Помост

Вопросы веры

Почему Юрьев день

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.

Что такое Юрьев день

Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.

Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.

Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.

Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.

Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.

Отмена Юрьева дня

Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.

Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.

Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.

Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.

Введение Юрьева дня

У крестьян на Руси было право “выхода”, то есть возможность смены феодала. Такое правило существовало с XI века, то есть с периода действия Русской Правды в Древнерусском государстве. К концу XV века относится установление единого срока крестьянского выхода.

Введение Юрьева Дня

Крестьянам были предоставлены две недели, одна до, а другая после дня памяти Святого Георгия. Одним из вариантов имени Георгий было Юрий, поэтому 26 ноября получило название Юрьев день. Следовательно, крестьяне меняли феодала уже после сбора урожая и расчета по денежным и натуральным повинностям.

Рис. 1. Юрьев День.

Датой введения Юрьева дня стал 1497 год. Именно тогда при великом князе Московском Иване III появился общерусский свод законов – Судебник. В государстве шло оформление крепостного права. Оно требовалось для содержания многочисленного служилого сословия. Материальной базой крепостного права стала система барщины.

При переходе от одного помещика к другому крестьянин платил своеобразную пошлину –пожилое. Усиление крепостного права произошло согласно Судебнику Ивана IV от 1550 года. Он увеличил размер пожилого. Из-за разорения в период Ливонской войны царь решил ограничить крестьянский выход и в 1581 году издал указ, который ввел первый “заповедный год”, то есть запрет смены владельца. Это было необходимо и для проведения переписи.

Распространение крепостного права в России XVI века было неравномерным. Оно отсутствовало на севере, на Каме, в малонаселенном Поволжье южнее Казани и на Урале. Больше всего крепостных крестьян было вокруг Москвы, а также вдоль южной и западной границ, где часто велись войны с соседями.

Рис. 2. Иван III.

Вопрос об отмене Юрьева дня до сих пор является дискуссионным. В XVIII веке историк Василий Татищев считал, что крестьян окончательно закрепостили в 1592 году царь Федор Иоаннович и его сподвижник Борис Годунов.

Более правдоподобной выглядит версия о том, что Юрьев день был отменен при втором царе из династии Романовых – Алексее Михайловиче. Это произошло в 1649 году после принятия Соборного Уложения.

Соборное Уложение 1649 года представляло собой свод законов, который действовал около 180 лет сначала в царстве Русском, а потом и в Российской империи. Оно ввело бессрочный сыск беглых крестьян. Они часто бежали к казакам на Дон.

Рис. 3. Алексей Романов 1649.

Что мы узнали?

Следует знать, при каком царе был отмечен Юрьев день, то есть право крепостных крестьян на смену феодала. Это событие стало одним из этапов оформления крепостного права в России.

Тест по теме

Оценка доклада

Кто придумал Юрьев день, и кто его отменил.

Многие слышали пословицу «Вот тебе бабушка и Юрьев день», но мало кто знает, что она означает. Кто такой Юрий, почему с ним связана эта пословица, мы расскажем в статье.

Что такое Юрьев день в истории: определение

Со Святым Юрием или Георгием, связано много интересных, необычных историй. Изначально это крестьянин, который жил в зажиточной семье в 3 тысячелетии нашей эры. Он подрос, стал красивым, умным видным юношей и поступил на службу к императору. Вскоре стал его приближенным лицом, служил верой и правдой. Но в то время были серьезные гонения крестьян, и Георгий не выдержал этого, и сказал императору о своем происхождении. Что тоже крестьянин, при этом император доверяет ему, больше чем всем остальным. Он возмутился гноением крестьян. Конечно, императору этого не понравилось, он убил юношу. С тех пор Георгия стали считать святым, потому как он проповедовал христианство и распространял его.

Стоит отметить, что день Святого Георгия отмечался только в России. В других религиях больше этого дня нет. Исходя из этого Юрьев день — это день Святого Георгия, который отмечался 9 декабря, до отмены крепостного права.

Работа на поле

Многие крестьяне ждали Юрьево дня, потому что только в этот день можно было перейти от одного землевладельца к другому. То есть это своеобразный переход от одного барина к другому. При этом крестьянин должен был заплатить определенную сумму. Если быть точнее, то это деньги, благодаря которым он жил на земле его владельца в предоставленном доме. Самое интересное, что в народе называют этот день Егора. Именно благодаря этому возникло выражение «объегорить», то есть обмануть. Не все помещики честно рассчитывались с крестьянами и выплачивали им те деньги, которые они заслужили. Многие из них были просто обмануты, им выплачивали в конце мизерные суммы.

Работа на поле

Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.

С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.

Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.

Пшеничное поле

Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.

Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.

Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.

Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.

Русское поле

«Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма

После 1581 года и возникла пословица «Вот тебе бабушка и Юрьев день». Означает отмену надежд, горькое разочарование. Действительно, многие люди ждали этого дня, чтобы покончить свои отношения с барином, который сдирал с них три шкуры, и перейти на монастырские земли. Но теперь уходить было некуда, потому как у монастырей отобрали эти земли и обрабатывать было нечего. Вариантов работы для крестьян практически не оставалось, кроме как ходить от одного барина к другому.

Много историков считают, что на самом деле церковная реформа мало на что повлияла, потому как тогда были достаточно смутные времена для крестьян. Земли было огромное количество, крестьян мало, поэтому помещики были сами заинтересованы, чтобы у них работали крестьяне и предлагали им довольно неплохие условия. Но тогда возникли случаи ухода крестьян от барина. То есть крестьяне бежали от одного землевладельца к другому.

Русское поле

Окончательно покончено с Юрьевым днем было в 1649 году, при Александре Михайловиче. Тогда был принят документ, который назывался Соборное уложение. Согласно этому документу полностью ликвидировались права крестьян переходить от одного помещика к другому. Соответственно именно с этой даты крестьяне стали крепостными, то есть навсегда прикрепленными за определенной землей и землевладельцем.

Русское поле

Ученые до сих пор спорят, когда было основано крепостное право. Многие придерживаются версии Соборного уложения. Но некоторые считают этот процесс более растянутым во времени.

Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054)
26 ноября / 9 декабря

26 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю (= 9 де­каб­ря в XX–XXI вв.) в Пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре зна­чит­ся празд­ник Освя­ще­ния церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, ко­то­рая на­хо­ди­лась пе­ред вра­та­ми Свя­той Со­фии Ки­ев­ской (1051–1054). В на­ро­де – «осен­ний Юрьев день».

При­ме­ча­тель­но, что это был пер­вый соб­ствен­но рус­ский цер­ков­ный празд­ник, вне­сён­ный в пра­во­слав­ные Ме­ся­це­сло­вы. Уже вско­ре по­сле кре­ще­ния Русь ста­ла пред­ощу­щать се­бя бу­ду­щей пре­ем­ни­цей сла­бе­ю­щей Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, а столь­ный град Ки­ев – пре­ем­ни­ком Ца­рь­гра­да. В нём (по ана­ло­гии с Кон­стан­ти­но­по­лем) был уже вы­стро­ен и свой со­бор в честь Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. А на­про­тив Со­фии ве­ли­кий князь Яро­слав Муд­рый (в кре­ще­нии – Ге­ор­гий) по­ста­вил храм во имя сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля. Да­та освя­ще­ния то­же не бы­ла слу­чай­ной: имен­но в этот день был освя­щён один из че­ты­рех Ге­ор­ги­ев­ских хра­мов Кон­стан­ти­но­по­ля. По пре­да­нию, и сам чин освя­ще­ния со­вер­шил не грек, а пер­вый рус­ский гла­ва на­шей Церк­ви мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ила­ри­он (1051–1054), что бы­ло пря­мым вы­зо­вом Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту, в со­став ко­то­ро­го вхо­ди­ла то­гда Рус­ская Цер­ковь на пра­вах мит­ро­по­лии.

В Мос­ков­ской Ру­си этот на­цио­наль­ный празд­ник стал офи­ци­аль­ным сро­ком, ко­гда по­се­лив­ший­ся на гос­под­ской зем­ле и за­клю­чив­ший с вла­дель­цем порядную гра­мо­ту кре­стья­нин имел пра­во уй­ти от хо­зя­и­на. Для это­го ему тре­бо­ва­лось лишь вы­пол­нить по от­но­ше­нию к нему все обя­за­тель­ства. Это бы­ло един­ствен­ное вре­мя в го­ду (неде­ля до и по­сле Юрье­ва дня), ко­гда за­ви­си­мые кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить от од­но­го вла­дель­ца к дру­го­му. В кон­це XVI ве­ка пра­во пе­ре­хо­да от­ме­ни­ли, на­сту­пи­ла пол­ная кре­пост­ная за­ви­си­мость, и со­жа­ле­ние о по­те­рян­ном дне сво­бо­ды за­пе­чат­ле­ли на­род­ные по­сло­ви­цы. «Вот те­бе, ба­буш­ка, Юрьев день» (кто-то впер­вые узнал о за­пре­ще­нии пе­ре­хо­да). «На­ря­жа­лась ба­ба на Юрьев день по­гу­лять с бар­ско­го дво­ра» (да те­перь уж нель­зя)!

Для на­ше­го вре­ме­ни это со­звуч­но с се­то­ва­ни­я­ми о вне­зап­ных де­неж­ных ре­фор­мах, де­фол­тах и иных по­тря­се­ни­ях. В Рос­сии лю­бят пре­под­но­сить на­ро­ду «сюр­при­зы», а он лишь оха­ет и вос­кли­ца­ет. Что по­де­лать: дол­го­тер­пе­ние – да­же бес­смыс­лен­ное – по­чи­та­ет­ся у нас глав­ной хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­лью.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

LiveInternetLiveInternet

Юрьев день – так на Руси назывался день великомученика Георгия Победоносца или день святого Георгия, называвшегося еще святым Юрием или Егорием.

Юрьев день бывает дважды в году. Весной, 6 мая (или 23 апреля по юлиан. календарю) и поздней осенью, точнее, уже зимой – 9 декабря (26 ноября по юлиан. календарю).

Именно с осенним праздником святого Георгия связаны исторические события, послужившие возникновению знаменитой поговорки: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», выражающей разочарование или сожаление.

Об истории праздника

26 ноября 1051 г. в Киеве был торжественно освящен храм во славу Георгия Победоносца и князем Ярославом Мудрым указано праздновать этот день «по всей Руси».

Праздник по временному расположению совпадал с завершением крестьянами с/х работ и проведением итоговых взаиморасчетов их с землевладельцем, а также сбором податей.

Крестьянский вопрос

Суть феодальных отношений проста: у помещиков есть право владеть землей, у крестьян есть право на этой земле жить и работать, выплачивая владельцу барщину или оброк. Оставаясь юридически свободным, крестьянин мог покинуть одного помещика и перейти к другому, при условии, что все задолженности по аренде погашены. Это логично, и так было до 1497 года.

Иван III Васильевич и его Судебник

Когда Иван III Васильевич завершил собирать русские земли в единое Московское государство (1462–1505 гг.), встал вопрос об управлении доселе разрозненными княжествами. А значит, понадобилась законодательная база, юридический документ единый для всех. В 1497 году по указу Ивана III был разработан свод законов, Судебник, в котором нашли отражение многие стороны государственной жизни: права и обязанности должностных лиц разного уровня, ответственность за преступления, порядок судопроизводства и так далее. Ценность этого юридического документа в том, что впервые были приняты законы единые и обязательные для выполнения на всей территории Московского государства. В статье 57 Судебника также впервые был ограничен переход крестьянина от одного помещика к другому сроком всего в две недели. На переезд давалось по неделе до и после Юрьева дня.

Судебник и указы Ивана IV Грозного

Новый Судебник, появившийся в 1550 году, был необходим государству, которым правил внук Ивана III, Иван IV Васильевич. Все предыдущие годы увеличивались денежные и натуральные повинности. Установленная новая единица налога, большая соха, зависела теперь от плодородия почвы и социального положения землевладельца. Это не добавляло порядка. Народ возмущался, бояре чинили произвол. Кроме того, присоединялись новые земли, рос государственный аппарат. Составители нового свода законов взяли за основу старый Судебник. В основном были внесены изменения в положения, усиливающие центральную власть. Что касается крестьянства, то подтверждалось правило Юрьева дня 1497 года, но с увеличением платы за аренду и пр. Усилил зависимость крестьянина от господина и закон об ответственности феодала за преступления крестьян. Это был следующий шаг на пути к крепостному праву, хотя говорить о порабощении еще рано. Оба Судебника предоставляли крестьянам значительную свободу, оставляя их правоспособной частью населения.

Заповедные лета

В середине 16 века Иван Грозный ввел опричнину, с помощью которой стремился уничтожить сепаратистские настроения знати. Это привело к обострению противоречий и ухудшению положения крестьян. Страна находилась уже 25 лет в состоянии Ливонской войны, что также не способствовало улучшению экономики. В разгар военных действий, которые Россия проигрывала, Иван IV издает указ о введении заповедных лет. Было запрещено крестьянам менять местожительство и, соответственно, помещика даже в Юрьев день. Выгоду от этого закона почувствовали все землевладельцы, поэтому они уговаривали царя не отменять указ, жаловались на переманивание крестьян более богатыми конкурентами. Из сохранившихся документов понятно, что это рассматривалось как временная, вынужденная мера. Но Б.Д.Греков отмечает в своей книге, что «временность затянулась, закон прочно и надолго лег в основу дальнейшего крепостного права в России».

Пятилетний сыск беглых. ​Урочные лета

Крестьяне, еще не забывшие что такое Юрьев день, протестовали против своего положения, как умели. Кое-где поднимались крестьянские волнения, которые быстро подавлялись. Но основным способом защиты своих интересов они считали побег. Служилые люди засыпали государственный аппарат челобитными жалобами на это. На троне пребывал средний сын умершего Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Этот мягкий человек полностью доверил власть Борису Годунову, своему родственнику. В ответ на жалобы землевладельцев на массовые крестьянские побеги он пишет указ от 24 ноября 1597 года, по которому устанавливается пятилетний срок на поиски беглецов. Суть закона сводилась к следующему: сбежавшего 6 лет назад следовало оставить там, где он проживал в настоящее время, всех остальных беглецов, включая и тех, кто убежит после указа, разыскивать в течение 5 лет и вместе с семьей возвращать на место.

Указы Годунова

Урочные лета были выгодны тем, к кому отправлялись беглецы. А это были богатые люди, которые могли их надежно спрятать. Но указ был совсем невыгоден средним землевладельцам. Крестьяне тоже роптали, обстановка в стране накалялась, все связывали свои ухудшающиеся дела с именем Годунова.

Кроме того, выдался неурожайный год, цены на продукты выросли в 100 раз, начался голод. Вынужденный пойти на уступки, чтобы дать крестьянину выжить у более богатого помещика, Борис Годунов возвращает ему право на перемещение в Юрьев день, дата которого осталась неизменной. Он издает временные указы накануне или во время «юрьевских» недель, чем вызывает еще большее раздражение у людей, просто не успевающих воспользоваться ими.

Политика Шуйского

Вступивший на престол Василий Шуйский для подавления крестьянских бунтов издает в 1607 году указ, в котором совершенно и однозначно объявляет всех крестьян, записанных помещиками в писцовых книгах с 1592 года, прикрепленными к ним навсегда. Кроме того: на поиски беглых отводится не 5, а 15 лет; принявший чужого крестьянина платит штраф 10 рублей; увеличивается размер «пожитого» до 3 рублей в год; нанимать чужого крестьянина на временную работу можно только с разрешения его господина; сыск беглых становится обязательным. Новый закон так понравился землевладельцам, что они всеми силами старались сохранить его как можно дольше. Даже после пленения Шуйского поляками и начала царствования Алексея Михайловича Романова указ продолжал работать. Никто уже и не вспоминал, что такое Юрьев день.

Соборное Уложение 1649 года

Царь Алексей Михайлович, собрав в 1648-1649 годах Земский Собор, работал вместе с ним над новым сводом законов. 111 статей в нем были посвящены крестьянскому вопросу. Это говорит о серьезности положения страны в то время, а также о возможности решить многие проблемы в государстве только после решения вопроса, связанного с крестьянством. Соборное Уложение указывает на постоянную крепостную зависимость, согласно книгам 1592 года, в силу чего отменяет урочные годы, то есть объявляет бессрочный поиск беглецов. Уложение утверждает наследственное (для господ) и потомственное (для крепостных) прикрепление крестьян. Это был последний шаг к крепостничеству на Руси. Православные люди, вспоминая праздник в честь великомученика Георгия, уже не помнят об исторической сути Юрьева дня, хотя в момент разочарования с языка слетает неведомо откуда взявшееся: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

https://www.syl.ru/article/330000/chto-takoe-yurev-den-v-istorii

Краткое жизнеописание Георгия

Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.

День памяти Георгия

Сам день памяти Георгия-Юрия является чисто русским праздником. Его нет в других православных Церквах. Память пострадавшего за веру воина Георгия, жившего при императоре Диоклетиане, по новому стилю отмечается 6 мая и 9 декабря. У множества православных народов, к примеру, у южных славян, Георгий – покровитель земледельцев. Всем известно совершенное им убийство змея, изображенное на московском гербе.

Чудо о змие

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле.

Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

Воскрешение вола

Но, кроме убийства змея, он почитался и за другое деяние. Георгий однажды повстречал на своем пути бедного крестьянина. У этого человека пал единственный вол. Георгий упросил Бога своей молитвой оживить вола. Крестьяне трактовали победу над змеем как возможность молитвы этому святому с просьбой защиты от укусов ядовитых змей, нападающих на скот, а также от хищных животных вообще.

Память о святом

Еще с 10 века на Руси стало распространенным имя «Юрий» и «Георгий». Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестившего Русь, был наречен в крещении именно Георгием. Ярослав в честь своего покровителя соорудил в Киеве Георгиевскую церковь, находящийся в Великом Новгороде Юрьев монастырь, а также основал прибалтийский город Юрьев. Церковь, расположенная в Киеве (на фото выше), в период средневековья несколько раз была разрушена и перестроена. Окончательно ее уничтожили лишь в 1934 году. Сегодня об этой церкви напоминает лишь название переулка в Киеве, расположенного неподалеку от Золотых ворот (Георгиевский переулок). В наши дни город Юрьев принадлежит Эстонии. Он был переименован в Тарту. А расположенный в Великом Новгороде Юрьев монастырь (на фото ниже) действует и сегодня. Он является одной из основных достопримечательностей этого города. Благодаря ему многие наши соотечественники вспоминают о том, что такое Юрьев день.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх