Помост

Вопросы веры

Почему земля обетованная

Автор статьи: Александр Фирцев Интернет-маркетолог, редактор сайта «На доступном языке»
Дата публикации:08.11.2017

Происхождение фразеологизмов, как правило, всегда было связано с бытом или трудовой деятельностью людей, живших в давние времена. Возраст большинства из них составляет 300 лет и более.

Есть среди устойчивых словосочетаний и настоящие «долгожители». К таковым относятся фразеологизмы, заимствованные из Библии. Они вошли в устную речь древних людей во времена Ветхого Завета, то есть более 2000 лет назад, задолго до Рождества Христова. Фраза «земля обетованная» как раз и является одним из библейских ветхозаветных фразеологизмов.

В современной речи используется множество вариантов фразеологизма, где ключевым словосочетанием является «земля обетованная».

Эта часть фразеологизма используется в устной и письменной речи с разными глаголами – дать, найти, обрести, получить, жить, идти, вести. В «Ветхом Завете» — в каждой из пяти книг пророка Моисея («Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие»), упоминаемая нами фраза в полном варианте звучит так — «дам землю обетованную, где течет молоко и мед». Принадлежит она Господу Богу Сущему. Он произносит ее пророку Моисею. Моисей же говорит от имени Господа Бога Сущего с народом, передавая ему слово в слово то, что сказал Бог.

Данный фразеологизм содержит несколько смысловых основ. Первая из них – это смысл слова «обетованная», то есть данная по обету, обещанию. Господь обещал Аврааму, Исааку, Исаву и Иакову – предкам Моисея, за то, что они не отступили от Господа, соблюдали его законы и не поклонялись идолам, дать в вечное владение землю, в которой все поколения будут жить в мире, достатке и благоденствии.

Этот первоначальный смысл фразы «обрести землю обетованную» сохранился до наших дней и означает обретение мира в душе, достатка, изобилия, благополучия.

Страна обетованная

Смотреть что такое «Страна обетованная» в других словарях:

  • страна обетованная — см. обетованный … Словарь многих выражений

  • страна — ы; мн. страны; ж. 1. Государство. Капиталистические страны. Страны Ближнего Востока. Промышленность страны. Президент страны. Парламент страны. Железные дороги страны. Внешний долг страны. 2. Местность, территория, выделяемая по географическому… … Энциклопедический словарь

  • СТРАНА — Оркова страна. Книжн. Устар. Страна смерти, ад. /em> В греческих и римских мифах Orcus – преисподняя. БМС 1998, 553. Страна восходящего солнца. Публ. Патет. Япония. Мокиенко 2003, 111. Страна дураков. Жарг. арм. Шутл. Сон. /em> Выражение из… … Большой словарь русских поговорок

  • страна — ы/; мн. стра/ны; ж. 1) Государство. Капиталистические страны. Страны Ближнего Востока. Промышленность страны. Президент страны. Парламент страны. Железные дороги страны. Внешни … Словарь многих выражений

  • Обетованная земля (За гранью возможного) — Обетованная земля The Outer Limits: The Promised Land Жанр фантастика Режиссёр Нил Фирнли Продюсер Брент Карл Клаксон … Википедия

  • Обетованная земля — The Outer Limits: The Promised Land Жанр фантастика … Википедия

  • ◘ обетованная земля — ◘ ОБЕТОВАННАЯ СТРАНА/ (книжн.). 1. Палестина, благодатная, богом обещанная земля, куда, по библейскому сказанию, бог привел евреев, выводя их из египетского плена. 2. Желанный, благодатный край (переносн.). ► Красота дивная! … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • страна́ — ы, мн. страны, ж. 1. Местность, территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям. Горная страна. Жаркие страны. □ Я мечтал все время сделаться великим путешественником, исследующим с опасностью для своей жизни неведомые… … Малый академический словарь

  • обетованная земля — обетова/нный край; Обетова/нная земля (страна), книжн. О благодатном месте, где царит счастье; о долгожданном пристанище. Вот она, моя земля о ая! Далеко земля о ая. Край о., где ты? По библейскому сказанию страна, обещанная израильтянам Богом,… … Словарь многих выражений

  • обетованная земля — обещанная; иноск. желательное, давно с нетерпением ожидаемое Обетованную землю увидеть (иноск.) достигнуть желаемой цели Ср. Он молча и задумчиво указал рукой вдаль… там, между полей, змеей вилась дорога и убегала за лес дорога в обетованную… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Обетованная земля

Смотреть что такое «Обетованная земля» в других словарях:

  • Обетованная земля — The Outer Limits: The Promised Land Жанр фантастика … Википедия

  • обетованная земля — земной рай, элизиум, эдем, молочные реки, кисельные берега, рай Словарь русских синонимов. обетованная земля сущ., кол во синонимов: 5 • земной рай (6) • … Словарь синонимов

  • ◘ обетованная земля — ◘ ОБЕТОВАННАЯ СТРАНА/ (книжн.). 1. Палестина, благодатная, богом обещанная земля, куда, по библейскому сказанию, бог привел евреев, выводя их из египетского плена. 2. Желанный, благодатный край (переносн.). ► Красота дивная! … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • обетованная земля — только ед. , устойчивое сочетание 1) Так в Библии называется земля Ханаанская , где течет молоко и мед , обетованная (обещанная) богом Аврааму, т. е. Палестина, куда Бог и привел евреев из Египта, выполняя свое обещание. 2) книжн. Место, куда кто … Популярный словарь русского языка

  • Обетованная земля — Восторж. 1. Сказочно привлекательное место, куда кто либо мечтает попасть. Для того чтобы идти тысячу вёрст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью вёрст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ — так в Библии называется «земля Ханаанская», «где течет молоко и мед» (Исх. 3:8), обетованная (обещанная) богом Аврааму … Атеистический словарь

  • обетованная земля — обетова/нный край; Обетова/нная земля (страна), книжн. О благодатном месте, где царит счастье; о долгожданном пристанище. Вот она, моя земля о ая! Далеко земля о ая. Край о., где ты? По библейскому сказанию страна, обещанная израильтянам Богом,… … Словарь многих выражений

  • обетованная земля — обетов’анная земл’я (Евр.11:9 ) земля, обещанная Господом потомкам Авраама (Быт.15:18 ). Простиралась она от пределов Египта до Евфрата, но более известна как Ханаанская земля. Евреи после сорокалетнего странствования по пустыням вошли в нее под… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Обетованная земля — Обѣтованная земля, обѣщанная (иноск.) желательное, давно съ нетерпѣніемъ ожидаемое. Обѣтованную землю увидѣть (иноск.) достигнуть желанной цѣли. Ср. Онъ молча и задумчиво указалъ рукой въ даль … тамъ, между полей, змѣей вилась дорога и убѣгала… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • обетованная\ земля — обетов’анная земл’я (Евр.11:9 ) земля, обещанная Господом потомкам Авраама (Быт.15:18 ). Простиралась она от пределов Египта до Евфрата, но более известна как Ханаанская земля. Евреи после сорокалетнего странствования по пустыням вошли в нее под… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Народ Иудеи – цивилизация Земли Обетованной

В конце XIII в. до н.э. начинается переселение на запад кочевых семитских племен из Верхней Месопотамии. Считается, что в их числе были и предки еврейского народа. Раннюю историю Древней Иудеи можно теперь изучать лишь по археологическим находкам и описывающим ее события библейским текстам, но степень достоверности последних в настоящее время невозможно установить научным путем.

Евреи, как и другие семитские народы: арамеи и арабы, почитали своим далеким предком Авраама – пророка бога Яхве. Яхве – это древнееврейское имя того же Бога, в которого верят христиане и мусульмане. Поэтому в настоящее время Иудаизм, Христианство и Ислам, в основе которых лежит культ одного и того же Бога-творца, всецело управляющего миром, называются аврамическими религиями. Из сохранившихся до нашего времени аврамических религий еврейский Иудаизм – самая древняя, она существует уже много тысячелетий.

Евреи считали себя потомками внука Авраама Иакова, его второе имя, упоминающееся в Библии – Израиль. Согласно Библии, первоначально евреи обосновались в Египте, где попали в рабство фараону и были тяжело угнетаемы. Бог Яхве услышал мольбы евреев о защите и приказал Моисею – представителю еврейского племени Левия, вывести их из Египта. После того как евреи покинули Египет, Моисей уединился на горе Синай, где Яхве ниспослал ему десять заповедей – нравственных правил, регулирующих отношения между членами еврейской общины Одна из заповедей гласила: «Не сотвори себе кумира», то есть, запрещала веру и поклонение относительно кого-то еще, кроме бога Яхве Единобожие является основополагающей концепцией в Иудаизме (как впоследствии в Христианстве и Исламе). Через Моисея евреи заключили с Богом договор, что они будут исполнять все божественные законы и повеления, а Бог дарует им благодатную землю Ханаан (Палестина). Моисей умер перед самым вступлением своего народа в обетованную землю Ханаан, и евреи выбрали своим предводителем Иисуса Навина. Как уже говорилось, научно сейчас нельзя установить, насколько эти предания достоверны. Но достоверно известно то, что около 1200 г. до н.э. на западе территории исторического Ханаана – степных и пустынных, частично гористых земель между побережьем Средиземного моря и реками Евфрат и Иордан, появилось 250 раскопанных археологами древнееврейских поселений. Это – самые древние еврейские поселения из обнаруженных к настоящему времени.

До евреев земли Западного Ханаана были населены другими семитским народом – ханаанеями. В борьбе с ханаанеями и набегами кочевников проходило становление древнееврейского могущества. Многие ханаанейские племена, как гласит Библия, были вскоре поголовно истреблены евреями, поскольку оказывали плохое влияние на их религиозность. На земли Ханаана, кроме того, зарились хетты и Египет, а затем в Палестину вторглись филистимляне – представители так называемых «народов моря» – древнейшего населения Средиземноморья, переселявшегося на восток предположительно с Балканского полуострова и подвергавшего жестокому разграблению богатые восточные города. Первые поколения евреев в Палестине жили в условиях племенного союза. Согласно Библии, после смерти Иисуса Навина еврейский народ распался на двенадцать колен (племен), каждое из которых имело полную политическую независимость. Однако всебщим авторитетом пользовались так называемые судьи, толковавшие религиозный закон. Под их влиянием ранние еврейские племена держались определенного единства, в особенности перед внешним противником. Эпоха судей продолжалась до XI в. до н.э. К концу ее еврейское религиозное знание пришло в упадок, распространились суеверия и нарушения религиозной морали, отчего еврейский народ оказался на грани гибели от рук окружавших его врагов, прежде всего, филистимлян. Однако затем уважаемый всеми судья Самуил призвал во избежание смут и беспорядка избрать единого правителя (царя) над всем еврейским народом. Около 1029 г. до н.э. первым царем евреев был избран Саул (Шаул) из Вениаминова колена, который правил до 1005 г. до н.э. Началось формирование еврейской государственности.

Эпоха раннего еврейского царства, названного по имени прародителя евреев Израиль, считается «золотым веком» еврейской истории. В этот период еврейская нация достигла наивысшего могущества и богатства, шло активное развитие ее культуры, воздвигались города и величественные храмы. Уже при Сауле филистимляне были вытеснены с большей части территории Палестины Однако в 1004 г. до н.э. Саул и его сыновья погибли в одной из битв. Царем был избран зять Саула Давид из колена Иуды. Давид, почитаемый также как пророк, окончательно разгромил и изгнал филистимлян, подчинил Израилю последние независимые города-государства ханаанеев, в том числе взял считавшийся неприступным город Иерусалим на скале, который сделал столицей еврейского государства. Под контроль Израиля попала вся торговля между Египтом и Месопотамией.

Древний Израиль

Государственная жизнь Израиля, как и весь еврейский быт, неразрывно была связана с религией, впоследствии получившей название Иудаизм, в основе которой лежал культ единого бога-властителя Яхве. Иерусалим стал и религиозным центром евреев. Туда была перевезена главная еврейская святыня – Ковчег (ларец) Завета. Источником религиозного знания было Священное Писание – комплекс текстов, переданных пророками – людьми, передававшими учение от самого Бога, старинных еврейских преданий, трактатов священнослужителей. Иудейское Священное Писание пополнялось новыми текстами на протяжении всей истории древнееврейской государственности. При Давиде в него вошел Техилим (Псалтирь) – сборник текстов-восхвалений Бога. Иудейское Писание признается и христианами (собственно, первоначально христианская религия сформировалась как течение Иудаизма в конце истории древнееврейской государственности) и входит вместе с раннехристианскими текстами в состав Библии. В средние века иудейские священники обозначали все древнееврейские религиозные тексты общим термином Танах. Часть Писания, содержащая основные положения иудейской религии и рассказывающая о еврейской истории до времени, близкому к смерти пророка Моисея, называется Тора («учение, закон») или Моисеев закон. В христианской Библии она известна как Пятикнижие Моисея.

На религиозных нормах в Древнем Израиле держался весь общественный порядок. Отступления от закона Яхве строжайшим образом карались. Верующие были обязаны проявлять уважение и солидарность между собой. Нельзя было говорить друг другу неправду, присваивать чужое имущество, проявлять по отношению друг к другу скаредность. Смертной казнью карались богохульство, половая распущенность, нарушение священного запрета на какой-либо, даже малозначительный, труд в субботний день, непослушание родителям. Запрещались браки с иноверцами.

Древний Иерусалим и башня Давида

Наивысшего расцвета Израиль достиг во время правления сына Давида Соломона (965 – 928 гг. до н.э.). При нем государство вступило в тесный союз с Египтом и Финикией. На берегу Акобского залива в Красном море был построен порт, ставший центром еврейской морской торговли. Для защиты от вражеских набегов повсеместно были возведены мощные крепости. В Иерусалиме при помощи мастеров из Финикии были возведены царский дворец и храм Яхве. Чтобы благополучно вершить грандиозные преобразования, содержать широкий штат государственных чиновников и состоявшее из наемников войско, Соломон ввел в государстве единую налоговую систему и трудовую повинность. Скотоводы и земледельцы уплачивали в казну десятую часть приплода скота и урожая.Соломон вошел в мировую историю как образец мудрости и справедливости. В Библии приводится рассказ, как он рассудил двух споривших женщин, каждая из которых называла себя матерью одного младенца. Выслушав их претензии, Соломон приказал воину разрубить младенца на две части и отдать каждой женщине по половине. Одна женщина выразила одобрение, сказав, что пусть он не достанется тогда никому, другая же в ужасе взмолилась отдать ребенка своей сопернице, только не убивать его. Соломон остановил воина и приказал отдать ребенка испугавшейся женщине, сказав, что она и есть настоящая мать того. Соломон передал ряд вошедших в Священное Писание поучений (притч), в основном касающихся нравственных норм. Они на тысячелетия вперед стали нравственно-этическим руководством не только иудаистов, но и христиан.

Однако сиятельные годы правления Соломона, как оказалось, были не только наивысшим, но и заключительным периодом не слишком долгого израильского расцвета. После его смерти государство погрузилось в тяжелую внутреннюю смуту: другие еврейские племена выступили против господства в политической и общественной жизни колена Иуды. В результате в 925 г. до н.э. единое царство распалось на два постоянно враждующих между собой: Иудею (давшую название и религии евреев) на юге и сохранивший прежнее название Израиль на севере. Столицей Иудеи был Иерусалим, столицей Израиля – Самария Этим немедленно воспользовались противники еврейского государства. Египет, который усиление еврейской державы начало стеснять, разорвал союз с еврейскими царями и начал оказывать помощь всем их врагам. Но главная угроза исходила от первого агрессора древнего Ближнего Востока – Ассирии. В 722 г., после двух столетий нараставшего упадка еврейских государств, ассирийский царь Саргон II захватил Самарию, разорил ее и значительную часть населения Израиля увел в свои владения. Евреи Израиля, уведенные в плен ассирийцами, там ассимилировались среди местного населения, и исчезли без следа, а северное еврейское государство прекратило свое существование. Иудея, хотя сохранила свою независимость, из-за господства Ассирии на Ближнем Востоке уже не могла восстановить свое былое влияние. Даже падение Ассирийской державы не могло способствовать этому: геополитическую гегемонию в ближневосточном регионе захватил сначала Египет, а затем Вавилон. В 586 г. Иудейское царство постигла страшная трагедия: царь Вавилона Навуходоносор II захватил Иерусалим, разрушил храм Яхве и увел в плен значительную часть населения. Правда, так называемое вавилонское пленение не было слишком долгим: в 538 г. до н.э. персидский царь Кир II захватил Вавилон и разрешил переселенным евреям вернуться на родину. В Библии это событие связывается с деятельностью пророка Даниила, поразившего персидского царя своей проницательностью и тем вызвавшего его милость к плененным Навуходоносором евреям.

Бедствия, которые претерпевало еврейское государство и его население, побуждали еврейский народ все больше обращаться к тщательному исполнению религиозных обрядов. Беды объяснялись наказанием Бога за нарушение древнего договора, заключенного евреями во время Моисея, падением религиозности народа, распространением алчности и угнетения богатыми бедных. Для позднего периода еврейской государственности характерно сильное увеличение влияния служителей культа. Священники иерусалимского храма стали правящей прослойкой в Иудее, в их руках находилось решение и религиозных, и политических вопросов. Однако больше древнееврейское государство никогда не достигало прежнего значения в ближневосточной политике. В IV в. до н.э. Иранская держава Ахеменидов была завоевана Александром Македонским – могущественным и экспансивным правителем Древней Греции и близкой той по культуре Македонии. Иудея тоже вошла в состав сначала империи Александра, а затем, после распада той, переходила в руки ее наследников – то Египта, где правила династия Птолемеев, то охватывавшей Ближний Восток и Иран державы Селевкидов. В этот период Иудея испытывала сильное влияние древнегреческой культуры. Правители возникших в результате завоеваний Александра держав – так называемых эллинистических государств, считали греческую культуру идеалом всех ценностей и недоброжелательно относились к «варварским» обычаям. В 167 г. до н.э. селевкидский царь Антиох IV под страхом смертной казни запретил исполнять законы Яхве, что спровоцировало иудейское восстание под руководством священника Маттатии Хасмонея и его сыновей. Восстание переросло в двадцатипятилетнюю войну, которая по прозвищу одного из ее лидеров – сыновей Маттатии, Иуды Маккавея получила название Маккавейской. Маккавейская война оказалась самым успешным из иудейских восстаний: она закончилась обретением Иудеей полной независимости. У власти утвердилась династия Хасмонеев. Хасмонейская Иудея была эллинистическим государством: во главе ее стоял монарх-самодержец, обладавший всей полнотой государственной власти, правивший, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, однако городские общины имели самоуправление, решали свои внутренние дела на городском собрании (как в прежние века было принято в Древней Греции). При Хасмонеях Иудея расширяла свою территорию, пока не поглотила всю Палестину. Тогда казалось, что возрождается былое могущество Древнего Израиля. Однако тем временем в Средиземноморье набирала силу очередная грозная держава, культура которой в будущем окажет заметное влияние на весь мир, – Древний Рим.

Принципом древних римлян было никогда не вести в открытую агрессивных войн. Но Рим осуществлял активное военное вмешательство в дела других стран под предлогом защиты их от чьей-то агрессии или поддержки во внутриполитической борьбе каких-либо местных партий. Однажды появившись в чьих-то пределах, «союзные» римские войска, как правило, уже не покидали этой земли, приводили к власти угодных Риму правителей, которые впоследствии как бы «добровольно» включали свою страну в состав римской державы. После того римские гарнизоны наводили в новой провинции свои порядки и жестоко подавляли всякое стремление местного населения к независимости. В 63 г. до н.э. в Иудее вспыхнуло противостояние между царями-братьями Гирканом II и Аристобулом II, в связи с чем туда был призван для «третейского суда» римский полководец Помпей. Обладавшие передовыми по тому времени вооружением и организацией римские войска после трех месяцев осады взяли Иерусалим. В течение некоторого времени Иудея сохраняла формальную независимость, но фактически ей правили цари – ставленники Рима. В 37 г. до н.э. – 4 г. н.э. Иудеей правил верный сторонник Рима Ирод I, который прославился крайней подозрительностью и жестокостью, однако заботился о нуждах религии и народа. Во время голода в 25 г. до н.э. он приказал обменять в Египте на хлеб все золото своего дворца, а В 19 г. до н.э. отстроил роскошный новый иерусалимский храм. В 6 г. н.э. войска Римской империи низложили сына Ирода Архелая и упразднили Иудейское царство. Иудея вошла в состав римской провинции Сирия, ее руководителем стал назначаемый римлянами наместник – прокуратор. В 14 г. н.э. римский император Калигула восстановил царскую власть в Иудее, дав добро на воцарение внука Ирода I Ирода Агриппы, однако иудейский царь должен был исполнять большинство своих правительственных полномочий по согласованию с римским прокуратором. Римляне, однако, отличались терпимостью к религии завоеванных ими народов, даже помогали укреплять местные религиозные культы, поэтому при римском господстве, в отличие от селевкидского, в Иудее не было религиозных притеснений.

Римскую политику безоговорочно поддерживало высшее духовенство и крупные землевладельцы. Эта прослойка общества образовала партию саддукеев. Они объявили, что нет необходимости исполнять закон Моисея «слишком мелочно». Против этой концепции, по сути являвшейся вопиющим нарушением древних религиозных предписаний, выступали фарисеи – партия консерваторов, тем не менее, достаточно лояльно относившихся к Риму. В результате слово «фарисей» стало нарицательным, обозначающим лицемера, пытающегося в своих интересах угодить двум противным сторонам.

В период присоединения Иудеи к Римской империи среди угнетенного тяжелыми податями, уплачиваемыми храмам, царю, римскому императору, распространилась вера в скорое пришествие нового пророка – Мессии, который избавит верующих от гнета чужеземцев и установит на земле царство веры и справделивости. Эта вера играла основополагающую роль в возникновении различных оппозиционных Риму и зависимым от того властям религиозно-политических группировок. Среди них наиболее известными были зелоты, активно использовавшие в своей борьбе террористические акции, и ессеи, а к концу I в. н.э. большое влияние получили христиане, утверждавшие, что Мессия уже являлся к народу в образе Иисуса из города Назарет, который от имени Бога творил чудеса, исцеляя людей, и призывал народ полностью обратиться к служению Богу, оставив лицемерные пороки и проявляя смирение. После чего Иисус вознесся к Богу на небо, обещав спустя определенное время явиться вновь уже собственно для установления царства Божьего. Христианская религия и культура столетия спустя грандиозно преобразила мир, став основой для формирования в средние века европейской цивилизации.

В 66 г. н.э. в городе Цезарее произошло столкновение между сторонниками Рима – часть населения, воспринявшего эллинистическую культуру, и консерваторами. При этом прокуратор Гесий Флор поддержал проримскую партию. В ответ сторонники традиционных иудейских ценностей восстали и перебили дислоцировавшийся в Иерусалиме римский гарнизон. Затем один за другим против римлян поднялись все еврейские города. Центральную роль в начале восстания занимали фарисеи, однако когда оно охватило всю страну, и большая война со скорым на расправу Римом стала неизбежной, испугались и перешли на сторону римлян. Император Нерон послал на подавление восстания войска под командованием Тита Флавия Веспасиана – тоже будущего римского императора, основателя династии Флавиев. Так началась Первая Иудейская война 66 – 70 гг. н.э. Еврейские повстанцы оказали римлянам ожесточенное сопротивление, но нехватка сил и внутренние противоречия сделали свое дело: в 70 г. н.э. сын Веспасиана Тит осадил Иерусалим. Взять город с ходу у римлян не получилось. Писатель Иосиф Флавий – еврей-перебежчик, описывал, как жители города мужественно и упорно защищали его, хотя от вызванного осадой голода умирали прямо на улицах. В конце концов город сдался. По приказу Тита воины сравняли его с землей, а уцелевшее население было продано в рабство. Всякое самоуправление Иудеи было навсегда уничтожено, она стала обычной римской провинцией. В течение 60 лет в разрушенном Иерусалиме стоял Десятый легион, прославившийся своей жестокостью.

В 131 г. римский император Адриан решил ассимилировать еврейский народ, заселив Палестину римлянами и основал в Иерусалиме римскую колонию Элия Капитолина. Здесь же началось возведение храма Юпитера Капитолийского. Появление языческого храма на святом месте было воспринято иудеями как невиданное кощунство, и в 132 г. в Палестине вспыхнуло восстание под предводительством Симона Бар-Кохбы. Повстанцы выбили римлян из Иерусалима, а затем смогли вытеснить римские войска из большей части Палестины. Симон Бар-Кохба провозгласил себя царем Израиля. Однако затем римские войска под командованием Юлия Севера перехватили у повстанцев стратегическую инициативу и начали возвращать контроль над Палестиной. В 136 г. римляне захватили последний оплот повстанцев – крепость Бетар, в ходе штурма погиб Бар-Кохба. Во время Второй Иудейской войны римляне подвергли страшному опустошению земли Палестины, из-за чего население толпами бежало в другие римские провинции (Грецию, Македонию, Киренаику)), в лежащую южнее пустынную Аравию. В конце концов в Палестине осталась лишь небольшая еврейская община. В истории еврейского народа начался многовековой период диаспор. Греческий географ Страбон писал:

Стена Плача – сохранившаяся после разрушения римлянами часть древнего храма в Иерусалиме. Иудейская святыня

В Средневековье с развитием европейской цивилизации из бывших европейских провинций Древнего Рима евреи в большом количестве стали селиться в странах Европы. Традиционная приверженность религиозным порядкам, убежденность в превосходстве Иудаизма над другими религиями в значительной степени препятствовала их ассимиляции народами, в окружении которых они селились, хотя, конечно, новые условия жизни побуждали их перенимать бытовую культуру, традиционную одежду и языки тех стран. Сохраняя свое религиозное самосознание, евреи автоматически сохраняли и национальное, так как Иудаизм широкого распространения в среде других народов не получил. Поэтому еврейский народ сквозь почти два тысячелетия смог полностью сохранить свою национальную идентификацию до наших дней. В средние века иудейская религия продолжала свое развитие, тем более что из-за римского разорения были утрачены многие письменные источники религиозного знания, и у иудейских священников возникла необходимость восстанавливать в нем пробелы. Был написан Талмуд – свод правовых и этических положений, основанных на религии. Религия и национальная принадлежность в сознании евреев Средневековья начинали тесно переплетаться. Они осознавали себя избранным Богом народом, который должен был охранять божественный закон и занимать господствующее положение над другими. Было даже установлено ограничение для обращения в Иудаизм представителей других народов, и иудеи иной национальности (например, хазары), имели в иудейском обществе меньше прав. При этом в иудейской среде сохранились, вероятно, пережитки первобытной родовой матрилинейности: хотя общество и было строго патриархальным, национальная принадлежность определялась, тем не менее, по матери. То есть, сын еврейки, даже если она была замужем за иудеем из другого народа, считался евреем, а сын нееврейки, даже если она была замужем за евреем, евреем уже не считался. Детей-неевреев не принимали в иудейские школы, где преподавали знающие религиозный закон педагоги, и о своей религии они узнавали лишь со слов родителей. Впрочем, как уже говорилось, представители других народов крайне редко принимали Иудаизм, и все сказанное обо отношениях между евреями и неевреями в иудейской общине в основном можно отнести к Хазарскому каганату – единственному нееврейскому государству, где Иудаизм был принят в качестве государственной религии.

Отношение к еврейским общинам со стороны населения стран, где они селились (кроме Хазарского каганата, конечно), было, как правило, не очень доброжелательным. В средние века религиозная принадлежность обычно была главным критерием, по которому оценивали человека, и иноверцы считались нежелательными гостями. Поэтому в еврейской среде активно развивались ремесла и торговля, позже – ростовщичество, позволявшие семьям и общинам пользоваться определенным расположением властей и зарабатывать на жизнь в условиях недостатка собственной земли. Конечно потом, когда евреи стали составлять уже значительную часть населения многих стран Европы и Азии, появились и еврейские земледельческие и скотоводческие общины. В Новое Время в связи с распространением сложных правовых отношений, развитием науки многие евреи стали стремиться к получению образования и составили очень весомую долю в европейской интеллигенции. Многовековые традиции приспособления и выживания в окружении чуждого общества в совокупности с иудейской концепцией достижения максимально высокого и уважаемого положения побуждали даже в условиях кризиса религиозного сознания многих представителей еврейского народа добиваться совершенства во всем. Знаменитыми представителями еврейского народа стали Бенджамин Дизраэли, Карл Маркс, Альберт Эйнштейн. А о дискриминации евреев во времена фашизма здесь же на history-thema.com есть статья-хронология под названием “Хроника дискриминации евреев нацистской Германией“.

Еврейское поселение (местечко) в Бессарабии (Западная Украина), конец XIX в.

Древнее еврейское государство и в лучшие свои годы не прославилось какими-либо крупными завоеваниями, и в истории Древнего Востока занимало весьма скромное место. Однако сформировавшаяся в нем древнееврейская культура через христианское посредство оказала заметное влияние на культуру современного мира. Знаменитые Десять заповедей, библейское выражение «око за око – зуб за зуб», дошедшие до нашего времени названия «фараон», «бегемот» (изначально – упомянутое в Библии животное, обитающее в реке Иордан), нарицательное слово «фарисей» напоминают об этой прекратившей свое существование девятнадцать веков назад древней цивилизации.

Земля Израильская

История Израиля

Земля Обетованная

Колена Израилевы

Исход

Завоевание Ханаана

Эпоха Судей

История древнего Израиля и Иудеи

Израильское царство

Иудейское царство

Вавилонский плен

Эпоха Второго Храма

Античный период

Правление Птолемеев и Селевкидов

Хасмонейское царство

Царство Ирода I

История Палестины

Иудея под властью Рима

Византийская провинция

Арабский период

Иерусалимское королевство

Правление мамлюков

Палестина в Османской империи

Британский мандат в Палестине

Современный Израиль

Сионизм

Создание Государства Израиль

Также

История еврейского народа

Портал «Израиль»

О стране, наиболее тесно связанной с Землёй Израильской, см. «Израиль». См. также «История Израиля».

Спутниковый снимок Земли Израильской, включая части Государства Израиль, Ливана, Иордании, Сирии и Египта. Январь 2003 года

Земля́ Изра́ильская (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל‎, Э́рец-Исраэ́ль), также Земля́ Обетова́нная, Свята́я Земля́ — исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к региону, сегодня наиболее тесно связанному с Государством Израиль, на протяжении всей истории начиная от библейских времён до наших дней. Однако историческая область Эрец-Исраэль не идентична ни территории современного Израиля, ни территории древних еврейских царств, и следует различать эти понятия. В настоящее время на территории исторической Земли Израильской находятся, собственно, Израиль, часть южного Ливана, западная часть Иордании, часть Сирии, Иудея и Самария (Западный берег реки Иордан) и Сектор Газа.

В Пятикнижии Моисеевом (Чис.34:1-12) — территория между рекой Иордан и Средиземным морем называется Ханаан (ивр. К’наа́н‎), «земля, текущая молоком и мёдом», земли семи народов (с полным или неполным перечнем), нередко по контексту просто «эта земля». Северная граница — чуть севернее современной израильской, по реке Литани, хотя мнения средневековых комментаторов о точных границах расходятся. Название Земля Израильская впервые встречается в Библии (1Цар.13:19) и многократно встречается у пророка Иезекииля и в более поздних источниках.

В иудаизме и библейской истории термин Земля Израильская используется как наименование Земли Обетованной, то есть обещанной Богом всем 12 коленам Израилевым, где имеют силу многие из 613 заповедей иудаизма, не применяющиеся вне её (например, связанные с храмовой службой или субботним годом). Израиль (ивр. יִשְׂרָאֵל‎, Исраэ́ль) — имя, данное библейскому патриарху Иакову, также означает еврейский народ (то есть общность потомков Иакова, где бы они ни жили), а также Израильское царство и, после его раскола — название северного Израильского царства (в отличие от южного царства — Иудеи).

После того, как римский император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы в 135 году н. э., он построил на месте Иерусалима языческий город «Элия Капитолина» и приказал всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан называть Палестиной («Palaestina» — латинский вариант греческого названия).

Название «Палестина» является искажённым на греческий манер ивритским словом «плиштим» — пришелец, захватчик, оккупант. Первоначально евреи называли так пеласгов, которые захватили некоторые прибрежные регионы Израиля (преимущественно земли колена Дана) и занимали их до того момента, когда царь Давид нанёс им поражение. Адриан провёл переименование, чтобы подчеркнуть, что эта территория теперь принадлежит захватчикам — римлянам.

Во времена английского мандата (1920—1948) название «Палестина» закрепилось за всей территорией Эрэц-Исраэль. В середине XX века от названия «Палестина» было образовано слово «палестинцы» («палестинский народ», «арабский народ Палестины»), относившееся к арабам, проживавшим на данной территории, хотя прежде название «палестинцы» определяло просто жителей региона, и не носило этнической окраски.

До создания государства Израиль евреи называли его будущую территорию как Палестиной, так и Эрец-Исраэль, а прочие названия (например, Ханаан) вышли из употребления. Обоими терминами пользовались сионисты и антисионисты, религиозные и нерелигиозные. Также в СССР, в период ограничений на репатриацию в Израиль, многие евреи называли свою историческую родину «Эрец-Исраэль» или просто «Эрец» в разговорах друг с другом по сложившейся традиции. Многие религиозные евреи по древней еврейской традиции продолжают использовать термин Эрец-Исраэль (иногда в ашкеназийском произношении, «Э́рец-Иср́оэль») и после провозглашения государства Израиль на части Земли Израильской. Многие сионисты, от Бен Гуриона до современных политических деятелей, наоборот, подчёркивают, что еврейский суверенитет пока не распространяется на всю территорию Эрец-Исраэль. Заключив мирные соглашения с Египтом и Иорданией, Израиль признал границы с этими государствами, отсекающие часть его исторических территорий. Нежеланием передавать противнику части Земли Израильской, как правило, объясняется позиция израильского правого лагеря в израильско-палестинском конфликте.

См. также

  • Израиль (значения)
  • Палестина
  • Ханаан

Ссылки

  • Земля Израиля — Библейский период

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Сионизм
Идеологии

Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • Каханизм

Организации

Ховевей Цион • Билу • Всемирный еврейский конгресс • Всемирная сионистская организация • Гехалуц • Гистадрут • Еврейское агентство • Еврейский национальный фонд • Керен ха-Йесод • Ваад Леуми • Сионистская организация Америки • Религиозные сионисты Америки • Антидиффамационная лига • ВИЦО • Сионистский форум • Бейтар • Еврейское движение сопротивления • Бриха • Хагана • Иргун • Лехи • Пальмах • Поалей Цион • Авода • Ликуд • Херут • Бней Акива • Гуш Эмуним • Ха-шомер ха-цаир • Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед • Центральный сионистский архив

Прочее

История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Старый ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Великий Израиль • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Стена и башня • Израильские поселения

Израиль в темах
История

Земля обетованная • Древний Израиль и Иудея (Израильское царство • Иудейское царство) • Античный период • Римская провинция • Византия • Арабский период • Крестоносцы • Айюбиды • Мамлюки • Османская империя • Британский мандат • Государство Израиль

Символы

Герб • Флаг • Гимн • Звезда Давида • Менора

Политика
Вооружённые силы
и спецслужбы

Генеральный штаб • Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морской флот •
Внешняя разведка • Общая служба безопасности • Военная разведка • Полиция

География
Природа

Климат • Флора • Фауна • Недра • Национальные парки • Водные ресурсы

Население

Израильтяне • Языки (иврит • арабский • русский • идиш) • Религия • Наука • Спорт • Образование • Здравоохранение • Профсоюзы

Экономика

Валюта • Банковская система • Промышленность • Сельское хозяйство (кибуц • мошав) • Туризм • Транспорт • Торговля

Связь и СМИ

Телефон • Интернет (.il) • Почта (марки) • Телевидение • Радио • Пресса

Культура

Всемирное наследие • Музыка • Литература • Кинематограф • Архитектура • Скульптура • Кухня • Праздники • Музеи • Памятники

Арабо-израильский
конфликт
Портал «Израиль» • Проект «Израиль»
Святые места в иудаизме
Места Земля Израиля • Камень Основания • Стена плача • Храмовая гора
Гробницы Гробница Давида • Гробница Иосифа • Гробница праматерей • Гробница Рахили • Пещера патриархов
См. также: Список мест погребения ветхозаветных персонажей
Четыре святых города Иерусалим • Тверия • Хеврон • Цфат
Алия
Досионистская алия Возвращение к Сиону • Старый ишув
До создания Израиля Первая алия • Вторая алия • Репатриация во время Первой Мировой Войны • Третья алия • Четвёртая алия • Пятая алия • Алия молодёжная • Репатриация во время Второй Мировой Войны • Бриха • Новый ишув
После создания Израиля Операция «Орлиные крылья» • Операция Эзра и Нехемия • Исход евреев из мусульманских стран • Репатриация из Польши в 1968 • Алия из СССР в 1970-е • Операция «Моисей» и Соломон • Репатриация в 1990-е из стран бывшего СССР • Репатриация из Латинской Америки в 2000-е
Концепции Иудаизм • Сионизм • Закон о возвращении • Земля Обетованная • Эмиграция из Израиля • Галут • Еврейский мессианизм
Связанные темы Моссад ле-Алия Бет • Еврейская История • Еврейская диаспора • История евреев в Израиле • Ишув • История Израиля • Израильские евреи • Антисионизм • Иврит • Религиозный сионизм • Палестинские евреи • Джойнт

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх