Помост

Вопросы веры

Паисий святогорец 2 том

Слова. Том II Духовное пробуждение

Том I * Том III * Том IV * Том V * Том VI

Аудио

Введение Предисловие Переводчика. Предисловие. Введение (из слов Старца). Бог укажет выход. «Проклят творящий дело Господне с небрежением» Часть Первая. Ответственность Любви. 1. Равнодушное поколение. Сегодня люди вращаются вокруг самих себя. Мы ответственны. Оправдания неведению нет. 2. Само присутствие христианина есть уже исповедание веры. Бог терпит нас. Защищение праведного. Противостояние сквернословам. 3. “Чистым – все чисто.” Духовный человек – “огонь поядаящий.» Не будем создавать соблазнов сами. Как любят некоторые создавать соблазны. Предание грехов огласке. 4. Надо действовать с благоразумием и любовью. Работа над собой. Добро должно делаться по-доброму. Поведение с рассуждением. Духовная искренность отличается любовью. “Буква закона убивает.” Что бы ни делал человек, он должен делать это ради Бога. Нам нужно приобрести орган духовного чувства. Божественное просвещение – это все. Часть Вторая. О Подвижничестве и Благоговении. 1. “Подвиг добрый.” Борьба за освящение души. Что помогает духовно преуспеть. Духовное чтение. “Истинные поклонницы…” Спасение нашей души. 2. Козни диавола. Диавол старается вывести подвижника из строя. Диавол делает нам обезболивающий укол. Диавол делает все для того, чтобы человек не получил пользы. Крыло воли. 3. Польза от доброго общения. Братские отношения. О духовном родстве. Осмотрительность в общении. Материнская любовь. 4. Благоговением приводится в умиление Бог. Что такое благоговение. О том, что благоговение передается. О благоговении внешнем. “Не дадите святая псом.” Благоговение во всем. Благоговение к иконам. В приношение Богу должно отдавать наиболее чистое. 5. Даяние содержит в себе божественный “кислород.” Люди забывают о тех, кто страдает. Критерий любви. Дающий приемлет божественную радость. Сребролюбец собирает для других. Доброе расположение – это все. Милостыня помогает усопшим. Милостыня “втайне.” “Поступая так вы собираете на главу его огненные угли.” Часть Третья. О Духовной Отваге. 1. О знамениях времен. Антихрист. Земной царь евреев. Новые удостоверения личности. Коварный способ введения печати. Толкования пророчеств. 2. Жертва доставляет человеку радость. В нашу эпоху жертвенность является редкостью. Насколько мы забываем себя, настолько Бог помнит о нас. Те, кто умирают геройски, не умирают. Toт, кто не берет в расчет себя, приемлет божественную силу. Вся жизнь монаха является жертвой. 3. Отвага рождается от доверия Богу. В отваге нет варварства. Какая отвага была в старину. Естественный страх является тормозом. Смерть боится того, кто не боится смерти. Значение дерзновения велико. Дисциплина. Бог смотрит на расположение человека и помогает ему. Будем противостоять опасностям духовно. 4. Для человека верующего мученичество является торжеством. Тот, кто решился на смерть, ничего не боится. Отступление от веры смывается мученичеством. Мученичество и смирение. Какая отвага была у святых. Все святые ради любви ко Христу подъяли подвиг. Монах и мученичество. Часть Четвертая. Зависимость от Неба. 1. Бог промышляет о человеке. “Ищите прежде Царствия Божия.” Человек часто пытается устроить все без Бога. Благословения чудесного божественного промысла. Вверение себя божественному промыслу. Бог использует все во благо. Божия благодеяния пробивают брешь в сердце. Благодарность Богу за малое и многое. 2. О вере в Бога и доверии Ему. Нужно любочестно уверовать в Бога. “Приложи нам веру.” Все должно возводить нас к Богу. Сила веры. Матерью доверия Богу является вера. Вера и любовь. “Без Мене не можете творити ничесоже.” Придет время, когда уверуют все. 3. Бог помогает там, где не хватает человеческих сил. Бог помогает в том, что нельзя сделать по-человечески. Бог печется обо всем для нашего блага. “Просите и дастся вам.” Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи. Благодать Божия привлекается смирением. Помощь в начале духовной борьбы. Божественные силы всемогущи. Благое расположение. Часть Пятая. Духовное Оружие. 1. Молитва – крепкое оружие. Необходимо много молитвы. Прошения в молитве. Помощь, оказываемая посредством молитвы. Достоинство имеет качество молитвы. “И понуждали Его.” Молитва с болью. Божественное утешение. Опасность бесчувствия. Состояние боевой готовности. 2. Монастыри – “крепости” Церкви. Монах есть маяк, утвержденный на скалах. Бесшумная проповедь монаха. Монах и возрождение мира. Наша духовная скромность изменяет других. Монастыри имеют духовное предназначение. Духовное состояние – духовная крепость. Молитва, правильная жизнь, личный пример. Монашество находится в опасности. После себя мы должны оставить наследие. 3. Глубочайший смысл жизни. Будем готовиться к жизни иной. Мы должны осознать добро необходимостью. Поможем миру в покаянии. Покаяние содействует исчезновению зла.

Святогорец Паисий —
скачать бесплатно все книги автора

  • Слова. Том 5. Страсти и добродетели
  • Жанр: Религиозная литература: прочее
  • В этом томе собраны поучения старца Паисия, относящиеся к страстям и добродетелям. Эти слова не представляют собой систематического учения и не охватывают собой все страсти и добродетели: они составлены из ответов старца на вопросы о распознавании страстей.После своей кончины в июле 1994 года Блаженный Старец Паисий Святогорец оставил миру духовное наследие — свои поучения. Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, но щедро облагодатствованный мудростью по Богу, он воистину истощил себя ради ближнего. Его учение не было проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и поучения проистекали из его собственной жизни, отличительным признаком которой являлась любовь. Он «образовал себя» согласно Евангелию и поэтому, в первую очередь, учил нас всем своим обликом, а уже после этого — своей евангельской любовью и богопросвещенным словом. Встречаясь с людьми — такими непохожими друг на друга, — Старец не просто терпеливо выслушивал то, что они ему поверяли. С присущими ему святой простотой и рассуждением он проникал в самую глубину их сердец. Их боль, их тревогу, их трудности Старец делал своими. И тогда, неприметным образом, происходило чудо — изменение человека. «Бог, — говорил Старец, — творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека».
  • Читать книгу | | Отзывы о книге (0)

преподобный Паисий Святогорец

День памяти: 29 июня (12 июля)

Детство и юность Паисия Святогорца

Паисий Святогорец родился 25 июля 1924 года, в селении Фарасы, в многодетной семье. Его отец, Продромос Эзнепидис, был человеком верующим. В обыденной жизни он занимался крестьянскою деятельностью, плавкой железа. По складу характера Продромос отличался отвагой, патриотизмом и справедивостью. Мать Паисия, Евлогия, глубоко верующая, трудолюбивая женщина, происходила из рода Франгопулосов и состояла в родстве с ныне прославленным Арсением Каппадокийским.

При Крещении родители хотели назвать сына в честь деда, но преподобный Арсений, прозрев его будущую жизнь и желая дать ему свое благословение, настоял на имени Арсений.

Ввиду притеснения православных со стороны турецких мусульман и по причине обмена населением между Турцией и Грецией семья Арсения (Паисия) вместе с единоплеменниками вынуждена была отправиться в эмиграцию. По прибытии в Грецию переселенцы какое-то время ютились в порту Пирея, затем — в крепости острова Керкира. Здесь умер и был погребен преподобный Арсений. Наконец, беженцы добрались до города Коницы, где и осели.

С детства Арсений (Паисий) мечтал стать монахом, приобщался к молитвенному деланию, учился смиренномудрию и воздержанию. Родители часто рассказывали ему о преподобном Арсении, чьё имя он носил от Крещения, и кого потом сам Арсений ставил в пример.

Научившись грамоте, Арсений часто читал Священное Писание и Жития Святых. Рассказывают, что иногда, возвращаясь из школы, он сходу брался за эти священные пособия, забыв про еду. Случалось, что его старший брат, видя чрезмерную, как ему казалось, увлечённость Арсения, прятал книги, но Арсений проявлял удивительную настойчивость: доходило до того, что он убегал читать в лес. Уже тогда он пытался использовать опыт святых в своей практике.

Начальную школу он закончил неплохо, однако дальше учиться не стал; в его селении не было гимназии. Подражая Христу, как известно воспитывавшемуся, в доме плотника, Арсений стал учиться плотницкому ремеслу. Одно время он работал с наставником, а впоследствии организовал собственную столярную мастерскую. Помимо предметов домашнего быта, он мастерил вещи церковного употребления и гробы. За последние он не брал платы, выражая своё сострадание и проникаясь болью тяжёлых утрат.

Утверждают, что в пятнадцатилетнем возрасте Арсений удостоился чудесного явления Спасителя, что ещё больше утвердило его в ревности о Господе и благочестии. Вскоре он обратился в епархиальное управление с просьбой о вступлении в монашество, но беседовавший с ним представитель ответил, что ему необходимо подрасти.

Во время Гражданской войны коммунисты заточили было Арсения в тюрьму, но впоследствии, разобравшись, освободили. В виду участия братьев в войне, Арсений вынужден был взвалить на себя бремя крестьянских работ, став помощником и опорой для матери. Мысль о вступлении в монашество пришлось отложить.

Воинская служба

В 1945 году Арсений был призван в Армию, получил воинскую специальность радиста. Подразделение, в котором служил будущий Святогорец, участвовало в боевых действиях. Арсению не раз приходилось испытывать смертельную опасность и трудности, но он не унывал, а уповал — на Бога. И Бог не оставил его.

Однажды на стрельбище Арсений стал свидетелем необыкновенного свечения, невидимого для других. Оно исходило из оврага. Позже он выяснил: на том месте расстреливали осужденных, среди которых, вероятно, были и невиновные. Промыслом Божьим Арсений был избавлен от участия в этих расстрелах.

Жизнь на Афоне

В 1950 году, после возвращения со службы и непродолжительного пребывания в Конице, Арсений отправился на Святую Гору. Он желал найти старца, который бы взял его в послушание. Однако поиски не привели к искомому результату. К тому же Арсений получил весть от отца о возникших трудностях. И он решил отправиться домой.

Вернувшись с Афона, Арсений занялся плотницким ремеслом. Из заработанных средств он уделял родным и жертвовал беднякам. Кому-то безвозмездно делал окна и двери. Несмотря на профессиональную деятельность, требующую сил, Арсений постился, по ночам предавался молитвам и совершал поклоны, спал же он прямо на полу.

В марте 1953 года, следуя призванию, Арсений принял окончательное решение оставить суету мира и посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Раздав сбережения нищим, он вновь отправился на Афон. Поначалу его выбор остановился на монастыре Констамонит, однако ко времени его прибытия на место на стороне южного побережья разыгрался шторм. Признав это за действие Божьего Провидения, он сел на судно, маршрут которого пролегал вдоль северной стороны, и вышел к монастырю Эсфигмен. Монастырь отличался строгим порядком. Здесь было у кого учиться, и от кого перенимать духовный опыт.

Первое время Арсений исполнял послушание в трапезной и пекарне, затем — в столярке. Ещё одной зоной ответственности было два храма, находившихся вне пределов монастыря. Там он поддерживал чистоту и зажигал лампады.

Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой, в келье, обходился без печки, а на улице — без теплых одежд. Спал на кирпичах или каменных плитах.

Как и многие прославленные подвижники, Арсений не избежал диавольских приражений и козней. Одно время изобретатель греха смущал его разогревом воспоминаний и переживаний за родных, являл их во сне то больными, то умершими. Затем он являлся Арсению в чувственном виде, желая его устрашить, разговаривал с ним. При помощи Божьей, Арсений преодолевал его коварство, обходил сети и западни.

Начало монашеского пути

27 марта 1954 года Арсений, пройдя испытания, был пострижен в монашество. С тех пор он стал носить имя «Аверкий».

Однажды, находясь в алтаре и наблюдая за священником, совершавшим Проскомидию, он увидел, как Агнец на дискосе трепещет, будто ягненок.

В другой раз, ночью, во время молитвы, он ощутил, будто что-то нисходит на него сверху и омывает его. Аверкий исполнился слезами радости. Это было действие благодати.

В послушании у старца

Со временем в Аверкии больше и больше зрело стремление к безмолвной, уединённой жизни. И вот, однажды он испросил благословение на уход из обители. Отправившись после этого в Иверский монастырь, он приложился к иконе Божьей Матери и ощутил какую-то особую нежность. Из этого Аверкий заключил, что его уход соответствует Божьему произволению.

Будучи наслышан о добродетелях старца иеромонаха Кирилла, подвизавшегося в Култумушском скиту, Аверкий пришёл к нему и попросился в послушники. Старец дал согласие. Помимо общих для христиан добродетелей, он обладал даром прозорливости и даром изгнания бесов. Аверкий относился к нему с глубоким уважением и думал остаться при нём навсегда. Но диавол стал строить новые козни.

В какой-то момент, несмотря на то, что Аверкий ушёл из обители не по личному произволу, а по благословению игумена, антипросоп монастыря затребовал его возвращения. Обитель нуждалась в нём как в хорошем плотнике и антипросоп использовал угрозу: если Аверкий не возвратится, то будет изгнан со Святой Горы.

Поступление в монастырь Филофей

В особножительном монастыре Филофей подвизался тогда дальний родственник Аверкия, иеромонах Симеон. В своё время он знал преподобного Арсения Каппадокийского. Имея это в виду, старец Кирилл посоветовал Аверкию перейти в эту обитель и встать под покровительство отца Симеона, что и было исполнено.

Согласно архивному свидетельству, Аверкий поступил в него 12 марта 1956 года. Подвизаясь в Филофее, он имел возможность посещать старца Кирилла и получать от него душеполезные разъяснения по насущным вопросам. Бывало, что старец, заранее прозрев время прихода Аверкия и содержание интересующей его темы, вместо словесного ответа указывал на уже отмеченный им в книге фрагмент.

В монастыре Филофей Аверкий имел послушание трапезника и келаря. Затем он был назначен старшим в столярку. Помимо этого трудился в пекарне. Однажды, увидев, как один из старцев запирает дрова, Аверкий опечалился, и попросил его больше так не поступать, сказав, что и сам готов носить дрова для него и для прочих братий, лишь бы никто не брал чужого. Свою же келью он традиционно не топил.

Однажды диавол хотел уловить Аверкия через гордость, на что он, уразумев сатанинский подвох, тут же зажег свечу и стал молиться. Затем, исповедуясь, он рассказал о произошедшем духовнику. После беседы с духовником он внимательно проанализировал свои помыслы и понял, что иногда и действительно уклоняется в мнение о значительности своих дел.

Время от времени диавол старался внушить ему хульные помыслы о святых. А один раз, во время Божественной Литургии, он явился ему в образе чудища с пёсьей головой, и, раздосадованный тем, что Аверкий пел тогда «Святый Боже», погрозил ему своей поганой лапой.

К лету 1956 года здоровье Аверкия пошатнулось и монастырские старцы отправили его в Коницу, на лечение. Добравшись до места, он не захотел жить в родительском доме, ввиду строго и внимательного отношения к взятому монашескому обету, и остановился в церкви святой Варвары. Вскоре, по приглашению давней знакомой, он переселился к ней в дом. Периодически его посещал лечащий врач, а родная сестра приходила делать уколы. По завершении курса лечения, Аверкий вернулся в Филофей.

3 марта 1957 состоялся постриг Аверкия в мантию. Тогда же он получил новое имя «Паисий», в честь Паисия II, митрополита Кесарийского.

На протяжении своего пребывания в Филофее Паисий много думал о безмолвии. Но все попытки удалиться в пустыню не имели успешного разрешения.

Однажды он условился с лодочником, что тот перевезёт его на пустынный остров, однако к назначенному сроку лодочник не появился. В другой раз Паисий предполагал стать послушником старца Петра, но вскоре старец скончался.

А однажды он договорился с филофеевским монахом, отцом Ф., идти ради безмолвия на Катунаки. Их обоих остановило Божье вмешательство. Отцу Ф. приснился сон: они бежали по крыше монастыря, но перед тем, как должны были спрыгнуть, Жена, облаченная в черное, удержала их за одежду, сказав, что внизу — пропасть, и если они спрыгнут — разобьются. Паисию же было ниспослано особое откровение. Когда он пребывал в своей келье и молился, у него неожиданно отказали ноги и руки. Какая-то невидимая сила сковала его так, что он совершенно не мог шевелиться. Пробыв в таком состоянии около двух часов, он, вдруг, увидел Катунаки, а с другой стороны — обитель Стомион в Конице. Когда он направил взгляд на Катунаки, услышал голос Пресвятой Богородицы, запрещавший идти на Катунаки и повелевающий отправляться в монастырь Стомион. Когда Паисий заметил, что он просил пустыни, а Она посылает его в мир, то вновь услышал, что должен отправиться в Коницу. Потом он разрешился от таинственных уз, и его сердце исполнилось благодатью. Когда Паисий рассказал об этом духовнику, тот, посоветовав никому не рассказывать о случившемся, благословил его оставить Святую Гору и ехать в Коницу.

Монастырь Стомион

В 1958 году Паисий, во исполнение Божественной воли, оказался в сгоревшем монастыре Стомион. Ни денежных средств, ни материалов, необходимых для восстановления обители, Паисий не имел. Христиане обрадовались появлению подвижника и готовы были оказывать ему посильную помощь.

Владыка благословил отца Паисия ездить по окрестным селениям с мощами святых и собирать пожертвования. Некоторые люди жертвовали по тарелке пшеницы, однако Паисий не приберегал её для продажи, а отдавал священникам, чтобы те раздавали её нуждающимся.

Ходатайством Пресвятой Богородицы нашлись люди, которые способствовали восстановлению монастыря денежными средствами, строительными и отделочными материалами, транспортом, личным трудом.

Помимо строительных работ Паисий прилагал много усилий в деле нравственного воспитания населения, отучал от разгульных пирушек и плясок, которые прежде устраивались возле монастыря. Рассказывают, что справа от входа он выкопал могилу и водрузил над ней крест, а потом зажигал там лампаду и кадил.

В какое-то время в Конице активизировались сектанты — евангелисты. Они настолько умело пропагандировали свою веру, что число их последователей неуклонно росло. В ответ Паисий составил письменное разоблачение и подвесил его к монастырским дверям. Кроме того, он неоднократно беседовал со слушателями еретических проповедей и своими ревностными увещеваниями отклонял их от опасности приобщения к секте.

Наряду с заботой о духовно-нравственном состоянии людей, отец Паисий проявлял заботу о материальной поддержке бедняков. По договоренности с властями, он установил в разных кварталах Коницы специальные благотворительные копилки, назначил ответственных за сбор и создал попечительский совет, распоряжавшийся распределением средств. Для ухода за стариками он направлял добровольцев. Сдавая в аренду беднякам монастырские земли, он не требовал за неё денег, а лишь просил, чтобы в случае хорошего урожая уделили монастырю столько, сколько сочтут необходимым.

Стараниями отца Паисия в Коницу были перенесены мощи преподобного Арсения Каппадокийского. Для этого он ездил на Керкиру, участвовал в обретении мощей и лично омывал их вином и водой.

К сожалению, не все относились к Паисию с пониманием. Кому-то не нравилось, что он запрещал неуместные развлечения, а кто-то заглядывался на монастырские владения. Нашлись и такие, которые требовали изгнать Паисия. Тогда он уехал на Святую гору, но жители стали просить его вернуться. Он и вернулся, а в 1961 году вновь отправился на Афон, затем вновь возратился.

Через какое-то время, вступив в переписку с Синайским архиепископом Порфирием и получив от владыки благословение жить на Синае, Паисий переселился на Синайскую Гору. Шел 1962-й год.

Жизнь пустынника на Синайской Горе

Рассказывают, что в первое время по прибытии Паисия на Синайскую Гору, там стояла тяжёлая засуха. Когда монастырь стал готовить к отправке за водой караван из верблюдов, старец попросил не отправлять его в этот день. Ночью он предался молитве, и пошёл дождь.

Какое-то время отец Паисий участвовал в столярных работах, связанных с реставрацией икон. Затем, испросив благословение на уединенную жизнь в пустыне, он поселился в келье святых Галактиона и Епистимии. Недалеко от этого места был небольшой родник. Воды было мало, но старец делился с животными и птицами.

По воскресеньям, а иногда реже он посещал монастырь: причащался, помогал петь и читать, принимал участие в монастырских работах, наставлял обращавшихся к нему за советами.

Диавол не оставлял Паисия и здесь. Однажды, когда он потряхивал старый будильник, диавол стал внушать ему мысль, что если бы он был женат, то качал бы не будильник, а ребёнка. Старец тут же его зашвырнул.

К 1964 году здоровье Паисия сильно ухудшилось. Как ни жаль было расставаться с любимой пустыней, Паисий вынужден был возвратиться на Афон.

Ухудшение здоровья

Вернувшись на Святую Гору, отец Паисий поселился в Иверском скиту. Он охотно помогал окружавшей его братии, а по возможности предавался безмолвному уединению, занимался молитвенным деланием и богомыслием.

Между тем болезнь прогрессировала. Оказалось, что диагноз, поставленный в прошлые годы, был неправильным. Тогда как Паисия лечили от туберкулеза, в действительности его мучил бронхоэктаз. В 1966 году ему сделали операцию, удалив почти всё левое легкое.

Паисий вернулся в скит, а затем, по рекомендации батюшки Тихона, удалился на Катунаки. Ему было необходимо сменить климат. Это произошло в 1967 году.

Помимо аскетических подвигов, он занимался резьбой. Часть изделий продавал, обеспечивая себе скромное пропитание; большую же часть раздавал.

Когда Священный Кинот поручил иеромонахам Василию и Григорию, насельникам Иверскиго скита, преобразовать жизнь монастыря Ставроникита, они обратились к Паисию за советом. Он поддержал это решение и пообещал помочь. 12 августа 1968 года Паисий перебрался в Ставроникитский монастырь.

10 сентября 1968 года отошел ко Господу старец Тихон. Перед смертью он высказал Паисию желание, чтобы тот стал его преемником по келье. Сам Паисий считал это большим благословением. Оказав посильную помощь братиям Ставроникитской обители, он перешел в каливу Честного Креста.

21 февраля 1971 года Паисий удостоился явления преподобного Арсения Каппадокийского. В это время он читал рукописное, составленное им Житие святого Арсения. Тот ласково погладил Паисия по голове. Впоследствии описание увиденного в этом явлении облика преподобного Арсения, а также написанный Паисием рисунок легли в основу его иконографического образа.

В 1972 году Паисий сподобился посетить место своего рождения, Фарасы. А в 1977 году, по приглашению Православной Церкви в Австралии, он посетил эту страну, совместно с отцом Василием, игуменом обители Ставроникита.

Сообщают, что однажды старец стал очевидцем явления Господа Иисуса Христа. Он узрел Его в сиянии света.

Келья «Панагуда». Последние годы жизни святого Паисия

Пробыв в каливе Честного Креста приблизительно одиннадцать лет, старец Паисий переселился в келью «Панагуда». Эта келья менее других удовлетворяла условиям уединенной жизни, но зато более других соответствовала удобству паломников, искавших у старца духовной поддержки и утешения. Келья была очень ветхой и нуждалась в ремонте. Отец Паисий приложил немало усердия, чтобы привести её в подобающий вид.

В 1982 году отец Паисий посетил Иерусалим. А после Иерусалима отправился на Синай, в монастырь святой Екатерины. Пробыв там непродолжительное время, он вернулся на Афонскую Гору.

Последнее время старца мучила боль. Он чутко реагировал на холод и уже с сентября начинал отапливать келью. Телесные силы иссякали.

22 октября 1993 года отец Паисий покинул территорию Святой Горы и направился в монастырь Суроти. На Афонскую Гору он больше не вернулся. В Суроти ему сделалось плохо и он был доставлен в больницу. Там обнаружилось, что у него — рак. 4 февраля 1994 года сделали операцию, затем ещё одну.

Отец Паисий хотел было отправиться на Афон и там завершить земной путь, но этому препятствовало ухудшение его состояния. Он решил остаться в Суроти. 11 июля отец Паисий причастился Святых Христовых Тайн. 12 июля 1994 года сердце подвижника остановилось.

13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.

Тропарь преподобному Паисию Святогорцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя­́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и уте­ше́­ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́­ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Кондак преподобному Паисию Святогорцу

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

Избранные советы и наставления

ББК 86.372 П 129

П 129 Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. — М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2011. — 448 с.

Милосердие любви

Блаженной памяти схимонах Паисий Святогорец — один из благодатнейших старцев нового времени и один из самых ярких и неординарных духовных писателей второй половины XX века, известный и почитаемый во всем православном мире. Его наставлния написаны простым, образным языком, подчас с юмором, но проникнуты подлинно святоотеческим духом и содержат важнейшие духовные истины, ибо учение святых отцов он во всей полноте воплотил в своей собственной жизни. Простой монах, получивший лишь школьное образование, но с избытком наделенный Божественной мудростью, он воистину без остатка растратил себя ради ближнего. Его поучения не были отвлеченным проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и советы его проистекали из его собственной жизни, главным содержанием которой была любовь — к Творцу и всему Его творению.

Старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, был десятым ребенком в семье. Святой Арсений Каппадокийский, крестивший младенца, дал ему свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Спасаясь от турецких гонений, семья вскоре переехала в Грецию. Детство Арсения прошло в городе Конице. Здесь он успешно окончил школу и работал плотником, желая и в этом подражать Христу. В 1945 году его призвали в армию, где он проявил незаурядное мужество. Много раз во время боев он занимал на передо–ной место своих семейных солдат–сослуживцев, говоря: «Вас ждут жены и дети, а я свободен». Уволившись из армии в 1949 году, он сразу же ушел на Святую Гору Афон.

Сорок пять лет старец Паисий провел в суровых подвигах на Святой Афонской Горе, в монастыре Стомион в Кони це и на Святой Горе Синай. Всецело вручив себя Христу, он желал пребывать в безвестности, но Промысел Божий явил его людям. Тысячи паломников приходили к благодатному старцу и обретали руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Несмотря на постоянно преследовавшие его тяжкие болезни, ежедневно от восхода до заката отец Паисий наставлял, утешал, решал людские проблемы, наполнял сердца верой, надеждой и любовью к Богу. Ночами, когда поток паломников иссякал, он молился и читал письма, приходившие в огромном количестве, и лишь на рассвете отдыхал два–три часа, чтобы восстановить силы перед новым днем. Для всей православной Греции — и не только для Греции — старец стал духовной опорой, целителем множества людских душ.

В октябре 1993 года старец приехал в основанный им женский монастырь святого Иоанна Богослова в селении Суроти, неподалеку от Салоник. Здесь 12 июля 1994 года после поистине мученических страданий, которые, по его собственным словам, принесли ему пользу большую, чем подвижническое делание всей предыдущей жизни, он почил в Бозе. Место его погребения стало святыней для всего православного мира. А его духовное наследие продолжает приносить неоценимую пользу страждущим душам современных людей, которым с такой болью и любовью отдал всю свою жизнь блаженный старец.

Алфавит духовный

А

Аборт

Каждый день убивают несколько тысяч человеческих зародышей. Страшный грех аборт! Это убийство, и не простое, а очень тяжкое, потому что дети умирают некрещеными. Родителям необходимо понять, что человеческая жизнь начинается уже с момента зачатия.

Самые уважаемые православные врачи должны постоянно объяснять женщинам, что наука выявила — около 95% тех, кто сделал аборты, страдают раком матки, груб, яичников, груди и т. д., потому что когда женщина забеременеет, организм настраивается так, чтобы привести все в готовность для развития малыша: например, грудь готовится производить молоко, меняются гормоны и т. д. Но если женщина делает аборт, все эти процессы сразу прерываются, и из‑за этого появляются нежелательные последствия, например, рак. Так пусть же врачи постоянно говорят о вреде аборта, о том, к каким он приведет проблемам.

А политики пусть пишут и говорят о снижении рождаемости. Христиане рожают в лучшем случае одного ребенка, а мусульмане — десятерых, и вскоре появится проблема, которая обличает наши грехи и нарушение заповеди Божией («не убий»). И не другие виноваты перед нами — национальные меньшинства создают проблемы в Греции лишь с тех пор, как греческие женщины без войны начали убивать своих детей еще прежде рождения.

Если женщина сделает аборт, другие ее дети заплатят за это несчастьями и болезнями. В наше время родители, убивая собственных детей с помощью абортов, лишают себя Божьего благословения. Раньше родившегося больным ребенка тут же крестили, он умирал как ангелок, и его загробная участь не вызывала беспокойства. У родителей оставались другие дети — здоровые, и при этом у них было Божие благословение. А теперь крепких младенцев родители убивают с помощью абортов, а больным детям многими усилиями стараются сохранить жизнь. И так от поколения к поколению дети становятся все менее здоровыми, потому что если у родителей получается вылечить своих детей и они не умирают и вступают в брак, то у них тоже могут родиться больные дети. А если бы супруги рожали не одного, а нескольких детей, то им не приходилось бы скитаться по врачам и заграницам, чтобы продлить жизнь своего больного ребенка. Больной ребенок шел бы к Богу как Ангел.

— Можно ли что‑то предпринять, чтобы отменили закон, разрешающий аборты?

— Да, но нужно, чтобы власти, Церковь «проснулись», чтобы людям рассказали о последствиях, к которым приведет снижение рождаемости. Священники обязательно должны объяснять, что закон об абортах противоречит евангельским заповедям. Врачи должны предупреждать о том вреде, который может причинить женщине аборт. Смотрите: европейцы обладали культурой поведения, и они передали ее по наследству следующим поколениям, а мы прежде имели страх Божий, а сейчас утратили его и не оставили своим детям никакого наследия. Поэтому сейчас мы разрешили аборты, легализовали гражданский брак. Когда евангельскую заповедь нарушит один человек, то и ответственность — на нем одном, но если что‑то противоречащее заповедям сделается государственным законом, то гнев Божий падет на весь народ, дабы его вразумить.

Апостасия

Когда мы с Христом, зачем нам бояться антихриста? Может быть, и вам доведется пережить многое из того, о чем сказано в Апокалипсисе. Положение ужасно! Безумие просто безгранично! Наступила апостасия, и теперь лишь остается прийти «сыну погибели». Мир станет сумасшедшим домом, будет царить полный хаос, каждое государство начнет делать все, что ему хочется. Мы все время будем узнавать что‑нибудь новенькое, станем свидетелями самых невероятных, безумных событий. Благо, что они будут происходить очень быстро.

Их дьявольские планы — экуменизм, общий рынок, одно огромное государство, единая религия, скроенная на их лад. Грядут трудные времена, нам предстоят тяжелые испытания. Христиан ждут ужасные гонения. При этом ясно, что люди даже не понимают, что мы уже переживаем знамения последних времен, как будто не происходит ничего особенного, поэтому в Священном Писании говорится, что прельстятся и избранные. У кого нет благого расположения, того Бог не просветит, и он будет прельщен в годы апостасии, потому что нет духовной трезвости у того, в ком нет Божественной благодати.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх