Помост

Вопросы веры

Петру и Февронии

Содержание

Житие Петра и Февронии Муромских: история святых

Житие Петра и Февронии Муромских – ярчайший пример благодетели и преданности. Память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских празднуется Церковью дважды в году: 8 июля (25 июня ст. ст.), в день их праведной кончины, и 19 сентября (6 сент. ст. ст.), в день перенесения мощей. Подробнее о паре святых Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Житие Петра и Февронии Муромских: история

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.

Вы прочитали статью Житие Петра и Февронии Муромских. Возможно, Вам будет интересно:

  • Житие Святителя Спиридона Тримифунтского
  • Житие Георгия Победоносца

Святые Петр и Феврония Муромские – покровители счастливого супружества

Святые Петр и Феврония Муромские являются покровителями счастливого супружества. В память благоверной четы был установлен праздник — День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Эти святые – одни из самых популярных личностей, в честь которых открывают храмы и устанавливают памятники по всей стране. Скульптуры святых супругов уже установлены в 60 городах России и это число растет.

Поклонение народа княжеская чета заслужила тем, что сохранила любовь и верность друг другу в условиях испытаний, бытовых проблем и злых языков. Супруги пронесли свою любовь через всю жизнь и своим примером учат нас как сохранить брак сегодня.

Житие святых Петра и Февронии Муромских

Эти люди – реальные исторические персонажи. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — житие святых, сохранившееся до наших дней. Петр – сын Муромского князя Юрия Владимировича, — подвергся действию яда и весь был покрыт струпьями и язвами. Когда стало очевидно, что врачи не помогут, как последнюю надежду, отправили гонца в Рязанскую землю, где было много врачевателей. Так и нашлась Феврония, дочь бортника, которая вылечила его, но при условии: князь должен был жениться на ней. Но, исцелившись, Петр соврал – он тайком сбежал из ее дома, оставив дорогие подарки. Феврония же простолюдинкой была только по происхождению. Поступила она как настоящая княжна: не приняла подарки и стала терпеливо ждать князя. Так и случилось: вскоре болезнь Петра вернулась к нему и вся история повторилась. Обещание было сдержано.

Бояре отнеслись враждебно к простой девушке: они поставили условие – либо оставишь жену, либо оставишь город. Князь вынужден был оставить управление Муромом и поселился с женой в изгнании.

Но как это обычно бывает на Руси: бояре не поделили власть и чуть друг друга не переубивали. Единственным вариантом для них осталось молить князя вернуться на пост и уладить все распри.

Святые Петр и Феврония прожили долгую и счастливую жизнь и под конец приняли постриг. Святые завещали похоронить их в одном гробе, но законы тогда были строгие и монахов положили отдельно. Тогда свершилось чудо: тела оказались в одном гробу неведомым способом. Дважды их тела разъединяли и, когда на третий раз обрели лежащими в одном гробу, – больше не посмели разлучить.

Почему Петр и Феврония стали святыми?

Почему эта бездетная пара, «неравный брак», как бы сейчас сказали, является образцом для подражания семейной идиллии? Почему Господь прославил их как идеал семейной жизни?

Нам иногда сложно принять, что мир не идеален. Как часто мы приходим в церковь, чтобы выполнить механический ритуал и успокоиться: ну, теперь все исполнится? Но Церковь – это не бюро услуг. Это живое общение с Богом, со святыми. Когда-то Петр с Февронией тоже были простыми людьми, самыми обычными. Со своими чаяниями и немощами, надеждами. Так, девушка Феврония «не упустила своего», как бы заметили сегодня. Так и князь Петр пытался убежать от ответственности. Цели были земными, люди не святы. Святость приходит, когда человек правильно понимает свой долг и место в этом мире.

Наверное, не сладко было молодым в компании зажиточных бояр – ни князю, ни бедной крестьянке. Ведь не всегда бывает так, как ожидаешь и Февронию, в отличие от ее девических грез, не приняли радушно. Кто знает, какие мысли посещали наивную девушку, которая, возможно, просто просила у Бога послать ей хорошего мужа и расценила приезд больного князя как послание свыше.

А князь. Мечтал ли он жениться на простушке? Был ли он готов к этому браку и достаточно благодарен за исцеление, чтобы не уклониться в упреки? Сохранил ли достаточный такт в первую пору «притираний»? Этого мы не узнаем. Но Господь Своих угодников прославил именно потому, что они смогли пройти эти трудности с высоко поднятой головой, с осознанием ответственности за выбранный путь. Сохранили верность себе и преданность друг другу.

Дети не являются целью в христианском браке. Они — великое благо и утешение. Но не цель. Говорят, без детей сохранить брак сложнее. Но у благоверных супругов получилось. Семья называется малой церковью – это значит, что в браке христианин учится любви. Истинной, которая не умирает. И именно на этом пути – на пути познания любви и овладения ею в совершенстве Муромские супруги достигли святости. И призывают к этому нас – вы только начните, только попробуйте. Уступать. Прикрывать немощи друг друга. Отмалчиваться. Быть друг с другом заодно перед всем остальным миром. Быть вместе вопреки обстоятельствам, «характерам», окружению.

В чем помогают святые Петр и Феврония?

Святые Петр и Феврония помогают, когда кажется не хватает сил, когда недостатки кажутся такими огромными, что кроме них ничего и не видно больше. Как в притче про муху на носу: муха-то маленькая, а, сев на нос, закрывает весь мир. Прогоните «муху» своего раздражения, нетерпеливости и обид и вам откроется мир добра и любви. Мир, который всегда начинается только с нас. С нашего первого шага.

Сегодня в среде молодых верующих принято собираться для чтения перед иконой благоверным супругам акафистов и молебнов. Молодые люди просят помощи в создании семьи. Случается, что половинки находят друг друга прямо на общей молитве. Такие случаи не единичны.

Святые мощи Петра и Февронии хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Они и по смерти неразлучны: по преданию, перед смертью оба приняли иночество и умерли в один день и час. Когда Петр (в иночестве Давид) уже чувствовал скорую кончину, он сообщил об этом Февронии (в иночестве Евфросинья) через посыльного. Но Феврония вышивала плат для усопших и не успевала окончить это последнее украшение. Тогда она передала Петру, чтоб тот подождал еще час. После завершения работы оба предали свою душу Богу и на том свете, верим, также неразлучны.

Молитва Святым Петру и Февронии

Текст молитвы Святым Петру и Февронии о любви и благополучии:

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва Святым Петру и Февронии о замужестве:

О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков.

Молитва Святым Петру и Февронии о возвращении любимого:

Обращаюсь к великим чудотворцам, угодникам, святым Петру и Февронии! Склоняюсь в покаянии перед Вами, вымаливаю любовь раба Божьего (имя). Уповаю на милость и помощь. О Великие Муромские Чудотворцы, упросите Господа Бога одарить благословением. Прошу помочь сердцу моему успокоиться, ниспослать мне любовь раба Божьего (имя). Верую в правду и силу Вашу.

Петр и Феврония Муромские – это пример наисложнейшего брака, тяжелейших отношений притирания и победы Любви над всеми обстоятельствами. Прославленные Богом, наши покровители счастливого супружества помогают в семейных делах и в выборе спутника жизни. Все желающие сохранить свои отношения, а также ищущие верного спутника, молятся супругам об этом и получают поддержку и помощь.

Свято-Троицкий храм, где хранятся мощи Петра и Февронии

Сегодня многие задаются вопросом: где находятся мощи Петра и Февронии? В действительности эта удивительная история с торжественным перемещением мощей святого благочестивого семейства из соборного храма Благовещенской лавры в Свято-Троицкую женскую обитель благополучно завершилась 19 сентября 1992 года.

Строительство Свято-Троицкого монастыря

Старинный город Муром впервые упоминается у Нестора Летописца в его культурно-историческом литературном наследии — «Повести временных лет». В 862 году вместе с другими городами после призвания варягов он подчинялся князю Рюрику.

Свято-Троицкой монастырь расположился в самом центре Мурома, в месте, имеющем название Старое Вышнее Городище. Несколько столетий назад там находился первый городской кремль. А теперь здесь можно увидеть Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри.

Это место в городе считается одним из самых намоленных, поэтому не зря здесь были похоронены святые Петр и Феврония. Мощи их святые теперь стали настоящим сокровищем не только для монастыря, но и для всего города.

Святой Константин

По преданию в XII века крестителем земли Муромской стал благоверный князь Константин, который стал строить здесь первые православные храмы. Он упомянут в «Повести о водворении христианства в Муроме» как строитель первоначальной церкви Благовещения пресвятой Богородицы.

В Вышнем городище князь Константин возвел потом и Борисоглебский храм, который впоследствии, а точнее через пятьсот лет, превратился в обитель Святой Троицы.

Тарас Цветнов

В XVI веке городской кремль передвинули к ближе к Оке. С этого момента Вышнее Городище стало частью городского поселения. Прошло еще немного времени, и вместо Борисоглебского храма здесь уже стояла деревянная Свято-Троицкая церковь.

В 1642 году, когда церковь уже изрядно обветшала, купец Т. Б. Цветнов решил построить на этом месте красивую и величественную каменную церковь со всевозможными декоративными нарядами, с тем же названием, с крестами кованными и золоченными, представляющими шедевры кузнечной работы того века.

Когда собор был готов, Цветнов обратился к епископу Рязанскому и Муромскому с прошением об основании на этом месте девичьего монастыря. Для монастырского хозяйства он даже пожертвовал свой участок земли, находящийся рядом с церковью, и вдобавок выкупил соседские. Новой обители он подарил драгоценные вклады: крест, напрестольное Евангелие, водосвятную чашу, кадило и т.д.

Время забытья

При советской власти о святых чудотворцах Петре и Февронии мало кто знал, даже в церковных кругах они были мало популярны. Требовались большие усилия, чтобы раздобыть их иконку или акафист. Но в Муроме православные жители не могли не знать и не почитать своих святых земляков.

Когда мощи находились в советском религиозном музее, так сказать, «под спудом», верующие старались любыми способами приложиться к святому месту, где покоились преподобные Петр и Феврония. Мощи действительно помогали всем, кто приходил со своими добрыми и искренними молитвами, ведь в этом Богом сотворенном мире все связано незримыми узами.

Сегодня на торжество, посвященное памяти святого семейства, съезжается много гостей в Муром. Петр и Феврония – святые, которые во всем дополняли друг друга, поэтому и для верующих они стали великолепным примером идеальной супружеской пары. Их покровительство сейчас, как никогда, необходимо для всех нас, немощных, ведь семья – это остаток рая на нашей грешной земле.

Мощи Петра и Февронии Муромских в муромском Свято-Троицком монастыре

К сожалению, мощам преподобных Петра и Февронии не суждено было остаться не тронутыми. После революции 1917 года их изъяли и перевезли в один из музеев города, где выставили на всеобщее обозрение, снабдив недостойными подписями. Возвратилась в лоно церкви эта важная православная реликвия лишь в 1992 году.

Но на этом тяжкие скитания мощей благоверных не закончились. В 2012 году часть мощей была бессовестно украдена из храма на Васильевском острове Санкт-Петербурга, куда их привезли на поклон местным жителям.

Начиная с 1992 года основная часть реликвии хранится в Свято-Троицком женском монастыре Мурома. Ежедневно обитель посещает огромное количество людей, стремящихся приложиться к великой православной ценности и вознести молитвы высоко чтимым святым угодникам Петру и Февронии.

Также частица мощей преподобных выставлена вместе с иконой праведных княжеских супругов в храме Вознесения Господня, что находится на улице Большая Никитская в Москве. Каждое воскресенье здесь служится акафист в честь святых.

Клуб во имя святых Петра и Февронии в Путинках: там, где много хороших лиц

Что такое клуб во имя святых Петра и Февронии в Путинках? Подробно об этом Вы сможете узнать в нашей статье.

Клуб во имя святых Петра и Февронии в Путинках

«Салфетки должны быть тоже с ромашками, надо купить, я видела…», — хлопочет Екатерина Громова, президент московской православной организации «Клуб во имя святых Петра и Февронии Муромских Чудотворцев» при храме Успения в Путинках.

Последние приготовления к «Ромашковому балу». До бала оставалась пара дней. И хлопоты оказались не напрасными: праздник, который прошел в День Семьи, Любви и Верности в саду Эрмитаж удался. Это почувствовали и выступающие, среди которых — Заслуженный артист России Ян Осин, актер Антон Макарский, Хор Клуба святых Петра и Февронии и — гости.

В сентябре Клуб отметит свое пятилетие. Кто и зачем приходит туда? Люди, отчаявшиеся найти свою «половинку»? «Я бы так не сказала, — отвечает Екатерина. – В нашем Клубе люди собираются, прежде всего, благодаря возможности общения с близкими по духу».

«Точно, в жестком окружающем мире людям не хватает духовного благочестивого общения, и они стремятся туда, где им всегда рады, где их ждут, — продолжает помощник президента Клуба Юрий Глухов. — И нередко бывает, что, начав ходить в клуб ради хорошего общения, люди затем слышат проповеди протоиерея Алексия Гомонова, настоятеля храма Успения в Путинках, и через них укрепляются на своем пути к Богу».

Протоиерей Алексий Гомонов

«Первым, кого я встретила, придя в Клуб, как раз был как раз отец Алексий, — вспоминает Екатерина. – В День Жен-мироносиц в храме собралось много народу. Я вошла, попыталась снять плащ, и вижу — мне навстречу стремительно идет батюшка, которому скоро служить молебен. А я стою у него на пути. С сумкой в одной руке, на другой – не до конца снятый плащ.

Поднимаю глаза, и передо мной – необычайно доброе лицо. Проходя мимо, батюшка с одобряющей улыбкой тихо говорит: «А народу-то все пребывает». Неловкость и замешательство сразу исчезли, и вскоре я «заболела» Клубом».

«Говоря о батюшке нельзя не сказать, — продолжает Екатерина — что он всегда поднимает в своих проповедях те вопросы, кажущиеся неразрешимыми проблемы, которые волнуют именно в данный момент! Как будто видит человека насквозь! Слушаешь проповедь, и батюшка говорит словно специально для тебя!»

Цель Клуба – далеко не «переженить всех желающих». Однако чаепития после молебнов, занятия танцами, а особенно — совместные труднические и паломнические поездки позволяют людям раскрыться, увидеть друг друга.

Танцы у Рахманинова

И, «по официальной статистике» Клуба, поженились более тридцати пар. Это только те, кто сообщил о своей женитьбе. Ведь приходят туда и не совсем юные люди, некоторые – пережившие разочарования, разводы. И они берегут свое счастье, боятся рассказать о нем…

Сергей и Татьяна

Про Соловки и горящий очаг

В Клубе познакомился со своей будущей супругой Юлией и Павел, первый президент Клуба. Правда, почти год совместного пребывания в Клубе они друг на друга не обращали никакого внимания. А потом – была запланирована поездка на Соловки. Сначала идею поддержали многие, но в итоге оказалось, что в путешествие отправляются всего трое: и среди них Юля.

Реалии походного быта среди величественной природы с жизнью в палатках, готовкой еды на костре и так далее помогли Павлу и Юлии увидеть друг друга. «Как-то сидим у костра – я раздуваю огонь, Юля – готовит еду, — вспоминает Павел. – И вдруг, даже неожиданно для себя, я понял через этот зримый образ, что она может быть хранительницей очага в семье. Хотя раньше о целенаправленном поиске «половинки» я не задумывался» На Соловках же Павел подвернул ногу, Юля искала ему врача, заботилась…»

Потом они вернулись в Москву и через два месяца, по благословению отца Алексея, поженились.

Сейчас в Клуб ходить получается не часто – у Павла – много послушаний в храме, а его супруга занимается дома малышом.

Все-таки принцесса

Люди любят навешивать ярлыки, придумывать жесткие формулировки вроде «ее поезд ушел», «опоздала с замужеством», «уже не принцесса (или не принц»). Возможно, Лев и Нина тоже слышали подобные слова в свой адрес. Но в столкновении с жизнью все эти формулировки легко отлетают, как ветхая штукатурка.

Лев начал ходить в Клуб раньше, потом там появилась Нина. Она тихо стояла на молебне. Не привлекая внимания, сидела за столом во время чаепитий. То есть так казалось, что не привлекая внимания. Но Лев заметил свою избранницу, увидел тем внимательным взглядом любящего человека, который отличается проницательностью и глубиной.

А немного позднее все члены Клуба увидели, что принцессой выглядит не только юная невеста, но и невеста более старшего возраста не менее красива, и глаза у нее светятся счастьем так же ярко.

И снова особое место

Андрей сначала «случайно» попал на молебен, а через некоторое время крестился и постепенно стал прихожанином храма. Прихожанкой храма была и будущая его супруга Ольга.

Молебен 8 июля 2010 года

Правда, о том, что девушка, принимающая активное участие в приходской жизни, помогающая выпускать газету «Успенские листки», кормившая бедных – его суженная, Андрей долго не догадывался. Даже когда отдал простуженной Ольге свою куртку, чтобы она смогла доехать домой в дождливую погоду.

Когда появился Клуб Петра и Февронии, ни Андрей, ни Ольга специально, чтобы «найти кого-нибудь», туда не ходили. «Вообще, Клуб организовался как-то естественно, там было много наших друзей, интересная жизнь. Приходилось порой участвовать в жизни Клуба и организационно – проследить, чтобы были расставлены столы, помочь новичкам чувствовать себя комфортно, не робеть…», — говорит Андрей.

На венчании у Павла (разглядевшего невесту на Соловках) Андрея и Ольгу посадили вместе. И «православная тамада» — прихожанка храма Татьяна Славянская, певица, композитор, поэт, Заслуженная артистка Кубани, во время выступления гостей подошли к ним и спросила: «Вы вместе будете говорить или как?» «По отдельности», — с удивлением ответили Андрей и Ольга.

А через какое-то время вместе с другими поехали на Соловецкие острова. «Это очень необычное место, — говорит Андрей. – Там происходит с человеком то, что именно ему и нужно, там он встречается с самим собой».

Вернувшись, Андрей и Ольга поняли, что должны быть вместе. Ему было 52 года, ей – 18. На брак их благословили и отец Алексий (дав время на раздумья) и старец Власий из Боровского монастыря. К старцу они поехали, чтобы точно понять – есть ли в их выборе воля Божия…

В августе сыну Андрея и Ольги исполняется два года. По поводу возникающих проблем Андрей удивленно пожимает плечами, не в силах вспомнить что-то конкретное…

День седьмого ноября…

Именно седьмого ноября Татьяна встретила Сергея, своего будущего мужа. Ей было – 33 года, ему – 40 лет. Татьяна ходила на молебны, прося у Петра и Февронии семейного счастья, а в Клуб — просто потому, что там было интересно.

Сергей и Татьяна

И вот однажды на чаепитии они с Сергеем увидели друг друга. Много разговаривали, потом танцевали (в клубе танцуют исключительно исторические бальные танцы).

Сергей и Татьяна

«Все произошло, как в сказке, — говорит Татьяна. – Я встретила человека, с которым мне было интересно, было видно, что он создан для семейной жизни. Родителей (папа – священник, мама поет в хоре) Сережа покорил своей добротой, заботливостью.

Сергей и Татьяна

В октябре у нас должен родиться сын. Пока есть возможность, я стараюсь приходить на молебны Петру и Февронии, чтобы поблагодарить их за свою семью и помолиться о дальнейшем ее благополучии. Молитва этим святым входит в наше ежедневное домашнее правило».

Сергей и Татьяна

Трудовые будни Клуба

«Жизнь в Клубе разнообразна, — рассказывает Екатерина Громова. — Ребята ездят на трудничество в Костромскую область, помогают там восстанавливать полностью сгоревший храм Успения.

С начала июля стал работать летний труднический лагерь в Тверской области. В программе — трудничество и посещение служб при Николо-Теребенском монастыре, встречи с интересными людьми, спортивные мероприятия, поездки к местным святыням, лекции и дискуссии на тему создания и сохранения православной семьи, купание, сплав на байдарках, катание на лошадях, чай и песни у костра.

Также при содействии паломнической службы «Сольба» мы регулярно ездим в Николо-Сольбинский женский монастырь в Ярославской области, помогаем приюту для девочек. С паломническим центром «Страстной» бываем в Муроме, путешествуем по православным святыням Австрии и Италии.

Ну а для тех, кто не имеет возможности ехать далеко от Москвы, у нас организовано трудничество в Высоко-Петровском мужском монастыре в самом центре Москвы, в 7 минутах ходьбы от нашего храма Успения.

Заходишь в монастырь — и из бешеного ритма жизни мегаполиса попадаешь в другой мир: древние каменные храмы, монахи в развевающихся облачениях, мелодичное звучание фонтана, невероятно вкусная монастырская трапеза…..

Также ребята из Клуба занимаются социальной деятельностью. Два раза в неделю мы ездим в коррекционный интернат, там мы рисуем, играем с детишками в развивающие игры, делаем праздничные открытки.

А недавно ребята приехали в интернат вместе с батюшкой из Высоко-Петровского монастыря, всем крещеным детишкам привезли крестики. А на следующий день сводили группу детей на воскресную службу в Высоко-Петровский монастырь.

Примерно раз в месяц мы проводим мастер-классы по изготовлению поздравительных открыток. На них все желающие могут научиться делать настоящие маленькие шедевры своими руками».

Друзья-приятели

Кто-то приходит в Клуб каждую неделю, кто-то – через раз, кто-то создает семью и не находит времени выбраться, но все равно остается другом. И он знает, что и у него есть близкие люди, к которым всегда можно обратиться.

Ян Осин

Так что круг друзей Клуба (как «внутренних», так и «внешних») увеличивается с каждым годом. Среди почетных друзей — Заслуженный артист России, певец и композитор Ян Осин. Многие ребята из Клуба принимают участие в его миссионерском концертно-выставочном патриотическом проекте «Связь поколений».

Ян Осин не только с удовольствием поет на приходских праздниках храма и дает концерты для Клуба (выступил он и на празднике 8 июля), но и подсказывает интересные идеи по организации работы в Клубе. Например — создание просторной концертной площадки на прихрамовой территории, на которой сейчас проходят чаепития. В холодное время приходится располагаться в храме: у Клуба нет своего постоянного помещения.

«Хочешь увидеть много хороших лиц в Москве – приходи в клуб Петра и Февронии», — сказал мне как-то знакомый. И действительно – много хороших лиц. Пообщавшись минут десять, чувствуешь, будто знаешь этих людей давным-давно…

Клуб во имя святых Петра и Февронии в Путинках

Вы прочитали статью Клуб во имя святых Петра и Февронии в Путинках. Читайте также:

Счастливы по-разному. 9 историй любви

Бесценный дар семьи

Семья, любовь и верность: расстановка приоритетов

Почему именно Петр и Феврония?

Фото: www.flir.com, Александр Кузнецов, фрагмент Почему именно они стали почитаться как покровители супружества? Этот «вопрос с подвохом» задают не только атеисты – верующие тоже временами удивляются: «Они же, возможно, даже бездетны!». А уж неверующие резвятся, бывает, кто во что горазд. Один известный политик и журналист не так давно сыронизировал, назвав Февронию шантажисткой, а Петра – безвольным. Разумеется, со злорадным выводом: странный, мол, образец для подражания для современных семей.

Но reductio ad absurdum – метод аргументации неплохой, наглядный. И автор, обвиняющий святую Февронию в шантаже, невольно оттенил для меня причины, по которым святые Петр и Феврония действительно могут быть образцом, и именно в наши дни.

На самом деле для нас крайне важно то, что святые вступают в брак еще совсем не будучи святыми. Петр – как ни крути – солгал Февронии. Феврония «своего не упустила». Есть благочестивая трактовка ее поведения: будущая княгиня, мол, духовным оком провидела, что князь без ее влияния погибнет, и вот потому-то начала ставить условия, а не излечила князя просто так…

Но, как это ни странно, для современных молодых супругов куда полезнее принять мысль, что благоверные князь и княгиня действительно во времена своей юности были людьми не без недостатков. Но они эти недостатки друг другу простили, покрыли любовью – и любовь их расцвела до готовности отречься от славы и почестей ради любимой.

Мы ведь сейчас просто насквозь промаринованы идеями о безупречности, идеальности всего того, что мы можем «впустить» в свою жизнь. Современная свобода в выборе спутника жизни играет с людьми злую шутку. Кажется: раз уж ты больше не связан авторитетом родителей и сословными барьерами (а кто-то не связан и моральными табу) – так уж можно выбрать себе супруга, как пиджак — «впору». Перемерять полмагазина и найти самый-самый, чтоб вообще без недостатков.

Где-то на уровне слов человек вроде бы понимает, что «недостатки есть у всех», но в глубине души надеется, что ему-то уж точно повезет, он же умнее других! И вот проходит полгода (год, пять лет…), и молодой супруг, супруга восклицает: «Да, недостатки есть у всех, но чтоб ТАКИЕ!». И попробуй кто из рядом стоящих возразить, что «ничего особенного, ничего смертельного, ты тоже не слишком ангел»!

Часто только очень горький опыт убеждает человека в том, что недостатки – и весьма серьезные – есть действительно у всех. И от них не умирают, а даже живут долго и счастливо, если вовремя поняли, как с чужим недостатком обходиться.

Как традиционно многие супруги поступают с недостатками друг друга? Бегут оглашать их вслух мамы, подруги/друга, а то и статусу вКонтакте доверяют – зачем мелочиться… А сами все глубже в эти слабости и недостатки всматриваются, анализируют, мысленно взвешивают и структурируют… Пока сами себя не убедят, что всё – «пора разводиться»…

Супруги – как два воина с не залатанными на спине кольчугами в бою против искушений мира сего. Могут стать в обороне спина к спине – и выстоят. А могут начать вертеться, разглядывая спину друг друга с надменным хохотом: «Ну ты даешь! Как в таком виде воевать собрался, олух?!». Вряд ли только долго просмеются.

Супружеская верность, среди прочего, выражается в том, чтобы стремиться прикрывать немощи второй половины не только от посторонних глаз, но и от собственной раздражительности. Речь не о каких-то тяжких грехах, разрушающих брак в принципе, а именно о немощах. Лень, безалаберность или излишний педантизм, вспыльчивость или эмоциональная сухость – с ними вполне можно ужиться, пока не начнешь выращивать из мухи слона. Ну, вот пришел муж уставший, не в духе. Как же трудно жене вынести это спокойно! Не начать «раскручивать» вспыльчивость супруга упреками и расспросами, а подождать, пока само пройдет.

Как сложно от наших собственных придирок и упреков защитить родного человека… Как легко впасть в раздражительность и скрупулезное изучение чужих недостатков через осколок от зеркала тролля, который, как вы помните, «был сам дьявол».

Князь Петр и княгиня Феврония в браке очень быстро научились «стоять спина к спине», прикрывая слабости друг друга от мира и собственных немощей. И показали нам, что путь этот плодотворен, что слабости – это не навсегда. А навсегда – только любовь. Надо лишь сохранить ее…

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх