Помост

Вопросы веры

Почаев где находится

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Успенская Почаевская Лавра – один из величайших православных монастырей, известных во всём мире. Это поистине святое место со своей историей, которую знает каждый христианин, ибо в ней содержится духовное начало, неиссякаемое и нетленное, и имя ему – вера.

Почаевская Лавра находится в древнем городе Почаев (Украина) и является крупнейшим православным храмовым комплексом и монастырём в Украине после Киево-Печерской лавры.

История Почаевской Лавры

Согласно истории, монастырь был основан монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими от нашествия татар в 1240 году. Самое первое летописное упоминание о храме датируется 1527 годом.

Позже местной помещицей Анной Гойской монастырю было даровано значительные земельные угодья, фамильные имения и чудотворный образ Божьей Матери. А спустя ещё некоторое время был построен новый храм монастыря, благодаря Фёдору и Еве Домашевским.

Существует известный факт о том, что во время одного из нападений огромного турецко-татарского войска после чтения молитв мирянами над собором расступились тучи и появилась Богородица в окружении ангелов, а рядом с ней – Иов Почаевский. Именно времена его деятельности ознаменовали расцвет монастыря.

Был в истории монастыря и греко-католический период. В это время были сооружены:

  • главный храм Лавры — Свято-Успенский;
  • трапезная;
  • монашеские кельи.

Средства на реконструкцию были выделены известным магнатом М. В. Потоцким, а архитектор Ян Готфрид Гофман превратил храм в настоящий шедевр православной культуры. Также там действовала Почаевская типография, за время работы которой было издано более 187 книг.

После польского восстания указом императора Николая I монастырь был передан Русской Православной Церкви. В 1833 году собор получил статус лавры. В начале XX века храм пережил трудные времена (оккупация австро-венгерскими войсками), и лишь после освобождения была полностью восстановлена его духовная жизнь:

  • возобновилось богослужение;
  • возвращены вывезенные насильно монахи;
  • привезены украденные святыни.

Во время Второй мировой войны Почаев снова оказался в разрухе и забвении:

  • у обители был отобран весь сельскохозяйственный инвентарь и продукты питания;
  • закрывались детские приюты и приходская школа;
  • прекратилась практически вся духовная жизнь (за исключением богослужений);
  • были изгнаны все послушники и молодые монахи;
  • значительно сократилось число людей, населяющих Почаевскую Лавру.

Вслед за изменениями социальными и экономическими, вызванными военными действиями, менялись и высокие чины служителей Православной Церкви, но молитвенные службы в монастыре продолжались вопреки всему.

Конец 1950-х-1960-х годов – это период гонений на монастырь. Причиной тому стала антицерковная политика, проводимая властью. И снова святая обитель выстояла, так как стойкость служителем храма к таким действиям была очень сильна.

Конец XX-начало XXI века, несмотря на свою значительную сложность во многих вопросах, ознаменовался обновлением Лавры. И это было заметно во всём, а именно:

  • проводились всевозможные празднования;
  • осуществляли паломничество многие известные церковнослужители;
  • увеличилось число монахов и прихожан;
  • пополнились шедеврами иконописного искусства стены монастырей;
  • появились первые печатные издания;
  • действовала воскресная школа;
  • были восстановлены гостиницы для паломников, возведение мельницы, сад и пасека;
  • открылись различные мастерские;
  • построена и освящена новая часовня.

Именно в эти годы Почаевская Лавра стала одной из главных святынь православного мира, которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Монастырь Почаевской Лавры

Кроме Успенского храма, на территории современной Лавры находятся такие основные сооружения:

  • монастырь Почаевской Лавры;
  • пещерный храм;
  • церковь Великомученицы Варвары;
  • церковь преподобных Антония и Феодосия.

Все обители имеют прекрасный вид, наполнены шедеврами православного искусства, а службы, которые постоянно в них проводятся, насыщены огромной любовь к Господу и чистейшей духовной красотой.

Монастырь святой Анны рядом с Почаевской Лаврой и Скит

Монастырь имеет свою давнюю трагическую историю. Во времена нападения татар строения, находящиеся на месте обители, были разрушены, и лишь спустя многие годы на этом месте был воздвигнут храм, а ещё по прошествии веков именно здесь чудесным образом была обретена икона Святой Праведной Анны, которая, по преданию, сама выбрала себе место пребывания.

Есть множество святых мест на земле, и одним из таких, избранных Богом, является древний Монастырь-Скит, который также расположен вблизи Свято-Успенской обители Божьей. Скит Почаевской Лавры — это поистине высокодуховное место, известное своими великими чудесами.

Источник святой Анны возле Почаевской Лавры

Особенным местом является источник Святой Анны, прославившийся своей святостью и огромной исцеляющей силой на весь мир.

Это самый известный источник возле Почаевской Лавры. После появления святой Анны в этих местах в память о её деяниях была построена часовня, а позже вблизи неё забил Святой Источник. Он действительно наполнен Божьей Благодатью, ведь и сегодня к нему съезжается огромное количество православных людей, дабы получить долгожданное исцеление и познать духовную жизнь.

Иконы Почаевской Лавры

Самыми известными и почитаемыми Святыми Почаевской Лавры являются:

  • Преподобный Иов;
  • Преподобный Амфилохий.

Святой Иов стал духовным оберегом монастыря, его жизнь и деяния дали храму новую жизнь и вложили основы православия в умы и души людей. Святой Амфилохий – один из величайших подвижников Лавры, прошедший сложный, но праведный жизненный путь и ставший великим чудотворцем на все времена.

Среди множества иконописных шедевров, находящихся в храме, самым известным и почитаемым является Почаевская икона Божьей Матери, которая прошла всю многовековую историю непростого становления храма и стала символом христианской веры для всех православных людей во всём мире.

Также великий храм наполнен посланиями богомудрых старцев. Старцы Почаевской Лавры на протяжении многих лет учили духовности всех приходящих. Их пророчества стали основой православия на все времена, ибо в них изложены главные постулаты христианства, основой который была, есть и остаётся Божья вера – вечная и благодатная.

Почаевская Лавра – величайшее произведение православной истории и культуры. Она – прекрасный пример того, как истинная вера способна пройти сквозь времена, преодолеть все преграды – и остаться навсегда вечной благодатью, данной людям Богом.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Свято-Успенской Почаевской Лавре:

ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА

Почаевская Успенская лавра

Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Почаев, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Тернопольской епархии

Основание

Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.

Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

В борьбе с унией

Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель — он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.

В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

В руках униатов

С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.

Возрождение в Синодальный период

25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские , а в 1840-1860-х годах — Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.

Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.

При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.

На фронтах войн начала XX века

В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.

Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.

Межвоенные годы в составе Польской Церкви

Вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше, входит в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда «ревиндикция» — передача храмов Римо-католической церкви. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции — в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).

Военные годы и советский период

В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый «новый корпус», где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.

Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.

В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.

Новейшее время

С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность — открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение — как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.

С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года — Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.

Статистика

  • 2013 — более 300 человек братии

Святыни

Святыней Лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы. В Лавре пребывает чудотворная Почаевская икона Божией Матери и почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.

Храмы на территории Лавры

  • Успенский собор
  • Антония и Феодосия Печерских
  • Варвары великомученицы
  • Иова Почаевского
  • Михаила Архангела, при архиерейских покоях
  • Николая Чудотворца, надвратная
  • Похвалы Пресвятой Богородицы
  • Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский
  • Троицы Живоначальной

Настоятели, наместники

  • Прп. Иов Почаевский (нач. XVII в. — 28 октября 1651)
  • Досифей (упом. 14 сентября 1659, + 1664)

С 1831 года священноархимандритами обители были архиереи: Волынские, Львовские, Тернопольские, а по обращении в ставропигию — Киевские

Наместники

Использованные материалы

  • Страницы сайта о Почаевской Лавре:

По другим данным — с 1721 года.

РГИА ф.797, оп. 4, д. 15734.

«Митрополит Павел (Лебедь): Рассказывать о нашей благотворительности – значит стать фарисеем,» портал Православие и мир, 28 мая 2013,

Предание о явлении Пресвятой Богородицы

■ «Иоанн Босой, из села Почаева, видел стоящую на скале Пречистую Деву Богородицу. Перед Нею стоял монах, который в скале обитал. Он поведал тому Иоанну Босому и мальчикам из села Почаева, пасшим овец на горе вблизи той скалы, что Пресвятая Богородица стояла на той скале. Там есть след Ее стопы. И всегда в той стопе есть чистая вода, которой врачуются разные недуги», – так рассказывает о предыстории Лавры книга «Небо Новое» (Львов, 1665) архимандрита Иоанникия Голятовского (известного украинского богослова XVII в.).

■ В книге «Гора Почаевская» (Почаев, 1772) событие описано подробнее: «Поскольку эта гора имеет в себе, как приуготовленный дом, естественную пещеру, в которой может обитать любой человек, то в течение многих лет в той пещере жили два инока… Как-то однажды некто из них, совершая свои молитвы, взошел на вершину горы, и увидел там Пресвятую Деву Богородицу, в столпе огненном на скале стоящую. Одновременно это же самое явление Матери Божией, и стоящего перед Нею инока, видел житель села Почаева по имени Иоанн, прозвищем Босой, пасший с отроками овец недалеко от той скалы на горе. И вот, удивленный таким видением, упомянутый выше Иоанн Босой немедля поспешил к инокам, вопрошая, что это было за явление. Ему ответили: «Это Пресвятая Богородица явилась в огненном столпе». И на том месте, где Она стояла, след правой ноги, наполненный водою, на камне изобразила».

Предполагаемое время явления

■ «Небо Новое» не указывает дату явления Пресвятой Богородицы. Обращая на это внимание, «Гора Почаевская» отмечает: «Только в дееписаниях монастыря Почаевского говорится, что Стопа Пречистой Девы… лет 416 назад изображена… полагаю, или в 1340, или в 1341».

■ Лаврская книга «Резюме историческое» (Epitome historica. Почаев, 1773) сообщает: «Описывает этой необыкновенной Стопы древность книга, в которой списки и рассказы о событиях монастыря ее, и судебные разбирательства прежних насельников отмечены, описывая возникновение обители Богородицы за лет 400 тому назад. Книга же сама в году 1662 есть списана».

■ Книга 1662 г. упоминается в описаниях Лавры 1859 и 1897 гг. (с датой 1661), которые утверждают, что приход иноков на Почаевскую гору отнесен в ней к 1240 г. Те же описания присваивают «Небу Новому» известие об основании монастыря в 1261 г. (описание Лавры 1870-х гг. приписывает «Небу Новому» указание на 1240 г.). В действительности же на 1260-е гг. указывает «Резюме», а на 1240-е гг. – «Гора» (в том случае, если под «дееписаниями» подразумевается книга 1662 г.).

■ В описании Лавры 1859 г. выдвигается предположение, что 1-ми пустынниками Почаева были иноки из разоренного монголами Киева, которых привлекла непокоренная твердыня Кременца и мощь Галицко-Волынского княжества. В описании 1897 г. эта гипотеза уже названа преданием.

Начальные документальные сведения о Почаеве

■ Впервые местность «Почаев» упоминается под 1450 г. в «Литовской метрике» как частное угодье; при этом о монастыре еще не сообщается – возможно, из-за отсутствия у пустынных иноков общины. В описаниях Лавры топоним «Почаев» связывается со словом «поча» («болотистое место», которое действительно существует в округе Лавры: Петр Рычков, Виктор Луц, 2000), или «чаяние» (Иларион Огиенко, 1961), киевской рекой Почайной (название которой могли «принести» иноки разоренного Киева: Владимир Зелинский, 1992), выражением «Поча Дева являть чудеса» (протоиерей Николай Трипольский, 1896; см. Свято-Духовский Почаевский мужской монастырь).

■ 20 мая 1527 г. король Сигизмунд I предписал Кременецкому старосте Якову Монтовтовичу не присылать сборщика налогов к Василию Богдановичу Гойскому «до имения его Почаева на ярмарку в день Матери Божией Первой» (праздник Успения), поскольку имение Гойского исключено из юрисдикции Кременецкого замка. Однако, когда в 1545 г. королевские инспекторы составляли опись замка в Кременце, кременчане жаловались, что кременецкий подстароста взимает налоги «в Почаеве на Матерь Божию». 23 сент. 1557 г. Сигизмунд II Август выдал владельцу Почаева Иерофею Васильевичу Гойскому грамоту в подтверждение акта 1527 г.

■ Описания Лавры 1859 и 1897 гг. утверждают, что в грамоте 1557 г. упоминается издавна существующая при Почаевской горе каменная церковь Успения. Однако в опубликованном тексте грамоты прямого упоминания о каменном храме нет – свидетельством о нем может считаться факт проведения праздничной ярмарки. О том, что «при селе Почаеве с давних времен существует каменная церковь в честь Успения», сообщает грамота Анны Гойской 1597 г. (см. Предание о чудотворной иконе). Под той же датой о «церкви уже при скале готовой, храма Успения… сооруженной трудами иноков, на милостыню, принимаемую от благодетелей», упоминает «Гора Почаевская» (1772).

Чудотворная икона и учреждение монастыря

■ Как сообщает «Гора Почаевская», в 1559 г. через имение Анны Гойской проезжал греческий митрополит Неофит; из страннолюбия и благоговения к путнику, Гойская пригласила его отдохнуть у нее в поместье от дальней дороги. Прощаясь, иерарх подарил Гойской икону Пресвятой Богородицы, которая с той поры много лет находилась в дворцовой часовне; со временем, замечая исходящий от иконы свет, служанки поведали о нем госпоже, но та не поверила; не поверила она и тогда, когда сама увидела сияющую икону во сне; когда же видение повторилось с ней наяву, Гойская распорядилась зажечь у святыни лампаду и посоветовала слепорожденному брату Филиппу усердно помолиться перед иконой об исцелении. После молитвы Филипп прозрел, и в 1597 г. Гойская перенесла святыню в Почаев, вручив ее «там в пещере обитающим инокам».

■ В том же 1597 г. Анна Гойская учредила при храме Успения общежительный монастырь, которому даровала средства на содержание (включая земли): об этом сообщают грамота жертвовательницы и «Гора Почаевская».

■ Документальные источники сообщают о пребывании митрополита Неофита в Украине в нач. XVII в. (в 1612 г. он совершил освящение храмов в Киево-Межигорском монастыре, а в Киево-Печерской Лавре – рукоположение нескольких иеромонахов и иеродиаконов, в 1620 г. участвовал в восстановлении православного епископата Киевской Митрополии). Сохранился реестр вещей, взятых им из Почаевского монастыря (документ подписан самим иерархом в год кончины Гойской – 1617). С учетом приведенных данных, дата встречи митрополита Неофита с благодетельницей Лавры требует уточнения.

Прп. Иов Почаевский

■ В 1-й пол. XVII в. настоятелем монастыря был прп. Иов Почаевский, в миру Иоанн Железо. Уроженец Покутья, он в юные годы принял монашество и священство в Угорницком монастыре, после чего стал известным подвижником. Князь Василий-Константин Острожский пригласил прп. Иова на игуменство в Дубенский монастырь. Со временем, тяготясь славой, прп. Иов тайно ушел в Почаев, однако и здесь был избран игуменом. Перед почаевской братией он во всем являл образец монашеских добродетелей. Для сугубой молитвы прп. Иов иногда уходил на несколько дней в каменную пещеру (однажды, когда подвижник молился в ней, храм монастыря в течение 2 часов был наполнен чудесным светом). «Житие» приводит яркий пример милосердия прп. Иова: как-то ночью игумен заметил на монастырском гумне вора, еле передвигавшегося от тяжести мешка; при виде старца, излучавшего святость, вор сначала оцепенел, а когда опомнился, – пал к его ногам с мольбой никому не рассказывать о краже (потому что многим был знаком в округе); прп. Иов помог несчастному взвалить мешок на плечи и со смирением повелел больше не воровать – ради заповеди и Суда Божьего.

■ При прп. Иове обитель постигло тяжелое испытание: наследник Гойской лютеранин Андрей Фирлей отнял у иноков землю и запретил пользоваться водой в долинах. Уповая на помощь Божию, игумен с братией высек на вершине холма глубокий колодец и добыл воду. В ответ слуги Фирлея ограбили в 1623 г. обитель, забрав и чудотворную икону Божией Матери. Впоследствии Фирлей возвратил в монастырь икону, будучи вразумлен чудом: однажды, будучи навеселе, он одел супругу в священнические одежды и повелел танцевать с иконой в руках, и с женщиной случился припадок беснования.

■ Ок. 1649 г. помещики Феодор и Ева Домашевские возвели в обители каменный храм Св. Троицы. 28 окт. 1651 г. прп. Иов мирно почил 100-летним старцем. Через 7 лет он несколько раз являлся во сне Киевскому митрополиту Дионисию (Балабану) и велел обрести свои мощи, что и было исполнено 28 авг. 1659 г. След Стопы Пресвятой Богородицы с цельбоносным источником, чудотворная икона Божией Матери и нетленные мощи прп. Иова – три святыни, через которые множество людей обрело у Господа исцеление от недугов и утешение в скорбях.

Чудесное спасение от осман

■ Во время «Збаражской войны» между Османской империей и Польшей, 21 июля 1675 г., монастырь окружило турецкое войско. Взять обитель сходу не удалось: она имела небольшие укрепления, на ее территории находились воины и паломники, которые организовали оборону. Братия усердно молилась. На 3-й день осады, когда силы уже покидали осажденных, а противник начал решающий штурм, монастырь был спасен: по преданию, в небе над ним явилась Божия Матерь с воинством ангелов; турки посылали в небесных воинов стрелы, которые возвращались и поражали атакующих; войско противника обратилось в бегство, а христиане стали преследовать турок и даже сумели взять пленных (некоторые из пленников впоследствии приняли христианство и остались на послушании в монастыре).

■ Подробный рассказ об этих событиях приводит «Гора Почаевская» (1772); впервые он был отражен в рукописях кон. XVII в. (с уточнением, что в момент явления Пресвятой Богородицы очевидцы видели и молящегося перед Нею прп. Иова). О чудесном спасении Лавры от турок сложены народные песни (самая известная из них – «Ой, зійшла зоря»). Подлинность осады и внезапного отступления противника (что в любом случае – чудо) признают даже те из историков, кто пытался выдвинуть рационалистические гипотезы о причинах ухода осман (получение турками приказа немедленно выступать к Львову или стремительная атака со стороны отряда польских крылатых гусар).

Униатский период

В нач. XVIII в. обитель приняла унию. По милости Божией, в униатский период святыни Почаева были прославлены новыми чудесами. Во 2-й пол. XVIII в. усердным благотворителем монастыря стал граф Николай Потоцкий. О том, с чего началось его трепетное отношение к Лавре, сообщают 2 предания. По одному из них, ок. 1759 г. с графом случилось дорожное происшествие в окрестностях монастыря: что-то испугало лошадей, и они опрокинули коляску вельможи; Потоцкий в ярости выхватил пистолет, чтобы застрелить кучера, однако, пока обреченный слуга молитвенно взирал на купола Почаева, оружие трижды дало осечку; придя в себя и осознав факт чуда, граф отправился в Лавру и принес раскаяние в своей жестокости. По другой версии, Потоцкий однажды зашел в обитель во время проповеди, которая глубоко коснулась его сердца. Вельможа оставил прежний разгульный образ жизни и направил свои огромные материальные средства на украшение Лавры и прославление чудотворной иконы. Он произвел в монастыре грандиозные перестройки (см. Архитектура) и организовал 8 сент. 1773 г. торжество коронации Почаевской иконы Божией Матери, означавшее признание этого образа чудотворным со стороны католического духовенства.

Продолжение истории

■ В 1831 г. обитель возвращена православным. Тогда же было решено закрепить за ней почетное звание Лавры, появившееся при униатах (решение окончательно утверждено в 1833 г.: на исторических землях Руси появилась 4-я официально титулованная Лавра – после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Александро-Невской). В том же году в Лавре поместили резиденцию архиерея Волынской епархии, простиравшейся до Житомира (в 1841 г. епархиальное управле­ние перевели в Житомир, но и после этого архиереи приезжали в Лавру и подолгу жили в ней). С 1869 г. при Лавре действовало научно-ремесленное училище (с 1880-х гг. – церковноприходская школа), а в 1890-1891 гг. – церковноучилищная школа.

■ Во время 1-й мировой войны (с авг. 1915 по май 1916 гг.) Почаев был оккупирован австрийскими войсками. Накануне оккупации в Житомир эвакуировали чудотворную икону и мощи прп. Иова (обе святыни пробыли там до 1918 г.). Часть братии перешла в другие монастыри. Ок. 30 человек приняли решение остаться. Австрийцы отправили их всех в лагерь военнопленных, кроме 80-летнего архимандрита Николая, который, при попытке выдворить его из кельи, схватился за койку и категорически отказался подчиняться (в итоге непрошеные гости смирились, и полного оставления Лавры монашествующими не произошло). Здания обители австрийцы использовали по-своему: в Успенском соборе устроили костел, в архиерейском доме – ресторан (где не постыдились сделать на стенах порнографические рисунки), в трапезной – кинотеатр. В 1921-1939 гг. Почаев входил в состав Польской республики, что избавило Лавру от участи многих храмов и монастырей, закрытых и уничтоженных в других уголках Руси (на территории СССР). В кон. 1920-х обитель содержала 2 детских приюта. В 1941 г. в Лавре состоялся собор, учредивший, в связи с началом Великой Отечественной войны, Автономную Православную Церковь на территории оккупированных нацистами епархий Русской Церкви.

■ В 1951-1957 гг. в монастыре подвизался прп. Кукша Одесский (Величко) (†1964). Другой великий подвижник Лавры – прп. Амфилохий Почаевский (Головатюк, 1894†1971; память: 1 янв. н. ст. – в день преставления; 12 мая н. ст. – в день прославления в лике святых). Уроженец Тернопольщины, он в 1925 г. пришел в обитель мирянином Иаковом, а оставил ее в 1962 г. игуменом Иосифом (Амфилохий – схимническое имя, принятое им позже). Имея от Бога дары прозорливости и исцелений, подвижник многим помог избавиться от душевных и телесных недугов. К нему приезжали тысячи людей. Общаясь с теми, кто исцелился по его молитвам, светские врачи поражались точности диагнозов, которые он ставил, не имея диплома специалиста. Для богоборческих властей деятельность прп. Амфилохия была источником постоянного раздражения. Когда, в разгар давления на Лавру с целью ее закрытия, старец выхватил у милиционера ключи Свято-Троицкого собора (отобранные у братии), появился повод для расправы: вскоре подвижника насильно увезли из Лавры в психиатрическую больницу, откуда о. Амфилохия вызволила исцеленная по его молитвам дочь Сталина Светлана Аллилуева. С тех пор старец обитал и принимал людей в родном с. Малая Иловица (Шумский район).

■ В 1960-х гг. гражданские власти всячески пытались закрыть Лавру: отняли землю и часть зданий, душили обитель налогами, врывались в кельи, увозили иноков в психиатрические больницы или отнимали паспорта (чтобы поставить штамп о выписке из Почаева, а позже арестовать за нарушение паспортного режима), закрывали доступ в монастырь паломникам и устраивали на них облавы (известны 2 случая изнасилования во время этих облав верующих девушек с летальным исходом). Один старый лаврский архимандрит, ветеран Великой Отечественной вспоминал: «Я прошел всю войну, был под обстрелом много раз, но здесь – я вам скажу точно, – здесь было хуже. На сердце хуже было». Тем не менее, богоборцам не удалось сломить дух братии и прихожан – Лавра выстояла. Когда в 1988 г. гонения на веру в СССР прекратились, многие иноки Лавры приняли участие в возрождении других обителей и храмов Украины. В 1991 г. при Лавре было открыто духовное училище, обретшее в 1994 г. статус Почаевской Духовной Семинарии. С 1997 г. Лавра является Ставропигией Предстоятеля Украинской Православной Церкви. С 2000 г. наместник Лавры носит сан епископа с титулом «Почаевский» (с 2006 г. – архиеп.; с 2012 г. – митрополит).

Церковный бизнес, расцветший сегодня буйным цветом и, несмотря ни на какие тяготы жизни большинства людей (а во многом и благодаря им) набирающий обороты – удручающее явление. “Торговля” именем Бога не имеет ничего общего с истинной духовностью и Верой. У каждого, безусловно, свой способ веры и “взаимоотношения” с Богом и церковью, но это не тема сегодняшнего фоторассказа. Я, как и многие другие, верю в силу места, в его неслучайность (богоизбранность), если речь идет о старинных, намоленных церквях и храмах. Поэтому такие места, как Киевская Лавра, о которой я писала накануне Рождества, и Почаевская Лавра для меня значат очень много. И еще больше стали значить после того, как… Но обо всем по порядку.

Почаевская Лавра находится на западе Украины за 70 километров от города Тернополя и за 24 километра от города Кременец, о котором я рассказывала вчера.

Первые исторические сведения о Лавре относятся к началу XIII столетия, ко временам нашествия татарского хана Батыя на Киевскую Русь.

После разгрома Киева и уничтожения его святынь некоторые православные иноки из святых киевских пещер бежали на запад и поселились в предместьях Почаевской горы. Основателем и первоподвижником на Почаевской горе был Преподобный Мефодий.

Не зная о самом главном празднике Лавры – Чудотворной Почаевской Иконы Божией Матери, который отмечается ежегодно пятого августа, мы приехали именно накануне праздника. Со всех уголков Украины, а также из России, других соседних государств съезжались верующие. Прибывали автобусы с иконами на ветровом стекле. Ждали приезда Блаженнейшего митрополита Киевский и всея Украины Владимир и Божественной Литургии по случаю праздника. Иконе свыше 400 лет, ее почитают как одну из самых больших святынь Русской Церкви.

На Святую Волынь икону привез из Константинополя греческий митрополит Иеофит. Путешествуя по Волыни, митрополит для отдыха остановился в имении Урля у благочестивой православной помещицы Анны Гойской. Пробыв несколько дней, Митрополит благословил и оставил ей за гостеприимство икону Пресвятой Богородицы. В 1597 году в имении Анны Гойской случилось чудо – от Иконы Божьей Матери исцелился ее слепорожденный брат Филлип.
От Иконы начало происходить много чудес. Анна Гойская решила отдать ее монахам, которые жили на Почаевской горе. В том же самом году Икону перенесли в Почаев, а обители было подарено значительный земельный участок, что официально подтверждало статус монастыря.
Так Царица Небесная увековечила Свою Славу на Почаевской горе еще одной святыней: Чудотворной Иконой. Чудотворная Икона находится в Успенском соборе над Царскими вратами в звездноподобном киоте:

Поэтому подготовка к празднованию шла полным ходом.

Гостевые комнаты лаврской гостиницы были переполнены, запахи готовящейся еды для мирян доносились из гостиного дома. Но несмотря на многолюдье, мы оказывались у святынь в такие минуты, когда по странному стечению обстоятельств толпы верующих куда-то исчезали. Как так получалось, мне до сих пор непонятно. Как будто кто за руку и на праздник привел, и по Лавре вел. Удалось приложиться к Чудотворной Иконе Пресвятой Богородицы, которую опускают с ее высокого места буквально на несколько часов по праздникам…

Здесь же, на территории Лавры, по преданиям хранится отпечаток Целительной стопы Пресвятой Богородицы.

По народным сказаниям, записанным в старинных книгах, Явление Божьей Матери на горе Почаевской было в 1240 году. Пресвятая Богородица явилась нескольким монахам и пастуху, которого звали Иоанн. На месте, где произошло это явление, Царица Небесная оставила отпечаток Своей правой стопы. Из этого места начал струиться источник целительной воды, от которого и поныне получают исцеление от всяких болезней верующие люди.
Первые годы существования обители совпали с трудным временем для Руси. Татарские войска представляли сильную угрозу для русской земли. Они предавали огню и мечу все, что встречалось на их пути. В 1607 году один из вражеских отрядом оказался под Почаевом. В тот момент один монах проходил мимо горы, завершая молитвы. Какой-то татарин, в надежде получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отнятую голову, донес ее до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу, удививши всех.
Наследник Анны Гойской Андрей Фирлей, будучи лютеранином, причинял обители много бед, желая закрыть монастырь и забрать имения себе. В 1623 году он направил в монастырь своих слуг, которые ограбили обитель и украли Чудотворную Икону. Один раз, позвав гостей, он одел свою жену в священницкие ризы, дал ей в руки Святую Чашу и принес Чудотворную Икону для насмехательства. Но тотчас на жену Фирлея «напал лютый бес, которым она была одержима» до тех пор, пока икону не вернули в монастырь.
В 1674 году один почаевский монах находился в турецкой неволе. Он искренне молился Пресвятой Богородице в день ее Успения, и был чудесным образом перенесен в монастырь. В Лавре и ныне хранятся цепи, которые сковывали его руки.

В 1675 году огромное войско турецкого султана Магомета IV под руководством визиря Кара-Мустафы вошло на русские земли, уничтожая все на своем пути. Пятидесятитысячная конница турок и татар подступила к стенам незащищенного православного Почаевского монастыря. Помощи можно было ждать только от Защитницы обители Царицы Небесной и блаженного угодника Иова. 5 августа турки пошли на штурм. Игумен монастыря отец Иосиф (Добромирский) вместе с братией и беженцами начали служить акафист перед Почаевской чудотворной иконой Богородицы. В это время над Свято-Троицким храмом явилась сама Богородица с небесными ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и сами турки, и начали пускать стрелы в небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали самих стрельцов. Ужас и паника охватили захватчиков, и они кинулись бежать.

Вот такие вот истории о чудесах дошли до наших дней.

Так выглядит ранним утром Свято-Успенский собор Почаевской Лавры:


Расположена Лавра на высокой каменистой горе, которая возвышается над всей округой на 75 метров. Гору с трех сторон окружает городок Новый Почаев:

Наше внимание привлекли мозаики Собора Святой Троицы. Поинтересовались. Оказывается, Собор Святой Троицы был заложен ещё в 1899 году, но только в 1906 году возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь. Удивительные мозаики, вернее — эскизы, по которым они сделаны, принадлежат Николаю Константиновичу Рериху. К сожалению, на официальном сайте Почаевской Лавры нет упоминания о том, что автором мозаик, украшающих стены Троицкого Собора Почаевской лавры на Тернопольщине является Н.К.Рерих. Как и упоминания о том, что на эту работу художника когда-то благословил Киевский митрополит Флавиан. “Коньюнктура” нынче другая.

Но зная о неподдельной православной вере Н. Рериха, о множестве его церковных росписей, о его неподдельном интересе в изучении основ христианства, чувствуешь и понимаешь, что эти работы – плод его духа. Вот эти мозаики:

Но несмотря на художественность и духовность созданных образов, “в последнее время церковь очень враждебно настроена против всего, что связано с именем Рерихов. В церковных кругах сложилось нетерпимое и даже агрессивное отношение к их культурному наследию. Церковь сознательно нагнетает напряжённость между отечественным православием и рериховским движением, происходят постоянные нападки на философские труды семьи Рерихов, особенно на Учение Живой Этики, главная цель которого — это совершенствование человека на пути духовной эволюции”. Источник

В Почаевской Лавре покоятся нетленные мощи преподобного Иова (1551-1651). Еще в раннем возрасте он был благочестивым отроком, и в 12 лет принял монашество в Угорницкой обители с именем Иов. В 30 лет его посвятили в священники, а вскоре после этого он принял великую схиму с именем Иоанн. Более 20 лет он пробыл игуменом в Дубенском монастыре на Волыни. За благочестивую жизнь Господь прославил его чудотворением еще при жизни, а после его блаженного успения, которое наступило 28 октября 1651 года, множество людей видели необыкновенное сияние над его могилой, обращались за помощью к Преподобному, получали ее, а также исцелялись от болезней. В 1659 году 28 августа, в присутствии Киевского Митрополита Дионисия и множества людей, были подняты с земли нетленные мощи Препрдобного Иова, игумена Почаевского, которые сейчас почивают в Пещерном храме и ежедневно открываются людям для поклонения.

Мощи преподобного Амфилохия покоятся здесь же. В двадцатом веке в Почаевской Лавре пролил новый свет веры и благочестия преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Юношей он был призван в царскую армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925 году выбирает тернистый путь спасения и поступает в Почаевскую Лавру. В труде и смирении виполняет молодой инок возложенный на него обет. Вскоре он стрижется в монахи с именем Иосиф. Выполняя монашескую работу, отец Иосиф в то же время лечит больных и особенно стает известным как костоправ. Один раз он своим мужеством и смелостью отстоял закрытие Троицкого Собора. После этого отца Иосифа было арестовано и отправлено в психиатрическую больницу. Власти запретили ему возвращаться в Лавру. После того, как один раз по указанию властей его побили почти до смерти, отец Иосиф был принят в схиму под именем Амфилохий. По милости Божьей преподобный еще много лет помогал людям, получил от Господа дары ясновидения и исцеления. Десятки, если не сотни тысяч людей, исцелил Преподобный. Вся жизнь святого было служение Господу и ближнему. После его смерти 1 января 1971 года на могиле старца стали случаться чудеса и исцеления, которые не заканчиваются и поныне.

Мощи преподобного Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в пещерном храме. Память его празднуется 31 мая.

Дополнительную информацию, расписание богослужений, а также время посещения Святынь вы можете узнать на официальном сайте Почаевской Лавры или по телефону +38 (03546) 6-12-18. Также при Лавре есть гостиничный комплекс, в котором можно забронировать места (на официальном сайте или по телефону).

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТО-УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ
5-00 Полуночница
5-45 Акафист перед Чудотворной иконой Богородицы в Успенском соборе
6-00 Ранняя литургия в Пещерной церкви
7-45 Акафист у мощей Преподобного Иова в Пещерной церкви
9-00 Поздняя литургия в Успенском соборе
11-30 Заказные молебны в Успенском соборе
17-00 Вечернее богослужения
Панихиды по усопшим совершаются после ранней и поздней литургии. Вычитки над душевнобольными совершаются ежедневно в Похвальной церкви в 11-00 (кроме праздничных и воскресных дней). Маслособорование совершается каждый понедельник и четверг в 6-00 в Похвальной церкви (кроме праздничных дней).

Застали мы и Крестный ход:

Территория Лавры видоизменяется и дальше, идут строительные работы, как нам объяснили, по сооружению гостевых помещений:

Поездка из России в Почаев

Организация паломнических поездок для жителей России в Киево-Печерскую лавру,

Почаев и Почаевскую Лавру

тур в Почаевскую Лавру и Озеру Святой Анны из Москвы (Питера) Воронежа и других городов Российской Федерации

По понятным политическим и т.д. причинам регулярные поездки сборными группами так как это было до 2014-го года из России в Почаев, в Украину для посещения Почаевской Лавры, Киево-Печерской Лавры и т.д, проводится в 2020ом году не будут.

Паломнические службы России с 2014г. отказались организовывать регулярные паломничества в Почаевскую Лавру или Киево-Печерскую Лавру. Скорее всего, Вы уже и сами в этом убедились.

Чтобы Вы оценили всю пагубность и глупость такого поступка, напишу куда перестали возить паломнические службы РФ:

  • Киев — место в котором крестили Киевскую Русь и откуда пошло христианство на Руси
  • Почаев — это единственное место в православной Руси (и наверное в мире), где было дважды явление Богородицы
  • Почаевская Лавра — это место, где находятся мощи последнего канонизированного на данный момент общепризнанного Святого — Амфилохия Почаевского
  • Почаевская Лавра — место, где находится невыездной оригинал наиболее известной и чудотворной Иконы в христианском мире — «Почаевская Богородица»
  • Купель Святой Анны в Онишковцах — сюда едут со всей православной Руси за исцелениями бездетные пары

Прямой поездки Москва-Почаев никто уже не проводит. Такая поездка возможна исключительно через Киев. Прямого поезда или автобуса Москва — Почаев не существует.

Но истинные православные россияне все равно желают посетить Святые места Украины, помолиться возле чудотворных икон Почаевской и Киевской Лавр, окунуться в купелях Святой Анны и поклониться могиле Матушки Алипии.

Специально для таких, настоящих христиан по духу и по вере, мы и разработали наши программы посещения Киева, Почаева и Источника Святой Анны. Ждем в нашей поездке людей, которые не смотрят телевизор и не верят глупостям, в которых говорят об Украине.

Мы предлагаем Вам удобную, недорогую и насыщенную программу посещения святых мест Украины. Вам всего лишь надо приехать в Киев из Москвы (Питера, Челябинска и т.д.)

На данный момент — мы единственные организаторы в Украине, которые могут фото и видео отчетами подтвердить наши регулярные поездки в Почаевскую Лавру в период с 2014 по 2019 год. И соответственно почти в каждой нашей группе есть жители РФ, которые специально приехали в Украину, чтобы посетить Почаев.

Вы можете сами в любое время посмотреть наши фотоотчеты и отзывы паломников, которые ездили с нами. Для это зайдите на наши странички в Фейсбуке.

Программа нашей поездки крайне подходит жителям Москвы, которые могут сесть вечером в пятницу на поезд или автобус Москва-Киев и в понедельник утром уже быть дома.

Важная информация: поезда в Украину с Москвы ездят! Билеты надо покупать на Киевском вокзале г. Москва. Также ездят рейсовые автобусы Москва-Киев. фото с табло отправления поездов жд вокзала города Киев, сделанное в марте 2018 года.

Также ездят с некоторых автостанций Москвы автобусы в Киев

Дорога в Почаев из России идет только через Киев.

Для граждан России, которые хотят посетить Почаевскую Лавру мы предлагаем 2 удобных гарантированных варианта посещения. Единственный важный момент — легальный въезд в Украину по загранпаспорту с прохождением всех процедур на границе Украина — Россия.

Вариант 1.

Вы можете присоединиться к нашей регулярной поездке в Почаев из Киева.

информация о ней —

Вариант 2.

Вы можете заказать у нас индивидуальную программу посещения Киевских и Почаевских Святынь в любой удобный для Вас день.

Индивидуальная паломническо-экскурсионная программа «2 Лавры за 2 дня и Источник Святой АННЫ»

День 1

  • Утро. Встреча на жд вокзале
  • Завтрак
  • Посещение Софии Киевской и Владимирской горки, где стоит памятник Св. Владимиру Крестителю Руси. Посещение Киево-Печерской Лавры (монастырской части). Музейная часть Лавры по желанию.
  • Обед
  • Посещение знаменитых окольных монастырей Киева: скита Печерской Лавры — Китаево (Киевский Афон), Голосеевский монастырь с могилой Матушки Алипии, Феофания (женский Свято-Пантелеймоновский Монастырь)
  • Свободное время, ужин, прогулка по центру Киева. Факультативно экскурсия «Вечерний Киев» для желающих
  • Выезд в ночь на Почаев, чтобы успеть на утреннюю службу (450 км расстояние от Киева). В дороге обязательные санитарные остановки на АЗС

День 2

  • Почаевская Лавра, утрення литургия. Желающие могут идти на исповедь и (или) причастие. Посещение Скита-монастыря Духа Святого.
  • Посещение Скита-монастыря Святой Праведной Анны. Возможность окунуться в целебных водах купели, которую питает освящённой водой Источник Святой Анны
  • Возвращение в Киев на вечерний поезд Киев-Москва. Желающие могут остаться в Киеве для дополнительных экскурсий или отдыха

Стоимость программы:

650 долларов за группу 3-5 человек. Меньшая и большая группа просчитывается отдельно.

оплата возможна как в гривнах так и рублях по средне коммерческому курсу на момент оплаты. Привязка к доллару сделана исключительно по причине нестабильности национальных валют Украины и РФ

в цену входит:

  • транспортное обслуживание по Киеву, встречи на вокзале, переезд Киев-Почаев-Купель Анны-Киев, экскурсии по Почаевской Лавре, сопровождение представителем паломнической службы

в цену не входит:

  • входные билеты в музейные части Софии Киевской и Печерской Лавры, питание
  • личные расходы и т.д. чаевые водителям, гидам, сопровождающему на личное усмотрение паломников и туристов

Для связи с нами по любому вопросу, связанному с поездкой:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх