Помост

Вопросы веры

Петр 1 церковная реформа

Церковная реформа — комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.

Причины и предпосылки реформы

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

В 1700 году — назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола». Целью было — не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана. Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского.

24 января 1701 секуляризация (изъятие в государственный оборот) церковных и монастырских крестьян и земель. Ликвидация финансовой автономии церкви. Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений в государственную казну. Церковные крестьяне и земли были переданы в управление к восстановленному Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну из которой по строго установленным штатам выплачивались оклады прежним владельцам (монастырям и церквям).

30 декабря 1701 года – уменьшение числа монахов и запрет на строительство новых монастырей.

Суть и значение церковной реформы Петра I

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода

Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.

Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви

Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

Итоги и результаты реформы Церкви

Фактически была ликвидирована должность Патриарха;

Церковь начала терять финансовую и административную автономию;

Снижено количество монахов и монастырей;

Увеличено число налогов, поступающих в казну;

Стали производиться рекрутские наборы из церковных крестьян.

Мероприятия по преобразованию государства в духовной и бытовой сферах.

Преобразования Петра I в духовно-бытовой сфере

Задачи реформ:

1) Необходимо было уменьшить влияние церкви в государстве и усилить контроль государства над обществом.

2) Необходимо было изменить традиционный характер культуры и быта России, приобщив русский народ (речь

шла только о дворянстве и горожанах) к европейской культуре.

3) Необходимо было создать систему светского образования:

4) А также, необходимо было положить начало отечественного газетопечатания.

1. Политика государства по отношению к РПЦ:

— монахам было приказано оставаться постоянно в тех монастырях, где их застанут особые переписчики, посланные Монастырским приказом;

— из монастырей выселили всех непостриженных;

— женским монастырям позволили постригать в монахини только женщин после сорокалетнего возраста;

— хозяйство монастырей было отдано под надзор и контроль Монастырского приказа.

p 30 декабря 1701 г. – указ, которым определялось давать монахам денежное и хлебное жалование из доходов монастыря, а вотчинами и угодьями монахам впредь не владеть.

p 1705 г. – году была произведена так называемая генеральная чистка духовенства, из состава которого были исключены солдаты и оклад: дьячки, монастырские слуги, поповичи, пономари, их дети и свойственники.

p 1708 и 1710 гг. – указы, которыми предписывалось детей церковников отдавать в школы под страхом лишения права наследования места родителей.

p 1721 г. – для управления Церковью был создан Синод или Духовная коллегия(«Манифест об учреждении духовной коллегии» от 25 января 1721 г.), которую возглавлял гражданский чиновник — обер-прокурор, подчинявшийся императору.

Просвещение

При Петре I отношение к школе стало политикой государства.

p Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, «навигацким» (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам.

p Он выписал из-за границы учителей (до Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории людей: члены посольства и верхушка купечества — гости).

p Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке.

p 1696 г. – был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княже­ским фамилиям.

p 1701 г. – в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России Школа математических и навигацких наук под руководством профессора шотландского Абердинского университета Форварсона — первое светское государственное учебное заведение.

p 1705 г. – саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда.

p 1725 г. – открыласьлась Академия наук в Петербурге, при ней — университет и гимназия.

p 1707 г. – при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия.

p 1711 г. – в Москве была создана Инженерная школа.

p 1715 г. – московская школа в Сухаревой башне под названием Морская академия была перенесена в Петербург.

p 1717 г. – для дворянских детей был переведён и издан специальный учебник «Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов», где просто и доходчиво объяснялись правила поведения образованного, воспитанного дворянина в обществе.

p 1719 г. – для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями («монстры», всякие диковины, раритеты).

p 1703 г. – в России появилась первая газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». В редактировании газеты принимал участие сам царь.

p 1708 г. – церковнославянский шрифт был заменён на латинизированный «гражданский».

Искусство, театр

В петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер.

p Тогда же работал крупный скульптор К.Б. Растрелли, создавший бронзовый бюст Петра I.

p 1702 г. – в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актёра и драматурга Куншта.

p 1703 г. – был открыт первый в России театр.

Живопись

p При Петре I развивалась светская живопись, которая выразила себя главным образом в портрете.

(Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников,

преемников — Петра II, Анну Ивановну. Портреты сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.

p В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену и сестру И. Адольский, Г. Мусикийский.

Быт

p 1 января 1700 г. – Россия перешла на европейское летоисчисление на основе юлианского календаря (старый стиль).

p 1700 г. – указ об обязательном ношении венгерского платья — дворяне сменили старинные одежды, тяжелые, длинные и неудобные, на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы (венгерское платье).

p 1705 г. – указ, обязывавший все мужское население страны, кроме священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. За ношение бороды полагался ежегодный налог в 100 рублей. 26 августа 1698 г. – Петр самочинно обрезал бороды у бояр после возвращения из Великого посольства,

p дворянам также велел пить кофе, солдатам курить.

Подобные новшества прививались и среди купцов, других слоев городского населения.

p Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустройством, тишиной в городах. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные команды. Следили за санитарным состоянием, мостили улицы.

p 1718 г. – для проведения досуга дворян были учреждены ассамблеи — вольные собрания. Ассамблеи обязательно должны были проходить с участием женщин. Пётр лично посещал почти каждую ассамблею и зорко следил, что там делается, и обычно распоряжался танцами.

Градостроительство

p 13 мая 1703 г. – Петр заложить в дельте Невы новую крепость – Петербург, хотя первые значительные сооружения появились только спустя три-четыре года.

p 1716 г. – был создан первый план города. Петербург — первый город России, который чуть ли не с основания стал развиваться по заранее разработанному плану.

Упразднение патриаршества при Петре I

Первые преобразования в духовной сфере, которые требовалось провести «из соображений государственной пользы», русский царь Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане. Согласно царскому указу от 1697 года были взяты под государственный контроль хозяйства монастырей или же «тунегибельные вотчины», а также архиерейских домов. При этом, первым была запрещена всякая строительная деятельность.

Всего спустя год царь прекращает выплату казённой руги тем церквам, которые имели при себе приходские дворы и угодья. Другие же церкви, не имеющие приходских дворов и угодий, получали отныне половину от прежней руги. Кроме того, все церковные угодья были объявлены оброчными статьями государственной казны. После кончины Патриарха (шестнадцатого октября 1700 года) государь предпринимает следующий шаг для дальнейшего подчинения интересам царского абсолютизма церковного строя России.

Отмена выборов патриарха

В этот период, вопреки ожиданиям духовенства и народа, так и не состоялись выборы Патриарха. Взамен него был назначен Местоблюститель Патриаршего престола, выбранный самим царём. Им стал образованный митрополит Рязанский Стефан. Однако, ему государь поручил только ведение дел «о противностях Церкви, расколе, а также ересях». Касаемо ряда иных церковно-административных вопросов и назначений на церковные должности, то эти духовные дела были поручены приближенным царя (Мусину-Пушкину, Меньшиков и др.).

Восстановление монастырского приказа

В начале 1701 года правитель восстанавливает монастырский приказ, который был упразднён в 1667 году. В его ведение переходит в это время распоряжение сборами (а также нарядами с этих сборов) и управление большей частью церковных вотчин. На содержание монастырей и архиереев царь назначил довольно урезанное жалование на то «без чего невозможно прожить». Остальная часть денег, собираемых со сборов от всех церковных имений, должна была обязательно передана на общественные и государственные нужды. К примеру, некоторая часть средств и в правду пошла на строительство благотворительных учреждений (богаделен для инвалидов войны и нищих, а также больничных дворов) и школ.

Подводя черту под двадцатилетним периодом деятельности учреждённого Петром Первым монастырского приказа стоит отметить, что он привёл духовную сферу в упадок. Из года в год скудели архиерейские дома, в вотчинах сокращалось количество дворов, а монастырские постройки разваливались на глазах духовников, не имеющих права их починить. Как следствие, с каждым годом росли и недоимки по сборам и к 1721-1722 годам их объём превышал сумму в миллион двести тысяч рублей, что было непомерно много даже для государства на тот момент.

Вместе с вышеперечисленным росло и недовольство правителя Церковью. Некоторые историки приводят доказательства того, что такой негативный взгляд мог быть навеян Петру его путешествиями по Европе в составе Великого посольства. Например, в период первого такого странствия он всерьёз прислушивался к речам Вильгельма Оранского, который рекомендовал ему устроить Русскую Церковь по образу Англиканской и объявить себя её единственным Главою.

Хронология отмены патриаршества в России

В 1712 году, будучи проездом в Виттенберге и увидев памятник М.Лютеру, русский царь высказал в его сторону похвалу за наступление Лютера на Папу и всё его общество за своего государя, которые были намного умнее духовников.

В желании общества и церковных деятелей вернуть патриаршество Пётр Первый видел только попытку лишить его самодержавия. Таким образом, к началу 1718 года церковная реформа была частично сформирована в голове. На бумаге её было приказано воплотить епископу Феофану, отличавшемуся большой «скоростью пера».

В 1718 году государь, формируя коллегии для управления различными сферами жизни, решает сформировать и Духовную Коллегию, которая была обязана управлять церковными делами из-под руки Петра. За короткое время был написан «Духовный регламент», тексты которого описывали причины замены Духовной Коллегией Патриаршего управления, а также обязанности и права нового органа и особенности её состава.

В 1721 году царь обращается к Иеремии Третьему (Константинопольскому Патриарху) с прошением о признании Православными Восточными Патриархами нового органа – Святейшего Синода. Пётр получил положительный ответ и осенью 1723 года особой грамотой Синод был признан полномочным совершать те же действия, что и Патриаршие престолы.

В течение всего Синодального периода вышеописанные петровские церковные преобразования всё же отрицательно воспринимались в духовных кругах. Из всех иерархов того времени церковной реформой был доволен только архиепископ Феофан Прокопович, являвшийся фактически её идеологом.

Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I

Причины упразднения патриаршества при Петре I

Церковная реформа императора Петра I

Церковная реформа Петра I

Видео-лекция: история упразднения патриаршества на Руси

Тест по теме: Упразднение патриаршества при Петре I

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: Упразднение патриаршества при Петре I

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 4

    В каком году Петр 1 подписал указ об упразднении патриаршества?

    • 1680
    • 1702
    • 1697

    Правильно
    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    В каком году Петр 1 сформировал Духовную Коллегию?

    • 1712
    • 1721
    • 1718

    Правильно
    Неправильно

  3. Задание 3 из 4

    В каком году был учрежден Святейший Синод?

    • 1721
    • 1718
    • 1712

    Правильно
    Неправильно

  4. Задание 4 из 4

    В рамках церковной реформы было ли разрешено нарушать тайну исповеди при государственных преступлениях?

    • да
    • нет

    Правильно
    Неправильно

Последствия церковной реформы Никона

Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось две группы старообрядцев: поповцы(имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге «Догматы молокан», большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.

Духоборы основным вероисповедным документом считают не Библию, а «Книгу жизни» — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос — как человек с божественным разумом.

Христоверы — еще одно течение старообрядчества — учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом. Главная форма богослужения — «радения», имевшие целью достижение единства со Святым Духом. «Радения» сопровождаются плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Они получили название «скопцы».

  1. Церковь в эпоху реформ Петра Первого.

18 августа 1682 года на российский престол вступил 10-летний Петр I. Этого правителя мы помним как великого реформатора.

Источник: 7 самых громких реформ Петра I
© Русская Семерка russian7.ru

Церковная реформа Петра I — мероприятия, осуществлённые Петром I в начале XVIII века, которые кардинально изменили управление Православной Российской Церкви, введя систему, которую некоторые исследователи полагают цезарепапистской.


К концу XVII века в Русской церкви накопилось значительное количество внутренних проблем, связанных с её положением в обществе и государстве, а также практически полным отсутствием системы религиозно-церковного просвещения и образования. Во второй половине столетия вследствие не вполне удачно проведённых церковных реформ патриарха Никона, произошёл старообрядческий раскол: значительная часть Церкви — прежде всего простой народ — не приняла решения Московских соборов 1654, 1655, 1656, 1666 и 1667 годов и отвергала предписанные ими преобразования в Церкви, следуя нормам и традициям, сформировавшимся в Москве в XVI столетии, когда Русская церковь пребывала в расколе со Вселенским православием — до нормализации своего статуса в 1589—1593 годах. Всё это накладывало значительный отпечаток на общество того времени.

a.i.1. Церковь – не государство

«Церковь не есть иное государство», — считал Петр I, и потому его церковная реформа была направлена на ослабление политического могущества церкви. До нее лишь церковный суд мог судить духовенство (даже по уголовным делам), и робкие попытки предшественников Петра I изменить это встречали жесткий отпор. Наравне с другими сословиями духовенство после реформы должно было подчиняться общему для всех закону. В монастырях должны были жить только монахи, в богадельнях – только больные, всех остальных велено было выселить оттуда. Петр I известен терпимостью к другим конфессиям. При нем было разрешено свободное исповедование своей веры иностранцами и браки христиан разных конфессий. «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос», — считал Петр. С противниками Церкви он предписал архиереям быть «кроткими и разумными». С другой стороны, Петр ввел штрафы для тех, кто исповедовался реже раза в год или дурно вел себя в храме во время службы.

Церковная реформа — комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.

Схема церковной реформы

Причины и предпосылки

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Таблица «Содержание и ход церковной реформы»

Церковная реформа Петра 1

Говоря кратко о ходе церковной реформы Петра I, важно отметить ее продуманность. По окончанию реформы, Россия, в результате, получила только одного человека, обладающего абсолютной полноправной властью.

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петр лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Реформы Петра
  • 2. Реформы Петра 1 (таблица)
  • 3. Эпоха дворцовых переворотов в России
  • 4. Результатом военных реформ Петра 1 стало …

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Итоги реформы

  • Ликвидирована должность Патриарха;
  • Увеличены налоги;
  • Ведутся рекрутские наборы из церковных крестьян;
  • Снижено число монахов и монастырей;
  • Церковь зависима от императора.

Что мы узнали?

Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел безграничную свободу действий, установив в России абсолютизм.

Тест по теме

Оценка доклада

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх