римскому папе. Так было в Лионе в 1274 (Лионская уния), так было и во Флоренции в 1439 г. (Флорентийская уния).

Как же можно противостоять угрозе заключения очередной унии в Никее в 2025-м?

Афонские монахи Паисий Кареот и Епифаний Капсалиот утверждают, что для этого также имеется своя богословская и каноническая база. Речь о документах, принятых на Московском Соборе в 1948 г. Этот Собор, именуемый церковными историками Совещанием глав и представителей автокефальных Православных Церквей, был приурочен к празднованию 500-летия фактической самостоятельности Русской Церкви.


Главы и представители автокефальных Православных Церквей, 1948 год

В совещании участвовали главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской и Польской Православных Церквей.

Среди прочих вопросов совещание обсудило и вопрос взаимоотношений с Ватиканом. Была принята специальная «Резолюция по вопросу „Ватикан и Православная Церковь“». В ней говорится: «Совещание Предстоятелей и Представителей Православных Автокефальных Церквей <…> определяет, что Римская курия (курия, не Церковь! — прим. ред.) во главе с епископом г. Рима на протяжении ряда веков, как еще давно писали отцы Африканского Собора папе Целестину, под влиянием „мирского дымного надмения“ и других чисто человеческих мотивов, извратила истинное евангельское учение, полученное от Господа через святых апостолов, этих „труб Святого Духа“ (1-е правило VII Вселенского Собора). Презрев категорическое повеление Отцов VI Вселенского Собора, — „хранити неприкосновенную нововведениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов“ (1-е, правило VI Вселенского Собора, ср. 1-е правило VII Вселенского Собора), римские епископы нарушили чистоту учения древневселенского Православия новоявленными догматами: о „Filioque“, Непорочном Зачатии Божией Матери и, в особенности, совершенно антихристианским учением о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости.

Вследствие этого антихристианского нововведения, римские епископы причинили огромный вред единству Вселенской Церкви Христовой и вообще делу созидания спасения человеков на земле.

<…> Таковое наше определение, осуждающее папство, не является случайным, но оно вытекает из самых основных принципов древневселенского Православия, выраженных в известном правиле Викентия Лиринского: „Id te-neamus, quod semper, quod ubique, quod ab omnibus credi-tum est“ („мы сохраняем то, во что верили всегда, всюду и все“). <…> Мы горячо молим Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он просветил светом Своего Божественного учения католическую иерархию и помог бы осознать ту пучину греховного падения, в какую низвели они Западную Церковь как своими новоявленными учениями о главенстве и непогрешимости папы, так и использование Церкви в интересах политической борьбы».

Это определение не подписали представители Константинопольской и Элладской Церквей.

Впоследствии было присоединение Русской Церкви под давлением советского правительства к экуменическому движению, но сегодня очевидным становится важность не поиска мнимого единства с различными конфессиями, а твердого свидетельства о неизменности и непреложности Истины, которую содержит Православная Церковь.

Завершается доклад монахов Паисия Кареота и Епифания Капсалиота такими словами: «Значение Собора 1948 года, и мы это еще раз подчеркиваем, велико и ждет своей справедливой исторической оценки. Как нам кажется, Русской Церкви дан прекрасный момент восстановления связи со своим прошлым, что откроет ей возможность проложить путь такому развитию событий, которое позволит ей стать ведущей силой, способной реализовать и желание всех православных народов вернуться к традиционному Православию, далекому от губительного влияния экуменизма и тех, кто обязался действовать в качестве его орудий».

То, что сейчас именно Русская Православная Церковь противостоит стремлению Фанара создать условия для «объединительного» Собора с Ватиканом в 2025 г., — не заслуга ее, а тяжелое бремя, которое она должна нести. Борьба за Православие никогда не была легкой, но Бог всегда помогал выстоять тем, кто оставался верен Ему. Поможет он выстоять и нам, верным чадам Украинской Православной Церкви. Ведь главный фронт этой борьбы за Православие сейчас проходит в нашей стране.

Читайте также: Покидая дурдом: что видят украинцы, уезжая в Крым через КПП «Чонгар» (ФОТО)

Кирилл Александров

Отшельничество

У этого термина существуют и другие значения, см. Раки-отшельники. Два «садху», индуистских отшельника, возле храма Пашупатинат в Катманду

Отше́льничество, анахоретство — аскетическое отречение по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в пустынные места.

Отшельничество как спорадическое явление существовало в религиях Индии, Китая, Японии и других стран Востока (иудаизм, ислам, буддизм, даосизм и др.). В разное время встречались следующие типы нехристианской монашеской жизни: отшельники Сераписа в Египте; аскеты-буддисты; ессеи, жившие подобно монахам у Мертвого моря примерно III века до н. э.; иудейские аскеты, называемые терапевтами, жившие неподалеку от Александрии; гностики неоплатоновского толка; аскеты-приверженцы бога Митры.

Отшельничество в христианстве

Павел Фивейский — первый известный христианский отшельник

Особенного распространения и развития отшельничество достигло у христиан. Своими предшественниками первые христианские отшельники считали пророка Илью и Иоанна Крестителя. Прообразом будущего отшельничества также служило 40-дневное пребывание одного в пустыне Иисуса Христа, упоминаемое в Евангелиях.

В христианском мире слово «отшельник» означает то же, что и «анахорет», хотя первоначально эти два понятия отличались в соответствии с местом обитания отшельника — анахорет обитал в келье при храме или поблизости от человеческого жилья, а отшельник-пустынник уходил далеко от цивилизации. Отшельничество в христианстве известно с III века и было связано как с преследованиями первохристиан со стороны римских императоров, так и с христианской идеей греховности мира и спасительности отказа от его соблазнов. Первым из известных христианских отшельников (анахоретов) был Павел Фивейский, который ушёл в пустыню, спасаясь от преследований христиан императором Децием.

Антоний Великий — один из основателей отшельнического монашества

Примером пустынножительства служит жизнь Антония Египетского, избравшего уединение в двадцатилетнем возрасте и скончавшегося в 356 г. в возрасте 105 лет. Вокруг св. Антония собралось несколько учеников, привлеченных строгостью жизни и дороживших его наставническим руководством.

Постепенно пустынножительство проникает на другие территории. Св. Аммоний († 350), в день бракосочетания уговоривший жену принести обет целомудрия, удалился с нею в Нитрийскую пустыню и основал там колонию монахов. Они не имели общего устава, и каждый отшельник сам определял своё правило и жизненный уклад, хотя по субботним и воскресным дням они вместе собирались в храме для богослужения и наставления.

В Скитской пустыне, лежащей южнее Нитрийской, подвизался в ещё более строгом уединении Макарий Египетский († 390) со своими учениками. Примерно тогда же в местности, называемой «Келлии отшельнические» (пустыня на западном берегу Нила), обосновался со своими последователями Макарий Александрийский († 394). К этой колонии присоединился и Евагрий Понтийский, остававшийся в ней до своей смерти в 399 году. В этот же период в Келиях проживал преподобный Дорофей, пустынник Египетский. Аскетизм, практиковавшийся этими пустынниками был невероятно суровым, и некоторые его элементы сегодня расценивались бы как мазохистские.

Египетские пустынники, по-видимому, оказали большое влияние на сирийских отшельников, которые довели аскезу до крайности. Они отрицали всякую дисциплину, предпочитали странствующий образ жизни в диких и пустынных местностях, отказались полностью от ручного труда, посвятив свою жизнь непрерывной молитве.

В Палестине, напротив, аскеты вели почти неподвижную жизнь, прилепляясь к святым местам, чтобы иметь защиту и совершать богослужение. К четвёртому веку их ряды значительно пополнились из числа паломников; их также посещали св. Иероним, св. Павла и Иоанн Кассиан.

Таким образом, зародившись в египетской пустыне, к концу IV в. отшельничество распространилось в Палестине, Каппадокии, Армении, а затем в Галлии, Испании и Италии. Постепенно в результате стремлений аскетически настроенных христиан к более совершенному образу жизни, отшельничество превращается в один из важнейших церковных институтов — монашество. Впоследствии отшельничество исчезло в западном христианстве, но сохранилось в восточном.

Самым важным источником информации о пустынножительстве служит Житие св. Антония, написанное св. Афанасием в 357 г. Другим полезным документом являются Apophthegmata Patrum или изречения известных отшельников. Наконец, следует упомянуть, что характерная для более позднего периода, более четко оформившаяся монашеская жизнь представлена в Historia monachorum in Aegypto, запечатлевшей жизнь монахов в конце четвёртого века, и в написанной Палладием († 431) Historia Lausaica (История Лавсаика), повествующей о монашеской жизни в Египте, Палестине, Сирии и Малой Азии.

Одним из наиболее ранних и известных примеров отшельничества в пустыне является житие святой V века н. э. Марии Египетской, написанное Софронием Иерусалимским.

В православии отшельничество — форма монашеского, «скитского» или «пустынного» жития, уединения, связанного с добровольным принятием помимо общих уставных дополнительных аскетических обетов (например, усиленной молитвы, строгого постничества, молчальничества).

Известные христианские отшельники

  • Аммон (святой)
  • Антоний Великий — основатель отшельнического монашеского подвига.
  • Антоний Печерский — основатель русского монашества.
  • Дорофей, пустынник Египетский
  • Евагрий Понтийский
  • Евфимий Великий — один из основателей монашества.
  • Кириак Отшельник, Палестинский.
  • Макарий Великий — основатель скитского монашеского подвига.
  • Пахомий Великий — основатель общежительного монашества.
  • Мария Египетская — палестинская отшельница VI века.
  • Нил Мироточивый — известный афонский отшельник.
  • Нил Сорский — основатель русского скитского подвижничества.
  • Нил Столобенский — русский отшельник XVI века.
  • Онуфрий Великий — величайший отшельник IV века.
  • Павел Фивейский — первый известный православный пустынник.
  • Петр Афонский — православный отшельник VII века, основатель Афонского монашества.
  • Тихон Калужский — русский пустынник XV века.

Другие религии

С религиозной точки зрения, уединенный образ жизни является одной из форм аскетизма, где отшельник отказывается от мирских забот и удовольствий, чтобы приблизиться к богу или божествам. Они поклоняются и почитают его. Эта практика проявляется также в индуизме, буддизме и суфизме. Даосизм также имеет долгую историю аскетизма. В аскетической отшельнической жизни, отшельник ищет уединения для медитации, созерцания и молитвы без отвлечений на контакт с человеческим обществом. Аскетические дисциплины могут также включать упрощенную диету и/или ручной труд в качестве средства поддержки.

Известные отшельники

  • Будда Гаутама, который отказался от своей королевской жизни для поиска духовного просветления, впервые стал отшельником, а затем аскетом, что послужило возникновению Буддизма.
  • Эмили Дикинсон, американская поэтесса.
  • Лао-цзы, в некоторых источниках описывается, что он провел свои последние дни как отшельник.
  • Чжан Даолин, основатель Тяньши Дао.

См. также

Отшельничество на Викискладе

  • Одиночество
  • Тишина
  • Столпник
  • Пустынь
  • Новое монашество
  • Еримит
  • Барсиса
  • Ямабуси (дословно «горный воин»)
  • Киновия
  • Идиоритм
  • Затворники
  • Хикикомори
  • Монашество
  • Скит
  • Лавра

Примечания

  1. Житие Марии Египетской. По изд.: кн.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. – с. 185-213.

Ссылки

  • Войтенко А. А. Формы монашеской организации в Египте в IV — начале V веков
  • Отшельничество // Большая советская энциклопедия.
  • Свенцицкий В. Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор. СПб., 1915.
  • Очерк-исследование «Хотя бы раз в жизни». Отшельники Сибири. Одиночество: беда или благо?

Отшельничество, сознательный уход от людей, ради полного уединения, отказ от всех благ цивилизации, всегда интересовал простых смертных.

Человек создан для жизни среди себе подобных. Социологи считают, что без общества, друзей, родных и близких, происходит неизбежная деградация homo sapiens. История доказывает обратное — отшельники становились основоположниками религиозных учений, авторами великолепных литературных произведений. Но и без исключений не обходилось.

Десятка самых знаменитых отшельников выглядит следующим образом:

1. Сиддхартха Гаутама (Будда)

Годы жизни: ориентировочно VII — V века до нашей эры.

Жизнь до отшельничества: Наследный принц одного из княжеств Индии. Старательно оберегался отцом от любых знаний о человеческих страданиях, получил блестящее образование, женился.

Причина ухода: Тайно покинув дворец, прогулялся по городу. Был шокирован, увидев четырех страдальцев (нищий старик, больной человек, гниющий труп, голодающий отшельник). Покинул дом ради поисков пути освобождения людей от страданий.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 5 лет, из них 49 дней в состоянии медитации.

Итог: Создал путь, этическую систему, следуя которой можно освободиться от страданий и достичь полного просветления (нирваны). Положил основу буддизму — мировой религии.

2. Иисус из Назарета (Христос)

Годы жизни: I век до нашей эры — I век нашей эры.

Жизнь до отшельничества: Сын плотника и дочери пастуха в Палестине. Отличался феноменальной памятью и усердием в изучении Писания. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он начал проповедовать от имени Господа.

Причина ухода: Выполнение Воли Божьей, противостояние искушениям, осмысление своей Миссии.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 40 дней.

Итог: Создал учение, которое по всему миру распространили его 11 учеников и один неофит (апостол Павел), искупил грехи человечества, приняв смерть на Кресте.

3. Мухаммад Ибн Абдаллах (пророк)

Годы жизни: 571-632.

Жизнь до отшельничества: Принадлежит к влиятельному аравийскому племени. Отец умер до рождения Мухаммада, мать — когда будущему пророку было 5 лет. Воспитывался родней. Мухаммеда женили на богатой вдове, намного старше его. Занимался сопровождением караванов.

Причина ухода: Внутренняя потребность к уединению и размышлениям о мире, воля Всевышнего.

Время, проведенное вдали от цивилизации: один месяц.

Итог: Услышал голос Архангела Джибриила, который приказал ему записывать все, что он услышит. Сам Всевышний водил рукой неграмотного Мухаммеда. В результате родился Коран, а вместе с ним новая религия — Ислам.

4. Генри Дэйвид Торо

Годы жизни: 1817-1862.

Жизнь до отшельничества: Активный общественный деятель, борец за отмену рабства в США, поэт, публицист, мыслитель. Активно пропагандировал жизнь в гармонии с природой.

Причина ухода: постановка эксперимента, протест против формирующегося общества потребления.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 2 года, 2 месяца и 2 дня.

Итог: написал свою самую известную книгу «Уолден, или Жизнь в лесу.»

5. Эжен Анри Поль Гоген

Годы жизни: 1848-1903.

Жизнь до отшельничества: Успешный биржевой брокер, Гоген увлекся живописью смолоду. Постепенно, все больше времени уделял творчеству, наконец, окончательно посвятил жизнь живописи.

Причина ухода: Отсутствие признания, бедность, депрессия.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 12 лет.

Итог: Создал на Таити свои лучшие работы, которые входят в список величайших живописных шедевров планеты.

6. Теодор Джон Качинский (Унабомбер)

Годы жизни: родился в 1942.

Жизнь до отшельничества: Вундеркинд, в 20 лет закончил университет, в 26 лет — доктор математики. Самый молодой профессор университета Беркли, блестящий ученый.

Причина ухода: депрессивный психоз, боязнь современных технологий.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 24 года.

Итог: приговорен к пожизненному заключению за терроризм: рассылал по университетам и авиакомпаниям США самодельные бомбы по почте, дабы «остановить прогресс, убивающий природу.»

7. Мафасуми Нагасаки

Годы жизни: родился в 1937 году.

Жизнь до отшельничества: Успешный фотограф, работал для модных журналов и развлекательных еженедельников Японии. Вышел на пенсию по старости.

Причина ухода: Нежелание жить в доме престарелых.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 24 года (отшельничество продолжается).

Итог: Живет на необитаемом острове без источника питьевой воды, еду покупает раз в неделю на соседнем острове. Счастлив.

8. Максим Кавтарадзе

Годы жизни: родился в 1951 году.

Жизнь до отшельничества: Крановщик по профессии, Максим увлекся наркотиками, ради бесплатной дозы торговал героином, был приговорен к длительному сроку заключения.

Причина ухода: Искупление грехов.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 23 года (отшельничество продолжается).

Итог: Принял постриг, живет в уединении на скальном Кацхийском «столбе» в Грузии. Принимает бывших наркоманов, поддерживает их духовно.

9. Тимоти Тредуэлл

Годы жизни: 1957-2009.

Жизнь до отшельничества: Родился в Нью-Йорке, увлекался спортом. В колледже впал в депрессию после того, как его не утвердили на роль в молодежном сериале. Стал пить, употреблял наркотики.

Причины ухода: «бегство от наркотиков», желание наполнить жизнь смыслом.

Время, проведенное вдали от цивилизации: три месяца в году на протяжении 13 лет.

Итог: Убит и съеден медведями Гризли (которых защищал от уничтожения) на Аляске.

10. Кристофер Джонсон Маккэндлесс (Супербродяга)

Годы жизни: 1968-1992.

Жизнь до отшельничества: Рос в благополучной и состоятельной семье, отличался жестким характером и идеалистическими взглядами. После окончания университета отправился в путешествие по США. Научился обходиться без денег. Уехал на Аляску.

Причина ухода: Презрение к обществу потребителей.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 113 дней.

Итог: отравился ядовитыми ягодами и умер.

Самые известные отшельники, ушедшие от цивилизации обновлено: 20 апреля, 2019 автором: mila ognevich Ещё: жизнь отшельники путешествие Не пропустите самое важное в «Google Новостях» от E-W-E.RU

Мотиноринг ситуации с коронавирусом в мире на официальном сайте https://koronavirus.center

Реклама

Как стать отшельником?

Главная > Отшельники > Как стать отшельником?

Есть люди, которые в своей жизни доходят до момента, когда они начинают хотеть стать отшельниками, начать жить на лоне природы, уйти от проблем и невзгод окружающего городского мира, грязи и суеты. Их внутренний голос, интуиция подсказывают, что стать отшельником — наиболее правильное решение для дальнейшей жизни.

Когда-то и меня посещали такие мысли (в 2010-12 гг.), но сейчас я смотрю на эту проблему совсем другими глазами. Я приобрёл уже кое-какой опыт и знания в этом вопросе, имею за плечами уже три попытки перебраться в глушь и начать жить отшельником, также имею большой опыт общения с подобными людьми. Собственно, данный ресурс Вольному-Воля! и создавался изначально, исходя из этих соображений, как вспомогательная база для подобного рода переездов, уходов. Лишь сейчас я расширил тематическую базу. Да и мои взгляды немного поменялись. Не сказать, что я изменил своё мнение кардинально, но, приобретя кое-какие знания, я перешёл на новый уровень и, не побоюсь этого слова, стал мудрее, как и многие мои коллеги, с которыми мы когда-то планировали подобного рода переезды.

Я вовсе не передумал, и в данной статье не собираюсь никого отговаривать от данной затеи, хочу лишь поделиться своими наработками и мыслями, а также опытом других людей, чтобы человек, который зашёл на эту страницу, совершая поиски на тему «как стать отшельником», мог найти здесь то, что ему нужно и мог, возможно, избежать многих ошибок.

Итак, давайте сформулируем классическую ситуацию, при которой какой-либо молодой человек принял решение уйти в отшельники, начать новую жизнь. Мне пишет много ребят, которые хотят жить отшельниками, задают различные вопросы. Вопросы одинаковы и вполне логичны, их задают себе все молодые ребята, которые только-только пришли к осознанию и необходимости этого. Давайте разберём все эти вопросы и нюансы.

Хочу уйти в дремучую тайгу, где за многие километры не будет ни одной живой души

Если не все, то очень многие задаются таким вопросом, а точнее, ставят себе такую цель. На самом деле это заранее проигрышный вариант, обречённый на провал. Но находясь на первых подготовительных к жизни отшельником стадиях, понять это практически невозможно. Такое суждение приходит вследствие максимализма и сильного желания максимально отдалиться от источника раздражения, то есть городской среды, агломерации. Вызвано это сильными чувствами, которые молодой человек испытывает. Принцип такой: «Мне так сильно уже всё это осточертело, что я хочу уехать от этого всего на край света!»

Под краем света подразумевается не Луна и Плутон (потому что там холодно), а более-менее доступный регион Планеты. Это либо необитаемый остров, причём обязательно самый отдалённый (например, атолл Кэролайн), либо глухая, дремучая тайга, где практически не ступала нога человека и потерявшись там, вас смогут найти в виде окаменелости лет этак через десять тысяч.

В этом и вся соль. Находясь на этой стадии, молодой человек в возрасте 17-23 лет ещё пока не знает, что данное желание в его голове формирует эндокринная система его организма, гормоны и нейромедиаторы, которые бьют по его мозгу, словно молот по наковальне, и заставляют действовать, думать, решать эту проблему. Но дело в том, что если бы не было этого посыла, то гормоны тянули бы этого молодого парня в другую сторону. А фундамент заключается в объективных причинах, ради которых действительно стоит уехать из города.

Поэтому ошибкой является попытка уйти в крайность, то есть попытка уйти в тайгу, незнамо куда. Как показывает практика, такие попытки никогда не доводили до добра — ушедший человек всегда возвращался назад либо подходил к вопросу иначе, поселившись в ближайшей деревне на легальной основе. А всё дело в том, что не приспособлен изначально городской человек к такой жизни. Нужно родиться и всю жизнь провести в тайге, чтобы хорошо себя там чувствовать. Также нужно много времени, начиная с малого и увеличивая постепенно, проводить в тайге, чтобы хорошенько привыкуть. Нужно иметь как физическую, так и психологическую привязанность к лесу. Не стоит убирать со счетов психологическое состояние при любом другом вашем превосходстве, хорошем снаряжении и хорошей физической форме, ибо вашу работоспособность может разгромить в пух и прах ваше психологическое состояние, а также апатия и депрессия, которые могут возникнуть в такой атмосфере — когда руки сами собой опускаются, и ты реально не видишь причин для какой-либо деятельности. Кстати, это также может быть причиной употребления алкоголем у подобного рода людей, когда в состоянии полной тоски и апатии человек находит утешение в спиртном. Это очень серьёзный фактор!

Помимо психологического фактора, глухая тайга несёт собой необходимость больших трудозатрат, огромного труда и физической работы: постоянная рубка деревьев, работа с древесиной, добыча пищи и многое другое. Всё это очень-очень тяжело, даже при наличии кое-какого опыта и снаряжения, совсем не факт, что вы будете сыты сегодня, да и всю следующую неделю тоже.

Проще говоря, уходя реально в дикие условия, человек создаёт себе такие чудовищные стресс и нагрузку, что можно порой начинает сходить с ума, иной раз даже в буквальном смысле. Тогда начинает вспоминаться прежний комфорт, сухость и тепло маленькой квартирки в спальном районе, все блага цивилизации, которые даются гораздо легче, нежели в глухой тайге. А в глуши сознание занято только обеспечением необходимого для нормальной жизнедеятельности комфорта. Тело находится в экстремальных условиях и работает на полную катушку. Человек не наедается (нормированной на каждый приём) пищей, так как метаболизм ускоряется и тело потребляет на порядок больше энергии. Ночью плохо спит, вставая рано утром от холода и влаги. В итоге холодный, голодный, немного психованный, матерясь на каждый сучок — он принимает решение вернуться назад. Причём в этот момент он полностью отказывается от прежних своих мыслей, осознавая ошибку, в его голове вопрос: «Как это раньше я до этого не додумался, ведь это такие очевидные вещи?!» Он реально начинает понимать, что это ему ни к чему.

А всё дело в том, что и решение уехать в глушь человк принимал, исходя из деятельности гормональной системы, проще говоря, он думал не логически, а опирался лишь на эмоции и свои «хотелки». Думал «не головой», а эмоциями. И я не зря сказал про возраст, так как в этом возрасте у человека и без того очень сильно завышен гормональный фон, это возраст наших ошибок, и в этом возрасте, как правило, человек и приходит к таким мыслям.

Также я не зря сказал про фундамент, так как причины, по которым действительно можно уехать куда-либо из крупного города, действительно есть, иначе бы не существовал этот сайт. Причины более чем подходящие, однако подходить надо ко всему с холодной головой, без эмоций. Логически продумывая всё это, анализируя, опираясь на опыт и советы старших людей. Поэтому и гонят этого человека из глуши именно эмоции, потому что изначально он опирался на эмоции, а не на логику. Но если сразу мыслить логически, с трезвой головой подходить к вопросу, то и действия ты будешь предпринимать совершенно другие.

Возраст имеет значение

отшельник Филиппыч

Почему я так решил? Потому что в возрасте до 25, а то даже до 30 человек находится в периоде своего разгара. Только-только прекращается его рост и физиологические изменения, гормональный фон его очень большой, но с возрастом он утихает, и на принятие взвешеных решений уже не влияют гормоны и лишние эмоции. Поэтому, если быть точным, то я бы вообще рекомендовал заниматься этим только после 50 лет. Потому что зная всех известных отшельников, я могу сказать, что люди становятся отшельниками чаще всего в возрасте около 50 лет. Есть много потенциальных отшельников, которые пытаются уходить и в 25, 30, 35 лет, но большая часть возвращается после непродолжительного периода времени назад. Это не значит, что они передумали, просто они решили изменить свои желания и хотелки, привнесли в них изменения.

Если говорить о возрасте 18 и около того — то этот вариант практически в 100% обречён на провал. В лучшем случае молодой человек просто спокойно вернётся назад к разбитому корыту, в худшем — его ждёт летальный исход, причём это может быть как естественная смерть или летальный исход в результате несчастного случая, так и добровольный уход из жизни из-за сильнейшего морального потрясения и осознания, что «мир передо мной рухнул».

Отшельник В. Шалонов

Поэтому чтобы не совершать ошибок, которые уже совершали многие такие люди, нужно воспользоваться следующими моими рекомендациями:

  • потерпеть до 25-30 лет, в зависимости от вашего склада ума, темперамента и т.д.;
  • посвятить свою жизнь подготовке к будущей попытке переселения, ходить в походы, изучать материалы, читать книги, общаться с бывалыми людьми, пробовать небольшие выходы в лес, как одному, так и с командой, при этом не просто «на шашлычки», а ставить какие-то определённые цели: изучение навыков выживания в дикой природе, разведение костров, изготовление шалашей, укрытий, добыча пищи и т.д.;
  • попробовать искать единомышленников, с ними оттачивать накопленный материал, продумывать планы, изучать регионы. Важно, чтобы как можно большую информацию вы смогли найти именно сами, своим путём, своими поисками, а не читать подобные статьи в интернете;
  • копить деньги на дальнейшую поездку, при этом закупаться необходимым снаряжением, пробовать снаряжение в полевых условиях;

Вот основные советы тем, кто решился стать отшельником, но пока ещё недалеко ушёл в своей подготовке.

Семья, жена, дети

По этому пункту всех людей можно разделить на две категории: те, кто ещё не женат и не имеет детей, и те, кто уже женат (или в разводе) и имеет детей (или просто был женат без детей). Начнём со второго. Это, как правило, мужчины средним возрастом 30-45 лет. Они уже имеют неудачный опыт брака, и, разочаровавшись в этом полностью, больше туда не хотят ни при каких условиях. Причин может быть множество, но в большинстве случаев здесь обвиняют они своиx жён, что те гадюки им крови выпили много и больше они этого не хотят, равняя всеx остальных женщин планеты со своими «гадюками». Да, безусловно, такие мужчины совершили большую ошибку, женившись на недостойных женщинах. Но дело в том, что и они сами сильно в этом виноваты, так как насильно их никто не заставлял жениться на ком попало, и я убеждён, что женилить они, опираясь лишь на порыв влюблённости, вожделения и эмоции. Либо «по залёту», как говориться. Но если бы они сразу подходили к этому вопросу с холодной головой и без эмоций, то смогли бы избежать подобного рода проблем. Они бы просто обходили стороной таких женщин, не поддавались на провокации с использованием внешности, харизмы и обаяния. Выбрали бы подходящую пару — и жили бы припиваючи.

Гадюк и мегер в нашем обществе матриархата полно, поэтому сложно выбрать подходящуюю спутницу жизни. То есть эти мужчины просто совершили ещё одну глупость, легкомысленно относились к вопросу, в итоге получили то, что получили… Да и дети теперь вынуждены расти без отца. Стало быть, из-за этого легкомысленного поведения пострадал сам мужчина (о чём свидетельствуют седые волосы на его голове) и пострадали его дети, которые не успели ещё перед ним провиниться… Теперь, уходя в отшельничество, вроде бы с холодной головой и уже без эмоций, они искрене убеждены, что брак — это зло и совсем не то, что им нужно. Но виноваты они сами точно так же, как виноват 18-летний паренёк, который отправился в глухую тайгу Дальнего Востока или Сибири и вернулся назад с репейником на штанинах и измозоленными в кровь руками. Эмоции и легкомысленный подход — вот наши злейшие враги при принятии любого решения!

Теперь второй вариант, точнее первый: молодые парни, которые ещё не были женаты. Мечтая уйти в отшельники, в свои 18 лет они твёрдо убеждены, что жена и дети уж точно не для них! Основывается такое суждение на весьма объективных факторах, таких, как отсутствие подходящих девушек, которые согласятся бросить свою комфортную жизнь в мегаполисе и уйти со своим милым жить в шалаше, в котором должен быть рай… Меркантильные и расчётливые самки стараются найти себе такого партнёра, который сможет обеспечить все их потребности и будет «носить на руках», что вовсе не впечатляет парней, которые хотят уйти в отшельники. Такие парни не хотят быть чьими-то подкаблучниками и выполнять все прихоти своих «королев» и «принцесс». Поэтому, разочаровавшись в девушках, они плюют на это дело, и уже больше не забивают себе голову.

белорусские отшельники

Однако тут тоже скрывается заблуждение. Если мужчины, которые уже были в разводе, имеют детей, то в первом варианте естественная потребность организма, которая отвечает за продолжение рода, будет напоминать о себе. И я говорю вовсе не про секс, а о факте наличия детей как новых личностей и продолжении себя. Не имея детей, человек (не все, конечно) обречён на одиночество. И если сейчас он, под влиянием гормонов и эмоций, категорически не приемлет это, то потом, когда его юношеский максимализм спадёт, гормональный фон утихнет — тогда он будет очень сильно жалеть и ненавидеть себя за это.

Он будет жалеть о том, что не родил детей, он будет жалеть об одиночестве, будет жалеть о том, что у него была возможность ещё немножко подождать и получить то, что ему надо, но он ею не воспользовался. И в эти минуты его снова будет одолевать апатия, и «вроде бы уже столько лет прожил в тайге, всё умею и ничего не боюсь», но апатия будет одолевать его постоянно. И жизнь будет терять свой смысл, он будет превращаться в простое физиологическое состояние, словно овощ, который существует, потому что существует. Не будет цели и не будет смысла. В такие минуты ему будет хотеться нажраться или даже удавиться. И, опять же, история знает многочисленный опыт таких историй, да и, напомню я ещё раз, что большинство известных отшельников становились таковыми именно в возрасте около 50 лет.

Да и потом, мы можем посмотреть на многочисленный опыт ухода в отшельники мужчин вместе со своими жёнами и даже детьми, значит, не все женщины по сути своей мегеры и меркантильные стервы, есть и хорошие девушки, настоящие девушки, которые будут уважать вас как мужчину, ценить и идти за вами хоть в тайгу, хоть на край света. Согласен, таких совсем не много, и найти такую — очень сложно. Отсюда следует, что надо идти на компромиссы.

Семья житомирских отшельников

Вот сами посудите, что именно вам важно: уйти в далёкую и непроходимую глушь либо просто покинуть город и сменить свои условия с городских на условия, приближённые к дикой природе? То есть вам важен сам факт нахождения у чёрта на куличках, либо жизнь вне города на чистом воздухе, здоровой пище, чистой воде и всё такое? По-моему, ответ очевиден! Конечно, это второй вариант — жизнь вне города, в природных условиях. Но ведь не обязательно забираться в глухомань, где нет ни одной живой души. Для этого есть деревни, например, полузаброшенные или просто небольшие. Таких деревень на территории РФ полным-полно, в любом регионе.

И гораздо ведь легче уговорить свою женщину отправиться жить в деревню, нежели просто куда-то в тайгу. Ну если так манит это романтика и эстетика таёжной жизни, то вы всегда можете вместе с женой поставить небольшое зимовье в тайге, в районе вашей деревни и ходить туда, словно ездить на дачу. То есть жить в деревне, в добротной избе, но иметь ещё небольшую заимку в тайге, куда никто кроме вас (ну, и пары охотников) ни ходит. Вот вам и романтика — и все довольны, и никаких эмоций, а простой, прагматичный подход с холодной головой…

Подведём итоги

  1. Если вы собрались в отшельники и вам около 18 лет, то подождите сначала 25-30-летнего возраста и только потом уходите, так как к этому возрасту ваш гормональный фон будет потихоньку спадать и вы сможете принимать адекватные решения с холодной головой, без эмоций (более-менее, имеется ввиду). А вообще лучше потерпеть лет до 40-50, если вы хотите идти в одиночку.
  2. Если вы собрались стать отшельником и уйти в леса в одиночку, то я бы порекомендовал вам приобрести участок в глухой деревне либо просто взять самозахватом брошенный. Земля в таких местах стоит копейки, её можно приобрести с помощью аукциона в сельской администрации либо просто взять самозахватом брошенный дом, если деревня совсем уж глухая. И попробовать пожить там. Тайга всегда рядом, и вам не надо будет строить новое зимовье для жилья. Если манит тайга, то можно арендовать кусок тайги у государства (если он никому не принадлежит) и организовать там свои угодья, можно разводить зверя и организовать охотхозяйство, например, или продавать лес.
  3. Если вы считаете, что заводить семью — это не для вас, тогда перечитайте эту статью заново и хорошенько обдумайте. Пробуйте идти на компромиссы и искать такой вариант, который подошёл бы для вас обоих (вас и вашей жены). Не стоит кидаться в крайности и пытаться забраться в самую дикую глушь, разберитесь со своими мыслями и решите для себя, что вам важнее: жить в глухой тайге или просто жить вне города на природе?
  4. Занимайтесь подготовкой к отшельничеству, изучайте материал, ходите в походы, читайте книги, общайтесь с бывалыми людьми: охотниками, лесниками и т.д.
  5. Не давайте вами овладеть мыслям, вызванным лишь эмоциональным порывом. Всегда, когда к вам в голову приходит какая-то идея, подождите, пока пройдёт эмоция и обдумайте всё хорошенько с трезвой головой, разложите по полочкам все «за» и «против» и сделайте вывод, порешайте этот вопрос с вашими единомышленниками, например, на форуме этого сайта.

Олег Приходько

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх