Помост

Вопросы веры

Переход евреев через Иордан

Иисус Навин ввел народ в землю обетованную

Святой Праведный Иисус Навин. Фреска XI века в монастыре Осиос Лукас (Преподобного Луки), Греция

После того как Моисей возложил на Иисуса Навина свои руки, он исполнился духа премудрости… и делали так, как повелел Господь Моисею (Втор 34, 9). Как и Моисею, Иисусу Навину перед началом его деятельности вождя избранного народа было откровение от Господа. Бог поручает ему ввести народ в землю обетованную. Он троекратно призывает его быть твердым и мужественным. Божественный Промысл избирает для Своих планов людей, обещает им Свою помощь и поддержку, но от них самих требуются разум, воля и решимость. Иисус к этому времени был хорошо известен людям Израиля своими высокими личными качествами, поэтому народ с полным доверием отнесся к новому вождю.

Последний стан Израиля перед началом завоевания Ханаана был в Ситтиме (местность на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона). Отсюда Иисус Навин тайно послал двух юношей в Иерихон. Они вошли в дом Раав. К ней привел их Господь, ибо она своей верой возвышалась над соплеменниками. Раав знала о великом чуде в Чермном море, о победах над царями Аморрейскими Сигоном и Огом и верила в силу Бога Израиля: Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу (Нав 2, 11). Раав отвела юношей на кровлю дома и скрыла их в разложенных там снопах льна. Когда для них опасность миновала, она взяла с соглядатаев клятву сделать милость дому отца ее и спустила их по веревке чрез окно, так как дом ее был в городской стене.

После взятия Иерихона израильтяне выполнили обещание и сохранили жизнь Раав и ее родственникам. Она впоследствии вышла за иудейского князя Салмона. От этого брака родился Вооз, взявший в жены моавитянку Руфь, ставшую прабабушкой царя Давида. Таким образом Раав вошла в родословие Спасителя нашего Иисуса Христа (у евангелиста Матфея — Рахав — см.: Мф 1, 45).

Иисус Навин встречает архистратига Михаила. Византия, XIII в., Октатевх или Восьмикнижие

Как к богоявлению на горе Синай по повелению Господа в течение двух дней народ освящался омовением одежд и предохранением от телесной нечистоты (см.: Исх 19, 10), так и Иисус Навин накануне того дня, в который должен был совершиться чудесный переход через Иордан, приказал омыть тело и переменить одежды. Господь сказал Иисусу: ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане (Нав 3, 8). Это было необходимо, чтобы народ со всей очевидностью увидел помощь Божию, поданную через главную святыню Израиля — ковчег завета. Чтобы дело Божественного всемогущества произвело на народ особое действие, Иисус заранее всенародно объявил о нем. Люди перед началом завоевания обетованной земли должны были укрепиться в вере.

Когда народ двинулся от своих шатров, чтобы перейти реку, священники понесли ковчег завета впереди. Как только несущие ковчег вошли в Иордан, течение реки остановилось. Вода стала стеною на большом расстоянии до Адама (город на Иорданской равнине). Народ перешел реку. Священники, несшие ковчег завета Господня, стояли все это время в середине сухого русла Иордана.

Когда переход через Иордан закончился, Господь повелел Иисусу положить двенадцать камней на месте, где стояли священники с ковчегом завета. Еще двенадцать камней представители колен должны были взять с собой, чтобы они были у них памятным знаком о чуде разделения воды Иордана.

Первый стан после перехода через Иордан был устроен в Галгале, находившемся на западном берегу реки. Здесь поставили двенадцать камней, которые взяли из Иордана, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни (Нав 4, 24).

В Галгале Господь повелел Иисусу сделать острые ножи и совершить обрезание над сынами Израиля. Все вышедшие из Египта израильтяне мужского пола были обрезаны, но они умерли в пустыне. Остальные все (родившиеся в пустыне) не были обрезаны.

Здесь же, в Галгале, на равнинах Иерихонских, сыны Израиля совершили Пасху в четырнадцатый день месяца нисан. На другой день Пасхи они ели опресноки и сушеные зерна. Манна перестала падать на землю. Люди стали питаться тем, что производила Ханаанская земля.

Когда Иисус Навин находился близ Иерихона, он имел видение: перед ним стоял человек с мечом. Иисус подошел к нему и спросил: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал, что является вождем воинства Господня. Иисус Навин пал лицом своим на землю и поклонился. Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято (Нав 5, 15).

Во время взятия Иерихона Господь вновь совершил великое чудо. Все способные к войне сыны Израилевы обходили город шесть дней. Впереди пред ковчегом завета шли семь священников с семью юбилейными трубами. В седьмой день Господь повелел обойти вокруг города семь раз: священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания (Нав 6, 3–4). Это чудо Господь совершил в назидание людям. Событие имело священный, а не военный характер. На это указывает и нарочито использованная символика семи: семь священников, семь юбилейных труб, семь дней обхождений с ковчегом вокруг города, семь раз в седьмой день. Стены Иерихона пали силою Божией, но для того чтобы это чудо совершилось, нужна была вера сынов Израилевых. Святой апостол Павел говорит: Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении (Евр 11, 30).

Иисус Навин предал город заклятию. Оно означало запрет что-либо брать из него. Только серебро, золото и медные и железные сосуды были отданы в сокровищницу дома Господня. Человек по имени Ахан взял из заклятого, и это навлекло на израильтян гнев Господень. Израильтяне потерпели поражение. Иисус из Иерихона послал около трех тысяч человек овладеть городом Гай, но жители его обратили их в бегство. Иисус, разодрав одежды, пал на землю пред ковчегом Господним и лежал до вечера. Он вместе со старейшинами посыпал прахом голову. Господь сказал Иисусу, что Израиль согрешил, взяв из заклятого. Когда зло было истреблено, Господь вновь явил Израилю помощь в войне за Ханаан.

Третье великое чудо сотворил Господь во время сражения при Гаваоне, где были разбиты объединенные войска жителей Гаваона и южноханаанских царей. Когда противники Израиля побежали, Иисус воззвал к Господу и сказал: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! (Нав 10, 12). Солнце остановилось, и луна стояла, пока израильтяне побеждали врагов. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля (Нав 10, 14). Прибавление свидетельствует о том, что событие это поражало воображение даже священного писателя, который прежде описал два других впечатляющих чуда.

После победы при Гаваоне южная часть Ханаана была покорена. Для присоединения северной области понадобилась решающая битва при Меромских водах над войсками царя Асора, который объединился с другими хананейскими царями. Господь подал помощь. Израильтяне поразили всех и преследовали их. Земля была завоевана, но некоторые области оставались в руках хананеев еще долгое время.

Господь повелел Иисусу Навину разделить всю землю обетованную на двенадцать уделов по числу колен Израилевых. Разделение совершалось с помощью жребия. Только колену Левия не был дан удел, так как Сам Господь был уделом для этого колена, предназначенного для служения Богу.

Чтобы число уделов не было меньше двенадцати, колено Иосифа было разделено на два полуколена: Манассии и Ефрема. Это было вполне законно, потому что патриарх Иаков более чем за четыре с половиной века до этого по внушению Божественного Промысла усыновил детей Иосифа.

По повелению Господа были выделены города-убежища, чтобы туда мог бежать всякий, убивший человека ненамеренно. Города эти защищали от кровной мести родственников убитого. Таких городов было шесть: Кедес в Галилее, Сихем на горе Ефремовой и Хеврон на горе Иудиной, Бецер в пустыне за Иорданом, Рамоф в Галааде и Голан в Васане.

Иисус Навин наставляет израилитян. Византийская миниатюра

Перед смертью Иисус Навин собрал все колена Израилевы в Сихем (старейшин Израиля, начальников, судей) и дал им от лица Господа завет хранить Ему верность: бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности (Нав 24, 14).

После этого Иисус, сын Навин, раб Господень, умер, прожив сто десять лет. Образ этого великого вождя на века сохранился в народной памяти. Многие святые отцы писали об Иисусе Навине как прообразе Спасителя. «Воеводство Иисуса Навина, — пишет святитель Кирилл Александрийский, — означало, что руководителем нашим после Моисея и закона стал Христос».

Переход через Иордан. Падение Иерихона. Битва у Гаваона

После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Нав. 1.2). Господь повелевает Иисусу Навину быть при этом мужественным, храбрым и ревностным хранителем Закона Моисеева. Только в этом случае Господь неотступно будет помогать ему, как Он помогал Моисею.

Укрепленный помощью Божией, Иисус Навин приступил к решительным действиям. Он приказал израильтянам стать лагерем у самого берега Иордана, напротив Иерихона.

В назначенный час заиграли серебряные трубы – и народ двинулся к Иордану. Впереди шли священники с Ковчегом Завета. Как только ноги священников омочились в водах Иордана, Господь на глазах всех израильтян совершил великое чудо, которое напоминало чудо перехода через Красное море. В нескольких милях вверх по реке, возле города Адама, Иордан внезапно остановился, так что воды его стояли высокой стеной. Воды же, находившиеся еще в русле, быстро стекли в Мертвое море, и народ израильский перешел русло реки, не замочив даже ног.

Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным мечом. «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» – спросил у него Иисус Навин. «Нет, я вождь воинства Господня», – ответил незнакомец (Нав. 5.13–14). Иисус Навин поклонился ему до земли и, в знак уважения к святости места, по его повелению снял обувь. Тогда Архистратиг воинства Небесного открыл Иисусу Навину волю Божию, как взять неприступную Иерихонскую крепость. Весь еврейский народ должен шесть дней, по одному разу, обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз. Затем он по знаку своего вождя должен громко закричать – и в это время с Божией помощью иерихонские стены разрушатся.

Иисус Навин так и сделал. В течение шести дней подряд израильтяне выходили из лагеря и один раз в день торжественной процессией шествовали вокруг крепостных стен на расстоянии, безопасном от стрел и каменных снарядов. На рассвете седьмого дня Иисус Навин снова вывел свой народ из лагеря и шесть раз обошел вокруг стен, храня, как и прежде, строгое молчание. Однако, совершая седьмой круг, народ по данному сигналу громко закричал – и в это время совершилось чудо: стены города Иерихона затряслись и обрушились до основания. Израильские воины с разных сторон ворвались в город. Падение Иерихона вдохновило израильтян к дальнейшим завоеваниям.

В период завоевания земли обетованной чудесная помощь Божия проявилась также в битве с объединенными силами хананеев у Гаваона. Разгорелся страшный бой, наголову разбитые хананеи в панике бежали, оставив на поле боя множество убитых. Отступавших не столько поражали мечи израильтян, сколько каменный град, обрушившийся на неприятеля с неба.

Преследование хананеев продолжалось до самого вечера. От полного разгрома их могла спасти только ночная тьма. Тогда Иисус Навин, воскликнул: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою!» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим… И не было такого дня ни прежде… ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав. 10.12–14). До захода солнца ханаанские войска были разбиты, а их города захвачены израильтянами.

Материал создан: 30.06.2015

Окоп близ осажденной крепости — слово из 4 букв

Определения из сканвордов слова САПА

  • окоп близ осажденной крепости
  • окоп-диверсант
  • «Тихая» траншея на поле боя
  • «Тихий окоп»
  • ‘Тихий’ окоп в тыл врага
  • армейская траншея
  • в России XVI — начала XX вв. — зигзагообразная траншея или подкоп, ведший к укреплениям осажденной крепости, скрывала приближение подступивших войск и защищала их от выстрелов с валов и крепостных стен
  • вид окопа на поле боя
  • глубокая, открытая сверху траншея
  • глубокий окоп
  • глубокий окоп в сторону противника для постепенного приближения к нему при наступлении
  • глубокий»тихий» окоп
  • ж. рыба из рода чебаков, Cyprinus ballerus
  • ж. франц. прикоп, траншея, прикрытый валом или турами ров для подхода к крепости. Летучая сапа, мелкая, наскоро по ночам проводимая, с защитой турами или земляными мешками. Идти сапою, прикопом. Вести сапу. Саповый, к ней относящ. Сапировать, вести сапу. Сапер, военный инженер, прикопного дела мастер. Саперный батальон. Сап, горное орудие для копки, вроде кайла или тесла, кирки. Сапа ж. южн. (от цапать?) то же, кирка для земляной работы, для разрыхленья земли, окучки картофеля и пр. Сапать южн. работать сапой; перм. шибко бежать (сопеть?). Сапать новг. хватать, доставать. Огонь, пламя сапает, высоко сягает. Саповать, херс. истреблять сорные травы и разрыхлять землю сапою (Наум
  • законспирированный окоп
  • название этого способа отрытия траншеи происходит от французского «мотыга»
  • окоп
  • окоп в зоне огня
  • окоп в старину
  • окоп в сторону врага
  • окоп в сторону противника
  • окоп в тыл врага
  • окоп для «тихого» ползания
  • окоп при Кутузове
  • окоп, ведущий к крепости
  • окоп, вырываемый по направлению к противнику
  • окоп, давший имя воен. землекопам
  • окоп, давший имя военным инженерам
  • окоп, давший имя военным спецам
  • окоп, ползущий на врага по-тихому
  • окоп, ров
  • окоп, траншея
  • окоп-«диверсант»
  • окоп-«партизан»
  • окоп-«тихушник»
  • подземный ход в сторону врага
  • подкоп в сторону врага
  • подкоп в тыл врага
  • подкоп в тыл противника
  • подкоп минера
  • подкоп навстречу врагу
  • полевое укрепление
  • прикоп, траншея, прикрытый валом или турами ров для подхода к крепости
  • ров
  • ров в сторону противника
  • ров, окоп, траншея
  • род окопа
  • самая «скромная» траншея на поле боя
  • скрытый окоп в сторону врага
  • скрытый окоп осаждающих
  • скрытый ход
  • тайный окоп
  • тайный окоп в лоно врага
  • тайный подкоп
  • траншея
  • траншея в зоне огня противника
  • траншея в тыл врага
  • траншея в тыл противника
  • траншея для взятия крепости
  • траншея, применявшаяся при осаде
  • ход
  • что рыли первые саперы

10 причудливых осадных тактик и странных образцов оружия в военной истории


Осада города.

Так уж повелось в истории войн, что оборонительные технологии существенно превосходили те, чтобы были связаны с наступательным вооружением. Мощные городские стены сдерживали самые мощные вражеские армии. Неудивительно, что история войны изобиловала осадами, а люди применяли всю свою изобретательность для создания разнообразного осадного оружия, среди которого, стоит сказать, существовали весьма причудливые экземпляры.

1. Огненная свинья


Осадная тактика: «Огненная свинья».

Король Иоанн Безземельный обычно считается худшим королем в истории Англии. Его неспособность ладить со своими дворянами привела к тому, что те несколько раз поднимали восстания. После одного из этих восстаний дворяне заставили короля согласиться с Великой хартией вольностей (Magna Carta), которая и сегодня считается основой гражданских прав Англии. Но Иоанн сразу же после согласия на Великую хартию, передумал и объявил ее недействительной. Бароны снова восстали.
Во время Первой Баронской войны один из замков, восставших против Иоанна, находился в городе Рочестер. Король много раз пытался захватить замок с помощью дипломатии, катапульт и подкупов. Ему удалось захватить внешний двор замка, но мятежников никак не удавалось «выкурить» из центральной крепости, донжона. Поэтому король решил прибегнуть к помощи…. свиней.
Иоанн приказал своим военным инженерам сделать подкоп под стеной крепости. Когда туннель был готов, он приказал поместить в тоннели «сорок самых толстых свиней, которые были наименее хороши для еды» и поджечь их. Огонь от горящего сала был настолько сильным, что загорелись опорные балки, после чего обвалилась башня над туннелем и часть стены. Повстанцы вскоре капитулировали.

2. Чумные трупы


Осадная тактика: «Чумные трупы».

Когда враг отсиживается за стенами, а катапульты бесполезны, это зачастую оборачивается катастрофой при наступлении. В прошлом в армейских лагерях и не пахло санитарией, и эпидемии могли легко опустошить лагерь нападавших. Когда город Каффа (ныне Феодосия) в Крыму подвергся нападению монголов в 1346 году, те придумали более эффективные «снаряды» по сравнению с обычными камнями, которые можно было перебрасывать через стены с помощью катапульт.
Черная смерть еще не опустошила Европу, но вторгшаяся монгольская армия принесла с собой эту болезнь. И монголы начали класть трупы умерших от болезни в катапульты и зашвыривать их через стены Каффы в надежде, что «жуткое зловоние убьет всех внутри». В итоге город наводнили «горы мертвых», но отнюдь не запах оказался смертельным — гниющие трупы принесли с собой чуму. Каффа выстояла при осаде, но считается, что корабли, бежавшие из города, возможно, помогли распространить чуму по Европе.
Использование биологического оружия также рассматривалось теми, кто находился в осаде. В XVII веке, когда осада Кандии (Крита) затянулась на 21 год, жители города придумали план сделать ядовитую жидкость, чтобы заразить армию снаружи. Это было по сути вирусом чумы, взятым из селезенки и язв жертв этой болезни. Насколько известно, этот план никогда не был воплощен в реальность.

3. Тепловые лучи


Осадная тактика: «Тепловые лучи».

Когда римляне попытались захватить греческий город Сиракузы, они столкнулись не только с ожесточенным сопротивлением жителей, но и с гением Архимеда. Говорят, что математик и изобретатель создал оружие, которое якобы могло на расстоянии поджечь корабли, атакующие гавань Сиракуз. Используя зеркала или полированные щиты, Архимед направил концентрированный свет Солнца на корабли.
Предполагалось, что тепло поджигало смолистую древесину корпусов судов и вызывало пожар. Некоторые утверждали, что эта история является придуманной, но несколько попыток воссоздать подобный тепловой луч показали, что таким образом действительно можно поджечь корабли. Даже если бы Архимед не сжег римский флот, то в любом случае такие огромные «солнечные зайчики» отвлекали бы и ослепляли моряков на борту.

4. Горящие кошки


Осадная тактика: «Горящие кошки».

Франц Хельм был мастером-артиллеристом в Германии XVII века, и он написал целую книгу об осадном оружии. В одном тексте он описал, как можно использовать кошку, чтобы уничтожить своего врага. Нужно сделать мешочек с порохом и фитилем по подобию зажигательной стрелы. Затем нужно поймать кошку из осажденного города или замка, привязать этот мешочек к задней части кошки, поджечь фитиль и напугать животное. Кошка якобы бросится к замку или городу, в котором она жила, и скорее всего спрячется в сарае с сеном или соломой. После взрыва сарай загорится.
Большинству исследователей на глаза попадали иллюстрации к этому способу, которые выглядели так, будто кошка двигается по стенам с ракетой сзади нее. Хотя считается, что пожарные или ракетные кошки, вероятно, никогда не использовались в битвах, есть записи о пожарных свиньях. Когда греческий город Мегара был осажден, его защитники разогнали слонов осаждающей армии необычным способом. Они обмазали свиней маслом и подожгли их, после чего выпустили из города.

5. Раскаленный песок


Осадная тактика: «Раскаленный песок».

В любом фильме о средневековой осаде есть сцена, где защитники льют кипящую воду или масло на головы захватчиков, взбирающихся по стенам. Но если вода или масло были слишком ценны из-за нехватки продовольствия, со стен могли сбрасывать другие раскаленные вещи. При осаде Кан в 1346 году сэр Эдуард Спрингхаус был сбит с лестницы, и защитники бросили на него пук горящего сена, при этом рыцарь сгорел в своих доспехах. Другие люди, находящиеся в осаде, были еще более креативными.
Когда Александр Македонский атаковал город Тир, его люди столкнулись с чем-то еще худшим, чем кипящее масло. Защитники города взяли мелкий песок и раскалили его, после чего начали сыпать со стен на нападавших. Мелкий песок проникал через малейшие отверстия в любую броню и обжигал людей. Воинов, которые срывали с себя доспехи, расстреливали со стен лучники. Песок также мог переноситься ветром на вражеские корабли и поджигать их паруса.

6. Греческий огонь


Осадная тактика: «Греческий огонь».

Греческий огонь был оружием, которое внушало страх на протяжении сотен лет. Это была жидкость, которая вспыхивали при контакте с водой и сжигала все, чего касалась. Горшками с греческим огнем можно было стрелять из катапульт по кораблям противника или осаждающей армии, распыляя горючее вещество по большой территории. Никто не знает точного рецепта греческого огня, но считается, что он содержал едкие химикаты, деготь и смолу.

Единственными способами затушить греческий огонь считались песок, соль или моча. Помимо использования при обороне городов, существовало также ручное огнестрельное оружие под названием «хейросифон», которое можно было использовать при нападениях на город. Сифон устанавливали на осадной башне, которую подвозили к городской стене, после чего устройство извергало поток горящего греческого огня на защитников и здания внутри города.

7. Туалет на крепостной стене


Осадная хитрость: «Туалет на крепостной стене».

Большинство людей считают туалет чем-то само собой разумеющимся. Однако в средние века туалет в замке чаще всего был просто отверстием в полу, через которое «отходы жизнедеятельности» падали вниз. Хотя можно подумать, что фекалиями забрасывали осаждающих, туалеты могли стать способом проникновения врага внутрь замка. Замок Шато-Гайяр был построен Ричардом Львиное Сердце и должен был быть неприступным. Но он был захвачен менее чем через десять лет после его постройки.
Французский король Филипп II захватил внешние части замка, но не смог взять внутреннюю крепость. Один из его людей предложил забраться через туалет. Солдат пробрался через узкую «трубу» для фекалий, которая вела к туалету, открыл окно в часовне замка и позволил французским солдатам взять неприступный Шато-Гайяр.

8. Взрывающееся мельничное колесо


Осадная тактика: «Взрывающееся мельничное колесо».

В 1552 году оттоманские войска осадили Эгерскую крепость в Венгрии. Замок находился в хорошей оборонительной позиции, поскольку он был построен на холме, что давало замковым орудиям преимущество над врагами внизу. Однако оттоманские войска значительно превосходили по количеству защитников (40 000 против 2 000), и они почти постоянно обстреливали Эгерскую крепость. Наружные стены замка начали рушиться под огнем, а орудия защитников не могли навредить осаждающим, поскольку не достреливали до них.
Венгр по имени Гергели Борнемисса разработал оружие, которое могло добраться до нападавших. Он взял мельничные колеса, тяжелые камни, используемые для раздавливания и перетирания зерна в муку, и наполнил их порохом. Поскольку Эгерская крепость находится на вершине холма, эти взрывающиеся жернова смогли разгоняться до огромной скорости, пока катились к лагерю противника. Там они взрывались, разбрасывая горящую древесину и осколки камня среди османов.

9. Езда на закорках


Осадная хитрость: «Езда на закорках».

В XII веке Германия представляла собой настоящее «лоскутное одеяло» из небольших княжеств в составе Священной Римской империи. Эти миниатюрные государства постоянно вели войну друг с другом. В 1140 году Конрад III воевал с герцогом Вельфом и окружил город Вайнсберг. Граждане долго держались. Конрад III сказал жителям, что, если они не сдадутся, то он сожжет город дотла и убьет всех внутри него. Когда горожане продолжили сопротивление, Конрад решил претворить свою угрозу в жищнь.
В конце концов из-за голода граждане Вайнсберга должны были сдаться. Конрад приказал всем собраться в одном месте для казни. Мужчины города заявили, что они готовы умереть, но попросили отпустить их женщин. Будучи рыцарем, Конрад разрешил женщинам покинуть город с тем, что они могли унести с собой. Когда пришло время эвакуации, осаждавшая армия была поражена, увидев, как женщины строем выходят из города, неся с собой своих мужей на спинах.

10. Ульи пчел


Осадная тактика: «Ульи пчел».

Преимущество стен заключается в том, что за ней можно спрятаться, если противник стреляет из чего-то или же с ее высоты можно что-то бросать на противника. Однако осаждающие армии тоже были не глупыми и изо всех сил старались избежать того, чтобы им на головы валилось что-то смертоносное. Атакующие либо выкапывали под землей туннели, либо использовали щиты, чтобы оставаться в безопасности. Когда викинги напали на Честер в десятом веке, они использовали большие деревянные щиты против защитников.
Жители Честера собрали все пиво в городе, довели его до кипения в котлах, после чего вылили на викингов. Кипящее пиво просочилось через плетеные щиты и обварило нападавших «так, чтобы с них начала отваливаться пластами кожа». Викинги в ответ покрыли щиты шкурами животных, чтобы кипящая жидкость стекала в стороны. Но у защитников был еще один трюк. Они начали бросаться в нападавших со стен ульями с пчелами. Не выдержав рассвирепевших насекомых, викинги сняли осаду.


В продолжение темы рассказ про 10 великих завоевателей древнего мира, которые оказались забытыми.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх