Помост

Вопросы веры

Пастернак история древней Греции и древнего рима

Содержание

Библиотека Гумер — история

Ваш комментарий о книге

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима

История Древней Греции

1. – Наследие Древней Эллады. 2. – Периодизация истории Древней Греции. 3. – Географические условия Балканской Греции и Крита.

1. – Троянская война. 2. – Скитания Одиссея. 3. – Генрих Шлиман и его открытия. 4. – «Гомеровский вопрос». 5. – Греческие племена и их диалекты. 6. – Общая характеристика периода. 7. – Гомеровское общество.

Глава 4. Период высокой классики (V в. до Р. Х.)

Глава 5. Период поздней классики (IV в. до Р. Х. )

Глава 6. Отношения Греции и Македонии в IV в. до Р. Х.
Походы Александра Македонского (336–323)

Глава 7. Эллинизм (III–I вв. до Р. Х.)

Хронология истории Древней Греции

Глава 1. Царский период (VIII–VI вв. до Р. Х.) . Этруски.

Глава 2. Ранняя республика (VI–III вв. до Р. Х.)

Глава 3. Поздняя республика (II–I вв. до Р. Х.)

Глава 4. Ранняя римская империя. Принципат (I–III вв.)

Глава 5. Провинции Ахайя и Галлия в императорскую эпоху (I–III вв.)

Глава 6. Поздняя Римская империя. Доминат (конец III–V вв. )

Хронология истории Древнего Рима

А. В. Постернак

История Древней Греции и Древнего Рима
в конспективном изложении
Учебное пособие

Москва

Данное пособие предназначено для студентов Православного Свято-Тихоновского Богословского Института очной и заочной формы обучения

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима (с хрестоматией)

М., Изд-во ПСТГУ, 2008. – 778 с.
Учебное пособие, допущенное Минобразования РФ для студентов высших учебных заведений, посвящено длительному периоду Древней Греции и Древнего Рима, начиная с крито-микенской эпохи (III-II тыс. до Р. Х. ) и кончая падением Западной Римской империи (V в. ). В пособии отражены основные события политической, религиозной, социальной и культурной истории античных обществ. Особенно важно, что пособие содержит обширную хрестоматию, знакомящую читателя с наследием Древней Эллады, характерными чертами римской цивилизации и откликами на античность в европейской литературе и культуре на основании широкого круга источников, снабженных необходимыми комментариями. В хрестоматии сделана попытка отразить взгляд греков и римлян на свое прошлое и настоящее, умирающее язычество и рождающееся христианство, государство и беззаконие, цивилизацию и варварство.
История Древней Греции.
Введение.
Крито-микенская эпоха.
«Темные века» (XI-IX вв. до Р. Х.).
Архаический период (VIII-VI вв. до Р. Х.).
Период высокой классики (V в. до Р. Х.).
Период поздней классики (IV в. до Р. Х.).
Отношения Греции и Македонии в IV в. до Р. Х. Походы Александра Македонского (336-323).
Эллинизм (III-I вв. до Р. Х.).
Библиография
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА.
Введение
Царский период (VIII-VI вв. до Р. Х.). Этруски.
Ранняя республика (VI-III вв. до Р. Х.).
Поздняя республика (II-I вв. до Р. Х.).
Ранняя римская империя. Принципат (I-III вв.).
Провинции Ахайя и Галлия в императорскую эпоху (I-III вв.).
Поздняя Римская империя. Доминат (конец III-V вв.)
Литература
ХРОНОЛОГИЯ.
Хронология истории Древней Греции
Хронология истории Древнего Рима

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Архитектура Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее помещение римского пантеона — храма всех богов — имело 40 метров в поперечнике. Оно было перекрыто гигантским куполом, который потом на протяжении столетий был образцом для архитекторов и строителей.

Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль, как самый пышный. В римских постройках колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой — либо части постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе пилястры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алферова М.А. История и легенды Древнего Рима М.,2006.

2. Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима М.,1938.

3. Головашин В.А. Культурология М.,2004

4. Дождев Д. В. Римское частное право. Уч. для вузов. -М., 1996

5. Кириллин В.А. Древний Рим М.,1986

6. Колпинский Ю.Д Памятники мирового искусства М., 1970

7. Кузищин В.И., Гвоздева И. А. История Древнего Рима М.,2008

8. Миронов В.Б. Древний Рим М.,2007

9. Николаев Д.В. Культура Древнего мира. — СПб, 2010

10. Ярхо В.Н. Античная культура — М., 1995.

Культура Древнего Рима и ее значение для европейской цивилизации

Один из крупнейших христианских писателей Тертуллиан (ок.160—220) безоговорочно ставил веру выше разума. Он провозгласил принцип «верю, потому что это нелепо».

Выдающийся христианский теолог поздней античности Августин (354-430) написал ряд богословских сочинений, в которых доказывал, что Бог есть высшее бытие, генетическое начало всего сущего. Бог создал человека свободным, но человек пошел против воли Бога и выбрал зло. Источником добра в людях является исключительно благодать, которая нисходит на меньшинство, на избранных к спасению. В этом суть знаменитого в истории христианства учения о божественном предопределении.

Колоссальным вкладом в развитие европейской и мировой культуры стал язык римлян — латынь. Во времена Древнего Рима он служил средством культурного объединения и общения в Средиземноморье, а в период поздней античности стал языком западноевропейского культурного общения. Западное христианство использовало латынь как язык богослужения, внутрицерковного общения и теологии. В результате латынь как средство христианского общения обрела «вселенское» значение.

  1. Литература и Художественная культура Древнего Рима.

Периодом расцвета римской литературы считается I в. до н. э. Образцом классического латинского литературного языка был язык комедий Теренция (ок. 195—159 гг. до н. э.). В римской литературе I в. до н. э. выдающееся место занимает поэма «О природе вещей», автором которой был гениальный поэт и мыслитель Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.). В его произведении дана грандиозная картина мироздания.

Самым крупным поэтом эпохи Августа был Публий Вергилий Марон (70—19 гг. до н. э.). Вергилий любил сельскую жизнь, от политической борьбы был далек, но был горячим сторонником императора Августа и в своих произведениях искренне его прославлял. Известность Вергилию принесли стихотворные сборники «Буколики» и «Георгики». В «Буколиках» идиллически изображена пастушеская жизнь — любовные переживания, поэтические состязания пастухов на лоне пышной цветущей природы.. В «Георгиках» Вергилий также с большим чувством рисует разнообразные картины сельской жизни. Мировую славу Вергилию принесла его героическая поэма «Энеида», в которой поэт прославляет Римскую империю и весь род Августа. Очень высоко ценили Вергилия и подражали ему выдающиеся поэты эпохи Возрождения, поэты XVII и XVIII вв. (Петрарка, Ариосто, Тассо, Камоэнс, Мильтон и др.).

Гораций, так же как и Вергилий, был искренним сторонником Августа. Он видел в нем разумного государственного деятеля, способного обеспечить спокойствие в стране. «Августов певец» — так называл Горация А.С. Пушкин. В стихотворениях и особенно в одах Гораций прославляет Августа, а в знаменитом торжественном гимне «Вековая песнь», написанном по просьбе Августа, поэт обращается к богам с мольбой о славе, об укреплении мощи и процветании Рима и божественного Августа. Это не мешало Горацию иметь гордый и независимый характер. Превыше всего он ценил личную свободу и свободу творчества и на почетное предложение занять должность секретаря при Августе ответил отказом. Гораций создал в римской поэзии новую лирику с многообразными стихотворными формами, и в этом искусстве ему нет равных. Лучшими произведениями поэта несомненно являются оды, обличающиеся гармоничностью, безупречностью формы при скупой выразительности языка.

В круг виднейших римских поэтов эпохи Августа входил также Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — ок. 18 г. н. э.). Судьба Овидия сложилась трагически. Его любовная лирика, содержащая описание любовных переживаний и романтических похождений, пришлась не по вкусу императору, мечтавшему о возрождении древних и суровых римских обычаев. Август распорядился выслать поэта на северо-восточную окраину империи (г. Томы), где Овидий прожил около 10 лет и умер вдали от семьи, среди чужих людей. Главное произведение Овидия — «Метаморфозы», в которых автор излагает события античной мифологии. Из огромного множества мифов поэт выбирает легенды с превращениями людей в животных, растения, созвездия и камни. Блестящий художественный талант Овидия, его утонченный поэтический стиль, великолепная техника стиха делают «Метаморфозы» одним из величайших произведений мировой литературы. В годы ссылки Овидий создал свои знаменитые элегии «Tristia» (Скорбные песни) и «Письма с Понта», проникнутые глубоким душевным страданием, чувством безысходности и ощущением катастрофы.

В художественной культуре ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома — инсулы — в 3-6, а порой и в 8 этажей. Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (11 в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины ХIХ а, Из бетона был вооружен фундамент Колизея (1 в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.

Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Во время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства.

Высокого совершенства достигло искусство декоративного убранства домов. Полы украшались мозаикой. Замечательная мозаика была найдена в так называемом доме Фавна. Она изображает битву Александра Македонского с персидским царем Дарием. Художник передал напряжение битвы, сверкающий блеск оружия, выражение лиц воинов. Стены богатых домов украшали фрески. Один из лучших образцов фресковой живописи — росписи в вилле близ Помпеи, которая по сюжету фресок получила название виллы Мистерий. Развернутая на стенах композиция представляет сцены таинств, связанных с культом бога вина Диониса. В колорите фресок ощущается изысканный вкус живописца. По фрескам, украшающим стены домов и вилл, можно составить представление о римской живописи.

Больших успехов достиг Древний Рим и в скульптуре. Римляне создали так называемый исторический рельеф. Подобные рельефы, украшающие арки и колонны, были реалистическим, беспристрастным изображением подлинных событий и поэтому имеют большую ценность как исторический источник.

Лучшим из всего художественного наследия римской скульптуры, несомненно, является скульптурный портрет. Искусство римского скульптурного портрета складывается уже в республиканском Риме в I в. до н. э. (так называемый бюст Брута, портрет Помпея и др.). Уже в этих портретах проявляется большое мастерство скульпторов в передаче индивидуального облика человека, в раскрытии его характера. Во всем своем блеске искусство портрета проявляется в эпоху императорского Рима. Портреты Августа, других императоров и их современников примечательны не только как исторические свидетельства. В них запечатлен новый тип человека, которого не знали ни Греция, ни республиканский Рим.

В знаменитой статуе Августа скульптору удалось правдиво передать черты лица императора. Но общий облик Августа еще идеализирован. Постепенно художники стали выделять в лице человека самое главное и подчинять ему второстепенное. Он и стремятся передать не только портретное сходство, но и суть характера человека. Клавдий изображен с его плутоватой улыбкой, Нерон — с тяжелым взглядом преступника, Вителлий — с бычьей шеей, заплывшей жиром, Каракалла — с выражением рассвирепевшего зверя. Удивительно, что императоры-самодуры, не терпевшие ни в чем противоречия, позволяли художникам говорить о себе жестокую правду. Один из лучших портретов — портрет римлянина из Неаполя. Облик старого, много испытавшего в жизни человека передан удивительно реалистично.

В заключение следует сказать, что художественное творчество средневековой Западной и Центральной Европы, особенно в период Возрождения и Реформации, несет на себе явственную печать классического искусства Древнего Рима.

  1. Значение древнеримской культуры для европейской цивилизации.

Более 500 лет господствовал Рим в античном мире. За это время римляне под влиянием Греции и Востока создали свою самобытную культуру, которая глубоко проникла в культуру большинства европейских народов. С момента падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся каменные дороги, акведуки, остатки древних величественных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке культуры Средиземноморья — латыни, в современном праве, в городской архитектуре Европы, в обычаях и традициях многих европейских народов.

В 395 г. Римская империя была разделена на две части: Восточную и Западную. Окончательное падение Западной империи произошло 23 августа 476 г., когда в Рим вторглись варвары и император был свергнут. Это событие стало концом античного мира. Наступило средневековье.

Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе. Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейкой архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.

Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалась основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.

Понятие “неумирающие культурные ценности” нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.

Античность, этот забытый мир, являлся последующим эпохам, как древняя сказочная птица феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это придает образам больше красочности и жизненности. Обретение этих качеств наполняло во все века людей гордостью, а помогала обрести эти качества именно культура Древнего Рима.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх