Помост

Вопросы веры

Патриотизм это для детей

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Анна Татьянич
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Татьянич Анна Николаевна

Воспитатель второй

квалификационной категории

МБДОУ №16 «Росинка».

г. Гуково Ростовской обл.

Воспитание гражданственности и патриотизма.

Вопросы гражданского воспитания и патриотизма всегда находились в центре внимания государства. Гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к Родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной национальной полноценности, терпимости.

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важный из них патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, межличностное общение.

Гражданский долг и ответственность — это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и преумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением – важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу гражданского воспитания.

Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.

А как воспитать в ребенке такое сложное многообразное чувство как любовь к Родине? Естественно на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – на свой город, село, деревню, т. е. на ту местность, где человек родился и живет.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому необходимо начинать работу с воспитания привязанности ребенка к своей семье. На занятии по теме «Моя семья» рассматривали, принесенные детьми фотографии родных и близких. Дети с удовольствием и гордостью знакомили своих друзей со своими близкими. Рассказывали о том, где работают мама и папа, чем заняты бабушка и дедушка, о том как они помогают им. Отгадывали загадки о семье.В свободное от занятий время играли в игру: «Где чей малыш?». Дети с удовольствием рисовали членов своей семьи, свой дом. В вечернее время играли в сюжетно- ролевые игры «Дом», «Семья». Прикосновения к истории своей семьи вызвало у детей сильные эмоции, заставило сопереживать.

Следующим этапом нашей работы становится знакомство с детским садом. Проводили экскурсии по детскому саду, знакомились с трудом сотрудников детского сада. Беседовали о важности труда сотрудников детского сада. На занятии по развитию речи беседовали на тему «Кто твой лучший друг в детском саду», «Каким бы ты хотел видеть детский сад?».Свои впечатления дети отражали в лепке, конструировании, в играх «Мой детский сад», «Мы гуляем на участке».

В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовали такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Мы учили детей замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.

Целью занятия «Гуково мой родной город» было знакомство с родным город, его историческим прошлым и настоящим, воспитания чувства уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного города.

На экскурсии по городу познакомились с памятными местами нашего района: «Площадь победы», «Музыкальная школа», «Дворец культуры». Оформили альбом с фотографиями о городе. Нарисовали рисунки для выставки «Мое любимое место в городе». Семья Загораевых подготовила

информационный проект «Расти и расцветай любимый город». Была представлена презентация воспитанника подготовительной группы Демчишина Гриши и его мамы Демчишиной О. А.на тему: «Мой город».

Одним из ярких мероприятий была экскурсия музей «Шахтерской славы». Дети познакомились с природой Донского края, его флорой и фауной, изумительным миром природы. Посетили экспозицию, посвященную труду шахтеров, которая произвела на детей сильное впечатлением.

Запоминающимся мероприятием стала для детей встреча с почетным гражданином г. Гуково, поэтом, писателям, композитором Гончаровым Борисом Владимировичем и его творческой группой. Были приглашены и гости – ученики второго класса школы №23 и преподаватель Стурчак Виктория Викторовна. Многие из этих учеников – бывшие выпускники нашего детского сада, которых мы были рады видеть в нашем зале.

Дети с интересом и вниманием слушали рассказ- воспоминание о годах детства Бориса Владимировича. Затем выступила агитбригада «Юный краевед детского сада». Дети читали стихи о родном городе, пели песни, исполнили танец «Росиночка-Россия».

Затем состоялся концерт творческой группы под руководством Бутылкина С. М. Были исполнены песни на слова и музыку Гончарова Б. В. В конце встречи дети подарили сувениры, сделанные своими руками. Гончаров Борис Владимирович вручил детям и коллективу детского сада авторские сборники стихов и песен о родном городе.

Была создана фото- выставка «Я и мой город». В создании выставки приняли участие дети и родители подготовительной группы.

Особую значимость имеет ознакомление с темой: «Защитники Отечества». В месте с детьми рассматривали иллюстрации о родах войск, разучивали песни, стихи об армии, о папе. Готовили сувениры и поздравительные открытки для пап и дедушек. К дню праздника «Защитники отечества» подготовили стенд с фотографиями пап и дедушек в период службы в армии. Дети с гордость рассказывали о своих папах и дедушках, об их службе в армии. Была организованна конкурс игра с папами на лучшую команду между группами. Дети состязались в силе и выносливости в игре «Полоса препятствий», конкурс «Меткие стрелки», «Чей самолет дальше улетит» и т. д. В гости к детям пришли юные солдаты клуба «Русич». Они показали детям как они готовятся быть защитниками своей страны. По окончанию праздника дети вручили гостям сувениры.

День Победы это особый праздник. Подготовка к нему началась намного раньше. С детьми проводилась беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Читали рассказ «Медсестра», рассматривали репродукцию картины «Медсестричка». Была организованна экскурсия на площадь Победы к Вечному огню. Дети возложили цветы к памятнику, почтили память погибших за Родину минутой молчания. Никто из детей не остался равнодушным. Дети рассмотрели и прочли несколько фамилий на плитах. После возложения цветов к памятнику «Вечный огонь», дети еще долго делились впечатлениями.

В День космонавтики, вместе с детьми обсудили, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник — Юрий Гагарин. Рассматривали иллюстрации, конструировали космодром и модели ракет, поиграли в сюжетно — ролевую игру «В космос». Прослушали стихи, рассказы.

На занятиях знакомились с гербом, флагом и гимном России. Дети узнали что герб- символ России, он устанавливается на границе, на пограничных столбах и местах, предназначенных для проезда, на территорию нашей страны. Гости, туристы приезжающие из других государств, видят герб- двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе России. Рассмотрели с детьми современные российские монеты. Познакомили детей с символическим значением цветов российского флага.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки,и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет. Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера. Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребенка.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отно­шения к людям Земли.

Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возра­сте ни одно нравственное качество не может быть сформиро­вано окончательно — все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного досто­инства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родно­му дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспиты­вать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспи­тываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, при­роду, т. е. воспитываем качество личности — бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, при­общаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования любви к Роди­не является глубокая и основательная работа по нравствен­ному воспитанию дошкольников. Эта задача остается ак­туальной всегда.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку оп­ределенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собствен­ном доме, об улице, на которой он живет, о районе и горо­де, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают пред­ставления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики пат­риотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочета­нии с практикой поведения детей. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к тра­дициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети дол­жны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в ко­тором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической рабо­ты ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пре­делах, доступных дошкольному возрасту.

В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны — более доступными для ознакомления. Эти соци­ально-политические изменения повлекли за собой и изме­нения в подходах к интернациональному воспитанию, к со­отношению национального, интернационального и расо­вого. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к лю­дям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреп­лять в детях представление о равенстве всех народов, жи­вущих на Земле.

Такой подход не исключает задачу приобщения ребен­ка к своей национальной культуре, но предусматривает вос­питание уважения ко всем народам. В этом сущность граж­данского воспитания.

РЕБЁНОК.RU

Василий Сухомлинский

Могила героев

Каждое утро я иду мимо могилы воинов, которые погибли в боях за освобождение нашего села от фашистов. Ее называют братской могилой. Ведь они, наши дорогие освободители, кровью скрепили свое братство.

Когда я иду мимо могилы братьев-воинов, я останавливаюсь и вспоминаю дедушку. Он тоже отдал свою жизнь за нашу Отчизну. Мой дедушка погиб на фронте.

Где твоя могила, дедушка? Если бы я знал, я бы поехал к тебе. Взял бы горсть родной земли и положил бы на твою могилу.

Возле школы цветут красные розы, над ульями гудят пчелы, воркуют голуби. А солнце смеется с голубого неба. Не было бы этого ничего, если бы не пал мой дедушка за освобождение Родины. Не было бы ни красных роз, ни тихой пчелиной музыки, ни голубиного воркования. Не было бы счастья. Спасибо вам, дорогие воины, за то, что вы победили фашистов.

Василий Сухомлинский

Ложка солдата

Эта ложка лежит у нас в шкафу. Она стала нашей семейной святыней. Мама рассказывает:

– Я еще маленькая была, когда на нашу землю напали фашисты. Тяжело было жить под властью оккупантов, есть было нечего, закрылись школы.

Наступил счастливый день освобождения нашей родной земли от завоевателей. Был горячий бой за наше село. В этом бою недалеко от нашей хаты тяжело ранило молодого солдата. Несколько часов он жил, я ухаживала за ним. Солдат дал мне свою ложку и сказал: «Ничего больше нет у меня, чтобы оставить на память. Возьми эту ложку – она прошла со мной всю войну».

Лежит эта ложка – дорогая реликвия. Она напоминает нам о подвигах героев. Это маленькая частица нашей Отчизны.

Василий Сухомлинский

Заповедь дедушки

Я учусь в четвертом классе. На самом почетном месте в классе – портрет моего дедушки Павла. Под портретом надпись: «Он отдал свою жизнь за нашу Родину».

Из рассказов мамы и бабушки я знаю, что дедушка мой был разведчиком. Он пал смертью героя далеко на западе, в Карпатских горах.

Приближался день памяти моего дедушки. Каждый год в этот день бабушка несет к портрету дедушки букет цветов. А в этом году и я вырастил белые цветочки абрикоса и понес их рано утром в школу. В школе еще никого не было. Я поставил цветы у портрета. Сел на диван. И вдруг вижу: дедушка улыбнулся.

– Дедушка, – попросил я, – скажи, кем мне быть? Мне и летчиком хочется стать, и агрономом, и врачом. Кем мне быть?

– Будь патриотом, – услышал я голос дедушки. – Люби свою Родину. Это самое главное.

Я вскочил с дивана и думаю: спал я или не спал?

– Мама, – спросил Петрик, – почему Петро Хмара так любил землю?

– Потому что он больше всего любил людей.

Петрик взял комочек земли с Хмариного поля и задумался.

Василий Сухомлинский

Отцовское завещание

Сергейке не было еще пяти лет, когда отец ушел на фронт. Прощаясь с матерью и сыном, отец сказал:

– Вот в этом конверте – письмо. Возвращусь ли я с поля боя, или нет – прочтешь его, сын, когда исполнится тебе шестнадцать лет. Это мое завещание.

Прошло три месяца. Отец изредка писал коротенькие письма, сообщая о тяжелых боях с фашистами. А потом писем не стало. Маму вызвали в военкомат и сказали, что отец погиб смертью героя и похоронен на берегу Днепра.

Плакала мама. Плакал Сергейка. От Сибири до Днепра очень далеко, говорила мама. Но, как только закончится война, они поедут на отцовскую могилу.

Шли годы. Сергейка рос. Вот ему уже десять лет. Поехали мать с сыном на Украину поклониться могиле отца.

А голубой конверт с отцовским письмом лежал в шкафу. Иногда Сергей открывал шкаф, брал конверт и думал: «Что здесь написано? Какое завещание оставил мне отец?»

Когда до шестнадцатилетия Сергея осталась неделя, письмо положили на стол.

Наконец настал долгожданный день. Сергей проснулся на рассвете. Мама уже не спала.

Дрожащими от волнения руками мама взяла конверт, разорвала его, расправила пожелтевший листок и дала сыну.

Он прочитал:

«Дорогой сын. Сегодня тебе шестнадцать лет. Ты становишься мужчиной. Завещаю тебе:

Самое дорогое наше богатство – наша Отчизна. Родина без тебя может обойтись, а ты без Родины – ничто. Без своей Отчизны каждый из нас – как пылинка, которую ветер поднял и понес неизвестно куда.

Будь готов взять в руки оружие и идти на защиту Родины.

А если в тяжелый для Отчизны час ты повернешься к врагу спиной – пусть упадет на тебя мое проклятие, ты не сын мне, и я тебе не отец».

Сергей поцеловал письмо и тихо сказал:

– Отец, я всегда буду твоим верным сыном.

Василий Сухомлинский

Отцовский карандаш

Это было в годы Великой Отечественной войны. У маленького Андрейки папа воевал на фронте, а мама работала на фабрике.

Однажды почтальон принес маме письмо. Открыла конверт мама, заплакала, обняла Андрейку и сказала:

– Нет нашего папы…

Через несколько дней пришла маленькая посылка от товарищей отца. В той посылке были папины вещи: ложка, блокнот и карандаш, которым он писал письма домой.

Прошло много лет. Андрейка стал стройным, красивым юношей.

Мать проводила его на службу в армию и, собирая, дала отцовский карандаш.

Как бесценную святыню положил Андрей карандаш в карман возле сердца. Из армии он написал матери письмо. Первые слова в нем были такие: «Клянусь, мамочка, что буду таким же верным сыном Отчизны, как и мой отец».

Это письмо было написано отцовским карандашом.

Мама радовалась и плакала над письмом сына.

Тамара Ломбина

Илюшка потерялся

Такого ЧП еще никогда не было в 457 школе. За два дня до праздника из продленки пропал ученик 2 класса Илюшка Ширшов. Валентина Петровна сидела в учительской с красным и распухшим от слез носом. Она уже сбилась с ног и теперь, обессилевшая, ждала у телефона: «Как я матери скажу, что я его потеряла?» И она опять начинала плакать: «Отвечай теперь за него… а, главное, перед праздником!» Как будто не перед праздником потерять мальчика было не так страшно. Но завуч, Лариса Дмитриевна, как трезвый человек, успокаивала Валентину Петровну: «Ну, куда он денется, решил попутешествовать: прокатится на автобусе, а как побродит, да поймет, что потерялся, обратится к милиционеру, и доставят его к нам в целости и сохранности». «В кинотеатре помню, что он был, – вспоминала учительница, – возле кинотеатра, помню, был, на автобусной остановке, – она вдруг радостно встрепенулась, – он еще какой-то грязной деревяшкой мне пальто испачкал».

И Валентина Петровна, просияв, бросилась к шкафу и показала всем грязную полу пальто:

– Они ведь лезут куда попало, – все сокрушалась она, – за ними разве уследишь: их тридцать, а я одна.

Мама Илюшки с запавшими от непролитых слез глазами сидела у телефона. Вот уже три часа ей отвечали: «Нет, ваш сын нигде пока не обнаружен».

Она воспитывала Илюшку одна, и ей не с кем было поделиться сейчас своим горем: все родственники жили в другом городе. Мама подошла к портрету сына над кроватью и долго всматривалась в него. Очень хороший получился портрет: Илюшка смотрел со стены своими серыми глазищами.

– Нет, нет, – проговорила мама, – я чувствую, что с ним ничего не должно приключиться, я чувствую.

Виновато задребезжал телефон, и женщина поняла почему-то, что это сын. Где-то далеко-далеко послышалось: «Мамочка, у меня для тебя сюрприз… Ты не беспокойся, у меня не было карты, и я не мог позвонить, а сейчас попросился к сторожу». Раздался отбой, и женщина впервые за весь вечер заплакала.

Илюша пришел только через час. Весь грязный, усталый, он улыбался и протягивал матери тяжелое отсыревшее древко со свернутым грязным полотнищем: «Я его от самого кинотеатра нес».

Мама ни о чем не стала расспрашивать, молча взяла флаг, поставила его в угол, а потом позвонила учительнице, что сын нашелся.

Когда она подошла к Илюшке, тот уже спал. Мама потихоньку раздела его, да так и оставила всего чумазого на диване.

Утром Илья принялся за рассказ:

– Ну вот, мам, мы мультики-то посмотрели, а потом пошли на автобусную остановку. А тут, представляешь, флаг лежит? Настоящий! И все на него, главное, наступают. Они, наверное, не видели, а я увидел и вытащил его из лужи. Он такой грязный был, даже вода капала. И Валентина Петровна говорит: «Ты что, Илья, ослеп что ли, не видишь, что все пальто мне своей палкой испачкал?»

– Это совсем и не палка, а флаг, – сказал я ей, но она меня не слушала, так как подошел автобус, все закричали: «Садимся, садимся». Тут я и думаю:

– А флаг?

Илюшка вспомнил, как вначале испугался, когда автобус уехал, а он и номера не запомнил. Он поставил, было, флаг около телефонной будки, да тот плохо держался и мог упасть.

– Если бы у меня была телефонная карта, я бы тебе обязательно позвонил, – рассказывал он, – а то и в автобус не войдешь, хотя и знаменосец.

Уходил один автобус за другим, а Илюшка все никак не мог сообразить, что же делать.

Тут подошел какой-то мальчишка, который начал разглядывать сначала Илюшу, а потом его находку: «Флаг, что ли?» – спросил он, наконец.

– Флаг, – ответил Илюшка.

– А че это ты его так испачкал? – удивился тот.

– Это не я, это он сам упал, – ответил Илюшка, прижимая флаг к куртке, которая уже и так вся была в грязных потеках.

– А ты че, себе его хочешь взять? – возмутился мальчишка.

– Да, – ответил Илюшка.

– Ты что, нельзя, это общий флаг, его нельзя брать, – строго сощурил глаза его новый знакомец.

– А чей же он? – спросил Илюшка. – Почему же тогда его никто не поднял?

– Откуда я знаю… а брать его все равно нельзя. Давай занесем его в кинотеатр, они нам еще спасибо скажут.

Мальчишка даже хотел взять флаг, представив, как их похвалят, но передумал, глянув на Илюшкину куртку.

Перед дверьми в фойе была очередь: начинался следующий сеанс.

Илюшка с новым знакомым решили обратиться к контролерше, но на них так все зашикали, что контролерша велела им убираться из кинотеатра: «Хулиганы, мало им улицы, они уже и сюда со своими палками лезут».

– А ты где живешь? – спросил Илюшка.

– Да здесь, за углом, – ответил мальчик.

– А что, может, ты возьмешь его и до праздника у себя оставишь? Вымоешь, и у тебя на праздник будет свой флаг.

Мальчишке понравилось Илюшкино предложение: «А ты мне его донесешь до дома? А то меня ругать будут, если я куртку испачкаю».

– Конечно, – с готовностью ответил Илья. Через пять минут они были в подъезде девятиэтажки. Дверь открыла бабушка.

– Где это ты бродишь? – сердилась она. – Про уроки забыл.

Тут она увидела Илюшку: «А это еще что за явление? Все-все-все, игры закончены, прощайтесь.

Мальчик пожал плечами, мол, сам видишь, ничего не поделаешь, и дверь захлопнулась.

Он вышел на улицу и принял решение идти пешком. Правда, он знал, что из старого города в их микрорайон идти долго, но другого ничего не придумывалось. На автобусной остановке он спросил у взрослого парня, как ему дойти до музыкальной школы.

– Так тебе нужно в новый микрорайон, – ответил тот, – это далековато топать. А вы что в «Зарницу» играете? – он кивнул головой на флаг. Тут к нему подошла девушка, и они вскочили в последнюю дверь автобуса. «Выйди на проспект и иди все время прямо, никуда не сворачивай», – крикнул парень в уже закрывающуюся дверь. Илюшка так и не успел ему объяснить, что это потерявшийся флаг.

Только сейчас мальчик заметил, что на улице уже давно горят фонари. От мелкого дождя он весь промок и был голоден, как крокодил. Он вышел на проспект и пошел, пошел…

Было уже совсем темно, дождь моросил все сильнее, а проспект стал загородной дорогой, по обочинам которой высился темный лес.

– Знаменосцы не трусы, – уговаривал себя Илья. – Дрожащим от страха и холода голосом он запел любимую песню деда:

Мы шли под грохот кононады…

Ветер добирался до самого желудка, так казалось голодному Илюшке. Он поднял флаг высоко над головой и громко-громко продолжил:

Мы смерти смотрели в лицо…

Какая-то огромная машина притормозила около него, и кудрявый шофер с белыми-белыми зубами спросил: «Ты че, малый, псих?» И обдав его брызгами, умчался.

– Сам ты псих, – чихнул Илюшка от гари. – Совсем и не страшно, вон уже и огни нашего микрорайона. Но он все равно почему-то часто оглядывался и пел все громче и громче.

Но вот он подошел к своему дому и вдруг подумал, как обрадуется мама, когда он принесет флаг. Она, конечно, поругает его, но все равно обрадуется.

Илюшка неожиданно замолчал. Мама тоже сидела и смотрела на него.

– Как хорошо, что сегодня воскресенье, правда, мам? – спросил мальчик.

– Хорошо, сын, – мама погладила его по голове и помолчала, ожидая, что же Илюшка скажет еще.

– А флаг?

– Я его уже вымыла и полотнище погладила, – ответила она.

– Мам, а давай его оставим до праздника, – предложил Илюшка и с испугом ждал, что она ответит.

– Конечно, Илюшенька, – все так же без улыбки сказала мама.

Вдруг ему в голову пришла замечательная мысль. Он заторопился, глотая слова, боясь, что с ним не согласятся: «Мам, давай сегодня погуляем с флагом, ему же трудно до праздника ждать. Вон у иностранцев везде их флажки, даже на стадионе».

Мама опустила, было, глаза, но потом поцеловала Илюшку и сказала: «Пошли, сын».

Они гуляли в парке с флагом долго, почти все утро, и женщина ловила на себе удивленные взгляды. Она даже предполагала, что у нее могут потребовать объяснение. Но, глядя в сияющие глаза сына, она знала и другое, что смогла бы дать объяснение… кому угодно.

Рассказы собрала Тамара Ломбина

Член Союза писателей России, кандидат психологических наук.

Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир»

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

Мария Ефимова
Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Ежедневно ребенок совершает множество открытий. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Что представляет собой патриотическое воспитание?

Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», — писал А. Н. Толстой.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

К патриотизмуотносятся следующие содержательные характеристики:

• знания истории, традиций, культуры родной страны;

• проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;

• признание потребности государства в позитивном развитии;

• чувство гордости за принадлежность к своей культуре;

• национального достоинства;

• активная деятельность во благо своей Родины.

В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям.

Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики. Проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.

Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.

Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия.

Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.

Быть гражданином России – великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя – очень почётно. Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.

Зачем нужно патриотическое воспитание?

Задачи патриотического воспитания

• Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.

• Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.

• Прививать уважение к самому разному труду.

• Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.

• Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.

• Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.

• Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.

• Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.

• Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.

• Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.

Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле.

Человеку, прежде чем трудиться на благо страны, нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное ему дело.

Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» – вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране. Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.

Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы малыш полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько малыши хорошо его знают, ориентируются в нём, чувствуют ли себя здесь как дома. С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они должны рассказать о том, чем предпочитают заниматься.

Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Необходимо ли патриотическое воспитание школьников?

В наши дни патриотическому воспитанию в школах уделяется пристальное внимание. С самого раннего возраста детям прививают любовь и уважение к своей родине, национальной истории и культуре. Что же делается для этого?

Помимо общего интеллектуального развития учеников, расширения кругозора и получения базовых знаний из различных отраслей науки, не меньшее внимание в школах традиционно уделяется вопросам их социально-гражданского и духовного развития. Это чрезвычайно важно, ведь понятия достоинства личности и чувства любви к своей Родине, осознания ее величия и могущества, неизменно связаны между собой. Кроме того, те дети, которые получили достойное патриотическое образование, уже будучи взрослыми, понимают, что именно от них зависит дальнейшая судьба родного государства.

Что такое патриотизм?

По своей сути, настоящий патриотизм всегда гуманистичен. Он самым непосредственным образом связан с культурой межнациональных отношений и, так или иначе, предполагает уважение к другим странам и народам, их традициям и обычаям, национальным ценностям и культурно-историческому наследию. Обращаясь к вопросам патриотического образования в школах, это очень важно помнить.

Понятие патриотизма чрезвычайно многогранно и включает в себя множество аспектов. Прежде всего, это, разумеется, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Очень важным фактором является уважение и любовь к собственному языку. Каждый человек, приближающийся к моменту вступления во взрослую жизнь, должен осознавать свой долг перед Родиной, быть готовым отстаивать ее честь и достоинство, независимость и свободу в любых обстоятельствах.

Конечно же, патриотизм всегда предполагает гордость за народ своей страны, символы государства, культурные и социальные достижения, богатое историческое прошлое, традиции и обычаи народа. Укрепление могущества и расцвет Родины становится возможным только в том случае, если каждый человек ощущает ответственность за ее будущее и стремится сделать свой посильный вклад, посвятить собственный труд и способности этой цели. И, разумеется, немыслимо представить себе настоящего патриота, которому были бы чужды общечеловеческие ценности, гуманизм и искреннее милосердие.

Целесообразность патриотического образования в школах сейчас ни у кого не вызывает сомнений, ведь патриотизм не ограничивается одной лишь слепой любовью к своему государству – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который в будущем поможет добиться определенных высот на выбранной им стезе и стать по-настоящему достойным человеком и гражданином. И, разумеется, гармоничное развитие и воспитание ребенка нельзя представить без патриотического образования.

Какие направления должны рассматриваться в рамках патриотического образования?

Патриотическое образование школьников имеет огромное знание для государства, ведь именно от детей, которые через несколько лет станут полноправными гражданами страны, во многом зависит ее будущее. А потому классные часы, уроки и дополнительные мероприятия, которые проводятся в школах, должны затрагивать все направления:

Духовно-нравственное

Обучение в школе – один из важнейших этапов в жизни человека. Как правило, школа становится для ребенка «вторым домом». И именно здесь ему прививают такие важные человеческие качества, как честность, добросовестность, коллективизм, уважение к представителям старшего поколения, мужество, любовь к своему народу и своей Родине, мужество.

Не меньшее значение также уделяется уважению к собственной семье, родителям и семейным традициям, ведь гармоничная любящая семья – это ячейка высоконравственного, успешного и процветающего общества. Именно в школе закладывается фундамент для социальной активности, которая направлена на служение интересам Родине. Здесь же дети осознают всю важность честного труда, учатся воспринимать его как главный ключ к достижению успеха в жизни.

Также в рамках духовно-нравственного воспитания ученики должны получить положительное отношение к здоровому способу жизни, приобрести активную позицию в тех вопросах, которые касаются их здоровья. И, разумеется, получить полное представление о тех асоциальных явлениях, что подрывают физическое и духовное здоровье отдельных людей и нации в целом, научиться ограждать от них себя и своих близких.

Гражданско-правовое

Это направление обязательно предполагает изучение сложившейся государственной системы, осознание значения Конституции государства, государственной символики и гимна. Поэтапно ученики должны все лучше разбираться в правах граждан, а также в полной мере понимать тот факт, что тот, кто имеет права, всегда имеет и определенные обязанности.

Здесь же закладывается глубочайшее понимание гражданского долга, осознание ценности суверенитета, целостности и независимости того государства, где они живут, национальных интересов страны. Пристальное внимание также уделяется формированию культуры правовых отношений, тому, чтобы юные граждане всегда стремились к соблюдению прописанных в законодательстве норм. Многие из этих целей достигаются путем формирования реально действующего самоуправления в школах.

Военно-патриотическое

Военно-патриотическое направление является одним из самых сложных, но, в то же время, наиболее важных в общей системе ценностей. Оно неизменно включает в себя изучение военной истории, знание трудовых и боевых подвигов жителей области и государства в годы Великой Отечественной войны, Дней воинской славы и т.д. В школах закладывается основа для сохранения существующих воинских традиций и связи старших и подрастающих поколений защитников Родины.

Часто для учеников устраиваются встречи с ветеранами труда и войны, участниками антитеррористических актов и локальных военных конфликтов – живые примеры заставляют по-настоящему гордиться своим наследием и способствуют приобретению готовности к выполнению своего воинского долга.

Культурно-историческое

Это направление имеет сильнейшую связь со всеми, описанными выше, ведь искренне полюбить можно только то, что знаешь. Учащимся прививают любовь и уважение к своей «малой» Родине – своему родному краю и тем замечательным людям, которые живут в нем.

Часто в рамках культурно-исторического образования школьники привлекаются к работам, направленным на сохранение важных памятников трудовой и боевой славы. И здесь же закладывается фундамент для развития чувства национальной гордости, самосознания и, что не менее важно, — умения жить в мире и гармонии с людьми иных культур, религий и языков.

Мероприятия

Патриотическое воспитание учащихся ни в коем случае нельзя оставлять на уровне получения теоретических знаний. Ведь именно во время разнообразных мероприятий ребенок впервые ощущает себя настоящим гражданином своей страны, который может и желает принести ей реальную пользу. Существует множество программных мероприятий, которые способствуют укоренению патриотических чувств и осознания своего гражданского долга у представителей подрастающего поколения.

Прежде всего, это, конечно же, проведение памятных дней. День Победы, День защитников Отечества, День вывода войск из Афганистана – еще со школьных лет дети должны знать, в честь чего проводятся подобные мероприятия, гордиться бессмертными подвигами своего народа и понимать, как важно сохранить память о них для своих потомков.

Сейчас на государственном и региональном уровнях организовывается множество акций, участие в которых также помогает привить патриотические чувства и мировоззрение ученикам. Примеры таких акций – «От сердца к сердцу», «Солдатские письма», «Герои живут рядом» и т.п.

Важную роль в процессе патриотического воспитания имеет участие в спортивно-массовых мероприятиях. Легкоатлетический кросс в честь Дня Победы, «Веселые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья! «, внедрение кружков «ЮИД» или «Юные пожарные», разнообразных спортивных секций, смотр строя и песни – все эти веселые и увлекательные для школьников мероприятия, помимо позитивных эмоций, несут также важную смысловую нагрузку с точки зрения воспитания здорового и патриотичного поколения.

Невозможно представить себе процесс патриотического воспитания без изучения родного края. Экскурсии в различные музеи области, туристические поездки и походы, изучение истории Родины и родного края, фольклорного наследия, богатства природы – все это очень интересно пытливому детскому уму, а также позволяет школьникам с ранних лет понимать, что их Родина – лучшее место на земле, что можно по-настоящему гордиться тем, что ты родился именно здесь. Часто администрация школ организовывает мероприятия по благоустройству территории школы, уходу за памятниками города.

Наконец, еще один интереснейший тип мероприятий – это разнообразные конкурсы. К примеру, это может быть конкурс чтецов, конкурс патриотической песни, конкурс сочинений, посвященных подвигам защитников Отечества или конкурс рисунков – практически всегда найдутся дети, желающие проявить свои таланты в подобных мероприятиях.

Роль семьи в патриотическом воспитании

Как бы хорошо ни проводились классные часы по патриотическому воспитанию, как много бы ни делала школа, самый прочный фундамент мировоззрения закладывается именно в семье. Родители также могут сделать немало для развития чувства патриотизма у детей. Отправиться с ними на экскурсию по интересным историческим местам страны, рассказать о подвигах прадедушек и прабабушек в годы войны, показать фото из семейного архива.

Кто-то из родителей, возможно, предложит своему чаду посмотреть интересный документальный фильм об исторических событиях, кто-то – покажет, как много радости можно получить, поделившись одеждой или другими вещами с детьми-сиротами и инвалидами. Все эти маленькие шажочки на пути к формированию великой личности имеют огромное значение.

Патриотическое образование детей должно происходить как в школе, так и за ее стенами, в кругу семьи. Только в таком случае ребенок сможет осознать его значимость и перенять важнейшие нравственные, культурные и гражданские ценности.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх