Помост

Вопросы веры

Почему человек злопамятный?

ЗЛОПАМЯТНЫЙ

Смотреть что такое «ЗЛОПАМЯТНЫЙ» в других словарях:

  • злопамятный — злопамятный … Орфографический словарь-справочник

  • злопамятный — См … Словарь синонимов

  • ЗЛОПАМЯТНЫЙ — ЗЛОПАМЯТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Не забывающий, не прощающий причинённого зла, обид. З. человек. | сущ. злопамятство, а, ср. и злопамятность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Злопамятный — прил. Долго помнящий зло I 1., обиду, не прощающий зла, обиды. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • злопамятный — злопамятный, злопамятная, злопамятное, злопамятные, злопамятного, злопамятной, злопамятного, злопамятных, злопамятному, злопамятной, злопамятному, злопамятным, злопамятный, злопамятную, злопамятное, злопамятные, злопамятного, злопамятную,… … Формы слов

  • злопамятный — злоп амятный; кратк. форма тен, тна … Русский орфографический словарь

  • злопамятный — кр.ф. злопа/мятен, злопа/мятна, тно, тны; злопа/мятнее … Орфографический словарь русского языка

  • злопамятный — злопа/мятный … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • злопамятный — ая, ое; тен, тна, тно. Долго помнящий обиды; не прощающий зла. Какой ты з.! Мазепа у Пушкина злопамятен. (Не) быть злопамятным. ◁ Злопамятность, и; ж. В чьих л. записках много злопамятности. Кто л. способен к злопамятности. Отличаться… … Энциклопедический словарь

  • злопамятный — злопамятность … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Злопамятный или обиженный?

Злопамятный или обиженный?
За последнее время столкнулась с тем как людей называют злопамятными. Отсюда появилась мысль разобраться в этом. Ведь большинство тех, кого называют злопамятными, такими себя не считают.
Разберёмся в понятии.
Что такое злопамятный?
Злопамятность — это обида, усиленная чувством беспомощности.
Злопамятность — это ожидание удобного момента нанести ответный удар.
Злопамятность — это отсутствие великодушия, неспособность простить.
Злопамятность — это мина замедленного действия, прикрепленная к душе человека.
1. Обида, усиленная чувством беспомощности. Всё таки обида. Вполне возможны случаи, когда человек не мог справится с обидой, которые ему нанесли. И в подобный момент вспоминает. Чаще всего не осознанно всплывает в памяти ситуация приносящая боль.
2. Нанести ответный удар: человек целенаправленно запомнил вашу ошибку и ищет возможность вам отомстить. Не скрывая своих негативных чувств.
3. Неспособность простить. Она будет проявляться во всех ситуациях. Так что если человек вам 10 лет все прощал, а тут вдруг не простил, это не про злопамятность.
4. Мина, прикрепленная к душе. Вот это скорее уже просто факт о злопамятным человеке,который убивает сам себя.
У меня есть мысль что много людей называют злопамятными из за подмены понятий. Стоит разобраться прежде, говорить о подобной особенности личности. Может вы правда сильно обидели человека. Может быть вы сами решили, что он вас простил, а на самом деле ситуация не разрешилась.
Говорите, говорите с людьми о важном, об обидном.
Те из вас кто считают себя злопамятными. Не путайте с реальным отношением к плохим поступкам.
Если вы не будете все время интерпретировать поступки окружающих людей, исходя из негативных посылов, то злопамятность никогда не станет чертой вашего характера. Ведь мы не можем наверняка знать, что становится истинной причиной действий окружающих, которые вызывают у нас обиду и злопамятность. Ведь это наша реакция, люди могут и не желать вас обидеть.
Злопамятство не порок, и к счастью не каждый второй обладает этой особенностью личности.

Злопамятность

Злопамятность – это особенность личности, не являющаяся врождённой, отражающая склонность личности на индивидуальном уровне длительное время не забывать обиды, причинённое зло (намеренное или нет). Злопамятный человек может долго вынашивать план мести и практически не способен на прощение проступков других. Таким людям свойственна не только длительная память на проступки других, но и скрытность, благодаря которой они держат обиду в себе, не спешат высказывать боль или недовольство, выражать открыто своё отношение к происходящему.

Злопамятность плохо влияет на психику, поскольку невыраженные чувства, постоянно прокручиваемые во внутреннем пространстве, будут постоянно искать реализации – в действиях, эмоциональном отреагировании, что ведёт к беспричинным ссорам, отсутствии хорошего настроения без причин и даже развитию психосоматических заболеваний.

Что такое злопамятность

Рассматривает злопамятность психология, как ряд навязчивых поведенческих паттернов, где проявляется склонность к навязчивому поведению (постоянные рассказы об обидчике) или воспоминанию (прокручивание в мысленном пространстве негативной ситуации). В итоге такое практически болезненное состояние может быть усилено чувством беспомощности, ведь чем меньше человек способен отреагировать в пространство, тем большее ощущение невозможности повлиять на свою жизнь. Если на обиду не реагировать агрессией, отстаивая собственные права, то в итоге вырабатывается не только злопамятность, но и беспомощность, как выученный паттерн поведения.

Данная личностная черта постепенно разрушает самого человека, отбирая у него великодушие, способность простить и тем самым облегчить собственные переживания, а также приводит к постоянному напряжению в ожидании удобного момента для мести. Может даже сложиться, что месть никогда не случится, так как в постоянных рассуждениях человек теряет способность именно активно менять действительность или же вторым вариантом будет неадекватное по силе воздействие, шокирующее всех окружающих – это следствие излишней аффектации из-за того, что длительное время ситуация накручивалась во внутреннем мире до непереносимой.

Проявляется злопамятность как в политическом мире (никто из диктаторов не прощал своих врагов, жестоко наказывали несогласных и надолго запоминали тех, кто осмеливался перечить), искусстве (известные личности не прощают успеха друг друга и пытаются оклеветать или напрямую подставить с аппаратурой во время концерта), так и в обыденной жизни.

Злопамятность на поступки мужа является наиболее распространённым жизненным примером, причём вошедшим во многие анекдоты и смешные истории каждой семьи. Вот тут стоит задуматься и научиться отличать такую индивидуальную черту от простого желания, чтобы человек выполнял данные обещания. Главное различие находится в глубинных причинах возникновения поведения – так для злопамятности характерен высокий уровень гордыни и тогда любое чужое замечание сразу бьет по наиболее больным местам, нет защиты и понимания, что другие люди имеют право на отличное мнение или альтернативные способы взаимодействия. Ущемленное эго всегда начинает гневаться и искать справедливости, которая не является объективной, а только хочет восстановить свою уникальность и опустить ниже тех, кто до этого блистал и показывал собственные недостатки.

Несмотря на то, что социум обычно негативно отзывается о данной индивидуальной особенности, окончательно исключать пользу нельзя, поскольку основная причина возникновения злопамятности – биологическая. Все неосознаваемые механизмы и закреплённые психо-биологические программы настроены, чтобы улучшить выживаемость, для чего необходимо быстро и крепко запоминать опасные и негативные места, так закрепилась инстинктивная реакция на длительное хранение любого негатива, исключительно в целях обеспечения хорошей жизни.

Злопамятность это хорошо или плохо

Негативные стороны злопамятности, как ведущей личностной черты в потере личности, человек начинает жить только обидами и прошлыми событиями, переставая развиваться. Ко всему этому основными эмоциональными переживаниями становится негативный спектр, что приводит к исчезновению внутреннего ресурса и возможности найти другие позитивные стратегии. На более глобальном уровне именно злопамятность способна вогнать всё человечество в спираль постоянного насилия и агрессии, когда вместо того, чтобы понять другого, раскаяться самому, упростить ситуацию, люди только нагнетают, культивируя негативистичные эмоции, распаляя взаимную ненависть.

Это не просто плохие переживания, это реальная нагрузка на нервную систему, а вследствие и на кровеносную, сердечную, пищеварительную. Даже проводились исследования, подтверждающие, что язвенные эрозии, проблемы с сердечной мышцей и ранняя смертность характерны людям злопамятного типа. Ведь вместо того, чтобы отпустить переживания и как-то трансформировать эмоции во внешнем мире, люди раскручивают их в себе, устраивая стрессы из прошлого, когда нет необходимости в настоящем.

Плохо отражается такая личностная черта как злопамятность на самом человеке, лишая его возможности духовного роста и реализации, постоянно терзая изнутри. Со временем такой индивид теряет все социальные связи, ведь построение подобных отношений является токсичным и сами окружающие перестают контактировать с тем, кто долго помнит любые обиды. Возможны разрывы отношений и с теми, кто способен терпеть подобное в свой адрес – обычно тут инициатором является сам злопамятный, поскольку пока ему позволяют это поведение, сам он всё больше накручивает ситуацию, представляя обидчика уже чуть ли чертом, и решая прекратить всяческие контакты.

Окружающим, если они не умеют абстрагироваться, чужая злопамятность также несёт только негативные моменты. Вы можете жить, не подозревая, что обидели человека (эта черта часто связана со скрытостью и накоплением обиды), и в какой-то момент получить резкий ответ, припоминание своих проступков или откровенную месть за ситуацию, прошедшую больше года назад. Обычно с такими людьми невозможно договориться, им мало одного извинения за проступок – это манипуляция, где окружающие будут вечно ходить по кругу реабилитации своего проступка и никогда не смогут его загладить.

Но совершенно жить без такой черты, как злопамятность также невозможно, если не запоминать, что кто-то постоянно делает плохо, то можно общаться с негативными людьми. Это будет мазохистический тип жизни, где снова и снова вы будете возвращаться туда, где плохо или больно, где недостойное обращение. Изначально ведь закрепление памяти именно на негатив обусловлено программой выживания, а значит помнить, где живёт змея важнее, чем где найти вкусную шелковицу. Так же и в социальном мире – важнее помнить, кто вас предаёт и делает больно, разрушает эго и самооценку, чем где вас угощают и рассказывают какой вы молодец.

Как избавиться от злопамятности

Злопамятность не имеет генетической обусловленности, а значит, её развитие или прекращение зависит от самого человека. Жизненный стиль, отношение к окружающим, мировоззрение – это те моменты, когда есть выбор, двигаться ли в сторону развития негативизма или гармонизации пространства внутри себя и во всём окружении. Тем, кто хочет снизить градус собственной злопамятности необходимо постоянно держать в голове позитивный подход и стараться интерпретировать действия других с хорошей позиции. Никто не знает истинную причину любого поведения другого человека, пока не спросит (даже это не гарантирует ясности), поэтому ищите позитивное, пока не доказано обратное. Смысл примерно как с презумпцией невиновности – родители кричат на детей, чтобы те не обожглись, учитель проявляет строгость, чтобы научить, а муж может исчезнуть, чтобы не подвергать опасности близких, если он связан с опасными структурами. Вы никогда до конца не знаете, так что ищите позитив.

Учитесь работать с чувствами и находить способы их трансформации. Кому-то подходит психотерапия, другим отлично помогают различные арт-техники, поскольку многие негативные эмоции оседают именно в теле, хорошо помогают физические нагрузки или умение переключиться. Неважно как вы будете сбрасывать полученный стресс – главное получить разрядку. И пусть у вас будет пятьдесят четыре одинаковых мрачных картины, зато в душе после этого станет светлее.

Проявляйте конструктивность и вместо того, чтобы прокручивать в голове диалоги и возможные варианты мести и достойных ответов – поговорите с обидчиком открыто, предложите пути компенсации своего чувства обиды. Можно сказать о том, что неприятно, когда забывают ваши любимые пирожные, но вам станет легче, если сейчас вас погладят. С руководством можно обсуждать приемлемые способы общения, а вот с мимолётными знакомыми просто прекращать взаимодействие.

Оставляйте себе время на обдумывание ситуации – это отличная практика, чтобы снизить аффект, продумать, чего вы хотите. Но только не затягивайте период, и всё, что вы анализируете в это время должно касаться разрешения ситуации, а не наращивания аффекта. Потом максимально быстро после успокоения идите к тому, кто обидел, и прямо решайте все возникшие вопросы без недосказанности, намёков и желания уколоть исподтишка. Если прямой разговор не помогает и человек собирается продолжать в том же духе, то это не ваша злопамятность, а его дурной характер, так что запоминайте этот разговор и старайтесь держаться подальше. Это должно быть на уровне не пить кипяток – вы просто этого не делаете, без обиды на горячую воду и без постоянного прокручивания в голове как это несправедливо.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

злопамятство

Злопамятство

♦ Ressentiment

Гнев слабых. Употребление этого слова в философском контексте связано с Ницше, который называл злопамятство «воображаемой местью», с помощью которой рабы, лишенные возможности действовать, пытаются компенсировать свое реальное унижение, изобретая в рамках морали или религии фантастические кары своим угнетателям – варварам или аристократам, которые их угнетают, – это единственный способ одержать над ними верх. Этим чувством отмечено «восстание рабов в морали» («К генеалогии морали», рассмотрение I, 10), и оно же стало причиной, по которой евреи стали народом, возведшим злопамятство в ранг святыни (там же, 16). Злопамятство приводит к переоценке ценностей (то, что для хозяина, то есть аристократа, – «благо», для раба – «зло»), и Ницше делает попытку совершить еще одну такую переоценку. Парадокс истории, объясняет он, заключается в том, что победили слабые. Их было намного больше, они были гораздо хитрее, терпеливей и осторожней. Время, многочисленность и усталость работали на них. В частности, в Европе евреи в конце концов побеждали везде: в Греции, «с этим евреем Сократом» (а может, и с Платоном, обучавшимся у «египетских евреев») и в «иудаизированном Риме»; во время реформы Церкви «Иудея снова восторжествовала»; наконец, Иудея «еще раз одержала верх над классическим идеалом с Французской революцией: последнее политическое дворянство, существовавшее в Европе, дворянство XVII и XVIII французских столетий пало под ударами инстинктов злопамятства» (I, 16). Читать эти строки довольно неприятно (правда, я мог бы процитировать и другие, еще более хлесткие), однако эта неприязнь нисколько не мешает ясности понимания, что же такое злопамятство. Другое дело, что их чтение должно внушить нам определенную бдительность. Противоположностью, а точнее сказать – симметричным понятием злопамятства, является презрение – чувство ничуть не менее отвратительное. Злопамятство есть сила слабых; презрение – слабость сильных. Эти понятия полезны, эти чувства опасны. Противовесом тому и другому служит милосердие.

Злопамятность (злопамятство) как качество личности – склонность проявлять стойкое, навязчивое воспоминание об обиде, оскорблении, причиненном зле и вреде, не утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости, не иметь искреннего желания простить а, зачастую, хотеть отомстить.

Жители одной деревни решили наказать своего сородича и бросили его в яму. Те, кому он навредил, решили, пусть каждый сам учинит суд над ним. Стоя на краю ямы, одни плевали на злодея, другие бросали в него комья грязи. Вдруг в несчастного полетел камень. Изумлённо посмотрел тот на бросавшего и спросил: — Всех здешних я знаю. А ты кто таков, почему бросаешь в меня камнем? Человек ответил: — Я тот, кого ты обидел двадцать лет тому назад. Провинившийся удивился: — Где же ты был всё это время? — Всё это время, — прозвучал ответ, — я носил этот камень в моём сердце. А теперь, когда я увидел тебя в таком жалком положении, то взял камень в руку.

Мужик приходит к стоматологу, садится в кресло, трясясь от страха. Врач смотрит на него пристально и говорит, улыбаясь: » А помнишь, Петров, как ты меня в шестом классе булавкой колол?»

В человеке есть основные и второстепенные качества. Нельзя умалять ни те, ни другие, через малое проявляется большое и значимое. Злопамятство при любых обстоятельствах не опустится до второстепенности, ему подавай главные роли. Когда составляется психологический портрет личности, злопамятство, если оно присуще человеку, всегда фигурирует в первых рядах выявленных качеств: мстительный и злопамятный Гитлер, безвольный и злопамятный Николай II, жестокий и злопамятный Муссолини. Когда актера Михаила Мамаева попросили изобразить свой автопортрет, он сказал: «Я коварный, злопамятный, воинственный и мстительный кочевник-азиат с двумя-тремя чертами характера цивилизованного европейца. Опасайтесь стать моим врагом – в таком щекотливом деле, как справедливое возмездие за обиду, я не признаю сроков давности. Око за око и зуб за зуб! У меня и стихотворение было такое: “И я живу, ни шпильки не прощая”.

В словаре В.И. Даля находим: “Быть злопамятным, предаваться злопамятству – долго помнить зло или обиду, даже и ненамеренную, не забывать и не прощать, быть мстительным”. Обычно злопамятство идет в одной связке с мстительностью, коварством и лицемерием. И то и другое предполагает скрытность, а без него и злопамятству никуда не деться. Если человек открыто выражает свое отношение к творимому по отношению к нему злу, гнев выплескивается наружу. Внутри не остается ненависти, злобы и обиды. Обычно проявленные негативные чувства и эмоции выветриваются, как нестойкие духи. Когда же человек обозлился или обиделся (первое больше присуще мужчинам, а второе – женщинам) и скрыл это, предпочитая не показывать свое внутреннее состояние, то гнев остался внутри него. Появились условия для злопамятства. Иными словами, злопамятство – не проявленный во время и к месту гнев за причиненную боль и зло. Уязвленный человек, не выдавая свою злость или обиду, ведет себя лицемерно и коварно, обдумывая планы отмщения.

Какая прелесть в быстром отмщении? Как крестьянин выкармливает поросенка на сало, злопамятство обожает выращивать зло для будущей мести, злорадства или коварства. Как-то у Сталина собралось очередное застолье со своими соратниками. Как всегда, Сталин исполнял роль тамады и, как всегда, сам предложил тему для беседы. На этот раз было решено обсудить, что такое счастье. Орджоникидзе сказал, что для него счастье – это работать для блага социализма; Киров сказал, что для него счастье – в любви к партии, в преданности Сталину, Тухачевский определил счастье как любовь к женщине… Сталин подумал и сказал: «Счастье – это иметь врага… Всю жизнь преследовать его, настигнуть и уничтожить, а затем выпить бокал хорошего грузинского вина».

По цепочке от раздражения к злости, а от нее к гневу человек далее следует к необходимости выбора: проявить гнев, пойти к другим проявлениям гнева – ярости и бешенству или скрыть свой гнев, преобразив его в злопамятство – законсервированное зло. Его, как ржавый якорь далекого прошлого, приходится тащить через настоящее посредством навязчивого вспоминания, переживания в сотый раз негативных событий минувшего. Не выпущенный в свое время на свободу гнев разрушает душу. Как обмусоленный окурок прошлого, его, обжигая губы, пытаются раскурить в настоящем.

Глубинная причина злопамятства – претензии ложного эго относительно слов и действий других людей, то есть гордыня. Когда, по мнению эго, другой человек ведет себя не так, как оно хотело бы, возникает повод для гнева, обиды, злобы и ненависти. Оно не признает право других людей быть другими, отсюда и возникают проблемы гневливости.

Человеку свойственно прочное запоминание причиненного ему зла – страдает эго. В то же время у него короткая память на зло, учиненное другим людям. Допустим, о своем зле мы покаялись и надеемся на божью милость прощения. Но ведь наш обидчик тоже мог покаяться Богу за причиненное нам зло и получить прощение. Выходит, наше злопамятство идет поперек воли Бога. Бог ему простил, а мы нет. Значит, мы себя мним выше Бога, а это грех гордыни в чистом виде.

В одной популярной песне есть такие слова: «Надо простить всё, что остыло. Прошлого нет, прошлое было». Вместо этого человек легкомысленно относится к своему злопамятству, отшучиваясь: «Я не злопамятный, просто злой и память у меня хорошая». Или: «Я не злопамятный. Отомщу и забуду». Вспоминают, что в детстве будущего великого физиолога Павлова якобы укусила собака. Укусила и забыла… А Павлов вырос и не забыл…

В злопамятстве многие находят «баланс справедливости на Земле», неотвратимость судьбы и благодеяние. Заблуждение. С черной душой полной зла невозможно творить добро. Нужно ненавидеть само зло, а не человека его сотворившего. В подвижнических наставлениях св. Исаака Сирина находим: “Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грех его”. Необходимо и злопамятство в отношении собственных грехов – иначе, скоро забывая свое зло, не с чем будет идти к покаянию. Иными словами, злопамятство разрушительно, а память о зле – спасительна.

В контексте злопамятства мы напоминаем мужа, который вбегает в контору агентства, дающего советы семейным парам, и кричит: “Необходимо что-то сделать с моей женой. Скорее! Она историчка, она историчка! Консультант отвечает: “Подождите, подождите! Вы, наверное, хотите сказать, что она истеричка!” – “Да нет же, она историчка. Она вытаскивает все из прошлого!” Действительно, людям свойственно тысячи раз возвращаться в прошлое и по-новому переживать все плохое, что сделал ему другой человек. Не зря говорят, что для хорошего брака нужна плохая память.

У злопамятства, как у хамелеона, множество оттенков. Интересно, узнаете ли вы его признаки в себе? Представим, что вы простили человека за нанесенную в прошлом обиду, но он не унимается и снова вас обижает. Откуда что берется? Казалось бы, угли зла давно потухли, но новая порция обиды разжигает костер. А может быть и так, злоба ушла, ее виновник прощен, но вот у него горе, и вы испытываете тайное злорадство, получаете моральное удовлетворение от этого.

Допустим, что и этот оттенок порока вам не присущ. Давайте попробуем этот: вы узнаёте, что человек, когда-то причинивший вам зло, необыкновенно успешен, удачлив и счастлив. Зашевелилось ли в вас недоумение и разочарование, не возникла ли претензия к миру на предмет его несправедливости? Как видите, злопамятство многолико, и душе стоит изрядно потрудиться, чтобы вытравить все его корни.

Злопамятство имеет разные уровни. На уровне конфликтов вырастает его мелкая разновидность. Зло мелкое, эпизодическое, случайное простить легко, а как быть с масштабным, серьезным злом? Что делать со злопамятством – продуктом жестоких преступлений? Безнаказанность провоцирует зло на новые чудовищные злодеяния. Злопамятство нельзя путать с мстительностью. В первом случаем мы помним о зле, во втором – мстим за него.

Всем известна истина: добро должно быть с кулаками. Если безоговорочно записывать злопамятство в порок, как же быть с осуждением зла? Общество осуждает зло и в то же время предает анафеме злопамятство. Простить – не значит забыть. По этому поводу преподобный Нил Синайский писал: “Кто памятозлобствует на бесов, тот не злопамятен на людей”

Плохая память делает зло непобедимым и, наоборот, хорошая историческая память о зле, совершенном, к примеру, фашистскими извергами, предохраняет человечество от реванша коричневой чумы. Память о чудовищном зле – любовь к его жертвам.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх